Российская армия испытает в Сирии сверхдальнобойные ракеты
Источник 26.10.2016 07:30
Боевые вертолеты Ка-52, находящиеся на борту идущего к берегам Сирии российского тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», применят новейшие дальнобойные противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Гермес». Изделия способны поражать цели на расстоянии до 30 км, в то время как у самых эффективных вертолетных ПТУР — «Атака», «Вихрь» и Hellfire — это показатель не превышает 10 км. По мнению экспертов, применение «Гермесов» в Сирии не только позволит испытать в бою уникальный ракетный комплекс, но и продемонстрирует новинку потенциальным покупателям, в первую очередь Египту.
Разработку и испытания новейшей ПТУР тульское Конструкторское бюро приборостроения ведет с середины 1990-х годов. Несмотря на то что «Гермес» официально называется противотанковой ракетой, это универсальное изделие, способное поражать широкую номенклатуру целей, в том числе постройки, полевые укрепления и живую силу противника.
— В настоящее время подготовлена небольшая партия ракет, которые должны пройти испытания на вертолетах Ка-52, — рассказал «Известиям» информированный источник в российском оборонно-промышленном комплексе. — Испытания в боевой обстановке помогут в доводке ракетного комплекса, который должен стать штатным вооружением российских боевых вертолетов «Аллигатор». Ранее испытания «Гермесов» планировалось провести на вертолетах Ка-52, уже находящихся на авиабазе Хмеймим. Но возникли определенные трудности с доводкой ракет. Поэтому сейчас решено испытать «Гермесы» в более сложных условиях корабельного базирования.
Как рассказал «Известиям» главный редактор интернет-проекта Militaryrussia Дмитрий Корнев, новейшая ракета «Гермес» оснащена комбинированной системой наведения, способной обнаруживать цели противника даже в самых сложных метеоусловиях.
— На «Гермесе» стоит комбинированная головка самонаведения (ГСН) с инфракрасным датчиком и лазерным каналом наведения, — рассказывает Корнев. — Цель ракете могут «подсветить» с земли. То есть авианаводчик, вертолет или самолет наведет на цель лазерный луч, а ГСН «Гермеса» «увидит» лазерное пятно и возьмет цель. Но если у лазера подсветки нет, то в действие вступают инфракрасные датчики, которые обнаружат вражеские цели по выделяемому теплу. В дальнейшем на ракетах «Гермес» могут появиться миниатюрные радиолокационные станции, которые в сочетании с инфракрасным наведением обеспечат уникальную точность новейших изделий.
По словам эксперта, скорость российской управляемой ракеты вплотную приближается к гиперзвуковой.
— Двухступенчатая конструкция «Гермеса» во многом унифицирована с конструкцией зенитной ракетой комплекса «Панцирь-С», — говорит Корнев. — Стартовая ступень разгоняет ракету и выводит в район цели, после чего отделяется от изделия. Затем в дело вступает боевой блок, который уже ищет цель, а затем уничтожает. Минус такой компоновки — большой вес ракеты. По имеющимся данным, изделие весит более 90 кг, в то время как ПТУР «Вихрь» — в два раза легче.
В настоящее время только один противотанковый ракетный комплекс — израильский Spike-NLOS — способен поражать цели на дальности в несколько десятков километров. Разработанный в конце 1980-х — начале 1990-х годов Spike долгое время являлся самым засекреченным оружием в арсенале Армии обороны Израиля. О степени закрытости говорит тот факт, что пусковые установки дальнобойных ракет маскировались под танки «Меркава», а для достоверности на них даже монтировались фальшивые пушки. Сейчас израильские ПТУРы устанавливаются не только на наземные пусковые установки, но и на вертолеты, и даже на катера и малые корабли.
— Spike-NLOS создавался в 1980-е годы для борьбы с массированными танковыми атаками египетской армии, — рассказывает «Известиям» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — «Гермес» и Spike предназначены для решения одинаковых тактических задач. С учетом решения Египта закупить корабельные вертолеты Ка-52К, вполне очевидно и желание Каира получить достойный аналог израильского дальнобойного противотанкового комплекса. Поэтому предстоящее боевое применение «Гермеса» станет не только испытанием для российской ракеты, но и демонстрацией возможностей потенциальным покупателям.