КОРОТКО О ВЕРТОЛЕТАХ БЮРО МИЛЯ.
МИ-4 (1952г.)
Отредактировано ЮРИЙ ВЯЗОВЧЕНКО (2014-11-01 15:54:26)
ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » УАЦ, ДОСААФ (РОСТО), ВАТУ (АТУ ГА) » 1ХВАТКУ, 1рота- выпуск 1968г.
КОРОТКО О ВЕРТОЛЕТАХ БЮРО МИЛЯ.
МИ-4 (1952г.)
Отредактировано ЮРИЙ ВЯЗОВЧЕНКО (2014-11-01 15:54:26)
ЮРИЙ ВЯЗОВЧЕНКО
На форуме есть соответствующие темы, размещайте пожалуйста в них фото.
ИнтервьюВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО. Как показали первые итоги, выпускники 1968г. 1-ХВАТКУ, 1роты не подвели своих преподавателей, командиров, воспитателей и достойно прослужили в армии, достигнув не плохих результатов. Среди нас есть руководители ИАС всех рангов, начиная с эскадрильи и заканчивая ВВС страны(армейская авиация). Есть люди и творческие. Готовит к опубликованию свою книгу полковник юстиции Перваков В.Д.(13 к/о). А пока, только интервью по этому поводу.http://argumenti.ru/history/n340/179241
Обложка книги Первакова В.Д.
Отредактировано юрвас (2013-03-13 10:55:16)
Подпись автораНе говори гоп,пока не перепрыгнешь!
Добрый день уважаемые коллеги. Просматрияя тему нашел эту книгу про событие с Рустом. Нет у вас у кого то эта книга?
С уважением Иржи
Юрий Вязовченко - Иржи
Уважаемый Иржи! Книга Владимира Первакова "Полет Матиаса Руста в Москву. Мифы и реальность" вышла тиражом 1000 экземпляров, а значит довольно-таки редкая. Я постараюсь связаться с автором, возможно что-то прояснится.
Уважаемый Юрий большое Вам спасибо! Это бы было классно если бы книгу удалось еще достать.
Юрий Вязовченко-Иржи
Уважаемый Иржи, автор книги о Русте готов Вам ее выслать почтой, нужен адрес. Сообщите мне его на ЛС (находится возле профиля), а я передам дальше. С уважением.
Уважаемый Юрий Вязовченко добрый день. Огромное Вам спасибо.
Написал Вам в ЛС.
Уважаемый Иржи! Ваш адрес и пожелания я получил и переправил автору книги. Ожидайте бандероль. Юрий.
Уважаемый Иржи! Ваш адрес и пожелания я получил и переправил автору книги. Ожидайте бандероль. Юрий.
Подпись автораНе говори гоп,пока не перепрыгнешь!
Уважаемый Юрий огромное Вам спасибо! Когда будет что то надо достать в Чехии вспомните обомне!
Ваш большой должник Иржи
ФОТО ИЗ АРХИВА ГОРБАЧЕВА В.Н. (15 классное отделение, МИ-6)
После окончания 1-ХВАТКУ в 1968г., первое место службы г.Броды, бортовой авиационный техник вертолета МИ-6, 55 ОВП.
г.Броды 1969г.
1970г. пос. Магдагачи. С товарищами по службе.
1972г. обучение в ВВИОЛКА им. проф. Жуковского г. Москва.
г.Москва, 1975г. После окончания академии, а впереди военная адьюнктура, преподавание в военных ВУЗах страны.
Полковник Горбачев Виктор Николаевич.
Отредактировано ЮРИЙ ВЯЗОВЧЕНКО (2015-01-27 10:01:13)
Бондарев Г.И. (12 классное отделение)
ПОШЛИ ВОЛНОЙ ВОСПОМИНАНИЯ!
Вспомнился январь 1969г. Перегонка 4 МИ-4 с Каунаса в Термез и их передача афганским экипажам. Когда-то Хрущев Н.С. подарил королю Афганистана звено МИ-4. Те практически не летали. В год налетывали по 50 часов, в основном на охоту. Но по календарю 6-7 лет. Летаешь, или стоишь – гони в КВР (Каунас). Мне пришлось перегонять их с рембазы в Термез для передачи друзьям. Перелет составил всего 36 часов. Вертолеты делались за золото. Поэтому ремонт сделали по верхней планке (и муха не сидела). Это нам, делали до первой посадки (АРП несло ответственность), а дальше как решит БОГ! Паспорта и документация на русском и английском языках, без рваных дубликатов. Все по 1-й категории. Любая возникшая проблема решалась мигом. Каунас уже тогда был не спокойным городом. Русских называли открыто – ОККУПАНТ! Как-то иду с моим учителем по жизни Ваней Опанасенко в АРП. Навстречу попадается пожилой литовец с внуком и тот ему говорит: »Это внучок наши оккупанты!» Я даже не врубился. Зато Ваня среагировал, схватил «лабоса» за кадык и сказал: Очень жаль, что с тобой малец. Я бы показал тебе оккупанта. В магазинах если что-то хочешь купить, то проси по-литовски, а так делают вид, что не понимают. Не зря поставили дивизию ВДВ, чтобы успокоить горячие головы. Однажды вечером, после ужина в летной столовой мы вышли на улицу. Шел крупный снег, тишина, штиль. Правак Илья Сафуанов предложил прогуляться. К.Э., я отказались и поехали на автобусе в гостиницу. Минут через 40 появился правачок, бледный, с перекошенным лицом. Оказывается, проходя возле заброшенного 5-ти этажного здания (под снос ) на него упал кирпич. Спасла шапка и удар по касательной. Но неделю Илюша промучился. Голова напоминала луковицу. Как у Райкина в юмореске. Идешь по улице, а тебе на голову падает кирпич – смешно это, или нет? Это еще раз дало повод не знакомиться с достопримечательностями одному, тем более, ночью. Наш экипаж разместился в прекрасной гостинице « Балтия». Остальные в гостинице КЭЧ, где с тыльной стороны располагалась комендатура, которая по уровню повышенной требовательности не уступит московской. Молодые офицеры, выйдя с гостиницы на улицу с нарушением формы одежды, любовались старинным городом. Проходит патруль и приветствует их. Те ноль внимания. Начальник патруля возвращается и спрашивает: »Почему не приветствуете старшего по званию, нарушаете форму одежды. Пройдемте со мной». Приводит их в комендатуру к коменданту. Тот, выслушав нач. патруля нарезает по 2-е суток ареста. Б/т Володя Кандыков не раз, бывавший в Каунасе возмутился: « А за что?» На что комендант отреагировал мгновенно: « А ЗА, ЧТО= 3 суток, дополнительно за пререкание». Так что Вова отсидел, свои, 5 суток от звонка до звонка. Подчиненные были с экипажа к-на Закора, интеллигентного, аккуратного офицера. Доброжелатели натравили К.З. мол пусть идет и решает проблему раз прошляпил подчиненных. Вернувшись от коменданта, тот прояснил ситуацию. Когда на него поперли К.З, К.Э., тот ответил, что спокоен за своих подчиненных. Они живы, здоровы, у них есть койка и где переспать! А я вот не уверен, что может произойти с Вашими подчиненными через несколько часов. Прибалтика – мочевой пузырь. Поэтому ловили целый месяц погоду, чтобы проскочить без « антигрустина». И поэтому тренировки по расчехлению, зачехлению вертолета достали в конец. Незачетные тренажи? И когда в очередной раз пришел экипаж, а я уже зачехлил, сказав, что на сегодня – все. Сами расчехляйте. Те закинули чехлы в грузовую кабину. Я был уверен, что опять будет отбой после опробования. Сработала сирена и я поднялся на стремянку. Командир экипажа дал команду, закрывай дверь – летим! Действительно – первый МИ-4 пошел. Я не вышел из кабины и не осмотрел ЛА по кругу – нарушил регламент и закрыл дверь. К.Э. пошел на взлет, стрелки все по нулям, кроме оборотов АД и НВ. К.Э. повернулся ко мне: »В чем дело?» Я понял, что они не сняли чехлы с ПВД-6, а я не проверил – нарушитель. Быстро включил обогрев ПВД. Через несколько минут чехлы сползли до крепления скоростным напором. Потом их пришлось отремонтировать. Под Тулой попали в страшный снеговой заряд. Стеклоочистители сдохли и их пришлось отключить. Командир и правак, открыв двери, и рукой сгребали снег, чтобы хоть что-то было видно впереди. Я, таких снежинок в жизни не видел. Размер со стандартный лист А4. Если кто-то это мне рассказал, то я не поверил бы конечно. Но дважды попадал в такую ситуацию и это не с перепугу. Благополучно долетели до Эмбы ( Амба для тех, кто там служил). Мы попали на -55 градусов, да еще и ветерок 20 м/с – романтика! По линии КП прошла команда, что под Алма - Атой разбился МИ-4 из-за того, что не грели редуктора. Нам выделили МП-44 на всех. А надо греть все 3 редуктора на 4-х МИ-4. В общем, с рассветом не приходя в сознание, греем, газуем. К обеду вроде бы подготовили и готовы к вылету, но, увы на маршруте горы Мугоджары, но они закрылись? Переносим заявку на завтра. И так целую неделю нас мордовали, но проскочили. Жили в гостинице при + 5 гр. Спали во всем меховом под несколькими одеялами с головой. Во сне просыпаешься от инея на морде. Больше 30 минут не выдерживали, работая на АТ. Меховые сапоги с двумя летными носками не выдерживали холода. Носки сапог заворачивались вверх, как носки узбекских калош. Унты по нормам службы в Кагане были не положены! Бегу в землянку ОВЭ к буржуйке погреться. Навстречу мне 2 технаря с ОВЭ. Глянув на меня, повали на снег и давай морду натирать. Я, не поняв юмора – ору, что вырвусь по одному, накостыляю шутникам. А они, да ты обморозился, бегом в землянку – отогревайся. Благо пронесло. Но после -15гр. резко чувствую холод и по морде и по ушам. Представляю, каково тем, кто служил там постоянно на полигоне « АМБА». Повезло, проскочили. Долетели до Термеза благополучно. Передали вертолеты афганцам. Все они обучались у нас во Фрунзе. В экипаже все 3 полковника (К.Э, правак, б/т). В приемо-сдаточном акте есть и моя дарственная: « Л-т БГИ в-т №…. Сдал, а полковник Ахмед Султан Бай принял!». Новый 1969г в Средней Азии начался со стихийных бедствий. Весь ОВП работал по спасению. Возили все – от сена до продуктов. Опытные б/т-волки и тут приспосабливались. Перевозя партию водки, умудрялись запастись в канистрочку для себя. Освобожденная посуда шла, как бой. Для профуры одну бутылку пускали – облив ящики водкой. Товаровед, который встречал груз – был в шоке? Мол, у меня на машине гораздо меньше боя, чем у Вас? На что б/т доходчиво объяснял, что площадка высокогорная, ограниченная, тряска, вибрации, нисходящие, восходящие потоки воздуха. Ничего брат поделать не можем? Тот после такого БОЯ – отказался перевозить себе в убыток. Под Нукусом возникла угроза затоплений кишлаков. Было принято решение на применение ДА. Предварительно выселив местное население вдоль р. Аму-Дарьи. В одном из кишлаков старая узбечка отказалась от эвакуации, опасаясь за имущество свое. Закон подлости сработал и в очередной раз. Именно по ее хибаре пришелся удар с ТУ-22. После этого дали отбой экспериментам. По возвращению вертушек с командировок – их лично осматривал инженер ВЭ к-н Щербаков В.В., оценивал, как эксплуатировал АТ в отрыве от базы с оргвыводами и раздачей « поощрений». Найдя у Пети Гарбузова в ХБ курей, давал команду гнать «курей» на вертолет к Вадику Пак. У того он обнаружил крупы в хвостовой балке. В магазинах Средней Азии появилось мясо усопшее (баранина) по цене 1р20коп. Выпавший глубокий снег усугубил положение. Кошары не были подготовлены к зиме. Животным не давали по несколько дней ложиться на снег, так как они примерзали и потом не могли подняться - замерзали. Чабаны пытались, что-то сделать но, увы. Их старания оказались напрасными.
Вспомнился ажиотаж по « декабристам». Нужно подтверждение класса. А условий СМУ – нет. Тогда натягивают сложняк, едва появится маленькое облачко. Поэтому не редко в предварительную подготовку, когда все лючки сняты и идет серьезный осмотр АТ, прибегают летчики и говорят: » Гена закрывай капоты, будем опробывать ЛА и летать.» В 1968г в ОВП было всего3 летчика с 1 классом, КЗ, КО – 2 кл. Даже начПО был со 2-м классом. А командир 2 ВЭ был даже с 3-м классом. В последующие годы ситуация изменилась в лучшую сторону. Виной всему постоянные, длительные командировки экипажей. В памяти всплыл еще один эпизод. Стоял сложняк, миниум, железный. Но командир ОВП решил не срывать летную смену. Тем более миниум для Кагана – большая редкость. В основном ПМУ – видимость=10, т. е. миллион на миллион. Б/т-инструктор докладывает: « Тов. п-к включайте ПОС ???» Тот: « Обледенение слабое». Федя Дмитриев снова напоминает про ПОС. Тот опять для записи РП – обледенение слабое. Когда вертолет начало капитально трясти командир ОВП Коротецкий попытался включить ПОС, но увы толстая корка льда капитально забила все дырочки на ЛНВ из которых должна вытекать спиртоглицериновая смесь 85/15. Спас АД 7 серии. Они стояли на последних сериях – более новых вертолетов. Да и мастерство, опыт летчика. Вертолет приземлился грубо. Был наклеп амортстоек. На земле была плюсовая температура. Когда вертолет зарулил и выключил, то вся стоянка покрылась кусками льда. Валялись приличные кусочки. Командир сразу дал отбой РП, поблагодарив Федю! Вспомнил еще один случай с легендой Каганского ОВП Олегом Бардашем. Он как-то пронюхал, что Командир ОВП будет внезапно проверять БГ. Приехав заранее на аэродром, сидит, ждет. Услышав сирену в гарнизоне – дает команду ДСП расчехляй все вертолеты. Запустив вертолет, Олег, зафиксировав коррекцию ручки « Шаг-Газ» - переходит к следующему ЛА. Так он запустил несколько штук. Ком-р ОВП дав команду дежурному на приведение в БГ, рванул на « Газике» на аэродром. Каково было его удивление, когда он увидел, что несколько вертолетов уже молотят на стоянках. Он подъезжает к одному – никого НЕТ, а вся иллюминация включена. Подъезжает ко второму – та же картина. Из третьего вылазит Олег и докладывает: « Тов. п-к л-т Бардаш проводит опробование вертолетов по тревоге!» Тот: « Твою мать! Бардаш опробование только в составе экипажа». Так что Олег за усердие нарвался на « строгую благодарность».
Вспомнился и проход смерча через грунтовой аэродром под Актогаем на границе с Китаем. Нас срочно посадили на площадку. Успели закрепить 2 смежные ЛНВ, зашвартовать. На другие 2 ЛНВ успели поцепить законцовки и висеть на них болтаясь от упора до упора ГШ – глотая глину и песок полупустыни в течение нескольких минут. Метеоолухи зафиксировали скорость ветра=44м/с, т.е.= 160 км/ч. Повезло – не повыворачивало тяги АП и не повредило ЛНВ. Джамбульскому ОВП – это стоило заменой ЛНВ всего парка ЛА. А АН-2 ГВФ – сложило этажеркой друг на друга. Было очень неприятно. Продлись бы еще немного дольше СМЕРЧ – последствия были бы совсем другие. 1969г был особенным. Более 9 месяцев я отсутствовал на базе. Работал в отрыве от основной точки. Если учесть отпуск=45 суток+ дорога, то в ОВП был всего ничего. За один только июнь намолотил 76 ч. Катая окружников по гарнизонам ЮГА ( до Красноводска и обратно). По итогам года вышел на 2 место по налету=287ч, пропустив зубра 3ВЭ Володю Четверякова с разницей в 10 часов. Конечно, сравнить с налетом в училище нельзя, там набивают в 2-3 раза больше, но по кругу. А это в отрыве от базы! Запомнилась работа с оперативной группой на учениях понтонного полка. Была поставлена задача, установить мост, на самой коварной реке Аму-Дарье в узком месте. Нашли самое узкое место=800 метров шириной. Предварительно ее облетев сверху вниз и обратно. Летали над водой низко. Бывало посредине, попадались отмели, на которых лежали черные бревна более 2метров. Я спросил КЭ откуда – бревна. Он засмеялся и сказал, что это не бревна. Это такие сомы. Они греются на отмели. КЭ спикировал на эти 2 бревна и те нехотя ушли в бурлящий поток реки. За сутки берега реки менялись на несколько метров в ту, или иную сторону. Мост установили с большим трудом и закрепили. 4 катера заводили на сцепку половинки свои с напрягом – рвали пупок, но выполнили задачу. Офицеры с понтонного полка решили устроить купание на « Тарзанке». Адреалина выше крыши. Не сравнить с парашютным прыжком. Течение страшное, сильное, все бурлит. Мощный пояс страховочный застегивается. 2 карабина с веревками по 60 метров. Держишься за ограничения по краю понтона лежишь на воде=. Отпускаешь руки и через несколько секунд хлопок. Такой как примерно на парашюте открытие. И тебя тянут мужики назад против потока. Я попробовал 1 раз – достаточно набрался адреалина. КЭ и правак отказались от такой радости «полные штаны», а наблюдали и смеялись. Им было по 40 лет уже, а это другой этап жизни – осмысления. Они не стали испытывать свою судьбу. Конечно риск большой, если оборвется веревочка, то кранты, а по нашему « писец» Никто не спасет! Но молодость всегда глупа! Всегда чего-то не хватает для полного счастья на тазобедренный сустав. Офицеры понтонники себя испытывали на « Тарзанке» по несколько раз, но у них уже был большой опыт. Летчики попробуйте – КЛАСС! Ощущения не « описиваемые» как говорил М.М. Жванецкий. Голова – ноги!
Вспомнился Барнаул 1970г. Мы экипажем работали в интересах оперативной группы на уборке урожая. Жили в центральной гостинице возле обкома партии. Рядом через дорогу был Главпочтамп. Мы туда ходили за письмами до востребования в ЛТО. Однажды нарвались на НШ Барнаульского летного училища: « Ей Вы пилотяги – ко мне! Представившись – начал рихтовать, воспитывать. Почему нарушаете приказ по гарнизону о запрещении ношения ЛТО. В общем, испортил настроение. Случилось ЧП в одном из батальонов. Водители-партизаны лихачили, хулиганили на автомобилях « Урал». Устроили гонки по целине. За пылью не увидел встречный « Урал» - лобовое столкновение – груз 300 с переломом позвоночника. Тяжелый раненый. Нам поставили задачу доставить груз300 с последующей отправкой в Бурденко самолетом МГА. Нас выпустили в 11ч30 минут в СМУ. А через 30 минут аэропорт Барнаул был закрыт для всех типов АТ. Мы сели на бугре, на подготовленную площадку. Автобатальон находился внизу. Раненого тащили на носилках. Врач капитан периодически колол обезболивающие лекарства. Начался снегопад. КЭ Петухов расстерялся капитально. Он в таких условиях не летал. Уровень подготовки 3 класс, ПМУ. Он спросил меня: « А завтра мы сможем запустить АД с помощью ручки « Дружбы»» Я ответил, что не уверен, так как -15гр. и аккумуляторы не вытянут, подошли регламентные работы и надо КТЦ. Он принял решение и взлетел. Летели в слепую над макушками вековых сосен. Видимость=0. Правак что-то прикидывал, доворачивал, но точно вышел на мост перед Обью. Начался скандал. Леха задает курс влево, а тот прет напрямую через город. Обходи город, здесь где-то телевышка уходи влево. И действительно прошли в 50-ти метрах от телевышки. Когда взлетели Петухов начал запрашивать Барнаул. В эфире тишина. КЭ начал паниковать – связь тоже отказала? Что делать? Леха выйдя в эфир сказал: « Связь работает. Самопрослушивание есть! Это не работает РП аэропорта. Иди на Барнаул по погоде. Когда аэропорт услышал нас, то завопил: « Мы с 12 часов закрыты для всех. Идите на Новосибирск. Опять выручил Леха: « На борту тяжелый. Критический остаток топлива. Условия подхода. Те с перепугу дают не те условия, а обратные. Заходим на посадку, а скорость не гасится. Ручка на упоре, а вертолет несется со скоростью более 80 км/ч. КЭ опять запаниковал, мол и АТ отказала? Опять выручил Леха: « Разворачивайся на 180 и садись.Видишь что ветер в задницу дует 25 м/с. Сели на полосе. Рулить невозможно, колеса провалились. Петухова срочно вызвали к диспетчеру на связь с КП Новосибирска. Нас спасло то, что на борту был тяжелый. Максим поблагодарил меня за АТ, что не подвела, но разругался с Лехой – мол, ты мне не помогал, а только мешал. Тот спокойно ответил, что если бы не его действия, то мы бы поцеловались с телевышкой, либо опрокинулись на посадке при таком ветре в попу. А ты единственное, что не успел сделать, так это включить SOS – СПАСИТЕ НАШИ ДУШИ!!! Надо отдать должное Петухову, тот используя метеопрогноз ЛЮКС, задним числом договорился с начальником тыла училища о получении спирта-ректификата, выделив тому с барского плеча 3 литра. НШ училища пронюхал об этом и приперся с 3-х литровой банкой. Ребята выделите и мне! На что Максим П. четко, отфутболил его – а ты, с какого боку тут? Свободен. Оформили спиртоглицериновую смесь, составили акт. Чистоган забрали, а глицерин подарили начальнику ГСМ. В Барнауле стояла вторая опергруппа по уборке урожая и на втором вертолете был КЗ Петухова. Тот узнав в каких условиях садился Максим с 3-м классом – размазывал того по стенке. Но когда узнал, что тот урвал 2 канистры спирта « Пшеничного» на полусогнутых приперся просить! Метеорологи аэропорта дали метеобюллетень – одни красные звездочки, так что командир ОВП подписал полетный лист без проблем о списании спирта. Узнав, что у меня свадьба по прилету в Каган, Максим с барского плеча выделил 10 л чистогана. Это очень помогло. Не было проблем для 156 гостей приглашенных на свадьбу. Пей, не хочу!
Работа по целине – удачная командировка – прибыльная в отличие от остальных командировок . Остальные командировки были убыточными. Мы стали на денежное довольствие в десантном батальоне в г. Рубцовске, отоваривая продаттестаты по 2р04 коп. за сутки. За месяц набегало 60 р.
За 3 месяца= 180р. Халявы. В оперативной группе нас кормили в греческом зале. Начтыла группы реально работал. Как-то покатали на вертолете начфина батальона. Тот остался доволен как слон. Здоровый мужик. Распаковав пачку по3р на глаз выдавал нам троим небольшие стопки приговаривая – пересчитайте, могу не до дать, а передать – НЕТ! За 3 месяца ни разу не ошибся.
Первое знакомство с ним состоялось, когда мы пришли за деньгами. На столе лежит эспандер « Алтай». Точно такой и я купил себе. На мой? – помогает. Тот ответил – да. А ты, сколько сможешь продержать его зажатым? Я ответил: « А сколько надо? Хоть 10 минут свободно». Тот: « 1 минуту продержи». Без проблем. Но когда я схватил, зажав, то понял, что-то не так. Уже к концу минуты рука начала синеть. Начфин закричал – разжимай руку. Я еле разжал. Он, взяв « Алтай» сказал, что свободно держит 5 минут. Оказалось, он туда поставил дополнительно по 2 пружины еще. Про него рассказывали коллеги один эпизод, когда они стояли в Ростове. Он пошел на свидание с женщиной. Стоит, ждет в тени под фонарем. По противоположной стороне идет толпа молодежи и зацепила его. Эй ты, дятел – иди сюда. Он стоит. Те направляются к нему, дойдя до середины улицы уже. Тот выходит и говорит: « А теперь вы идите сюда. Те, увидев кулаки его, рванули с низкого старта. Как-то в одном из батальонов начальнику притащили флягу горно-алтайского меда, который выписывал премьер-министр Японии и королева Англии. Настоящий МЕД!!! Я поставил флягу в гондолу. Прилетели. Герцен уехал на « Волге» и забыл про подарок. Мы с Лехой вытащили флягу и начали метать облизываясь. Вскоре примчался водитель и забрал мед. Но все таки на халяву мы попробовали – настоящий горно-алтайский! Правда, много не съешь, слипнется! Однажды забарахлила радиостанция. На земле все нормально. На взлете и в полете от тряски идут обрывки фраз. Руководитель на аэродроме предупредил, что больше не выпустит нас с такой связью. На следующий день я пошел к радистам ГВФ, а экипаж на КП. Мне дали радиста. Мы начали гонять радиостанцию от АПА – нормально. Тогда я запустил АД, помня, что от тряски, вибрации идет сбой. Все нормально. Включаю трансмиссию, выхожу на номинал. Все нормально, отказ не проявляется. Тогда решил увеличить режим ручкой « Шаг-Газ» и вертолет взмыл, оторвался от земли. Отказ проявился. Радист сидел на правом кресле зафиксировал его. Рядом стоят вертолеты ГВФ на стоянке. По зубочку ручку «Ш-Г» вниз. Ручкой управления немного чуть чуть вправо, чтобы коснуться правым колесом. С горем пополам коснулся правым. Сбросил Ш-Г и сразу левую коррекцию и левую педаль ногой машинально. Приземлился не на старые отпечатки на снегу, а впереди, с козлением и прокатом. Радист, который сидел рядом, увидев выражение на моем лице, рванул в грузовую кабину, но я в это время уже оторвался от земли. У меня кожанка промокла насквозь при минусовой температуре! Позже придя в чувство спросил: « Так ты что не летчик? Какой летчик – бортовой! Так как отказ подтвердился, то нам заменили блок. Заруливать побоялся. Пошел к диспетчеру взять Леху, чтобы зарулил на место. Сказав Петухову – мы в аэропорт кофейку попьем. Тот видно заподозрил неладное – пошел с нами. Леха видя, что Максим, прилип к нам, сказал, что забыл на вертолете книгу – пойду, возьму. Максим, а я за одно, прогуляюсь с Вами. Пришлось, идя к вертолету подготовить Максима Ивановича. Вы ставили задачу найти причину отказа р/ст. Так вот пришлось запускать вертолет создать тряску и я выкатился со стоянки. Когда пришли на стоянку, то на снегу следы показали висение, подскок, прокат. Благо ничего не зацепил и не опрокинул. Для меня это был страшный урок! Поиск и устранение отказа (неисправности), но не любой ценой. Петухов, оказался порядочным МУЖИКОМ, сказав: « БОЛЬШЕ такой самодеятельностью не занимайся!» Подошли 50-часовые р/р. Нам было разрешено делать в ГВФ, где есть МИ-4. В Барнауле стояла ВЭ МИ-4, но Максим дозвонился до брата в Абакан, который был там начальником и нас взяли. Пролетев 3 часа над тайгой, мы благополучно зарулили в ТЭЧ ГВФ. Это была РОДИНА Максима Ивановича! Целую неделю ходили по многочисленным гостям – родне. У них там, в Минусинске – целая улица Петуховых – гостеприимных, добрых, компанейских. Один раз удалось с Лехой вырваться в Шушенское ( музей В.И. Ленина). Остальное время хождение по его родне. Все считали за честь, что у них были в гостях коллеги Максима. Уважение к нам зашкаливало от неожиданности. Я бы сказал – было оно – чрезмерное! Над тайгой идешь – красота не земная, завораживающая, но если чихнет, то садиться некуда, разве что на вековые сосны? А это « писец». Но пронесло и на этот раз! Спасибо АНГЕЛАМ – ХРАНИТЕЛЯМ! По опыту старых б/т, чтобы не было проблем по АТ при посадке на окраине села, когда сбегались пацаны посмотреть на вертолет и не попали под хвостовой винт, специально возил длинную хворостину, отгоняя любознательных. Довольно часто были случаи, когда повиснув на антенне РВ-2 покачаться – обрывали ее с мясом. Я же выбирал из стаи « вожака» - показывал ему вертолет и даже разрешал посидеть в кресле командира. Определив его моим помощником – следишь за порядком и никто кроме тебя, близко не подходят к вертолету, а сидят и смотрят. Когда приду – разрешу тем, кому ты скажешь посидеть в вертолете. Он действительно руководил стаей наделенный огромной властью – оставшись за меня. Мальчишка, безусловно, был среди пацанов авторитет. Ему было 14 лет. Однажды он пошел за грибами и заблудился. Трое суток провел в лесу, но не испугался, выбрался сам. После этого случая, как он поделился, о случившемся: « Больше без компаса в лес не ХОЖУ!» Когда мы прилетали, то корешок всегда встречал меня. Десантура автобата также питалась в ресторане по 1-й категории. Одних только блюд из грибов было более 10. Я даже попробовать все не успел. Да и отношение к нам вертолетчикам было на высшем уровне. Прилетайте к нам в любое время, но только без начальства. Поэтому мы хитрили, говорили, что надо проводить облет АТ под любым предлогом вешая качественную лапшу с умным лицом начальнику. Не делайте умное лицо – ведь ВЫ же офицер!!! Запомнилось, как водилы – партизаны тоже сбегались к вертушке. Первое движение у них, как правило, было постучать сапогом по колесу, сказав свое резюме – СПУЩЕНО! Так как пневматик всегда был примят, то приходилось объяснять, что там давление=5,5+- 0,5 атм. И все в норме! А мы думали, как у нас. На ноябрьские праздники нас посадили в готовность №2. Но использовали по просьбе 1-го секретаря Обкома партии с КП Новосибирска для переброски партии крыс – ондатр на разливы Оби. Мы с Лехой прикинули хрен к носу, что можно оставить на шапки и закинули 2 клетки в хвостовую балку. Но видно егеря четко знали, сколько клеток и поняли, что взяли на шапки. Вскользь сказав, что сейчас не сезон, что они линяют, а мех просто пропадет. Пришлось вытаскивать, сказав, что вот почему-то под чехлами оказались случайно. Жалко было отдавать самых крупных красавцев. Закончилась работа в оперативной группе. Батальоны начали грузиться в эшелоны. Командир опергруппы на прощальном ужине благодаря нас, за хорошую работу, посетовал, что пришло всего 10 медалей за освоение целинных и залежных земель и если отдать 3 ВАМ, то в батальоны по уборке урожая вообще ничего не попадет. Мне надо, НШ надо, начПО надо, комбатам надо, ну и кому-то из водил. Мгновенно среагировал Леха: « А ВЫ нам дайте премию по 30р, а я им свои отдам – их у меня две. А ведь раньше их привозили в ведре и вручали каждому. Командир обрадовался такому повороту событий, сказав: « БЕЗ ПРОБЛЕМ!» Леха на радостях попросил официантку принести венгерского шампанского « Заря» в специальном ведерке со льдом. Та решила пошутить, предварительно, что-то сделав (либо хорошо потрясла бутылку, либо нагрела), и когда Леха открыл шампусик, то рванула огромная струя из бутылки. Леха пытаясь остановить потери, попытался зажать большим пальцем горлышко, но только усугубил ситуацию распылением – освежив сидевшее напротив нас все руководство опергруппы. В общем - здорово прокололись.
Всплыл в памяти и случай ночного перебазирования в 22 часа. Шли плановые полеты в СМУ по системе. Я был в воздухе. Прошла команда, посадить борт на стоянку и подготовить к вылету на аэродром Тамдыбулак взяв с собой особиста. Налетела техмоща по всем специальностям готовить вертушку для комэски. Приехал даже нач. ГСМ – привез 2 канистры антигрустина. Условия – капитальный - сложняк, с обледенением. Пользовались ПОС кратковременно, но выходя в эфир докладывали, что обледенение СИЛЬНОЕ. Нас вытолкнуло КП ТУРКВО и вело. Прилетели, нам дали комнату для перелетающих экипажей на гражданском аэродроме. К ним летал АН-2, в основном из Бухары по линии МГА. Кишлак находился в подкове гор высотой 800-1000м. С рассвета экипаж вылетает в указанную точку координат, где нашли БСР «супостата» и особист все сфотографирует и доложит. Так как надо было греть двигатель и редуктор, то пришлось запускать ИП-40. Представьте, кишлак спит. 5 часов утра. Ночь хоть выколи глаза. И вдруг раздается оглушительный рев подогревателя. Это Вам не МП-44! Отраженный рев от гор – возвращается назад в кишлак. Короче весь кишлак разбудил от неожиданности. Вначале появились отдельные огоньки, а потом полностью засветились окна жителей поселка. Видно это для них оказалось большой неожиданностью, редкостью. На 7 ноября 1970г, когда в Москве шел парад, 3 БСР пересекли границу нашей Родины и прошли фотографируя. Один почему-то задымился и пошел на снижение. Остальные два ушли назад к себе. Это со слов чабана – очевидца. Через несколько месяцев пастух с отарой овец – догреб до БСР. Он вытащил какой-то светящий прибор, от которого становилось светло в юрте, и утащил его домой. Вернувшись, домой – сообщил в сельсовет, где примерно лежит самолет. Пока дошло до военных, прошло около 3-х месяцев. ПВО подтвердило нарушение госграницы, но не стали портить праздник, тем более цели развернулись и ушли обратно. Когда прилетели, особист все осмотрел, сфотографировал, а потом разрешил посмотреть и нам. Нашему взору предстал красивый - БСР по размерам в 1,5 раза больше нашего БСР « Рейс» Сел он красиво на барханы, несмотря на то, что носовой отсек был взорван. Крепления для парашюта не увидел, как на наших - БСР « Рейс». Зато понравился миниатюрный двигатель с лопатками турбины, покрытые жаропрочным зеленым лаком. Понравилось покрытие крыла и днища ЛА сантиметровым слоем составом, по своей композиции напоминающий твердый пенопласт и по нему прорезиненное напыление черного цвета. Вернувшись в Тамдыбулак, особист доложил по команде своим. Ком. ВЭ запросил КП Округа – добро в ППД. Мы перекусывали в столовке аэропорта. В это время к нам подошел краснопогонник и представился: « Начальник контрразведки Округа п – к К.И. Т. Полетите снова со мной. Я лично посмотрю. На что ком.ВЭ ответил – решайте с КП. Я стал на план домой. Вскоре нам пришло добро в ППД. У пастуха еле отобрали прибор. Он не отдавал его – моя - нашел??? Но, когда пришел специалист, с прибором и в юрте все затрещало, зафонило и тот спросил, а почему так? Тот ответил, что это очень опасный прибор – ты скоро умрешь и те, кто с тобой. Узбек не стал рисковать красивой халявой и отдал. Через пару дней за «супостатом» пошел МИ-6 и оттарабанил его в Кзыл-Орду и дальше на исследование. Почему-то вспомнил б/т 3ВЭ Михайленко. Он выпуска 1967г. Не от мира сего. Вел затворнический образ жизни. В командировках сидел в гостинице в основном, что-то читал, что-то писал. Я однажды был с ним в группе экипажей работающих по космосу на аэродроме Целиноград. Жили в большой комнате человек на 10 – 12. Обратил внимание на то, что он постоянно расчесывал волосы на бумажку и считал боевые потери. За тем глотал горсть таблеток и запивал водой. Это проходило в интервале часа. Довольно забавно было на это смотреть. Конечно, он сильно комплексовал из-за этого. Но отличился он в другом, когда написал письмо жене, что сижу, пишу тебе любимая и плачу один я в номере – все ушли на б –ки. Коллеги прилетают в ППД, а там получи СКАНДАЛ! В следующей командировке ему начистили НЮХ!
Вспомнил события 40-летней давности по переучиванию на новую АТ – вертолеты МИ-24А и двигатели ТВ3-117А на заводах Арсентьева и Запорожья. Так как нам надо было определиться с семьями, то мы поехали во втором потоке. А первый поток составили специалисты ТЭЧ Торжка во главе с начальником. На площадке с НТ жил с семьей молодой лейтенант. Жена, отправляя на переучивание молодого офицера, напутствовала его: « Держись за Гришу, с ним не пропадешь!» Через неделю приходит телеграмма от лейтенанта: « Держусь за Гришу – высылай 100р!» Переучивание было организованно качественно на обоих заводах. Вернувшись в Торжок приступили к сборке вертолетов и их облетам сначала летчиком – испытателем Карапетян. Он обкатал весь наш летный состав и мы начали летать на них. Гарантийщики МАП постоянно были по всем специальностям. Проблемы решались быстро. Среди них были разные люди. Жили все в большой комнате, многие курили, как паровозы, шумели, играли в карты до глубокой ночи, мешали отдыхать. Отдельные интеллигентные ребята возмущались. Те решили поиздеваться над одним из них, кто больше всех возмущался. Однажды, когда он заснул, те сняв у него очки, заклеили папиросной бумагой. Потом грубо разбудив, закричали: « Вставай – горим!» Тот спросонья, да и с плохим зрением – в глазах все бело. Перепугался и начал просить: « Ребята не бросайте меня, я ничего не вижу!» Под дружный хохот ему сняли бумагу с очков. Указав, где его место и больше не вякать. Осенью ОВП превратился в авиагруппу до 9 ВЭ. Очередная группа л/с поехала на переучивание, а нас как подготовленных на МИ-24 отправили на сборку очередной партии вертолетов в Ростов. Туда приходили контейнеры, там были цеха и условия. Старшим от ИАС был бывший зам. по ИАС Торжка, но уже старший инженер МВО. Однажды его скрутило и он мучался несколько дней. Я решил ему посочувствовать – сказав, что в Р/Д есть госпиталь, обратитесь, не мучайтесь. На что тот ответил, что я уже в который раз попадаю в госпиталь в удовлетворительном состоянии, а выписываюсь в неудовлетворительном? Мы были на сборке с Юрой Халилулиным и жили в гостинице КЭЧ, но в разных комнатах. Юре повезло, к ним в номер подселили прапорщика-артиллериста. Тот среди ночи во сне орал команды: « Рубка 30, прицел 120 – ОГОНЬ! Вся авиация подскакивает от команды, а тот продолжает спать! Юра рассказывал, что можно охренеть от команд прапорщика. Бессонные ночи были целую неделю. Собрав вертушки и облетав их – мы благополучно перегнали на базу. Перезимовав – пошли на юг в ЗакВО.P.S.
Отредактировано ЮРИЙ ВЯЗОВЧЕНКО (2015-02-23 14:07:35)
Бондарев Г.И. Потерянные фотографии 1979г.
Вдали за моей спиной стоят нефтеналивники на рейде в порт Батуми под загрузку. Имел неосторожность доплыть до них с капитаном 2 ранга утром до завтрака
в в/санатории " Махинджаури" дружески беседуя, несмотря вперед. Когда приподнял "шоры", то увидел железо впереди по курсу. Сразу вспомнил картину Репина - ПРИПЛЫЛИ!
Если бы не кап.2, то об ошибке молодости - не кому было бы писать. Только благодаря его хладнокровию, спокойствию, железной выдержке и командам, развернулись и тихонько погребли назад. Как таково страха почему не было. Он пришел уже на берегу, когда я прочертил мысленно маршрут от берега до корабля и обратно.
Больше таких глупых заплывов не было. Ой, как много сделано ошибок, как много пройдено дорог. Молодость - глупость, а старость - гадость!
Риск неоправданный. Конечно - ДУРЬ! Даже в Сочи шлюпки дальше 500 метров от береговой черты погранцами арестовывались с оргвыводами, а это Батуми - граница рядом. Бывая на Черном море ни разу не видел, чтоб кто-то плавал от берега дальше 100м. Не зря предупреждают - за буйки не заплывать!
Бондарев Г.И.
СОБЫТИЯ ДАЛЕКОГО 1979 ГОДА.
Когда 2 балла волнение моря, то идет запрет на купание. Служба оповещения через каждые 5 минут сообщают приятную новость, что купание запрещено. Администрация в/ санатория работала четко! Поэтому мы приняли решение поехать в Батуми на экскурсию. Проходя по набережной, услышали сигнал скорой помощи, которая обогнав нас, повернула к морю и остановилась. Мы подошли узнать, что случилось. Оказалось, что семья сегодня вечером заканчивала отдых у моря и уезжала домой. Муж решил последний раз окунуться, последний раз нырнуть. Он не справился с волной и провел под водой всего несколько минут, но они оказались роковыми. Врачи пытались привести его в чувство, но увы! Даже электроразряд несколько раз – ни чего не дал. Ночью видно был хороший шторм. Даже молодого дельфиненка выбросило на берег. По закону подлости он лежал недалеко от мужика. КАП.2 подошел к рыдающей женщине и спросил, а сколько минут муж находился под водой? Около 3 минут. Посочувствовал убитой горем женщине. Дал команду – пойдем отсюда. Это груз 200. У нас матрос упал на Каспии. Пробыл под водой меньше минуты и то не спасли. С нами был вертолетчик – майор. Так он рассказал, как он в подобной ситуации чуть не утонул. Штормило. Купались только пацаны. Я решив, что чем я хуже – молодой, здоровый, летчик – хуже их. Зашел в воду легко, но выйти не смог. Стыдно кричать помогите, спасите – кто тебя туда гнал? Откат тащил назад. Присмотрелся, как пацаны выбирались из воды. Несколько раз пробовал, но не получалось. Наконец с трудом удалось. Выбившись из сил, пролежал на берегу у кромки воды переваривая ситуацию+ -, постепенно приходя в чувство. Вот так поплавал с качественным уроком на всю оставшуюся жизнь.
Бондарев Г.И.
ВОЛНА ВОСПОМИНАНИЙ №2.
Однажды прибежал посыльный в воскресенье вечером и передал, что завтра в зале Военного совета в 7ч. Утра совещание всего л /с управления ТА. Проводит 1-й Зам. Командующего – генерал Рябчиков Иван Филиппович (подпольная кличка ГРИФ). Звоню на КП, что за причина. Те не владеют большей информацией. ГРИФ довольно интересная личность. Он прослужил в Германии = 18 лет. Из них срочная служба = 3 года, а 15 лет на офицерских должностях. Об этом доложил Витя Шевчук выпускник 2-й роты – 68г – понял сразу прикуп, сориентировался сразу, что в кадрах знают и решают ВСЕ! Так что из авиации ушел в кадры. В ТА был старшим офицером отдела кадров. Мы с ним общались несколько лет. Пока он снова не заменился опять в КИЕВ! Накануне при перемещении с полигона на полигон, на учениях в колонне водило и старший машины нач.РЭБ – подполковник заснули и на повороте въехали в немецкий дом, повредив его капитально. Пришлось докладывать в ЗГВ – Главкому. Тот спросил Рябчикова: « Вы в состоянии навести порядок в ТА?» Тот ответил утвердительно – ДА. Собрав нас в 7ч. утра он тоже спросил присутствующих: « А Вы в состоянии навести порядок у себя?». С этого дня будем работать по такому распорядку с 7ч. и до теми. По залу пошел нездоровый шум. Подняв виновника « торжества» п / п – начал рихтовать. В это время крайний офицер, сидящий у окна, решил поправить штору. Та висела как-то неудачно. Но из-за шторы падает огромная связка реек и с грохотом падает на громадный стол. Накануне в зале проходил Военный Совет ТА, на котором развешивали плакаты, схемы и т.п. Видно оставили до следующего разбора, чтобы лишний раз не таскать и не поломать. Публика в восторге! Рябчиков переключается на другого п/п, который дернул штору. Идите с нач. отдела кадров и принесите карточку взысканий. Я еще подумаю, что делать с нач.РЭБ, а Вам тов. п/п объявляю строгий выговор за попытку СРЫВА служебного совещания. Нач. отдела кадров принес карточку и ГРИФ сделал дарственную запись. А нач. РЭБ был откомандирован досрочно с лишением 3-х денежных окладов за «погнутку». Поэтому мы под любым предлогом старались увильнуть от обязанностей старшего машины. Дабы не отгрести под горячую руку. А если случалось, то ты эту машину оближешь и проверишь от стопов, крепежа, поворотов, тормозов, ремня на генератор – вентилятор, аккумуляторов и т. п. Обычно колонны перемещались глубокой ночью. Пока сворачиваются, собирают оборудование, водители пашут как негры на плантации. Переехав на другой полигон, снова разворачивают свое оборудование. Поэтому ходят и едут, как сонные мухи. Страшно. Бывали случаи, когда целую неделю, идут перемещения и разворачивание. Не всегда, но бывало и по 7 перебазирований. Так что можно представить в каком состоянии были водители, особенно связисты! Протяни кабель, зарой, отрой, собери. Личный состав понимал ответственность старшего машины. Поэтому каждый имел противоядие. У нас в роте связи один пожилой прапорщик на учениях всегда возил связку иголок и периодически колол водителю в задницу, приговаривая: « Сынок не спи! А я не сплю. МОЛОДЕЦ! Терпи, зато будем живы. И так весь маршрут. Так что водитель был под постоянным напряжением и наркозом, бросая взгляд, то на дорогу, то на прапорщика, чтоб тот лишний раз не нанес укол. Прапорщики знали, что никто не будет разбираться. За 24ч. в Союз и все, если мелочевка! Если крупняк, то могут и посадить. Поэтому, когда ЗНШ ТА на ЗКП выдернул из автобуса несколько человек вместе со мной, то я воспротивился. Колонна уже начала движение. Тогда тот приказал старшему автобуса нас не брать. Пусть добираются, как хотят в ППД и автобус уехал. Пришлось топать к машине. Бегло осмотрел, проверил тормоза и поворотники. Колонна тронулась. Машина была с прицепом ЭСД-10, но узел крепления был варен – переварен с накладками. Ехали несколько часов. Ни что не предвещало беды. Не крутой поворот, V=40 км/ч, но заносит прицеп вправо. Водитель парирует занос вправо. А ЭСД-10 оторвавшись, от узла крепления на 2-х колесах устойчиво уходит влево на встречку и далее в глубокий кювет и падает на передок. Через 10-15 секунд по встречке пролетают 4 « Трабанта» - один за другим! Я представил картину Репина « Приплыли» и не думай о секундах свысока! Оказалось, что сначала оборвалась сварка левого подкоса, и ЭСД-10 потянуло с разворотом вправо. Произошел обрыв и правой точки сварки. Освободившись от коромысла электростанция рванула на свободу. Я еще заорал на водителя: « Держи руль – не крути! ТОРМОЗИ! .... « Колонна сразу стала, которая была за мной. Через несколько минут на « Газике» подскочил Нач. тыла ТА. Начал орать, кто старший машины? Я молчу. Доброжелатели показывают на меня. Тот попер буром на меня. Я выдержал скоростной напор и в ответ произнес, что технику нужно смотреть и готовить специалистам АТО, зная слабые места, а не засовывать авиацию старшими машин для галочки на заведомо сырую технику. Сами накосячили – сами разгребайте! Накануне Нач. тыла ТА разговаривал с ЗНШ ТА о помощи со старшими машин в колонну. Забрав тревожные шмотки – сел в попутку. Я конечно переживал, что на разборе КШУ в зале ВС могу отгрести по полной, под шумок. Но видно Нач. тыла ТА мои доводы посчитал - убедительными. Он не стал раздувать огонь. Благо 4 « Трабанта» вышли на ИПМ на 10-15 секунд с « опозданием». Если бы раньше, то было бы ЧП со смертельным исходом. Слева у них огромная колонна, справа глубокая канава и строения, а впереди по курсу ЭСД-10. Тем более, что шли на V= 90 км/ч, не менее. Пролетели мимо нас за несколько секунд. Больше я старшим не ездил. Достаточно один раз попасть в передрягу, но качественную. Пускай пешком и даже без патронов, но я бы с радостью ушел, даже не зная ЯЗЫКА! В тот злополучный МОМЕНТ! Однажды нач. отдела АА определил старшим на итоговую проверку меня в ОВЭ (Альтенбург). Обычно назначался кто-то из летчиков. Ему в группу нарезают ИАС, тыл, связь, оператора, которые дают в разбор, то что нарыли и что посчитали нужным не заостряя, если не всплыло на верх. Оператор компанует за все службы материалы разбора и составляет АКТ. В 1986г один летчик уволился осенью, а другой был блуждающим форвардом по всем частям. Подъезжал и ко мне он. Группы комплектовались по дивизиям. Старшими по проверке дивизий – замы Командующего. Мне повезло, я попал в группу ГРИФа. Командир ОВЭ Гена Гамоля – своеобразный летчик, считая, раз приехал инженер, то пусть его опекает его инженер. А меня решил держать на дистанции вытянутой руки, владея обстановкой через зам. по ИАС. Машину свою зажал. Она мне нужна позарез самому! Я не знаю на чем ты будешь ездить в дивизию ( г.ГРИММА)? А это 40 км – туда и обратно. Могу выделить ГАЗ, УРАЛ. На выбор. Гена Г. был, конечно, отдельным уездным князем вдали от всех с высоким мнением о себе. Ростовчанин – мастер спорта по боксу, видный, рослый парень, полководец! Меня это конечно не устраивало. Но благо ГРИФ приказал на первое служебное совещание прибыть с командирами частей. И когда он, попав на совещание и понял, что только от меня будет зависеть его ежедневная поездка туда и обратно и получение « звиздулей» - с радостью отдал свою машину мне. Я буду ходить пешком, только ты меня не пристегивай к себе. Он понял, что можно отгрести по самое, ни хочу и не могу! Особенно после инструктажа у ГРИФа, которое было примерно таким: « Отсюда живым никто не выйдет без взыскания! Гена сразу уловил прикуп у ГРИФа. После этого я стал у него другом. Он даже накрыл, как положено поляну. Гена твердо вложился в оценку « ХОРОШО», помня заповедь – не высовывайся, а то могут засомневаться и перепроверить, снизив до двух и оргвыводами по виновникам. Вспомнилась итоговая проверка ОВЭ в Брандисе с НШ отдела АА. Отдав материалы по ИАС в разбор, получил дополнительное задание оценить огневую подготовку ОВЭ, так как оператор зашился с обобщением материала и печатанием акта. Командир ОВЭ п / п Манашев Саша – редкий кадр, жук, но хороший организатор. Будучи второй раз в ГДР все знал, что и как! Великий комбинатор. Думал, что на шармачек, как обычно пройдет огневая. Но когда первая «пятерка» отстреляв, получила свои заслуженные « 2» и вторая «пятерка» тоже « 2». Видя, что огневая завалена и о тройке не может быть и речи, начал меня провоцировать: « А покажите, как надо стрелять? А давайте устроим соревнование с Вами, кто больше выбьет из нас, тот и правит балом? Шантаж при подчиненных, игра на публику! Пришлось принимать условия игры. Я выбил 26, а он 24. Тогда он предлагает соревнования из автомата. Но и с АКМ я выбил больше. Я в Афгане каждый месяц регулярно проводил стрельбы. Не говоря о дополнительных по ШТ. Да еще пришлось расстреливать 39600 патронов старого образца при переходе на 5,45. Надежность АК старого образца = 100 процентов. Плавился лак, дымилось дерево, а его не клинило. От раскаленного ствола – можно свободно прикуривать. Вот это надежность. Прощался с автоматом, переданным от предыдущего НТ Береснева со слезами на глазах. Тот, уезжая, сказал: » Держи их для ПСС до последнего. Они, нам жизнь спасли.» Но, увы новый НШ ОВП при приеме части и проверке подразделений обнаружил их у меня в ружпарке, разошелся и приказал - сдать оружие на склад для утилизации. Срок 2 дня. Мы уже давно доложили о выполнении. Манашев А. не унимается: « А давайте из ружья с оптикой – провокатор?» Что бы как-то взять ситуацию в свою сторону. Вынужден показать, что не струсил. А принял бой. Тот дает команду « рексам» на велосипед и быстро привести сюда, решается судьба ОВЭ. Я до этого не стрелял с ружья с оптикой, но я стрелял с СВД у комбата разведбата в Кундузе несколько раз. У меня опять получилось лучше. Командир ОВЭ поднял руки вверх – сдаюсь. Мы пропустили остальной л /с. Результат был плачевный. Твердая=2. Я доложил Дрожжину. Тот дал несколько дней потренироваться им и они пересдали, но уже без меня. Вспомнил, как будучи ИО Нач. ИАС однажды Филипенок А.М. по громкой вызвал к себе в кабинет. 10 минут на сборы. Отъезд от парадного входа Командующего. На ? – Куда? Не задавай глупых ?. На ? – на сколько? На 2 дня, но бери на неделю сменку. У нас всегда стоял тревожный чемодан и портфели с туалетными принадлежностями. Дело уже под конец рабочего дня. Сообщаю своей приятную новость – меня не ждать на ужин, уезжаю на внезапную проверку, БГ с Ф.А.М. Он с собой берет еще тыловика. НШ ставит задачу на КП вскрыть пакет №3 в 19 часов. Сели в « Волгу» - выехали. Ну а теперь можно узнать куда едим? В Брандис – ответ. На автобане отворот на Брандис направо. А Ф.А.М. показывает пальцем водителю влево на перестроение в Альтенбург. Я по молодости решил, что Анатолий Михайлович ошибся и хотел исправить положение: « Мол, Вы же говорили Брандис, а мы его проскочили. На что Ф.А.М. сказал: « Бондарев – здесь командую я. Сиди молча - не отвлекай. А там начинаются плановые полеты. Командир ОВЭ на разведке погоды в воздухе. Внештатная ситуация. С КП приходит команда по плану приведения ОВЭ в БГ. А дальше все согласно, дела БГ ОВЭ. Как-то работали в очередной раз в ОВП ( Альдштет) вместе со ст. инж. по АВ. Выполнили поставленную задачу, после ужина смотрим TV в гостинице нач. АА. Мы расположились в двух комнатах, Ф.А.М. в отдельной комнате. В 22ч он выходит и говорит: « Кому надо пораньше в Дрезден – ко мне в машину!» Зная методику работы Анатолия Михайловича – я отказался от экскорт-услуг, сказав, что мы утром на вертушке прилетим раньше. Он улыбнувшись, молча вышел. Прошло минут 10 и забегает назад офицер оперативного отдела и говорит: « Тебя приглашает Филипенок в машину». Сказав Соскину, что ты вернешься раньше, чем я – берешь управление на себя частями. Ф.А. М. через КП поднял Брандис в запасной район с разворачиванием ОРАТО (размещение л / с ОВЭ, в первую очередь летного состава и питания). Уложили л / с в холодном огромном капонире на кровати во всем летном. Те из под одеял, испуганно смотрят на проверяющих, с мольбой, мол побыстрее дайте команду отбой. Окочуримся, за ночь. Притащили для спасения людей МП-44. Пока проверили перебазирование, размещение, готовность – время далеко за полночь. Закончили под утро выехали на автобан. Уставшие, замерзшие, измученные заснули вместе с водителем. Водитель притопил на газ. Печурка фурычит. Дорога позволяет. Разморило всех, и мы прихватили все, уйдя на «потолок». Я сидел посредине и млел. Проснулся от бегущей красной волны, которую ставят немцы, когда идет ремонт дороги и стрелки мерцающей, как проблесковый маяк с указанием «КУДЫ» поворачивать. Я как заору сперепугу: « ТОРМОЗИ!!! Е – МОЕ! Остановились в нескольких метрах. Ф.А.М. выгнал всех на свежий ветер пробздеться и успокоиться. Последствия могли быть ПЕЧАЛЬНЫМИ! Вернулись в ППД в 7ч 30 мин. Автомобилист Коля Заниев – афганец имел неосторожность спросить, а через сколько приходить на службу? На что шеф сказал: « Как обычно – 8ч 30 мин». Я уже знал эту методику работы начальника. Позвоним Соскину, что я уже дома – отдыхаю. Крути все без меня. Через два часа Марк Александрович позвонил и сказал, что тебя разыскивает Ф.А.М. Вперед и с песней сюда в штаб. Я сказал, что ты пошел к кадровикам. Как-то позвонил мне Главный инженер СВД ВА Александр Иванович Бурцев и сказал, что мы рассматриваем передать Вам в подчинение ОВЭ ( Мерзебург ). Поезжай, посмотри хозяйство! Инженера ОВЭ не оказалось на месте. С разрешения комэски тот провожал жену в Союз. Поэтому я его не видел. Зато посмотрел ТЭЧ, стоянки, вертолеты, наземное оборудование. ОВЭ была в подвешенном состоянии – кому передать. Т.е. – без хозяина, бесхозные. Поэтому в ИАС был разброд и шатание. Я был поражен. Куда ни глянь – везде проблемы. Поразило курение в вертолете. Прихватил за воротник одного бортового техника, ст. л-та, наглеца, хама. Дал команду начальнику ТЭЧ собрать весь личный состав ИАС ОВЭ. Представился л / с, кто я, с какими полномочиям прибыл сюда. Наказал б/т - за курение в вертолете. Отстранил от полетов до сдачи зачетов по руководящим документам регламентирующих безаварийную, безопасную работу, правилам эксплуатации и знаниям АТ. Дав команду НТ, чтобы б / т прибыл в Дрезден на следующей неделе в пятницу для сдачи зачетов всем старшим офицерам по специальностям. Безусловно, с первого раза никто не сдавал зачеты. Вывернем матку - на изнанку! Это будет просто знакомство б/ т с требованиями предъявляемые инженерами отдела АА. За одно, посмотришь в музее Дрездена картину « Секстинская мадонна», за взгляд только один раз на нее, отдельные художники готовы – посмотреть и умереть! Второй раз приедешь через неделю после доподготовки. Будем предметно разговаривать. Но все равно шансы ничтожно малы проскочить. Последний 3 заход – решит твою судьбу, как б / т, если НЕТ – то стажировка в ТЭЧ! В общем, так нагнал страху, что это дошло до Бурцева. На следующей неделе позвонил Александр Иванович и сказал: « Ну ты там нагнал страху на ИАС. Вот дурак приехал к нам, вот руки выкручивал! Пойдешь ко мне в аппарат? Да кстати им очень сильно повезло. Мы их отдали во 2ТА. Но ты молодец!
Запомнилась фраза нач.отдела кадров АА Юры Иванова, когда-то был техником по АВ, но понял, что надо линять с эксплуатации на ППР: 1) Служил ты нечестно, но долго! А также его знаменитый тост: Друзья! Пройдут года, обвиснут груди и ен стоять уже не будет. Повиснет, как у пивня гребень и на хрен ты кому потребен. Я пью за то, чтоб он стоял как ДОЛОТО!
Отредактировано ЮРИЙ ВЯЗОВЧЕНКО (2015-02-23 14:15:38)
Я извиняюсь за свой вопрос. Пожалуйста, что за винтовка у kурсантa Коваленко Анатолия.
Cпасибо.
что за винтовка
Да это калашников
Да это калашников
Не вводи в заблуждение
Это СКС (самозарядный карабин Симонова). В 60-70-х с таким в караул и на парад ходили. Сейчас наверно только ВОХР и почетный караул.
С СКС у нас в 1968 ходил по городу патруль советских ВВС.
Иржи, привет! На твой вопрос, ответ простой. Это наше штатное оружие- самозарядный карабин Симонова-СКС(для рядового состава-курсантов), для сержантского состава-АК. Данные снимки сделаны в ожидании парадного прохождения, поэтому все с карабинами и без ремней. Где-то к концу 70-х у всех на вооружении был АК. С уважением.
Юрий добрый день.
Большое спасибо за подробное сообщение.
БОНДАРЕВ Г.И. ВОЛНА ВОСПОМИНАНИЙ № 3. БОГ ЛЮБИТ ТРОИЦУ!
Запомнилась стажировка 12 к/о в Телави (1968г) на вертолетах МИ-4. Однажды в воскресенье была организована экскурсия в знаменитый музей - усадьбу Ильи Чавчавадзе в Цинандали. На выходе нас обступили пожилые грузины. Мы были приглашены в гости местными жителями. Нас поделили на несколько групп среди них. Но результат оказался ОДИН! Гостеприимство в селениях зашкаливает. Солдат для них – ВСЕ! Тем более все они уже отслужили когда-то. Стараются показать грузинскую доброту, уважение. А какие тосты они произносят? От тостов: « За Родину! За СТАЛИНА! За мир во всем мире! За детей, которые есть! За детей, которые будут! И другие…» В общем 12 к /о накачали капитально чистым виноградным соком. Мы, не приспособленные к таким нагрузкам на сердце, да еще и на «халяву» – ушли в « облака» и были доставлены на « Урале», как дрова! Не имея грузинского опыта, были свалены мертвецки вином после нескольких тостов: « Одна маленькая, но гордая птичка поднималась все выше и выше …. Выпьем за то, что как-бы высоко ты не поднимался – никогда не отрывался от коллектива». Пьешь этот божественный напиток и вроде бы все нормально, но встаешь, а ноги не держат, не слушаются, проваливаются. Тренажей ведь до этого почти не было, тем более ЗАЧЕТНЫХ! Больше нам экскурсий не организовывали, достаточно было одной показательной – Цинандальской. Хотя там можно было свозить в Гурджуани, в Алаверды, в Шуамту (15 век). На винные заводы Кахетинской долины экскурсий не предлагали – НЕ БЫЛО! А на ликеро-водочный завод - нарядов – НЕТ! Огласите весь список? В музее нам рассказывали, как Н.С. Хрущев знакомясь с Цинандальским заводом проходя по цехам и дегустируя подойдя к бочке с цифрой 60 лет сказал: « О - мой ровесник? Ну-ка налей? Выпил и сразу выпал в осадок. На этом его знакомство с заводом закончилось. В Телави в то время, служил, б/т ст. л-т – холостяк, такой длинный, сутулый, не спортивного вида. Горган и Фефелов наверняка его помнят, тем более что он тоже летал на МИ-4. Он каждый год летом писал рапорт на отпуск. Мотив был один – есть любимая девушка и я еду жениться. Но каждый раз приезжал и огорчал командование ВЭ, мол, не получилось. Он дал себе зарок, что если до 29 лет не успеет подобрать себе жену, то не женится. Когда он в очередной раз вернулся холостым и ему исполнилось 29, то комэска спросил: « Зарок в силе?» Тот ответил утвердительно. Больше он летом не ходил. Перегулял МАЛЬЧИК! Рассказывали, как он подошел к бочке с пивом однажды. А геноцвале наливает по полкружки – тебе и себе. Тот спрашивает: « Почему?» В ответ слышит: « Хочешь, пей, хочешь, нет? Недоливаю, потому что не разбавлял! Б/т: « Геноцвале повтори!» Тот опять наливает по полкружки. Старлей выпивает половинку и ложит 20 коп. и уходит. Грузин кричит, что еще надо 20 копеек, но получает в ответ: « Хочешь – бери, а хочешь – не бери!» Я стажировался у капитана – мастера парашютного спорта. Для него прыжки – ЖИЗНЬ! 20р за прыжок. Как-то он улетел на несколько дней в командировку и когда вернулся, то первый вопрос был: « Прыжки были? «Я ответил – да. Он очень расстроился. Это приличный дополнительный заработок. Лимит на прыжки в части=70, но они его выпрыгивали до приглашения на окружные сборы. А там оплачивались все прыжки. Когда привлекались на первенство ВВС за округ, то тоже все оплачивалось. Рассказывал, что однажды, он напрыгал на « Жигули» - 4000р. Иногда привлекали на показательные прыжки на стадион « Динамо» в Тбилиси днем, ночью. За это тоже платили. В общем, хорошее подспорье для поездки на отдых с семьей, когда сырок « Дружба» был 14 коп. Вспомнил Каган 1970г. Мы жили в одном из бараков по ул. Ленина. Тыльная сторона была выложена кирпичным забором, чтобы не было проходного двора и воровства белья узбеками. Однажды, один летчик, отмечая какое-то событие по просьбе жены пожарить шашлычков, решил подготовить дрова. Дерево попалось твердое – саксаул. Он сделал несколько ударов, но результат=0. Тогда тот делает что есть силы и мочи взмах и вкладывает все удар. Но он потерял бдительность и не обратил внимание на бельевую стальную проволоку натянутую в углу для белья. Топор гасит удар о проволоку и бумерангом возвращается обухом в лобешник. Клиент падает замертво. Прибежала жена и начала приводить его в чувство. Когда, тот очухался, то первая фраза была: « Все Люба – шашлыка не будет, я помираю!» Здорово получил по бестолковке – нарушение мер безопасности на лицо! Потеря бдительности стоило ему дорого. Забыл заповедь – воин будь бдителен. Моим соседом по коридору был КЭ Жора Самойлович. Он рассказал такую историю. Жена Галя со дня на день должна была рожать второго ребенка, а его гонят в командировку по космосу. Экипажи на вес золота. Несмотря на его убедительные доводы, командование вытолкнуло Жору. Не волнуйся, женсовет возьмет все на себя и окажет помощь. Он уже подходил к Караганде на точку, когда начался гвалт в эфире от Кагана до Караганды. Борта пролетающие ГВФ, военные – дублировали дорогую молодому папаше. Передайте 545 – у него родился сын-богатырь. Все нормально! И начались поздравления от вблизи пролетающих экипажей. Самойлович рассказывал, как это было ТРОГАТЕЛЬНО! В командировках проводили много времени, поэтому командир ОВП своим решением поощрял КЭ. Однажды повезло и Жоре. Молодой, здоровый, красавец летчик впервые попавший в в/с – растерялся, когда лечащий врач спросил: « На что жалуетесь?». Тот от неожиданности ответил: « На перхоть в голове!».
1969г возвращаемся с длительной командировки по целине в ППД с Целинограда на Караганду. Где-то на полпути, идя на предельно малой, увидели огромного орла, он что-то клевал. Сидел спокойно, созерцал, наблюдал. Потом неожиданно взмыл навстречу нам и пошел на таран. Запомнился громадный размах его крыльев более трех метров. Это оказалось и для нас большой неожиданностью. Но КЭ Шакиров Михаил во время среагировал и орел – стервятник прошел в нескольких метрах от нас. Наверное, посчитал, что кто это на мою территорию позарился, залетел, не спрашивая хозяина. Попади он в лопасти НВ – результат был бы совсем другой? Плачевный!!! 1970г. вспомнил полет над величавой Обью. Возвращались с Горно-Алтайска с оперативной группой 100м над рельефом местности с огибанием превышений. Шли 5м над водой. Солнышко светило в лоб. Ни кораблей, ни гусей, ни птиц не попадалось, только водная зыбь. Расслабились. Взгляд то на приборы, то налево, то направо, то вперед. И вдруг на нас надвигается, что-то черное над рекою, идущее от одного берега до другого. Опять среагировал Леха Сергиенко резко взяв ручку управления на себя. Мы перепрыгнули через КАБЕЛЬ! Неожиданности поджидают на каждом шагу и поэтому воин, всегда будь бдителен. А вся надежда на ангела-хранителя и на БОГА! Вспомнил, как старые штурмана на навигационной линейке НЛ-10 рассчитывали, сколько стоит бутылка ВОДКИ и у них это здорово получалось. Теперь о событиях далекой давности в Торжке. НШ ОВП дает команду л/с на общее построение, для доклада командиру. В это время подвипивший ст. л-т спешивший в строй, подскользнулся на аллейке у штаба и влетает в огромный сугроб. Оттолкнуться не может, руки не достают до земли. Тот лежит мордой в снег. Подходит командир ОВП п-к Конохов и обращается к офицеру: « Что случилось?» Тот высовывает морду из под снега и говорит: « А Красная Армия всех сильней тов. п-к!» Через несколько дней ему нашли место за Уралом кадровики. Забудь вернуться обратно! Туда все, а оттуда строго по одному и только! В Торжке тоже была « легенда» - « Бэмс» на мотив « Мерседес Бэнс» - правый летчик на МИ-8. Он чем-то напоминал Олега Бардаша. Тоже шкаф, тоже без комплексов, тоже любитель антигрустина. Как-то он идет поздно вечером из кабака с корешом и в районе автовокзала к ним подруливают 3 мужика с просьбой дать закурить? Ну, он и дал ИМ! Бэмс – один лежит, Бэмс – другой, Бэмс – третий. Больше не будут просить в темное время суток! После этого к нему и прицепилась кликуха – БЭМС. Торжок в то время был знаменит и большим заводом по ремонту электровозов с огромным общежитием для работающих на нем. Несколько этажей занимали женщины. Холостяки с получки приходили в гости и гуляли от рубля и выше. Дамы были не промах, очищали карманы, чтобы деньги не жали карманы. Как у Шукшина – деньги жмут карманы. Нужно этакое болеро! А взамен, оставляли дарственные записки: « Воин будь бдителен!» Дорогое удовольствие, но одноразовое. Мелочь, а неприятно! Когда произошло перебазирование авиагруппы из Торжка в Цулукидзе на зимние квартиры, то л/с, перегнал, свои машины туда. Привезли семьи, получили квартиры. Как-то прапорщик до вечернего построения смотался в магазин за хлебом и побежал на построение, не закрыв стекло в спешке, а горячий сладко пахнувший хлебушек бросил на сиденье. В это время пастух гнал стадо коров домой к хозяйкам. Корова унюхав сладкий запах горбушки просунула морду и начала жевать вкусняшку. Прапор увидя такую картину рванул с низкого старта с построения к машине и сходу не раздумывая ботинком ударил по ребрам. Та с испугу вскидывает голову вверх и рогами делает две приличные дырки в крыше новеньких « Жигулей». Тот: « Стой, стой, моя, хорошая и хватает за бока ее. Корова с перепугу делает второй взмах головой. Итог – потеря бдительности и не запланированный ремонт крыши. 1984г Кундуз. Про боевое охранение – отдельная песня. В основном тишина спят, дремлют в дежурном режиме. Иногда огрызаются с большим опозданием, когда с проезжающей «Тойотты», обкладуют нас минами. Я это сужу по своим бойцам-детям – спят, как сурки. Все по барабану! Но вот когда приходит приказ МО СССР об увольнении выслуживших установленные сроки и призыве на действительную службу очередных, то это не проходит не заметно, спокойно. Начинается все с боевого охранения 201 дивизии и по всему периметру охранения аэродрома. Светомузыка из перекрестных трассирующих очередей передаются от одного блокпоста другому, как эстафетная палочка в забеге, от одного сектора обороны к другому. Так отмечался приказ МО СССР – ДЕНЬ ДМБ! Первыми конечно информацию получали связисты, а дальше сарафанное радио работало четко, слаженно. Факт на лицо! Пехота почему то к сожалению выбрала ровную площадку в 100м от модуля ТЭЧ между нами и боевым охранением. Представьте себе такую картину. Час ночи, гробовая тишина, глубокий мертвецкий сон уставшего человека и вдруг комната озаряется ослепительным светом. Первая мысль обстрел – горим. Вторая мысль – горячо любимый л/с, оружие, боеприпасы. Но режущий слух свист и нет криков суточного наряда. Благо ЗНТ через самодельные жалюзи увидел, что это работает « Град» - дивизион. А накануне в соседнем модуле произошел пожар ночью. Успели вытащить оружие, боеприпасы и поднять л/с ОБАТО. Модуль деревянный, сухой – горит очень быстро. Через 5 минут туда уже не войти. Мои пытались как-то помочь, но когда начались непонятные хлопки – разрывы, то ли патронов, то ли шифера. Дал команду срочно уходить. Тем более, когда спросил сонного старшину ОБАТО: « Все вытащил оружие, б/п.» Увидев огромный испуг на его лице – понял, что тот не владеет обстановкой. Судьба модуля была решена. Причина банальна – нарушение мер безопасности л/с. Помещение отапливалось керосином, форсунка барахлила, сопливила, подтекала. Боец – кочегар по закону подлости тоже заснул и чуть не сгорел. Еле успели вытащить угоревшего. На руинах казармы остались груды искореженного металла причудливых форм. Напоминание ВСЕМ, что с огнем шутить НЕЛЬЗЯ! Через час обработка – утюжка кишлака опасного повторилась. А для нас это была очередная бессонная ночь. Вспомнил, как глубокой ночью заработала тяжелая артиллерия – гаубицы утюжа непокорный кишлак. От грохота - модуль ходит ходуном и скрипит так, что вот - вот разложится, как карточный домик. Тем более, что ты только отошел ко сну. Пока уложишь спать горячо любимый л/с – время уже за полночь. Упав на кровать, коснувшись подушки – мгновенно засыпаешь. Через час обработка повторяется. В 4 часа утра все снова приходит в движение. Опять бессонная ночь. В 5ч завтрак. В 6ч построение и погнали наши городских. ПСС в готовности №1 с первым взлетевшим вертолетом и до последнего зарулившего на якорь. В общем – одни понедельники, без суббот и воскресений. В течение года « Град» и гаубицы работали регулярно, как только разведка докладывала о заходе банды душманов в кишлак. Вроде бы и мелочь, но довольно неприятно! Однажды ко мне обратился старшина с просьбой дать спирта, чтобы списать часть солдатского барахла на вещевом складе. Прапорщик склада поставил жесткое условие: « Без бутылки не приходи!» Я ему выделил и он закрыл этот вопрос. Через несколько дней этот прапорщик делает отвальную в отпуск. Но видно не только у моего выцыганил антигрустин. Набрались так, что его загрузили как дрова, да еще дико пошутили, положив в чемодан два огромных булыжника. Прилетев на Хайратон попер через мост « Дружба» к Термезской таможне. Когда те на таможне увидели пьяное мурло с булыжниками в чемодане, то тоже решили пошутить сказав, что не пропускают того с контрабандой. Иди, неси их обратно в Афганистан через мост. Тот, дойдя до середины моста и протрезвев, выбросил бесценный груз в реку. Об этом рассказал сам виновник торжества моему старшине по прибытию с отпуска. Вот собственно и все исторические воспоминания, интересные запоминающиеся события, звездные параллели и меридианы в памяти и жизни ИЛЬИЧА, о которых можно поделиться с коллегами, сослуживцами, молодыми офицерами у которых впереди столько не изведанных тернистых троп, столько не нужных испытаний и коварных ошибок впереди. Учитесь на чужих ошибках, ошибках старших товарищей и не повторяйте ИХ! Если что-то из всего описанного мною кому-то поможет в жизни – я буду рад, что вовремя подсказал, помог не сделать не нужных ошибок. Удачи ВСЕМ!
Вязовченко- Иржи
Иржи, привет! Получил сообщение от Первакова, что книга выслана в твой адрес из Карловых Вар 18.02.2015г., уже должна подойти. С уважением.
Уважаемый Юрий добрый день.
Книгу получил. Большое спасибо вам обоим.
Я Тебе после получения книги выслал благодарность в личное сообщение. Наверно не дошло.
Повторяю его.
ФОТО ИЗ АРХИВА БОНДАРЕВА Г.И
Сделал себе подарок к 23 февраля 2015г. посмотрел фотографии моего кумира Высоцкого В.С. в Донской публичной библиотеке.
Выставку организовала поклонница БАРДА Людмила Скворцова. Более 300 фото редких, уникальных размещены на 2-м этаже.
Многие снимки увидел впервые! Размах его концертов по городам великой страны - ОГРОМЕН! Много фото с Мариной Влади и близкими друзьями во Франции, Германии, Чехословакии, Болгарии. Получил огромное удовольствие! Очень жаль, но нам всегда катастрофически не хватает времени на все и надо выбирать ГЛАВНОЕ!
Так выглядит Донская публичная библиотека в Р/Д. Все продуманно до мелочей. Залы на любой вкус читателя. Довольно многолюдно.
У памятника моего кумира Высоцкого В.С. в Р/Д на знаменитой аллее по ул. Пушкинской возле Дома кино.
Фото из архива Бондарева Г.И.
Место встречи друзей в ресторане " La manche".
Авиация в сборе. Перваков В.Д., Мельников А.С., Бондарев Г.И.
Стоит и не мешает.
Ветер разогнал не только тучи, но и людей с набережной.
Книга ПАМЯТИ НЕ ВЕРНУВШИХСЯ с ВОв г. Приморско-Ахтарска.
В 1954г я переступил порог этой школы№3 и начал грызть гранит НАУКИ вместе с Вовой Перваковым в течении 8 ЛЕТ.
50 лет назад мы покинули эти стены школы№2 и пошли в свободное плавание по жизни вместе с Володей Перваковым.
Иду в гости к директору школы, чтобы согласовать о встрече оставшихся в живых-"молодых, красивых". Отсюда начнется торжественная встреча выпускников 1965г.
Со школьной парты, с приглашением учительницы, с волнующих воспоминаний, с рассказом о жизненных путях каждого, с проходом по набережной, по центральной
ул. ЛЕНИНА. А закончится все мероприятия праздничным БАНКЕТОМ с песнями нашей МОЛОДОСТИ. И конечно все запечатлить на видео и фото!
На фоне здания администрации города. Видна РУКА ХОЗЯИНА города!
Такая красота в направлении к набережной. Все зависит от того, как поставлена задача ГЛАВОЙ города.
На фоне администрации с государственным флагом. Не стыдно оставить ПАМЯТЬ о посещении города детства.
МЫ дети победителей ВОЙНЫ, дети героев и будем всегда помнить, кто нам дал ЖИЗНЬ!
Отредактировано ЮРИЙ ВЯЗОВЧЕНКО (2015-04-24 16:36:59)
Вы здесь » ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » УАЦ, ДОСААФ (РОСТО), ВАТУ (АТУ ГА) » 1ХВАТКУ, 1рота- выпуск 1968г.