Сергей!
По поводу вертолетных авиаэскадрилий в Магадане, Пограничном, Буревестнике… Скажу сразу: вертолетных авиачастей АА МО СССР (РФ) и других, подобных ей структур (АСВ, войсковая авиация и прочее) в Магадане никогда не было, нет и не будет еще долго по простой причине – там никогда не дислоцировались войска МО СССР ввиду отсутствия железных дорог, да и из автомобильных только одна - из Якутска. Сообщение с материком только по морю и воздуху. А это слишком нерентабельно и дорого для содержания каких-либо войск.
Там была ОСАЭ пограничных войск ФСБ (МГБ, КГБ). Она обслуживала морской пограничный отряд. Сейчас расформирована.
В пос. Пограничный (Приморский край) дежурили вахтовым методом вертолетчики из авиации ПВ, но не армейцы. Но рядом, 5-8 км от пос. Пограничного, в с. Барано-Оренбургское (Приморский край), стоял 17 ОВО, на базе которого была сформирована и затем передислоцирована в Уссурийск (Барановский, Приморский край) ОВЭ ОП, в которой были Ми-24, Ми-8, Ми-9 (ВКП), Ми-2.
На аэродроме «Буревестник» (о. Итуруп, Сахалинская обл.) в разное время функционировали и функционируют вертолетные авиачасти армейской авиации, пограничных войск и ПВО. Подробнее – ниже.
Что бы как-то привести к единому знаменателю всю эту неразбериху, попробую нарисовать общую канву по поводу развития вертолетной авиации на Дальнем Востоке.
Я попал служить на Дальний Восток в начале декабря 1971 года 19-летним младшим лейтенантом, летчиком-штурманом второго комплекта вертолета Ми-4А с комплексом К-4В, в 319 ОВП в пос. Черниговка (Приморский край). Уволился в апреле 1998 года подполковником в качестве старшего инспектора-летчика авиации Дальневосточного округа внутренних войск МВД РФ. Сейчас живу в Хабаровске. Поэтому, почти все развитие вертолетной авиации на Дальнем Востоке, происходило на моих глазах.
Кое-какие подробности по Белогорску:
В 1967 г. в Белогорске (Амурской обл.) сформирован - 27 ОВО, в/ч 26280. В 27 ОВО, в/ч 26280, было 3 Ми-1 (с 1973 г. – Ми-2) и 3 Ми-4 (с 1974 г. – Ми-8).
Первые командиры 27 ОВО: Поликарпов, Волков, Уланов.
В 1968 г. в Белогорске (Амурской обл.) сформирована 19-я ОСАЭ. В 19-й ОСАЭ, в/ч 06886, было 5 звеньев:
- 3 звена по 3 вертолета Ми-1 (с 1973 г. – Ми-2) – 9 ед.;
- 1 звено вертолетов Ми-4 (с 1974 – Ми-8) – 3 ед.;
- 1 отряд самолетов – 3 Ан-14 «Пчелка» и 2 Ан-2. (это осталось от десантного авиаотряда).
В конце 70-х годов вместо самолетного отряда появился отряд 2 Ми-6А ВЗПУ.
Первые командиры 19-й ОСАЭ: Страхов, Рутицкий, Балабаев, Пиянзин, Ашейчук.
В 1973 г. в Белогорске были так же сформированы еще два ОВО (действительных наименований не помню) по 4 Ми-2 в каждом. Первые командиры: Гнеушев, Кондрашов.
В 1975 г. на базе 19-й ОСАЭ (Балабаев) временно сформировали и провели войсковые испытания отдельной вертолетной эскадрильи огневой поддержки (ОВЭ ОП) для отработки новых штатов и задач. Привлекались вертолеты и экипажи из 319 ОВП (пос. Черниговка) и 825 ОВП (пос. Средне-Белая). По результатам этих испытаний в 1976 году были сформированы первые ОВЭ ОП (отдельные вертолетные эскадрильи огневой поддержки): 178-я в Белогорске и 205-я то ли в Безречной, то ли в Улан-Удэ, точно не помню.
В 1976 г. ОВО (Кондрашов) переформировали в 178-ю отдельную вертолетную эскадрилью (ОВЭ), в/ч 23311, и ввели в состав танковой дивизии 35 армии (г. Белогорск). До 1977 г. эскадрилья имела 5-ти звеньевую штатную структуру: 2 звена Ми-24Д по 4 ед., 2 звена Ми-8 по 4 ед. и 1 звено Ми-2 в 4 ед. – всего 20 ед. В 1977 г. штаты ОВЭ изменили на 3-х отрядную структуру: 1-й отряд – 6 Ми-24Д, 2-й отряд – 6 Ми-8Т, 3-й отряд – 2 Ми-9 (ВКП) и 4 Ми-2 – всего 18 ед.
В 1979 г. 27 ОВО (Волкова), в/ч 26280, перебазировали на площадку в пос. Возжаевку (с 1980 г. – на аэродром «Возжаевка»).
В 1979 г. ОВО (Гнеушева), в/ч 13999, перебазировали на аэродром в г. Свободный.
В те времена в понятие «Дальний Восток» входили: Амурская обл., Хабаровский край (с Еврейской АО), Приморский край, Магаданский край (с Чукотской АО), Камчатский край (с Корякским АО), Сахалинская обл. (с Курильскими о-вами). Сейчас в Дальневосточный федеральный округ (ДФО) вошла еще республика Саха-Якутия.
Вертолетную авиацию (военную) на этой территории имели (имеют):
- МО СССР (РФ) (армейская авиация, ВВС, ПВО);
- МО СССР (РФ) (ракетные войска стратегического назначения);
- МО СССР (РФ) (космос, ПСО);
- МО СССР (РФ) (железнодорожные войска, БАМ);
- МВД СССР (РФ) (внутренние войска);
- КГБ СССР (ФСБ РФ) (пограничные войска);
- МЧС РФ.
Я не стал рассматривать отдельно авиацию РЭБ, ПВО, ВМФ ввиду малочисленности вертолетов в этих структурах. Да и общаться с ними не приходилось. К тому же, отдельных частей РЭБ на Дальнем Востоке не было: подразделение РЭБ входило в состав 825 ОВП. Но однажды в 1978 г. в Уссурийске, на Барановском, видел на базе хранения 4 законсервированных Ми-4 РЭБ (все в антеннах и изоляторах!). Чьи они, откуда – не знаю.
Авиация МО СССР (РФ)
Вертолетная авиация на Дальнем Востоке берет начало с 319 ОВП (в будущем – ОБВП Б иУ), в/ч 21240, (пос. Черниговка, Приморский край), сформированного с сентября по декабрь 1960 года. Он имел 4 эскадрильи:
- 2 эскадрильи Ми-4А (по 5 звеньев в 3 вертолета, 1 командирский и 1 запасной) – всего 34 вертолета Ми-4А с комплексом К-4В;
- 2 эскадрильи Ми-6 (по 3 отряда в 3 вертолета, 1 командирский и 1 Ми-10К) – всего 21 вертолет Ми-6 и 1 вертолет Ми-10К.
Командующий КДВО нес персональную ответственность перед ЦК КПСС о состоянии дел в полку, так как полк имел наименование «Ленинский» и был, согласно исторических формуляров, наследником трех самых первых авиачастей РСФСР, сформированных еще в 1918 году по указанию В.И. Ленина. Правда, были и другие авиачасти с 1918 года, но они все «почили в бозе», без преемников и наследников.
Приблизительно в это же время в Уссурийске (Приморский край) и Белогорске (Амурская обл.) базировалось по смешанному авиационному отряду, где было по 1-2 вертолета Ми-1 совместно с самолетами Ан-2 и Ан-14 «Пчелка». Эти авиаотряды обслуживали десантные бригады, стоявшие в этих городах (в г. Белогорске - до конца 60-х годов).
Бурное развитие вертолетной авиации на Дальнем Востоке началось с 1968 года, перед самыми советско-китайскими событиями на о. Даманский (р. Уссури), которые произошли в марте 1969 года.
В 1968 г. из Каунаса (Латвийская ССР) в пос. Средне-Белая (Амурская обл.) был перебазирован 825 ОВП, в/ч 54902, под командованием знаменитого полковника Бобошко.
Я, конечно, восхищаюсь достижениями командования и личного состава 280 ОВП, которые в 1988 г. перебазировали свой полк двумя эшелонами из Кандагара (ДРА) в Леонидово (Сахалин). Кое-кто считает, что такого грандиозного перебазирования больше не было в истории нашей вертолетной авиации. Вынужден немного поправить: 825 ОВП еще в 1968 г. передислоцировался на большее расстояние, за меньшее время (меньше трех недель), причем по учебной тревоге, всем полком в один эшелон (наземный техсостав и обслуга были в вертолетах). Личный состав полка только в Поволжье узнал, что они летят на Дальний Восток. Да и посадили их не на аэродром, а в чистое поле, которое они сами выкашивали сенокосилками из местного колхоза и создавали новый, с нуля, аэродром «Средне-Белая».
На вооружении полк имел 1 АЭ Ми-8, 1 АЭ Ми-4 и 2 АЭ Ми-6. Затем Ми-4 (их отдали в 332 АГ) заменили на Ми-8, Ми-6 – на Ми-6А, добавлен отряд постановщиков помех - 4 Ми-10ПП. С этого полка, с его кадров и авиатехники по большому счету, и началась армейская авиация Дальнего Востока, которая тогда называлась войсковой авиацией на вертолетах (ВАВ), с 1975 г. – армейской авиацией (ААВ), а с 1990 г. – авиацией сухопутных войск (АСВ).
Из ресурсов этого полка в 1968 г. начала формироваться 332 АГ (авиационная группа), в/ч 22467, при 13 ОДШБР (отдельная десантно-штурмовая бригада) в Магдагачи. В 1978 году 332 АГ была разделена на 2 полка: 398 ТБВП, в/ч 92592 - в Магдагачи, и 394 БВП, в/ч 22647 - в Шимановске. Большая часть командного состава, как в вертолетных частях округа, так и в управлении войсковой авиации при1-й ОДКВА были выходцами из 825-го и 319-го полков.
Вот какие авиачасти, имевшие вертолеты, в разное время функционировали на Дальнем Востоке:
- вертолетные полки:
319 ОБВП БиУ, в/ч 21240, сформирован в 1960 г. в пос. Черниговка (Приморский край), в 2010 г. переформирован в 575 авиационную базу АА (2 разряда), в/ч 13984. Штат: 16 Ми-24/35 19 Ка-52 16 Ми-8АМТШ 2 Ми-26Т2 - функционирует;
825 ОВП, в/ч 54902, в 1968 г. передислоцирован из Каунаса (Латвийская ССР) в пос. Средне-Белая (Амурская обл.), в 1982 г. передислоцирован в Гаровку-2 под г. Хабаровск, в 2010 г. переформирован в 265-ю авиабазу и передислоцирован на Хабаровск (Большой, он же «Терек»). Затем переформирован в 573-ю авиационную базу АА (2 разряда), в/ч 42838. Штат: 16 Ми-24/35, 16 Ми-8АМТШ, 6 Ми-26Т2, 2 Ка-52 - функционирует.
332 АГ, в/ч 22467, сформирована в 1969 г. в пос. Магдагачи (Амурская обл.) при 13 ОДШБР. В 1978 году была расформирована и на ее базе были сформированы 2 авиаполка (не отдельных);
398 ТБВП (с 1994 – ОТБВП), в/ч 92592, сформирован в 1978 г. в пос. Магдагачи (Амурская обл.) из 332 АГ, в 1997 г. расформирован;
394 БВП (с 1994 – ОБВП БиУ), в/ч 22647, сформирован в 1978 г. в г. Шимановск (Амурская обл.) из 332 АГ, в 1982 г. передислоцирован в пос. Средне-Белая (Амурской обл.), в 2009 г. расформирован;
331 ОБВП, в/ч 15428, начало формирования в 1979 г в Бердичеве (Украина), в 1980 г. передислоцирован в пос. Обор (Хабаровский край), в 1994 г. расформирован;
94 ОБВП БиУ, в/ч 29728, сформирован в 1980 г. в г. Спасск-Дальний (Приморский край), в 1994 г. одна АЭ полка передислоцирована в Леонидово (Сахалинская обл.), другая АЭ – в Ново-Александровку (Сахалинская обл.) и третья АЭ - в Долинск (Сокол, Сахалинская обл.). В 1997 г. все АЭ (из Леонидово и Ново-Александровки) перебазированы в Долинск (Сокол, Сахалинская обл) и в 2002 г. полк расформирован;
68 ОБВП, в/ч 07132, в 1990 г. передислоцирован из Налайхи (МНР) в пос. Бирофельд (Хабаровский край, Еврейская АО), в 1994 г. расформирован;
280 ОВП, в/ч пп 17668, сформирован в 1946 г. в Чите (Забайкалье) как ОТАП на самолетах, в 1956 передислоцирован через Винницу в Венгрию, затем, в 1958 г., в г. Каган (Средняя Азия), где перевооружен на вертолеты. Далее, в 1979 г., введен в Афганистан в Кандагар (ДРА). В 1988 г. передислоцирован из Кандагара (ДРА) в Леонидово (Сахалинская обл.) и в феврале 1989 г. расформирован;
- отдельные вертолетные эскадрильи:
19 ОСАЭ, в/ч 06886, сформирована в 1968 г. в г. Белогорск (Амурская обл.), в 1994 г. расформирована;
178 ОВЭ ОП, в/ч 23311, сформирована в 1976 г. в г. Белогорск (Амурская обл.), в 1992 г. расформирована;
8 ОСАЭ, в/ч 21901, сформирована в 1967 г. в Хабаровске (Большой, он же «Терек»), в 1979 г. введена в состав 257 ОСАП на аэродроме Хабаровск (Большой, он же «Терек»), в 1982 г. передислоцирована на Хабаровск (Гаровка-2, Хабаровский край), в 1994 г. передислоцирована в пос. Обор (Хабаровский край), 1998 г. расформирована;
11 ОСАЭ, в/ч 01404, в конце 60-х г. сформирована в г. Петропавловск-Камчатский (пос. Елизово, Камчатский край), Ми-8, Ан-12, в середине 90-х г. расформирована;
213 ОВЭ ОП, в/ч 06889, в 1978 г. сформирована на Буревестнике (о. Итуруп, Сахалинская обл.) на базе ? ОВО (в/ч 06889, м-р Герасимов), перебазировавшегося в 1978 г. из г. Уссурийска (Барановский, Приморский край). Имела 4 Ми-8, 8 Ми-24Д. В 1998 г. 213 ОВЭ ОП переформирована в 101 ОВО, в/ч 74131, на том же аэродроме;
45 ОСАЭ, в/ч 03513, в 1968 г. сформирована в пос. Ново-Александровка (Сахалинская обл.), сначала 3 Ми-8, 3 Ми-4, 6 Ми-1. С 1973 г. 6 Ми-8, 6 Ми-2. В середине 90-х г. расформирована;
304 ОВЭ ОП, в/ч 23273, в 1987 г. передислоцирована из Даурии (Читинская обл.) в пос. Ново-Александровка (Сахалинская обл.), 6 Ми-24В, 6 Ми-8Т, 2 Ми-9 (ВКП). В середине 90-х г. расформирована.
239 ОВЭ ОП, в 1985 г. сформирована в пос. Камень-Рыболов (Приморский край), 6 Ми-24В, 6 Ми-8Т, 2 Ми-9 (ВКП). В 1986 г. передислоцирована в Газни (ДРА), после вывода из Афганистана передислоцирована в пос. Орловка (Амурская обл.), в середине 90-х г. расформирована.
32 ОВЭ, в/ч 12383, в 1968 г. сформирована в г. Уссурийске (Барановский, Приморский край), 3 Ми-4 (с 1973 г. Ми-8Т), 9 Ми-1 (с 1973 г. Ми-2), 2 Ми-6А ВЗПУ. В середине 90-х г. расформирована;
39 ОВЭ ОП, в/ч 19036, сформирована в 1982 г. в пос. Барано-Оренбургское (Приморский край), и передислоцирована в г. Уссурийск (Барановский, Приморский край), в середине 90-х г. расформирована;
33 ОСАЭ, в/ч 01952, в 1969 г. передислоцирована из Прибалтики в г. Дальнереченск (Голубовка, Приморский край). На вооружении 2 звена Ми-8Т по 3 ед., 3 звена Ми-2 по 3 ед., самолетный отряд 3 Ан-14 (Пчелка) и 2 Ан-2, впоследствии замененные на 2 Ми-6 (ВЗПУ). Всего 6 Ми-8Т, 9 Ми-2, 2 Ми-6 ВЗПУ. В середине 90-х г. расформирована;
? ОВЭ ОП, в/ч 22662, в 1985 г. сформирована в г. Биробиджан (Желтый Яр, ЕАО), Ми-8, в 1987 г. передислоцирована в Бирофельд (ЕАО), в 1990 г. расформирована;
- отдельные вертолетные отряды:
101 ОВО 573-й авиабазы АА (II разряда), в 2010 г. переформирован из 101 ОВО, в/ч 74131 на Буревестнике (о. Итуруп, Сахалинская обл.), функционирует;
14 ОВО, в/ч …, в 1968 г. сформирован в г. Биробиджан (Желтый Яр, ЕАО), Ми-4 (Ми-8), Ми-1 (Ми-2), в 1987 г. передислоцирован в Бирофельд (ЕАО), в 1989 г. расформирован;
17 ОВО, в/ч 19036, в конце 60-х г. сформирован в пос. Барано-Оренбургский (Приморский край), в 1982 г. переформирован в 39 ОВЭ ОП и передислоцирован в г. Уссурийск (Барановский, Приморский край);
12 ОВО, в/ч 21916, сформирован в 1967 г. в г. Хабаровске (Большой, он же «Терек»), Ми-2, в 1982 г. передислоцирован в г. Хабаровск (Гаровка-2, Хабаровский край), в 1989 г. расформирован.
27 ОВО, в/ч 26280, в 1967 г. сформирован в г. Белогорск (Амурская обл.), в 1978 г. передислоцирован в пос. Возжаевка, в 1989 г. расформирован;
? ОВО, в/ч 13999, в 1973 г. сформирован в г. Белогорск (Амурская обл.), в 1978 г. передислоцирован в г. Свободный, в 1988 г. расформирован;
? ОВО, в/ч 23311, в 1973 г. сформирован в г. Белогорск (Амурской обл.), в 1976 г. переформирован в 178-ю ОВЭ ОП (огневой поддержки);
? ОВО, в/ч 23309, в начале 70-х г. сформирован в г. Уссурийске (Барановский, Приморский край), в конце 80-х г. расформирован;
? ОВО, в/ч …, в конце 60-х г. сформирован в пос. Камень-Рыболов (Приморский край), в 1985 г. переформирован в 239 ОВЭ;
? ОВО, в/ч…, в начале 70-х г. (к-н Бровкин, для Бикинской дивизии) сформирован в г. Дальнереченск (Голубовка, Приморский край), 4 Ми-2. В конце 80-х г. расформирован;
? ОВО, в/ч…, в начале 70-х г. (для Лесозаводской дивизии) сформирован в г. Дальнереченск (Голубовка, Приморский край), 4 Ми-2. В конце 80-х г. расформирован;
Звено управления при в/ч 32883 (авиадивизия в Калинке), 4 Ми-8Т, 1Ми-8П, 1Ми-9 ВКП, сформировано в 1991 г. в г. Хабаровске (Гаровка-2, Хабаровский край), в 1994 г. передислоцировано в г. Хабаровск (Большой, он же «Терек»), в 1997 г. расформирован.
- поисково-спасательные (космические) авиационные части:
11 ОСАЭ ПСС, в/ч 96014, сформирована в 1980 году на базе ОСАО ПВО. в г. Анадырь (Угольный, Колымский край). Имела на вооружении: самолеты - 3 Ан-12, 2 Ан-26, 1 Ил-14; вертолеты - 6 Ми-8Т. В середине 90-х г. – расформирована.
? ОВО ПСС, в/ч… г. (м-р Плющиков) сформирован в 1985 г. на аэродроме Буревестник (о. Итуруп, Сахалинская обл.); на вооружении: 2 Ми-8, 2 Ми-14, в 19…г. расформирован (по другим данным - передислоцирована на Черное море);
Были авиачасти ПСС ВМФ ТОФа, но их количество и структуру я не знаю. Базировались в Николаевке (Приморский край), Петропавловск-Камчатский (Камчатский край), Май-Гатка (Хабаровский край). Авиачасти ПСС базировались в таких местах, куда не доставали ПСС армейской авиации, ВМФ ТОФа, дежурившие на полетах и по космосу.
- отдельные вертолетные части авиации РВСН:
52 ОВЭ, в/ч 29441, сформирована в 1966 г. в г. Свободный (ст. Ледяная, Амурская обл. Будущий космодром «Восток»), 4-6 Ми-8, в период 1988 – 1997 г.г. передана в ВКС и расформирована;
28 ОСАЭ, сформирована в 1955 г. в пос. Ключи Камчатские (Камчатский край). В 1966 г. переформирована в 84 ОСАП в пос. Ключи Камчатские (Камчатский край), 2 Ан-12, 4 Ан-26, 1 АЭ Ми-8Т, в 2001 г. расформирован. В 2002 г. на его базе сформирована 329 ОСАЭ РВСН, Ми-8, самолеты (типы и количество не знаю) - функционирует.
- отдельные авиационные отряды железнодорожных войск:
Сформированы в 1974 году для обеспечения строительства восточного участка БАМа корпусами железнодорожных войск МО СССР. Каждый ОВО имел по 6 Ми-8Т.
105 ОВО, в/ч 35426, в 1974 г. сформирован в пос. Чегдомын (Хабаровский край), в 1985 г. расформирован;
61 ОВО, в/ч 73746, сформирован в Тюмени, в 1974 г. передислоцирован в пос. Тында (Амурская обл.), в 1985 г. расформирован.
Авиация ВВ МВД СССР (РФ)
В 1979 году в г. Хабаровске, на аэродроме «Большой» (Терек), начала формирование 1 ОСАЭ МВД СССР (РФ), в/ч 3524. В ее составе сейчас 3 звена вертолетов Ми-8МТ(МТВ-2) по 3 ед.,(всего 9 ед.) и 2 самолета Ан-26 - функционирует;
С 1981 года на базе 1 ОСАЭ формировалась 2-я ОАЭ МВД СССР (РФ), в/ч 3543. В ее составе 2 звена по 3 вертолета Ми-8МТВ-2 – всего 6 ед. В 1987 году она была перебазирована в г. Чита (Забайкальский край), а в 2007 году – в Иркутск (Иркутской обл.) - функционирует.
Авиация ПВ КГБ СССР (ФСБ РФ)
? ОСАП ПВ, в/ч 2127, (сейчас отряд) во Владивостоке (Озерные ключи, сейчас это фактически Кневичи, Приморский край) - функционирует.
Отдельное подразделение (сейчас даже не знаю, как назвать, от армейских названий: - эскадрилья, звено и прочего, они отказались. Назовем - отряд).
16 ОСАЭ, в/ч 2460, (сейчас отряд), в 60-х был полк) в г. Хабаровск (Большой, он же «Терек», Хабаровский край) - функционирует;
? ОСАЭ, в/ч 2199, (сейчас отряд), в 60-х был полк), в г. Южно-Сахалинск (Хомутово, Сахалинская обл.) – функционирует;
? ОСАЭ, в/ч 2151, (сейчас отряд), в 60-х был полк) в г. Петропавловск-Камчатский (Елизово, Камчатский край) - функционирует;
? ОСАЭ, в/ч 9828, в г. Магадан (Магаданская обл., бывший Магаданский край) - расформирована;
? ОСАЭ, в/ч 2305, пос. Бухта Провидения (Чукотская АО, Колымский край) – расформирована;
? ОСАЭ в г. Благовещенск (Игнатьево, Амурская обл.) - расформирована;
? ОАЭ в г. Анадырь (Угольный, Колымский край) - расформирована;
? ОСАЭ в пос. Менделеево (о. Кунашир, Сахалинская обл.) - расформирована.
Сейчас авиация вахтовым методом летает в Тикси, Кепервеем, Бухта Провидения, Мыс Шмидта, Менделеево (о. Кунашир), Благовещенск.
По пограничной авиации пока больше – ничего: болтать не любят, сильно секретятся. Еле-еле удалось узнать номера некоторых воинских частей.
Авиация МЧС РФ
Предтечей авиации МЧС можно считать отдельный вертолетный отряд гражданской обороны (ГрОб), созданную под эгидой МО СССР. Его создали из вертолетов отдельного смешанного авиационного полка ПВО на аэродроме в Гаровке-2, который был расформирован в 1981 г. Причем, все самолеты были переданы в транспортный авиационный полк на Хабаровске (Большом) (в 257 ОСАП, в/ч 35471), а из вертолетов Ми-8Т, Ми-6А был сформирован ОВО гражданской обороны.
137 ОВО ГО, в/ч 03111, сформирован в 1981 г., в г. Хабаровске (пос. Гаровка-2, Хабаровский край), в 1999 г. расформирован (переформирован и передан в МЧС РФ) в 171 ОСАЭ МЧС, в/ч 42663 и перебазирован на аэродром Хабаровск (Большой, он же «Терек»).
Сейчас авиация МЧС РФ сведена в Авиационный спасательный Центр МЧС РФ и состоит из самого Авиационного спасательного Центра в г. Хабаровске (Большой, он же «Терек») и 4-х отдельно-базирующихся звеньев (Владивосток, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Якутск) - функционируют.
В Хабаровске базируются: 2 Ми-8, 2 Ми-26, 1 Бе-200, 1 Ан-74 – это на «Тереке», и еще 2 Ми-8 – в аэропорту «Хабаровск (Новый)».
В каждом отдельно-базирующемся звене – по 1 Ми-8 и по два экипажа летного состава.
Несколько лет назад с летчиков МЧС начали снимать погоны и переводить в гражданские летчики. Потом передумали. Сейчас у них «сборная солянка» - часть летного состава – гражданские специалисты, часть - военные. Даже летают иногда в смешанном составе экипажей. А гражданских авиационных специалистов МЧС перевели на военные документы и нормативы, регламентирующие летную работу и обеспечение полетов. Вот так.
Вот такая канва образования и развития вертолетной авиации всех ведомств на Дальнем Востоке. Истинные наименования многих авиачастей я забыл, в/ч – то же. А спросить - уже не у кого. Во всяком случае, все эти авиачасти существовали реально, не на основании домыслов.
Полки и эскадрильи были расформированы в период наступления либерастии и дерьмократии, то есть, где-то 92-94 года или чуть позже, а отряды – до 90 г. Отряды были либо расформированы, либо переформированы в ОВЭ огневой поддержки. Естественно, в моем изложении наверняка есть неточности и пробелы. Прошу добавлять и поправлять.
С уважением
Михаил
Отредактировано kmm201 (2015-04-01 12:06:56)