ТЕМА: ПЗУ PALL Centrisep®
Видел ряд сообщений на тему ПЗУ типа "чемодан". Прилагаю информационную справку из "первых рук" (являюсь ответственным за это изделие в корпорации PALL -производителе этих "чемоданов":
1.Историческая справка.
В 70-х годах, разгар холодной войны Ангола обратилась в компанию Pall (wwwpall.com) - производителю систем фильтрации и сепарации для широкого промышленного применения, включая аэрокосмическую промышленность. Цель обращения - помочь решить проблему чрезмерного эрозионного износа компрессоров двигателей ТВ2-117 вертолетов Ми-8Т. В итоге на тэшку было адаптировано ПЗУ конструкции, разработанной для SeaKing и S-61:

В дальнейшем (в 90-х) по заказам различных стран Северной Африки и Ближнего Востока ПЗУ данной концепции было адаптировано для Ми-17 и всего семейста с двигателями ТВ3-117. На сегодняшний день около 600 бортов семейства Ми-8 государственных структур Алжира и Египта, Анголы, Эфиопии, Йемена, Ирака, Ирана, Пакистана, Китая, США, Чехии укомплектованы данным ПЗУ .
Начиная с 2001 года У-УАЗ поставляет новые экспортные машины в опциональном исполнении с данным ПЗУ (всего было поставлено порядка 50 бортов в Алжир и Пакистан). КВЗ тоже в 2008-2009 г. поставлял вертолеты с данными ПЗУ в Пакистан и Египет (всего 26 машин). Вся техническая документация выпущена МВЗ им. Миля и сейчас ведутся работы по выпуску бюллетеня на гражданские машины.
2. Принцип работы:
На рисунке в приложении представлен принцип работы трубки-циклона, из которых состоит инерциальный сепаратор Pall Centrisep®. Загрязненному воздуху при входе в трубку-циклон придается вихревое движение по направляющим геликоидальным поверхностям. Под действием центробежных сил механические частицы и капли жидкостей и далее при стремлении к периферии трубки выбрасываются наружу. Очищенный воздух через сопло устремляется по оси трубки-циклона. Таким образом, происходит непрерывная сепарация механических загрязнений и капель жидкостей.
Для оптимизации характеристик системы очистки (сопротивление и эффективность сепарации) трубки-циклоны набираются в панели. Их взаимное положение оптимизируется аналитическими, эмпирическими и вычислительными методами, а также при помощи натурных аэродинамических продувок. Таким образом, возникает полость воздуха с высокой концентрацией загрязнения. «Грязный» воздух удаляется из полости путем создания разряжения при помощи вентилятора (рисунок в приложении). В пылезащитных устройствах для вертолетов Ми-8/17 удаление концентрата пыли осуществляется при помощи двух осевых вентиляторов по бокам.
Подробная информация по данной технологии и ее применению в различных вертолетах:
http://www.pall.com/Aerospace_50434.asp
3. Преимущества по сравнению со штатными "грибами":
- Эффективность очистки:
У "грибов", заявляемая эффективность 40-60%, то есть половина всей пыли проходит в двигатели. У ПЗУ PALL Centrisep® - не менее 90% (проверено испытаниями), то есть в двигатель проходит 10% пыли или в пять раз меньше, чем в грибообразном штатном варианте. Данные подтверждаются эксплуатацией. В Алжире, Египте ресурс компрессора с грибообразным ПЗУ - 100-500 часов, с "чемоданом" двигатели в тех же условиях отрабатывают межремонтный ресурс без следов эрозии. Как следствие высокая экономическая эффективность и предотвращение деградации мощности и топливной эффективности двигателей.
- Потери мощности.
Пока сравнительные измерения потерь не проведены, однако по косвенным признакам (температура газов, впечатление пилотов о приемистости) потерь мощности нет вообще, если сравнивать вертолетом без ПЗУ или с вертолетом с выключенными "грибами". Звучит парадоксально, но создаваемое сопротивление на входе компенсируется более благоприятной для двигателей равномерностью поля скоростей входного воздуха. При включенном эжекционном отсосе в грибообразном ПЗУ потеря мощности вообще не сравнимо больше (ПЗУ PALL Centrisep® использует электровентилятоы отсоса пыли). Повторюсь, прямые измерения на вертолетах Ми-8/17 не проводились, но разница очевидна.
К слову, таже самая конструкция, благодаря "выравниванию" поля скоростей воздуха в случае с вертолетом SeaKing дала прирост (!) мощности на +7% по сравнению с версией без ПЗУ вообще (подтверждено испытательными измерениями).
- Защита от посторонних предметов и кусочков льда.
- Всепогодность. ПЗУ PALL Centrisep® прекрасно работает в условиях обледенения и не накладывает дополнительных ограничений на полеты, указанные в эксплуатационной документации. Кстати эксплуатация «грибов» зимой не допускается, соответственно нарушается требование АП-29 по птицестойкости. Возможность эксплуатации ПЗУ PALL Centrisep® зимой закрывает проблему птицестойкости (испытания на птицестойкость доказали безопасности функционирования двигателей при попадании птицы в ПЗУ PALL Centrisep®).
- Защита от коррозии двигателей при эксплуатации в условиях морского «солевого туманы»
- Защита от выключения двигателей при полетах в условиях тропических ливней.
- Снижение риска влияния «человеческого фактора» при посадках в условиях нулевой видимости пылевого облака (нет необходимости применения сложных техник посадки «по-самолетному»).
Хотя я лицо заинтересованное, но готов принимать конструктивную критику и дискутировать данную тему в этом форуме. Если кому интересно по-подробнее, пишите на anton_ilyin@europe.pall.com