karabas написал(а):Сорри если вопрос глупый или обсуждался (я не вертолетчик).Попадают ли при стрельбе из пушки газы в левый двигатель? И так как очевидно попадают...
Ничего, ничего. С каждым бывает.
karabas написал(а):то что при этом с вертолетом происходит?
Зависит от типа вертолёта. Конкретно на Ка-50,52 установлено ограничение по углу скольжению влево в момент стрельбы из пушки.
Что может возникнуть вообще при попадании пороховых газов?
Само по себе изменение химического состава смеси газов на входе в воздухозаборник на работу двигателя мало влияет. А вот из-за повышения её температуры и скачкообразного изменения давления возникают следующие проблемы:
1. Помпаж (неустойчивая работа) двмгателя с последующими резким падением мощности и возникновением вибрации способных разрушить двигатель.
2. Умная автоматика при мгновенном забросе температуры на входе в воздухозаборник градусов на 50 решит, что это начало помпажа, и, во избежание разрушения, сама отключит двигатель со всеми вытекающими для дальнейшего полёта последствиями. Это - наиболее вероятная причина гибели Ан-124 над Иркутском в декабре 1997 г. Скорее всего, самолёт при наборе высоты над промышленным районом влетел в поток дыма из труб и шибко умные САУ всех четырех движков независимо друг от друга одновременно их выключили (на одном Д-18 отказал исполнительный механизм САУ, поэтому двигатель сохранил работоспособность).
Как с этим борятся? У нас пытаются лечить иньекциями воды/спирта при стрельбе или пуске (на Ми-28Н). На диком Западе проблема решена кардинально: у двигателей первая ступень (иногда она же и последняя) выполняется центробежной (как на МиГ-15) и все проблемы с ГДУ пофиг.