Не могу нигде найти информацию о столкновении двух вертолётов МИ-6 280 ОВП в небе над Кую-Мазаром в марте 1971 года. Воинская часть №22523 дислоцировалась в г.Кагане. В одном из вертолётов находился штурман лейтенант Луговой Виктор Павлович (1944-1971), мой дядя, который погиб. Где-то встречал информацию, что остался в живых бортмеханик Тарасенко Виктор, который должен был находится на одном из бортов, но по какой-то причине остался на земле. Если кто-нибудь владеет информацией по данной теме, прошу откликнуться. Заранее благодарю.
О происшествии в небе над Кую-Мазаром в марте 1971г.
Сообщений 1 страница 30 из 56
Поделиться22011-06-13 11:17:09
Привет Магнат! Знал,я Таросенко В,но его координаты мне сейчас не известны,обратись к Леонид 2908,это его погоняло,б/т он с ним летал в том числе в Афгане.
Поделиться32011-06-13 16:04:48
Почему знал? Тарасенко Виктор Иванович проживает в г. Харьков. Да, с двух экипажей он остался один. Потому , что его сестра работала в столовой. И что бы не терять время его оставили заправлять вертолёт, а сами ушли на ужин. Потом борт пошёл на вылет ,а бортмеханик ушёл на ужин, пока строями слетают на Кую Мазар. При роспуске над Кую Мазаром и сошлись два борта. Тогда проблесковых маячков не было. Летали по строевым огням. Вот и результат карусели. После этой катастрофы и начали устанавливать МСЛки. Ещё вспоминается как рассказывали о том, что всегда протирали и мыли хвостовой огонь АНО от гипоидки. Ведь это тоже был основной ориентир на то время ночью.
Отредактировано Леонид2908 (2011-06-17 13:21:51)
Поделиться42011-06-16 21:27:07
Сам-то откуда знаешь?
Поделиться52011-06-17 08:55:02
Магнат, привет. Ты не очень корректен.
Если кто-нибудь владеет информацией по данной теме, прошу откликнуться. Заранее благодарю.
Тебе и отвечают. Многие каганцы знают эту историю, хотя очевидцев...сам понимаешь. А ответили тебе авторитетно.
Поделиться62011-06-17 11:03:00
Сам-то откуда знаешь?
Один бабай на Бухарском рынке рассказал
Поделиться72011-06-17 13:14:33
В тот роковой вылет на двух бортах находилось 13 человек. Возможно это совпадение, а возможно и рок судьбы. Уточняю= Тарасенко В.И. пока все были на ужине , заправлял вертолёт , а потом ушёл на ужин
Поделиться82011-06-17 16:39:27
Привет, Леонид! Не обижайся за вопрос, просто никто ничего толком пояснить не может. Мне непонятно, почему нет никакой иформации по данной катастрофе. Главком ВВС тогда был Кутахов. Естественно что-то скрывали. Я случайно в пос.Новый Порт Ямальского района встретил одного человека. В графе место рождения у него значилось г.Каган, Бухарской области, Узбекской ССР. Так вот он в 1971 г., будучи пионером стоял в почетном карауле в доме офицеров возле цинковых гробов. Он тоже сказал, что погибло 13 вертолётчиков. Кого-то похоронили на местном кладбище, остальных развезли по домам.
Поделиться92011-06-17 16:57:53
В тот роковой вылет на двух бортах находилось 13 человек.
Леонид, если ты тоже там служил, то может помнишь Лугового Виктора? Он был как раз одним из 13. Похоронили его на родине в пос.Жирнов, Тацинского района, Ростовской области.
Гроб сопровождали старлей и два солдата.
Поделиться102011-06-17 17:00:18
Магнат, привет. Ты не очень корректен.
Просто за 40 лет ничего не сообщается. Что, такая большая военная тайна? Нет даже в общем списке всех катастроф вертолётов Ми-6.
Поделиться112011-06-17 17:06:00
Тебе и отвечают. Многие каганцы знают эту историю, хотя очевидцев...сам понимаешь. А ответили тебе авторитетно.
Может авторитеты так отвечают, что служили в штабе и сами указывали маршрут и составляли полётное задание?
Поделиться122011-06-17 22:11:00
О том что была катастрофа знали все. Два экипажа это не иголка в стоге сена. Я сегодня общался с Тарасенко Виктором Ивановичем. Да он сказал что хорошо помнит всё происшедшее. К сожалению с этими ребятами мне послужить не удалось. Я пришёл в полк в 1976 году. А катастрофа произошла в 1971 году. Но в связи с тем что перемещение в полку были очень слабые. Мне пришлось служить с теми кто служил в полку и в 71 году. Особенно много было прапорщиков которые оставались на лётной работе б/мех. и б/радистами. Все часто вспоминали этот злополучный случай. А с Тарасенко мы в одном экипаже в Афгане отработали может даже больше года. Но наверное все знают как тяжело ворошить прошлое. На то время и в настоящем было не сладко. У нас потери хоть были и не большие но всё равно были. А мы в Кагане летали очень часто в разных экипажах по этому все друг друга хорошо знали. Да и общались постоянно. Рыбалка , охота и т.д. По этому жили можно так сказать одной семьёй.
Поделиться132011-06-18 07:25:47
О том что была катастрофа знали все.
Леонид, спасибо за ответ.
Поделиться142011-09-14 00:50:43
Мы с семьей приехали в Каган в конце лета.Поселились в конце ул.Ленина.Мама нас с сестрой сразу же устроила в сш им.Чернышевского,т.к. начинался учебный год.В местном Доме Пионеров стояли гробы и дети несли почетный караул.Вроде бы отрабатывали маневры над Кую-Мазаром к какому-то празднику.По-моему,вертолетов было 3,но Володя Кунчикалеев знает все подробности.Один борт нагнал другой в воздухе и,по-моему,произошел перехлест лопастей.Многие классы (там,где учились дети погибших) присутствовали на похоронах.Это была крупная авиакатастрофа в полку.Позже их было достаточно,но гибли отдельные экипажи,и в основном на Ми-8.Если я где-то был неточен.ветераны и старожилы полка меня поправят.По-моему,после этой катастрофы поменялся комэска 1-й или 2-й вэ Ми-6 (им стал Будников).И полк принял новый к-р Мироненко.
Поделиться152012-01-29 23:29:58
На сколько я помню в тёмную ночь МСЛ ослеплял ведомого. При полётах строем МСЛ включали толко у ведомого. Хоть парой летали, хоть эскадрилей. Сам более 20-ти лет отлетал на Ми-6 и Ми-10.
Поделиться162012-01-30 21:29:36
в тёмную ночь МСЛ ослеплял ведомого
Ослеплять то нечем было. Устанавливать МСЛ начали на МИ6 после этой катастрофы. А после летали с включёнными МСЛ. И никого они не ослепляли. В группе "Каганский авиационный гарнизон" в "Одноклассниках " есть фото на которых есть и погибшие в этой катастрофе..
Поделиться172012-02-05 21:50:15
При выполнении ночных полётов строями МСЛ-3 у ведущих бортов выключались. (Средне-Белая 1973-75г.)
Поделиться182012-02-15 22:36:40
Недавно в Одноклассниках на меня вышел бывший б/техник моего отца-Йосиф Цейтлин.Ему 72 года,проживает в Израиле.Это старожил каганского полка.Он начал службу в далеком 1951 г.Так вот,об этом происшествии.Комполка тогда был п-к Коротецкий Виктор Николаевич.В показательном полете над Кую-Мазаром должно было принять участие звено Ми-6 к-ра отряда к-на Грошикова.Он пытался возражать,что для таких целей тяжелый и маломаневренный Ми-6 не предназначен,но комполка даже не стал слушать его доводы.В результате чего звено приземлилось для выполнения поставленной.На земле рисовались схемы полета и траектории.Иначе оказалось на практике.Темнело.Звено поднялось в небо.Один из ведомых замешкался на взлете и начал догонять ведущего.Неожиданно увидел,что он его нагнал и идет почти борт к борту.Тут ведущий услышал треск лопастей по своему борту.Ведомый,дав крен,пытался уйти в сторону и тут их лопасти схлестнулись.Оставшийся один 2-й ведомый,видя эту картину,начал резко уводить свой борт в сторону.Шлапак (Ми-4) увидел на развороте в 24-х км две вспышки.Остальное известно.Был большой резонанс-погибло много людей.Для расследования катастрофы из Москвы прибыл с комиссией генерал-полковник И. И. Пстыго — заместитель главнокомандующего ВВС СССР по боевой подготовке..В результате Коротецкий был снят с занимаемой должности и отправлен старшим инспектором на Дальний Восток в Хабаровск.Его место занял Мироненко.
Поделиться192012-02-16 01:52:05
Оставшийся один 2-й
А как фамилия второго ведомого? Он не сказал?
Поделиться202012-02-16 19:47:44
А как фамилия второго ведомого? Он не сказал?
Говорит,что вроде бы Юрий Елисеев.
Поделиться212012-02-17 18:34:29
Нет это не так.Всё было намного прозаичней. Как видите дату катастрофы, март месяц. В это время производится и отрабатывается слётанность парами, затем отрядами и проводят ЛТУ эскадрилии. Так вот в тот момент отрабатывали слётанность отрядов(3 борта). Кую Мазар был запасным аэродромом. По этому и отрабатывали взлёт с основного аэродрома Каган проход по маршруту на аэродром Кую Мазар посадка и возвращение на точку. После взлёта с аэродрома Кую Мазар выполнялся выход с круга по коробочке.Впереди было зарево от города Навои которое очень мешало на втором развороте. Вот что в основном и послужило причиной катастрофы(по предположению комиссии). Кто что слышал и видел в тот момент на этих двух бортах и какие выполнял действия мы уже никогда не узнаем.Магнитофонов в то время ещё не было. МСРП только регистрировало отклонение рычагов управления. А было это сознательно сделано или от перегрузки не известно. Можем только зафиксировать факт гибели 13 человек. Борт механик(Тарасенко В.И.) с экипажа Грошикова М. остался жив. Так как в это время не полетел , а после дозаправки вертолёта ушёл на ужин.
Отредактировано Леонид2908 (2012-02-20 20:40:10)
Поделиться222012-02-19 17:43:40
Леня,это был Грошиков,а Грошев-это Ми-8,1980-й Кандагар.Падали с Антоновым.
Поделиться232012-06-20 01:12:50
А после летали с включёнными МСЛ. И никого они не ослепляли
И опять вы рассуждаете о том, чего не знаете.МСЛ на ведущем не включался в строю НИКОГДА! ни на Ми-8 ни на Ми-6.Только после команды "Роспуск".АНО,строевые огни и освещение в грузовой кабине,контроль заправки(иногда на Ми-8)).Кую-Мазар не мог быть запасным аэродромом т.к.это площадка,доводилось садиться на ней,днём правда.На фоне зарева ведущего видно даже лучше,чем в темноте.
Поделиться242012-06-20 01:15:11
И групповая слётанность проводится не обязательно в марте,а по мере прохождения подготовки экипажей по КБП.
Поделиться252012-06-20 22:57:28
.На фоне зарева ведущего видно даже лучше,чем в темноте
Что за дебилизм? Это был вывод комиссии, а не моё умозаключение.
проводится не обязательно в марте
Я что должен во всём оправдываться? При полугодовой проверке проводится ЛТУ. А перед этим экипажи летают на групповую слётанность. Что ещё не так? А, аэродром Кую Мазар. Так вот объясняю, что это у нас был запасной аэродром, а не площадка. На учениях туда перелетал ввесь полк и выезжал батальйон. Вы туда летали один раз и утверждаете, а я там отлетал 14 лет.
Отредактировано Леонид2908 (2012-06-20 23:05:32)
Поделиться262012-06-20 23:04:41
Леня,это был Грошиков
Олег извини я просто ошибся. Мишка Грошев тоже служил в Кагане. Вот и выстучал не то.
Поделиться272012-06-22 00:49:21
Что за дебилизм? Это был вывод комиссии, а не моё умозаключение.
Дебилизм просматривается у вас,постоянно перевирать события ,пытаться рассуждать о том,чего не знали ,не знаете,да и знать то не положено.Сегодня общался с бывшим сослуживцем,офицером-лётчиком ,служившим в то время в Кагане.Летал он,правда на Ми-4 тогда и в тот день в первую смену,а катастрофа произошла во второй.Отрабатывались показательные полёты на Ми-6 с взлётом отряда с площадки Кую-Мазар по одному и сбором группы "на петле",чего в последствии никогда не делалось.Из-за ошибок в выполнении маневра и потери ведомым на пристраивании ведущего(положено немедленно отойти от строя,прекратив пристраивание)произошло сближение вертолётов до ударов лопастей НВ ведомого в район топливных баков ведущего.В последующем из-за резкого крена во внешнюю сторону ведомого произошло соударение лопастей и взрыв в воздухе.И ничего о зареве от г.Навои (до которого далеко)в выводах комиссии.
это у нас был запасной аэродром, а не площадка. На учениях туда перелетал ввесь полк и выезжал батальйон. Вы туда летали один раз и утверждаете, а я там отлетал 14 лет.
Могли бы и 30.Но знать запасные аэродромы вам как-то без надобности по должности,в отличие от лётчиков и штурманов.Один из пунктов "Обязанностей командира экипажа"НПП-78(да и предыдущих и последующих):"Знать схемы захода на посадку и данные работы средств связи и РТО полётов на аэродромах вылета,посадки и запасных аэродромах".
Поделиться282012-06-22 01:06:50
При проведении полётов запасной аэродром находится в готовности принять ЛА при невозможности посадки их на основном.Запасные аэродромы и их данные содержатся в "Инструкции по производству полётов на аэродроме",которую вы вряд ли и видели за 14 лет,которые вас"возили"в Кагане.На Кую-Мазаре же никаких средств связи и РТО не было и только при полётах на площадку туда выезжали СКП (мне доводилось руководить на площадке и с одной радиостанцией) и несколько фонарей (при ночных полётах) для обозначения места посадки. И даже если на площадку сядут 2-3 полка,а Кую-Мазар могла вместить и столько,от этого она не становится аэродромом.И не путайте ЛТУ и "выход из под удара"с посадкой на площадке,который часто отрабатывался при проверках частей.Поменьше уподобляйтесь деду Щукарю,с его привычкой обязательно малость приврать.Или "Не можешь слушать,не мешай брехать?"Терпеть не могу трепачей.
Поделиться292012-06-22 18:38:28
Терпеть не могу трепачей
Я представляю какой из Вас был лётчик , а тем более руководитель. В общении со мной Вы пытаетесь , что то доказать. А кто Вам мешал сразу описать катастрофу над Кую Мазаром? И не копаться в чужих темах. Вам рассказал человек который летал? Я согласен, что рассказал. Так вот на предполётных указаниях всегда доводят обстановку. И часто у нас, имеется ввиду до Афганских событий включался аэродром Кую Мазар как запасной. Что в этом такого? То что Вас провезли по нему как бы на работу с площадки. Да, он позволяет хорошему лётчику показать мастерство взлёта и посадки на запылённую площадку. После плохой посадки и взлёта часто остаются следы мастерства на лопатках. Я написал , что на момент катастрофы на вертолётах МСЛ не было. В чём я не прав? Сошлись ведущий и ведомый и здесь в чём я не прав? Что это было на втором развороте и собирались в группу в петле извините может, что то и упустил. Вам написал, а точнее не Вам, а в теме Олегин . Что после катастрофы командира полка сняли. Значит были какие то прорехи и в руководстве. Самому писать не о чем вот и пытаетесь найти неточности у других. Опишите свои зелёные будни, задалбывание личного состава, о везении дуракам и пьяницам , к числу которых вы себя относите и это может кому то будет интересно прочитать. А то что меня возили никуда не денешься такая у меня была должность. Благодаря таким как я и Вы сейчас общаетесь в сети. В противном случае я не представляю , что вашего мастерства могло хватить спасти экипаж. Да и самому остаться живым. Если Вы посадку в Файзабаде ночью описываете как свой героический поступок.
Отредактировано Леонид2908 (2012-06-22 18:44:31)
Поделиться302012-06-23 00:16:51
Так вот на предполётных указаниях всегда доводят обстановку. И часто у нас, имеется ввиду до Афганских событий включался аэродром Кую Мазар как запасной.
И опять треплетесь,как всегда. Не припомню ни в одном полку,чтобы на предполётных указаниях присутствовали б\техники,которым ну очень нужно знать какие аэродромы подтвердили готовность в качестве запасных.Да,Оленин правильно написал о происшествии,он хоть был в Кагане в это время.Но тут же влезли со своими 5 копейками вы,незнамо где протиравший штаны на школьной скамье в тот период:
Нет это не так.Всё было намного прозаичней. Как видите дату катастрофы, март месяц. В это время производится и отрабатывается слётанность парами, затем отрядами и проводят ЛТУ эскадрилии. Так вот в тот момент отрабатывали слётанность отрядов(3 борта). Кую Мазар был запасным аэродромом. По этому и отрабатывали взлёт с основного аэродрома Каган проход по маршруту на аэродром Кую Мазар посадка и возвращение на точку. После взлёта с аэродрома Кую Мазар выполнялся выход с круга по коробочке.Впереди было зарево от города Навои которое очень мешало на втором развороте. Вот что в основном и послужило причиной катастрофы(по предположению комиссии).
Ну разве может кто -либо знать что-то лучше вас.Зная это я и отыскал своего сослуживца.И он мне сказал что обломки упали почти на площадке,а не на 2 развороте,да и тот маневр не предполагал полёт по коробочке.