ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ

Объявление

ВНИМАНИЕ!!!!!!!!!!!!!!!! ЕСЛИ ВЫ ЗАРЕГИСТРИРОВАЛИСЬ И НЕ МОЖЕТЕ ВОЙТИ ПИШИТЕ НА АДРЕС, kirill83s-pb@mail.ru ПРОБЛЕМУ РЕШИМ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. С УВАЖЕНИЕМ, АДМИНИСТРАЦИЯ ФОРУМА ВЕРТОЛЕТЧИКОВ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » ОВП, ОСАП, ОАЭ, АВИАОТРЯДЫ. » История 239 отдельного гвардейского вертолётного полка.


История 239 отдельного гвардейского вертолётного полка.

Сообщений 1 страница 30 из 149

1

История 239 отдельного гвардейского вертолётного Белгородского Краснознамённого полка в\ч 15426 Каунас, Фюрстенвальде, Брандис, Ораниенбург, Ефремово. (Первый полк СССР в который поступили вертолёты Ми-4 на войсковые испытания)
     
       10 июня 1938 г.   из эскадрилий 47-й авиационной бригады особого назначения (в состав  АБОН входили десантные и авиационные подразделения, 47-я АБОН была сформирована в 1936-м году) Белорусского военного округа (с 26 июля 1938 года Белорусского особого военного округа), переформируемых в воздушно-десантные, с выводом из их состава авиационных подразделений, на аэродроме Боровское  (7 км юго-восточнее Починка/60 км юго-восточнее Смоленска),  http://s1.uploads.ru/t/oRLrJ.jpg
http://s1.uploads.ru/t/5agkO.jpg
http://s1.uploads.ru/t/TCijd.jpg
был сформирован 3-й тяжелый бомбардировочный  авиационный полк на самолётах ТБ-3.  Из десантников 47-й авиадесантной бригады особого назначения в городе Марьина Горка в 1938 году была сформирована 214-я воздушно-десантная бригада – предшественница 5-й отдельной бригады специального назначения.
       Уже в 1939 г. 2 экипажа полка принимали участие в боевых действиях на Халхин-Голе. Осенью 1939 г. полк обеспечивает поход войск Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию. Выполнено 342 боевых вылета. С 11 декабря 1939 г. участвует в финской кампании. 25 декабря впервые наносит массированный удар по финским укреплениям, получив настоящее боевое крещение. За период войны совершено 318 боевых вылетов и 78  транспортных вылетов. 82 чел из личного состава полка награждены орденами и медалями СССР.В июне 1940 г. полк принимает участие в выполнении Правительственного задания по освобождению Бессарабии и Северной Буковины, выполнив 327 вылетов. 22 июня 1941г. дежурный по полку лейтенант Д.Волков (впоследствии Герой Советского Союза, генерал-майор) объявил боевую тревогу.
       Полк прошёл всю ВОВ под разными названиями.  22.06.41 - 05.03.42 - 3-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк. На вооружении имел самолеты ТБ-3 (http://ru.wikipedia.org/wiki/ТБ-3). Уже в ночь на 23.06.41 г. полк в составе 33-х самолётов ТБ-3 без потерь нанес удар по войскам противника в районах  Сопоцкина (Гродненский район),Венгрова и Сувалках(Польша). Вспоминает летчик Лукьянов:
"…Наш полк к этому времени находился восточнее Минска. Занимались учебно-боевой работой. Тренировали авиадесантную бригаду, которая находилась рядом, в парашютных прыжках… Мы по всему чувствовали, что война близка… И вот 22 июня 1941 года. Нас разбудили рано. Жили мы в это время в летних лагерях в сосновом бору в западной части нашего аэродрома Сенча (ю/з Марьиной Горки). По лагерю прошла команда: «Тревога, подъём, выходи строиться!» На линейке уже стоял капитан Стребулаев – командир нашей 1-й эскадрильи. В течение каких-нибудь пяти минут лётный состав уже стоял в строю…
  …В 21 час 30 минут наш полк приступил к выполнению первого боевого ночного задания. Враг из района Сувалки танковыми колоннами устремился на восток. Полку поставлена задача – разбомбить эти колонны. Четырёхмоторный корабль ТБ-3 подготовлен к полёту – заправлен горючим, водой, подвешены бомбы, заряжены пулемёты. Экипаж в количестве восьми человек во главе с командиром отряда старшим лейтенантом Засыпкиным и штурманом Федориным занял свои места. Воздушные корабли один за другим направились к цели. Тёмная звёздная ночь. Горят города Вильно, Каунас, Гродно. В 12 часов ночи приближаемся к цели. Сверху видны огоньки на шоссе из Сувалок. Вот она, цель! Штурман уточняет боевой курс. Бьют зенитки. Не сходим с курса. Штурман начинает бомбометание. Левый разворот. Сброшена ещё партия бомб. И так пять заходов. На земле пять пожаров и один взрыв. В 3 часа 30 минут приземлились на своём аэродроме".
Это был первый день из 1418 дней войны летчика Сергея Лукьянова. Потом не успевали получать все новые и новые задания, летали и ночью и днем, бомбили врага и его переправы, высаживали в тыл противника диверсантов и разведку, окруженным частям РККА доставляли необходимое, и все под огнем зениток и истребителей гитлеровцев. Горели и теряли друзей.
Писатель Константин Симонов в трилогии «Живые и мертвые» описывает реальный эпизод в начале войны, участником которого оказался сам. Речь идет об эпизоде, когда на глазах у героя его трилогии военного корреспондента Сенцова, а в реальности на глазах Симонова,  один за другим немцы сбивают несколько наших тяжелых бомбардировщиков летевших днём без прикрытия истребителей. Симонову, после выхода киноленты «Живые и мертвые», пришло письмо от «одного из этих» сбитых летчиков. Им оказался Андрей Семёнович Корень, летчик 3-го ТБАП,  которого вместе с его товарищами Константин Симонов в реальности тогда подобрал и доставил на полуторке до госпиталя.
На войне, как на войне.
А на следующую ночь 3-й тбап атаковал немецкие аэродромы в Сувалках, Бела-Подляске и Остроленке (Польша). Летом и осенью 1941 г. полк выполнял доставку горючего танкистам Западного фронта, наносил удары по колоннам противника в районах Минска, Бобруйска, Могилёва, Орши, Смоленска, Вязьмы и др. В районе Могилёва эскадрилья капитана Прыгунова разбомбила мост через реку Березину, задержав продвижение фашистских танков.   
       По Приказу Наркома Обороны осенью 1941 г. полк принимал участие в отражении немецкого наступления на Москву. С 09 на 10.10.41 г. самолеты полка нанесли удар по скоплению мотомеханизированных войск на станции Угрюмово (южнее Юхнова), в следующую ночь они бомбили неприятеля юго-восточнее Вязьмы и сбрасывали горючее окруженным войскам, а затем переключились на атаку занятых немцами аэродромов Боровское, Шаталово, Орша. В ночь на 23.02.42 г. тихоходный тяжелый бомбардировщик ТБ-3,  3-го тбап, на борту которого находилось командование 4-го воздушно-десантного корпуса, был атакован во вражеском тылу самолётом BФ-110. В одной из атак осколком снаряда был убит командир этого корпуса генерал-майор А.Ф. Левашов и ранено несколько человек. Проявив высокое мужество, находчивость и самообладание, командир корабля ТБ-3 майор А.И. Мосолов сумел приземлить сильно поврежденный бомбардировщик, высадил штаб десантников и, несмотря на полученное во время атаки повреждение двигателя, произвел взлет. Оказавшись в воздухе, он был вторично обстрелян Bf-110, барражировавшим поблизости. После двух атак фюзеляж ТБ-3 был изрешечен, один из членов экипажа убит. Но самолет не горел, держался в воздухе. Маневрируя, летчик ушел от истребителя и вернулся на свой аэродром. Майор С. Д. Криворотченко в ночь на 04.01.42 г.  в районе станции Мятлево произвел выброску бойцов и привел самолет под утро на аэродром. На самолёте механики насчитали 54 пробоины, но бомбардировщик благополучно совершил посадку. Приземлившиеся в тылу врага десантники перешли к диверсионным действиям: они подожгли на станции Мятлево два железнодорожных эшелона, в дальнейшем разрушили мост, захватили неприятельский обоз. 18 суток продолжалась их борьба в тылу врага, после чего горстка бойцов вышла в расположение 49-й армии.  За участие в отражении немецкого наступления на Москву весь личный состав части награждается медалью "За оборону Москвы".
               С 20.03.42 г. полк переименован в 3-й авиационный полк дальнего действия  и получает новую авиатехнику  -  самолёты  Ли-2 ("Дуглас" ДС-3). В августе 1942 г., когда враг рвался к Сталинграду и на Кавказ, полк перебазируется в г. Мичуринск и оттуда ведёт активную боевую работу. Здесь совершено 1185 боевых вылетов, сброшено на цели 1500 тонн бомб.  Заместитель командира аэ майор Криворотченко Сергей Данилович,  к октябрю 1942 г. совершил 115 боевых вылетов на бомбардировку важных объектов, выброску десантов и листовок в глубоком тылу противника.  3 ноября 1942 г. погиб при взлете на боевое задание из-за возникшего пожара на моторе. 31.12.42 г. С.Д. Криворотченко присвоено звание Героя Советского Союза посмертно (http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=7696 ). Многие лётчики, штурманы, техники, стрелки-радисты и механики награждены орденами и медалями СССР. Весь личный состав – медалью "За оборону Сталинграда".
            После разгрома врага под Сталинградом, в апреле 1943г полк перебазируется на Кубань с целью нанесения ударов по аэродромам противника на Крымском полуострове. Ведя боевую работу с аэродромов Александровка и Армавир,  полк  совместно с другими частями, усиленно бомбардирует аэродромы противника Керчь, Джанкой.
             С июня 1943 г. полк принимает участие в сражении на Курской дуге, нанося удары по аэродромам и скоплениям войск противника. За 1943 г. полк совершил 3327 боевых и 184 транспортных вылета. За образцовое выполнение боевых заданий и проявленный героизм ещё 3 человека становятся Героями Советского Союза: майор Мосолов А.И. (http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=8446); капитан Куракин Николай Семёнович (http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=13326)  командир отряда, к апрелю 1943 года совершил 154 ночных и восемь дневных боевых вылета на бомбардировку объектов в глубоком тылу врага и уничтожение его живой силы и боевой техники;  капитан Волков Дмитрий Петрович (http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=8457) штурман эскадрильи к июню 1943 года совершил сто пятьдесят успешных боевых вылетов на бомбардировку военных объектов в глубоком тылу противника; летал к партизанам, помогал частям советских войск, попавшим в окружение, выполнял другие задания командования. Он первым в дивизии освоил метод снайперских бомбовых ударов по малогабаритным целям, использовал в воздушных боях фотоконтроль.
              За мужество и храбрость, проявленные личным составом части с начала ВОВ, особенно при обороне Москвы и Сталинграда, полк получает наименование "гвардейский".
Приказом Наркома обороны СССР №. 274 от 18.09.43 г. преобразован в 23-й гвардейский авиационный полк дальнего действия.
С начала 1944г полк в числе других частей и соединений АДД участвует в подготовке  к прорыву блокады Ленинграда, нанося удары по целям на переднем крае обороны противника и тыловым объектам. В январе-феврале1944г участвует в налётах на столицу Финляндии г. Хельсинки, совершив 156 вылетов на этот город.
Летом 1944 г. полк выполняет задачи на участке Кишинёв - Яссы и на участках 1-го и 2-го Белорусских фронтов.
            30 августа 1944 г. за участие в снятии блокады Ленинграда Указом Президиума Верховного Совета СССР часть награждается орденом "Красного Знамени",  275 человек  личного состава - орденами и медалями.
           Осенью 1944 г. в сложных условиях принимает участие в оказании помощи словацкому восстанию. На аэродром "Три Дуба" доставляются бойцы Чехословацкого корпуса, оружие и боеприпасы, вывозятся раненые. За 1944 г. полк совершил 1449 боевых и 728 транспортных вылетов.
              За отличие в боях за освобождение г. Белгород полку присвоено почетное наименование Белгородский. Переименован Директивой Генерального штаба №. Орг/10/315706 от 26.12.44 г. в 239-й гвардейский бомбардировочный Белгородский Краснознаменный авиационный полк.
       С января 1945 г. по 9 мая 1945г полк ведёт боевую работу в полосе 3-го  Украинского фронта, участвуя в Будапештской, а затем и Венской операциях.
Войну полк заканчивает,  базируясь на аэродроме Кохановка в Польше.  После окончания войны 29 июня, штурману старшему лейтенанту Просветову П.Д. присвоено звание Героя Советского Союза http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=16698
       Всего за время войны полк сбросил на врага 6000 т бомб, уничтожив 110 самолётов противника, 55 эшелонов с живой силой и боевой техникой, разбомблено 4 моста, 19 зенитных батарей, подавлено 16 прожекторов, взорвано 116 складов, создано 3527 очагов пожаров. В воздушных боях сбито 7 истребителей противника.  Перевезено 442 тонны военных грузов, выброшено 1526 парашютистов, 33,5 млн. листовок. Десантировано в тыл врага 863 разведчика-диверсанта. Всего выполнено 9 тыс. боевых вылетов.
В декабре 1945 г. полк был сосредоточен на аэродроме Воля-Оцепа (Польша), а в марте1946 передислоцирован на аэродром Цеханув, входя в состав бомбардировочных  авиадивизий и именуясь"239-й гвардейский авиационный Белгородский Краснознамённый полк дальнего действия". После ряда оргштатных мероприятий, полк переходит на новые штаты (вводится 4-я эскадрилья) и перебазируется в г. Черняховск, а затем в г Каунас. http://s1.uploads.ru/t/SDtqp.jpg http://s1.uploads.ru/t/UrM2q.jpg

Полк передаётся в состав 35 ТАД и переименовывается в "239-й гвардейский транспортный авиационный Белгородский Краснознамённый полк".
       Корейская война показала отставание СССР от США в области вертолетостроения. Единственной советской работоспособной машиной в то время был Ми-1, мелкосерийное производство которого велось с 1950 г. Советская винтокрылая авиация военного назначения родилась 28 октября 1948 года, когда на аэродроме города Серпухов было сформировано первое вертолетное подразделение – 26-я отдельная учебно-тренировочная авиационная эскадрилья на вертолетах Г-3 и Г-4. Эти вертолеты оказались очень «сырыми», не доведенными, поэтому настоящая жизнь в 26-й оутаэ, которой командовал подполковник Д. Афонин, началась лишь в 1951 году, когда в нее поступили первые советские серийные военные вертолеты Ми-1. В марте 1951 года здесь состоялись первые полеты. На базе эскадрильи 16 июля 1951 года сформировали и первый в истории советских ВВС вертолетный полк – 550-й оап. Его возглавил известный летчик-истребитель, участник освобождения Белоруссии от фашистов, Герой Советского Союза подполковник Иван Маслов http://www.peoples.ru/military/hero/maslov/. В октябре 1951 г. было принято постановление правительства о разработке двух вертолетов: среднего десантно-транспортного вертолета - в ОКБ М.Л.Миля и тяжелого транспортного - в ОКБ А.С.Яковлева. Уже через семь месяцев (!) после начала проектирования ОКБ М.Л.Миля выпустило первый опытный образец вертолета ВД-12 (Ми-4). Освоение серийного производства Ми-4 шло параллельно с изготовлением опытных экземпляров, что позволило уже в конце 1952 г. приступить к его войсковым испытаниям в  239-м гвардейском военно-транспортном  Белгородском Краснознаменном авиационном полку. Видео о создании Ми-4, на видео есть командир 239 полка п/п-к Ерофеевский А.П. http://video.mail.ru/mail/bashnik55/_myvideo/75.html?
       В декабре 1952 г. полк начинает получать и осваивать новую авиационную технику - вертолёты Ми-4. К началу 1953 г. первыми переучились на новую технику командир полка Герой Советского Союза гв.  п/п-к Ерофеевский А.П.(http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=5555) ,заместитель  по лётной  подготовке гв. п/п-к Коваленко,  гв. к-н Веселов ,ст. л-ты Батурин, Коляда ( в последствии командир части в Фюнстервальде), Сухих.  Личный состав успешно справился с этой задачей.
       Полк переходит на новые штаты и получает наименование "239-й гвардейский десантно-транспортный авиационный Белгородский Краснознамённый полк".   На 1953 г. поставлена задача: подготовить экипажи к полётам на вертолёте днём в ПМУ, а руксоставу - к полётам ДСМУ и НПМУ.  Обучить летчиков групповой слётанности в составе аэ.  Выполнено 3105 полётов на Ми-4 и 20 на Ми-1.
       Численность вертолетов в авиационном парке Вооруженных Сил СССР стала неуклонно расти: если в 1952 г. Министерство обороны СССР получило от промышленности 6685 самолетов и 38 вертолетов, то в 1954 г. - 5617 самолетов и уже 117 вертолетов. В 50-х в Каунасе был сформирован ещё один вертолётный полк, образовалась первая и последняя вертолётная дивизия (училища не в счёт). На воздушном празднике в Тушино в 1953-м году впервые демонстрировались вертолеты Ми-4 ведомые лётчиками 239-го полка. Лётчики получили боевые награды. Первые вертолёты приняли участие в  параде в 1951 году.  В городе Пушкино, Героем Советского Союза Масловым Иваном  Васильевичем,  впервые была подготовлена группа лётно-технического состава из 9 винтокрылых машин Ми-1 для участия в параде, посвященном Дню Воздушного флота.
       В 1954 г. полк участвует в учениях ПрикВО,  и с 36 вертолетов Ми-4  десантирует "ГАЗ - 67" и 120-мм миномёты. В 1954г освоены полёты на групповую слётанность ночью в ПМУ. В 1956г экипажи полка подготовлены к десантированию войск и боевой техники днём в составе полка, ночью - в составе эскадрильи.С появлением современного десантно-транспортного вертолета стала возможна отработка новых форм боевых действий войск. Так, 10 сентября 1956 г. во время учений после воздушного ядерного взрыва мощностью 40 килотонн примерно в 500-600 метрах от его эпицентра (через 40 минут после взрыва) с вертолетов Ми-4 был высажен десант 345-го парашютно-десантного полка (272 человека). Учения подтвердили возрастающую роль вертолетных десантов в современной войне. И уже в октябре-ноябре 1956 года полк принимает участие, впервые в истории вертолётной авиации СССР, в вооружённом конфликте в Венгрии. Заместитель командира авиаполка по боевой подготовке Лунин вспоминает: «В период с
6 по 13 ноября 1956 года 12 экипажей полка (Щукина, Манохина, Петровского, Линкевича, Краснова, Стаценко, Крейна, Жерлицына, Батурина, Сухих, Валейша и Исайкина) принимали участие в боевых действиях по подавлению мятежа в Венгрии, базируясь на аэродроме Текель.
Выполнялись полеты на перевозку раненых, офицеров связи, переброску средств связи и спецгрупп. Экипаж старшего лейтенанта Валейша выполнил 34 боевых вылета, 22 раза подвергался
обстрелу с земли. Перевез 30 человек тяжелораненых, 68 офицеров связи, за что был награжден
орденом Красной Звезды». Во время дислокации в Каунасе лётчиками полка спасено с льдин несколько десятков рыбаков в районе Калининграда, причём ночью в сложных условиях. Весной 1957 года лётчики полка спасли с крыш домов в городе Орске 6000 людей во время сильнейшего наводнения.
       15 ноября 1959-м года полк перелетает на аэродром Фюрстенвальде в ГДР, http://s1.uploads.ru/t/VX7ad.jpg
http://s1.uploads.ru/t/BVgKR.jpg
http://s1.uploads.ru/t/EX7md.jpg
http://s1.uploads.ru/t/dj8Km.jpg http://s1.uploads.ru/t/oXJHn.jpg

часть Ми-4 были переданы в отдельные вертолетные эскадрильи, 12 передали в 3-ю аэ Шёнефельдского осап (который в 1961 году перебазировался на аэродром Шперенберг), а остальные отогнали в Каунас на ремонт и несколько передали в СГВ (Польша). Полк же получил почти все новые машины Ми-4А и Ми-6. Но поскольку в этом месте "скопилось" много вертолетов (Бранденбургская овэ, 3 аэ Шёнефельдского осап, да еще рядом, в Штраусберге формировался вертолетный полк ННА), то гвардейцев (у них были красные бортовые номера) перебросили, на аэродром Брандис, http://s1.uploads.ru/t/4mqIa.jpg
http://s1.uploads.ru/t/d7TK4.jpg
http://s1.uploads.ru/t/AM7KY.jpg
http://s1.uploads.ru/t/46BXp.jpg
на усиление южного корпуса в 1962-м году. Как появились в полку в полку Ми-6?  Воспоминания командира вертолёта Ми-6 Бардынина Геннадия Ивановича. «Летом 1961 года в селе Великая Круча под Пирятиным (Украина, Полтавская область) была сформирована 377 овэ (одна из двух самых первых на Ми-6 в СССР). Командир вэ майор Соколов Валентин Иванович, заместитель к-н Галкин, замполит к-н Дёмин, начальник штаба к-н Лесканов, старший штурман к-н Никифоров, командиры отрядов и вертолётов все из 239 гв. овп: к-н Журавлёв ( командир отряда) к-ны Басараб, Крайнюк, Шустров, Камкин... . Правые летчики все из расформированного в апреле в Умани 113 гв.иап в основном выпускники Армавирского ВАУЛ 1959 года: ст.л-нт Богданов, л-ты Бардынин, Щербинин, Айрапетов, Цыкалов, Орлик, Золотарёв, Гайдамака... Штурмана прибыли из расформированных  в Прикарпатье полков Ил-28: к-н Перепонов, ст.л-нт Тарасов, Гриневич, Кочелаба... Инженер эскадрильи к-н Ржавский, начальник тыла к-н Горик, ст.врач м-р Давыденко. Техсостав и механики были из только что расформированного в Великой Круче 111 гв. иап. Стрелки-радисты из ШМАСа, солдаты срочной службы. Лётный состав переучивался в Луганске. Командиры на вертолёт Ми-6, правые на Ми-4. В декабре 1961 г. эскадрилья перебазировалась в Ораниенбург. Командиры в два потока перегнали 10 Ми-6 и сразу приступили к интенсивному переучиванию правых. Весной 1962 года 377 овэ была расформирована и вошла в состав  239 гв. овп, который в то время базировался в Фюрстенвальде, а летом мы все перелетели в Брандис». В 1963 г командиром полка к гвардейцам прибыл по замене из Телави (тоже один из первых вертолётных полков) п-к Гуров. После прилета в ГСВГ из Каунаса целого вертолетного полка, у вертолетчиков Группы была большая "перетасовка". В ВА сразу появился летчик-инспектор по вертолетам, первым был п/п-к Сухих из 239-го гвардейского полка.
       Одним из первых в СССР,  полк переучился на Ми-8. В феврале 1969г первые три вертолёта, перегнали в Брандис. Первыми стали переучиваться на Ми-8 десять экипажей 1-й аэ, во главе с командиром Лебедь Виталием Николаевичем. Теоретические занятия  начались в декабре 1968, практические - в первых числах января 1969 г. В первой половине 70-х полком командовал полковник Нестеров Борис Александрович в последствии генерал. В середине 70-х полк перелетел в Ораниенбург (1977-1994).http://s1.uploads.ru/t/diV5y.jpg
Перебазированием полка, осенью 1977 года, руководил командир полка полковник Анисимов Николай Андреевич, впоследствии генерал, начальник ЦБП и ПЛС армейской авиации в Торжке, к сожалению, погибший в катастрофе на Ми-26. Первым наземным эшелоном ушла основная часть семей, так как было свободное жилье в Ораниенбурге, а остальные переехали по мере освобождения квартир семьями отдельной буксировочной эскадрильи на Ил-28. Когда уходил летный эшелон, то уже в Брандис садился отдельный вертолетный полк из Пружан (Ми-8, Ми-24). На новом аэродроме в Ораниенбурге начиналось обустройство, практически весь личный состав участвовал в строительстве хозспособом. После вывода ГСВГ полк дислоцировался в Ефремово, Тульской обл. (1994-1998) где и был расформирован в мае 98 г. http://s1.uploads.ru/t/aVyzH.jpg
http://s1.uploads.ru/t/f4VwY.jpg

       Благодарю ветеранов части: генерал-майора Нестерова Бориса Александровича, подполковника Валерия Беличенко, полковника Василия Вишневского и Бардынина Геннадия Ивановича за предоставленные материалы.
       На Боевом Знамени полка написано: «23-й гвардейский  авиационный полк дальнего действия».
Вначале 60-х все построения полка были на стадионе военного городка Брандис.

Отредактировано bashkatoff (2018-09-02 23:50:13)

+2

2

bashkatoff написал(а):

15 ноября 1959-м года полк перелетает на аэродром Фюрстенвальде в ГДР

Имел честь родиться в этом полку (Каунас) и "перелететь" с ним в ГДР  :flag:

0

3

Arkan написал(а):

Имел честь родиться в этом полку (Каунас) и "перелететь" в ГДР

Я тоже родился в этом полку и "прослужил" с отцом с  55 по 65 гг.

0

4

Управление 239 гв. овп, Брандис 1975 год:

Первый ряд (сидят) слева направо:
1. Командир 3 вэ (Ми-6) м-р Пешехонов;
2. Зам. начальника политотдела м-р Слепой;
3. Командир 1 вэ (Ми-8) м-р Захаров.

Второй ряд слева направо:
1. Старший штурман полка п/п-к Гатилов;
2. Зам. начальника штаба м-р Кастрыкин;
3. Инженер по АВ м-р Дорохин;
4. Зам. командира по летной п/п-к Гришин;
5. Зам. командира по боевой п/п-к Лунин;
6. Начальник штаба п/п-к Булыкин И.Т.;
7. Командир полка п-к Сторчак;
8. Начальник политотдела п/п-к Садовенко;
9. Зам. командира по ИАС Афонин В.И.;
10. Командир 1 ВЭ м-р Иванов И.В
11. ....
12. Начальник ТЭЧ м-р Беспамятнов;
13. Командир 4 вэ (Ми-6) п/п-к Васильев Александр Николаевич;

Третий ряд (стоят слева 3 чел.) слева направо:
1.Начальник разведки
2.....
3. Начальник РСР

Четвертый ряд слева направо:
1. Начальник секретной части
2. .....
3. Нач группы ОК
4. Помощник нач. ПО по комсомолу к-н Рыбченко;
5. Начальник метео Полушкин П.;
6. Инженер по АО м-р Кубатиев;
7. Начальник особого отдела м-р Заварзин;
8. Командир ОБАТО п/п-к Ахадов;
9. Инженер по РЭО м-р Мезенцев;
10. Замкомандира 2 вэ (Ми-8) м-р Равтополо;
11. Начмед. к-н Мозгович;
12. ...
13. ...

Что бы рассмотреть лица и увеличить фотографию, кликните на фото (для тех кто не знает).

Отредактировано bashkatoff (2011-09-26 01:53:06)

0

5

Юбилейная медаль к 40-летию полка.

Отредактировано bashkatoff (2011-05-21 01:48:02)

0

6

В строю личный состав 4 вэ. Брандис 1976 г.

0

7

Личный состав 4 вэ после построения на аэродроме. Брандис 1977 г.

0

8

bashkatoff написал(а):

Я тоже родился в этом полку и "прослужил" с отцом с  55 по 65 гг.

Привет земеля! Получается в ГДР тоже побывал? А я разменял Брандис на Киев в 62-ом по причине дальнейшей учёбы отца

0

9

Группа РЭО ТЭЧ. Начальник группы капитан Башкатов Н.Ф. Брандис. Первая половина 60-х.

0

10

Бортовые техники Ми-4. Брандис. Первая половина 60-х.  Ст. л-ты Костиков В., Афанасьев С.

Отредактировано bashkatoff (2011-05-21 15:57:35)

0

11

Личный состав ТЭЧ. Брандис. Полк поднят по тревоге. Первая половина 60-х.

0

12

Аэродром Фюрстенвальде. Начало 60-х.

0

13

Аэродром Каунас. Л-т Башкатов Н. Ф. и Ми-4 (один из первых в СССР), середина 50-х.

Отредактировано bashkatoff (2011-05-21 16:07:16)

0

14

http://www.youtube.com/watch?v=lvaOwOHl … re=related

0

15

Tom написал(а):

http://www.youtube.com/watch?v=lvaOwOHl … re=related

Спасибо. Исторический перелёт. Возможно там были борта с далёкого 60-го года когда полк получил Ми-6 в Фюрстенвальде. Интересно, полк одним из первых осваивал Ми-4, Ми-6, а почему Ми-26 прошли его стороной?

0

16

bashkatoff написал(а):

а почему Ми-26 прошли его стороной

26-ми "обидели" не только Каунас, но и Прибылово, Херсон, Александрию...и тд

0

17

bashkatoff написал(а):

15 ноября 1959-м года полк перелетает на аэродром Фюрстенвальде в ГДР

А 16.12.59 уже гонят из Казани новые Ми-4
Некоторые выписки из отцовской лётной книжки по учениям и массовым перелётам (работа с ВДВ):
10.02 - 19.02.58 аэр.Дубно
12.08 - 01.09.58 аэр.Тирасполь
01.09 - 08.09.58 аэр.Минск
28.11 - 07.12.58 Севаслейка-Тула-Витебск
05.05 - 14.05.59 Витебск-Тула
08.08 - 18.08.59 Белая Церковь

0

18

Молодой правак ПУРТОВ Владимир с дочерью Татьяной. Я -рядом

0

19

Arkan написал(а):

Молодой правак ПУРТОВ Владимир с дочерью Татьяной. Я -рядом

Похоже этот снимок сделан в Фюрстенвальде?

0

20

bashkatoff написал(а):

Похоже этот снимок сделан в Фюрстенвальде?

Я-я! Натюрлих (уточнился у мама  :) )

0

21

Прошу подтвердить имел ли когда-нибудь полк в своем составе Ми-10? На многих сайтах и ветках встречал спор...

0

22

bashkatoff

Зам. командира по боевой п/п-к Лунин...

Это не тот  Лунин, который потом генералом в ПрикВо был???

0

23

Глеб Питерский написал(а):

Это не тот  Лунин, который потом генералом в ПрикВо был???

Василий Вишневский, приславший мне эти фото, не знает дальнейшую судьбу Лунина.

0

24

Несколько уточнений к фотографии "Управление 239 огвп".Ст штурман полка п/п-к Гатилов.НШ- Булыкин Иван Тимофеевич.Зам по ИАС на фото-Афонин В.И. Нач.мед.Мозгович.Нач.метео-Полушин П. Захаров тогда был командиром 2-й ВЭ,а Равтопулло-замкомэской.Командир 1 ВЭ м-р Иванов И.В.стоит рядом с Афониным,10-й во 2-м ряду.Левее С.Рыбченко стоит нач группы ОК,фамилию позабыл,как и всех остальных.Годы...
Снимок"После построения на аэродроме" сделан на северной стороне стадиона.По праздникам,чаще всего,построение было на стадионе.

0

25

bashkatoff написал(а):

не знает дальнейшую судьбу Лунина.

В 77-ом кажись возглавил Телави

0

26

bizon написал(а):

Несколько уточнений к фотографии "Управление 239 огвп"

Проверте исправления к фотографии управления полка.

0

27

Всё правильно.У меня есть более подробный материал по истории 239 огвп.

0

28

Попробую ответить на ваши вопросы.В перелёте(пост14)не могли участвовать Ми-6 из"далёких 60-х"(они базировались в Ораниенбурге сначала,а Ми-4 в Фюрстенвальде,и только в Брандисе полк собрался в полном составе),их уже давно не было в полку.То были вертолёты Ми-6,а уже в 1983 г в полку были только Ми-6А.В полете назад ,в Германию,съёмка ведётся на борту командира отряда м-ра А.Мыльникова.Бортрадист очень похож на пр-ка Сёмина.Летал и с б/техником,но фамилию забыл.
Были,видно,задумки перевооружить полк на Ми-26.Году в 1984 б/техник 4ВЭ ст.л-т.Лукашук прошёл теоритическое переучивание в Союзе,но дело так и заглохло.Может и Чернобыль тому виной,да и афганская война требовала денежек.
Ми-10 в полку был 1 до 1972г,сам видел,изредка на нём летал(продувал ноздри) ,если правильно помню,к-н Семёнов.Потом его отогнали в КВР.Слышал что до 1972г Ми-10 был положен овп по штату.Потом их в Конотопе переделали в Ми-10пп и свели в 4 отряда при овп( в Кобрине,Джамбуле ,Нерчинске и Средне Белой).Лунин  точно командовал овп в Телави,дальнейшее уточню.

0

29

Дорогие друзья,я служил в полку с 1973г. и могу сказать что в полку был МИ-10 б/н99(дед.так его называли),стоянка его была возле штаба полка.Где-то в 76г.,если не ошибаюсь,его пепегнали в Конотоп и потом передали в Кобрин. Мне помнится что вродебы в это время был еще один МИ-10,куда делся,не помню.Но утверждать точно не могу.

Отредактировано Николаевич (2011-07-21 15:17:37)

0

30

В июне 1940г полк принимает участие в выполнении Правительственного задания по освобождению Бессарабии и Северной Буковины , выполнив 327 вылетов.
22июня 1941г.дежурный по полку лейтенант Д.Волков( в последствии Герой Советского Союза,генерал-майор)объявил боевую тревогу.Уже в ночь с22на 23 июня полк в составе33 самолётов ТБ-3 наносит первый бомбовый удар по объектам противника.Полку была поставлена задача наносить удары по колоннам противника в районах Минск,Бобруйск,Могилёв,Орша,Смоленск,Взьма и др.В районе Могилёва эскадрилья капитана Прыгунова разбомбила мост через реку Березину,задержав продвижение фашистских танков.Приказом Наркома Обороны полк был включён в состав авиационных частей,принимавших участие в обороне Москвы.Весь личный состав части награждается медалью "За оборону Москвы".
В марте 1942г полк входит в состав Авиации Дальнего Действия и получает новую матчасть-самолёты Ли-2("Дуглас"ДС-3).
В августе1942г ,когда враг рвался к Сталинграду и на Кавказ,полк перебазируется в г.Мичуринск и оттуда ведёт активную боевую работу.Здесь совершено 1185 боевых вылетов,сброшено на цели 1500 тонн бомб.Многие лётчики,штурманы ,техники,стрелки-радисты и механики награждены орденами и медалями СССР.Весь личный состав-медалью"За оборону Сталинграда".
После разгрома врага под Сталинградом,в апреле 1943г полк перебазируется на Кубань с целью нанесения ударов по аэродромам противника на Крымском полуострове.Ведя боевую работу с аэродромов Александровка и Армавир полк,совместно с другими частями,усиленно бомбардирует аэродромы противника Керчь,Джанкой.
С июня 1943г. полк принимает участие в сражении на Курской дуге,нанося удары по аэродромам и скоплениям войск противника.За 1943г полк совершил 3327 боевых и 184 транспортных вылета. За образцовое выполнение боевых заданий и проявленный героизм 4 человека становятся Героями Советского Союза:майор Маслов,майор Криворотченко,капитан Куракин и капитан Волков.

0


Вы здесь » ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » ОВП, ОСАП, ОАЭ, АВИАОТРЯДЫ. » История 239 отдельного гвардейского вертолётного полка.