ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ

Объявление

ВНИМАНИЕ!!!!!!!!!!!!!!!! ЕСЛИ ВЫ ЗАРЕГИСТРИРОВАЛИСЬ И НЕ МОЖЕТЕ ВОЙТИ ПИШИТЕ НА АДРЕС, kirill83s-pb@mail.ru ПРОБЛЕМУ РЕШИМ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. С УВАЖЕНИЕМ, АДМИНИСТРАЦИЯ ФОРУМА ВЕРТОЛЕТЧИКОВ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » ЖЗЛ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » Настасич М.Г.


Настасич М.Г.

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Его Родина -- Югославия.

29 декабря 1913 года, когда в одной сербской семье родился мальчик, на небе, вероятно, зажглась еще одна звезда, которой предстояло пройти сложный путь по небосклону жизни. Сыну железнодорожника из Билена дали имя Милан. "Будь трудолюбивым и ответственным, люби Родину и людей" -- такое завещание он получил от родителей.
Он был студентом, когда родную Югославию охватило пламя войны. За короткие 10 дней, пока некоторые подразделения национальной армии и добровольцы пытались противостоять фашистам, Милан успел получить боевое крещение. С апреля 1941 года Настасич, будучи членом Союза коммунистической молодежи Югославии, становится активным подпольщиком. 6 июня 1943 года Милан приходит в партизанский отряд, участвует во многих боях. Личная отвага парня вызывает большое уважение среди боевых друзей. В конце ноября 43-го его переправляют в Италию, где началось формирование танковых и военно-воздушных подразделений для югославской армии. Вскоре судьба забросила Настасича в Северную Африку -- именно там были сформированы истребительные и штурмовые эскадрильи, которые участвовали в боевых действиях в финале 2-й мировой войны.
В сентябре 1944 года Верховный штаб югославской Народно-освободительной Армии направил Милана Настасича в СССР.
После успешного окончания Энгельсского авиационного училища им. М.Расковой он возвращается в Югославию и служит в военной авиации. В Настасиче жил неистовый дух Чкалова, смелость на грани авантюризма сочеталась с точным холодным расчетом  и отточенным мастерством. По отзывам коллег, если другие летали, как могли, Настасич всегда летал, как хотел. Уже в то время он был одним из сильнейших планеристов Европы.

Отчаянный перелет

Кавалер югославских орденов "За храбрость" и "За заслуги перед народом", а также ордена Отечественной войны, он служил в ВВС Югославии до 15 сентября 1948 года. Когда Югославия разорвала связи со странами соцлагеря, Настасичу пришлось сделать выбор между жизненными убеждениями и военной карьерой. Несогласных с политическими убеждениями генсека Тито отправляли на Голые острова (югославский ГУЛаг). Там навсегда остались многие соратники Милана Георгиевича. За ним тоже была установлена слежка. Не дожидаясь "чистки" в армии (а своих взглядов он никогда не скрывал) и не находя никакой возможности повлиять на судьбу своей страны, Милан Настасич решается на беспрецедентный шаг: поднимает в воздух боевой Пе-2 югославских ВВС и, пересеча несколько границ, приземляется на аэродром Станислав (ныне г. Ивано-Франковск).
Милан Настасич свято верил в СССР и хотел быть его гражданином. Великая держава - это хорошо известно - в разные годы по-разному относилась даже к своим гражданам. Но Настасичу повезло: его героическая биография была убедительнее любых проверок. В Киеве его принял Н.С.Хрущев.
Милан Георгиевич окончил ВВА им. Гагарина и до 1970 года служил в частях ВВС СССР. Сначала он получил эскадрилью, затем был зам. ком. полка Ту-16, а в начале 60-х зам. ком. вертолетного полка в грузинском городе Телави. Отсюда его перевели в белорусский г. Лунинец, а потом уже и в КОбрин.

Летчик-легенда

Формирование 65 ОВП стало одним из главных свершений в воинской судьбе п/п-ка М.Настасича.
Милан Георгиевич был исключительно чутким и отзывчивым командиром. Лично сам он занимался и летал с каждым начинающим летчиком. Говорят, выходных в его жизни не было. Занятия продолжались по 16 часов в сутки -- каждый день! Его заповедь "Солдата не надо жалеть, солдата надо беречь" жила в части до последних дней ее существования.
...Однажды в Беловежской пуще приключилось несчастье с любимцем белорусского народа П.М.Машеровым. Для транспортировки первого секретаря в Минск М.Г.Настасич произвел посадку вертолета в тумане на волейбольную площадку.
По сей день жива легенда о том, как Настасич вымыл в пруду колеса вертолета. Отправляясь в очередной вылет, один из членов экипажа сказал, что после полета нужно будет вымыть грязные колеса. Спустя какое-то время их вертолет, которым управлял командир полка, завис над одним из ближайших прудов, качнулся вправо, влево так, что колеса погрузились в воду. "Теперь чистые?" -- спросил Настасич. --"Чистые..." -- только и смогли ответить опешившие летчики.

Рыцарь неба

За самоотверженную службу в ВС СССР, успехи в подготовке летных кадров, высокую боеготовность полка п-к Настасич был награжден орденом Боевого Красного Знамени и другими орденами и медалями.
21 февраля 1999 года Милана Георгиевича не стало. Волевой, храбрый, мужественный человек -- так характеризовали его сослуживцы, друзья.
Решением Кобринского горисполкома № 92 от 22.02.2000 одна из центральных улиц в военном городке названа именем первого командира 65-го ОВП М.Г. Настасича. Это решение стало результатом обращения группы бывших руководителей города, ветеранов полка, бывшего личного состава полка с просьбой об увековечении памяти М.Г. Настасича.

Взято из статьи Аллы Шевченко в газете "Кобрин информ" 1 ноября 2007 года.

Отредактировано Сергеич57 (2007-12-30 20:32:16)

0

2

Спасибо за добрую память об отце. О нём было много статей в разных газетах. Если это кому-то интересно, я приведу здесь некоторые из них.

0

3

Настасич М.Г.

Отредактировано wenzel (2010-01-11 18:06:09)

0

4

Милан Настасич - летчик-легенда

Первый командир 65-го отдельного вертолетного полка Милан Настасич - человек поистине легендарный. Его судьба могла бы лечь в основу невероятного фильма, сюжет которого - соединение романтики, приключений, воинской доблести и личного мужества, а прежде всего - истинного патриотизма и верности своим жизненным идеалам. Наверно, самое точное определение всему этому - героизм.
Он был студентом, когда родную Югославию охватило пламя войны. За короткие десять дней, пока некоторые подразделения национальной армии и добровольцы пытались противостоять фашистам, успел получить боевое крещение в реальном бою. После капитуляции страны, с апреля сорок первого, Настасич, будучи членом Союза коммунистической молодежи Югославии, становится активным подпольщиком. Занимается распространением листовок, сбором оружия, однако его настоящее амплуа - разведка и смелые диверсии. 6 июня 1943 года Милан приходит в партизанский отряд. Участвует во многих боях, в том числе во взятии городов. Личная отвага парня вызывает большое уважение среди боевых друзей. В конце ноября сорок третьего по решению штаба Народно-освободительной Армии его переправляют в Италию. Здесь с помощью западных союзников началось создание танковых и военно-воздушных подразделений для югославской армии. Вскоре судьба забросила Настасича в Северную Африку - именно там, в конце концов, были сформированы истребительные и штурмовые эскадрильи, которые участвовали в боевых действиях в финале Второй мировой войны. В сентябре 1944 г. Верховный штаб югославской Народно-освободительной Армии направил Милана Настасича в СССР. Настасич стремился стать не просто боевым летчиком, а умелым, сильным пилотом, поэтому без труда стал курсантом Энгельского авиационного училища им.М.Расковой. После его успешного окончания он возвращается в Югославию и служит в военной авиации. Мечты сбылись. Милан Георгиевич Настасич стал блестящим летчиком, в совершенстве освоившим пикирующий бомбардировщик Пе-2. В нем жил неистовый дух Чкалова, смелость на грани авантюризма сочеталась с точным холодным расчетом и оточенным мастерством. По отзывам коллег, если другие летали как могли, Настасич всегда летал как хотел - не боясь самых трудных условий. В 1948 году, когда Югославия разорвала связи с СССР и другими странами соцлагеря, ему пришлось сделать тяжкий выбор между жизненными убеждениями и военной карьерой. Настасич полагал, что новый политический курс руководства Югославии ошибочен и предает национальные интересы югославского народа.
Не дожидаясь закономерной «чистки» в армии (а своих взглядов он никогда не скрывал), и не находя иной возможности повлиять на судьбу, Милан Настасич решается на беспрецедентный шаг: Поднимает в воздух боевой Пе-2 югославских ВВС и направляет его на восток. Самолет пересек несколько границ и приземлился на одном из советских аэродромов. Настасич совершил этот перелет, чтобы совершить важный перелом в жизни. Он свято верил в СССР и хотел быть его гражданином. Великая страна, это хорошо известно, в разные годы по-разному относилась даже к своим родным сыновьям. Однако Настасичу повезло - его героическая биография была убедительнее любых проверок органов. Ему позволили снова стать военным и вернуться в небо. Сначала он получил эскадрилью, затем был заместителем командира полка стратегических бомбардировщиков, затем командовал вертолетным полком. Милан Георгиевич окончил Военно-воздушную академию имени Гагарина, служил в частях ВВС СССР до 1970 года. Он внес огромный вклад в создание и становление 65-го отдельного вертолетного полка, который стал одним из главных свершений его воинской судьбы. Для летчиков части М. Настасич был и является не просто первым комполка, а и человеком подлинного мужества, большой души и одновременно - большой личной скромности. Он навечно останется в памяти рыцарем неба, опытнейшим асом, верным товарищем и настоящим командиром

0

5

Вторая родина Милана Настасича

МАРИНА ЗАГОРСКАЯ, ОЛЬГА ТОМАШЕВСКАЯ
ФОТО ИЗ АРХИВА    ГЕОРГИЯ  НАСТАСИЧА

15 сентября 1948 года на аэродроме украинского города Станислав (сейчас Ивано-Франковск) приземлился
обыкновенный советский самолет-бомбардировщик Пе-2. С несоветскими опознавательными знаками.
— Кто вы? — спросил напуганный и недоумевающий дежурный.
— Югославы.
— А, заблудились...
— Нет. Прилетели навсегда.

Бегство
В сторону Советского Союза самолет повернул серб Милан Настасич. 0 своем решении покинуть Югославию, охваченную репрессиями и кровавыми расправами, он сообщил командованию открытым текстом, едва поднявшись в воздух. Милан дорожил своей честью. А еще свято верил в непререкаемый авторитет Советского Союза, сумевшего противостоять Гитлеру. Если 6ы кто-то намекнул тогда югославскому летчику, что тот меняет одного диктатора на другого, Милан решил бы, что это провокатор. В СССР, считал он, нет даже тюрем.
За столь дерзкий поступок Милана Настасича на родине заочно приговорили к расстрелу. Потом «смягчились» — 20 лет тюрьмы. А в 1965 году Тито лично отменил приговор. Случилось это через три года после того, как Настасич возглавил первый вертолетный полк в Беларуси. 0 Милане говорили: «У советских истребителей есть Чкалов, у вертолетчиков — Настасич».
Сын югославского летчика живет в Минске. Георгий Настасич убежден, что судьба его отца могла сложиться совсем иначе, не решись летчик, в совершенстве освоивший один из лучших по тем временам пикирующих бомбардировщиков, сделать самый крутой вираж в своей жизни.
— Не сегодня-завтра отца должны были арестовать, — рассказывает Георгий Настасич. — Тогда компартия Югославии раскололась на две большие группы: за Тито и против него. А все потому, что во время визита югославского лидера в Советский Союз между ним и Сталиным «пробежала большая черная кошка». Тито стал арестовывать тех, кто мог лояльно относиться к его противнику. Отец, окончивший в 1944 году по заданию партии летное училище в городе Энгельс на Волге, был к тому времени крупной величиной — командиром эскадрильи. Его могли, должны были арестовать. Возможно, сослать, как всех политических, на Голый остров.
Голый остров — действительно голый: на нем ничего не растет, есть только камни. Летом все вокруг испепеляет невыносимая жара. Зимой с расположенной напротив, на материке долины дуют довольно сильные холодные ветры. В конце сороковых годов Голый остров был аналогом российской Сибири конца тридцатых: туда ссылали политических противников. Там политзаключенные из больших камней делали маленькие. Жили в бараках в нечеловеческих условиях. Сбежать оттуда не представлялось возможным, настолько сильным было течение. Милан Настасич решил не дожидаться худшего. Были запланированы обычные полеты. Он оставил открытым сейф со всеми югославскими наградами, захватив с собой лишь удостоверение, оружие, фуражку и шлемофон. Правда, заменил одного члена экипажа: взял секретаря комитета комсомола, который тоже хотел бежать в Советский Союз. Третьему члену экипажа об изменении маршрута сообщили уже в воздухе, предложив два варианта. Хочешь — прыгай с парашютом, нет — полетели с нами, а пожелаешь вернуться — никто держать не будет. «Я обещаю», — твердо сказал Милан.
—Откуда такая уверенность? Ведь он сам летел в неизвестность, не мог предугадать, что будет дальше...
— Ему было всего 24 года. Юношеский максимализм в какой-то мере оказался оправданным. Хотя шансы погибнуть у отца были не меньшими. В СССР его могли обвинить в шпионаже и расстрелять. Он ведь не вел никаких предварительных переговоров. Просто поднялся в воздух и полетел в страну, которую считал оплотом свободы. У отца был выбор. Он мог отправиться, к примеру, в Англию, так как во время войны он воевал вместе с английскими летчиками в Италии и Северной Африке. Мои институтские друзья, знавшие эту историю, даже шутили, спрашивая, не сломался ли у отца компас.
После сообщения отца югославское командование подняло в погоню эскадрилью истребителей. Но достать они его не смогли. Или не захотели. Впрочем, «пешка» — скоростной бомбардировщик. К тому же он мог отстреливаться.
—  Как он нашел дорогу?
— У него даже карты толковой не было. Она обрывалась где-то на Венгрии. Судя по времени и местности, предположил, что прилетел в Советский Союз. Решил узнать, что за город внизу. Пролетел на бреющем полете над вокзалом, прочитал — «Станислав». Нашел военный аэродром, где никто ничего не понял. Между тем дежурный поставил в известность свое командование, а также начальника КГБ Станиславской области.
Однорукий человек, подошедший к машине, спросил у Милана: «Оружие есть?». — «Конечно, есть. Я же офицер». — «Сдайте!». — «Вы что, с ума сошли?! Я что — пленный?! Тогда разоружайте!». Начальник КГБ развернулся и ушел. Все сделали так, как просил Милан Настасич. Даже третьего члена экипажа отправили в Югославию. А главного перебежчика поселили в Киеве в генеральской гостинице. Через много лет, решив по дороге посетить знакомые места, Милан Георгиевич увидел на бывшей гостинице югославский герб. Там разместилось югославское консульство.
А оружие летчик Настасич все же сдал — подарил его при встрече генералу Гречко. Коллекция будущего маршала и министра обороны СССР пополнилась боевым трофеем Настасича, захваченным во время партизанской операции у гитлеровского генерала. Этот пистолет был изготовлен в Германии специально для награждения командиров и начальников штабов «именных» дивизий: «Мертвая голова», «Великая Германия», «Адольф Гитлер»...
Дальнейшее место службы выбирал Настасичу лично Никита Хрущев, предложивший отправиться в формирующийся на Урале из югославов летный полк. А в Югославию Милан Настасич попал в следующий раз только через 19 лет. В1967 году получил телеграмму о том, что его отец смертельно болен раком. Попросил разрешения у командования. Стали наводить справки через советское посольство в Югославии, что угрожает перебежчику на родине. Тогда и выяснилось, что в 1965 году Милана амнистировал сам Тито, но об этом не сообщили даже родственникам. Домой Милан Настасич на несколько дней опоздал — отца уже похоронили.
Спасение Машерова
В летном деле Настасич был асом. Иначе в мирное время он не был бы награжден орденом Боевого Красного Знамени. Такие награды не дают лишь за то, что вверенный ему полк был признан лучшим. Подробности того, что совершил во время тех учений Милан Настасич, не разглашались. 0 них он не рассказывал даже сыну. Газета «Красная звезда» (22 июня 1965г.) выпустила большую статью, в которой хвалила Милана Настасича, но о том, что именно произошло во время учений, не сообщалось.
Настасич был знаком со многими партийными боссами. На аэродроме его полка прилетавшие в Беловежскую пущу самолеты совершали посадку и взлетали — в Кобрине была единственная металлическая взлетная полоса. Из Кобрина в пущу партийные боссы добирались уже на автомобилях.
Однажды — это было в середине 60-х — среди ночи раздался телефонный звонок командующего. Машерову стало плохо в Беловежской пуще, срочно требовалась медицинская помощь. Командующий хотел посоветоваться с Настасичем, что делать. Он считал, что лететь невозможно — был сильный туман и снегопад. А ведь и без этого в пуще ориентироваться ночью практически невозможно. Такое было под силу лишь Милану Настасичу.
— Обнаружив с воздуха здание музея — только оно и было освещено, — отец летел, ориентируясь по верхушкам деревьев на приграничную контрольную полосу. Нашел-таки домик, затерявшийся в пуще. Садиться пришлось на волейбольную площадку — более подходящего места не нашлось. Когда выскочила охрана, никто ничего не мог понять: на площадке стоял вертолет, а один из членов его экипажа валил столбы, на которых крепилась сетка для игры в волейбол. Столбы могли повредить опускающиеся при остановке двигателя лопасти винта. После такой аварии вертолет никогда бы не взлетел.
Вопросы напуганного начальника охраны Настасич пресек приказом: «Вали второй столб, быстро! Ты — майор, я — полковник» — «Какой еще полковник?» — «Можешь посмотреть «звездочки» на рубашке под курткой. Выполняй приказ старшего по званию!». Решительность Милана Настасича в тот раз спасла Машерову жизнь — Петру Мироновичу срочно сделали операцию.
Благодарность США
Одним из самых рискованных поступков Милана Настасича было спасение американского пассажирского самолета. В конце 50-х Настасич служил в Грузии. Политическая обстановка была нервная — все ждали третьей мировой войны. Когда неподалеку от военного аэродрома загорелось и взорвалось несколько железнодорожных цистерн с нефтью, ни у кого даже не возникло сомнений, что аэродром бомбят.
Милан Настасич тогда был заместителем командира полка бомбардировочной авиации, который базировался под Кутаиси. Аэродром был сверхсекретным—на нем стояли бомбардировщики-носители ядерных боеголовок. Однажды Настасичу позвонил дежурный по полку и попросил срочно приехать. Ситуация была нестандартная — запросил посадку американский пассажирский самолет.
—Отец сказал: «Я сейчас приеду, держи с ними связь». На борту американского самолета было несколько десятков пассажиров и экипаж. Когда они находились над Черным морем, что-то случилось с двигателями. Пилоты сказали, что смогут продержаться в воздухе максимум 15 – 20 минут. Посадить в те времена американский самолет на суперсекретном аэродроме — не знаю, с чем можно сравнить такое решение. Или погибнут люди, или аэродром будет практически дешифрован. Решение отец принимал под свою ответственность.
На аэродроме была объявлена боевая тревога. Дежурные экипажи увели самолеты. Спрятали или замаскировали все, что возможно. Американскому экипажу дали все нужные для посадки данные и приказали завесить все окна в пассажирском салоне. Американцев предупредили, что по открытым окнам будут стрелять без предупреждения. Для острастки вдоль полосы поставили два взвода солдат с автоматами. Через несколько минут американский самолет сел с дымящимися двигателями. Его поставили таким образом, что пилотам был виден только один ангар и пейзаж Большого кавказского хребта.
Лучшим техникам полка Настасич приказал, чтобы за два часа самолет был как новенький. Самолет действительно быстро отремонтировали — двигатели не сильно отличались от советских. Американский «борт» благополучно вернулся в США.
— Отец больше недели ждал, что предпримет начальство. Насколько я знаю, американское правительство поблагодарило советское руководство за спасенный самолет. После этого отца наказать уже не могли и даже вынесли ему благодарность.
Человек-легенда
0 мастерстве Настасича слагались легенды. За каждой из них стоял реальный факт. Вертолетчик номер один в Беларуси обладал необыкновенным чутьем. В Грузии он сумел забрать с высокогорного плато женщину с диагнозом «внематочная беременность». Совершить посадку на это плато можно было лишь теоретически, да и то в фантастическом сне. Вертолет с нуждавшейся в срочной медицинской помощи женщиной Настасич посадил в снег во дворе больницы. И спас этой женщине жизнь.
Генеральный конструктор опытного КБ по вертолетостроению Миль хотел заполучить Настасича испытателем. Летчик отказался. Он отклонил даже суперлестное предложение — уйти на учебу в академию Генштаба. После этого Милан Георгиевич обязательно получил бы генеральские погоны. Но он остался в Беларуси, а поскольку вертолетных дивизий в нашей республике не было, вырасти выше полковника не представлялось возможным.
Военный летчик Настасич обожал «гражданские» задания. В Телави на горе Циви до сих пор стоит установленная благодаря его стараниям телевизионная вышка-ретранслятор, в Ивацевичах — водонапорная башня. На военном вертолете, не оборудованном специальными приспособлениями, этого не мог сделать никто, кроме Настасича. В Кобрине именем Милана Настасича названа улица. Его имя будет внесено в справочник «Лексикон знаменитых сербов XX столетия в диаспоре», который сейчас готовится к изданию.
Милан Настасич умер в феврале 1999 года, немного не дожив до бомбардировок Югославии. Он бы не пережил такой удар. Он всегда любил родину.

БЕЛОРУССКАЯ ДЕЛОВАЯ ГАЗЕТА     №86 (624)  №876  24 ноября 2000 года

0

6

МИЛАН НАСТАСИЧ — В ИСТОРИИ КОБРИНА
Кобринский горисполком увековечил имя первого командира 65-й транспортной боевой вертолетной базы полковника Милана Настасича, присвоив его бывшему военному городку Кобрин-2.
Это решение горисполкома было принято после обращений бывших руководителей города, ветеранов вертолетной части, командования и личного состава 65-й тбвб. Из истории базы известно, что Милан Настасич был одним из тех, кто стоял у истоков формирования этой воинской части, а с 1962-го по 1970 год командовал ею.
Серб по национальности, он в предвоенные годы был одним из известнейших планеристов Европы. После нападения фашистской Германии на Югославию Милан Настасич воевал в партизанском отряде. Его заслуги высоко оценили не только югославский народ, но и Советское государство, куда он переехал жить в конце 40-х годов. За умелое руководство подчиненными и высокие показатели в боевой подготовке офицер был награжден многими орденами и медалями.
Полковник в отставке Милан Настасич скоропостижно скончался в Минске 22 февраля 1999 года - накануне начала агрессии НАТО в Югославии.
Константин ЕГОРОВ.
Газета «ВО СЛАВУ РОДИНЫ»  №68 (23501)  13 апреля 2000 г.

0

7

Сегодня, как раз, день памяти отца. Он умер 21 февраля 1999г. В этот день, в полдень, на его могиле собираются сослуживцы. Приходит до двадцати человек.

0

8

Светлая память Милану Георгиевичу

0

9

Уважаемые модераторы форума! Сообщение адресовано для Георгия Настасич (сына Милана Настасич). Георгий, добрый день! С большим интересом прочитал все сообщения о вашем отце. Наша семья некоторое время проживала с вашей в доме по улице Суворова, на первом этаже. Вайнштейн Михаил мой отец. Возможно вы помните его двух сыновей. Хотелось бы с вами связаться.... С уважением Леонид. Прошу сообщения направлять на эл. адрес info@agro-t.de

0

10

AIS написал(а):

Вайнштейн Михаил

ГСВГ Нижняя Нора?

0

11

Кириллов Кирилл написал(а):

ГСВГ Нижняя Нора?

Нет это не то...

0


Вы здесь » ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » ЖЗЛ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » Настасич М.Г.