Рассказ 1.
Рубеж возврата
В конце 70х, начале 80х годов мне со штурманом Толиком В. была поставлена задача: перегнать для контрольно-серийных испытаний первого птенца Кумертавского вертолетного завода к нам в Феодосию. Качественно, по своей программе, облетав птичку, подчистили огрехи сборки и начали давать заявки на перелет. И вот сидим неделю, вторую-не дают «добро» на перелет по МВЛ, ну хоть ты тресни, никто не хочет нас принимать!..Заявки даем веером- толку ноль. Долго я думал, наконец, дошло: в заявке то мы указываем тип ЛА, каким его окрестили в ОКБ, никто-же не знает, что это за зверь, что он жрет, как обслуживается. Вот и боятся нас брать. Ладно, иду на хитрость: прошусь в заявке посадку для заправки на аэр.Сокол(Саратов),запасным Сызрань. Свои же, может быть примут, а кто-то и фамилию бывшего инструктора вспомнит. Не моргнув глазом, пишу :тип-Ми-8,принадлежность-ВВС…И ,что вы думаете-уже на следующий день Сокол нас берет! На аэродроме идут полеты, заходим на посадку, запрашиваем условия. РП видит необычный ЛА и, спрашивает:-
№…что у вас за тип, у меня вертушка ,по плану под этим позывным должна прийти
-№…да я и есть вертушка, свой я со звездочкой(т.е. военный)-
На всякий пожарный случай РП гонит нас садиться не на заснеженное поле старта, а на, плохо очищенный центр ВПП (красивая мозаика из шестигранных плит, строили, наверное, еще пленные немцы).
Снег, зависаю на 20м,раздуваю его и начинаю снижение. Левый блистер, по привычке всех морских летчиков приоткрыт. На высоте 5м по щеке больно хлещут крупинки ,но не снега ,а кусочков бетона или песка .Быстро сажусь и выключаю двигатели. РП дает команду зарулить на стоянку, т.е. освободить полосу. Это по этой убитой бетонке, а потом по плохо укатанному снегу с давлением в колесах 12атм.?..- Решительно отказываюсь, похоже, мы итак приплыли,… Говорю бортачу:-посмотри движки, да зеркало возьми в инстр-м ящике.
Борттехник долго осматривает двигатели и забирается в кабину с горестным вздохом:
-Командир, на лопатках компрессора забоины и приличные ,надо вызывать сопровождающий нас Ан-12,пусть Петрович посмотрит ,он еще в Корее служил, как скажет, так и будет..
-Ладно, понял. Толян! Набери-ка снега пару горстей, пообедаем…-Достаю фляжку с «шилом»,по очереди прикладываемся ,снежком закусываем, ждем ДСП, думы, горькие думаем: надо ехать в город на переговорный пункт, быстрей будет, чем через долбанные военные коммутаторы до своих дозвониться. Толик, не к месту вспоминает анекдот о перелетчике, который долго орал в трубку:-«Байдарка!»»Ужимка»дайте»Сосну», дайте»Сосну!»… Орал, пока чей-то ехидный голос ему не ответил:- Ну, сосни, милый, сосни…
Приходит ДСП:-Привет,мужики!откуда,что за зверь, давайте приму под охрану. Только вы это ,часы-то снимите ,на всякий пожарный случай…-Изумленно смотрю на него:-Какие часы?-Да у нас тут чурки-часовые шалят ,мы со своих вертолетов часы снимаем и перелетчиков предупреждаем.- Ну, вы, блин даете! Да у меня на борту сов.секретные блоки, а ты часы-часы!...(Про 19кг спирта в бачке ПОС благоразумно помалкиваю. ДСП-то, хоть и не чурка, но тоже…прапорщик…
От диспетчера дозваниваюсь до своих, вызываю Ан-12 с бригадой и устраиваю грандиозный шухер. Убедившись, что около борта поставлен пост(стоит не чурка ,а целый прапорщик с пушкой на боку),и все лючки на машине опечатаны, едем на ночлег в курсантскую казарму.
Утром прилетает наш Ан-12.Получив»Привет «из Москвы Нач.училища ставит на уши всех, начиная от ком.полка до ком.бата тыла, взвод курсантов чуть не языком вылизывает место посадки и поливает его водой. Петрович долго обнюхивает двигатели и, наконец, выносит приговор:- До дома долетишь, там вызываем представителей с завода. Двигатели надо менять, так что ты, командир, под раздачу тоже попадешь…
Через день, проведя у борта лекцию с экскурсией для любопытных курсантов, эффектно взлетаем (волчок на взлетном режиме за 10сек -100м, разгон пикированием и уход за рельеф). Спасибо, Сокол, за гостеприимство, но вашу полосу я век буду помнить! От Камышина проявляется первый дефект: резко, до 15…20км. упала дальность действия УКВрадиосвязи. Не беда « Аврора» (РЦ Волгограда) устойчиво ведет меня по КВр. станции, отвечает по ней -же и Ростов-папа.
В Ахтубе дефект УКВ-станции найти не могут ни наши, ни местные радисты. Но это свои и добро на Дорожный мне дают. На перелете ,после Гумрака, связь становится отвратительной, годной только для полета по кругу. По КВ-связи «Аврора» дает команду возвращаться на точку. Ну, уж нет, я домой хочу! Отвечаю ей:- «Аврора», я №… не понял, вас, команду выполнить не могу, рубеж возврата прошел 5мин. Назад
№…почему не можете?- Да по топливу, по топливу не могу, не хватит мне его до точки!
№…а до «Дорожного» (Ростов) хватает?- Да да, хватает, связь с ним имею,проход разрешен прошу конец связи. -5мин. тишины и… наконец-то:-№…работайте по плану,конец связи ,счастливого пути!
Никакой связи с «Дорожным» я, конечно, не имел, с трудом докричался по КВ до РЦ Ростова. Получил от него разрешение на 100м пройти севернее аэропорта на Дорожный. Связь с ним появилась только после того, как я прошел на 15м над КДП и пустил зеленую ракету. Опять начались допросы, что за тип, откуда куда? Я терпел, терпел да и выдал:- Дорожный! Да со звездочкой я, Спиртоносец!.. Прошу заправку и добро на «Северный». Чайничек приготовьте, на добро-добром отвечу…
Только сел, тут тебе и топливозаправщик, и прапор, ну морда алкашная, с двумя чайниками в руках. Руки заняты, печать зубами держит, как младенец соску сосет:-Командир! Вам добро на Северный есть!.. Мда, оперативно может работать наша диспечерская служба…
По прилету домой меня вызвал к телефону Начальник военного сектора РЦ Волгограда: -Так что, майор, топлива говоришь, тебе до Ахтубы не хватало, рубеж возврата уже прошел?.. – Так точно ,тащ. п-к! –Ну ты даешь, а, сколько от Гумрака до Ахтубинска километров? -170км тащ. п-к! Хорошо, а, сколько до Дорожного еще оставалось?- Ну , где-то около 500км, ну, Товарищ п-к!..-Да , нахал ты братец …Ладно, летай, сокол , пока крылья не выщипали, не буду я в Москву звонить. – Спасибо, тов. п-к.
Служу Советскому Союзу!..
После этого полета , отделавшись выговором и лишением 13 з.п., я задумался: как-же взлетать и садиться на суше, на этих пылесосах корабельного базирования? В полетах опробована и потом применялась мной следующая методика:
-Если невозможен пробег, колеса – заторможены! Как на взлете, так и на посадке. Супостаты летают же с лыжными шасси и не боятся небольшого проскальзывания;
-На взлете- энергичный отрыв с передних колес, так ,чтобы конус НВ сразу был отклонен вперед и не давал завихренному потоку попасть во входные направляющие аппараты двигателей. Да не лупите вы тангаж больше 5-7 градусов, а плавно уходите вверх по крутой траектории;
-На посадке- ломаная глиссада. Скорость почти до нуля гасится на высоте 10-15м.
Торможение плавное, нос не задирать! Затем, опять же , удерживая поток за собой сзади ,
скользим вниз и садимся сходу с Vu=0,2-03 м.с.И сразу же убирайте обороты НВ, пока вихри враждебные тебя не догнали.
Так что, коллеги-вертоптахи, дерзайте и находите свои индивидуальные способы взлета и посадки на пыльных или заснеженных площадках. Интересно, есть ли статистика: сколько двигателей загублено пылью и сколько машин разбили летчики, потеряв ориентировку и видимость земли в туче ими же поднятого снега.
Всем летчикам от души желаю: красивых взлетов и мягких посадок!!!
Н. Рыжков
Рассказ 2.
Три предпосылки- один полет- инфаркт не в счет.
Вертолет- коварная скотина,
Предпосылок воз домой везу,
За… разборов паутина,
Ночью снится госпиталь в лесу
Авг.88г.РНГ
Предисловие
В 1986…88гг в ГНИКИ ВВС ,совместно с ОКБ им. Камова, проводились летные испытания (Л.И.) по расширению летных ограничений вертолетов Ка-29 и подобных ему типов. На первом этапе в Люберцах оценивалась возможность расширить ограничения по крену и тангажу…(ФСБ не спит) примерно в два раза. Полеты выполнялись с охватом всех возможных фигур пилотажа в эксплуатационном диапазоне скоростей и высот. Машина была специально подготовлена с тензодатчиками на тягах, с контролем за лопастями несущих винтов . В кабине экипажа дополнительно устанавливались указатель перегрузки и сигнализация опасных нагрузок на несущую систему в-та, которые, к сожалению, так и не стали штатными приборами для всех серийных в-тов .
На втором этапе в Феодосии эксперименты проводились уже с боевым применением НУРС, подвесных пушек ГШ-23 и бортовой пушки НР-37.
Полеты были очень тяжелыми по технике пилотирования. Только на этой теме экипаж не сидел на парашютах , а надевал их ,подгонял лямки и проводил перед вылетом тренаж по аварийному покиданию вертолета…
18 авг. 1988г. Ясное тихое утро, последние дни лета. С Володей С. Набираем 3000м. над мысом Чауда. Через 10 дней- конец темы и…здравствуй, ЦНИАГ ! Опять волоки чемодан крымского коньяка и фруктов, мне: глаза лечить, врачам- их заливать. По заданию сегодня отстрел 37мм пушки по чистой воде очередями по 10 и50 снарядов, на скорости от 150 до 240 км/ч с фигуры «Плоский разворот». Это когда летел себе, летел прямо и вдруг, ни с того ни с сего, суешь ногу почти до упора и обратно в нейтраль. Ручкой управления (РЦШ) при этом парируешь крен и задаешь режим ,куда лететь дальше: в прежнем или новом направлении. Вертолет за 1,5-2сек. Разворачивается на 90 градусов, но летит еще 15-20сек. со старым курсом. –Что, суки , не ждали?...-Получите очередь в рыло!
3000м добро РП на холостой заход .Стрелять будем в море , ни к чему 37мм снарядами землю полигона портить.
-Володя, «Режим!» Пошла, родная!..-левая педаль вперед до упора , РЦШ- вправо и чуть вперед. Вот же , блин, придумали понятие: «энергично, но плавно». Энергично -потому что иначе она не отвернет больше чем на 15-20 градусов и будет просто скольжение. А сунешь очень резко – сломаешь тяги путевого управления или киль- шайбы.
Родная послушно крутит мордой и …-Ах, ты, сука!- валится влево и вниз , опуская нос. В глазах только море, море, море и оно вращается , заполняя весь обзор. РЦШ на правом упоре, жму изо всех сил, да без толку. Бросок взгляда на приборы: скорость по УС-350 –пока ноль , ПКП (авиагоризонт)- крен 70 , тангаж 45…-Листья тополя падают с ясеня, ни х…, ни х… себе!.. Взгляд вперед: там только синее Черное море, мозги машинально отмечают- волнение 1,5…2 балла. Секунда, три…десять, ручка на упоре, падаем , вращаясь как осенний лист. На ручку никакой реакции.
-Володя, прыгай! Прыгай, приказываю!..-Бросок взгляда на него. Он «медленно» чего-то там копошится, убрал наколенную планшетку, пощупал кольцо парашюта, расстегнул привязной ремень и задумчиво смотрит на верхний обрез блистера двери:-мол, где же тут рычаг сброса? Раньше надо было изучать мат.часть (Козел!)
Да что же с тобой, милая, почему не слушаешься? Ну, выходи же…Пробую вернуть ей морду на место- не получается, опоздал. В животе нарастает холод. Вовка, хоть и копошится, успеет прыгнуть, а ты? Бросишь ручку и тут же на спину. У этих вертлявых сук поза на спине- самая устойчивая и любимая. Мясорубка хренова!..Неужели .П…ц?.Господи, как глупо! Делать нечего, таращусь пока на приборы и жму сок из ручки уже двумя руками. Так, новая скорость появилась, во дает: 120, 150,180… Интересно, что будет раньше: море или флаттер?.. Авиагоризонт?...Стоп! Крен уменьшается! Сунгуров, отставить прыжок, выходим! Все, отпустило –ушла ручка с упора, уменьшается крен, плавно вытягиваем из пике, проверь обороты – все хорошо. Что с высотой? –Успеваем, высота 450м, фу, вышел!
- Вовка, а что это было? – Молчит Вовка, в себя приходит, отхрюкивается. Эх, думы мои тяжкие: Тишок в отпуске, Коля Т.? –еще балбес недоучен, убьется. Только недавно, при стрельбе всего с 20-ю град, тангажа, чуть на флаттер не нарвался. Предупреждал ведь его: -не смотри, куда пошли снаряды, все внимание выводу. Сроки работы кончаются, мне в ЦНИАГ. Домой идти надо, Методики ЛИ нарушу-в задницу без солидола вставят.
Ладно, продолжим, а что если на холостых покрутить ее сначала вправо на 60 гр.- нормально, на 90- тоже. Еще раз влево, также аккуратно. Все хорошо: и ручки хватает и проблем никаких. Наверное, или ногой резко дал или условия другие, в Люберцах зимой работали, а сейчас лето.
Решение принято, дыхание и пульс пришли в норму. –Володя, « Режим!»-Работаем боевые заходы со стрельбой, согласно заданию в планшетке. Все нормально, вот только на второй половине работы , после очереди в кабине черные хлопья гари появились. Ехидничаем с Вовкой, что за дерьмовые снаряды с сырой соломой нам подсунули, весело, дуракам, от смерти ушли.
Посадка, на зависании в кабине- запах гари и дым, техники отчего-то, как тараканы, по щелям разбегаются, пожарная машина к месту посадки мчится. Быстро сажусь, без охлаждения, выключаю двигатели и тоже ноги в руки…Потушили, толпа осматривает вертолет и ствол пушки по левому борту. Вот это да! В стволе пушки, недалеко от казенника, рваная дыра, в боку фюзеляжа дыра- прогар, ребенок пролезет. На наше счастье дыра немного правее ящика с боекомплектом…Рвануть могло не хило!
Володя, поехали
в гараж, сегодня же пятница, разбор пролетов устроим…
……………..
Понедельник начался истерикой, идущей аж из Москвы:- Вы что творите?!...Пограничников на м. Чауда расстреляли, под Трибунал всех! Немедленно разобраться и доложить. – Как, горько шутят пилоты, на полный ход развернулась компания по наказанию невиновных и награждению непричастных…К сожалению, в таких мероприятиях, как физические, так и юридические лица , в первую очередь преследуют свои корыстные или узковедомственные цели и интересы:
«Евреи в московских фирмах
Множатся, как грибы:
На вертикальных режимах
Нам создают…Гробы!»
Март 88г. Р.Н.Г.
По материалам р.л.с. цели вертолет в боевых заходах не мог стрелять по мысу .Он летал над береговой линией, и в перекрестии прицела у летчика было только море. Но пушка- плевательница плюс ветер сыграли злую шутку, от которой, к счастью никто не пострадал: положили снаряды на головы погранцов. Прямо в огород к бабке. Бабка, после первой же очереди, бросила тяпку, непроизвольно сходила в штаны по полной программе и …» выключила автопилот «.
В ходе дальнейшего расследования, проводимого по схеме: разбор и порка с утра – полеты после обеда, экипаж- тот же, было установлено:
1. Упором ручки управления(РЦШ) послужил посторонний предмет: болт М14 из хромансилиевой стали, по неизвестным причинам оказавшийся под полом кабины летчиков. Под воздействием боковой перегрузки он на первом же плоском развороте влетел в зазор между качалкой РЦШ и отбортовкой ниши, заклинив ручку управления, в положении: 1/3 ее полного хода вправо от нейтрали. После того, как летчик , набрав скорость и устранив крен , вернул РЦШ в нейтральное положение, болт упал на дно ниши, спрятался там и не был заметен при осмотре системы управления.
Примечание автора: сначала, по материалам ОК мне удалось доказать, что причина – посторонний предмет, а не ошибка пилота. Три дня тех.состав его найти не может…Перед очередным, вылетом, в присутствии Гл. конструктора этой машины, я нашел сам: руками, на ощупь, проходя по проводке управления, этот злополучный болт. Техники-то глазами искали! Что сказал, при этом Гл. конструктору? Это не переводимый на литературный язык набор слов…
2. Прогар пушки связан с русской ленью и не желанием внимательно изучать документы. Аналогичные пушки применялись на БМП в сухопутных войсках. Для стрельбы должны заряжаться по схеме: каждый 10й ( за цифру не ручаюсь ) с мягкой свинцовой оболочкой, чтобы снимать медь от предыдущих, нормальных головок снарядов. А наша пушка эти размеднители не нюхала, про них просто не знали авиаинженеры , далекие от пехоты. До прогара она, без «бани» пару боекомплектов как-то отработала.
Двигатели в- та подлежат замене. На них был глубокий помпаж турбокомпрессоров из-за попадания во входные НА пороховых газов, при нештатной работе пушки. Летчик не заметил помпаж от грохота пушки и сопровождающей стрельбу тряски. После посадки экипаж выключил двигатели, с нарушением требований инструкции, т.е.без их предварительного охлаждения.
______ ............... _____
Испытания по данной теме были закончены в установленные приказом сроки. Расширенный диапазон летных ограничений в-та Ка-29, после внесения соответствующих дополнений в инструкцию Экипажу, рекомендован для применения летчиками строевых частей. Автор же ,в сентябре того года убыл в ЦНИАГ, где ему быстро поставили диагноз: «предынфарктное состояние». Лечение: 2 недели под капельницей, с последующей реабилитацией в терапевтическом отделении в течение трех месяцев. Приступил к полетам 10 января 89г.
В ГНИКИ ВВС был издан приказ, в котором я получил (за один и тот же полет одновременно):
Благодарность от Главкома ВВС: За хладнокровные, грамотные действия в
аварийной ситуации в воздухе и активное участие в расследовании тяжелой предпосылки к летному происшествию. - Он был не прав, испуган я был, как заяц, а действия в воздухе считаю безграмотными. Да и благодарность в стакан не нальешь…;
Строгий выговор от Начальника Института, за грубое нарушение требований
методик летных испытаний(ЛИ).- Он прав, спасибо, легко отделался (первая заповедь испытателя: непонятка в воздухе- иди домой, на земле разбирайся )
Моя оценка сейчас? Летчик-мудак, лентяй и эгоист!..Лентяй – мат.часть учить надо. Не доверяй инженерам, суй всюду нос сам. Наверняка бы наткнулся на предупреждение о размеднительных снарядах. Мудак – подвергал неоправданному риску жизнь штурмана, а Фирму угрозе потери дорогостоящего ЛА. Хрен с ними, со сроками испытаний, жизнь дороже стоит.
Эгоист – мог бы найти время, между разборами и полетами, чтобы смотаться на м. Чауда. Зачем? –Чтобы вручить бабке новые штаны…
Март 2008г Р.Н.Г.
Отредактировано mamont (2021-03-05 20:07:37)