ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ

Объявление

ВНИМАНИЕ!!!!!!!!!!!!!!!! ЕСЛИ ВЫ ЗАРЕГИСТРИРОВАЛИСЬ И НЕ МОЖЕТЕ ВОЙТИ ПИШИТЕ НА АДРЕС, kirill83s-pb@mail.ru ПРОБЛЕМУ РЕШИМ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. С УВАЖЕНИЕМ, АДМИНИСТРАЦИЯ ФОРУМА ВЕРТОЛЕТЧИКОВ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » Вертолеты над Чернобылем. » Вертолеты над АЭС.


Вертолеты над АЭС.

Сообщений 151 страница 180 из 194

151

Добрый день! Я так и не смогла ничего добиться, по-прежнему ищу свидетелей. Обновила свои посты выше, добавила сканы документов.

0

152

По первому каналу начали показывать фильм "Мотыльки",посвященный событиям на Чернобыльской АЭС.

0

153

Наталья Бездробная написал(а):

Добрый день! Я так и не смогла ничего добиться, по-прежнему ищу свидетелей. Обновила свои посты выше, добавила сканы документов.

Статья закона, что Вы приводили, касается служивших по призыву, т.е. солдат-срочников. Ваш муж служил по конракту. Значит надо искать другую статью или добиваться принятия другого закона. К сожалению.

0

154

Очередная годовщина аварии на ЧАЭС.
Здоровья живым, вечная память ушедшим.

+1

155

26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС.

Вечная память и слава всем ликвидаторам - и живым и погибшим

http://sb.uploads.ru/t/Sk7zv.jpg

0

156

"В 1986 г. возможности Ка-27 пригодились во время ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Когда потребовалось провести мониторинг состояния разрушенного реактора 4-го энергоблока ЧАЭС, засыпанного к тому времени специальным веществом, под руководством И.А. Эрлиха создали многоярусный измеритель, представлявший собой стальную трубу длиной 18 м и диаметром 100 мм с помещенными внутрь датчиками. Это устройство, как и операция по его установке, получили название «Игла». Для ее проведения задействовали прибывший из феодосийского филиала камовской фирмы Ка-27Е (борт 910). При подготовке к установке «Иглы» с вертолета демонтировали аппаратуру «Советник».

Работа предстояла поистине ювелирная и очень опасная из-за высокого уровня радиоактивного излучения. Для ее проведения Ка-27 подходил гораздо лучше, чем классические машины, т.к. соосная схема позволяла пилотировать его более точно. После нескольких тренировок операцию осуществили 19 июня. Машину пилотировал летчик-испытатель Н.Н. Мельник, в экипаж также входили штурман-испытатель В.М. Ткаченко, ведущий инженер Ю.Н. Кулыков, бортоператор О.А. Азаров. Как вспоминал один из руководителей операции П. Надзенюк, события развивались следующим образом: «Мы вылетели в район АЭС тремя вертолетами. Машина, которую вел летчик Мельник Н.Н., несла фал с «иглой». В нашу задачу входила корректировка положения его вертолета во время заключительной фазы операции. До реактора мы вели вертолеты со скоростью 50 км/ч. В 8 часов 40 минут расположились в расчетной зоне. Мельник выполнил зависание над выбранной во время тренировок первой точкой и тут же начал снижение. Однако «игла» не вошла, так как не смогла пробить корку, застывшую над реактором. Вторая попытка тоже была безуспешной. Счастливым оказался третий заход: на наших глазах «игла» вошла на две трети своей длины. Затем было отключено устройство, которым фал крепился к вертолету, и 200-метровый кабель упал на землю.»

Экипаж Мельника на Ка-27 установил в районе 4-го энергоблока еще ряд датчиков, в том числе и в жерло вентиляционной трубы. Всего Мельник выполнил в Чернобыле 46 полетов общей продолжительностью 52 ч, получив дозу облучения 160 бэр. За проявленное мужество и героизм ему было присвоено звание Героя Советского Союза."
http://se.uploads.ru/t/JqRam.jpg
Летчик-испытатель Н.Н. Мельник (слева) возле Ка-27Е (борт 910) во время ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Июнь 1986 г. http://www.k2x2.info/transport_i_aviaci … _01/p3.php

+1

157

Решил попытать счастье: может быть, кто-то откликнется через форум или кто-то знает  членов экипажей совершавших полеты в июне-июле 1986 г. на единственном за Чернобыльскую эпопею  МИ-24РР, в камуфляже, бортовой номер 020. (но, увидев фото 1987 г. борта номер 02 из архива полковника Зинченко Николая Павловича, засомневался с бортовым номером. Не кидайте в меня тапочки - время коварная штука)  с экспериментальным бортовым комплексом радиационной разведки ИМД-31 “Зефир”.
На тот момент его все звали, по привычке, МИ-24 РХР, но не многие знали, что  это был совершенно другой комплекс.

http://sa.uploads.ru/t/Q69hS.jpg

Борт базировался в Гончаравске, но несколько раз “ночевал” на “Кубке-1”
В основном прибывал на площадку подскока “Кубок-1” забирал представителя ОГ УНХВ МО. Весь световой день (с перерывом на обед) кружил вокруг станции, на высотах от 3м до 5000м (с отключенной блокировкой транспортного люка).
Начальник ОГ ВВС на то время генерал-лейтенант Недзелюк П.М. – ныне “ушедший” от нас (до сих пор вспоминаю, как он ценил работу экипажей в районе 4-го блока и что для него не было не выполнимых задач). Так как я никогда до ЧАЭС не летал на борту вертолета в составе экипажа, и никто мне не объяснил, как пользоваться тангетой борт-земля, то мой мат при заходе на 4-й блок слышали все борта Чернобыля и естественно Павел Матвеевич. До определенного момента я его не знал: каждодневная утренняя рутина – приходил в ОГ ВВС МО СССР, расписывался за получение борта и на “Кубок-1”.  Но, вот в один из дней прихожу, а дежурный говорит нет борта – он на регламенте, так что отдыхай. Как отдыхай: я делаю ежедневные утром - в обед - вечером замеры МЭД гамма-излучения над 4-м блоком – от этого зависит жизнь людей, а вдруг сегодня был “выхлоп”. Полковник говорит: “Вали отсюда и отдыхай! ”Ну, тут меня и прорвало. Я ему все сказал: кто он такой и к какой бы матери он пошел бы, а вертолет чтоб был – мне данные передавать надо в Госкомиссию и Москву В.К. Пикалову. Тут от группы в бежевых комбезах около стола отделяется мужик в комбезе и говорит: “Майор тебе же говорят, что борт на регламенте.”
Ну, я и ему отпустил и добавил, что я не майор, а старлей. А, он мне: “ Это тот “Воздушный бандит”, что кроет в эфире на весь Чернобыль матом подполковника орденоносца авганского комеска и который заложил народ на землю около Административного здания – сухопутный народ надо предупреждать о своих маневрах. Мне все звонят и говорят ”У тебя чуть борт пятненный не врезался в парогенераторный цех”. Я его спрашиваю: “А вы, что с нами на борту летаете, а то, что завалил виноват – не подумал что кто-то испугается. Что вертолета не видели здесь”. Он, мне показывает на “матюкальник” на стене и говорит: “Я с тобою целый день летаю – хорошо ты командира бреешь и этих полковников (показывает на дежурного и группу в комбезах) и главное за дело.  Вертолет твой тебе будет завтра. А сегодня я тебе, майор, дам МИ-8.”  Я ему: “Я уже сказал: я не майор,  я старлей.” Он отходит, снимает со шкафа генеральскую фуражку, надевает и говорит: “Ну, давай “Воздушный бандит” познакомимся – Начальник ОГ ВВС МО СССР генерал-лейтенант Недзелюк. А, майора я тебе сразу же дам, если приедешь служить ко мне в Одессу.” Я ему: “Через два звания нельзя”. Он отвечает: “Командующему ставки ВВС ЮЗН можно, думай. Но, чего бы ты не надумал, как бы не повели себя при твоем возвращении из Чернобыля твои химики, я буду представлять тебя Пикалову к награждению от ВВС ”. Павел Матвеевич свое обещание выполнил.
Потом, я ему предложил запретить полеты всех бортов над над 4-м блоком с целью замеров МЭД гамма-излучения. Причина:  снижение доз облучения экипажей, так как я это делаю в  систематично каждый день, и нет необходимости по просьбе других ведомств спонтанно и хаотично гонять борта на эти замеры. Он согласился. Мало того, он дал указание о том ,  что бы когда мой борт шел на замеры 4-го блока  освобождалось небо от  всех бортов в непосредственной близости от АЭС.
Пусть пухом ему будет земля!

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2002 г. N 638

ОБ УСТАНОВКЕ МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ НЕДЗЕЛЮКУ П. М.

    Принимая во внимание ходатайства Новосибирского областного аэроклуба "Сиблет" Российской оборонной спортивно-технической организации, администрации Центрального района, на основании решения городской комиссии по наименованиям от 04.02.2002 N 7, руководствуясь статьей 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
    ПОСТАНОВЛЯЮ:
    Разрешить установку мемориальной доски на здании по адресу: ул. Крылова, 24, посвященной заслуженному военному летчику, генерал-лейтенанту авиации Недзелюку Павлу Матвеевичу, со следующим текстом:
    "Здесь учился Заслуженный военный летчик Генерал-лейтенант авиации Недзелюк Павел Матвеевич (1931 - 2000)".

За время своей работы я сменил четыре экипажа в связи с набором предельно допустимой дозы (честно говоря, щадил я экипажи – ведь люди, да и в познаниях о последствиях слабы были – никто в училище и не думал, что жо-ой будут висеть над реактором), а борт  “по наследству” оставил сменщику.

О себе. Из служебной характеристики:

Занимал должность “Старшего офицера по воздушной радиационной разведке ОГ УНХВ МО СССР”, имеет более 80 часов налета в районе аварийного блока и в 30-ти км зоне, осуществив при этом испытание в реальной радиационной обстановке экспериментального образца бортового комплекса вертолета МИ-24РР, впоследствии принятого на вооружение ВС СССР и эксплуатирующегося в войсках до настоящего времени. Впервые в мире выполнял сопряженные с особым риском для жизни,  следующие эксклюзивные задачи:
        - ежедневные измерения мощности экспозиционной дозы (МЭД) γ-излучения над "кратером" 4 -го блока (50 000 Р/ч)  для построения графика динами¬ки изменения МЭД γ-излучения над "кратером" реактора и для обеспечения радиационной безопасности полетов других "бортов"(снижение доз облучения экипажей вертолетов и ликвидаторов ), а также для визуального наблюдения за перемещением конструкций в "кратере" (обнаруженные  Хомяковым Н.Н. изменения агрегатного состояния и перемещения конструкций в “кратере”  привели к изменению подходов к строительству ”Саркофага”);
      - измерения на различных высотах МЭД γ-излучения над 3-м, 4-м блоками (50 000 Р/ч) с целью уточнения точки "зависания" вертолета с минимально возможной МЭД γ-излучения для установки робота на крышу 3-го блока и "Иглы" с датчиками в "кратер" 4-го блока (снижение доз облучения  и обеспечение безопасности экипажа проводившего “операцию”);
      -  измерения на высоте 3 м над крышей машинного зала и диаэраторной этажерки 3-го, 4-го блоков (600-950 Р/ч)  (предварительная разведка) с целью установления возможности выхода на них людей для ведения работ по дезактивации;
       - ежедневные полеты в "факеле" выброса из "кратера" 4-го блока с целью определения объема и  суммарной активности выброса радиоактивных изотопов из аварийного реактора;
      - по заданию Правительственной комиссии отбор воздушных проб, по которым РИАН им.Хлопина определял радиоизотопный состав воздуха, являющийся основой возможности реэвакуации 30 км зоны по воздушной составляющей;
  - испытание в реальной радиационной обстановке экспериментального образца
бортового комплекса радиационной разведки вертолета МИ-24 РР, в последствии принятого на вооружение ВС СССР.

С уважением и памятью ко всем  экипажам ЧАЭС, Хомяков Н.Н.

E-mail: nn20072@yandex.ru

0

158

2 Felix
Бортовой скорее -02, трехзначных в АА небыло.
На Ми-24 летали Броды ( но с апреля по конец мая, ЛС по дозе менялся быстро).
Нивенское, вэ Борисова.
Если был бортовой номер ,борт скорее всего пришел не с завода,
летал на 24 без бортового номера с завода, вроде формуляры остались в Гончаровске.
При нас на Кубке никто не ночевал, пыль и фон повышен,
да и дезактивацию и помывку проходили на аэродроме Малейки, доктора
пройти надо с утра, он и показания накопителя снимал.

0

159

Владимир, спасибо за ответ!

В прфайле стоит СВВАУЛ. "Сокол" посещал не раз. Я шесть лет служил в СВВИУХЗ после окончания МИФИ.  Теперь нет такого училища, а на территории опять монастырь.
На "Кубке-1" не экипаж ночевал. Экипаж улетал с другим бортом в Гончаровск. Ночевал борт - по моему вызову через В.К. Пикалова приехали с Москвы разработчики комплекса ИМД-31 и устраняли ночью неисправности и делали возможные в полевых условиях  доработки.
Борт пришел с первичных испытаний комплекса на точечном радиоактивном источнике с "Шихан".
Он на тот момент еще не был принят на вооружение, и так как официально без разрешения генконструктора нельзя и дырку просверлить в переборке, то он скорее всего пришел с ОКБ "Миля", где устанавливали оборудование. Я там спустя годы, по службе, в кабинете генконструктора  случайно встретил  Мельника Н.Н. - решался вопрос: чью технику лучше использовать в городе для решения спец.задач, Камовскую или Милевскую.
К сожалению, тоже ушел от нас. Он как только вошел в кабинет - сразу ко мне: "Николай, тебя видимо не радиация, ни время не берет. Как увидел тебя так сразу в душе вспыхнул Чернобыль. Как ты мне объяснял, в какой точке я должен зависнуть и не метра ниже и в какую точку развала попробовать воткнуть "Иглу", что бы я мог вернуться назад. Я каждую годовщину поднимаю рюмку за тебя." Потом показывает на звезду героя и говорит: "Эта звезда должна была бы быть у тебя. Ты каждый день висел над ним. А, я что - я просто по твоим инструкциям доставил груз." Хороший был человек - без в...ов, не в пример Антошкину - я, я, я ... принял решение, я дал указания. Сидел на земле и бездушно кидал на амбразуру вверенные ему экипажи.
По-поводу номера. У меня почему-то до сих пор в ушах от шлемофона стоят команды: "Двадцатый, прошу взлет. Двадцатый идет на объект - всем экипажам прекратить работы. ....."
У борта был опознавательный знак: так как я через воздухозаборник АГВ прокачивал фильтры "Пятрянова", которые контровочной проволокой крепились к патрубку и которые постоянно срывало в полете, по моей просьбе Недзелюк Павел Матвеевич договорился с начальником Черниговского училища негласно доработать этот, чертов, патрубок. И мне в ТЭЧи училища приварили зажим для фильтров с подходящего  прибора наземного применения. И наше горе кончилось. А то, летишь и думаешь "сорвет-не сорвет". Сорвет, значит все заново лететь и повторять пролет в облаке выброса. Там же на тот момент на складе лежал и трос на котором ставили первого робота на крышу 3-го реакторного блока. Прапора ТЭЧи боялись на этот склад заходить. Но, когда мы им показали на ДП-5 что высвечивает наша обувь и что при этом показывает прибор от троса, начали радостно по нему прыгать и говорить, что теперь на спор за пузырь будут вставать на него - "до этого момента это было гиблое место" в училище.   

Владимир, а на борту, на котором ты летал, кроме стандартного бортового оборудования РХР, что-то еще стояло, ну, типа стойки с электронными приборами  за приборами РХБР справа по борту, экран небольшой как монитор, клавиатура как на компе на  столике?

Я вот думаю, я же в то время на номер борта вертолета не пялился - ни к чему мне это было. Может "20" - это был позывной борта.
Но, вот бортовой 20.

http://sa.uploads.ru/t/yka8A.jpg

Кстати, я нашел фотки борта 02, точнее то что от него осталось на могильнике. Варвары - видимо, экскаватором разодрали его бедного на куски, заслужившую вечную память и место на постаменте машину. Но, она и тут не сдалась и гордо, назло всем годам и варварам, показывает на фотках свой бортовой номер "02"!!!

http://sa.uploads.ru/t/Pp7ls.jpg

http://sa.uploads.ru/t/lnTfw.jpg

http://sa.uploads.ru/t/JHcQp.jpg

Отредактировано Felix (2014-11-30 23:39:32)

0

160

Felix написал(а):

Решил попытать счастье: может быть, кто-то откликнется через форум или кто-то знает  членов экипажей совершавших полеты в июне-июле 1986 г. на единственном за Чернобыльскую эпопею  МИ-24РР, в камуфляже, бортовой номер 020. (но, увидев фото 1987 г. борта номер 02 из архива полковника Зинченко Николая Павловича, засомневался с бортовым номером. Не кидайте в меня тапочки - время коварная штука)  с экспериментальным бортовым комплексом радиационной разведки ИМД-31 “Зефир”.

"Кстати, в свое время был интересный вариант доработки Ми-24РР (радио разведки), с установленными пассивными антенными системами.
Сам комплекс и антенны были разработки НИИРС (20-ка)" http://forums.eagle.ru/showthread.php?t … amp;page=4

Вроде тоже упоминают б/н 20.

0

161

fencer написал(а):

"Кстати, в свое время был интересный вариант доработки Ми-24РР (радио разведки), с установленными пассивными антенными системами.
Сам комплекс и антенны были разработки НИИРС (20-ка)" http://forums.eagle.ru/showthread.php?t … amp;page=4

Вроде тоже упоминают б/н 20.

Вышеприведенный комплекс - это комплекс разработанный НИИРС.  Комплекс работает (осуществляет фиксирование) с  радио волнами. К Чернобыльской эпопее этот комплекс не имеет отношения.

ИМД-31 - это разработка СНИИП. Комплекс работает с ионизирующими излучениями. В Чернобыле борт с этим комплексом проходил испытания в реальной, так сказать,  боевой радиационной обстановке, которую весьма сложно, я даже бы сказал не возможно, создать в обычных полевых условиях.
В Чернобыле, благодаря великому несчастью - катастрофе, образовался уникальный объемный радиоактивный источник высокой мощности, постоянно во времени меняющий свои параметры. В формировании этого радиоактивного источника принимали участие и "кратер" 4-го блока, и постоянные "выхлопы" (выбросы) в атмосферу радиоактивных аэрозолей, и радиоактивное загрязнение самого борта вертолета и и... и ... и ...

Кстати, загрязнение самого борта МИ-24, а именно турбин двигателей внесло не малый вклад в последствия влияния  радиоактивного облучения на здоровье экипажей, и особенно тех кто находился в пассажирском отсеке, так как двигатели интенсивно "загрязнялись" и, при этом, находились длительное время на небольшом расстоянии от головы (читай головного мозга). В меньшей степени, но это тоже присуще МИ-8.  Результат: практически все члены экипажей работавших в районе АЭС среди прочих мед.диагнозов,  имеют диагноз - дисциркуляторная энцефалопатия различного генеза. Ну, это немного другая тема, но, если она кому-то интересна, то  я могу ее немного расширить. Как и тему расчетного метода ретроспективного восстановления индивидуальной поглощенной дозы гамма-изучения членами экипажей работавших над и около  "объекта"- 4-го блока.

Отредактировано Felix (2014-12-03 12:53:40)

0

162

волоха1 написал(а):

2 Felix
Бортовой скорее -02, трехзначных в АА небыло.
На Ми-24 летали Броды ( но с апреля по конец мая, ЛС по дозе менялся быстро).
Нивенское, вэ Борисова.
Если был бортовой номер ,борт скорее всего пришел не с завода,
летал на 24 без бортового номера с завода, вроде формуляры остались в Гончаровске.
При нас на Кубке никто не ночевал, пыль и фон повышен,
да и дезактивацию и помывку проходили на аэродроме Малейки, доктора
пройти надо с утра, он и показания накопителя снимал.


Прочитал твое сообщение в параллельной ветке "МИ-24":
"В Чернобыле летал без бортового номера, всё оборудование с компом. в грузовой, уровень заражения измеряли простым способом- боец с ДП выбегает после посадки и ДП-5 замеряет, остальной девайс отказал после пролета над реактором."

ИМД-31 не отказал при пролете на реактором. Просто внешний датчик гамма-излучения в свинцовом коллиматоре стоял жестко закрепленным в своем корпусе и на корпусе вертолета. Когда вертолет шел строго горизонтально он все показывал правильно. Но, как только появлялся крен, он начинал врать со страшной силой и показывать всякую белиберду. Потому что бортовой высотомер привязывался к одной точке на земле, а прибор брал в расчетах другую точку.  Не буду вдаваться в технические вопросы построения комплекса и его алгоритма работы по пересчету и привязке к поверхности земли. Одним словом - экспериментальный образец. Потом датчик поставили на гироскоп и все встало на свои места.

Это как раз ИМД-31. На тот момент других таких бортов МИ-24 в СССР не было.
Поэтому, делаю вывод: мы с тобою летали на одном борту и этот борт, исходя из твоих слов, был все-таки без номера. Осталось уточнить время твоей командировки.
Я, когда борт приходил с Гончаровска на "Кубок-1", настоял перед командиром экипажа, а потом закрепил это через Недзелюка, и мы стали высаживать борттехника при полетах над станцией и оставлять его на земле. Работы у него при замерах никакой нет, а облучать его просто так, в угоду инструкциям, я считал не правильным. Тем более, я столкнулся с тем, что экипажи просто были как малые дети в понимании того, что такое радиация и какие их ждут в будущем последствия. Приходилось давать щадящие практические уроки в районе трещины на "Рыжий лес" и объяснять, что ДП-63А, ИМД-21Б и ДП-5В которые им дают на борт - рабочие и исправные приборы.
А, то что стрелка западает вправо при подходе к блоку и там зависает, то надо просто делитель переключить на х1000. Собственно, в основном и весь мой мат в эфире был связан с бесшабашностью в этой области командира. Ему говоришь, 200 м отворот, а он прет через блок. Говоришь ему: "Ну, сколько тебе повторять. Если, тебе говорят отворот, значит отворот." А, он: "Я хочу, чтоб ты поточнее померил." Я ему: "Если я говорю отворот - значит я все уже что надо померил, а ты каждый раз прешь через блок."
А, он  - новый замер и прет опять через блок. Результат - мой мат в эфире.
Но, после замеров по высотам над 4-м блоком для определения минимально допустимой высоты и конкретной точки  зависания борта с точки зрения минимизации облучения при установке "Иглы" все команды исполнялись мгновенно и точно. В момент замеров, я просил командира и штурмана описывать свои ощущения. Испытали ощущения: что-то типа рези и мерцания в глазах, солнце сверху с бока по азимуту на Припять, а тепло идет снизу, возникает какая-то необъяснимая тревога. Закончили - пошли на "кубок" - я говорю: "Судя по ощущениям и приборам - сегодня дружно будем блевать."  Командир в ответ: "Фигня - мне такое чувство уже не знакомо с курсантских времен." Я ему: "Ну сегодня вспомнишь."
На следующий день, как обычно: борт присаживается на "Кубке", борт техник выпрыгивает и первым делом: "Вы, что вчера горилки нажрались? Я устал между ними бегать с тазом!". Я ему говорю, чтоб познать и не задавать глупых вопросов - запрыгивай на борт." Взлетели - на борту гробовая тишина. Командир мне: "Ты колдун что ли? Думал сдохну, со всех дыр перло." Я ему: "Это не я колдун - это радиация. Поэтому, когда говорю отворот - значит отворот." Ответ: "Все время думал Химдым - это, лишняя обуза - нормативы и зачеты. А, вы ... у меня просто нет слов вы же наша жизнь. Вот, афган. Вспышка с права - пошел стингер, я его вижу и я от него имею возможность уйти. А, здесь солнце, трава, яблоки, черешня: все как обычно и полная ж...па - ты даже не знаешь и не подозреваешь  от чего придет твоя смерть."
Пилот он, конечно, высший. Нужно было промерить крышу 3-го блока. Объясняю: "Нужно пройти над крышей как можно ниже." Отвечает: "Видишь на крыше штыри... они где-то метра три высотой." Я отвечаю, что вижу - это громоотводы. Он: "Кабина будет между громоотводами, винт над ними." Я, а трубу и громоотводы мы не заденем, а то нас отсюда никто даже и не снимет - никто не знает что тут светит."
Ответ: "Включай технику. Твое дело мерить, мое рулить. Делаю разворот и захожу на объект."  Разворачиваемся и со стороны хранилища отработавших ТВЭЛов заходим на крейсерской скорости без пристрелок на замер. Ощущения: ну все кирдык - сейчас или в стену блока врежемся или винтом об трубу зацепим. С винтом отлегло: загорелись габариты на лопастях - когда пролетали расстояние от трубы было метра три. И в блок почему-то не врезались, хотя он шел на нас прямо в лоб. В общем  замерили с первого захода. Люди, когда пошли на крышу, то уже знали что вернуться с нее. А до этого замера у всех кто предполагалось пойдет на крышу был просто предсмертный ступор от безысходности...
Через меня полноценно прошло три экипажа. Четвертый - буквально несколько дней.
Первый экипаж, с кем начинали и прошли вышеописанные события - командир подполковник, афганец. С его слов, что только вернулся и вот теперь здесь.
По взаимодействию его со штурманом у меня сложилось впечатление, что они летали вместе не один год. В полете, при заходе на замер не одного лишнего слова. Понимали друг друга с полуслова. Недзелюк Павел Матвеевич отмечал его как комэска. Всегда курил в полете, у меня постоянно горел шильдик "Разгерметизация". Но, резко перестал это делать после "танцев с тазом". Но, я думаю командиры среди боевых летчиков через один такие.

Отредактировано Felix (2014-12-03 16:47:14)

0

163

2 Felix
_________________
С 13 по 19 мая, над реактором пролетал 1 раз, какой то спец привез кучу дозиметров и тп.
Благо захватил 3 свинцовых жилета, бт оставили на земле, но спец полетел с нами.
Мой л-о снимал на фото, но вся пленка черная.
Пролетали на малой высоте и скорости.
При пролете смотрел как уйти вправо в сторону прудов при отказе .Оператор получил 8,я 7, т.к. у меня бронесиденье,
у него дюраль, и это несмотря что в сидушки уложены листы свинца.
А так женский голос - шлейф ,оденьте средства защиты.
Специалистов по работе с оборудованием не было, мое звено до этого на Ми-24 рхр не летало , как многие кто там был.
Да ,на борту висели контейнеры с каким то оборудованием, 2 шт.

Отредактировано волоха1 (2014-12-03 19:55:10)

0

164

волоха1 написал(а):

2 Felix
_________________
С 13 по 19 мая, над реактором пролетал 1 раз, какой то спец привез кучу дозиметров и тп.
Благо захватил 3 свинцовых жилета, бт оставили на земле, но спец полетел с нами.
Мой л-о снимал на фото, но вся пленка черная.
Пролетали на малой высоте и скорости.
При пролете смотрел как уйти вправо в сторону прудов при отказе .Оператор получил 8,я 7, т.к. у меня бронесиденье,
у него дюраль, и это несмотря что в сидушки уложены листы свинца.
А так женский голос - шлейф ,оденьте средства защиты.
Специалистов по работе с оборудованием не было, мое звено до этого на Ми-24 рхр не летало , как многие кто там был.
Да ,на борту висели контейнеры с каким то оборудованием, 2 шт.

Отредактировано волоха1 (Сегодня 19:55:10)

Вот, видишь шаг за шагом  продвигаемся в исторических событиях. Вот уже работы над "кратером" 4-го блока ЧАЭС и, кто-то из тех, кто их выполнял с 13 мая по 19 мая и с 14 июня по 14 июня  1986 г. уже нашлись. Может, кто-то из исполнителей или знающих этих исполнителей еще откликнется?
У меня особенно нет возможности другим способом кого-то разыскать из экипажей. Другое дело непосредственно сами экипажи. При моем общении на тот момент с Павлом Матвеевичем Недзелюком  он мне поведал, что на начальном этапе все экипажи формировались из летчиков прошедших Афганистан, так как они внутренне готовы летать с нарушением инструкций и готовы на выполнение любых задач связанных с особым риском. Кроме того, они все имеют колоссальный и ничем не заменимый опыт полетов в горных условиях, то есть с наличием препятствий. Мозг этих пилотов работает уже на мгновенный отклик при неожиданном изменении обстановки вокруг борта. Как он говорил - это элита,  которая может все - это боевые летчики. Я его слова осознал,когда столкнулся с экипажем из подмосковья - то, не могу, то не буду: по инструкции нельзя, а сколько я получу дозу при этом замере  и т.д., в общем шлангисты. Вы, летчики прошедшие афган, лучше друг друга знаете и поэтому, я думаю можно еще пока найти все экипажи работавшие на блоке. А то... в истории так и останется один Антошкин. А, я считаю, что нам нечего стесняться за нашу работу на блоке: если бы не данные получаемые в реальном масштабе времени с воздуха, то не известно сколько еще бы невинно пострадало бы тех, кого бы посылали на работы "в слепую". Ведь все госкомиссии и начальники "работали", что греха таить, по фотографиям, и не особо то знали реальную текущую обстановку на момент выполнения тех или иных работ.

На сколько я помню, на "Кубке-1" во время моего нахождения в командировке присутствовали два МИ-24: один стоял в стороне, на площадке около перелеска, напротив машины управления полетами, и я ни разу не видел чтоб он взлетал, а второй прилетал за мной с Гончаровска.
Других 24-x я там не наблюдал.

О твоем пролете. 7-8 рентген, как тогда было принято писать полученную дозу (по современному в Греях: умножь свои рентгены на 0,93 и на  10 в минус второй степени)  - это нормально, жить можно и будешь жить. А, вот то что "резиновая" кричала: "шлейф , оденьте средства защиты" вот это и самое опасное. Она так кричит тогда, когда борт разгерметизирован - это то о чем  я писал ранее - форточки не надо открывать. Кроме, всего прочего в такой ситуации не работает поддув по избыточному давлению в салоне. В результате, вы пролетая над реактором пролетели через радиоактивное облако выброса из блока, радиоактивный шлейф, и надышались высокоактивными радиоактивными мелкодисперсными аэрозолями, т.е. получили так называемое внутреннее облучение. Это значит, что внутрь организма попали радиоактивные долгоживущие частицы и потихоньку облучают организм изнутри. И, потомки через сотни лет вас всегда опознают как чернобыльцев плохо изучивших курс по РХБЗ. А вот, врачи этого даже и не увидят, потому что им в поликлинике нечем это видеть. При этом сменщикам вы оставили грязный внутри борт. Который ни одна дезактивация не уберет. Правда, я спустя годы бывал неоднократно в Торжке во времена, когда Белов был еще полковником, так экипажи не далеко ушли в познаниях от вас. Хотя уже и опыт полетов в Чернобыле имелся и все уже знали, что радиация - это плохо. Но, видимо, пока собственной шкурой не поймешь, что это такое, как мои экипажи, то в голове ничего не щелкает: зачем-то "резиновая" такое предупреждение делает вдруг, и на борту и у командира,  и у оператора-штурмана, и у бортехника зачем-то вдруг загорается красный транспарант. Вот, если бы в полете загорелся транспарант "Пожар двигателя", то, наверное, мозг заработал бы быстрее.
Не огорчайтесь все будет хорошо, но шалить с радиоактивностью не стоило бы.

Контейнеры по бокам на "крылышках" - это контейнеры с грунтозаборниками.

Оператор по-любому облучился сильнее, читай пост выше о влиянии турбин. Оператор - я имею ввиду оператора комплекса или этот ваш пассажир с дозиметрами.

Штурман-оператор, согласен, из-за меньшего коэффициента защиты бортом в связи с отсутствием бронелистов тоже получил немного больше дозу. Но, как таковые всякие защиты лежащие на кресле, мало оказывают влияние на снижение суммарной поглощенной дозы телом человека:  в нашем случае был очень сверхмощный источник излучения снизу - реактор и в оставшейся полусфере - тлеющий, постоянный  выброс высокоактивных радиоактивных аэрозолей широкого энергетического спектра. И, с уменьшением высоты над блоком это влияние (влияние защиты под исключительно задом) резко падает по экспоненциальной зависимости. Так что все что клалось под зад - это самоуспокоение по аналогии со сковородкой под задом: от чего-то спасет, а от авиационной пушки или зенитки навряд ли.

Отредактировано Felix (2014-12-10 13:40:55)

0

165

волоха1 написал(а):

2 Felix
_________________
С 13 по 19 мая, над реактором пролетал 1 раз, какой то спец привез кучу дозиметров и тп.
Благо захватил 3 свинцовых жилета, бт оставили на земле, но спец полетел с нами.
Мой л-о снимал на фото, но вся пленка черная.
Пролетали на малой высоте и скорости.
При пролете смотрел как уйти вправо в сторону прудов при отказе. [/color] Оператор получил 8,я 7, т.к. у меня бронесиденье,
у него дюраль, и это несмотря что в сидушки уложены листы свинца.
А так женский голос - шлейф ,оденьте средства защиты.
Специалистов по работе с оборудованием не было, мое звено до этого на Ми-24 рхр не летало , как многие кто там был.
Да ,на борту висели контейнеры с каким то оборудованием, 2 шт.

Отредактировано волоха1 (Вчера 19:55:10)


При пролете над кратером 4-го блока на малых высотах была очень высокая вероятность попасть, на так назовем, "прострелы мощного потока излучения из активной зоны реактора  из-за-неоднородности плотности материалов находящихся на поверхности кратера". Другими словами, борт мог "прострелиться" пучком излучения высокой мощности.
Результат: при 2000 Р мгновенно погибает мозг и из человека получается "овощ" - тело живет, а мозга нет. Нам просто всем очень и очень повезло, что никто не нарвался на эти "прострелы". Но, про это тогда авиационные начальники не говорили - они просто таких "заумных вещей" не знали и не знают.
А, в результате неграмотность одних порождала великий неосознанный риск для других (просто как котят бросали в реку), и их не признанный из-за неизвестности их дел и имен героизм. Вот интересно, если бы упал вертолет при таких причинно-следственных обстоятельствах - был бы Антошкин героем?

Отредактировано Felix (2014-12-10 13:32:23)

0

166

На счёт доз облучения- на площадке Малейки( дезактивации т.п) писали в карточку доз по показаниям- карандаша-,
более точную дозу знал доктор в Гончаровске по термонакопителю , но мне сколько на самом деле не известно.
Только сразу после поместили в госпиталь, после анализов и всяких замеров поменяли на зубах все металлические коронки, даже золотые.Пломбы с амальгамой менять не стали, сказав что все равно выпадут скоро.
Бортовой дозиметр зашкалил в крайнем правом положении переключателя.
Контейнер с оборудованием-
- войсковой прибор химической разведки ВПХР
- рентгенометр ДП-5Б
- комплект приспособлений отбора проб КПО-1
- метеокомплект МК-3
- танковый дегазационный прибор ТДП
- радиостанция Р-147
- сигналы химической тревоги СХТ-40
- дымовые гранаты РДГ-26
Всё хозяйство обеспечивает ведение наземной РХБ разведки на удалении от вертолёта до 1 км (ограничена дальностью радиосвязи Р-147 с вертолётом)

0

167

Самый распространенный в начальный период при ликвидации аварии на ЧАЭС был дозиметр ИД-1.
Или в обиходе "карандаш". Из его корпуса и выпускного клапана от движка  "ЗиЛ" удобные ножики с открывашкой для бутылочных пробок делали.

Вот его его общие ТТХ:
Тактико-технические характеристики войскового измерителя дозы ИД-1.

Дозиметр обеспечивает измерение поглощенных доз гамма-нейтронного излучения в диапазоне от 20 до 500 рад с мощностью дозы до 360000 рад/Ч при энергиях гамма-квантов от 0,08 до 2,2 МэВ.

Отсчет измеряемых доз производится по шкале, расположенной внутри дозиметра и отградуированной в радах.

Основная погрешность измерения поглощенных доз гамма-излучения не превышает ±20% в диапазоне от 50 до 500 рад по гамма-излучению 60Со.

Измерение поглощенной нейтронной дозы обеспечивается заданной чувствительностью детектора дозиметра к тепловым нейтронам, равной (3±20%)·103 нейтр/см2·рад в нормальных условиях.

Дополнительная погрешность измерения дозиметра от изменения температуры не превышает:

а) ±8% от измеренного значения в нормальных условиях на каждые 10°С изменения температуры от 20 до 50°С;

б) ±6% от измеренного значения в нормальных условиях на каждые 10°С изменения температуры от плюс 20 до минус 50°С.

Дополнительная погрешность измерения дозиметра от изменения относительной влажности воздуха до 98% при температуре 35°С не превышает ±12% от измеренного значения в нормальных условиях.

Энергетическая зависимость дозиметра по диапазону энергий гамма-излучения в пределах от 0,08 до 2,2 МэВ при измерениях не превышает ±24% относительно показаний при энергии 1,25 МэВ.

Дозиметр рассчитан на использование в боевых условиях, т.е. при применении ядерного, термоядерного и нейтронного оружия.

По своим ТТХ он совершенно не подходил для использования в условиях аварии на ЧАЭС - что снимали с него дозиметристы и что они вписывали в журнал "Индивидуальных доз облучения Л/C" одному богу и им известно (тот же бог им судья).

Были еще одни аналогичный комплект "карандаш" (но они были скорее исключение, чем правило). Они были ближе к теме, но все-равно это было не то, что нужно было для этих целей:
Комплект индивидуальных дозиметров ДП-22В
Комплект индивидуальных дозиметров ДП-22В предназначен для измерения индивидуальных доз гам

предназначен для измерения индивидуальных доз гамма-излучения в диапазоне от 2 до 50 Р при изменении мощности дозы от 0,5 до 200 Р/ч.

В общем эти приборы в основном народу были выданы для того, чтобы народ посмотрел в него и понял, что у него все хорошо и он нехрена не получил никакой серьезной дозы  А реальные дозы ликвидаторов ни Партии ни начальству нах не нужны были. Поэтому постепенно все журналы учета индивидуальных доз (при их бессрочном хранении в архивах по закону) были уничтожены.
В последствии этот факт очень возвысил очень многих начальников - у них полученные дозы оказались по 100-200 Р. А у непосредственных исполнителей работ в районе 4-го блока - дозы оказались "курам на смех".

Правда реальную суммарную экспозиционную дозу внешнего облучения за счет облучения организма человека гамма-излучением можно рассчитать и математически используя физическую модель 4-го блока ЧАЭС. Извиняюсь за пропуски в тексте - редактор применяемый на форуме не "переваривает" "многоэтажные" математические формулы, поясняющие рисунки. Также, не даны ссылки на используемые литературные источники.  В качестве примечания скажу, что существенно на полученные реальные дозы экипажей влияет высота пролета над блоком и скорость борта - ну, это просто один из основополагающих принципов теоретической и  практической  дозиметрии (экспоненциальный закон изменения мощности дозы излучения).
Скорость 300 км/ч бралась с целью прикидочных расчетов и проверки верности методических подходов к расчетам с использованием физической модели 4-го разрушенного реакторного блока ЧАЭС.
Но, общий подход к расчетам, я думаю, понятен и при наличии некоторых шероховатостей в наглядном изложении данного текста.

И так,

2.1. Экспозиционная доза гамма-облучения Дкрат., полученная за счет замеров кратера 4-го блока.

В результате аварии на 4-ом блоке ЧАЭС возник мощный объемный самопоглощающий источник гамма-излучения [4] представляющий собой, т.н. "аварийный развал" (Рис.1).

Рис.1. Внешний вид 4-го блока ЧАЭС после разрушения (июнь 1986 г.).




Для определения исходных параметров данного источника гамма-излучения необходимых для расчета МЭД гамма-излучения на высоте полета вертолета рассмотрим конструкцию реактора до аварии, характер разрушений его в результате аварии и распределение гамма-излучающих продуктов наработки в нем.
Рассмотрим особенности конструкции реактора РБМК-1000 (Рис.2, 3) [5] (первоначальная загрузка топлива 190,2 т).
Графитовая кладка (диаметр 13,8 м, высота 8 м) активной зоны (диаметр 11,8 м, высота 7м) и часть верхней биологической защиты располагаются в герметичной полости, образованной верхней и нижней металлоконструкциями и цилиндрическим кожухом в радиальном направлении. За кожухом реактора размещается бак водяной защиты (внешний диаметр 19 м, толщина 1,2 м). Далее за внешним монтажным пространством расположена боковая бетонная биологическая защита (толщина 2 м). Между баком водяной защиты и боковой бетонной биологической защитой монтажное пространство (толщиной 1,3 м) засыпано обычным песком. Сверху шахта реактора накрыта верхней плитой (отметка Е - "Елена") в виде металлоконструкции коробчатого типа (диаметр 17 м, толщина 3 м), заполненной серпентинитом. Над верхней плитой располагается разводка трубопроводов теплоносителя, над которой размещено верхнее защитное перекрытие (толщина 1м). Снизу активная зона "лежит" на нижней опорной плите (диаметр 14,5 м, толщина 2 м), конструктивно выполненной аналогично верхней плите, которая опирает-ся на крестообразную металлоконструкцию с ребрами жесткости (высота 5,3 м).
Вся рассмотренная выше конструкция реактора находится в реактор-ной цилиндрической шахте (высота 23 м, диаметр 23,6 м). Размер реакторно-го (центрального) зала 40 м на 40 м.
После аварии (Рис.2, 4) в результате визуального наблюдения и диагностических исследований [1] установлено, что машзал реакторного отделения разрушен до отметки 30 метров, с полным разрушением пола реакторного зала до верхней плиты "Елены", которая вместе с трубами пароводяных коммуникаций, остатками технологических каналов, обломками железобетонных конструкций поднята взрывом и стоит на ребре под углом 15 градусов к вертикали (при этом, ее геометрический центр поднят примерно на 5 м по сравнению с проектным положением). Сброшенные с вертолетов материалы по-крыли машинный зал слоем до 15 м. Обращенные к центральному залу стены барабан-сепараторов разрушены ударной волной взрыва увеличив размер "аварийного развала" до 60 м на 80 м (реальная площадь 4200 м2). Основание реактора после взрыва опустилось примерно на 4 м вниз от своего штатного положения. Само реакторное пространство было заполнено поглотителем гамма-излучения и фрагментами кладки реактора. Как показали тепловые и радиационные измерения, значительное количество топлива в виде застывшей "лавы" ("слоновая нога") сбросилось в подреакторное помещение (75 25 тонн) и бассейн-барботер (12 тонн) на отметки 9 м и 0 м. Кроме того, основная часть ядерного топлива  [1] находилась в шахте реактора, в разрушенном центральном зале и на пром площадке вокруг 4-го блока.
Исходя из приведенного выше анализа можно сделать вывод, что источник гамма-излучения 4-го блока в основном состоит из 3-х объемных источников:
первый - оставшееся топливо активной зоны в шахте реактора и подреакторном пространстве высотой около 14 м и диаметром около 21,6 м;
второй - топливо расположенное в разрушенном центральном зале вы-сотой около 19 м и размером 60 м на 80 м (площадью 4200 м2) (Рис.5);
третий - конвекционный  гамма-излучающий "шлейф" мелкодисперсных частиц [5].
При этом, первые два источника разделены между собой гамма-поглощающей смесью (топливо, воздух, бор, доломит, глина, песок, бетон, графит) [1, 6] высотой около 12 м и диаметром 21,6 м.
Таким образом, в формировании МЭД гамма-излучения на высоте полета вертолета участвует в основном второй источник гамма-излучения с максимальной энергией гамма-квантов Eγ 2Мэв [8, 9, 11] и МЭД гамма-излучения на поверхности до 50000 Р/ч [1].
С физической точки зрения данный источник представляет собой объемный самопоглощающий источник в виде параллепипеда (длина 60 м, ширина 80 м, высота 19 м). Для облегчения расчетов перейдем от данного реального источника гамма-излучения к эквивалентному по величине создаваемой мощности дозы источнику в виде толстого диска (радиус 39 м, высота 19 м) [10]. Тогда МЭД гамма-излучения на высоте полета вертолета от данного источника (без учета самопоглощения гамма-излучения в источнике), граница которого видена с этой высоты под углом φ, определяется выражением [12, 13, 14]:

Pн=P1м{Ф(μвН) - cosφФ(μвНsecφ)},

где  Рн - МЭД гамма-излучения на высоте полета вертолета, Р/ч;
       Р1м  - МЭД гамма-излучения на высоте 1м от излучающей поверхности , Р/ч (50000 Р/ч [1]);
       Н - высота полета вертолета (Н=100м), м;
       φ - угол между перпендикуляром в центре диска (источника) и линией под которой видна граница
             диска с высоты полета вертолета (φ=21o при Н=100 м);
       μв - линейный коэффициент ослабления -излучения возду-хом (при Eγ=2Мэв μв=0,00574 м-1[7,
              15]);
       Ф(х) - функция Кинга, табулированная [14].

Тогда, Pн=50000{Ф(0,00574 100) - cos21oФ(0,00574 100 sec21o)} =    =2025,0 Р/ч.
Эффективный размер источника, определяющий время полета вертолета в гамма-поле от него, влияющем на экспозиционную дозу экипажа:
         l=200 м=0,2 км
Скорость вертолета: V= 300 км/ч.
Тогда, время нахождения над кратером 4-го блока во время замера:
Таким образом, экспозиционная доза внешнего гамма-облучения за один замер:

Всего сделано замеров за 30 суток:

N = 2х30 = 60

Тогда, суммарная экспозиционная доза гамма-облучения полученная за счет замеров кратера 4-го блока:

Дкрат.= 60х0,678 = 40,68 Р

2.3. Экспозиционная доза внешнего гамма-облучения Дроб. полученная за счет определения “точки зависания” вертолета для установки робота на крышу 3-го блока.
В данном случае реальный источник гамма-излучения представляет собой прямоугольник размером 72 м на 60 м [16], который можно заменить эквивалентным поверхностным источником в виде вытянутого эллипса [13] с осями 100 м и 14 м с максимальной МЭД гамма-излучения на поверхности Р=5000 Р/ч [1, 19].
Тогда,       [13],
      где           Р1м  - МЭД гамма-излучения на высоте 1м от излучающей поверхности , Р/ч (5000 Р/ч [1]);
                      Н - высота полета вертолета, м;
                      μв - линейный коэффициент ослабления гамма-излучения воздухом (при Eγ=2Мэв
                             μв=0,00574 м-1[15]);
          F(x) - интегрально-показательная функция табулированная [13].

Эффективный размер источника, определяющий время полета вертолета в гамма-поле от него, влияющем на экспозиционную дозу экипажа:
l=100 м=0,1 км
Скорость вертолета: V= 300 км/ч.
Тогда, время нахождения над крышей 3-го блока во время замера:

Измерения проводились на высотах Н=3м, Н=10м, Н=20м, Н=30м, Н=40м, Н=50м   (на этой высоте влияние кратера 4-го блока оказалось существенным и измерения были прекращены).
Тогда,
                             
                         
                   
МЭД гамма-излучения на высоте 50 м складывается из МЭД гамма-излучения от источника крыши 3-го блока и МЭД гамма-излучения от источника 4-го блока, который в точке измерения виден под углом φ=57о (см. п.2.1).
Тогда,
                     

=50000{Ф(0,00574 50) - cos57oФ(0,00574 50 sec57o)}  2982,870 Р/ч

Суммарно:               Д50 = + =0,020+0,999 = 1,019 P

Таким образом, суммарная экспозиционная доза внешнего гамма-облучения полученная за счет определения “точки зависания” вертолета:

Дроб.= Д3 + Д10 + Д20 + Д30  + Д40 + Д50= 0,119+0,061+0,040+0,031+0,025+1,019= =1,295 Р

В заключение отмечу, что эскулапов, которые подвергли Вас экзекуции по съему коронок надо сажать на кол за безграмотность при исполнении своих обязанностей - излучение никоим образом не влияет на метал коронок. Разве только, если их положить непосредственно к мощному источнику, чтобы появилась, так называемая, наведенная радиоактивность. Но, это из другой оперы.
Золото то хоть вернули, бессердешные?
То что пломбы вылетят - так они рано или поздно у всех с нашими спецами-врачами вылетают - просто лечить надо правильно и по науке.
Правда..., у чернобыльцев присутствует повышенное вымывание кальция из организма и как следствие ослабление костной ткани - поэтому у них, как правило, у всех проблемы с позвоночником (грыжи) и костями (повышенный риск переломов), в том числе и с зубами. Но, это явно начинает проявляться только через десятки лет после облучения. Берегите себя, а особенно шейку бедра - дорогого это сейчас стоит: даже в Москве надо отстоять долгую очередь в госпиталь для постановки хоть какого-то импланта, не говоря уж об титановом!

Отредактировано Felix (2015-01-11 00:05:48)

0

168

Рад всем сообщить, что наконец-то после долгих попыток пробить стену непонимания власти о необходимости и значимости для будущих поколений увековечивания народной памяти о ликвидаторах катастрофы на ЧАЭС, удалось  пробить брешь в структуре власти Москвы, в лице мэра Москвы, убедив его к 30-летней годовщине катастрофы на ЧАЭС установить на Поклонной горе монумент героям ликвидаторам катастрофы на Чернобыльской АЭС.
О чем издано соответствующее постановление:

http://sf.uploads.ru/bXjH8.jpg

+2

169

Почитал эту тему и хочу сказать - спасибо вам, ребята, за то, что вы все делали тогда - и в Афганистане, и в Чернобыле.
Мне всего 25, я простой связист, но ваши рассказы и воспоминания меня впечатлили. Как до последнего времени по школам ходили ветераны ВОВ (а кто-то и сейчас ходит) и рассказывает, так и вам нужно это рассказывать ребятам.

Сейчас постоянно читаю тревожные новости, и кто знает, может - и моему поколению придётся работать на заражённой радионуклидами территории, но надеюсь, до новой большой войны политики и фанатики мир не доведут и остановят свои опасные игры.

0

170

Felix
Если есть возможность множите посчитать.
Н-150м, скорость 120 , это мин. запас .

0

171

волоха1 написал(а):

Felix
Если есть возможность множите посчитать.
Н-150м, скорость 120 , это мин. запас .

Извиняюсь, долго не заходил на форум. Конечно, обязательно посчитаю.

Выкладываю ссылку на  фильм:

http://www.youtube.com/watch?v=_3XgnYFOGvk

c 38.40 мин - работа МИ-24РР по забору пробы растительности и грунта вблизи деревни в июле 1986 г.

Может... кто-то узнает экипаж или себя в этом экипаже?

Отредактировано Felix (2015-03-13 00:47:05)

0

172

Poseidon написал(а):

Почитал эту тему и хочу сказать - спасибо вам, ребята, за то, что вы все делали тогда - и в Афганистане, и в Чернобыле.
Мне всего 25, я простой связист, но ваши рассказы и воспоминания меня впечатлили. Как до последнего времени по школам ходили ветераны ВОВ (а кто-то и сейчас ходит) и рассказывает, так и вам нужно это рассказывать ребятам.

Сейчас постоянно читаю тревожные новости, и кто знает, может - и моему поколению придётся работать на заражённой радионуклидами территории, но надеюсь, до новой большой войны политики и фанатики мир не доведут и остановят свои опасные игры.


Спасибо за теплые слова.
25 - это хорошее время. Я в 25, через 10 дней после дня рождения бороздил просторы над 4-м блоком и был уверен в перспективах своей жизни на все 100%. А, сейчас невозможно спрогнозировать даже на следующий день в какой стране будем жить. Весело, "завидую" я вам!
Проблема вся в том, что всегда глупые и недальновидные решения одних порождают героизм других и это,видимо, нескончаемый процесс: видимо, это наш "особый путь" цивилизационного существования.
А, они потом мямлят: что мы думали что... мы не все знали... мы надеялись и тому подобный бред.
Например, Чернобыль - Горбачев, развал СССР - Горбачев. Истоки нынешней Украины - он же заложил, а теперь все виноваты и америкосы, и европейцы.
Не волнуйтесь, вам на зараженной территории, если она будет радиоактивно-загрязненной, работать не придется, так как некому будет работать. Это только в кино после ядерного удара как то живут, в реалии это далеко совсем не так. Хирасима и Нагасаки не в счет - там были детские мощности зарядов по сравнению с современными боеголовками. Так что все будет довольно быстро и практически не больно.
Но, это может будет, может не будет...
А, вот последние веяния циничнее потенциальной ядерной угрозы и вероятного противника  - молча свернули все социальные программы поддержки по льготным категориям граждан. А, как же - государство ведь социально-ориентированное и от своих обязанностей не отказывается. Оно просто их не хочет выполнять.
"Медицину" убирают - все "афганцы", "чернобыльцы" и т.д. теперь, пожалуйста, лечитесь за свои, если они у вас есть, а нет так и суда нет. Сейчас страну будут "делать" "Хирурги" и "Казаки" и т.д.- об них и будет забота.
А, вообще-то, все правильно: каждое население заслуживает своих руководителей. Именно население, потому что в основном народа то желающего соответствующей богатств своей страны жизни в последнее время особенно то и не видно - "золотой телец" и пессимизм пожирает наш народ, и вера-надежда в хорошего батюшку. Вот все говорят о возможном распаде страны. Так она уже давно распалась на два государства - на тот народ, который не сходит с экранов телевизоров и на тот, что пытается хоть как-то выжить в современных реалиях.
А..., так все хорошо, как говорится "трудно первые двадцать пять лет - потом привыкаешь..."

Отредактировано Felix (2015-03-13 01:59:54)

0

173

"Ликвидаторов", их вдов и детей уже с 29-ой грустной годовщиной! Здоровья, стремления, не смотря ни на что, к жизни и побед над препонами бюрократов всех мастей постсоветского пространства создаваемых Вам!  История и правда за нами!

Готов закладной камень для установки на месте будущего монумента на Поклонной горе.

http://sh.uploads.ru/t/OkxcN.jpg

Около камня не я.

Планировали установить к 26 апреля 2015г. Но, вся власть занята подготовкой к 9 мая и решили не комкать наше мероприятие, а перенести на ноябрь 2015г. - ко дню завершения работ по "Укрытию".

Владимир (волоха1), я о тебе помню - после 26 посчитаю. Сплошные мероприятия к годовщине.

Отредактировано Felix (2015-04-24 02:02:29)

0

174

С 29 годовщиной ликвидаторов, нас всё меньше и меньше.
Живым здоровья(если осталось), ушедшим вечная память.

0

175

Митинг памяти "Ликвидаторам катастрофы на Чернобыльской АЭС" г.Москва. Субъективно - наши люди объективно "уходят". Обратили внимание, что власть  Москвы не подходит с пониманием и вниманием к памяти "О событиях 26 апреля 1985 г.", а следовательно к организации своевременного прибытия ко времени начала митинга людей - автобусы выделяют, а дальше как хотите езжайте через московские "пробки": многие округа, просто добрались да мемориала после окончания митинга - это просто позор власти.  Обращает на себя внимание работа "Союз-Чернобыля Западного округа Москвы" - машины ГИБДД "ведут" их колонну через пол Москвы реально перекрывая движение и обеспечивая беспрепятственное  движение колонны на митинг - чувствуется человеческое уважение инспекторов к "Ликвидаторам".
  На митинге: дежурные пустые фразы Гришна о постоянно увеличивающейся заботе власти страны, "Союз-Чернобыля России", в его персональном лице, и МЧС России о "Ликвидаторах" - за десятилетия сдачи "чернобыльского закона" и "Ликвидаторов". просто, начал не то что "бронзоветь", а начал превращаться в "золотого ликвидатора всей России"... После митинга на кладбище, кто где устроится, как бомжи, за "поминальной стопкой" все твердят: пора начинать орг.мероприятия по замене  этих "золотых ликвидаторов", иначе власть отнимет последние остатки соц.защиты "Ликвидаторов" - медицину уже отняли... Украина, в лице Яценюка,  это уже начала делать...

http://www.mreporter.ru/reports/49191

Отредактировано Felix (2015-04-27 23:52:41)

0

176

Felix
Ну как?

0

177

Здравствуйте, многоуважаемые вертолётчики!
Хочу поздравить вас с наступающими праздниками и пожелать вам крепкого здоровья, поменьше нервотрёпки и побольше счастливых моментов! Огромное спасибо за ваш труд!
Я уже несколько лет занимаюсь вопросов, связанных с ликвидаций последствий катастрофы на ЧАЭС. В книге Юрия Щербака есть такие строки:
на вершине полосатой трубы, возвышавшейся над четвертым и третьим блоками, как ни в чем не бывало сидел... вертолет! Словно аист, вымостивший себе гнездо над мирной сельской хатой.
         "Это было в начале сентября, перед завершающим этапом закрытия саркофага. Надо было установить контрольные приборы, чтобы проверить ряд параметров. И вот летчик-испытатель Николай Николаевич Мельник - человек очень застенчивый, очень миловидный, очень симпатичный, совершенно непохожий внешне на летчика-испытателя, каким его представляют, скажем, в кинофильмах, - взялся выполнить эту рискованную операцию. С ним был представитель головного завода Эрлих Игорь Александрович - инженер старой закалки, я думаю, ему было лет за шестьдесят, деликатный, подчеркнуто вежливый, резко отличающийся от всей нашей чернобыльской спецовочно-тельняшечьей братии... Интересная пара была. Они опустили прибор в трубу, а прибор взял и зацепился за какие-то ребра внутри трубы. Надо вынимать, а с лету-то не выдернешь. И Мельник сел на трубу. И прибор они вытянули.
Хотела бы спросить, есть ли среди присутствующих свидетели этой операции? Может быть, у кого-то есть фото этого момента?

0

178

алекс написал(а):

О себе:
   Участвовал в ликвидации последствий в составе сформированной в/ч 18007 с 23 мая по28 июня 1986 года.Базировались в Овруче,смешанная АЭ из Ми-8,Ми-24рхр,Ми-6,Ан-12. Работали почти кажый день по плану института радиологии(г. Москва).Ми-8 "таксовали",Ми-24 собирали  пробы грунта и воды для составления карты загрязнения ,Ан -12 возили эти пробы ,почти ,каждый день в Семипалатинск на анализ.       Выполнил 72 вылета,посадок немеряно.,69 часов налета на Ми-24 за этот период.
      Может быть кто-то помнит эти времена? Буду рад пообщаться!
      Фамилия НШ была  Афонько,комАЭ с Ан-12,кажется Грязнов. Полученную дозу радиации тогда ещё толком не измеряли,но РИ-65 часто сообщало"Опасная зона,одеть противогазы!"


Здравствуйте, я, Пугаев Вячеслав Николаевич, там служил, телефон моего помощника +7(495) 623 24 40 (Москва), спросить Артёма. Созвонитесь, пожалуйста, с ним по-возможности и обменяйтесь контактными данными.

0

179

Сегодня глава местной поселковой администрации вручил, правда не в торжественной обстановке, медальку чернобыльца, такую же, как у меня есть, только новенькую и блестящую. Странная у нас страна, чернобыльцем не признают, а медальками награждают. Только разбередили старые раны, обида снова начала давить, до слез, я уже потеряла надежду что-то добиться с обменом удостоверения на  российское.  Это все так сложно и не по силам больному человеку. Только унижают и до слез доводят, как будто я украсть что-то хочу. Предпринять еще одну попытку? А куда писать запросы? Украина наверняка не ответит, свидетели там померли, народ разъехался, кто куда, где кого искать. Крым правда наш, но Багерово там уже, как военная часть, не существует, архивов нет. Тупик. Доживать, сколько Бог даст, и все.

0

180

Наталья Бездробная
Это Чернобыльцы Крыма-
http://chernobyl-spas.info
Здесь грамотные мужики-
http://prochernobyl.ru/index.php

0


Вы здесь » ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » Вертолеты над Чернобылем. » Вертолеты над АЭС.