НЕМНОГО О ВЫПУСКНИКЕ НАШЕЙ 1 РОТЫ – 1968 ГОДА ВЫПУСКА КИРЕЕВЕ ВАЛЕНТИНЕ ИГОРЕВИЧЕ.
После окончания 1ХВАТКУ в 1968г он попал в авиации Пограничных войск ДВО. В 1974 году сдавал вступительные экзамены на Дальнем Востоке в Жуковку по льготной программе ГБ. По окончании ВВИА он возвращается в свою систему назад, и продолжают там службу. На встрече выпускников Жуковки через 40 лет в 2018г, когда старшина курса – генерал-майор Петров Б.Н. огласил потери личного состава курса, то прозвучала и фамилия Киреева В.И., что по некоторым не подтвержденным данным и его уже нет в живых? Погиб? Спросил несколько вертолетчиков, которые учились с ним во 2 к/о, но те «бумажные тигры» - отошли от АТ и «двигали науку», то ли задвигали? Уточнял и у коллег 1 роты нашей, возможно кто-то что-то слышал, знал, пересекался? Но, увы? Как-то в ОК попалась фото с Валентином, очень похож, но все безымянно – надпись гласит: руководящий состав ОВП на расследовании ЛП, без указания ФИО и должностей ЛС в летном обмундировании. Недавно в ОК появился ролик, с боевыми потерями АА ПВ с 1979-89гг. в котором увидел фото Киреева В.И. с аннотацией гибели его. Официально ПВ не участвовали в афганской войне. Все было засекречено до 2014 года. Сейчас начали публиковать материалы о том, как работали погранцы! Довольно интересная информация для тех, кто прошел Афганистан. Меня интересовала информация о потерях АА ПВ в Афгане за период 1979-89гг. Они потеряли 62 вертолета, 28 сбиты ПЗРК, ДШК, остальные в результате высадки десанта на неподготовленные площадки при сильном огневом противодействии средств поражения противника. Подобные повреждения ЛА были и в Кундузском ОВП в марте 1985г, когда на высоте 2450м на ограниченную площадку 20 вертолетов высаживали десант. Некоторые экипажи вынуждены были заходить по несколько раз в условиях сильного боя. Так был поврежден МИ-8МТВ2, который пришлось облегчать и эвакуировать с большой высоты на основной аэродром базирования для восстановления до летного состояния и перегонки в АРП.
20.10.87г полковник Федоров В.Г.– командир АГ в операции »Дарбанд» выполнял БЗ по доставке в боевые порядки подразделений оружие, боеприпасы, продовольствия. После разгрузки вертолета с очередной площадки сработала сигнализация «Стружка в главном редукторе». Но экипаж - объяснив это тем, что и раньше срабатывала эта сигнализация, и все было нормально, продолжил полет еще 20 минут до полного отказа главного редуктора. Наконец на высоте 30м и скорости 230 км/ч экипаж почувствовал сильную тряску вертолета и скрежет в главном редукторе и одновременно с правым креном более 25 градусов и со скольжением пошел к земле. КЭ произвел вынужденную посадку в песок среди пустыни прямо перед собой, чем спас жизнь большинству членам экипажа и находящимся на борту пограничников. Однако вертолет в момент касания земли зацепился за гребень бархана, сделал несколько оборотов в горизонтальной плоскости вокруг своей оси и полу разрушился. При этом получил смертельную травму головы не пристегнутый ремнями к сидению бортовой техник вертолета – заместитель командира по ИАС подполковник Киреев Валентин Игоревич, который 22.19.87г от полученных ран скончался в госпитале. Причина катастрофы – отказ главного редуктора из-за полного разрушения ведущей шестерни. За самоотверженность и высокие профессиональные качества, проявленные в аварийной ситуации - экипаж был награжден орденами Красной Звезды, а подполковник Киреев В.И. – посмертно! САПО – Среднеазиатский Пограничный Округ. Федотов В.Г. боевой офицер дослужился до генерал-майора в САПО, был разжалован, отсидел 2 года в тюрьме. Пришили дело спецслужбы, что за взятки магнитофон, холодильник возил оружие из Туркмении в Душанбе и Ереван. А у руководства САПО не хватило смелости защитить его. Фильтр сигнализации стружки ФСС-1очень чувствительный и очень капризный. Мельчайшая металлическая пыль – подает сигнал о наличии стружки. При осмотре стружки нет. После приработки шестерен и замены масла дефект устраняется, но бывают повторы, и они притупляют бдительность борттехника. Чем и поплатился наш товарищ Валентин. Вспомнил случай гибели экипажа при перегонке вертолета из ДРА в АРП Энгельса в капремонт. На нем периодически срабатывала сигнализация стружки и они не нашли ничего лучшего как отключить сигнализацию ФСС-1, чтобы глаза не мусолила. В результате разрушение главного редуктора и падение в матушку Волгу? В Кагане при заходе на посадку произошло разрушение РВ. КЭ к-н Сафуанов И.С. был пристегнут и погиб, а б/т и правак не были пристегнуты, вылетели в правую дверь, получили телесные повреждения, но остались живы. Это о судьбе – злодейке? Меня смущает тот факт, что зам по ИАС, п/п в роли б/т? Да за штурвалом комполка АГ, полковник? Но зам по ИАС должен заниматься своими прямыми обязанностями, подготовкой АТ к полетам, исправностью, обучением л/с, контролем АТ и л/с ИАС За боевую и мобилизационную готовность и т.д. Если бы он был в роли проверяющего действия б/т? Тогда понятно причина гибели. Нелепая судьба случилась с Валентином Игоревичем Киреевым? Но не зря говорят, что от судьбы никуда не уйдешь!
Я потратил 5 часов на просмотр информации по АА ПВ. Довольно много интересного для себя подчеркнул: курьезы, героизм личного состава, несправедливость, безразличие должностных лиц. Советую посмотреть!