ВОЙНА, КОТОРАЯ ВСЕГДА С ТОБОЙ
....................................................................................................................................
В таких войнах (Афганистан, Чечня) между мотивационными векторами политиков и воюющей армии неизбежно возникает «вилка», расхождение. Главным мотивом солдата и офицера той войны было стремление выжить самому и спасти своих товарищей по войне. (И опрометчивое заявление академика Сахарова о том, что вертолетчики расстреливали попавших в окружение солдат свидетельствует лишь о его детской – не сказать бы жестче – доверчивости.) Нашей задачей было – вырваться из того исторического окружения, в которое загнала Армию Политика. Вернуться живыми или помочь другим выжить, – и сделать это, не убегая от смерти, но идя ей навстречу. В этом заключается Победа в любой войне. В этом была наша Победа – и мы не бежали, провожаемые пинками – мы вышли с достоинством, победив каждый свою, и все вместе – нашу войну.
В заключение – немного лирики. Армия покинула Афганистан 15 февраля 1989 года, но у каждого из нас – своя дата. Да, наверное, каждый из нас, когда выходил срок его войны, «рвал когти» без всяких раздумий, даже забыв присесть на дорожку – лишь бы вернуться домой, туда, где по сравнению с этой войной, был настоящий рай. Когда сирена самолета, в котором мы покидали свою жаркую пыльную войну, обозначила пересечении границы, был взрыв радости. Но – вот парадокс – уже очень скоро война стала возвращаться. Очищенная тоскующей памятью, она лишилась всей ее страшной тяжести, и даже тот страх – до того привычный, что был незаметен даже самому боящемуся – стал ностальгически сладок, потому что он подчеркивал ощущение жизни. Там по вечерам, после «работы» начиналась жизнь воспоминаний о том, как хорошо было в Союзе, в том обыденном бытии, гле шли дожди, шумели мокрые деревья, где мы пили чай без хлорки, спали в нормальных постелях без клопов, и где нас не хотели убить – во всяком случае, ежедневно. И вероятное будущее казалось таким же прекрасным, как и прошлое. Единственная препятствие для мечты – мы не могли загадывать, что будет, когда мы вернемся, – потому что оно, будущее, могло запросто не состояться.
Но теперь, в этом – уже состоявшемся – будущем мы понимаем, что остались там – остались почти по-настоящему. Мы постоянно возвращаемся туда, потому что победили тогда. Потому что мы навсегда полюбили ту нашу жизнь, в которой был простой, а, значит, настоящий смысл. Оказывается, мы полюбили ту землю, которая стала родной. И ту нашу, никому, кроме нас не нужную войну.
Игорь ФРОЛОВ.