kmm201 написал(а):Позднее я выставлю данные потерь авиатехники 1-й (Хабаровской), 2-й (Читинской, сейчас Иркутской), 6-й (Краснодарской), 10-й (Новосибирской) и ОБАЗа в/ч 3553 "Е" (Алма-Ата). Одна проблема: практически невозможно на такие борта достать заводские номера, а регистрационных тогда на них не было. Приходиться рыться в старых журналах пономерного учета авиатехники (если они сохранились, что маловероятно), искать старые журналы учета летных происшествий и предпосылок к ним, обращаться к историческому формуляру. Пока результаты неудовлетворительны.
Фенстеру. Авиафану. Вот что удалось найти на данный момент по авариям и катастрофам вертолетов:
Собрал кое-какие данные о бортах МВД, потерпевших аварию (катастрофу), списанных как боевые или другие потери. Данные, естественно, не полные в масштабах всей авиации ВВ МВД РФ. Но их нет на Ваших сайтах. Здесь данные за 1-ю (Хабаровск), 2-ю (Чита, Иркутск), 6-ю (Краснодар), 10-ю (Новосибирск) ОСАЭ и ОБАЗ (Алма-Ата). Проблема: трудно найти заводские номера этих бортов, почти невозможно при моих возможностях, но постараюсь сделать, что могу.
1). Ми-8Т 16.08.82 г. в/ч 3524, Хабаровск б\н 04 з/н - При полете в горно-таежной местности в районе пос. Горин (Хабаровский край) на малой скорости и малой высоте полета, из-за ошибки экипажа в пилотировании, вертолет попал в самопроизвольное левое вращение. Произошло столкновение с деревьями, затем вертолет столкнулся с землей, перевернулся и сгорел от замыкания аккумуляторов. Борт восстановлению не подлежит. Никто из 3 членов экипажа и 18 пассажиров не пострадал.
2). Ми-8Т 29.12.86 г. в/ч 3524, Хабаровск, б/н 29 з/н 1534 При полете в горно-таежной местности в районе пос. Зея (Амурская обл.), в воздухе произошло разрушение приемной шестерни главного редуктора. Двигатели пошли в разнос, произошло их самовыключение. Экипаж выполнил посадку на режиме СНВ в глухой тайге. При ударе о деревья вертолет получил недопустимые повреждения. Борт восстановлению не подлежит. Пострадали все члены экипажа.
3). Ми-8МТВ-2 Осень 1990 г. в/ч 3733, Новосибирск, б/н 64 з/н - Во время заправки вертолета в аэропорту «Нахичевань» (Азербайджанская ССР) произошел взрыв внутри грузовой кабины вертолета. Борт сгорел. Никто не пострадал. Причина: официально – из-за статического электричества при плохом заземлении вертолета и ЦЗ. Неофициально – диверсия.
4). Ми-8МТВ-2 Июнь 1991 г. в/ч 3553 «Ж», Алма-Ата, б/н 42 з/н 94950 При заходе на посадку на высокогорную площадку (4200 м) на повышенной скорости южнее г. Алма-Ата (Казахстан), экипаж не справился с управлением, допустил грубое приземление. Никто не пострадал. Вертолет получил недопустимые повреждения. Борт восстановлению не подлежит.
5). Ми-8МТВ-2 Июнь 1991 г. в/ч 3553 «Ж», Алма-Ата, б/н 70 з/н 95341 При взлете с высокогорной площадки под уклон южнее г. Алма-Ата (Казахстан), экипаж не справился с управлением, допустил касание земли. Вертолет перевернулся на правый бок и получил недопустимые повреждения. Никто не пострадал. Борт восстановлению не подлежит.
6). Ми-8Т 22.11.91 г. в/ч 3553 «Е», Алма-Ата, б/н 72 з/н - При полете на малой высоте (100 м) в горно-лесистой местности в районе пос. Каракенд (Нагорный Карабах) вертолет был обстрелян с земли из стрелкового оружия. Экипаж вертолета был выведен из строя. Вертолет упал на склон горы, обрушился вниз, разрушился и сгорел. Погибли все пассажиры и члены экипажа (22 чел.)
7). Ми-8МТВ-2 1992 г. в/ч 3553 «Ж», Алма-Ата, б/н 41 з/н 94949 При заходе на посадку на аэродроме «Алма-Ата (Бурундай)» (Казахстан), исправляя ошибки проверяемого летчика, инструктор действовал неправильно. Вертолет попал в левое самопроизвольное вращение, упал на правый бок, частично разрушился и сгорел. Никто не пострадал.
8). Ми-8МТ 28.09.92 г. в/ч 3524, Хабаровск б/н 23 з/н 93687 При полете над таежной местностью, в районе пос. Февральск (Амурская обл.), выполняя заход на посадку на неподготовленную площадку, экипаж не справился с управлением. Вертолет столкнулся с землей и получил серьезные повреждения. Никто не пострадал. При эвакуации борта при помощи вертолета Ми-6, борт получил недопустимые повреждения силовых элементов фюзеляжа. Борт поставлен на хранение и, в 2004 году, после истечения календарного срока эксплуатации - утилизирован.
9). Ми-8МТВ-2 05.01.95 г. в/ч 3592, Краснодар б/н 50 з/н 95278 В ночном бою в районе Гребенского моста (Дагестан) в воздухе произошел взрыв на борту, затем, столкновение с землей. Борт сгорел… Погиб весь экипаж – 4 чел. Официальная причина: попадание выстрела из гранатомета. Фактически: читайте мой пост «Гибель экипажа майора Брызгалова».
10).Ми-8МТВ-2 09.01.96 г. в/ч 3592, Краснодар б/н 119 з/н 96161 Во время рейда банды Радуева в г. Кизляр (Дагестан) на аэродроме выстрелом из гранатомета был поражен на земле и сгорел. Никто не пострадал.
11).Ми-8МТВ-2 09.01.96 г. в/ч 3592, Краснодар б/н 126 з/н 96168 Во время рейда банды Радуева в г. Кизляр (Дагестан) не аэродроме выстрелом из гранатомета был поражен на земле и сгорел. Никто не пострадал.
12).Ми-8МТВ-2 Лето 1996 г. в/ч 3592, Краснодар, б/н 101 з/н 95467 При полете на ПМВ в Чеченской республике экипаж не заметил препятствия, вертолет зацепился за провода, грубо приземлился и получил недопустимые повреждения. Списан. Никто не пострадал.
13).Ми-8МТВ-2 Март 2000 г. в/ч 3592, Краснодар, б/н 100 з/н 95466 При заходе на площадку экипаж не справился с управлением, попал в левое вращение, столкнулся с деревьями, упал и разрушился, получив недопустимые повреждения. Борт списан 29.10.2006 г. Пострадали 6 пассажиров и 3 члена экипажа. Из 6 пассажиров 2 погибли.
14).Ми-8МТВ-2 Лето 2003 г. в/ч 3592, Краснодар, б/н 105 з/н 95471 При заходе на площадку в Чечне экипаж не справился с управлением, попал в левое вращение, зацепил деревья, упал и получил недопустимые повреждения. Борт списан 29.10.2006 г. Из 15 пассажиров (спецназ) и 3 членов экипажа пострадали все, причем 2 спецназовца погибли.
15).Ми-8Т 08.04.04 г. в/ч 3543, Чита, б/н 37 з/н - При заходе на посадку с попутно-боковым ветром справа на аэродром «Преображенка» (Читинская обл.), экипаж с пилотированием не справился, вертолет попал в левое вращение, ударился о землю, получил недопустимые повреждения и сгорел. 1 пассажир погиб.
16).Ми-8МТВ-2 02.06.06 г. в/ч 3733, Новосибирск, б/н 112 з/н 95478 При заходе на посадку на аэродроме г. Кемерово (Кемеровская обл.) вертолет попал в самопроизвольный левое вращение. Экипаж не справился с пилотированием, вертолет упал и получил недопустимые повреждения. Погибли 2 пассажира и 2 члена экипажа, несколько человек пострадало. Борт восстановлению не подлежит.
17).Ми-8МТ 14.03.13 г. в/ч 3524, Хабаровск, б/н 25 з/н 93758 При опробовании вертолета на земле с попутно-боковым ветром справа на аэродроме «Хабаровск (Большой)», из-за несогласованных действий экипажа при проверке автопилота и автоматики двигателя, борт перевернулся на левый бок и получил недопустимые повреждения фюзеляжа и хвостовой балки. Никто не пострадал. Борт восстановлению не подлежит.
Борт № 29 имел заводской номер 1534. Тот что был указан ранее - номер в серии.