В Афганистане Владимир Господ совершил 700 боевых вылетов, 456 часов налета и ни одной потери – ни в людях, ни в технике. За 7 дней пребывания в Чернобыльской зоне сделал 32 захода на вертолете на реактор. За два с половиной месяца в Чечне в должности командира сводного вертолетного полка выполнил 327 боевых вылетов.
Полковник Господ по должности – начальник боевой подготовки и боевого применения армейской авиации 6-й Краснознаменной Ленинградской армии ВВС и ПВО. Его основная задача – планирование и организация боевой подготовки армейской авиации. В отделе служат прекрасные летчики-инспекторы, требовательные офицеры. Естественно, не новички, все имеют боевой опыт войны в Афганистане, проведения воздушных операций в Чечне, награждены многими орденами, а Владимир Николаевич Бабушкин представлялся к званию Героя России. («Петербургский дневник» писал об этом.)
– Многое сейчас меняется в нашей авиации, – рассказывает Владимир Алексеевич. – Отрадно в первую очередь то, что проблемы, на которые раньше закрывали глаза, находят свое решение. Только один пример: недавно нам, вертолетчикам, ставились задачи, связанные с полетами над морем вдали от берега. Но мы были вынуждены отказываться от них, так как не учились, не готовились действовать в подобных условиях. Летали, конечно, над морем, но в пределах видимости летчиком берегов, а требовалось – вне их видимости.
В этом году командующий армией генерал-лейтенант Сви-ридов поставил задачу летному составу освоить полеты над водной поверхностью вне видимости береговой черты. Работы по горло, морская практика считается вершиной летного мастерства пилотов.
У полковника Господа подготовка не просто морская, а океанская. Во время службы в Дальневосточном военном округе он не раз летал над Тихим океаном в районы, где проводили свои учения американские фрегаты и крейсера УРО с использованием палубных вертолетов.
Господ над морем
На вопрос: «В чем особенности полетов над морем?», летчик отвечает:
– Они, прежде всего, психологические. Если летишь над сушей и у тебя вдруг случился «отказ», то знаешь, что сядешь на землю или дотянешь до аэродрома. А на воду не сядешь, и наши вертолеты, как известно, не плавают…
В полете над морем почему-то всегда прислушиваешься – работает ли двигатель. Если над землей мы летим на высоте не менее 15 метров, то от воды нас должно отделять не менее 50. Даже опытные пилоты говорят, что вода «притягивает к себе», например думаешь, что летишь на высоте 150 метров, глянул на высотомер, там 40…
Морская поверхность практически никогда не бывает спокойной – волны, рябь, что создает видимость ее движения. Возникает иллюзия, что ты не летишь, а стоишь на месте. А все, что под тобой, движется.
Но самое сложное – «висение». Это когда тебе, например, нужно снять людей с судна, спасти летчика, выбросившегося с парашютом, оказать помощь тонущему человеку, поднять груз и т. д. В такой ситуации летчик должен верить только приборам, а не своим ощущениям, ибо над водной поверхностью они могут подвести.
– У вас есть мечта?
– Да, и давнишняя. Найти много… золота и отлить из него памятник вертолету Ми-8. Представьте себе, в 1975 году, когда я поступил в Сызранское высшее военно-авиационное училище летчиков, эта винтокрылая машина уже 10 лет «жила» в небе. Нам говорили перед выпуском, что мы будем летать на новых вертолетах Ми-28, Ка-50, тогда они еще не были «Аллигаторами» и «Черными акулами». Но 2 августа исполнилось 32 года службы в авиации, и практически все это время я пролетал на Ми-8.
Пожалуй, даже представить трудно, насколько надежен и универсален этот замечательный вертолет. Уверен, что нынешние лейтенанты еще лет двадцать будут взлетать и садиться на этой чудесной машине.
Судите сами, если в истребительной авиации мы уже говорим о пятом поколении самолетов, то даже о третьем поколении вертолетов никто не заикается, ибо «Аллигатор» и «Черная акула» тоже представляют второе поколение. Ни у американцев, ни у англичан, ни у шведов, ни у кого нет такого надежного вертолета, как Ми-8.
– Кто приходит в авиацию?
– Ребята приходят к нам с большим желанием летать и, главное, уже умеющие это делать.
А недавно был почти провал в подготовке летчиков. Представьте себе, приходит специалист из высшего военного училища летчиков, а у него минимум налета. Этого «сырого» выпускника приходилось учить и «ставить на крыло» непосредственно в части, растолковывая ему все с азов. Слава богу, этот затянувшийся было кризис преодолен. В летных училищах налажена нормальная учеба. Нынешние выпускники имеют до 100 часов налета.
Это хорошо!
И вообще молодежи уделяем сейчас много внимания. В этом году провели даже сборы молодых летчиков. Надо сказать, – весьма результативно.
– Обязательно ли воевать, чтобы стать настоящим асом?
– Боевое применение оружия можно с блеском отрабатывать и на полигоне. Поэтому речь не идет о том, что на войне ты будешь лучше стрелять, бомбить или садиться на неудобных горных площадках. Этому, кстати, можно также обучиться на горном полигоне под Нальчиком. Война требует от военного летчика особых личных качеств: выдержки, хладнокровия, настоящего боевого братства. Там чувствуешь, что занимаешься делом, с позиции не воздушного бойца, а просто мужчины.
– Кто ваш главный учитель?
– Конечно, я многим обязан своим командирам. Но признаюсь, у меня дома в старом планшете хранятся три письма от отца. Первое он написал, когда я стал командиром экипажа. В нем подробно расписал, как строить отношения с сослуживцами, какие документы надо знать, как себя вести в той или иной ситуации…
Такую же «отцовскую методичку» я получил, когда стал командиром эскадрильи, а потом командиром полка. Думаю, что такие же «домашние заготовки» есть и у моего брата, который служит в Воронеже в авиации внутренних войск МВД. Отец наш – Алексей Господ – еще в 1955 году по первому разряду закончил Сызранское военное авиационное училище летчиков, всю жизнь пролетал, прослужил. Мы с братом – в него, и летную мудрость нам есть откуда черпать.
Юрий Малёкин