Аркан предложение принимается !!! Ну и пару случаев из афганского прошлого :
Р А С С К А З П Е Р В Ы Й .О первом полете в АФГАН.
Каждому человеку свойственно состояние, когда приходится - вспоминать и заново переживать прожитые мгновения и моменты своей жизни.
Одним из наиболее интересных моментов моей жизни был первый вылет за «речку» - так в то время называли «дружественный» нам Афганистан.
Это произошло в течение всего дня - 15 июня 1987 года, в древнем узбекском городе Чирчик, сюда мы в составе эскадрильи прилетели с Дальнего Востока, и здесь дорабатывали, вернее летали горную подготовку на вертолетах Ми -24 по плану « Эстафеты » - так назывались мероприятия по подготовке летных экипажей для работы в Афганистане, месяц жара, ранние подъемы ,полеты днем и ночью, в общем работа на износ, в итоге - ни денег, ни здоровья.
В то утро, всю эскадрилью подняли очень-очень рано, потом долго и скрытно на крытых машинах везли до аэродрома Тузель , который расположен в хлебном городе Ташкенте.
Вначале народ был крайне недоволен тем ,что интернациональный долг приходиться начинать выполнять в такую рань , но когда поднялось теплое узбекское солнышко и показались хвосты самолетов, все заметно приободрились, кто-то из ребят включил радиоприемник , пел Михаил Муромов и песня называлась « Для вас ребята из Афгана », песня была просто замечательная и звучала она, что называется в тему.
Вскоре появился экипаж первого самолета – Антона -26-го, который должен был перебросить наши первые два звена на аэродром Кундуз, весь состав экипажа помню уже плохо, но было в нем две колоритные фигуры – командир и правый летчик, похожие друг на друга, как из мультфильма, двое из ларца- одинаковых с лица. Два красивых русоволосых молодца , причем без головных уборов , что в то время было непозволительно , в голубых комбинезонах, с автоматами наперевес , с улыбкой на лице и веяло от них чем – то бывалым и надежным.
Глянув на них все успокоились окончательно и наш замкомэска Юра Угнивой быстро скомандовал: « Первое и второе звено, через таможню на погрузку в Ан- 26, вперед! » . Прохождение таможни во все времена наверное неприятное событие, даже для самого законопослушного человека.
Тут тебя будто рентгеном просвечивают взгляды сотрудников таможни, не везет ли этот офицер в маленьком чемодане редкоземельный металл или пару литров водки, в тот период уже вовсю действовал « сухой закон » придуманный нашим отмеченным генсеком.
Как всегда дерьмо всплывает первым, и у одного из молодых летчиков – операторов, в утюге , таможня нашла и конфисковала на наших глазах около тысячи рублей- целый пресс сотенных, на что командир звена Костя Шевченко с иронией заметил :- « Вот гад! Зажал столько денег! Как бы погуляли напоследок!». Молодого летчика тут же отправили к старому месту службы, таким жлобам в Афгане делать нечего ! А мы, подхватив свои нехитрые пожитки, побрели в сторону Антона-26 который готовился к вылету на сопредельную территорию.
Оба летчика уже ходили осматривая самолет и с издевкой смотрели как идет погрузка, и как трясутся колени у « немолодого» пополнения, хотя наша эскадрилья на восемьдесят процентов была боевой и обстрелянной в период первого замеса в ДРА в период 1983-1984 годов. Все ребята были орденоносцы , и особо – храбро себя показали в ходе операций в Пандшерском ущелье, а в далеком и теплом Кундузе нас ждали, остатки нашей же эскадрильи, перемешанные с забайкальскими братьями - казаками из солнечной Могочи.
Встреча заменщиков в Афгане - это особый ритуал, придуманный в ходе войны - втихую от начальства варится самогон, закупается водка и закуска ,откладывается тушенка и консервы, все для дорогих гостей из Союза , также для встречи готовиться баня, готовиться форма и подарки , а самое главное - до синевы достается авиадиспетчер, когда же взлетает долгожданный борт, чтобы провести торжественное построение на перроне по поводу прибытия славного Спасского казачества!
Гости также готовились к братской встрече и везли с собой узбекские помидоры, огурцы , фрукты и прочую вкусную снедь , плюс письма и подарки от дорогих и любимых женщин, в основном в виде знаменитого афганского наркотика – украинского сала !!!.
Чистокровный ариец с голубыми , детскими глазами « Рэмбо » наконец занял место за штурвалом , и мы взмыли в небо, набрали высоту и пошли на эшелоне, дверь в кабину экипажа была открыта , и все с удовольствием отмечали слаженную работу летчиков . Погода стояла изумительная – голубое небо и яркое солнце просто требовали жить , жить , и жить ! Внизу оставались долины неописуемой красоты , горные речки , огромные горные перевалы засыпанные таким слоем снега , что даже не верилось ведь на дворе стояло 15 июня , ребята прилипли к иллюминаторам и не отрывались от этой ослепительной красоты , хотя каждый из нас уже довольно много времени провел в воздухе в различных частях света ,но здесь не хватит ни слов, ни нот, чтобы рассказать о всей красоте полетов над горами, лучше гор могут быть только горы, именно об этом в доходчивой форме поведал миру Владимир Высоцкий
Вскоре в грузовой кабине загорелось красное сигнальное табло – лампа , очевидно так шутили летчики пересекая госграницу, для десантников это означало « приготовиться к покиданию самолета» ,а из пилотской кабины вышел еще один « пайлот» , вид его поразил сидящих в грузовой кабине ребят. Бортмеханик самолета был упакован полностью и готов к немедленному выходу из аппарата – на нем был одет парашют , застегнутый на все замки , шлемофон , в руках автомат с присоединенными ,спаренными магазинами ,ну а мы все естественно были без парашютов , тут он пробрался в дальний левый угол грузовой кабины и дико озираясь занял «круговую оборону », причем ствол АКСУ – был почему – то направлен в нашу сторону , нам стало понятно - командир очевидно отдал приказ , в случае поражения самолета ракетой , применить оружие по пассажирам ,если они попытаются разделить пять парашютов экипажа, на двадцать пять пассажиров – это сильно удивило нас , ни до этого полета , ни после , я никогда не видел, чтобы летчики перевозящие людей были в парашютах , куда прыгать если полный салон людей !
Тем не менее наш полет продолжался и после прохождения границы погода на нашем эшелоне, слегка испортилась и мы вошли в облака , все выдохнули , значит к Кундузу подойдем с « прикрытием » - в тот период наша авиация уже несла потери , потому что наши союзники по Антанте – американцы, в довольно большом количестве перебросили духам ПЗРК « Стингер », который был довольно эффективен и не всегда позволял нашей авиации безнаказанно выполнять полеты , основной радостью, для духов, было незаметно подкрасться к аэродрому , выждать садящийся или взлетающий борт, произвести пуск и тихо – тихо уйти в «зеленку».
Позже от знакомых разведчиков мы узнали ,что в районе «нашего» аэродрома Кундуз работал крупный специалист по пускам ПЗРК « Стингер», Саид – по кличке или по первой профессии - « инженер » , уже при нас он завалил наш вертолет Ми -6 и афганский Ан- 26 , народу погибло прилично. Нам повезло в тот день , « инженер » видимо с похмелья или из-за какого-то праздника на работу не вышел, а может не рискнул , вот по какой причине.
Над Кундузом был разрыв облачности и летчик , увидев аэродром внизу, завалив крен более семидесяти градусов, как на истребителе пошел на снижение , как стонет самолет я слышал это первый и наверное крайний раз в жизни , уши моментально заложило , перегрузка прижала тела к сиденьям ,через мгновение, с высоты семь тысяч метров наш самолет оказался на двух , через иллюминаторы мы увидели аэродром, диспетчерский пункт и вертолеты прикрытия.
В то время было неписанное правило , при перевозке людей, самолеты производящие взлет и посадку, всегда прикрывались экипажами вертолетов огневой поддержки Ми – 24 , которые закрывали буквально своими телами братьев - транспортников , перекрывая сектора обстрела и отстреливая ловушки – ракет, системой АСО – патроны с высокой температурой горения для увода ракет от самолетов.
Вертолеты Ми – 24 носились над Кундузом и под нами ,как рой встревоженных шмелей , которым надо было кого- то срочно ужалить. Один из вертолетов прикрытия подошел так близко, что мы увидели знакомое лицо спасского казачка Васи Куралимова , ребята прикрывали так плотно , что я думаю , теперь становится ясно , почему « инженер » в тот день взял отгул.
Однако наше интенсивное снижение продолжалось, аэродром Кундуз в свое время построили англичане , и представлял он собой довольно приличную горушку, у которой на высоте метров 250 – 300 срезали и выровняли вершину , слева от аэродрома внизу протекала речка Кундузка , а со всех сторон был огромный , естественный овраг , причем все подходы к аэродрому были заминированы , вначале англичанами, а потом нашей знаменитой 201 – ой дивизией , которая в то время здесь расквартировалась . Самое интересное , что карты минных полей англичане нам , а мы духам не передавали.
Полоса была очень коротенькая, в районе двух тысяч метров и с южной стороны она имела еще какое – то продолжение , а с северной стороны сразу же за рулежной дорожкой был отвесный склон с оврагом . КДП расположено строго по центру взлетки , офицеры и прапорщики встречающие борт, узнав о времени прилета долгожданного самолета уже успели слегка накатить и в предвкушении праздника ожидали его посадку .
В это время - « Рэмбо » доложил : - « На четвертом – тысяча , прошу посадку ! » , народ на диспетчерском пункте ахнул , но разрешил, кто знает уровень подготовки командира самолета, в Афгане появилось много летчиков – самоучек , самородков , которые и по сей день бороздят просторы пятого океана , для других Афган стал последним , жизненным аэродромом, когда переоценив свои возможности и возможности машины , пилоты совершали такие глупости , списать которые можно было только на боевые потери.
Кто летал и кто будет летать , сейчас прекрасно понимают какая посадочная глиссада была у нашего «истребителя» – Антона – 26 , на глазах у изумленной публики, борт первый раз коснулся полосы напротив КДП , подпрыгнул пару раз, задымила резина пневматиков , взвыли тормоза , а самолет на бешеной скорости несся по посадочной полосе в сторону обрыва , у встречающих промелькнула мысль : «Замены не будет ! Если пилот останется жив, откопаем из под обломков и убьем еще раз ! », и когда уже все светлые мысли о счастливом исходе полета были исчерпаны, самолет божьей милостью вдруг остановился.
Нужно было видеть нашего арийца - красавца после заруливания , бледный и весь мокрый он отбивался от слегка поддатых мужиков, которые насели на него:- «Мужики извините, да это мой первый самостоятельный вылет в Афган , я все понял ! ».
Я не знаю, что понял этот летчик и как он летал дальше, пути наши с ним никогда больше не пересекались, но для меня это был очередной « звонок » оттуда , куда мы уходим насовсем рано или поздно, просто в этот раз была не судьба , как всегда говорят на Руси.
А через час прилетел Антон – 12, который привез наших остальных ребят, и мы вместе братаясь шли в сторону нашего модульного городка , где нам предстояло прожить полтора года , но мы об этом еще не знали. Этим же вечером в бане, мы сидя за накрытым по – русски столом, поднимали тосты, за встречу, за прощание, за ордена, которые были вручены ребятам на торжественном построении, и за то ,что что-то сработало там где-то Наверху и сегодняшний вылет не стал последним для двадцати пяти парней из Спасска – Дальнего и пяти членов Тузельского экипажа самолета Ан – 26! Значит не судьба!
А возвращаясь вечером к своему модулю, я еще раз посмотрел на постамент памятника двадцать четверки - Герою Советского Союза майору Вячеславу Гайнутдинову – в его экипаже погиб мой однокашник по Харьковскому ВВАИУ – Костя Краснухин, какой у парня был голос, как он пел свои песни! Вот с такими тяжелыми мыслями пришлось лечь спать в ту первую афганскую ночь, после такого неспокойного дня.
Утро наступило очень быстро, южные ночи рано начинаются и рано заканчиваются , нужно было собираться на аэродром , принимать технику и работать дальше , наступал очередной день и прожить его надо было достойно!
Р А СС К А З В Т ОР О Й. ПОЛЕТ на МАЗАРИ – ШАРИФ
Тот день был самым обычным из тех, что не спеша идут своей чередой в длинной афганской жизни , сейчас я не помню как я прожил его, если бы не события вечера .
После ужина, все обычно выходили из модуля в стоящую рядом курилку и начинали длинные, тягучие разговоры о том как жили и как будем жить после этой войны в Союзе.
Неожиданно подошел инженер эскадрильи Володя Беркут :- « Валера срочно собирайся , наши сидят на вынужденной в районе Мазарей ! ». Мы определили состав группы « реанимации » вертолета и начали срочно собираться, на дворе стоял август и одев комбинезоны , взяв автоматы и пистолеты с запасными магазинами , а также немного гранат поспешили к дежурной паре вертолетов Ми- 8МТ.
В Афгане в то время было неписанное правило, как можно скорее забрать вертолет с места вынужденной посадки , в светлое время суток . Когда наступала ночь, на работу выходили духи и все, что плохо лежало или передвигалось, подлежало их тщательному контролю и уничтожению. А сжечь вертолет и получить свой миллион – это мечта каждого воинствующего душка! Однако душары дулю вам , ребята взлетаем !
Набираем высоту в охраняемой зоне аэродрома, и где-то на трех тысячах метров начинаем отход на Мазари , через пять минут на земле и в небе стоит такая темнота , словно мы не летим , а плывем в густом вишневом соке,и только внимательно взглянув на мерцающие приборы, понимаешь – нет летим. Через минут сорок в сплошной темени начинаем снижение, молодец штурман, точно привел на площадку. Вскоре знакомая дрожь вертолета при приземлении и вот мы на месте.
Вертолет Ми – 24 в воздухе не зря называют « летающим танком» , за его мощное вооружение , за его броню , о его маневренности и говорить нечего, за один вылет Ми -24 легко может уничтожить 3-4 танка и роту противника! Отказавший вертолет своей беспомощностью похож на грудного ребенка, он не может ничего.
Ладно потерпи боевой братишка, доктор уже прилетел и начинает свою работу, а значит будем жить! К тому времени, все болячки двадцатьчетверок были хорошо изучены и мы вылетая, брали с собой в основном те агрегаты, которые наиболее часто отказывают. Не ошиблись и в этот раз. Начинаем снимать отказавший агрегат – стартер двигателя , темно и неудобно, прошу борттехника, чтобы подсветил фонариком механикам , минут через пятнадцать над нами начинает свистеть свои трели - соловей, так и есть , духи где-то притаились и лупят из Бура , потому что звука выстрелов практически не слышно, а обстрел идет. «Коля давай чехол носовой »-:говорю борттехнику. Развешиваем чехол на лопасти несущего винта и продолжаем замену , теперь к тесноте и плохому освещению добавляется духота, но мы уверенно делаем свое дело, и через полтора часа , все конец , борт к взлету готов.
Влад Сизов запускает братишку, тот работает как часы- фирмы Буре, первыми начинают взлетать вертолеты Ми-24 , а следом за ними Ми-8МТ , все взлетают в полной темноте , без всяких подсветок, даже красный подсвет кабин приглушен до минимума. Снова в набор высоты и заняв свой эшелон начинаем уходить со злополучного места, но оно очевидно не желает отпускать нас от себя, где-то сверху раздается резкий и громкий хлопок и летчики с трудом парируют ручками управления моменты возникшие в воздухе, спрашиваю у пилотов, что такое , оказывается духи решили все же с нами расправиться, но производить пуск им пришлось в сплошной темноте и скорее всего на звук вертолетов, так как видеть на этой высоте и в полной темноте, они нас просто не могли.
Тем временем вся наша четверка не спеша подходит к аэродрому, Кундуз залит огнями посадочной полосы, и жилых строений, душа поет о том ,что дело сделано и вскоре наши вертушки бегут по земле в сторону своих стоянок. Мы благодарим экипаж «восьмерки» , на которой летали в Мазари, и не спеша идем к своему модулю, часы показывают 2 часа ночи, через два часа снова вставать и делать свою работу. Спасибо нам- Мужикам!
Р А С С К А З Т Р Е Т И Й . Л А Р И С А
Женщины в Афгане – это особая тема, о которой все мужчины побывавшие за « речкой » могут рассказывать часами, причем все совершенно по – разному, кто – то с любовью ,кто с юмором, кто с сарказмом и ненавистью, а самое главное , что никто не может равнодушно относиться к этой теме. У каждой женщины, девушки приехавшей в Афган был свой путь, свои планы на будущее ,мечты , свои мысли и желания.
Каким ветром занесло эту красивую и молодую девушку в «наши» края известно только одному богу. Лариса была высокая, кареглазая, симпатичная брюнетка, которую почему – то не принял Кабул, и она оказалась у нас в Кундузе. Теперь можно только догадываться, но скорее всего она, в силу своего характера, послала какого-то пристававшего к ней начальника, так далеко, что ее отправили к нам на исправление.
Как состоялось наше первое знакомство. Командир эскадрильи Юра Угнивой ,пришел к нам на боевое дежурство в домик, где размещались четыре экипажа вертолетов Ми – 24 , плюс технари и охрана, которые обеспечивали круглые сутки прикрытие аэродрома, взлетающих и садящихся самолетов, колонн передвигающихся в районе аэродрома, а также выполняли массу других задач.
Командир пришел не один, с ним был какой-то начальник, видимо из батальона, и женщина…
« Ребята ! Вот наша новая мама , она будет комендантом домика боевого дежурства. Зовут ее Лариса! » - сказал Юра. Нашей новой маме было чуть больше двадцати лет, глаза смотрели испуганно и настороженно, а вдруг съедят…
Но коллектив у нас был, замечательный и Ларису мы приняли очень хорошо, как сестру, не прошло и двух дней, как наша Лариса рассекала по аэродрому, с заходом в 201-ую дивизию, в летном камуфлированном комбинезоне , на ее красивой головке с каштановыми волосами, была надета панама с загнутыми вверх ковбойскими полями, что было сделано руками наших крупных специалистов .
Красота нашей Ларисы - заслуга советского интернационализма, отец у нее был грузин, а мама русская, папа ее работал крупным инженером на одном из металлургических заводов города Липецка ,и сумел воспитать в дочери очень много неплохих черт характера. Она была очень коммуникабельная, добрая, с чувством юмора и при этом в меру воспитанная и очень женственная девушка.
Лариса, в Союзе работала в ресторане певицей, неплохо зарабатывала и возможно вскоре вытеснила бы с нашей эстрады Аллу Борисовну, но девушка, была натурой романтической, и ее тянуло попутешествовать, посмотреть мир. Но в то время, был развит в основном только военный туризм, и наш Лорик оказалась по чьей – то подсказке, на пороге военкомата. А поскольку ее папу хорошо знали в городе, бравый военком пообещал Ларисе – Венгрию, Германию и Чехословакию, нужно только оформить документы и терпеливо ждать вызова для откомандирования за бугор.
Когда пришел вызов, и Лариса была вызвана в военкомат, бедная девушка узнала о том , что произошел сбой, в отлаженном военкоматском механизме, но если она не будет поднимать скандал и съездит в ДРА, то в следующий раз Венгрия, ей гарантирована на сто процентов. Вот так и оказалась бедная « Лиза » в наших краях.
Лариса приходила утром в домик боевого дежурства , с неизменной улыбкой на лице, узнавала последние мужские новости , подзывала солдатика из охраны :- « Сынок , принеси пару ведер водички беременной женщине, я вам полы помою .» Ее ровесник молча хватал двадцатилитровые ведра , сделанные из банок под АМГ- 10 , приносил ей в строгой очередности по комнатам , которые она прибирала. Вспоминая сейчас , я часто думал, на кого в эти минуты была она похожа, теперь я понял, Лариса была похожа на заправского матроса – она снимала летный комбинезон и оставалась в тельняшке и шортах сделанных ребятами, шваркала два ведра воды на пол , растирала все это огромной шваброй , а пока высыхала вода, Лариса вспомнив свое артистическое прошлое, пела нам песни . Репертуар был очень разнообразный, вокал мощнейший, в те далекие года на эстраде бездарей не держали. Убрав у нас, она снова исчезала, круг ее общения с каждым днем расширялся, везде Лариса в короткое время становилась своим парнем – в магазинах, библиотеке, доме офицеров и даже в 201- легендарной дивизии , вскоре Ларису знала каждая собака!
Вскоре о том , что в четвертой вертолетной эскадрилье вертолетов Ми-24 появилась сногсшибательная женщина, узнали наши ближайшие союзники – зеленые демократы, так в то время мы называли афганские войска. Если раньше, при взлете «демократы» - афганские летчики разогнавшись по полосе, по – самолетному, резко бросали машину на снижение в овраг и уходили с разгоном скорости над зеленкой.
А в последнее время они эту практику прекратили и с полосы их вертолеты на малой скорости и с большими кренами проносились над нашим домиком БД и рядом стоящей баней – отдушиной всех ребят на этой войне.
И вот однажды взлетает « душманский » Ми – 24 и едва не рубя флагшток у домика БД несется над баней, а в кабине летчика оператора я вижу две довольные ,усатые морды, уставившие свои взоры в сторону нашей бани.
Я со смутными мыслями подхожу к бане и вижу стоящую у стены стремянку от вертолета, поднимаюсь по ней и едва не падаю с нее от неожиданной картины. На крыше раскинувшись во всю красоту своего обнаженного тела , загорает наша Лариса !
« Лорик ! Я тебя очень прошу, найди для загара себе - другое место, иначе эти горные орлы разнесут и домик, и баню и нас вместе с тобою !» - : говорю я смущенной Ларисе. Девушка она у нас была очень понятливая, и с тех пор демонстрационные полеты афганской авиации над баней прекратились.
« Прослужила »Лариса с нами почти полтора года и как многие девушки и женщины ограниченного контингента советских войск в Афганистане , оставила в памяти добрые и светлые воспоминания. Девчонки, спасибо Вам за все!
Р А С С К А З Ч Е Т В Е Р Т Ы Й. Еще раз про любовь !
Пара вертолетов Ми – 8МТ снижаясь по коробочке, заходила на посадку, на аэродром Джелалабад, и ничто не предвещало беду в этот день, как вдруг ракета попала в вертолет ведомого Сереги Сучкова – Альберта Мирина.
Летали тогда разомкнутым « афганским » строем, услышав хлопок, ведущий увидел вместо вертолета ведомого падающие, горящие обломки вертолета и два опускающихся парашюта.
Серега перевел свой вертолет на снижение и подсел поближе к парашютам, но летчиков в них не оказалось, ракета типа « Стингер» разнесла вертолет в клочья, и парашюты открылись взрывной волной. Экипаж Алика Мирина погиб в одно мгновенье, на глазах у всего полка.
Правым летчиком у Алика, был Володя Польшин – тихий и спокойный, молодой парень, который пришел в нашу Спасскую эскадрилью из ГСВГ – « группы советских войск в Голубовке », есть такое место на Дальнем Востоке в Приморском крае, там в свое время стояла отдельная эскадрилья и когда ее упраздняли , то часть летунов передали в Спасский полк.
Так вот, вскоре Володя познакомился с Ларисой, девушкой ,которая работала машинисткой в штабе полка, очень красивой и стройной , зрение у нее было неважнецкое и смотрела она на весь мир закинув голову назад, что придавало ей надменный, королевский вид. Женихи ходили за ней табунами, но выбрала Лариса , почему- то Володю. Ходили даже слухи , что они собираются пожениться , но Вовку направили в Афган.
В Хабаровске при сортировке и перераспределении экипажей , Алика не хотели брать в спецкомандировку, уровень его подготовки не соответствовал для выполнения полетов в условиях высокогорья, но он кого-то уговорил из начальников, в общем сам напросился и пошел вместе с ребятами на замену в Джелалабадский полк. От судьбы видно не уйдешь, кто вот только знал , что она ему так мало отмеряла лет жизни.
Когда ребята погибли, их тела « Черным тюльпаном » развезли по матушке России и больше мы никогда не виделись. Но в Приморье растет сын Алика и растет огромная березка, которую он посадил возле окон своей квартиры. Жена его долго не горевала и через год вышла замуж, я не сужу ее в этом, тогда ей было, годков двадцать пять не больше, и жить надо было дальше.
А у Володи случилась иная история, оказывается, до встречи с Ларисой, он в Голубовке встречался с другой девушкой и уехав в Спасск, он забыл к ней дорогу, как ему казалось навсегда, но жизнь и тут распорядилась по своему, девушка эта вскоре поняла ,что она беременна и решила рожать ребенка и воспитывать его самостоятельно, девчонка была простая, деревенская и с очень крепким характером. Роды прошли нормально, родился казак-сын! И она начала его воспитывать, даже не зная , что рождение ее сына совпало со смертью его отца.
В ту пору нашим полком руководил замечательный мужик Владимир Андреев, командир сочетал в себе массу качеств, которых в наше время хватило бы на десять таких же командиров. Был отменный летчик, хороший спортсмен, рассказчик – просто нет слов, Познер против него ребенок, слушать его можно было вечно, ну а хозяйских и организаторских качествах , я вообще говорить не хочу. В общем как по Тургеневу – Барин!
Я не знаю, кто из ребят доложил командиру про сына Володи, а в это время мы собрали деньги для оказания помощи семье, мы так делали всегда, в то время государство, также как и сейчас не особо помогало своим защитникам. По тем временам сумма была очень приличная. И командир сделал гениальный шаг, так умел только он, деньги передали молодой маме, а родителям Володи, которые еще не оправились от горя, он написал письмо, в котором рассказал, что у них появился внук…
Вскоре в Спасск - Дальний приехали родители Володи, а девочку с сыном привезли на вертолете, кто видел сына Володи, в один голос уверяли – полнейшая копия! Когда мама Володи взяла его на руки, она уже ни кому его не отдавала, смотрела на него и молча плакала, а еще благодарила бедную, деревенскую девушку за неземной подарок ради, которого ей теперь предстояло жить! И глядя в лицо внука, вспоминать своего единственного сына, не пришедшего с войны.
Через некоторое время они уехали все вместе, ребята говорили, что поехали домой к Володиным родителям. А в сторону нашего казачества, из Москвы летела очередная государева депеша, о направлении эскадрильи огневой поддержки на вертолетах Ми – 24 за « речку». Жизнь не думала останавливаться ни на секунду!