ПАМЯТКА
ЛЕТЧИКУ ВЕРТОЛЕТА Ми-8МТ
Торжок
1999
Памятка летчику вертолета Ми-8МТ отработана специалистами летно-методического отдела и отдела исследований тактики действий и боевого применения транспортно-десантных вер-толетов 344 ЦБП и П (ЛС АА) для оказания помощи летчику при подготовке к выполнению боевых задач в условиях автономного базирования.
Памятка составлена на основе инструкции экипажу, методических рекомендаций по летной эксплуатации вертолета Ми-8МТ и опыта освоения Ми-8 в 344 ЦБП и П (ЛС АА).
РАЗДЕЛ 1
ТТД ВЕРТОЛЕТА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНОЙ ВЗЛЕТНОЙ МАССЫ
1.1 Тактико-технические данные вертолета
Нормальный взлетный вес, кгс………………………..11100
Максимальный взлетный вес, кгс……………………..13000
Десантная нагрузка, кгс: нормальная…………………..2000
максимальная (при полной заправке основных ТБ)…...4000
Количество перевозимых солдат, чел…………………21-24
Количество раненых на носилках, чел……………………12
Vmax ГП на H=0–1000 м: при Gнорм, км/ч…………….250
при Gмакс, км/ч……………..230
Vкрейс на Н до 1000 м: при Gнорм, км/ч…………..220-240
при Gмакс, км/ч…………..205-215
Hстат при Gнорм вне влияния земли, м……………….1760
Практический потолок: при Gнорм, м…………………5000
при Gмакс, м………………….4100
(с ТВ3-117МТ с РПР-3АМ)….3900
Примечание. При включении ПОС винтов и двигателей величина Нпракт уменьшается на 200-300 м. Установка на в-т ЭВУ уменьшает Нпракт на 150-200 м.
1.2 Геометрические данные
Длина вертолета, м: без НВ и РВ…………………….18,424
с вращающимися винтами…….25,352
Высота вертолета, м: без РВ…………………………...4,756
с вращающимся РВ…………….5,521
Клиренс, м:……………………………………………...0,445
Площадь горизонтального оперения, м2………………...2,0
Угол установки стабилизатора…………………………..–6
Диаметр НВ, м…………………………………………21,294
Диаметр РВ, м…………………………………………..3,908
Колея основных колес шасси, м……………………….4,510
База шасси, м……………………………………………4,281
Размеры грузовой кабины, м: длина (по полу)………...5,34
ширина…………………...2,3
высота……………………1,8
Размеры проема двери груз. кабины, м: высота……...1,405
ширина……..0,825
Размеры проема фюз. в р-не створок, м: высота……..1,620
ширина…….2,288
Передняя стойка:
выход штока (по лимбу) не более, мм…………………...150
обжатие пневматиков, мм………………………………….43
Основные стойки:
выход штока, мм: без десантной нагрузки………………240
при Gвзл 11 100 кгс……………..90 20
при Gвзл 13 000 кгс……………..68 20
обжатие пневматиков, не более……………………………68
1.3. Определение предельного взлетного веса вертолета
Gпред.взл при взлете и посадке по-вертолетному вне зоны влияния земли определять по но-мограммам рис.1.1 и 1.2, в зоне влияния земли – по номограммам 1.3 и 1.4.
Для расчета Gпред. пользоваться весовыми данными из Инструкции по загрузке и центровке вертолета Ми-8МТ. Вес пустого вертолета – из формуляра вертолета.
Определение Gпред. при взлете и посадке по-самолетному производить по номограмме 1.3, увеличивая полученное значение веса на 500 кгс.
Вставить номограммы
Номограммы рассчитаны для оборотов НВ 93% при включенном отборе воздуха на эжекто-ры ПЗУ и выключенной ПОС входов двигателей, РВ и НВ.
Gпред. взл. уменьшать:
– на 300 кг при установленных на вертолет ЭВУ;
– на 1000 кг при включении ПОС двигателей и винтов;
– на 400 кг при износе лопаток 1-й ступени компрессора 0,9-1,2 мм при Tнв>+25°;
– на 900 кг при износе лопаток более 1,2 мм при Tнв>+25°
Gпред. взл. увеличивать на 200 кг при выключении отбора воздуха на ПЗУ.
При отсутствии данных о ветре при посадке расчет предельного веса производить для наи-более неблагоприятного сочетания н и u (ветер сзади скоростью 4-6 м/с).
Разрешается использование форсированного режима двух двигателей на высотах расположе-ния площадок 1700м и выше при Тнв 20С. В этом случае определение Gпред. для взлета и посадки по-вертолетному производить по номограммам рис. 1.1 и 1.3, по пунктирным лини-ям.
Определение Gпред.взл при разбеге на носовом колесе производить по номограмме рис. 1.4а. Взлет с разбегом на носовом колесе можно производить, если контрольное висение (на взлетном, форсированном режиме) показало, что вертолет отрывается от земли.
Во всех случаях предельный вес не должен превышать максимального взлетного веса – 13000 кгс.
1.4 Определение возможности продолжения или прекращения взлета при отказе одного из двигателей (приложения)
Для обеспечения возможности взлета в случае отказа одного из двигателей необходимы сле-дующие условия:
– взлетный вес в-та при взлете по-вертолетному с использованием и без использования влия-ния земли должен быть не более Gпред., определенного по номограмме рис. 1.1 Инструкции экипажу (для взлета по-вертолетному без использования влияния земли);
– при выполнении взлета режим полета необходимо выдерживать таким образом, чтобы ве-личина V полета была равна численному значению текущей H плюс 40 (с H 10 м и до H, на которой V полета достигнет 120 км/ч).
б) по полученному значению предельного веса и фактическому взлетному весу определить безопасную скорость:
если взлетный вес вертолета меньше предельного на 1000 кгс и более, то безопасная ско-рость составляет 80 км/ч;
при других значениях взлетного веса, меньших или равных предельному, безопасная ско-рость составляет 120 км/ч;
в) критические высота и скорость при взлете с площадки, расположенной на уровне моря, при Тнв 30С составляют:
при безопасной скорости 80 км/ч – 20 м и 60 км/ч;
при безопасной скорости 120 км/ч – 50 м и 90 км/ч.
При Тнв 30С, а также с увеличением высоты расположения площадки на каждые 1000 м численные значения критических высот и скоростей необходимо увеличивать на 5;
г) при необходимости определения в фактических условиях характеристик прерванного и продолженного взлета на случай отказа одного из двигателей для заданного взлетного веса на заданном аэродроме (площадке) использовать рекомендации, изложенные в приложении 2 Инструкции.
РАЗДЕЛ 2
ОГРАНИЧЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА
2.1. Ограничения по весам
Gнорм вертолета……………………………………11100кгс
Gмакс вертолета………………………...…………..13000кгс
Gгруза макс. (при полной заправке ОТБ)………….4000кгс
Gгруза макс на вн подвеске…………………………3000кгс
2.2 Ограничения по центровкам
Предельно допустимая передняя центровка:
для в-тов без броневой защиты…………………..+300мм
для в-тов с броневой защитой………………...+330мм (во всех вариантах применения в полете необходимо иметь полный РТБ; при необходимости выработки топлива из РТБ де-сантнику – стрелку кормовой пулеметной установки запрещается покидать свое рабочее ме-сто).
Предельно допустимая задняя центровка…………...–95мм
2.3 Ограничения по метеорологическим условиям
Эксплуатация в-та разрешается при Тнв…………….50С
Полеты в облаках разрешается выполнять до Н…….3500м
2.4 Ограничения по летным данным
Набор Н и ГП выполнять в диапазоне V, указ. в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Высота, м При взлетном весе, кг
13000 11100
Макс. Миним. Макс. Миним.
До 1000 230 60 250 60
2000 195 60 230 60
3000 160 60 210 60
4000 120 80 170 60
5000 -- -- 130 80
Примечания: 1. При Gнорм и задней центровке (при положении общего ц.т. груза против со-ответствующей красной стрелки на правом борту грузовой кабины) Vмакс240 км/ч.
2. При GполGнорм для в-та с отрицательной центровкой Vmax в наборе H 160 км/ч.
Висение на в-те в целях безопасности разрешается выполнять на высотах: при взлетном весе 11100кгс….…..до 10м
при взлетном весе 11100кгс……….до 5м
Примечания. 1. На Н указанных, разрешается висеть при работе с грузом на вн. подв. или по тактическим соображениям.
2. Висение в диапазоне Н от указанных до 110м без особой надобности не производить.
ГП с Gнорм и макс при наличии подвесок на спецфермах разрешается выполнять в диапазо-не V, указ. в табл. 2.1.
Полет над сильно пересеченной местностью разрешается выполнять на H20м и V60км/ч.
Полет на ПМВ над ровной поверхностью разрешается выполнять на Н: днем………………………………………15м
ночью…………………………………..150м
Развороты на висении выполнять с ……………….12/с
Время полной перекладки педалей при изменении направления вращения в-та на висе-нии………………………....3с
Развороты на 360 на висении у земли разрешается производить при U: без бр защи-ты………………..………..10м/с
……………….с бр. защитой……………………………5м/с
Раскрутку и остановку НВ, висение, взлеты и посадки разрешается производить при U, указ. в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Направление ветра Раскр. и останов Взлет и посадка
Встречный 20 20
Боковой справа 10 10
Боковой слева 15 10
Попутный 8 10(5)*
*Для в-тов с установленной броневой защитой
Руление разрешается производить при U…………...15м/с
Планирование с работающими двигателями на РСНВ разрешается выполнять в диапазоне V, указанном в табл. 2.1. на разворотах на РСНВ……………………………..…20
Обороты НВ макс. на t20с: на РСНВ………………...110%
на реж крейс…….....110%
………………………………..на реж крейс……….103%
nнв мин. допуст. на перех. реж. и РСНВ на t30с….…88%
nнв миним. на РСНВ с Gпол10000кгс при отрицательных tнв ……………………82%
t перемещения Ш-Г с МГ до макс……………………….5с
Темп отклон. Ш-Г вниз (кроме случ. отказа двиг.)…...1/с
Канал Н АП-34Б разрешается вкл в ГП на Н…………50м
Развороты, виражи и спирали разрешается выполнять с углами крена, указ. в табл. 2.3.
Таблица 2.3.
Высота, м При G11100 кгс При G11100кгс
50-3000 30 20
Более 3000 15 15
Примечания: 1. Крен при выполнении форсированных виражей и разворотов на H=50-1000м при GвзлGнорм на V=120-250км/ч менее 45
2. На Ни50м допускается крен, равный Нпол, но не больше указ. в табл.
Горки и пикирования выполнять при Gвзл……..11100кгс
Макс. допуст. V ввода в горку и в процессе вывода из пикирования приведены в табл. 2.4.
Таблица 2.4.
Высота, м Ввод в горку с ГП Вывод из пикиров.
0-500 220 300
500-1000 200 300
1000-2000 180 250
Горки и пикирования выполнять при постоянном значении ОШ, соответствующем исходно-му в ГП на данной V.
Пикирование в зависимости от H и исходной Vгп выполнять с изменением углов тангажа (от исходного, соответствующего ГП на данной V), не превышающим значений, указанных в табл. 2.5.
Таблица 2.5.
Высота, м При скорости ввода в пикирование, кмч
150 180 200 220
500 20 20 15 10
500-1000 20 20 15 –
1000-2000 20 10 – –
Примечание. Для в-тов, оборудованных акселерометром АДП-4, Vмакс ввода в горку и в процессе вывода из пикирования приведены в табл. 2.5а, а максимальные ny при выводе из пикирования и вводе в горку – в табл. 2.5б.
Минимальная ny при выводе из горки и вводе в пикирова-ние….............................................................................…0,6
Vмакс начала вывода из пикирования должна быть на 30км/ч Vдопуст, указ. в табл. 2.4, при изменении тангажа на 20 и на 15км/ч меньше при изменении тангажа на 10.
Максимальное изменение угла тангажа от исходного, соответствующего ГП на данной V, при выполнении горок не должно превышать 20.
Ввод в пикирование и вывод из горки за t5–6с запрещается.
Таблица 2.5а.
H полета, м Ввод в горку с ГП Вывод из пикиров.
0-500 250 300
500-1000 230 290
1000-2000 180 250
Таблица 2.5б.
Gвзл, кгс Нпол, м V пол, км/ч
200 230 250 280 300
9000 0-500 1,5 1,5 1,5 1,5 1,4
500-1000 1,5 1,5 1,5 1,4 -
1000-2000 1,5 1,5 1,4 - -
10000 0-500 1,5 1,5 1,5 1,4 1,3
500-1000 1,5 1,5 1,4 1,3 -
1000-2000 1,5 1,4 1,3 - -
11100 0-500 1,5 1,5 1,4 1,3 1,2
500-1000 1,5 1,4 1,3 1,2 -
1000-2000 1,4 1,3 1,2 - -
ДВИГАТЕЛЬ
Макс. допуст. параметры работы двиг. на всех Н и V полета должны быть не выше приве-денных в табл.2.6
Таблица 2.6
Режим Т газов перед ТК, не бо-лее, nтк не более, %
Форсированный 990 101,0
Взлетный 990 100,5
Номинальный 955 98,0
Крейсерский 910 96,0
крейсерский 870 94,0
Режимы и значения эксплуатационных параметров работы двигателей приведены в табл. 2.7.
Таблица 2.7.
Ре-жим Число оборот., % Р, кг/см2 Т масла на выходе, С Вре-мя рабо-ты непрерыв-но, мин
ТК НВ топ-лива масла максималь-ная реко-мен-дуе-мая мин.для длит раб.на реж.КР мин. для вых на ре-жим МГ
При 1 работ. При 2 работ.
МГ По ИР-117М и со-гласно графи-ка, но указ в табл.2.6 45-55 55-70 Не более 60 2 150 80-140 70 30 20
2КР
952 3,50,5
1КР
НР 60
ВР
931 6
ФР 6
Примечания:1. При прогреве двиг. на реж. МГ допуск. Рмасла не более 4,8 кгс/см2 при Тмасла70С.
Режим работы двигателя определяется по ИР-117М по положению бокового индекса отно-сительно центральных индексов «Н» и «К»:
-ВР – боковой индекс выше индекса «Н»;
-НР – боковой индекс выше индекса «К» напротив индекса «Н»;
-КР – боковой индекс напротив или ниже индекса «К».
Определение реж. работы двиг. по ИР производить до Н=2,5км или до достижения макси-мальных nтк или Тгазов. В этом случае контроль режимов производить по nтк или по пара-метру, первым достигшему максимально допустимого значения.
Выход двиг. на предельное значение ФР ИР не фиксируется.
Учет наработки двигателей на режимах ведется по двиг, работ. на большем режиме, опреде-ленном по ИР.
2. В случае необходимости допускается непрерывная работа двигателя по 15 мин на ВР и ФР, при этом суммарная наработка не должна превышать 25% общей наработки двигателя на этих режимах за ресурс.
3. ФР работы двух двигателей разрешается использовать на Н1700м. ФР 1 двиг разрешается использовать на всех Н только в случае отказа 1 двиг. в полете, а также при опробовании на земле и в полете.
4.Допуск., в случае отказа 1 двигателя, одноразовая (за ресурс) непрерыв. работа на ФР в те-чение 60мин, после чего двигатель подлежит замене.
5. В случае срабатывания СЗТВ дальнейшая эксплуатация двигателя допускается только по-сле замены турбины винта.
6. При установившихся параметрах двигателя допускается колебание стрелки указателя Тгазов в пределах 25С без превышения Т максимально допустимой.
7. Допускается колебание nтк на установившихся режимах 0,5%.
8. Разница nтк при совмест работе двиг: на НР и КР…………….…...2%
при срабатывании регулятора Т на ВР 3%
9. Допускаются колебания Рмасла в двиг. по прибору на всех установившихся режимах в пределах………………………………………0,25кгс/см2
Миним. допуст. время между повторными вых. на Ф и ВР или НР в случае полного исполь-зования разреш. времени наработки двиг. на данном реж. ……………………….5мин
Надежный запуск двиг. обеспеч. до Н=4000м. Запуск двиг. в полете разреш. производить при nтк…………………7%
Время приемистости: от МГ до ВР……………………...9с
от КР до ВР……………………...4с
от МГ до правой коррекции…….3с
При Тнв–40С запуск двиг. разреш. только после их предварительного подогрева.
РЕДУКТОРЫ
Рмасла: на РМГ………………………………..…0,5кгс/см2
на остальных режимах……………...3,50,5кгс/см2
при пол со скольжением до 30с допускается падение до 2,5кгс/см2
Тмасла на входе на всех реж: максим. ……………….90
рекоменд. ………………………….………...50–80
миним, для вых на РМГ.……………………...–15
миним допуст при длит. работе ………………+30
миним, для запуска двиг без подогрева ВР ….–40
Максимальная Тмасла в ХР и ПР ……………………..110
АИ–9В
Нмакс эксплуат. АИ (запуск, отбор воздуха для запуска ТВ3-117МТ, работа в генераторном реж.)…..………..4000м
Тгазов макс. доп. за турбиной АИ: при запуске……...880
на реж. холостого хода………………………..720
на реж. отбора воздуха и генераторном……..750
Максим. время непрер. раб. в генер. реж. ………....30мин
РАЗДЕЛ 3
ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ ВЕРТОЛЕТА К ПОЛЕТУ
За полноту и качество подгот. в-та к полетам отвечает б/т.
Предполетный осмотр вертолета:
- б/т:
вых. штока передней стойки (по лимбу)……………150мм
обжатие пневматиков передних колес ………………43мм
вых. штока осн. стойки: при отсутствии нагрузки…..240мм
при Gвзл=11100кгс……...9020мм
при Gвзл=13000кгс……...6820мм
обжатие пневматиков………………………………….68мм
уровень масла в баках двиг. (по мерному стеклу):
максимальный…………11л
минимальный……………8л
нормальный уровень масла в ВР (по мерному стеклу между риска-ми)………………………………………………...39л
уровень АМГ в баках г.с. (по верхней риске мерной линейки, полная заправ-ка)………………………………………10л
слить 1,5–2л отстоя топлива;
давление в возд. сист…………………………...40–50кгс/см2
Летчику-штурману проверить:
соответствие загрузки вертолета полетному заданию и открытому листу на перевозимый груз;
правильность размещения груза;
правильность размещения десантников и знание ими команд и сигналов, подаваемых в поле-те;
знание пользования средствами спасения в аварийной обстановке (при необходимости про-инструктировать);
правильность размещения раненых;
доложить командиру экипажа о результатах осмотра.
Командиру экипажа:
принять доклад;
проинструктировать л.с., сопровождающий перевозимый груз, о поведении во время полета, о сигналах и порядке вынужденного покидания в-та, проверить знание им правил пользова-ния парашютами и аварийным сбросом входной двери и люка и назначить старшего группы;
Эксплуатация АИ-9В
Время выхода АИ на режим холостого хода……………20с
В процессе запуска АИ-9В допускается:
макс. заброс t газов не более 880С;
мигание лампы-табло ДАВ. МАСЛА НОРМА;
падение напряжения в сети при запуске не менее 18В.
Тгазов за турбиной на реж. холост. хода…………..720С
Время прогрева АИ …...………………………………1мин
В случае самопроизвол. выкл. АИ для прекращ. подачи топлива нажать на 2-3с кнопку «вы-ключение АИ-9В»
Запуск АИ прекратить если:
-в течение 9с после начала запуска нет показ. Тгазов;
-напряжение в сети запуска падает ниже 18 В;
-Тгазов за турбиной 880С;
-после 30с с начала запуска продолжает гореть сигнальная лампа работы автомат. панели за-пуска;
-замечены какие-либо другие ненормальности в работе двигателя и его систем.
При Тнв –40 и ниже перед запуском подогреть АИ горячим воздухом с Т=80-90С в тече-ние 25-30мин. Если Тнв –40С и АИ проработал 10мин, повторный запуск без подогрева разреш. вып. в течен. 1ч с момента его останова.
Разрешается:
-3 последов. запуска АИ с перерывами 3мин с дальнейшим остановом и охлаждением 15мин.
-3 последов. отбора воздуха с перерывами 1мин на холостом ходу; продолж. каждого отбо-ра воздуха 45с. Общее время непрер. работы в указ. реж. 10мин, далее АИ выкл. для охла-ждения 15мин.
-работа АИ в режиме «резервн. генерат.» 30мин, далее выкл. для охлажд. 15мин.
-5 последов. отборов возд. для запуска ТВ3 по 45с каждый с перерыв. между отборами 1мин.; время работы при этом 13мин; далее АИ выкл. и охладить 15мин.
Эксплуатация ТВ3-117МТ
Время выхода двиг на РМГ……………………………..60с
Время рабаоты автоматики запуска……………………..30с
Отключение стартера – при достижении nтк……...60-65%
При nтк>45% Рмасла в двиг. ……………………..1кгс/см2
Если до n=66+1% стартер не откл., нажать кнопку «прекращ. запуска»; если табло горит – закрыть стоп-кран запуск. двиг. и выкл. АИ.
Включить ПЗУ и проконтрол. загор. сигнал. табло. При этом Тгазов перед турбиной повы-сится на 10-15С, возможно увеличение nтк 0,5%.
Время охлаж. АИ после запуска ТВ3…………...0,5-1,0мин
Примечание. Если запуск двиг. производится с использованием только борт. аккум., то АИ не выкл. до прогрева двиг. и вых. их на повыш. реж. (nнв>88%). На РМГ вкл. резервный ге-нератор.
При Тмасла в ТВ3 и ВР. –40 прогреть их горячим воздухом с Т80, до t масла в под-доне ВР –15С, время подогрева должно быть 20мин.
Время прогрева СУ 1мин.
Для раздельного опробования двиг. с вых. на ВР (ФР) в–т загрузить до G13500кгс.
Охлажден. двиг. перед выкл. на МГ – 1-2мин летом, 2-3 мин зимой;
Время выбега ротора турбокомпрессора не менее 50 с.
РИС 3.3
Запуск двиг. прекратить если:
-Тгазов возрастает указанной на графике рис. 3.3;
-«зависание» nтк 3с;
-нет Рмасла в двиг. или ВР;
-Рмасла в двиг. <1кгс/см2 при nтк 45%;
-нет давления в гидросистеме;
-нет нарастания Т газов перед турбиной;
-течь масла или топлива;
-U в бортсети падает в начале запуска <16В на время >1с;
-из выхлопной трубы выбрасываются языки пламени;
-при nтк запускаемого двигателя 60-65% табло «стартер работает» горит;
-за время 60с двигатель не выходит на обороты МГ;
-нет раскрутки НВ при nтк 20–25%;
-ударное включение МСХ;
-Рмасла РМГ в двиг. <2кгс/см2, или в ВР <0,5кгс/см2;
-необходимо выключить АИ-9В;
-подана команда наблюдающего.
Предупреждения:
повторный запуск разрешается только после полной остановки турбокомпрессора, выявле-ния и устранения причин ненормального запуска, при этом перед последующим запуском сделать холодную прокрутку двигателя;
запускать двигатель с неисправными приборами контроля его работы запрещается;
при наличии льда на входных устройствах ПЗУ двиг. и лопастях НВ и ХВ запуск запрещает-ся;
при Тнв +5 и ниже прокрутить роторы компрессора и свободной турбины вручную, при наличии повышенной влажности обогрев двиг. и их воздухозаборников вкл. сразу после за-пуска двиг. В случае примерзания лопаток ротора компрессора или при наличии обледене-ния на деталях двиг. двиг. прогреть горячим воздухом. После прогрева убедится в легкости вращения роторов и отсутствии льда;
в условиях порывистого ветра с U=15-20 м/с наибольший зазор между раскручивающейся лопастью НВ и ХБ обеспечивается при обдуве в-та ветром спереди слева под углом 45;
при запуске двиг. с закр. пожарными кранами дальнейшая эксплуатация НР не разрешается;
запрещается до вых. запуск. двиг. на обороты МГ переводить перекл. запуска двиг. в полож. «запуск» другого двиг.
Экстренный останов двигателей
при резком паден. ниже мин. знач. Рмасла в двиг. и в ВР;
при резком повышении Тгазов выше допустимой;
при появлении течи топлива или масла;
при появлении значительной вибрации двиг. и посторонних шумов;
при резком падении или увеличении nтк;
по команде наблюдающего за запуском;
при возникновении пожара;
при сильном выбивании пламени из выхл. патрубка;
при одновременном отказе основной и дубл. ГС;
Холодная прокрутка ТВ3
раскрутка турбокомпрессора – до оборотов 20-26%;
продолжительность работы пусковой панели 51-59 с.
РАЗДЕЛ 4
РУЛЕНИЕ
Убедится, что обороты НВ 95±2%.
Когда по состоянию грунта руление невозможно, необходимо производить подлеты на ма-лой высоте.
Скорость руления не более 15-20км/ч.
Руление выполнять при U15м/с.
Запрещается торможение НВ.
ВИСЕНИЕ
Висение у земли выполняется:
-перед каждым полетом с новым вариантом загрузки;
-при необходимости в опробовании систем вертолета;
-при проверке работы СУ и управления вертолетом.
При неустойчивом висении возможно мигание табло «Осталось 270л» Л и прохождение со-общения РИ-65 «Аварийный остаток топлива».
Предупреждение. Использовать перенастройку оборотов НВ в полете запрещается.
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ И ПОДЛЕТЫ НА МАЛОЙ Н
Перемещения влево, вправо и назад разрешается выполнять с V10км/ч.
Подлеты вперед на H10м производить с V20км/ч, при этом необходимо учитывать u и ветра.
Пол. на малой Н над сильно пересеч. местностью производить на Н20м над рельефом ме-стности и на V60км/ч.
ВЗЛЕТ
Взлет производится:
по-вертолетному с разгоном в зоне влияния земли;
по-вертолетному с разгоном вне зоны влияния земли;
по-самолетному с разбегом до скорости 20-50 км/ч;
по-самолетному с разбегом на носовом колесе.
Миним. размеры площ. для выполнения взлетов и посадок на Н1500м:
-по – вертолетному
при отсутствии препятствий на подходах – 50х50м;
при налич. препятст. с Н15м на границе площ. – 50х120м;
-по – самолетному
при отсутствии препятствий на подходах – 50х160м;
при налич. препят. с Н15м на границе площ. – 50х200 м.
Взлет по-верт. с разгоном в зоне влияния земли производить в том случае, когда в-т может висеть на Н3м. G предельный определяется по номогр. рис. 1.3. Перевод в-та в разгон V – на Н=0,5–1м с таким расчетом, чтобы на Н=10м V=50км/ч. Дальнейший набор Н выполнять с увеличением V так, чтобы величина V = численному значению текущей Н + 40 до скорости 120 км/ч.
Взлет по – вертолетному с разгоном вне зоне влияния земли производится в том случае, ко-гда площадка имеет огранич. размеры и окружена препятствиями, Gвзл обеспечивает висе-ние вне зоны влияния земли. G предельный определяется по номогр. рис. 1.1.
Отделить в-т от земли и строго вертикально набрать Н, обеспечивающую безопасный проход над препятствиями с превышением 10м. Перевести в-т в разгон без изменения Н до V, ве-личина которой = численному значению Н + 40, и перейти в набор Н с одновр. увелич. V до 120км/ч.
Взлет по – самолетному производится если в-т при ВР работы двиг. может висеть на Н1м. G предельный определяется по номогр. рис. 1.3, увеличивая полученное значение G на 500кгс. Набор Н на V=120км/ч. При взлете с площ. огранич. размеров, огранич. препятст-виями, V набора Н – 50-60км/ч.
Взлет по-самол. с разбегом на носовом колесе. При разбеге до V=40км/ч в-т имеет тенден-цию к кабрированию и «приседанию» на осн. колеса шасси, а после «приседания» – к энер-гичному пикированию («клевку»). Отрыв в-та производить через 1–2с после «клевка» на V=60-65км/ч набор Н до 10м производить с разгоном до V=70-80км/ч, дальнейший набор – на V=120км/ч. Потребная длина БВПП для взлета с G=13000кгс = 150м, а потребная длина площадки – 340м. При центровках близких к предельно задней, длина разбега, потребная длина ВПП и взлетная дистанция возрастают в 1,5 раза.
НАБОР Н
Vнв набора Н на Н=0–2000м – 120км/ч, на Н=3000м – 110км/ч, на Н4000м – 100км/ч.
При использовании ФР Vу набора Н увелич. на 1,5–2,5м/с по сравнению с НР(ВР).
На Н=2500м и выше режим работы двиг. опред. по графику рис. 3.6.
На в-тах с двиг., оборуд. РПР-3АМ, при наборе Н на НР работы двиг. выдерживать nнв на Н=0–1000м 951%,Н1000м–nнв=931%, на ВР на всех Н–931%.
-В пол. допускается разница в nтк2%
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОЛЕТ.
Раздел 4
ОСОБЫЕ СЛУЧАИ В ПОЛЕТЕ
4.1. Отказ одного двигателя
Признаки:
- разбалансировка, рывок вправо;
- падение nтк, Рвозд за т.к. и Тз отказавшего двигателя;
- увеличение nтк, Рвозд за т.к. работающего двигателя;
- падение nнв;
Действия летчика:
- установить скорость 150 км/ч (при этом на кабрирование не > 25°, а на пикирование не > 20°); сбалансировать вертолет;
- рычагом ОШ выдерживать nнв в пределах 92-103%;
- РУДы вверх до упора, РУД отказавшего вниз;
- убедиться в нормальной работе второго двигателя;
- закрыть стоп-кран и пожарный кран отказавшего двигателя;-
- включить ПЗУ, СКВ, ПОС (после выхода из обледенения);
- при необходимости сбросить внешнюю подвеску и оценить возможность Г. П. на данной высоте.
При возможности Г.П. продолжить полет до ближайшего аэродрома (площадки) и произве-сти посадку, как с одним работаю¬щим двигателем в учебных целях.
Если ГП невозможен, необходимо выполнить энергичное тор¬можение до V=80 км/ч и произ-вести посадку перед собой с коротким пробегом.
При отказе двигателя над пересеченной местностью тормозить до V=50 км/ч, выполнить снижение с Vу =4-5 м/с до Н=20 м, затем торможение до V=20 км/ч. На Н=5-6 м энергично взять ОШ вплоть до максимального, погасить Vу к моменту приземления на основные коле-са, применять тормоза,
удерживая P.У. в отклоненном на себя положении до остановки. Затем опустить носовое ко-лесо, уменьшить ОШ до минимального, выключить двигатель и закрыть пожарный кран.
Действия летчика:
1. При отказе на Н висения до 3 м:
- сбалансировать вертолет, взятием ОШ вверх погасить Vу;
- после приземления уменьшить ОШ до минимального, закрыть стоп-краны и пожарные кра-ны.
2. Н висения от 3 до 5 м;
- сбалансировать вертолет и на Н=2-3 м взять ОШ вверх для погашения Vу;
- после приземления уменьшить ОШ до минимального, закрыть стоп-краны и пожарные кра-ны.
3. Н висения от 5 до 10 м:
- ОШ вниз на 1-2°;
-с 3-6 м ОШ вверх с максимальным темпом для погашения Vу;
- после приземления уменьшить ОШ до минимального, закрыть стоп-краны и пожарные краны.
Действия летчика при отказе двигателя на взлете:
1. На Н до 10 м и V 40 км/ч.
- без взятия ОШ взятием Р.У. на себя создать угол тангажа, обеспечивающий приземление на основные колеса;
- сбалансировать вертолет и на Н=2-3 м взятием ОШ верх до максимального погасить Vу;
- после опускания носового колеса затормозить, уменьшить ОШ до минимального значения, закрыть стоп-краны и пожарные краны.
2. На Н от 10 до 25 м и V>40 км/ч:
- ОШ вниз на 2-3°, nнв не < 88%;
- сбалансировать вертолет;
- создать посадочный угол тангажа и удерживать его до приземления;
- на Н=3-4 м взять ОШ вверх для погашения Vу;
- после приземления и остановки закрыть стоп-краны и по¬жарные краны.
3. На Н > 25 м и V > 70 км/ч:
- ОШ вниз, nнв не < 88%;
- сбалансировать вертолет;
- РУДы вверх до упора;
- установить V= 70-80 км/ч и произвести посадку, как с одним работающим двигателем с ко-ротким пробегом.
4.2. Отказ двух двигателей
Признаки:
- резкая разбалансировка, рывок вправо;
- падение nтк, Р воздуха за т.к., Тг и nнв;
- изменение звука от работающих двигателей.
Действия летчика (Н > 100 м):
- ОШ вниз до упора;
- сбалансировать вертолет;
- установить V=80-90 км/ч;
- закрыть стоп-краны и пожарные краны, выключить насосы;
- nнв выдерживать в пределах 90-98% не допуская забро¬сов выше 115% и падение ниже 85%;
- выпустить шасси;
- сбросить внешние подвески;
- выбрать площадку и выполнить заход на посадку против ветра;
- с Н=60-50 м погасить V ( до 15°) с таким расчетом, чтобы на Н=15-10 м она была 60-50 км/ч;
-c Н=15-20 м уменьшить таким расчетом, чтобы к моменту приземления он был 4-5°, с од-новременным взятием ОШ до мак¬симального погашения Vу;
- в процессе увеличения ОШ удерживать посадочный угол тангажа отклонением Р.У. от се-бя;
- после приземления ОШ вниз до упора и применить тор¬моза.
Если посадка с пробегом невозможна, необходимо:
- выпустить шасси, сбросить внешнюю подвеску;
- планировать на V=80-90 км/ч до Н=40-30м;
- с Н=40-30 м погасить V ( до 20°) с таким расчетом, что¬бы на Н=15-10 м она была 40-30 км/ч;
- с Н=15-10 м взятием ОШ погасить Vу;
- до приземления удерживать угол тангажа 15-20°;
- после приземления на основные колеса применить тормоза, Р.У. удерживать в отклоненном на себя положении до остановки;
- уменьшить ОШ до минимального и установить Р.У. в нейтральное положение.
Действия летчика (Н < 100 м, V > 60 км/ч):
- уменьшить ОШ, nнв не 85%, с одновременным торможением ( до 20);
- сбалансировать вертолет;
- выпустить шасси;
- закрыть стоп-краны и пожарные краны, выключить насосы;
- на V=60-50 км/ч уменьшить с таким расчетом, чтобы к моменту посадки он был близок к 4-5°;
- с H=15-20 м взять ОШ до максимального для погашения Vу, удерживая посадочный угол тангажа;
- после приземления ОШ вниз до упора и применить тормоза.
Действия летчика (Н<100 м, V 60 км/ч)
- ОШ вниз до упора;
- сбалансировать вертолет;
- выпустить шасси;
- закрыть стоп-краны и пожарные краны, выключить насосы;
- установить V=50-40 км/ч до Н= 20-15 м;
- с Н=20-15 м взятием ОШ погасить Vу одновременно придавая вертолету посадочный угол тангажа;
- после приземления ОШ вниз до упора и применить тор¬моза.
4.3. Помпаж
Признаки:
- хлопки в районе двигателя;
- падение nтк и Р воздуха за т.к.;
- рост Тз.
Действия летчика:
- в полете уменьшить ОШ и, если помпаж не ликвидирован, выключить двигатель;
- на висении - немедленно приземлиться.
4.4. Неисправность CAP двигателя в полете
1. Признаки:
- колебание nтк > 1%;
- при перемещении ОШ режим одного из двигателей не изменяется (nнв = 95 2%).
Действия летчика:
- задание прекратить, посадка на свой или ближайший аэродром;
2. Признаки:
- вилка в nтк > 3%, увеличение nнв 103% (один признак или оба).
Действия летчика:
1. На висении, взлете и предпосадочном планировании произвести посадку. При увеличении nнв103% рукояткой коррекции и ОШ установить nнв=952%, поддерживая их в ручную.
2. На остальных режимах полета:
а) рычагом ОШ установить nнв = 92-93%;
б) отклонить ОШ вниз (nнв 98%), затем вверх и проконтролировать изменение nтк и nнв (возможны три случая):
- nтк обоих двигателей реагируют на перемещение ОШ, (nнв = 952%);
- nтк с исправной CAP при отклонении ОШ вниз уменьша¬ются, а при отклонении вверх - увеличиваются (nнв = 952%). nтк двигателя с несправной CAP поддерживаются на взлет-ном ре¬жиме и не изменяются;
- nтк двигателя, работающего на взлетном режиме, при отклонении ОШ вниз не изменяются, а nтк второго уменьшаются мед¬ленно и не обеспечивают автоматическое поддерживание nнв =952% и стремятся увеличиться до nнв 103%.
В первом случае - перевести в Г.П.(V=100-250 км/ч), зада¬ние прекратить, посадка на свой или ближайший аэродром.
Во втором случае - РУД с неисправной CAP уменьшить nтк на 3% (nтк с исправной САР увеличатся).
Пилотировать вертолет более плавно, т.к. nнв =952% поддерживаются автоматикой одного двигателя (коррекция правая).
Задание прекратить, установить Vгп=100-200 км/ч и произвести поса¬дку на площадку или аэродром.
В третьем случае - при достижении nнв =96% ОШ вниз не отклонять, коррекцией установить nнв =95%. При изменении режима по¬лета nнв =952% поддерживать вручную (ОШ вверх - коррекция вправо, ОШ вниз - коррекция влево).
Задание прекратить, установить V=100-200 км/ч и произвести посадку на площадку или аэ-родром.
4.5. Превышение максимально допустимой Тз перед турбиной
Признаки:
- превышение Тз выше 960 (990°) С;
- загорание табло ЛЕВ. ДВИГ. Тз ВЫСОКА или ПРАВ. ДВИГ. Тз ВЫСОКА (для двигате-лей 2 серии).
Действия летчика;
- уменьшить режим двигателей (Тз < 960° (990°) С) и убедиться в погасании табло;
- усилить контроль за Тз и продолжить задание.
4.6. Повышенная вибрация двигателей
Признаки:
- горят желтые табло ЛЕВ. (ПРАВ) ДВИГ. ВИБРАЦИЯ ПОВЫШ. (одно или оба);
- кратковременное загорание или устойчивое горение крас¬ного табло ВЫКЛЮЧИ ПРАВЫЙ (ЛЕВЫЙ) ДВИГАТЕЛЬ;
- команда Ри-65 "Вибрация левого (правого) двигателя".
Действия летчика:
- при загорании желтых табло - усилить контроль за рабо¬той двигателей, задание продол-жить;
- при загорании красного табло уменьшить режим работы двигателей (табло должно погас-нуть), задание прекратить, уста¬новить V=130-140 км/ч, посадка по самолетному на ближай-шем аэродроме. Если красное табло не гаснет, РУД этого двигателя плавно отклонить вниз до упора, выключить двигатель и зак¬рыть его пожарный кран.
4.7. Падение Рм в двигателе
Признаки:
- уменьшение Рм в двигателе.
Действия летчика;
- при Рм 2 кгс/см2 РУДом уменьшить режим работы этого двигателя до минимального и убедиться, что Тм не превышает 150°. Задание прекратить, посадка на ближайший аэродром;
- при Рм < 2 кгс/см2 двигатель выключить и действовать, как при отказе одного двигателя.
4.8. Появление стружки в масле двигателя
Признаки:
- загорание (мигание) табло СТРУЖКА В МАСЛЕ ЛЕВ. (ПРАВ.) ДВИГ.
Действия летчика:
- проконтролировать Тм и Рм в двигателе;
- если параметры нормальные, задание прекратить, усилить контроль за Тм и Рм, посадка на ближайший аэродром (площадку);
- если Тм и Рм выходят за допустимые пределы задание прек¬ратить, выключить двигатель и действовать как при отказе одного двигателя.
4.9. Неисправность редуктора в полете
Признаки:
- шумы или тряска вертолета;
- резкое повышение Тм и падение Рм;
- загорание табло СТРУЖКА В МАСЛЕ ГЛ. РЕДУКТОРА;
- загорание табло ГЛ. РЕД. Р мало, Ри-65 "Мало давление масла в редукторе".
Действия летчика:
- перевести вертолет на снижение (V=130-l40 км/ч);
- выпустить шасси, произвести посадку на выбранную площадку.
При загорании только табло СТРУЖКА В МАСЛЕ ГЛ. РЕД. задание прекратить, усилить контроль за Тм и Рм.
Посадка на ближайшем аэ¬родроме.
4.10. Пожар в воздухе
Признаки:
- Ри-65 "Борт №... пожар";
- загорается красное табло ПОЖАР на приборной доске и красное и желтое на щитке ППС;
- появление дыма, пламени или запаха гари в кабине;
- резкое повышение Тз перед турбиной;
- появление шлейфа дыма за вертолетом;
Действия летчика:
- установить место возникновения пожара;
- убедиться в автоматическом срабатывании первой очереди пожаротушения и ликвидации пожара;
- при несрабатывании первой очереди автоматически включить ее вручную;
- если пожар не потушен, включить вторую очередь;
- после ликвидации пожара отключить табло ПОЖАР на приборной доске нажатием на кнопку ОТКЛ. СИГН. ПОЖАРА.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: После ликвидации пожара первой очередью при возникновении его вновь в другом отсеке необходимо вруч¬ную включить 2-ю очередь.
При возникновении пожара в отсеке двигателя выключить его, закрыть пожарный кран и включить ПЗУ.
При загорании электропроводки отключить сеть, в которой он возник, или обесточить весь вертолет.
Пожар в грузовом отсеке ликвидирует борттехник по команде летчика с помощью огнету-шителя.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
1) Если пожар не ликвидирован, летчику принять решение о немедленной посадке или поки-дании вертолета.
2) После ликвидации пожара произвести посадку на ближайшую площадку.
4.11. Отказ подкачивающих насосов
Признаки:
- срабатывает Ри-65 "Отказал насос расходного бака, проверь остаток топлива";
- гаснет табло (или оба) НАСОС РАБОТАЕТ №1 (№2);
- кратковременно (на 1-2 с) уменьшаются nтк на 2-3% и nнв - на 1-3%.
Действия летчика;
- при отказе одного из насосов задание продолжить;
- при отказе двух насосов произвести посадку на свой или ближайший аэродром.
4.12. Отказ перекачивающих насосов
Признаки:
- преждевременное уменьшение топлива в расходных баках;
- гаснет табло (или оба) НАСОС РАБОТАЕТ №4 (№5).
Действия летчика:
- убедиться в исправности табло установкой переключателя ДЕНЬ-НОЧЬ в ДЕНЬ и нажати-ем кнопки КОНТРОЛЬ;
- проконтролировать включение насосов;
- проверить количество топлива в баках;
- при отказе одного из насосов задание продолжить;
- если топливо в расходные баки не поступает, задание прекратить и произвести посадку на выбранную площадку или бли¬жайший аэродром.
Запаса топлива 620 л в расходных баках достаточно для по¬лета на Н=500 м и Vпр=240-260 км/ч в течении 40 мин и L=165 км.
4.13. Загорание табло резервного остатка топлива
Признаки:
- срабатывает Ри-65 "Резервный остаток топлива";
- загорается табло (или оба) БАК №1(№2) ОСТАЛОСЬ120л.
Действия летчика:
При загорании одного из табло:
- проверить открытие перекрывных кранов баков №1 и №2;
- убедиться во включении и работоспособности перекачивающих насосов;
- проверить количество топлива в баках;
- если перекрывные краны открыты, насосы №4, №5 работают и в баках №4 и №5 есть топ-ливо, закрыть перекрывной кран бака №1 (№2) для предотвращения утечки топлива. В даль-нейшем при загорании табло БАК №1 (№2) ОСТАЛОСЬ 120 л запас топлива будет 120 л.
При одновременном загорании табло:
- проверить открытие перекрывных кранов баков №1 и №2;
- убедиться во включении и работоспособности перекачивающих насосов;
- проверить количество топлива в баках №1 и №2, при этом запас топлива должен состав-лять 240 л.
При загорании одного или двух табло после выполнения указанных проверок принять реше-ние на полет до ближайшего аэродрома или посадку на выбранную площадку.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
1) На Н=500 м и V=240-260 км/ч 120 л достаточно на 7 мин полета (25 км), а 240 л на 15 мин (55 км).
2) Вертолет пилотировать плавно, развороты выполнять координировано.
4.14. Отказ основной гидросистемы
Признаки:
- срабатывает Ри-65 "Отказала основная гидросистема";
- уменьшается Р в основной гидросистеме < 64 кгс/см2 ;
- мигание табло ДУБЛ. ВКЛ. и периодическое возрастание и падение Р в дублирующей гид-росистеме;
- гаснет табло ОСНОВН. ВКЛ.;
- загорается табло ДУБЛ. ВКЛ. и срабатывает Ри-65 "Дублирующая гидросистема работает";
- отключается АП и система расстопаривания фрикциона ОШ.
Действия летчика:
- немедленно установить переключатель гидросистемы в положение ДУБЛИР;
- подобрать затяжку фрикциона ОШ;
- задание прекратить, посадка на площадку.
4.15. Отказ дублирующей гидросистемы
Признаки:
- срабатывает Ри-65 "Отказала дублирующая гидросистема";
- загорается табло ДУБЛИР. НЕ РАБОТ.;
- падает Р в дублирующей гидросистеме до нуля.
Действия летчика:
- убедиться в нормальной работе основной гидросистемы;
- произвести посадку на площадку.
4.16. Отказ основной и дублирующей гидросистем
Признаки:
- сильное вождение РУ и возрастание на ней усилий;
- срабатывает Ри-65 «Отказала основная гидросистема», «Отказала дублирующая г/система.»;
- падает Р в обеих системах;
- загорается табло ДУБЛИР. НЕ РАБОТ.;
- гаснет табло ОСНОВ. ВКЛ.
Действия летчика:
- при наличии высоты всем покинуть вертолет, при ее от¬сутствии попытаться произвести по-садку;
- оператору при невозможности покидания оказать помощь летчику в управлении вертоле-том.
4.17. Отказ гидросистемы уборки и выпуска шасси
Признаки:
- уменьшается Р в гидросистеме;
- загорается табло ОСНОВН. ШАССИ НЕ РАБОТ.;
- уменьшается нагрузка на педали;
- не срабатывают створки ПН:
- шасси не выпускаются при наличии Р в г/системе шасси и основной г/системе.
Действия летчика:
- при неуборке шасси не допускать увеличения V>160км/ч, перевести кран в положение ВЫПУЩЕНО и убедиться в загорании зеленых табло. Если шасси не вышли, поставить пе-реключатель в РЕЗЕРВ и произвести выпуск от основной г/системы.
Если и в этом случае шасси не вышли, переключатель поставить в ОСНОВ и кран в УБРА-НО. Дать команду оператору на выпуск шасси. Если шасси вышли, поставить кран в ВЫ-ПУЩЕНО. Если шасси не вышли или при обесточивании сети, выпуск произ¬вести установ-кой крана в ВЫПУЩЕНО с последующим перемещением рычага АВАРИЙНЫЙ ВЫПУСК ШАССИ вниз. Контроль выпущенного положения при обесточенной сети по командам с земли;
- при отказе г/системы в полете задание продолжить, перед посадкой произвести выпуск лю-бым способом.
4.18. Невыпуск шасси
Признаки:
- при выпуске шасси не гаснут красные табло или после их погасания не загораются зеленые;
- стойки шасси при обесточенной сети не выпускаются.
Действия летчика:
- перевести кран в УБРАНО и проконтролировать уборку шасси по загоранию красных таб-ло;
- посадка по-вертолетному;
- после касания земли уменьшить ОШ до минимального с одновременным кренением влево до касания о землю пилоном;
- РУ удерживать вертолет в таком положении до полной остановки НВ;
- выключить двигатели, закрыть пожарные краны и обесточить вертолет.
4.19. Отказ автопилота
Признаки:
- резкое изменение , , МК, Н полета и колебание верто¬лета;
- медленный уход с установленного режима полета, само¬произвольное отключение канала АП.
Действия летчика:
- при резком изменении пространственного положения или колебаниях вертолета удержать его в заданном режиме полета и выключить АП;
- принять решение о прекращении или продолжении выпол¬нения задания;
- при медленном уходе с установившегося режима полета или самопроизвольного отключе-ния канала АП, его выключить и при¬нять решение о продолжении или прекращении выпол-нения задания.
4.20. Отказ одного генератора
Признаки:
- загорание табло ВНИМАНИЕ НА ПУЛЬТ ЭЛ. СИСТЕМ ;
- при отказе правого генератора загорается табло ПРАВ. ГЕН. ОТКЛ.;
- при отказе левого загорается табло ЛЕВ. ГЕН. ОТКЛ., ОСН. ТР-Р ~ 115 ОТКЛ, ОСН. ТР-Р ~ 36 ОТКЛ;
- стрелка амперметра ~ на 0;
- стрелка вольтметра ~ на 0;
- отключаются: ПОС, освещение грузовой кабины, вентиляторы и стеклоочистители.
Действия летчика:
- выключить отказавший генератор и продолжить выполнение задания;
- для включения ПОС НВ и РВ включить выключатель ВКЛЮЧЕН ПОС ПРИ ОТКАЗЕ ОД-НОГО ГЕНЕРАТОРА и выйти из зоны обледенения. Произвести посадку на ближайший аэ-родром.
4.21. Отказ двух генераторов
Признаки:
- загорание табло ВНИМАНИЕ НА ПУЛЬТ ЭЛ. СИСТ., ЛЕВ. ГЕН. ОТКЛ., ПРАВ. ГЕН. ОТКЛ., ОСН. ТР-Р ~ 115 ОТКЛ., ОСН. ТР-Р ~ 36 ОТКЛ., ВКЛЮЧИ ПТ-125Ц, ОТКАЗ ГИ-РОВЕР №1;
- отклонение стрелок вольтметра и амперметров к 0;
- отключение АП, ПОС, ДИСС-15, стеклоочистителей, вентиля¬торов, насосов баков № 1,2,4 и 5, обогрева правого ППД и часов, управления креслом летчика, освещение рабочего места оператора, радиостанции "Карат", АРК-У2, "Гребень" и др.
Действия летчика:
- выключить генераторы, ВУ и трансформаторы;
- включить ПО-750 и ПТ-125Ц;
- выключить потребители, кроме: приборов контроля работы двигателей, топливомера, ГВ №1, при T=+5 и ниже обогрева левого ППД;
- запустить АИ-9В (до Н=4000 м), включить ГЕНЕ-РАТОР АИ-9В и СЕТЬ НА АККУМУ-ЛЯТОР. Задание прекратить. Непрерывная работа АИ-9 - 30 мин.;
- при незапуске АИ-9В задание прекратить, V установить 160 км/ч, выпустить шасси и про-извести посадку на площадку или ближайший аэродром.
При отказе 2 генераторов остается топлива 620 л для по¬лета на Н=500 м, V=240-260 км/ч, t= 40 мин и L= 165 км. Запаса энергии аккумуляторов достаточно на 9 мин полета (8 мин с включенными фарами).
4.22. Отказ указателя скорости (летчика)
Признаки:
- неустойчивые показания и расхождения показаний у лет¬чика и оператора;
- изменение разницы показаний по УС-450 и ДИСС-15;
- несоответствие V установленному режиму полета;
Действия летчика:
- переключатель Рст поставить в положение ЛЕВАЯ , а затем ПРАВАЯ и оставить в том по-ложении, при котором указа¬тель показывает правильную скорость; задание продолжить;
- при неустойчивых показаниях после проведенных действий запросить у оператора о пока-зании скорости. Полет выполнять по указателю ДИСС-15 и по исправно работающему указа-телю у оператора. Задание прекратить.
4.23. Отказ указателей скорости летчика и оператора
Признаки: неустойчивые показания и несоответствие V режиму полета.
Действия летчика:
- установить переключатель Рст. в положение ЛЕВАЯ, затем ПРАВАЯ, если показания не восстановятся задание прекратить;
- установить режим работы не более крейсерского;
- контроль полета осуществлять по ДИСС-15;
- произвести посадку на ближайший аэродром.
4.24. Отказ высотомера ВД-10К
Признаки:
- показания неустойчивые, или изменение показаний при Нп постоянной;
- постоянство показаний при изменении Нп при постановке переключателя Рст в любое по-ложение.
Действия летчика:
- Н выдерживать по указателю оператора, вариометру, ПКП-72М и радиовысотомеру (до 750 м), произвести посадку на свой или ближайший аэродром.
4.25. Отказ ПКП-72М и УКТ-2
Признаки:
- в прямолинейном полете силуэт самолета ПКП-72М или УКТ-2 показывает с отклонением или без него по ;
- при развороте оба не реагируют на изменение крена;
- силуэт самолета ПКП-72М или УКТ-2 заваливаются по и ;
- загорается табло ОТКАЗ ГИРОВЕРТ. №I или №2;
- отключается АП при загорании ОТКАЗ ГИРОВЕРТ №1.
Действия летчика при отказе ПКП-72М без загорания таб¬ло ОТКАЗ ГИРОВЕР. №1:
- убедиться в правильности показаний УКТ-2 по дублирующим приборам;
- РУ отклонить в сторону противоположную крену выдаваемому ПКП-72М и по реагирова-нию силуэта убедиться в его отказе;
- пилотирование осуществлять по работающему УКТ-2 и дублирующим приборам.
Действия летчика при отказе УКТ-2 и по загоранию табло ОТКАЗ ГИРОВЕР. №2:
- убедиться в правильности показаний ПКП-72М по дублирующим приборам и по нему осуществлять пилотирование.
Действия летчика при отказе ПКП-72М и загоранию табло ОТКАЗ ГИРОВЕР. №1:
- по дублирующим приборам убедиться в правильности пока¬заний УКТ-2;
- переключатель ОСНОВНОЙ АВИАГОРИ3.1,2 поставить в положение 2 и пилотировать по ПКП-72М и УКТ-2, убедившись, что АП отключился;
- задание прекратить.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Включение автопилота ЗАПРЕЩА-ЕТСЯ при переключении ОС-НОВНОЙ АВИАГОРИЗ.1,2 в положение 2.
4.26. Отказ системы управления РВ
Признаки:
- вертолет не реагирует на отклонение педалей и вращается влево при полностью отданной правой педали.
Действия летчика:
- перед отрывом уменьшить ОШ до минимального и взлет не производить;
- на висении немедленно уменьшить ОШ и приземлиться, применить тормоза и выключить двигатели;
- в полете на V>70 км/ч сбалансировать вертолет от раз¬ворота креном, установить V =120-200 км/ч, посадку производить по-самолетному на V=70-80 км/ч;
- при выполнении подлетов на V > 20 км/ч, на взлете и тормо¬жении перед посадкой на V ме-нее 70 км/ч плавно уменьшить ОШ и произвести посадку перед собой по-самолетному.
4.27. Непреднамеренное увеличение угла тангажа
Признаки:
- энергичное увеличение и потеря V;
- вибрации на РУ или заклинивание ее в продольном нап¬равлении при отдаче от себя.
Действия летчика:
- уменьшить ОШ на 2-3°, не превышая допустимых оборотов НВ;
- отдачей РУ от себя вывести в ГП с разгоном скорости;
- если угол тангажа продолжает увеличиваться, ввести вертолет в правый (левый) разворот. После уменьшения убрать крен и разогнать скорость. Отклонение педали при вводе в раз-ворот не более половины ее хода.
4.28. Земной резонанс
Признак:
- появление усиливающихся колебаний вертолета при опробовании двигателей, рулении, разбеге и пробеге.
Действия летчика:
- при опробовании двигателей - ОШ вниз до упора и кор¬рекцию влево;
- в остальных случаях - ОШ вниз до упора, коррекцию влево, РУ нейтрально и применить тормоза.
Если резонанс не прекращается, выключить двигатели.
РАЗДЕЛ 5 ТТД систем вертолета
5.1. Взлетно-посадочные устройства
Состоят из трехстоечного шасси, убирающегося в полете, и неубирающейся хвостовой опо-ры с жидкостно-газовыми аморти¬заторами. На главных ногах шасси установлены тормозные колеса.
Основные ТТД:
Колея, мм - 3030;
База, мм - 4390;
Стояночный угол, град - 3°32’;
Клиренс, мм - 320;
Два нетормозных передних колеса
К329А (размер мм) - 480х20;
Давление в камере передних
колес, кгс/см2 - 4,5+0,5;
Выход штока амортизатора (передняя
стойка), мм - 4510;
Обжатие пневматика пер., мм - 44 ± 5;
Основное колесо КТ135А, мм - 720х320;
Давление в камерах, кгс/см2 - 5,5+0,5;
Выход штока амортизатора
(задняя стойка), мм - 8010;
Обжатие пневматика, мм - 655
5.2. Гидравлическая система
Состоит из основной, дублирующей и вспомогательной сис¬тем. Основная и дублирующая системы предназначены для обес¬печения работы систем управления вертолета. При отказе основ¬ной системы автоматически включается в работу дублирующая. Ос¬новная система также питает гидроцилиндр расстопорения фрик¬циона ручки шаг-газ и используется для ава-рийного выпуска шасси.
Вспомогательная система обеспечивает уборку и выпуск шас¬си, питание гидродемпфера в путевом управлении, включение и отключение ручки в кабине оператора и открывание и за-крывание створок прибора наведения.
Основные ТТД:
Рабочая жидкость - масло AMГ-10;
Рабочее давление, кгс/см2 - 651 805;
Количество жидкости в каждой секции
гидробака блока АГС-60А, л - по 8,5-0,5;
в баке блока БГ-13-1, л -1214;
Переключение на дублирующую систему
при падении давления до, кгс/см2 - 55
5.3. Пневматическая система
Предназначена для торможения колес главных ног шасси, герметизации двери летчика, люка оператора, створок дверей грузовой кабины и работы пневмомеханических насосов системы опрыскивания спиртом лобовых стекол кабины экипажа.
Основные ТТД:
Давление в баллонах (3 л и 4 л),
кгс/см2 - 40 54;
Давление в тормозной магистрали,
кгс/см2 - 33 3;
Давление в системе герметизации,
кгс/см2 - 2,1-0,3+0,4;
Рабочее давление создаваемое
компрессором, кгс/см2 - 50+4
5.4. Противообледенительная система
Предназначена для защиты от обледенения лопастей несущего и рулевого винтов, передних стекол кабины экипажа, воздухозаборников и входных устройств двигателей.
Противообледенительные устройства лопастей винтов, перед¬них стекол и воздухозаборни-ков двигателей - электротеплового действия, входных устройств двигателей - воздушно-теплового действия, обогрев вертикальных стоек первой опоры входной части компрессора горячим маслом.
Основные ТТД:
Питание эл. нагревательных элементов, В - 208;
Ток на каждой секции лопасти Н.В, А - 3045;
Ток на каждой секции лопасти Р.В, А - 2030;
Ток, потребляемый ПОС (ПЗУ), А - 35-50;
Ток, потребляемый на обогрев стекол, А - 15-30
5.5. Система пожаротушения
Предназначена для ликвидации пожара в защищаемых отсеках: правого двигателя, левого двигателя, главного редуктора и расходных топливных баков, двигателя АИ-9В и бака №3, в кабине летчика и грузовой кабине.
Основные ТТД:
Давление в огнетушителях, кгс/см2 - 1005(+20°С);
Саморазрядка огнетушителя, кгс/см2 - 20020;
Вес наполненного огнетушителя, кг - 11,75
5.6. Система кондиционирования воздуха
Предназначена для создания нормальных температурных усло¬вий в гермокабине, обдува стекол, а также для поддержания в кабине заданного избыточного давления.
Основные ТТД:
Заданное избыточное давление,
мм вод. ст. - 60050;
Расход воздуха на обогрев кабины, кг/ч - до 1000
5.7. Топливная система
Предназначена для обеспечения питания топливом двигателей.
Основные ТТД:
Полная емкость топливных баков, л - 2165;
Левый расходный бак № 1, л - 350;
Правый расходный бак № 2, л - 350;
Бак № 3, л - 535;
Бак № 4 и 5, л - 930;
Полная емкость 4-х подвесных баков, л - 2000;
Резервный остаток топлива, л - 240;
при этом возможен полет в течение,
мин - 15 (L=55 км);
Расход топлива в воздухе, л/ч - 862,5(690кг/ч);
Расход топлива на земле, л/ч - 437,5 (350кг/ч).
5.8. Маслосистема главного редуктора
Предназначена для охлаждения, смазки трущихся деталей и выноса отработанных частиц.
Основные ТТД:
Заливаемое масло - Б-ЗВ;
Количество масла в системе, л - 39;
В редукторе, л - 33;
В радиаторах, л - 3,4;
В трубопроводах, л - 2,6;
Давление масла на МГ, кгс/см2 - не менее 0,5;
Давление масла, кг/см2 - 34;
Температура масла на МГ, град от -40 до +90;
Температура масла, град - +30 90;
Рекомендуемая Тм, град - 40 80;
Время при прогреве от -15° до +30°, мин - не более 5;
Расход масла, кг/ч - не более 0,5
5.9. Маслосистема двигателей
Предназначена для охлаждения, смазки трущихся деталей и выноса частиц, образовавшихся в процессе работы двигателей.
Основные ТТД:
Количество масла миним, л - 8;
Количество масла макс, л - 11;
Заливаемое масло - Б-ЗВ;
Расход масла, л/ч - 0,3;
Давление масла на МГ, кгс/см2 - не менее 2,0;
Давление масла, кгс/см2 - 34;
Температура масла на МГ, град -(–40 +150) ;
Температура масла, град - +(80 150)
5.10. Радиоэлектронное оборудование
ДИСС-15Д автоматически и непрерывно измеряет параметры движения вертолета относи-тельно отражающей поверхности.
Основные ТТД:
Рабочий диапазон высот, м:
- в режиме навигации - 10…3000;
- в режиме висения над сушей - 2…1000;
- в режиме висения над морем - 2…500;
Диапазон измерения путевой скорости, км/ч:
- в режиме висения - до 50;
- в режиме навигации - 50…400;
Диапазон измерения угла сноса, град - 45;
Допустимые углы крена, град - 30;
Время готовности к работе, мин - 5
АРК-15М позволяет выполнять полет на радиостанцию и от нее, автоматически определять пеленг на радиостанцию, производить непрерывный отсчет КУР, выполнять заход на посад-ку по системе ОСП.
Основные ТТД:
Диапазон частот, кГц - 150…1800;
Дальность действия с
ПАР-8 (Н=1000 м), км - 100;
Погрешность определения
пеленга, град - 2;
Время готовности к работе, мин - 1…2
АРК-У2 предназначена для привода вертолета на аварийные УКВ радиостанции (радиомая-ки).
Основные ТТД:
Количество фиксируемых частот - 4;
Дальность действия с Р-855У (Н=1000 м), км - 1,5;
Точность пеленгования на КУР = 0, град - 3;
Точность выхода на Р-855У по месту, м - 200
РВ-5 (А-037) предназначена для измерения истинной высоты полета.
Основные ТТД:
Диапазон частот, МГц - 4200…4400;
Диапазон измерения истинной
высоты, м - 0…750;
Точность измерения высоты при углах крена до 15, м:
до высоты 10 м - 1;
свыше 10 м - 10% Н;
Погрешность сигнализации НОП, м:
от 2 до 10 м - 0,5;
свыше 10 м - 5% Н
«Карат-М» предназначена для безподстроечной симплексной радиотелефонной связи с на-земными радиостанциями и вертолетами в воздухе.
Основные ТТД:
Диапазон частот, МГц - 2…10,1;
Количество фиксированных волн - 8100;
Дальность связи не менее, км - 450
«Ядро-1Г». Диапазон частот, МГц - 2…17,999
Р-863У предназначена для связи с наземными радиостанциями и вертолетами в воздухе.
Диапазон частот, МГц (м)
МВ - 100…149,975;
(3,0…2,0)
ДМВ - 220…399,975;
(1,36…0,75)
Количество фиксированных волн - 9200;
Дальность связи с радиостанцией
РАС-УКВ при Нгп =1000 м, км - 120
5.11. Авиационное оборудование
Курсовая система «Гребень» предназначена для определения курса вертолета и обеспечения сигналами курса всех устройств, решающих задачи навигации и пилотирования.
Может работать в режимах ГПК и МК.
Основные ТТД:
Погрешность системы в режиме ГПК, град/ч:
- при Тнв до +50 не > 1;
- при Тнв до -60 не > 2;
Скорость согласования:
- нормальная, град/мин 2 – 4;
- быстрая, град/с не менее 10.
ПКП-72М предназначен для индикации пространственного положения вертолета, индикации малой высоты полета над местностью, индикации исправности МГВ-1СУ и РВ-5.
Основные ТТД:
Диапазон измерений, град:
- по крену 180;
- по тангажу 90;
Погрешность показаний, град:
- по крену 1,5;
- по тангажу 2,0.
УКТ-2 предназначен для индикации положения вертолета в пространстве по сигналам, по-ступающим от МГВ-1СУ № 2.
Основные ТТД:
Диапазон измерений, град:
- по крену 360;
- по тангажу 90;
Погрешность показаний крена и тангажа,
град: - не более 2.
МГВ-1СУ предназначена для определения пространственного положения вертолета относи-тельно горизонта. Является центральным датчиком углов крена и тангажа.
Основные ТТД:
Предельные углы работы, град:
- по крену 180;
- по тангажу 60.
САРПП-12Д предназначена для записи на фотопленку аварийных сигналов и параметров по-лета.
Основные ТТД:
Номинальная скорость протяжки, мм/с - от 0,7 до 1,3;
Записываемые параметры:
- высота полета (барометрическая);
- скорость полета (воздушная);
- крен;
- тангаж;
- обороты редуктора;
- положение ползуна автомата перекоса.
Сигналы:
- пожар;
- вибрация левого двигателя;
- вибрация правого двигателя;
- аварийный остаток топлива;
- отказала основная гидросистема;
- отказала дублирующая гидросистема;
- опасная высота;
- отказ топливного насоса левого подвесного бака;
- отказ топливного насоса правого подвесного бака;
- отказ топливного насоса расходного бака;
Питание осуществляется от аккумуляторной шины.
БСГО-400 предназначен для предупреждения о приближении nНВ к предельно допустимым величинам