ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ

Объявление

ВНИМАНИЕ!!!!!!!!!!!!!!!! ЕСЛИ ВЫ ЗАРЕГИСТРИРОВАЛИСЬ И НЕ МОЖЕТЕ ВОЙТИ ПИШИТЕ НА АДРЕС, kirill83s-pb@mail.ru ПРОБЛЕМУ РЕШИМ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. С УВАЖЕНИЕМ, АДМИНИСТРАЦИЯ ФОРУМА ВЕРТОЛЕТЧИКОВ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » Библиотека » Рассказы о вертолетчиках


Рассказы о вертолетчиках

Сообщений 61 страница 90 из 143

61

Училищные - на ветку СВВАУЛ, корабельные в "Морскую авиацию", афганские - на свою ветку. Наверно так, да, админы-модераторы :glasses: ? Извиняйте, что влез :blush:
С уважением,

0

62

Уважаемый  mamont!

Можно последовать совету Анатолия!
Думаю также, что хорошо систематизированный материал можно разместить отдельной темой,
при чем  как на форуме,  так и на сайте.

0

63

Рассказ 5
   
Без права на ошибку

Господа пилоты, бывшие товарищи! За 19 лет испытательной работы я обратил внимание, что пилоты , а испытатели тем более, редко бывают седыми . Преждевременно седеют и  рано старятся их жены и… и члены экипажа, с которыми они летают. С женами понятно- за мужей переживают, ну а члены…Так у них ручки нет! А эти барбосы- пилоты,
порой такое вытворяют, что только за это самое и остается держаться. Вот они и седеют преждевременно. Это шутка, конечно, над соратниками по кабине. На самом деле все проще. Пилоту в экстремальной ситуации ни переживать, ни бояться просто некогда. Он работает в критическом режиме, когда счет идет на мгновенья. Работает без права на ошибку…
Государственный Научно- Испытательный  Краснознаменный Институт  ВВС
( ГНИКИ ) был основан на заре советской власти и начале развития авиации. О специфике работы этого учреждения с 1931 по 52г.г. Достаточно полно и эмоционально написал П.М. Стефановский в книге « Триста неизвестных «(1973г. Тираж 100000эк.). О тяжести потерь среди испытателей, в период освоения реактивной техники, без слов рассказало нам, слушателям школы Л-И, кладбище, на внутренней территории аэр. Чкаловская.
С 1932года в штатах Института появилась Морская Испытательная Станция НИИ ВВС, впоследствии -3 Управление, куда я и был направлен после школы ЛИ. В1992 году Управление, после развала Союза, было реорганизовано в ГАНИЦ ВС Украины, который сейчас находится в последней стадии агонии. Ну нечего хохлам, кроме сала «выпробувать», да и его скоро из-за границы будут импортировать! Едим же мы сейчас (в Крыму!...) польские яблоки и  турецкие  помидоры . Впрочем –это уже отход от темы форума, модератор в праве вычеркнуть.
Не стану долго и нудно объяснять о функциях НИИ  и задачах его Управлений .Кого это интересует –напишите- отвечу, а пока вот стихи о его главной базе:

    В заволжской пустыне на розе ветров,
    Ахтубинск пыльный, звон комаров.
    Искусан затылок, кругом волдыри
    И крови, почти, не осталось внутри.
    По морде чугунной стекает пот,
    Под мокрой простынкой не спит народ.
    Кругом заборы и ВОХРа тут,
    Как будто воры одни живут.
    А женщин толстых почти что нет:
    Им кушать нечего на обед.
    К тому ж суровый отбор ведут:
    Со всех республик красавиц везут
    И, как и России за « бормотлом»,
    Толпа стоит здесь за молоком.
    Здесь вой моторов и день и ночь,
    Чтоб было науке , что в ступе толочь,
    Здесь толпы народа чуть свет встают,
    В одном направлении дружно бегут.
    У каждой «конторы» тут штампик свой,
    Не дай бог узнает секреты чужой.
    Во всех управленьях науку в бок
    Военные топчут, как суку щенок,
    А на «Фантомах», почти каждый год,
    За так, за спасибо, гибнет пилот…
    Спасибо Хрущеву, в ребро ему бес,
    Что прописал здесь НИИ ВВС.
            3.05.88г.  РНГ

Осенью 1974г прибыли в Ахтубу, отобранные комиссией кандидаты. Из 20 человек вертолетчиков поступили 5. Всего в школе обучалось 22 слушателя: 5 истребителей, 6 бомберов и 6 штурманов. Вступительными экзаменами были два собеседования, на которых членами комиссии выступали опытные летчики и инженеры- испытатели,большинство из них- участники войны . Вопросы задавались по авиатехники, аэродинамике, инструкции экипажу, да и просто по жизни. Главным было понравиться членам комиссии. Летную подготовку у нас проверял на аэр.Чкаловская зам, ком-ра 2 эскадрильи п-к Холупов, который потом учил нас тому, что должен уметь делать летчик в испытательных полетах. Учеба была трудной, но интересной. За год мы получили допуска на вер-тах Ми-8, Ми-6, к перелетам на с- те Ил- 14, выполнили ознакомительные полеты на Ути- МИГ-15 и Су-7Б. Всем составом школы посетили ОКБ в Москве и в Киеве, ЦАГИ, Монино, Жуковскую и звездный городок. Материнское и культурное шефство над нами  взяла Ст. Л-И 4го Управления п- к Марина Попович. Звездная слава ее мужа никак не повлияла на эту веселую и обаятельную женщину. Кроме того, судя по отзывам ее сослуживцев, она была грамотным и способным летчиком. Марина снабжала нас дефицитными билетами в самые известные театры Москвы ,практически каждую пятницу, так что на водку времени не оставалось. Спасибо ей огромное!
Последний месяц учебы мы провели в Ахтубинске, где на в-тах Ми-8 выполняли полеты на его полигоны, обеспечивая пуски ракет и доставку групп РП на полигонах. Умение вести ориентировку над пустыней пригодилось мне потом  в полетах по МВЛ и над морем.
Коротко о основной задаче испытателей НИИ: оценить, созданную в ОКБ по заказу Совета Министров авиатехнику, дать заключение по целесообразности ее серийного производства, написать Инструкцию экипажу, помочь в ее освоении центрам переучивания и комсоставу строевых частей. Хочу подчеркнуть, что военные Л-И всегда честно давали и будут давать оценку авиатехники, а брать ли ее на вооружение решается не нами .За ошибки руководства же потом расплачиваются пилоты строевых частей. Пример- самолет Як-38, по количеству аварий на 1 час налета он обогнал даже печально известный с- т F-104, стоящий на вооружение в ФРГ.
Устали, читатель? Тогда, получайте:
В 1979 году к проходу пролива Босфор готовится огромный корабль- база МТС Флота «Березина». По громкой трансляции звучит команда:- Корабль к проходу узкости приготовить! Оцеплению- по местам !
На борту «Березины» группа летчиков и инженеров- испытателей нашего Управления, с целью проведения спец.испытаний на переходе судна из Севастополя
в Североморск. Входим в пролив, по громкой звучит: -Всем отойти от лееров, оружие будет применяться без предупреждения! - Через несколько секунд:- Военные, отойдите от забора!..
По окончанию школы испытателей три моих товарища были направлены в 4-е Управление на Чкаловскую, ну а я попал в Феодосию, точнее пгт. Кировское , в 
3-е Управление. Занималось наше Управление испытаниями авиатехники в интересах ВМФ, испытаниями капсул космических аппаратов, противолодочных комплексов и авиационными средствами поиска и спасения экипажей ЛА и СА. Первыми моими работами были Гос.Испытания  п.л. торпед: «Орлан», «Стриж», «Ястреб», «Колибри». Серьезные птички, с вероятностью поражения-0,8- 0,9. Расскажу о двух случаях из этих испытаний:
1) Торпеда «Орлан» была очень тяжелой и для того, чтобы в-т Ка- 25, при мах. взлетном весе 7200кг мог ее поднять, нужно было слить 450кг топлива. Пришли на вылет, топливозаправщика для слива нет, а мой штурман В.Н.(жаден к спирту до ….), ходит за мной по пятам вокруг в-та и нудит:-Командир! Может не будем сливать, может, взлетишь, как- нибудь, ведь больше повисим- больше шила спишем…Короче, уговорил, зануда, взлетели с горем пополам, пошли в район. Пока летели, топлива подработали и машина зависла на 20 м, правда на взлетном режиме. Ну , думаю, ладно 6мин. мне хватит для поиска подводной лодки ( П Л) и сброса торпеды. Даю команду штурману на выпуск опускаемой гидроакустической станции ( ОГАС ).  Станция уходит в воду и…вертолет начинает терять высоту , а запаса мощности у меня нет, обороты НВ и так на нижнем пределе, На Н= 10м сажусь на подушку пытаемся убрать ОГАС и еще больше , снижаясь, просаживаем обороты винта. С огромным трудом, выжав из двигателей все, что можно, нам удается все же убрать ОГАС и уйти на круг. Выработав в течении 20мин. еще 300кг.  топлива , повторяем попытку продолжить работу. Все нормально: ПЛ обнаружена, торпеда сброшена, попали, возвращаемся домой. Только вот вертолет ведет себя как- то странно: не развивает скорость больше 150 км/ч, хоть ты тресни! Да и ручка управления при этом находится на переднем упоре и на 1/3 хода влево. Прилетели, мягко сели, на следующий день, уже известный вам по 1-му рассказу Петрович, приглашает меня на стоянку полюбоваться на вер- т. Редуктор с колонкой НВ крепится к силовым шпангоутам фюзеляжа 4-мя болтами. Так вот: левый передний болт- лопнул!...Лопни еще и второй передний болт и… винты с редуктором полетели бы сами по себе, а мы камушком булькнулись бы в воду! По приходу в штаб удосужился,  наконец- то, пойти в секретку и почитать ее раздел «Боевое применение в-та Ка-25», а там черным по белому написано:-Запрещается выпуск ОГАС, если режим работы двигателей выше номинального…Сама инструкция Экипажу- ДСП, ну а я, как все балбесы пилоты, не любил таскать по штабу секретный портфель и… и чуть не доигрался. Да, наши вер-ты крепче американских, но и их запас прочности не бесконечен, учтите это молодые пилоты! А все шило в ВВС все равно выпить невозможно.
2)Торпеда «Ястреб»имела твердотопливный реактивный двигатель и развивала под водой абсолютно сумасшедшую скорость хода. Сколько- не важно, но даже суда на воздушной подушке могла догонять запросто. И вот как-то бросаем мы эту торпеду- ракету по ПЛ. Торпеда вначале, как ей и положено, выполняет под водой циркуляцию( на воде появляется бурунный след), затем вдруг вылетает на огненном хвосте из воды на высоту 100-120м, разворачивается и летит прямо на висящий вертолет?!! Успеваю уйти от удара, торпеда попадает точно в то место, где я только что висел. Что вы думаете? Она повторяет попытку сбить собственный вер-т! Ее двигатель, правда уже заканчивает работу, торпеда взлетает только на 30м, разворачиваясь на нас, падает и, как камушек, сделав пару шлепков по воде, наконец- то тонет. Мультик да и только! После этого случая торпеда была доработана так, чтобы больше выпрыгивать из воды она не могла. Внимание летчики морской авиации! Еще в середине 80х годов в США была принята на вооружение ПЛ противовертолетная управляемая ракета» Siam». Она, или что-то подобное ей, может стоять на вооружении ПЛ и сейчас. Учтите, что лодка слышит ваши активные посылки ОГАС на расстоянии в 3 раза большем, чем вы ее и лодка вполне может угостить вас подобным гостинцем, Ну а как уворачиваться от управляемой ракеты, вам должны
были хорошо объяснить еще на кафедре тактики СВВАУЛ.
Хватит о полезном, но грустном, вот вам пилоты вертолетов Ка-27, Ка-32 и Ка-29, веселая история: В 1977 году, на Гос. Испытаниях изд. Д2Б, он же Ка-252, он же вер- т Ка-27ПЛ, мне были доверены легкие, но ужасно ответственные испытания. Проверка эффективности противооблединительной системы ( ПОС) остекления кабины. Перед вылетом ко мне подошел мой наставник С.Д. и, поднеся к моему носу увесистый кулачище, произнес: - Делай что хочешь, капитан, но чтобы привез доказательства! – Какие, тов. п-к? – Как какие?!. Мало, мало спирта!..
Дело в том, что первоначально бачок ПОС на изд. Д2Б стоял такой же (7л.), как и на вер-те Ка-25, с теми же нормами расхода жидкости. Инструктаж принят, аргумент у наставника п-ка С.Д. очень убедительный. В районе работы вертолет проделывает странные манипуляции : то висит по ветру на высоте 12м.( высота сброса торпед)- набирает соль на остекление. То, против ветра на Н=30-40м.(высота висения с ОГАС)-сушит. И так до тех пор, пока остекление кабины не покрывается таким слоем соли, что ПОС с ней справится не может, а только размазывает ее по стеклам. Привезенные « доказательства» фотографируются на земле, разработчики чешут репу и… после дегустации, охотно соглашаются:- Да, бачок ПОС надо увеличивать, да и нормы расхода изменять! Результат: на Ка-27, Ка-29 и Ка-32 емкость бачка ПОС была увеличена до 19л., при норме расхода 200г/мин. для  Ка-27 и Ка- 32 и, аж 300г/мин. для Ка-29( на нем омываются три стекла).
В реальных полетах мне приходилось, конечно, пользоваться ПОС стекол по прямому назначению. Это были полеты в условиях обледенения и полеты с кораблей «на стопе» в тропиках Тихого океана. В нем соленость воды до 30 промилле (грамм на литр).Для справки – в Черном море всего 9 промилле.
Так что, вертолетчики авиации  ВМФ: за Григорича с Демьянычем,- Нали-вай!..
                Апрель 2008г.  Мамонт

0

64

« Не боевые потери»       

            В ВВС служить охота,
            Только дело в том:
            Хоть не пыльная работа-
            Сумасшедший дом!.
.
                  27. 10. 89г.  РНГ

                                                  Вступление

Прежде, чем начать этот рассказ, я хотел бы объяснить читателям, почему автор взял себе логин- псевдоним «Мамонт». В 1994 году я помогал своему другу штурману Сереге в перегонке а/м Волга из Феодосии в Пензу. В дороге мы столкнулись с рэкетом
местных районных администраций. Он заключался во взыскании «налога» за то, что трасса проходила через их территорию. Куда шли деньги? В постановлениях, напечатанных обычно на полу-туалетной бумаге, говорилось, что они  пойдут на ремонт дороги улучшение экологии района (ну-ну, блажен, кто верует). И вот на мосту через р. Дон к нам подбегает сопливый казачонок, лет 14-ти. Лампасы, как у генерала, ножны шашки по земле волочатся, но вся гимнастерка увешана значками и медалями, а среди этих побрякушек - почерневший от времени, Георгиевский крест…Прадед, наверное, кровью заслужил, а правнук, для позора на грудь нацепил, милостыню на большой дороге сшибать. Мальчонка бойко рапортует:- Решением райадминистрации проезд через мост- платный, с вас, Господа, …рублей! Не помню сколько, но сумма изрядная. Взбешенный обращением: «Господа», видом опозоренного Георгиевского креста на груди сопляка, да и просто уставший от бесконечных поборов, я неожиданно для самого себя, выдал:- Слушай, сынок, ты мамонта видел?- Нет.- Так вот он, перед тобой! С этими словами я достал и показал мальчишке в развернутом виде удостоверение «Заслуженного Л-И СССР», подписанное М. Горбачевым в 1990-м году . Убрав удостоверение, зажимаю клаксон и трогаю машину прямо на толпу юных рэкетиров, те бросаются в рассыпную.
                                                                                            _______________

В 1990-м году в Сызрани отмечался 20-летний юбил