История 239 отдельного гвардейского вертолётного Белгородского Краснознамённого полка в\ч 15426 Каунас, Фюрстенвальде, Брандис, Ораниенбург, Ефремово. (Первый полк СССР в который поступили вертолёты Ми-4 на войсковые испытания)
10 июня 1938 г. из эскадрилий 47-й авиационной бригады особого назначения (в состав АБОН входили десантные и авиационные подразделения, 47-я АБОН была сформирована в 1936-м году) Белорусского военного округа (с 26 июля 1938 года Белорусского особого военного округа), переформируемых в воздушно-десантные, с выводом из их состава авиационных подразделений, на аэродроме Боровское (7 км юго-восточнее Починка/60 км юго-восточнее Смоленска),
был сформирован 3-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк на самолётах ТБ-3. Из десантников 47-й авиадесантной бригады особого назначения в городе Марьина Горка в 1938 году была сформирована 214-я воздушно-десантная бригада – предшественница 5-й отдельной бригады специального назначения.
Уже в 1939 г. 2 экипажа полка принимали участие в боевых действиях на Халхин-Голе. Осенью 1939 г. полк обеспечивает поход войск Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию. Выполнено 342 боевых вылета. С 11 декабря 1939 г. участвует в финской кампании. 25 декабря впервые наносит массированный удар по финским укреплениям, получив настоящее боевое крещение. За период войны совершено 318 боевых вылетов и 78 транспортных вылетов. 82 чел из личного состава полка награждены орденами и медалями СССР.В июне 1940 г. полк принимает участие в выполнении Правительственного задания по освобождению Бессарабии и Северной Буковины, выполнив 327 вылетов. 22 июня 1941г. дежурный по полку лейтенант Д.Волков (впоследствии Герой Советского Союза, генерал-майор) объявил боевую тревогу.
Полк прошёл всю ВОВ под разными названиями. 22.06.41 - 05.03.42 - 3-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк. На вооружении имел самолеты ТБ-3 (http://ru.wikipedia.org/wiki/ТБ-3). Уже в ночь на 23.06.41 г. полк в составе 33-х самолётов ТБ-3 без потерь нанес удар по войскам противника в районах Сопоцкина (Гродненский район),Венгрова и Сувалках(Польша). Вспоминает летчик Лукьянов:
"…Наш полк к этому времени находился восточнее Минска. Занимались учебно-боевой работой. Тренировали авиадесантную бригаду, которая находилась рядом, в парашютных прыжках… Мы по всему чувствовали, что война близка… И вот 22 июня 1941 года. Нас разбудили рано. Жили мы в это время в летних лагерях в сосновом бору в западной части нашего аэродрома Сенча (ю/з Марьиной Горки). По лагерю прошла команда: «Тревога, подъём, выходи строиться!» На линейке уже стоял капитан Стребулаев – командир нашей 1-й эскадрильи. В течение каких-нибудь пяти минут лётный состав уже стоял в строю…
…В 21 час 30 минут наш полк приступил к выполнению первого боевого ночного задания. Враг из района Сувалки танковыми колоннами устремился на восток. Полку поставлена задача – разбомбить эти колонны. Четырёхмоторный корабль ТБ-3 подготовлен к полёту – заправлен горючим, водой, подвешены бомбы, заряжены пулемёты. Экипаж в количестве восьми человек во главе с командиром отряда старшим лейтенантом Засыпкиным и штурманом Федориным занял свои места. Воздушные корабли один за другим направились к цели. Тёмная звёздная ночь. Горят города Вильно, Каунас, Гродно. В 12 часов ночи приближаемся к цели. Сверху видны огоньки на шоссе из Сувалок. Вот она, цель! Штурман уточняет боевой курс. Бьют зенитки. Не сходим с курса. Штурман начинает бомбометание. Левый разворот. Сброшена ещё партия бомб. И так пять заходов. На земле пять пожаров и один взрыв. В 3 часа 30 минут приземлились на своём аэродроме".
Это был первый день из 1418 дней войны летчика Сергея Лукьянова. Потом не успевали получать все новые и новые задания, летали и ночью и днем, бомбили врага и его переправы, высаживали в тыл противника диверсантов и разведку, окруженным частям РККА доставляли необходимое, и все под огнем зениток и истребителей гитлеровцев. Горели и теряли друзей.
Писатель Константин Симонов в трилогии «Живые и мертвые» описывает реальный эпизод в начале войны, участником которого оказался сам. Речь идет об эпизоде, когда на глазах у героя его трилогии военного корреспондента Сенцова, а в реальности на глазах Симонова, один за другим немцы сбивают несколько наших тяжелых бомбардировщиков летевших днём без прикрытия истребителей. Симонову, после выхода киноленты «Живые и мертвые», пришло письмо от «одного из этих» сбитых летчиков. Им оказался Андрей Семёнович Корень, летчик 3-го ТБАП, которого вместе с его товарищами Константин Симонов в реальности тогда подобрал и доставил на полуторке до госпиталя.
На войне, как на войне.
А на следующую ночь 3-й тбап атаковал немецкие аэродромы в Сувалках, Бела-Подляске и Остроленке (Польша). Летом и осенью 1941 г. полк выполнял доставку горючего танкистам Западного фронта, наносил удары по колоннам противника в районах Минска, Бобруйска, Могилёва, Орши, Смоленска, Вязьмы и др. В районе Могилёва эскадрилья капитана Прыгунова разбомбила мост через реку Березину, задержав продвижение фашистских танков.
По Приказу Наркома Обороны осенью 1941 г. полк принимал участие в отражении немецкого наступления на Москву. С 09 на 10.10.41 г. самолеты полка нанесли удар по скоплению мотомеханизированных войск на станции Угрюмово (южнее Юхнова), в следующую ночь они бомбили неприятеля юго-восточнее Вязьмы и сбрасывали горючее окруженным войскам, а затем переключились на атаку занятых немцами аэродромов Боровское, Шаталово, Орша. В ночь на 23.02.42 г. тихоходный тяжелый бомбардировщик ТБ-3, 3-го тбап, на борту которого находилось командование 4-го воздушно-десантного корпуса, был атакован во вражеском тылу самолётом BФ-110. В одной из атак осколком снаряда был убит командир этого корпуса генерал-майор А.Ф. Левашов и ранено несколько человек. Проявив высокое мужество, находчивость и самообладание, командир корабля ТБ-3 майор А.И. Мосолов сумел приземлить сильно поврежденный бомбардировщик, высадил штаб десантников и, несмотря на полученное во время атаки повреждение двигателя, произвел взлет. Оказавшись в воздухе, он был вторично обстрелян Bf-110, барражировавшим поблизости. После двух атак фюзеляж ТБ-3 был изрешечен, один из членов экипажа убит. Но самолет не горел, держался в воздухе. Маневрируя, летчик ушел от истребителя и вернулся на свой аэродром. Майор С. Д. Криворотченко в ночь на 04.01.42 г. в районе станции Мятлево произвел выброску бойцов и привел самолет под утро на аэродром. На самолёте механики насчитали 54 пробоины, но бомбардировщик благополучно совершил посадку. Приземлившиеся в тылу врага десантники перешли к диверсионным действиям: они подожгли на станции Мятлево два железнодорожных эшелона, в дальнейшем разрушили мост, захватили неприятельский обоз. 18 суток продолжалась их борьба в тылу врага, после чего горстка бойцов вышла в расположение 49-й армии. За участие в отражении немецкого наступления на Москву весь личный состав части награждается медалью "За оборону Москвы".
С 20.03.42 г. полк переименован в 3-й авиационный полк дальнего действия и получает новую авиатехнику - самолёты Ли-2 ("Дуглас" ДС-3). В августе 1942 г., когда враг рвался к Сталинграду и на Кавказ, полк перебазируется в г. Мичуринск и оттуда ведёт активную боевую работу. Здесь совершено 1185 боевых вылетов, сброшено на цели 1500 тонн бомб. Заместитель командира аэ майор Криворотченко Сергей Данилович, к октябрю 1942 г. совершил 115 боевых вылетов на бомбардировку важных объектов, выброску десантов и листовок в глубоком тылу противника. 3 ноября 1942 г. погиб при взлете на боевое задание из-за возникшего пожара на моторе. 31.12.42 г. С.Д. Криворотченко присвоено звание Героя Советского Союза посмертно (http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=7696 ). Многие лётчики, штурманы, техники, стрелки-радисты и механики награждены орденами и медалями СССР. Весь личный состав – медалью "За оборону Сталинграда".
После разгрома врага под Сталинградом, в апреле 1943г полк перебазируется на Кубань с целью нанесения ударов по аэродромам противника на Крымском полуострове. Ведя боевую работу с аэродромов Александровка и Армавир, полк совместно с другими частями, усиленно бомбардирует аэродромы противника Керчь, Джанкой.
С июня 1943 г. полк принимает участие в сражении на Курской дуге, нанося удары по аэродромам и скоплениям войск противника. За 1943 г. полк совершил 3327 боевых и 184 транспортных вылета. За образцовое выполнение боевых заданий и проявленный героизм ещё 3 человека становятся Героями Советского Союза: майор Мосолов А.И. (http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=8446); капитан Куракин Николай Семёнович (http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=13326) командир отряда, к апрелю 1943 года совершил 154 ночных и восемь дневных боевых вылета на бомбардировку объектов в глубоком тылу врага и уничтожение его живой силы и боевой техники; капитан Волков Дмитрий Петрович (http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=8457) штурман эскадрильи к июню 1943 года совершил сто пятьдесят успешных боевых вылетов на бомбардировку военных объектов в глубоком тылу противника; летал к партизанам, помогал частям советских войск, попавшим в окружение, выполнял другие задания командования. Он первым в дивизии освоил метод снайперских бомбовых ударов по малогабаритным целям, использовал в воздушных боях фотоконтроль.
За мужество и храбрость, проявленные личным составом части с начала ВОВ, особенно при обороне Москвы и Сталинграда, полк получает наименование "гвардейский".
Приказом Наркома обороны СССР №. 274 от 18.09.43 г. преобразован в 23-й гвардейский авиационный полк дальнего действия.
С начала 1944г полк в числе других частей и соединений АДД участвует в подготовке к прорыву блокады Ленинграда, нанося удары по целям на переднем крае обороны противника и тыловым объектам. В январе-феврале1944г участвует в налётах на столицу Финляндии г. Хельсинки, совершив 156 вылетов на этот город.
Летом 1944 г. полк выполняет задачи на участке Кишинёв - Яссы и на участках 1-го и 2-го Белорусских фронтов.
30 августа 1944 г. за участие в снятии блокады Ленинграда Указом Президиума Верховного Совета СССР часть награждается орденом "Красного Знамени", 275 человек личного состава - орденами и медалями.
Осенью 1944 г. в сложных условиях принимает участие в оказании помощи словацкому восстанию. На аэродром "Три Дуба" доставляются бойцы Чехословацкого корпуса, оружие и боеприпасы, вывозятся раненые. За 1944 г. полк совершил 1449 боевых и 728 транспортных вылетов.
За отличие в боях за освобождение г. Белгород полку присвоено почетное наименование Белгородский. Переименован Директивой Генерального штаба №. Орг/10/315706 от 26.12.44 г. в 239-й гвардейский бомбардировочный Белгородский Краснознаменный авиационный полк.
С января 1945 г. по 9 мая 1945г полк ведёт боевую работу в полосе 3-го Украинского фронта, участвуя в Будапештской, а затем и Венской операциях.
Войну полк заканчивает, базируясь на аэродроме Кохановка в Польше. После окончания войны 29 июня, штурману старшему лейтенанту Просветову П.Д. присвоено звание Героя Советского Союза http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=16698
Всего за время войны полк сбросил на врага 6000 т бомб, уничтожив 110 самолётов противника, 55 эшелонов с живой силой и боевой техникой, разбомблено 4 моста, 19 зенитных батарей, подавлено 16 прожекторов, взорвано 116 складов, создано 3527 очагов пожаров. В воздушных боях сбито 7 истребителей противника. Перевезено 442 тонны военных грузов, выброшено 1526 парашютистов, 33,5 млн. листовок. Десантировано в тыл врага 863 разведчика-диверсанта. Всего выполнено 9 тыс. боевых вылетов.
В декабре 1945 г. полк был сосредоточен на аэродроме Воля-Оцепа (Польша), а в марте1946 передислоцирован на аэродром Цеханув, входя в состав бомбардировочных авиадивизий и именуясь"239-й гвардейский авиационный Белгородский Краснознамённый полк дальнего действия". После ряда оргштатных мероприятий, полк переходит на новые штаты (вводится 4-я эскадрилья) и перебазируется в г. Черняховск, а затем в г Каунас.
Полк передаётся в состав 35 ТАД и переименовывается в "239-й гвардейский транспортный авиационный Белгородский Краснознамённый полк".
Корейская война показала отставание СССР от США в области вертолетостроения. Единственной советской работоспособной машиной в то время был Ми-1, мелкосерийное производство которого велось с 1950 г. Советская винтокрылая авиация военного назначения родилась 28 октября 1948 года, когда на аэродроме города Серпухов было сформировано первое вертолетное подразделение – 26-я отдельная учебно-тренировочная авиационная эскадрилья на вертолетах Г-3 и Г-4. Эти вертолеты оказались очень «сырыми», не доведенными, поэтому настоящая жизнь в 26-й оутаэ, которой командовал подполковник Д. Афонин, началась лишь в 1951 году, когда в нее поступили первые советские серийные военные вертолеты Ми-1. В марте 1951 года здесь состоялись первые полеты. На базе эскадрильи 16 июля 1951 года сформировали и первый в истории советских ВВС вертолетный полк – 550-й оап. Его возглавил известный летчик-истребитель, участник освобождения Белоруссии от фашистов, Герой Советского Союза подполковник Иван Маслов http://www.peoples.ru/military/hero/maslov/. В октябре 1951 г. было принято постановление правительства о разработке двух вертолетов: среднего десантно-транспортного вертолета - в ОКБ М.Л.Миля и тяжелого транспортного - в ОКБ А.С.Яковлева. Уже через семь месяцев (!) после начала проектирования ОКБ М.Л.Миля выпустило первый опытный образец вертолета ВД-12 (Ми-4). Освоение серийного производства Ми-4 шло параллельно с изготовлением опытных экземпляров, что позволило уже в конце 1952 г. приступить к его войсковым испытаниям в 239-м гвардейском военно-транспортном Белгородском Краснознаменном авиационном полку. Видео о создании Ми-4, на видео есть командир 239 полка п/п-к Ерофеевский А.П. http://video.mail.ru/mail/bashnik55/_myvideo/75.html?
В декабре 1952 г. полк начинает получать и осваивать новую авиационную технику - вертолёты Ми-4. К началу 1953 г. первыми переучились на новую технику командир полка Герой Советского Союза гв. п/п-к Ерофеевский А.П.(http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=5555) ,заместитель по лётной подготовке гв. п/п-к Коваленко, гв. к-н Веселов ,ст. л-ты Батурин, Коляда ( в последствии командир части в Фюнстервальде), Сухих. Личный состав успешно справился с этой задачей.
Полк переходит на новые штаты и получает наименование "239-й гвардейский десантно-транспортный авиационный Белгородский Краснознамённый полк". На 1953 г. поставлена задача: подготовить экипажи к полётам на вертолёте днём в ПМУ, а руксоставу - к полётам ДСМУ и НПМУ. Обучить летчиков групповой слётанности в составе аэ. Выполнено 3105 полётов на Ми-4 и 20 на Ми-1.
Численность вертолетов в авиационном парке Вооруженных Сил СССР стала неуклонно расти: если в 1952 г. Министерство обороны СССР получило от промышленности 6685 самолетов и 38 вертолетов, то в 1954 г. - 5617 самолетов и уже 117 вертолетов. В 50-х в Каунасе был сформирован ещё один вертолётный полк, образовалась первая и последняя вертолётная дивизия (училища не в счёт). На воздушном празднике в Тушино в 1953-м году впервые демонстрировались вертолеты Ми-4 ведомые лётчиками 239-го полка. Лётчики получили боевые награды. Первые вертолёты приняли участие в параде в 1951 году. В городе Пушкино, Героем Советского Союза Масловым Иваном Васильевичем, впервые была подготовлена группа лётно-технического состава из 9 винтокрылых машин Ми-1 для участия в параде, посвященном Дню Воздушного флота.
В 1954 г. полк участвует в учениях ПрикВО, и с 36 вертолетов Ми-4 десантирует "ГАЗ - 67" и 120-мм миномёты. В 1954г освоены полёты на групповую слётанность ночью в ПМУ. В 1956г экипажи полка подготовлены к десантированию войск и боевой техники днём в составе полка, ночью - в составе эскадрильи.С появлением современного десантно-транспортного вертолета стала возможна отработка новых форм боевых действий войск. Так, 10 сентября 1956 г. во время учений после воздушного ядерного взрыва мощностью 40 килотонн примерно в 500-600 метрах от его эпицентра (через 40 минут после взрыва) с вертолетов Ми-4 был высажен десант 345-го парашютно-десантного полка (272 человека). Учения подтвердили возрастающую роль вертолетных десантов в современной войне. И уже в октябре-ноябре 1956 года полк принимает участие, впервые в истории вертолётной авиации СССР, в вооружённом конфликте в Венгрии. Заместитель командира авиаполка по боевой подготовке Лунин вспоминает: «В период с
6 по 13 ноября 1956 года 12 экипажей полка (Щукина, Манохина, Петровского, Линкевича, Краснова, Стаценко, Крейна, Жерлицына, Батурина, Сухих, Валейша и Исайкина) принимали участие в боевых действиях по подавлению мятежа в Венгрии, базируясь на аэродроме Текель.
Выполнялись полеты на перевозку раненых, офицеров связи, переброску средств связи и спецгрупп. Экипаж старшего лейтенанта Валейша выполнил 34 боевых вылета, 22 раза подвергался
обстрелу с земли. Перевез 30 человек тяжелораненых, 68 офицеров связи, за что был награжден
орденом Красной Звезды». Во время дислокации в Каунасе лётчиками полка спасено с льдин несколько десятков рыбаков в районе Калининграда, причём ночью в сложных условиях. Весной 1957 года лётчики полка спасли с крыш домов в городе Орске 6000 людей во время сильнейшего наводнения.
15 ноября 1959-м года полк перелетает на аэродром Фюрстенвальде в ГДР,
часть Ми-4 были переданы в отдельные вертолетные эскадрильи, 12 передали в 3-ю аэ Шёнефельдского осап (который в 1961 году перебазировался на аэродром Шперенберг), а остальные отогнали в Каунас на ремонт и несколько передали в СГВ (Польша). Полк же получил почти все новые машины Ми-4А и Ми-6. Но поскольку в этом месте "скопилось" много вертолетов (Бранденбургская овэ, 3 аэ Шёнефельдского осап, да еще рядом, в Штраусберге формировался вертолетный полк ННА), то гвардейцев (у них были красные бортовые номера) перебросили, на аэродром Брандис,
на усиление южного корпуса в 1962-м году. Как появились в полку в полку Ми-6? Воспоминания командира вертолёта Ми-6 Бардынина Геннадия Ивановича. «Летом 1961 года в селе Великая Круча под Пирятиным (Украина, Полтавская область) была сформирована 377 овэ (одна из двух самых первых на Ми-6 в СССР). Командир вэ майор Соколов Валентин Иванович, заместитель к-н Галкин, замполит к-н Дёмин, начальник штаба к-н Лесканов, старший штурман к-н Никифоров, командиры отрядов и вертолётов все из 239 гв. овп: к-н Журавлёв ( командир отряда) к-ны Басараб, Крайнюк, Шустров, Камкин... . Правые летчики все из расформированного в апреле в Умани 113 гв.иап в основном выпускники Армавирского ВАУЛ 1959 года: ст.л-нт Богданов, л-ты Бардынин, Щербинин, Айрапетов, Цыкалов, Орлик, Золотарёв, Гайдамака... Штурмана прибыли из расформированных в Прикарпатье полков Ил-28: к-н Перепонов, ст.л-нт Тарасов, Гриневич, Кочелаба... Инженер эскадрильи к-н Ржавский, начальник тыла к-н Горик, ст.врач м-р Давыденко. Техсостав и механики были из только что расформированного в Великой Круче 111 гв. иап. Стрелки-радисты из ШМАСа, солдаты срочной службы. Лётный состав переучивался в Луганске. Командиры на вертолёт Ми-6, правые на Ми-4. В декабре 1961 г. эскадрилья перебазировалась в Ораниенбург. Командиры в два потока перегнали 10 Ми-6 и сразу приступили к интенсивному переучиванию правых. Весной 1962 года 377 овэ была расформирована и вошла в состав 239 гв. овп, который в то время базировался в Фюрстенвальде, а летом мы все перелетели в Брандис». В 1963 г командиром полка к гвардейцам прибыл по замене из Телави (тоже один из первых вертолётных полков) п-к Гуров. После прилета в ГСВГ из Каунаса целого вертолетного полка, у вертолетчиков Группы была большая "перетасовка". В ВА сразу появился летчик-инспектор по вертолетам, первым был п/п-к Сухих из 239-го гвардейского полка.
Одним из первых в СССР, полк переучился на Ми-8. В феврале 1969г первые три вертолёта, перегнали в Брандис. Первыми стали переучиваться на Ми-8 десять экипажей 1-й аэ, во главе с командиром Лебедь Виталием Николаевичем. Теоретические занятия начались в декабре 1968, практические - в первых числах января 1969 г. В первой половине 70-х полком командовал полковник Нестеров Борис Александрович в последствии генерал. В середине 70-х полк перелетел в Ораниенбург (1977-1994).
Перебазированием полка, осенью 1977 года, руководил командир полка полковник Анисимов Николай Андреевич, впоследствии генерал, начальник ЦБП и ПЛС армейской авиации в Торжке, к сожалению, погибший в катастрофе на Ми-26. Первым наземным эшелоном ушла основная часть семей, так как было свободное жилье в Ораниенбурге, а остальные переехали по мере освобождения квартир семьями отдельной буксировочной эскадрильи на Ил-28. Когда уходил летный эшелон, то уже в Брандис садился отдельный вертолетный полк из Пружан (Ми-8, Ми-24). На новом аэродроме в Ораниенбурге начиналось обустройство, практически весь личный состав участвовал в строительстве хозспособом. После вывода ГСВГ полк дислоцировался в Ефремово, Тульской обл. (1994-1998) где и был расформирован в мае 98 г.
Благодарю ветеранов части: генерал-майора Нестерова Бориса Александровича, подполковника Валерия Беличенко, полковника Василия Вишневского и Бардынина Геннадия Ивановича за предоставленные материалы.
На Боевом Знамени полка написано: «23-й гвардейский авиационный полк дальнего действия».
Вначале 60-х все построения полка были на стадионе военного городка Брандис.
Отредактировано bashkatoff (2018-09-02 23:50:13)