С 3 апреля по 8 декабря 1978 года проводились испытания комплекса «Штурм- В» на тяжелом корабельном транспортно-боевом вертолете Ка-252ТБ. Руководителем бригады был назначен инженер-испытатель П.И. Моцарь. Полеты выполняли летчики-испытатели Н.П. Белокопытов, А.И. Яковенко, Е.Г. Мухин и штурман-испытатель Г.П. Мисюра. Испытания по комплексу проводил инженер-испытатель А.А. Ильин. Работы проводились в ходе этапа «А» совместных государственных испытаний вертолета Ка-252ТБ. Особенностью испытаний было проведение работ на полигонах машиностроения города Коломна, на базе Ахтубинска и на испытательных полигонах «Чауда», «Меганом».
Впервые на вертолете Ка-252ТБ проводились пуски неуправляемого и управляемого оружия. Проведенные испытания комплекса «Штурм-В» на вертолете Ка-252ТБ в основном подтвердили его тактико-технические характеристики.
Этап «Б» совместных государственных испытаний опытного вертолета Ка-252ТБ проводился в период с 7 июня 1978 года по 9 июня 1979 года без материальной приемки вертолета, при техническом обслуживании его специалистами МАП. За время испытаний выполнено 232 полета. Программа испытаний была выполнена полностью. В испытаниях вертолета участвовали летчики-испытатели Н.П. Белокопытов, Е.Г. Мухин, С.Д. Полуйчик, Ю.Н. Иглин, штурманы-испытатели Г.П. Мисюра, А.А. Данилин, В.Н. Парахин, А.А. Земцов, инженеры- испытатели П.И. Моцарь, A.M. Яковчик, Б.А. Петров, П.И. Горбухов, А.К. Вознюк, Б.Ф. Левченко, А.П. Скиба, В.А. Батов, А.Я. Мокрушин, В.М. Игнатенко, А.А. Ильин, Н.С. Бойко, М.И. Романовский, В.Н. Анищенко, О.Б. Арзамасцев, Ю. Максимюк, Г. Кухарцев, В.Н. Лаврушко, В.Я. Савчук, А.А. Катеринич, Н.Д. Чубий, К.И. Сергеев, Н.А. Походенко, А. Лапшин.
В целях расширения боевых возможностей корабельного тяжелого транспортно-боевого вертолёта Ка-252ТБ по борьбе с надводными и наземными малоразмерными целями вертолёт был дооборудован для применения ракет Х-23М класса "воздух-поверхность" с аппаратурой радиокомандной линии наведения РКА «Дельта-НГ». Специальное вооружение вертолёта обеспечивало размещение и последовательный пуск, наведение 3-х ракет штурманом (двух ракет одновременно лётчиком и штурманом).
Специальные лётные испытания проводились на сухопутном полигоне «Чауда» с 9 сентября по 3 октября 1983 года испытательной бригадой 3 Управления с участием специалистов МАП и при их техническом обслуживании вертолёта. Был выполнен 31 полёт, из них 11 – с пуском ракет. Полёты на испытания выполняли летчик-испытатель Н.Н. Трушков, штурман-испытатель В.Н. Парахин. Испытания возглавлял инженер-испытатель В.И. Поляков. В испытаниях принимали участие инженеры-испытатели В.А. Туголуков, Ю.П. Казанков, П.И. Моцарь, В.Л. Щетина, Г.М. Попов, Б.А. Петров, В.И. Прокопов, Л.Г. Черногор, В.В. Ракуленко, Г.М. Шабан, И.Е. Зайцев и В.В. Погожев. По результатам испытаний было сделано заключение о включении ракеты Х-23М в состав вооружения вертолёта Ка-252ТБ.
В период с 27 мая по 3 июня были проведены аналогичные специальные испытания вертолёта Ка-252ТБ по боевому применению 3-х ракет Х-25МР класса «воздух-воздух». Испытания были прекращены по причине невозможности применения ракеты Х-25МР в диапазоне скоростей полета вертолёта из-за неуправляемости ракеты с работающим двигателем на траектории. Было выполнено 5 полётов с пусками ракет. Полёты выполняли лётчик-испытатель Е.Г. Мухин, штурманы-испытатели В.Н. Парахин, А.А. Земцов. Ведущим инженером был назначен инженер-испытатель В.И. Поляков. В испытаниях участвовали инженеры-испытатели П.И. Моцарь, А.П. Скиба, Б.А. Петров, Ю.П. Казанков.
В целях повышения боевых возможностей корабельного транспортно-боевого вертолета Ка-252ТБ в период с мая 1986 года по январь 1987 года была проведена научно-исследовательская работа в воздухе: «Лётные исследования по расширению маневренных возможностей вертолёта Ка-27 и его модификаций» (шифр «Скрытность-27»). На проведение НИР приказом начальника 8 ГНИИ ВВС им. В.П. Чкалова были назначены исполнители:
- научный руководитель НИР - начальник 3 Управления Заслуженный лётчик-испытатель СССР Э.М. Колков;
- ответственный исполнитель НИР - инженер-испытатель В.Ф. Левченко;
- исполнители НИР инженеры-испытатели О.П. Дмитриев, В.Н. Расщупкин (кандидаты технических наук);
- инженеры-испытатели по специальностям Г.М. Попов, В.А. Петров, А.П. Рындяев, В.Л. Щетина, Д.И. Осовский;
- ведущие лётчики-испытатели Ю.М. Тишков, Н.Г. Рыжков, Е.Г. Мухин;
- ведущие штурманы-испытатели А.А. Земцов, Ю.П. Бахарев, С.В. Баричко.
Лётные испытания проводились на вертолёте Ка-252ТБ в боевом подварианте, максимальная взлётная масса вертолёта составляла 11540 кгс. Исследования проводились на базе Ухтомского вертолётного завода им. Н.И. Камова (г. Люберцы), при техническом обслуживании вертолёта специалистами завода. По результатам проведенной НИР в воздухе были сделаны выводы, что на вертолёте Ка-252ТБ возможно и безопасно выполнение боевых маневров в пределах расширенных лётных ограничений по крену до ±60°, тангажу ±35°, по высоте полёта - до 4600 метров, по нормальной перегрузке - до 2,5, возможны взлёты и посадки с попутным ветром до 20 м/сек (было ограничение не более 10 м/сек). Эти расширенные лётные ограничения распространялись и на вертолёты Ка-27ПЛ, Ка-27ПС.
Исследованиями была подтверждена возможность и безопасность выполнения следующих маневров в пределах расширенных ограничений: пикирования, боевых разворотов, виражей, виражей-спиралей, разгонов и торможений в горизонтальном полёте с максимальными темпами, фиксированных разворотов, перекладок из крена в крен, полётов правым и левым бортами до скорости 70-75 км/час, полёт хвостом вперёд до скорости 110-115 км/час, вертикальных наборов высоты с вращением, с максимально-возможной угловой скоростью («волчок»).
В период с 25 июня по 1 сентября 1988 года были проведены специальные лётные испытания вертолёта Ка-29 по оценке возможности и безопасности лётной эксплуатации в горных условиях. Испытания проводились бригадой 3 Управления на аэродроме г. Чирчик, Узбекской ССР, без материальной приемки вертолёта при техническом обслуживании специалистами МАП. Было выполнено 45 полётов с высокогорных площадок ограниченных размеров, расположенных на высотах 740, 1200, 1900, 2800 метров над уровнем моря. Программа испытаний была выполнена полностью. По результатам испытаний был сделан вывод, что базирование, лётная эксплуатация транспортно-боевого вертолёта Ка-29 в горных условиях с площадок ограниченных размеров, расположенных на высотах до 3000 метров над уровнем моря со взлётными массами, вплоть до максимальных, возможны и безопасны. Испытания проводились под руководством ведущего инженера-испытателя А.П.Скиба. Полёты выполняли лётчики-испытатели В.В.Святошнюк, Е.Г. Мухин, штурман-испытатель В.Ф.Незамаев. В испытаниях участвовали инженеры-испытатели по специальностям О.П.Дмитриев, П.С.Пономаренко, В.Я.Лысенко, И.М.Волков, Б.Ф.Левченко, П.И.Моцарь
Тяжелый корабельный транспортно-боевой вертолёт Ка-29 с двигателями ТВ3-117 КМ (ВК) третьей серии, постройки Кумиртауского Авиационного производственного объединения (КУМ АЛО) по документации Генерального конструктора УВЗ им. Н.И.Камова, был предъявлен на контрольные испытания в 1989 году. Вертолёт базировался и применялся с кораблей проектов 1143.4, 1174 и В-481.
После завершения государственных испытаний в 1979 году, вертолёт прошёл ряд контрольных и специальных испытаний по оценке доработок, выполненных по материалам Акта государственных и специальных испытаний по расширению его боевых возможностей (с блоками Б8В20, Контейнерами УПК-23-250, пушкой 2А42, лазерным дальномером «Капкан», в горных условиях, на предельных режимах, расширения условий соевого применения на кораблях проектов 1143.4 «Баку», 1174.2 «Александр Николаев», 1174.3 «Митрофан Москаленко», судна проекта В-481 «Николай Черкасов».
Вертолёт строился серийно с 1983 года, в 1987 году был принят на вооружение авиации Вооружённых сил СССР. Контрольные испытания проводились в период с 4 октября 1989 года по 4 июля 1990 года бригадой 3 Управления в составе: ведущий инженер-испытатель В.А.Боришполов; инженеры-испытатели по специальностям О.Н.Рыбак, О.В.Огурцов, Б.Ф.Левченко, В.А.Халтурин, В.Б.Максименко, С.В.Баронов, В.АБурлыга, В.Е.Ковальчук, В.Н.Выборнов, С.К.Джигурда, И.Е.Зайцев, В.В.Пикалов, И.П.Минаев, В.Я.Лысенко, В.В.Панченко, Л.Г.Черногор, В.НАртемчук; ведущий лётчик-испытатель Н.Н.Трушков; ведущий штурман-испытатель А.Г.Волчков.
Боевые, технические и эксплуатационные характеристики, качество подготовки серийного вертолёта в основном соответствовали Техническим Условиям на поставку вертолёта в строевые части.
В период с 14 августа по 10 ноября 1990 года были проведены специальные лётно-морские испытание тяжелого корабельного транспортно-боевого вертолёта Ка-29 на ТАКР «Тбилиси» проекта 1143,5 по оценке возможности и особенностей базирования, боевого применения. В процессе испытаний произошло повреждение вертолета Ка-29, в результате «схлёстывания лопастей несущих винтов после посадки и выключения двигателей на ВППл №1 корабля на «ходу» (лётчик-испытатель В.А.Лавров). Испытания были продолжены на вертолете Ка-27ПС, у которого пилотажно-навигационное оборудование было идентично вертолета Ка-29. Программа испытаний была выполнена полностью. Испытательную бригаду 3 Управления возглавлял инженер-испытатель А.И.Ковалёв. В испытаниях принимали участие инженеры-испытатели по специальностям В.Н.Ма¬рецкий, В.Н.Артемчук, Д.Е.Никифоров, В.Н.Чубий, А.Е.Хрусцель, А.А.Минаков, В.Е.Ковальчук, С.И.Филиппов, В.Н.Макаров, А.А.Сянявин, Е.Я.Бондарь. Полёты выполняли лётчики-испытатели В.А.Лавров, Н.Н.Наумов, штурман-испытатель А.Г.Волчков. Полётами на корабле руководили С.Ф.Сквирский, Е.Я.Куликов.
В результате испытаний было установлено, что выполнение полетов на вертолёте Ка-29ТБ с корабля ТАКР «Тбилиси» проекта 1143.5 возможно днём и ночью, на «стопе» и на «ходу» корабля при результирующем воздушном потоке до 20 м/с, бортовой качке до ±3°, килевой до ±1°, остановка несущих винтов на скорости корабля запрещена, боевые задачи во взаимодействии с кораблём обеспечиваются.
Взято отсюда
Отредактировано commanderm (2011-01-25 01:52:39)