Ответственным за оформление этого учебного класса был капитан Никишов.
По боевому расчету он был летчиком-оператором в составе экипажа командира полка
п/п-ка Веденюк
В 178 ОВП первым летчиком (штурманом)-снайпером стал капитан Никишов В.И. в 1975г., даже в 172 ОВП еще не было летчика-снайпера.
На итоговых пусках ПТУРС перед завершением боевого учебного года (1975г.) в октябре месяце все четыре ракеты попали точно в цель. Это был экипаж командира полка подполковника Веденюк ( в полку все знали уже, что приказ о присвоении звания «полковник» вот-вот должен появиться). Командир полка п/п-к Веденюк на тот момент - летчик 1 класса.
« К присвоению квалификации военного летчика-снайпера представлялись военные летчики 1-го класса, подготовленные в полном объеме курса боевой подготовки рода авиации и подтверждающие классность военного летчика 1-го класса в течение не менее трех лет, имеющие общий налет на самолетах (вертолетах) не менее 1500 часов и выполнившие нормы (по минимальному количеству полетов на боевое применение (полигон). Кроме того, они должны иметь за последние 12 месяцев по каждому виду боевого применения, технике пилотирования средний балл не ниже 4,6 и отличные оценки по всем дисциплинам теоретической подготовки. Летчики, представленные к классной квалификации, не должны иметь за последние 12 месяцев по своей вине летных происшествий, поломок, повреждений самолета, потери ориентировки, применения оружия вне заданной площадки, а так же нарушения правил полетов.»
Наведение ПТУР «Фаланга-МВ» оператор осуществлял вручную, используя оптическую прицельную систему с широким и узким полями зрения и соответственно с двумя коэффициентами увеличения изображения. Для наведения ПТУР на цель использовался метод «трех точек». Оператор, удерживая прицельную марку на цели, должен был с помощью кнюппеля и вырабатываемых радиоаппаратурой наведения команд удерживать ракету на линии визирования до момента встречи с целью. Эту весьма непростую задачу осиливали только высококлассные операторы. В среднем только 30-50% выпущенных ракет попадали в цель.
Никишов прошел подготовку в Воронежском Центре. Он умудрялся первой же ракетой попадать в цель.
Стоимость одного ПТУРС была сравнима со стоимостью а/м Волга- около 10 000руб.
Курс тогда составлял 1$= 90 коп. Стоимость установленной на Ми-24А радиостанции «Карат»-7000руб. ( сравнивали с ценой а/м ВАЗ-2103 ). Стоимость одного вертолета Ми-24А такая, что на эти деньги можно было построить один пятиэтажный дом на 126 квартир с полной обстановкой.
Отличительной чертой вертолета была кабина экипажа с плоским, граненым, как стакан, остеклением, под которым размещались тандемно со смещением оператор вооружения и летчик. На боковых фюзеляжных рамах под грузовой дверью установили по паре ПТУРов 9М17М комплекса «Фаланга-M» с радиокомандной системой наведения. На небольшом крыле без поперечного V расположили балочные держатели для бомб и блоков НАР.
В состав вооружения Ми-24А входили также блоки УБ-32 с НАР С-5 и свободнопадающие авиабомбы калибра до 500 кг. Бомбометание осуществлял оператор с помощью оптического прицела ОПБ-1Р. В обязанности же летчика, кроме пилотирования, входил пуск НАР.
Отредактировано ВВС (2013-09-08 13:27:48)