Ка-60 “Касатка” многоцелевой
Ка-60 первый вертолет фирмы КАМОВ, созданный по одновинтовой схеме с многолопастным рулевым винтом в кольцевом канале вертикального хвостового оперения. На винтокрылой машине установлены два специально спроектированных новых двигателя РД-600В НПО «Сатурн» модульной конструкции, по удельным характеристикам отвечающие мировым стандартам. Все системы и готовые комплектующие изделия российского производства. Аэродинамическое совершенство планера и широкое применение полимерных композиционных материалов обеспечивают достижение высоких летно-технических и эксплуатационных характеристик. Вертолет предназначен для перевозки вооруженного десанта, для доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, ведения поисково-спасательных работ, выполнения патрулирования, обучения и тренировки летного состава.
Кабина экипажа оборудована системой наддува и кондиционирования. Двери кабины оборудованы системой аварийного сброса. Для избежания травмирования летчика при грубой посадке рычаги управления, размещенные в кабине экипажа, автоматически убираются из опасной зоны. В учебно-тренировочном варианте вертолет оборудуется двойным управлением. Впервые применена правая посадка летчика. Спасение экипажа и десантников при аварийной посадке обеспечивается энергоемким шасси и энергопоглощающими креслами. Для понижения заметности вертолета в оптическом, ИК- и радиолокационном диапазонах принят ряд конструктивных мер: специальное покрытие планера, уборка шасси и др.
За счет установки рулевого винта в киле повышена безопасность летной и наземной эксплуатации вертолета одновинтовой схемы. В транспортной кабине возможно размещение 14 энергопоглощающих кресел. В санитарном варианте в транспортной кабине могут перевозиться 6 раненых на носилках и 3 медработника. В поисково-спасательном варианте вертолет оборудуется надувными баллонетами для обеспечения посадки на водную поверхность. Система внешней подвески расширяет транспортные возможности вертолета. В вооруженном варианте на левом и правом бортах фюзеляжа возможна установка боковых держателей для размещения вооружения.
Бортовой радиоэлектронный комплекс обеспечивает автономную навигацию, получение необходимой служебной информации о критических параметрах полета, предупреждение экипажа об облучении вертолета радиолокационными и лазерными средствами противника, эксплуатацию вертолета в любое время суток с использованием систем спутниковой навигации и ночного видения. Радиосвязное оборудование обеспечивает надежную связь с находящимися в воздухе вертолетами и самолетами, а также с наземными командными пунктами.
Конструкция. Создан по одновинтовой схеме. Рулевой винт в киле имеет одиннадцать лопастей. Более 60% конструкции выполнено из полимерных композиционных материалов, что обеспечивает повышенную стойкость к огневому воздействию стрелкового оружия. Шасси вертолета убирающееся, трехопорное, с двумя основными и одной хвостовой опорами. Лопасти выполнены из полимерных композиционных материалов, имеют противошумные стреловидные законцовки. Крепление лопастей к втулке – торсионное. Для защиты от обледенения лопасти снабжены электротепловой противообледенительной системой. Боевая живучесть машины обеспечивается за счет того, что все основные системы и агрегаты дублированы и разнесены по бортам фюзеляжа; лопасти винтов сохраняют работоспособность при получении нескольких пробоин от стрелкового автоматического оружия, тяги системы управления и валы трансмиссии выдерживают прострел пулями калибра 12,7 мм. Опасность взрыва топлива в баках при простреле предотвращается путем заполнения их пенополиуретаном. Мощности одного двигателя в случае выхода из строя другого достаточно для успешного завершения задания.
Хронология создания. Первый полет – 10 декабря 1998 г.
Состояние. Вертолет проходит заводские испытания. На Луховицком машиностроительном заводе построен учебный вариант вертолета Ка-60-У.
Характеристики
Двигатель (кол-во, тип, марка) 2 х ГТД РД-600В
Взлетная мощность, л.с. 2х1300
Экипаж 1-2
Пассажиры 14
Макс. взлетная масса, кг 6500
Нагрузка в кабине, кг 2770
Нагрузка на подвеске, кг 2750
Макс. скорость, км/ч 300
Крейсерская скорость, км/ч 270
Статический потолок, м 2600
Практический потолок, м 5150
Дальность, км 770
Продолжительность, ч 4,3
Размеры планера
Длина, м 13,46
Высота, м 4,8
Ширина, м 2,5
Размеры кабины
Длина, м 3,8
Высота, м 1,3
Ширина, м 1,78
Диаметр НВ, м 13,8
База шасси, м 5,45
Колея шасси, м 2,5