Хочу рассказать о событиях начального периода первой Чеченской войны, произошедших 5 января 1995 года, когда погиб экипаж вертолета Ми-8 МТВ-2 2-й ОАЭ авиации ВВ МВД СССР (г. Чита) майора Брызгалова. Причиной, подвигнувшей меня на реанимацию событий, произошедших почти 20 лет назад, послужила информация, давно существующая в Интернете на некоторых сайтах, в том числе на сайте http://skywar.ru/ChechenyaPamyat.html, а так же в некоторых газетенках местного пошиба. Например, статья в читинской газете «Эффект» № 36 (1062) от 3 сентября 2014 г., написанная неким Романом Шмулевским.
Я ничего не имею против собственника сайта, наоборот, большое ему спасибо за организацию памятного списка, но, как часто бывает, информация, полученная через 10-е руки, очень сильно искажена. А в газете вообще написан полный бред от начала до конца. Видно, манера высасывания из пальцев горяченького, стала нормой для современных писак.
Той ночью, 5 января 1995 года, погиб мой друг Алексей Брызгалов, мы дружили семьями, и даже дети у нас названы одними и теми же именами. Погиб так же один из моих способных учеников Андрей Азаров. Перед командировкой на Кавказ он с успехом сдал летные и теоретические нормативы на 2-й класс. Квалификация «Военный летчик 2-го класса» пришла на него через 3 месяца после гибели.
Участниками тех событий были два бортовых техника моего звена: Андрей Ботин и Слава Олейников, а так же еще один летчик-штурман моего звена, однокурсник Андрея Азарова - Коля Грачев, трагически умерший в Чечне от менингита значительно позже. И вообще, идти в Чечню должен был я, Карамышев Михаил Михайлович, командир первого звена 2-й ОАЭ авиации Восточного округа ВВ МВД СССР. На тот период я имел самый большой опыт по участию в разных военно-политических конфликтах: дважды Нагорный Карабах в 1989 году, ввод войск в Баку в 1990 года, осетино-ингушский конфликт в 1993 году, а еще несколько операций «Мак» и «Конопля».
Но у меня закончилась врачебно-летная комиссия (ВЛК, стационар по возрасту), и провести ее врачи соглашались не менее, чем за семь дней. Полученная же телеграмма об откомандировании экипажей на Кавказ требовала, что бы у летного состава ежегодная ВЛК была не менее, чем на шесть месяцев.
И тогда вместо меня, с экипажами моего звена, пошел Леша Брызгалов. Кстати, по боевому расчету он не имел своего экипажа, но имел право, как заместитель командира, летать с любыми летчиками эскадрильи.
Он прибыл к нам весной 1992 году из авиаполка при десантно-штурмовой бригаде (ДШБР) в Могоче, Армейской авиации ЗабВО МО РФ. Авиацию разгоняли очередной раз, а у него появилась возможность продолжить службу у себя дома, но в другом министерстве, в авиации МВД. Ввиду отсутствия вакантных должностей, Алексей был назначен на должность штурмана звена во 2-е звено 2-й ОАЭ ВВ МВД РФ. Только летом 1994 года он был назначен на должность заместителя командира по политической части. А в декабре, через 4-5 месяцев после назначения, ушел на Кавказ.
Ни в каких командировках на Кавказе до этого момента он не участвовал, все это фантазии, неизвестно откуда взятые. Не было никаких обстрелов его экипажем администрации Назрани, ибо в это время, в октябре 1992 года, Леша был в Чите вторым пилотом (штурманом звена) у командира 2-го звена, а Андрей Азаров еще доучивался в училище. В авиации ВВ МВД задач по применению средств поражения по наземным целям высшим руководством авиации ВВ МВД РФ в оргуказаниях по подготовке авиационных частей не ставилось, летные экипажи к этому не готовились, несмотря на требования Курса боевой подготовки летного состава и на многочисленные обращения личного состава, в том числе и моего лично. Подготовку имели только те, кто ранее служил в Армейской авиации МО РФ. Да и вертолеты у нас были чисто транспортные, без вооружения и боеприпасов. Стрелять было нечем и не с чего. Не готовилось наше высшее руководство воевать.
Андрей Азаров и Коля Грачев прибыли к нам из военного училища только в декабре 1992 года и были назначены в мое звено летчиками-штурманами (вторыми пилотами).
Сводную авиагруппу возглавил заместитель командира по летной подготовке Володя Левченко. Он был единственный из всех, который имел хоть какой-то опыт участия во всякого рода конфликтах: в июле-августе 1993 году работал на Северном Кавказе во Владикавказе по осетино-ингушскому конфликту. Все остальные были новичками в таких командировках, в том числе и Леша Брызгалов, и Андрей Азаров, и все другие.
Авиагруппа состояла из 4-х экипажей вертолетов Ми-8 МТВ-2 от 2-й и 1-й ОАЭ авиации Восточного округа ВВ МВД СССР, а именно:
от 2-й ОАЭ (г. Чита)
1. Майор Левченко Владимир Николаевич – зам. командира по л/п;
ст. лейтенант Грачев Николай Константинович – ст. летчик-штурман вертолета;
ст. лейтенант Ботин Андрей Анатольевич – ст. техник авиационный бортовой.
2. Майор Брызгалов Алексей Владимирович – зам. командира по п/ч;
ст. лейтенант Азаров Андрей Владимирович – ст. летчик-штурман вертолета;
лейтенант Олейников Вячеслав Анатольевич – ст. техник авиационный бортовой.
от 1-й ОАЭ (г. Хабаровск)
3. Майор Бережной Николай Алексеевич – командир звена;
капитан Водолагин Александр Александрович – штурман звена;
лейтенант Виллисов Сергей – ст. техник авиационный бортовой.
4. Капитан Толстов Игорь Павлович – командир вертолета;
ст. лейтенант Пронин Николай – ст. летчик-штурман вертолета;
ст. лейтенант Шаров Алексей Евгеньевич – ст. техник авиационный бортовой.
(К сожалению, за давностью лет забыл отчества некоторых участников событий).
Кроме штатных членов экипажа за каждым бортом от связистов штаба ВОГ (войсковой оперативной группировки в г. Кизляре) закреплялись по одному связисту с радиостанцией для связи экипажа в воздухе со штабом ВОГ и подразделениями СОБР. К моему глубокому сожалению, мы не знаем ни одной фамилии связистов. Тем более, что один из них погиб с экипажем Брызгалова. О нем известно только то, что он был срочник в звании мл. сержанта и родом из Горького (Нижнего Новгорода). Гроб туда отправляли.
Позже, с конца января, вместо связистов в экипажи включили «черепашек-ниндзя» - по два бойца срочной службы из спецназа на каждый борт. Они были пулеметчиками и защищали вертолет с кормы через кормовой люк и левого борта через входную дверь.
Группа прибыла в г. Кизляр в декабре 1994 года, где сменила такую же группу из краснодарской эскадрильи. Авиатехника базировалась на местном аэродромчике, а личный состав проживал в местном заводском профилактории.
Когда начались активные боевые действия, летчиков вызвали в штаб ВОГа для разработки плана нанесения авиаудара на случай прорыва со стороны Чечни незаконных вооруженных бандформирований.
Кизляр стоит на административной границе между Дагестаном и Чечней – на р. Терек, через который есть ряд мостов:
- два моста напротив Кизляра, в нескольких километрах от аэродрома;
- через Каргалинскую плотину в двух десятках километров южнее Кизляра, напротив станицы Каргалинской;
- Гребенской мост в сорока пяти километрах южнее Кизляра, напротив станицы Гребенской.
Каждый мост, а так же плотина, охранялись сводными подразделениями МВД – СОБРами. По данным командования СОБРов, 4 января 1995 года начались обстрелы позиций этих СОБРов и попытки прорыва вооруженных групп на территорию Дагестана. Потребовалась огневая поддержка с воздуха.
Для выполнения боевой задачи были задействованы все силы и средства: 3 вертолета Ми-8 МТВ-2 с вооружением (по 2 блока НАР под ракеты С-8 на внутренних подвесных узлах и пулемет ПКТВ) и 1 Ми-8 МТВ-2 без вооружения, который использовался как санитарный («таблетка»), как ретранслятор и как поисково-спасательный вертолет (ПСВ).
Боевые порядки были определены как «афганская пара» - дистанция в полете между вертолетами 200-400 м. Пуски НАР выполнялись каждым экипажем индивидуально.
Первый подъем на авиаудар состоялся во второй половине дня, когда экипажи в составе:
1. Левченко, Грачев, Ботин;
2. Бережной, Водолагин, Олейников;
3. Толстов, Пронин, Шаров;
4. Брызгалов, Азаров, Виллисов, («таблетка»).
нанесли авиаудар по координатам за мостом на чеченской территории, где сконцентрировались отряды боевиков. У вертолета Левченко отказало вооружение, поэтому последующие авиаудары наносили два экипажа – Бережного и Толстова, а экипаж Брызгалова осуществлял ретрансляцию и задачи ПСО. Было выполнено 5-6 подъемов каждого вертолета сначала днем, затем в сумерках и ночью. К 22.00 местного времени все утихло, был сделан предварительный разбор боевых действий и поставлена задача на следующий день: готовность № 1, работать по вызову. Поужинав чаем с тортом, (у Алексея Шарова 4 января был день рожденья), экипажи улеглись спать: назавтра ожидался ранний подъем.
В 3 часа ночи 5 января 1995 года Левченко подняли с постели и вызвали в штаб ВОГ. Ему была поставлена задача: нанести авиаудар по вооруженной группе боевиков, которая обстреливает позиции СОБРа со стороны Чечни в районе Гребенского моста.
Боевой расчет был определен Левченко в таком составе:
Ведущий вертолет: м-р Левченко В.Н.;
ст. л-т Грачев Н.К.;
л-т Олейников В.А.
(связист).
Ведомый вертолет: м-р Брызгалов А.В.;
ст. л-т Азаров А.В.;
ст. л-т Шаров А.Е.
мл. с-т (связист).
Боевой расчет экипажей был изменен по причине отказа вооружения на вертолете Левченко (борттехник Ботин) и равномерного распределения боевого напряжения среди экипажей авиагруппы. Экипажи Бережного и Толстова и так уже сделали в течение предыдущих суток по 5-6 вылетов на применение средств поражения.
Погода на аэродроме и в районе цели: облачность 10 баллов слоисто-кучевая, нижний край 400 м, видимость 6-8 км, слабая дымка, без осадков, температура около - 3 градуса, в воздухе спокойно. Облачность плотная, нижний край ровный.
Замысел авиаудара состоял в следующем: группа выполняет полет до цели строем «пара в правом пеленге 100х100 м» при выключенном светотехническом оборудовании вертолетов (проблесковые маячки, АНО, контурные огни и освещение в грузовой кабине).
Целеуказание должно осуществляться бойцами СОБРа с земли сигнальными ракетами и трассирующими очередями.
Пара выходит на боевой курс под 90 градусов к руслу р. Терек на высоте 300 м, скорости 200 км/ч и с удаления 3500 м выполняет пуск НАР в режиме стрельбы «Серия» по указанной цели. Для увеличения плотности огня ведомый экипаж Брызгалова по команде выходит во фронт на интервале 70-100 м справа. После окончания стрельбы ведущий экипаж Левченко левым разворотом берет обратный курс со снижением до 250 м, а ведомый экипаж Брызгалова после доклада об окончании работы – разворот и набор высоты до 350 м. Возврат на точку экипажами выполняется самостоятельно.
После того, как были закончены пуски НАРов, на дистанции 3100-3000 м от цели и 2500-2000 м от позиций СОБРа, Левченко начал левый разворот со снижением. В этот же момент Брызгалов доложил: «Работу закончил, маневр». Сразу после доклада Брызгалова экипаж Левченко заметил вспышку где-то под хвостом своего вертолета, что вызвало у всех негодование: «Пехота одурела совсем! «Сигналки» под хвост пускает»!
И все! Больше экипаж Брызгалова на связь не выходил и на запросы не отвечал.
По показанию свидетелей, бойцов из СОБРа, они видели, как мимо них со снижением пролетел вертолет, ВНУТРИ У НЕГО ГОРЕЛ СВЕТ. Вертолет перелетел речку и взорвался над деревьями на высоте 20-30 м. Он упал в лесу почти туда, куда они стреляли, и долго там горел. Там были слышны еще какие-то взрывы. Более того, собровцы были уверены, что прилетал всего ОДИН ВЕРТОЛЕТ. Ну, здесь можно понять: в темную облачную ночь без включенного светотехнического оборудования вертолеты действительно не были видны ни собровцам, ни, тем более, боевикам, которые были почти на километр дальше. А по звуку, да еще в темноте, только опытный авиатор может определить: один вертолет или несколько.
Полетное время до Кизляра составляет 9-10 мин. Левченко, по прилету в Кизляр, около 5.00 утра, доложил о возникшей ситуации на КП авиации ВВ МВД в Моздок и, с его разрешения, с рассветом приступил к поисково-спасательным работам (ПСР) всеми экипажами.
Я опускаю ПСР и работу комиссии во главе с генералом Якуновым, но ее заключение было кратким и категоричным: вертолет сбит из гранатомета при выходе из атаки.
Позволю себе не согласиться с официальными выводами, тем более, что сомнения возникли почти у всех участников событий. Немного анализа.
1. После стрельбы НАРами экипаж Брызгалова доложил об окончании работы и начале маневра. Однако он даже не попытался выполнять разворот, вертолет продолжал лететь туда, куда стрелял перед этим. Плюс эта вспышка, которую наблюдал экипаж Левченко. Вывод: экипаж сразу же после доклада был уже либо мертв, либо без сознания.
2. Гранатомет. Пусть мне назовут отечественный или заграничный тип гранатомета, который стреляет прицельно дальше 400 м и на излете более 800 м. Да еще по воздушной цели на высоте 300 м. И при этом попадает в вертолет на расстоянии около 3000 м и вне видимости самой цели. Я допускаю, что его могли добить гранатометом в районе цели над деревьями, но не более.
Вывод: первичного поражения из гранатомета не было.
3. Стрелковое оружие. Максимальная прицельная дальность всех типов автоматов, пулеметов, винтовок укладывается в диапазон 1000-1600 м, излетная – 1500-2500 м. Но все это – при стрельбе по горизонту. По воздушным целям - % на 15- 20 меньше. Пуля вверх летит неохотно.
Крупнокалиберные пулеметы: КПВТ 14,5 мм: прицельная дальность по горизонту – 2000 м, излетная – 3200 м. По воздушным целям – 1800 м. ДШК 12.7 мм: прицельная дальность по горизонту – 3500 м, по воздушным целям – 2500 м. И при этом нужна визуальная видимость цели. Ночные же прицелы больше чем на 300 м прицеливание не обеспечивают.
Но все-таки допустим, что что-то все-таки долетело! Что бы убить или ранить сразу всех членов экипажа? Это просто невероятно! Попасть в не сошедший боеприпас? И здесь облом: после 2-й мировой войны все боеприпасы в СССР и в мире, особенно авиационные, снаряжаются ВВ с очень низкими детонационными свойствами, требующими очень мощные взрыватели-детонаторы. Это сделано специально для защиты от попадания пуль и осколков.
Кстати, на месте крушения наши саперы нашли три ракеты С-8: две переломленные пополам, одна целая. Саперы привезли все три неразорвавшиеся С-8 с вертолета Брызгалова в Кизляр. При их утилизации, сапер в звании капитана, выпустил в боевую и двигательную части этих ракет целый магазин. Взрыва не последовало. Я лично беседовал с ним на эту тему сразу после случая, описанным ниже.
17 марта этого же года, при боевом вылете пары Карамышев – Малышев в том же районе (пос. Комсомольское) попала под обстрел боевиков стрелковым оружием, Пуля 5.45 мм прошла через боевую часть и взрыватели 4-х ракет С-8 моего вертолета, а на вертолете Малышева был пробит топливный бак. И ничего! Все живые до сих пор!
Когда я предложил тем самым саперам расстрелять блок с поврежденными ракетами, то они рассказали мне, что уже пробовали при утилизации неразорвавшихся боеприпасов вертолета Брызгалова. Мои ракеты были утилизированы при помощи взрывчатки на полигоне.
Все топливные баки на наших вертолетах в Чечне, кроме внутренних дополнительных «бочек», были протектированны пенополиуритановой губкой, которая держит и трассирующие и зажигательные боеприпасы. Каждый летчик, кто воевал, не раз привозил пробитые баки. И ничего! Да и вообще, мы в Чечне крайне редко наблюдали применение боевиками трассирующих и зажигательных боеприпасов. В этом плане они молодцы: не демаскировали себя, в отличие от наших пехотинцев.
Вывод: поражения стрелковым оружием не было.
4. ПЗРК. В начальный период у боевиков были комплексы «Стрела-2» и «Стрела-2М», оставшиеся из запасов бывшего ЗакВО, но боевики не имели подготовленных операторов.
Теперь самое главное: все ПЗРК, и наши, и заграничные, в тот период могли поражать воздушные цели ТОЛЬКО ПРИ ВИЗУАЛЬНОМ ОБНАРУЖЕНИИ ЦЕЛИ, то есть, только днем при простых метеоусловиях. Ночью, днем в дымке, в тумане и в облаках головка самонаведения ракеты (ГСН) не обеспечивает захват цели! Угол захвата цели ГСН – 6-7 угловых градусов, это соответствует угловой величине деления 1 минуты на циферблате часов. Причем, захват цели головками ГСН осуществляется в течение нескольких секунд, и случайный захват методом сканирования пространства просто исключен.
Только в начале 2000-х годов в армии появились планшеты (ПЭП) типа 1Л110-1 для обеспечения целеуказания подразделению операторов ПЗРК и стрельбы ими днем и ночью. Но на встречных курсах «Стрела-2» и «Стрела-2М» захватывают цель не более, чем за 2800 м. К тому же, никто не наблюдал шлейфов, характерных для ПЗРК и гранатометов (белых – для иностранных, серых – для отечественных, черных – для гранатометов).
Далее, если бы все-таки применение ПЗРК было, то при таком количестве взрывчатки в ракете (несколько кг ВВ) обязательно была бы мощная вспышка, которую наблюдали бы собровцы, возможное разрушение вертолета в воздухе, или по крайней мере, видимый пожар на вертолете. Но они наблюдали только вертолет, пролетавший на траверзе позиций, СО СВЕТОМ ВНУТРИ, видимым через блистера.
Вывод: поражения вертолета ПЗРК не было.
5. Рассматривать поражение вертолета самолетами, артиллерией, пистолетами, ракетницами, камнями с неба и инопланетянами смысла нет.
6. Потеря пространственной ориентировки? Несерьезно! Алексей был летчиком 1-го класса и имел подготовку ночью в СМУ в составе полка еще в Могочи. Но даже если бы он поймал «зайчиков», то на это дело есть второй пилот. Да и вертолет начал бы крутить разные кренделя по крену и тангажу. Но вертолет летел прямо и ровно, с плавным снижением. Ослепление после пуска ракет? Но они были готовы к нему, да и длится это ослепление секунд 10-15 максимум. А вертолет до крушения летел еще около минуты.
Все, что касается данного анализа, относится и к собровцам: вдруг случайно пальнули чем-нибудь в сторону вертолетов? Однако дальность до вертолетов, их невидимость, отсутствие у собровцев ПЗРК и другие вторичные факты – все это исключает поражение вертолета случайным огнем со стороны своих.
Остается только одно: ВНУТРЕННИЙ ВЗРЫВ НЕБОЛЬШОЙ МОЩНОСТИ В ЗАМКНУТОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЕРТОЛЕТА, В ГРУЗОВОЙ КАБИНЕ.
Здесь мы вступаем в область догадок и предположений. Я попытаюсь довести свои личные выводы и доводы, к которым многие мои товарищи относятся с осторожностью.
Почему взрыв небольшой мощности? Потому что взрыв большой мощности (от 200 г ВВ и выше) наверняка привел бы либо к частичному разрушению вертолета, либо к детонации топлива в дополнительной «бочке». Я видел в Хабаровске, как взорвался легковой автомобиль от 200-граммовой шашки тротила, подложенной в багажник: отлетели все капоты, поотрывало почти все двери, пассажиры и водитель погибли, автомобиль сгорел. Взрыв был слышен в городе за несколько км.
Подозрение падает на наступательную гранату типа РГД, РГН или РГО. В ней ВВ всего от 60 до 110 г тротила в зависимости от типа. Взрыв в замкнутом пространстве вертолета такой фугасной гранаты повлек бы за собой следующее:
- смял бы дополнительную «бочку», образовалась бы течь топлива;
- воспламенил бы внутреннюю отделку грузовой кабины, а так же другие горючие материалы в ней;
- выбил бы все блистера грузовой и пилотской!!! кабин;
- убил бы или сильно контузил всех членов экипажа;
- набегающий поток воздуха из разрушенных блистеров пилотской кабины прижал бы летчиков к спинкам кресел, а Шаров был бы им свален в грузовую кабину, так как дверь в пилотскую кабину была открыта. Тела летчиков не упали бы на ручку управления (РУ) и вертолет не стал бы пикировать, вертолет продолжал бы лететь прямо при включенных каналах автопилота по крену и тангажу;
- постепенно начал бы воспламеняться вытекающий авиационный керосин, который сам по себе, без «фитиля», не горит;
- отблески разгорающегося внутри вертолета пожара с расстояния были бы видны как включенный свет в грузовой кабине;
Вопрос: Была ли граната на борту?
Ответ: Да, была. Причем на каждом вертолете. Краснодарские экипажи на каждом вертолете укомплектовали по ящику из под гранат. Там находилась всяческая сигнальная пиротехника и гранаты РГД-5. Здесь же, в ящике, хоть и в отдельной таре – запалы к ним.
Вопрос: Была ли открыта дверь в пилотскую кабину?
Ответ: Да, была. В грузовой кабине находился связист с радиостанцией. Экипаж поддерживал с ним голосовую связь, а для этого дверь должна быть открытой.
Дальнейший анализ я прекращаю, так как моя задача состоит не в поиске виноватых, а воссоздание непротиворечивой последовательности событий. Далее, я не хочу, чтобы мои выводы породили мутную волну некомпетентности, которая смоет все здравые моменты, но намоет кучу категорических домыслов.
Отредактировано kmm201 (2014-11-25 06:28:42)