Рис. 8.1 Фрагмент пульта №1 штурмана.
Учебное пособие предназначено для подготовки летного состава, переучивающегося на вертолет Ми-26Т.
В учебном пособии рассматриваются назначение, состав и размещение радиоаппаратуры на вертолете, особенности работы, основные тактико-технические данные, порядок проверки работоспособности и действия экипажа в особых случаях.
Методическое пособие обсуждено на заседании методического совета цикла и допущено в качестве учебного пособия для летного состава.
* * *
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ВЕРТОЛЕТА Ми- 26Т
1.1. СОСТАВ И РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ
Радиоэлектронное оборудование вертолета
Ми-26Т включает:
- радиоаппаратуру связи;
- радиоаппаратуру вертолетовождения;
- радиоаппаратуру опознавания и оповещения;
- радиоаппаратуру специального назначения.
Радиоэлектронное оборудование обеспечивает:
- связь между членами экипажа;
- связь экипажа с наземными командными пунктами и радиостанциями;
- связь с экипажами других летательных аппаратов;
- запись информации с выходов радиоприемных устройств, аппаратуры внутренней связи и информа-ции с ларингофонов левого летчика;
- речевое оповещение членов экипажа и наземного ко-мандного пункта об аварийных ситуациях, возника-ющих на вертолете;
- навигацию вертолета по стандартам ИКАО и РОС-СИИ;
- выдачу сигналов государственного опознавания и сигналов бедствия;
- предупреждение экипажа об облучении вертолета РЛС вероятного противника.
Электроснабжение радиоэлектронного оборудо-вания осуществляется:
- постоянным током напряжением 28,5 В от двух вы-прямительных устройств ВУ-6Б, мощностью по 6 кВт каждое;
- переменным однофазным током напряжением 115 В 400 Гц через трансформаторы ТС/1-2;
- переменным трехфазным током напряжением 36 В 400 Гц от трансформаторов ТС 330С04Б.
Аварийными источниками электроснабжения на вертолете являются:
- две аккумуляторные батареи 20НКБН-40У3
- преобразователь ПО-750А по переменному току напряжением 115 В частотой 400 Гц .
- преобразователь ПТ-200Ц по переменному току напряжением 36 В частотой 400 Гц .
Все радиоэлектронное оборудование размещается в хвостовой балке, в переднем и заднем радиоотсеках, в кабине экипажа и на потолке кабины сопровождающих.
1.2. РАДИОАППАРАТУРА СВЯЗИ
Радиоаппаратура связи предназначена для:
- двухсторонней радиосвязи в УКВ и КВ диапазонах волн между экипажем вертолета и наземными ко-мандными пунктами управления, а также с экипажа-ми других летательных аппаратов в воздухе;
- обеспечения бортовой телефонной связи между чле-нами экипажа;
- речевого оповещения экипажа вертолета и наземного командного пункта по УКВ радиосвязи об аварийных ситуациях в полете;
- для магнитной записи информации и команд, посту-пающих по бортовой телефонной связи, акустиче-ской обстановки в кабине экипажа;
- для передачи сигналов бедствия по аварийной КВ радиостанции.
В состав радиоаппаратуры связи вертолета
Ми-26Т входят:
- самолетное переговорное устройство СПУ-8;
- командная ультракоротковолновая радиостанция БАКЛАН-20 -2шт.;
- связная коротковолновая радиостанция Ядро-1И;
- аварийная радиостанция Р-861;
- радиоаппаратура записи МАРС-БМ;
- радиоаппаратура речевых сообщений АЛМАЗ-УП (П-591-Б);
Радиоаппаратура связи обеспечивает:
- внешнюю радиосвязь экипажа через радиостанции с
одновременным прослушиванием команд и сигна-лов, поступающим по бортовой связи;
- бортовую связь между членами экипажа с одновре-менным прослушиванием радиоприемника любого радиооборудования;
- выдачу на телефоны экипажа вертолета речевого со-общения об аварийных ситуациях в полете;
- прослушивание в телефонах звукового сигнала «Опасная высота от радиовысотомеров - возмож-ность циркулярного вызова и связи любого члена экипажа с другими членами экипажа;
- плавное регулирование громкости по сетям внутрен-ней и внешней связи с одновременным регулирова-нием громкости прослушиваемых сигналов;
- магнитную запись информации, поступающей по внешним, внутренним сетям, абонентского аппарата левого летчика и микрофонного канала.
1.3. РАДИОАППАРАТУРА
ВЕРТОЛЕТОВОЖДЕНИЯ
Радиоаппаратура вертолетовождения
предназначена для:
- навигацию вертолета по стандартам ИКАО и РОС-СИИ;
- вождения вертолета по приводным и широковеща-тельным радиостанциям с возможностью прослуши-вания их сигналов;
- привода вертолета на радиомаяки непрерывного и импульсного излучения с целью осуществления по-иска вертолетов (самолетов), их экипажей и других объектов;
- вывода вертолета в район аэродрома;
- обеспечения посадки вертолета;
- определения и отображения навигационных элемен-тов, необходимых для выполнения полета.
В состав радиоаппаратуры вертолетовождения
вертолета Ми-26Т входят:
- средневолновый автоматический радиокомпас
- АРК-22;
- ультракоротковолновый автоматический радиоком-пас АРК-УД;
- - доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-32-90;
- прибор навигационно-плановый ПНП-72-12;
- радиомагнитный индикатор РМИ-2;
- радиовысотомер малых высот А-037-2шт.;
- система навигации и посадки КУРС-МП-70;
- самолетный дальномер СД-75;
- радиостанция ближней навигации РСБН ВЕЕР-М;
- антенно-фидерная система «РОМАШКА».
- приемник спутниковой навигации TNL2000
1.4. РАДИОАППАРАТУРА ОПОЗНАВАНИЯ
И ОПОВЕЩЕНИЯ
Радиоаппаратура опознавания и оповещения пред-назначена для определения государственной принадлеж-ности летательного аппарата и выдачи информационных параметров при взаимодействии с диспетчерскими ра-диолокаторами.
В состав аппаратуры опознавания и оповещения вертолета Ми-26Т входят:
- аппаратура государственного опознавания изд. 6201;
- радиолокационный ответчик СО-72М.
1.5. РАДИОАППАРАТУРА СПЕЦИАЛЬНОГО
НАЗНАЧЕНИЯ
Радиоаппаратура специального назначения предназначена для:
- наблюдения за грузом на внешней подвеске и объек-тами, обзор которых затруднен;
- наблюдения за метеообстановкой и крупными наземными объектами с целью навигационного ори-ентирования.
В состав аппаратуры специального назначения вертолета Ми-26Т входят:
- бортовая телевизионная установка БТУ-1Б;
- метеорадиолокатор 7А813К(7А813Ц);
* * *
2. САМОЛЕТНОЕ ПЕРЕГОВОРНОЕ
УСТРОЙСТВО СПУ-8
2.1. НАЗНАЧЕНИЕ
Самолетное переговорное устройство СПУ-8 пред-назначено для обеспечения внутривертолетной телефон-ной связи между членами экипажа, выхода на внешнюю радиосвязь через одну из радиостанций БАКЛАН-20 или ЯДРО-1И, прослушивание сигналов приемников радио-компасов АРК-22 и АРК-УД, а также для прослушивания сигналов специального назначения от аппаратуры рече-вых сообщений АЛМАЗ-УП (П-591Б ) и радиовысотоме-ров А-037.
2.2. СОСТАВ КОМПЛЕКТА И РАЗМЕЩЕНИЕ
В состав комплекта самолетного переговорного устройства СПУ-8 входят:
два усилителя УС-3,блок делителей БД-1 и блок сиг-налов специального назначения, которые размещены на потолке кабины экипажа;
пять абонентских аппаратов АА-3, установленные на пультах левого и правого летчиков, на пульте №4 штурмана, на левом боковом пульте борттехника и в центре грузовой кабины, слева по борту;
три абонентских аппарата АА-5 установлены: один на левом борту кабины сопровождающих, над бли-стером и два аппарата установлены внутри грузовой кабины ( один на левом борту, слева от входной две-ри и один на правом, около створок);
- четыре переговорные точки:
в редукторном отсеке, две в хвостовой балке и одна у пульта заправки топливом;
- розетка для подключения переносной точки - внутри люка подключения электропитания;
- выключатели ЛАРИНГ. ВКЛ.- ВЫКЛ. установлены рядом с АА-5, расположенными в грузовой кабине;
- кнопки СПУ-РАДИО – на ручках управления левого и правого летчиков;
- кнопки СПУ – на приборной доске штурмана и ря-дом с АА-5, расположенным в кабине сопровождаю-щих;
- ножные тангенты – у штурмана и у борттехника;
- два АЗС СПУ СЕТЬ 1 и 2 установлены на пульте правого летчика.
- Электроснабжение СПУ-8 осуществляется от бортсе-ти постоянного тока 28,5 В от шины аккумулятора.
С переговорным устройством СПУ-8
сопряжена следующая радиоаппаратура:
- две УКВ радиостанции БАКЛАН-20 ;
- связная радиостанция ЯДРО-1И;
- аппаратура речевых сообщений АЛМАЗ-УП (П591Б);
- аппаратура записи МАРС-БМ;
- средневолновый радиокомпас АРК-22;
- УКВ радиокомпас АРК-УД;
- два радиовысотомера малых высот А-037.
2.3. АБОНЕНТСКИЙ АППАРАТ
АА-3
Абонентский аппарат предназначен для подключе-ния ларингофонов и телефонов экипажа к различным средствам связи, а также для коммутации цепей питания пусковых реле радиопередатчиков.
Общий вид абонентского аппарата показан на рис. 2.1.
На абонентском аппарате размещены:
1. Переключатель режимов работы, с положениями:
- УК 1 - соответствует работе по 1-й радиостанции БАКЛАН-20;
- УК 2 - соответствует работе по 2-й радиостанции БАКЛАН-20;
- КР - на вертолете не задействовано;
Рис 2.1 Абонентский аппарат АА-3.
- СР - соответствует работе по связной радиостан-ции ЯДРО-1И;
- РК 1 - обеспечивается прослушивание сигналов, принимаемых по радиокомпасу АРК-22;
- РК 2 - обеспечивается прослушивание сигналов, принимаемых по радиокомпасу АРК-УД.
2. Переключатель СПУ-РАД.
При установке данного переключателя в положение СПУ и нажатии унифицированной кнопки СПУ-РАДИО на ручке управления вертолетом до первого, или второго щелчка, осуществляется выход на внутривер-толетную телефонную связь.
При установке данного переключателя в положение РАД и нажатой унифицированной кнопки СПУ-РАДИО до первого щелчка осуществляется выход на внутривертолетную телефонную связь, при нажатии дан-ной кнопки до второго щелчка осуществляется выход на внешнюю радиосвязь.
3. Переключатель СЕТЬ.
На вертолете Ми-26Т установлен СПУ-8 с двумя усилителями, поэтому переключатель СЕТЬ на абонент-ском аппарате позволяет выбрать 1 или 2 сеть внутрен-ней связи.
4. Кнопка ЦВ (циркулярный вызов).
Кнопка ЦВ предназначена для передачи экстрен-ных сообщений.
При нажатии кнопки ЦВ обеспечивается:
- выход на внутривертолетную телефонную связь с удвоенной нерегулируемой громкостью;
- прослушивание экстренных сообщений с максималь-ной нерегулируемой громкостью независимо от по-ложения органов управления на абонентских аппара-тах;
- передача сообщения по обоим сетям.
5. Регуляторы громкости РАД и СПУ.
Плавное регулирование громкости речи, передава-емой по сети внутренней или внешней связи, осуществ-ляется регуляторами РАД и СПУ.
Громкость сигналов внутренней телефонной связи регулируется регулятором СПУ, а громкость сигналов внешней радиосвязи регулируется регулятором РАД.
Абонентские аппараты АА-3, расположенные на рабочем месте бортового техника и в грузовой кабине, не обеспечивают возможность выхода на внешнюю связь.
Порядок работы штурмана по сетям внутренней и внешней связи следующий;
- при установке переключателя СПУ-РАД на абонент-ском аппарате, в положение СПУ, - нажатие кнопки СПУ на приборной доске штурмана или ножной тан-генты позволяет выйти только во внутривертолетную сеть;
- при установке переключателя СПУ-РАД в положение РАД, - нажатие ножной тангенты дает возможность выхода на внешнюю связь, нажатие кнопки СПУ по-прежнему позволяет выйти только во внут-ривертолетную сеть.
2.4 АБОНЕНТСКИЙ АППАРАТ АА-5
Абонентские аппараты АА-5 в грузовой кабине и кабине сопровождающих предназначены для обеспече-ния внутривертолетной связи из грузовой кабины и ка-бины сопровождающих при перевозке десанта и сопро-вождении грузов. Они не обеспечивают выход на внеш-нюю радиосвязь и прослушивание радиосредств. Назна-чение органов управления, расположенных на панели АА-5 аналогично рассмотренным выше (см. рис.2.2).Рядом с каждым абонентским аппаратом АА-5, установленным в грузовой кабине, расположен переклю-чатель ЛАРИНГ, с положениями ВКЛ и ВЫКЛ. В ка-бине сопровождающих, рядом с АА-5, установлена кнопка СПУ. Кнопка и переключатель, предназначены для подключения ларингофонов к сети внутривертолет-ной связи через АА-5.
Рис. 2.2. Абонентский аппарат АА-5.
* * *
3. КОМАНДНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ
БАКЛАН-20
3.1. НАЗНАЧЕНИЕ
Командная ультракоротковолновая радиостанция БАКЛАН-20 предназначена для обеспечения беспоиско-вой, бесподстроечной телефонной радиосвязи экипажа с наземными ультракоротковолновыми радиостанциями и между экипажами летательных аппаратов в воздухе.
Радиостанция обеспечивает беспоисковую, беспод-строечную телефонную радиосвязь в УКВ диапазоне в пределах прямой видимости.
3.2. СОСТАВ КОМПЛЕКТА И РАЗМЕЩЕНИЕ
В состав комплекта 1-й радиостанции БАКЛАН-20 входят:
- приемопередатчик установленный на амортизацион-ной раме в переднем радиоотсеке слева;
- антенна АШС-1, установлена внизу центральной ча-сти фюзеляжа слева от оси симметрии;
- пульт управления установлен на центральном пульте летчиков.
В состав комплекта 2-й радиостанции
БАКЛАН-20 входят:
- приемопередатчик установленный на амортизацион-ной раме в хвостовой балке справа;
- антенна АШС-1 сверху хвостовой балки;
- пульт управления размещен на пульте №4 штурмана.
- выключатели РАДИОСТАНЦИЯ КОМАНД-1 и РАДИОСТАНЦИЯ КОМАНД-2 установлены на пульте правого летчика.
Электроснабжение радиостанции осуществляет-ся постоянным напряжением 28,5 В.
3.3. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ
Функционально радиостанция состоит из трактов приема и передачи, систем питания, перестройки и управления. Приемопередатчик состоит из приемника, синтезатора и передатчика.
В состав приемника входят: усилитель высокой частоты, смеситель, усилитель промежуточной частоты, детектор сигнала и АРУ, усилитель низкой частоты, си-стема подавления шумов, система автоматической регу-лировки громкости и усиления, аварийный приемник. Синтезатор частоты в режиме ПРИЕМ выполняет функ-цию гетеродина приемника, в режиме ПЕРЕДАЧА - функцию возбудителя передатчика. Вырабатывает управляющее напряжение для перестройки входных це-пей приемника, обеспечивает задержку включения пере-датчика при переходе из режима ПРИЕМ в режим ПЕ-РЕДАЧА и наборе каналов до окончания переходных процессов в синтезаторе, а также блокирует работу пере-датчика в случае отказа синтезатора.
Передающий тракт состоит из модулятора и уси-лителя мощности. В передатчике применена амплитудная модуляция в трех последних каскадах. Усилитель мощности снабжен схемой термозащиты.
Все блоки радиостанции охвачены встроенной схемой контроля.
Схема питания обеспечивает раздельную по-дачу напряжения на блоки приемника-возбутеля и передатчика, включает в себя коммутатор ПРИЕМ-ПЕРЕДАЧА и схему защиты от бросков напряжения бортовой сети.
3.4 ОСНОВНЫЕ ТТД
1. Диапазон рабочих частот……от 118 до 135,975 Мгц.
2. Разнос частот между соседними каналами… 25 кГц.
3. Количество фиксированных частот связи………720.
4. Мощность передатчика………………………...16 Вт.
5. Чувствительность приемника …..……….…2,5 мкВ.
6. Вид модуляции – АМ ( амплитудная модуляция ).
7. Время перехода с канала на канал не более…… 1 с.
8. Готовность к работе ……………..………….. 5 мин.
9. Оптимальный режим работы:
- передача……………………………………. 1 мин.
- прием…………………………………….…. 4 мин.
10.Потребляемая мощность:
- в режиме ПРИЕМ……………………………30 Вт.
- в режиме ПЕРЕДАЧА……………………...180 Вт.
11. Напряжение электропитания ………………. 28,5 В.
12. Масса ……………………………………..…. 5,7 кг.
13. Дальность связи на Н=1000 м……………80-120 км.
3.5. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
Основным органом управления радиостанции яв-ляется пульт управления.
Общий вид пульта управления показан на рис. 3.1.
1. На пульте управления расположены:
- шестиразрядный счетчик набранной частоты;
- ручка набора частоты от 000 до 975 кГц, с дискрет-ностью 25 Кгц;
- ручка набора частоты от 118 до 135 мГц, с дискрет-ностью 1 Мгц;
- выключатель ПШ подавителя шумов;
Рис. 3.1. Пульт управления.
2. Выключатели РАДИОСТАНЦИЯ КОМАНД-1 и КОМАНД-2 установлены на пульте правого летчика и предназначены для подачи питания на радио-станции.
3. На передней панели корпуса приемопередатчика размещены:
- регулятор напряжения самопрослушивания (СП);
- регулятор глубины модуляции (МОД).
3.6. ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ
I. Включить электропитание СПУ-8. На абонентском ап-парате переключатель СПУ-РАД установить в положе-ние РАД, а переключатель рода работ в положение УК 1(для 1-й радиостанции) или УК-2(для 2-й радиостан-ции).
2. Включить электропитание радиостанции. На пульте управления должен появиться красный подсвет, в теле-фонах должны появиться шумы.
На пульте управления радиостанцией:
1. Установить необходимую частоту связи.
2. Проверить работу подавителя шума. Для чего пере-вести переключатель ПШ в верхнее положение. При этом шумы в телефонах должны исчезнуть.
3. Установить двухстороннюю радиосвязь с аэродром-ной радиостанцией или радиостанцией другого вер-толета. Связь должна быть устойчивой. Перевод ра-диостанции из режима ПРИЕМ в режим ПЕРЕДАЧА осуществляется летчиками нажатием кнопок СПУ-РАДИО до второго щелчка на ручках продольно-поперечного управления вертолетом, штурманом нажатием ножной тангенты в режиме РАДИО уста-новленном на абонентском аппарате СПУ штурмана.
4. Выключить радиостанцию и СПУ-8.
3.7. ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА ПРИ ОТКАЗЕ
РАДИОСТАНЦИИ
Признаки:
- отсутствует ответ наземной радиостанции на запрос;
- отсутствует самопрослушивание при работе в режиме ПЕРЕДАЧА.
Действия экипажа:
- убедиться в том, что АЗСы КОМАНД. РС-1 или РС-2, и СПУ включены, на абонентском аппарате пере-ключатель рода работы установлен в положение УК 1 или УК-2(соответственно), а переключатель СПУ-РАД установлен в положение РАД, введена макси-мальная громкость;
- проверить надежность подсоединения разъема шле-мофона и исправность его по ведению внутренней связи;
- на пульте управления радиостанции проверить пра-вильность установки частоты связи, выключить по-давитель шумов;
- проверить радиосвязь на других частотах.
- Если связь не восстановилась, доложить руководите-лю полетов об отказе командной радиостанции и пе-рейти на работу по 2-й радиостанции БАКЛАН-20 При отказе 2-й радиостанции перейти на работу по радиостанции ЯДРО-1И.
- Прием команд от руководителя полетов можно осу-ществлять с помощью АРК-22.
* * *
4. СВЯЗНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ
ЯДРО-1И
4.1. НАЗНАЧЕНИЕ
Приемо-передающая коротковолновая радиостан-ция ЯДРО-1И предназначена для бесподстроечной теле-фонной радиосвязи экипажа с наземными пунктами управления и между экипажами других летательных ап-паратов в воздухе.
Радиостанция обеспечивает беспоисковую и бес-подстроечную симплексную телефонную связь с двумя видами модуляции: АМ (амплитудная двухполосная мо-дуляция) и ОМ (однополосная модуляция на верхней бо-ковой полосе USB).
4.2. СОСТАВ КОМПЛЕКТА И РАЗМЕЩЕНИЕ
В состав комплекта входят:
- приемопередатчик установлен на потолке кабины сопровождающих с правой стороны;
- антенно-согласующее устройство установлено в верхней части фюзеляжа, под капотом за редук-торным отсеком;
- троссовая антенна расположена вдоль хвостовой балки, между изоляционными стойками;
- пульт управления установлен в кабине экипажа на пульте правого летчика.
4.3. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ
Радиостанция представляет собой коротковолно-вую приемо-передающую радиотелефонную станцию, работающую в симплексном режиме. Радиостанция поз-воляет осуществлять настройку в процессе полета на лю-бую частоту рабочего диапазона. Наличие в радиостан-ции схемы АСУ (антенное согласующее устройство) и многоступенчатого подавителя шума освобождает лет-чика от сложной процедуры настройки р/с. и прослуши-вания шумов.
Радиостанция имеет систему встроенного контроля
в режимах ПЕРЕДАЧА, ПРИЕМ и НАСТРОЙКА. Ин-дикация результатов контроля проводится с помощью ламп КОНТРОЛЬ и НАСТ, расположенных на пульте управления.
Для защиты радиостанции от перегрузок и корот-ких замыканий и от перегрева применена автоматическая электронная защита блока питания. Защита выполнена по принципу отключения радиостанции от бортсети.
4.4. ОСНОВНЫЕ ТТД
1. Диапазон частот ………….……………. 2-17,999 МГц.
2. Дискретность сетки частот …………………… 100 Гц.
3. Дальность связи …………………….. не менее 900 км.
4. Готовность к работе не более …………………2 мин.
5. Время непрерывной работы ……………….…..6 часов.
6. Оптимальный цикл работы:
- передача …………………………………. 1 мин.;
- прием ………………………………..…… 3 мин.
7. Виды модуляции:
- АМ……………………….. амплитудная модуляция;
- ОМ…………………………. однополосная модуляция.
8. Чувствительность приемника:
- при АМ………………... 5 мкВ;
- при ОМ………………… 3 мкВ.
9.Мощность передатчика:
- на участке диапазона до 12,000 МГЦ ……… 100 ВТ;
- на участке диапазона 12,000 – 17,999 МГЦ ….. 50 ВТ.
10.Время перестройки с одной частоты на другую …. 5 с.
11.Электропитание…………………………………. 28,5 В.
12.Масса…………………………………………… 18 кг.
4. 5. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
На пульте управления радиостанции расположены:
- четыре ручки,(первая и четвертая – сдвоенные) для установки заданной частоты связи, механиче-ски связанные с индикатором частоты, барабан-ного типа;
- переключатель на 3 положения: ВЫКЛ. - радио-станция обесточена, ОМ-АМ - для выбора типа модуляции;
- ручка ГРОМК., для регулировки громкости при-нимаемого сигнала;
- регулятор ПШ для установки порога срабатыва-ния подавителя шумов и его выключения;
- кнопка КОНТРОЛЬ для проверки радиостанции с помощью системы встроенного контроля;
- индикаторная лампа КОНТРОЛЬ сигнализиру-ет о работоспособности радиостанции при ее про верке;
- табло световой индикации НАСТ. (белое) сигна-лизирует о процессе настройки АСУ на заданную частоту;
- табло световой индикации АВАР. (красное) сиг нализирует об аварийном состоянии радиостан-ции.
Рис. 4.1. Пульт управления
4.6. ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ
- Для включения и проверки работоспособности необходимо:
- включить СПУ-8 и установить переключатель рода работы на абонентском аппарате в положе-ние СР, а переключатель СПУ-РАД в положение РАД;
- установить на пульте управления радиостанции переключатель ОМ-АМ в положение АМ, пере-ключатель ПШ в положение ВЫКЛ;
- установить необходимую частоту связи;
- установить ручку ГРОМК. в крайнее правое по-ложение;
- включить радиостанцию и убедиться в загорании табло НАСТ;
- Через 5 с (не более) табло должно погаснуть, а в телефонах должны появиться шумы или сигналы работающих радиостанций.
- Если при включении питания или при переходе с одной частоты на другую через 5 с не погаснет табло НАСТ, то необходимо переключить ра-диостанцию на резервную частоту, а затем сно-ва на основную частоту.Еесли после этого табло наст. не погаснет, то радиостанцию можно использовать только в режиме ПРИЕМ.
- одновременно нажать кнопку СПУ-РАДИО на ручке управления до второго щелчка и кнопку КОНТРОЛЬ на пульте управления. При этом светодиод КОНТРОЛЬ должен светиться и в те-лефонах должен прослушиваться тон частотой 2000 Гц. При отпускании кнопки КОНТРОЛЬ должен прослушиваться шум;
- установить переключатель АМ-ОМ в положение ОМ и повторить вышеуказанную проверку;
- установить двухстороннюю радиосвязь с аэро-дромной радиостанцией и оценить качество свя-зи;
- Если во время передачи пропало самопрослу-шивание, а в режиме ПРИЕМ продолжают прослушиваться сигналы других радиостанций, работа на передачу разрешается только через 2... 3 мин., т. к. в этом случае сработала термозащита передатчика и необходимо время для охлаждения выходных каскадов пере-датчика;
- выключить радиоаппаратуру.
* * *
5. РАДИОСТАНЦИЯ Р-861
5.1. НАЗНАЧЕНИЕ
Аварийно-спасательная коротковолновая радио-станция Р-861 предназначена для обеспечения двусто-ронней связи экипажа вертолёта, потерпевшего аварию, с базами и вертолётами (самолётами) спасательной службы в телефонном и телеграфном режимах. Кроме этого радиостанция может использоваться в режимах автома-тической передачи сигналов бедствия.
5.2. СОСТАВ КОМПЛЕКТА И РАЗМЕЩЕНИЕ
В состав комплекта входят:
- приемопередатчик с блоком питания;
- антенна;
- труба изоляционная;
- футляр.
Весь комплект радиостанции упакован в футляр и расположен на правой перегородке, при входе в ка-бину экипажа.
5.3. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ
Радиостанция имеет следующие виды работы:
1.Амплитудная телеграфия без модуляции несу-щего сигнала при работе ключом.
2. Амплитудная телеграфия с модуляцией несущего сигнала при работе автоматического датчика сигналов бедствия.
3.Двухполосная радиотелефония с амплитудной модуляцией (голосом).
5.4. ОСНОВНЫЕ ТТД
I. Мощность передатчика-4Вт.
2. Сигнал бедствия состоит из 12 тире, длительностью 4±1 сек, трёхкратного повторения сигнала "SOS" и двукратного повторения позывного сигнала из двух букв телеграфной азбуки.
3. Чувствительность приемника - 3мкВ.
4. Фиксированные частоты: 2182, 4182, 8364 и 12546 кГц.
5. Время непрерывной работы 48 часов.
6. Оптимальный цикл работы:
- передача - 1мин.
- прием - 6мин.
7. Масса - 16кг.
8. Питание -10В ÷13,4В.
5. 5. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
На лицевой части радиостанции расположены (рис. 5.1):
1.Переключатель ВИД РАБОТЫ с положениями:
- ОТКЛ - радиостанция обесточена;
- ТЛФ - режим двухполосной радиотелефонии с ампли-тудной модуляцией (передача голосом);
- ТЛГ - амплитудная телеграфия без модуляции несуще-го сигнала, при работе ключом;
- SOS - передача сигнала бедствия автоматически.
2.Переключатель ТОК АНТ-НАПР. предназначен для переключения измерительного прибора в режим измере-ния тока в антенне и напряжения источника питания.
Рис5.1 Панель управления радиостанции Р-861.
3.Переключатель ЧАСТОТА кГц предназначен для вы-бора фиксированной частоты настройки 2182, 4182, 8364, 25146 кГц.
4.Переключатель ПРИЁМ-ПЕРЕД. - предназначен для выбора рода работы.
5.Ручка НАСТР. АНТ. - для настройки антенного конту-ра.
6.Ручка ТОН - для регулирования тона при приёме теле-графных сигналов.
7.Регулятор ГРОМКОСТЬ - для регулировки громкости принимаемых сигналов.
8.Кнопка (ручка) КЛЮЧ - для передачи сигналов в теле-графном режиме.
9.Разъём А и клемма З - для подключения антенны.
* * *
6. БОРТОВОЕ СРЕДСТВО СБОРА ЗВУ-КОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
МАРС-БМ
6.1. НАЗНАЧЕНИЕ
Бортовое средство сбора звуковой информации МАРС-БМ предназначено для записи служебных пере-говоров между членами экипажа, между экипажами других вертолетов, между членами экипажа и наземными КП, а также записи звуковой обстановки в кабине верто-лета.
6.2. СОСТАВ КОМПЛЕКТА И РАЗМЕЩЕНИЕ
В состав комплекта входят:
- блок 70А-10М размещается в хвостовой балке. Включает в себя генератор стирания и подмагничи-вания (бл.70А-15), усилитель воспроизведения (бл.70А-23), устройство автоматического регулиро-вания оборотов двигателя (бл.70А-12М) и узел лен-топротяжного механизма;
- блок 70А-20М стоит в хвостовой балке. Состоит из двухканального усилителя записи I и II каналов (бл.70А-21), двухканального усилителя записи III и IV каналов (бл.70А-26), стабилизатора напряжения (бл.70А-22), устройства автоматического контроля и индикации (бл.70А-24) и микшерного устройства.
Блоки 70А-10М и 70А-20М настраиваются и ра-ботают вместе;
- микрофонный усилитель УсМ находится в кабине экипажа;
- микрофоны МДМ-5 находятся в кабине экипажа над головами левого и правого летчиков;
- выключатель МАГНИТОФОН и табло МАГ. ИС-ПРАВЕН – у штурмана на правом боковом пульте.
6.3. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ
В аппаратуре используется принцип магнитной за-писи речевой информации на ферромагнитную ленту. Запись ведется при движении магнитной ленты в прямом направлении в течении 15 мин. Для обеспечения непре-рывности записи в аппаратуре выбран челночный вари-ант лентопротяжного механизма, т.е. запись ведется в 2-х направлениях.
МГ1 МГ2 МГ3
Движение ленты → МГ1 МГ2 МГ3
Движение ленты ← }1 кан.- запись с вых. СПУ ком. экипажа
}2 кан.-запись с вых. СПУ пр. летчика
}3 кан.-запись звука в кабине (сУС.М)
}4 кан.-запись имп.инф. с вых. БУР-1-2,
(закодир.время).
}1кан.
}2кан.
}3кан.
}4кан.
дорожка со вновь производимой запи-сью
дорожка с ранее записанной информацией.
Рис.6.1.Принцип записи и воспроизведения, ис-пользуемый на магнитофоне МАРС-БМ.
Для этого используется 8-ми дорожечный блок универсальных головок (МГ-2), и два 4-х дорожечных блока магнитных головок стирания (МГ-1 и МГ-3) кото-рые подключаются поочередно в зависимости от направ-ления движения ленты. (Рис. 6.1.).
Таким образом, перед записью магнитная лента по всем четырем дорожкам подвергается воздействию тока F=30Гц, т.е. производится предварительное стирание ра-нее записанной информации.
Для обеспечения сохранности информации блок 70А-10М имеет защитный контейнер.
Включение аппаратуры осуществляется автомати-чески в момент отрыва вертолета от земли через микро-выключатель АМ-800К, установленный на левой стойке шасси.
При проверке аппаратуры на земле она включается выключателем МАГНИТОФОН, при этом загорается табло МАГ. ИСПРАВЕН (Рис.6.2.). В это время пере-ключатель СЕТЬ-ВЫКЛ. на блоке 70А-20М должен сто-ять в положении СЕТЬ.
Рис.6.2 Выключатель наземного контроля из ком-плекта МАРС-БМ
Записанную информацию можно воспроизвести на борту вертолета с помощью пульта проверки 70А-40М, или с помощью наземного пульта проверки 70А-50.
6.4. ОСНОВНЫЕ ТТД
1. Количество одновременно записываемых каналов 3.
2. Полоса частот записываемого сигнала …. 300-3400 Гц.
3. Непрерывная запись сохраняется 30 мин.
4. Потеря информации при изменении
направления движения ленты 0,15 сек.
5. Питание ……………………………………… 18-30 В.
* * *
7. БОРТОВАЯ АППАРАТУРА РЕЧЕВЫХ ОПОВЕЩЕНИЙ АЛМАЗ-УП (П-591-Б).
7.1. НАЗНАЧЕНИЕ
Бортовая аппаратура речевых оповещений АЛ-МАЗ-УП-48 предназначена для речевого оповещения экипажа вертолета об аварийных ситуациях и опасных режимах полета. Оповещения экипажа и оператора наземного командного пункта о пожаре на вертолете че-рез командную радиостанцию БАКЛАН-20.
7.2. СОСТАВ КОМПЛЕКТА И РАЗМЕЩЕНИЕ
В состав комплекта АЛМАЗ-УП входят:
- аппарат воспроизведения - блок АЛМАЗ-УП48 (со съемным ЛПМ), на потолке кабины сопровождаю-щих, с правой стороны от оси симметрии;
- блок РИ-65-20 - пульт дистанционного управления, установлен на левом боковом пульте у командира экипажа;
- блок РИ-65-30 - блок согласования выхода аппарату-ры с телефонами членов экипажа, установлен на по-толке кабины сопровождающих;
- блок П-591-30(блок селекции сигналов датчиков), предназначен для преобразования сигналов отрица-тельной полярности от любых десяти датчиков в сиг-налы положительной полярности, а также для ис-ключения выдачи сообщения по кратковременным сигналам от датчиков, не характеризующих отказ или изменение состояния систем летательного аппарата.
- АЗС РЕЧЕВОЙ ИНФОРМАТОР установлен в РУ-2, над головой штурмана.
Аппаратура АЛМАЗ-УП питается напряжением +28,5В от аккумуляторной шины и сохраняет работо-способность при работе от аварийных источников питания с напряжением 18В.
В качестве носителя информации используется маг-нитная лента типа И-4404-12 и др., шириной 12,7мм и толщиной 37мкм.
7.3. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ.
В аппаратуре используется многоканальная запись сигналов речевых сообщений на магнитную ленту и их воспроизведение. Изделие включается в работу автома-тически при поступлении на вход сигналов датчиков по-ложительной или отрицательной полярности напряжени-ем 18-30В., длительностью не менее 80 мс.
Речевые сообщения на магнитной ленте в ленто-протяжном механизме (ЛПМ) блока АЛМАЗ-УП-48 раз-биты на две группы и располагаются параллельно друг под другом по её ширине и по обе стороны от середины по длине.
Для того чтобы время воспроизведения по любому каналу зависело от длительности звучания самого сооб-щения, а схема управления реверсом электродвигателя не срабатывала в паузах между словами, во время записи речевого сообщения всё время записывается сигнал ча-стоты 100Гц.
Запись и воспроизведение речевых сообщений первой группы осуществляется на скорости 4,76см/с, а сообщения второй группы на скорости 19,05см/с. Разли-чие скорости позволяет сократить время начала выдачи сообщений второй группы.
Каждое речевое сообщение воспроизводится авто-матически дважды в течении 12 сек.
Первое сообщение выдается в эфир через бортовую командную радиостанцию, при этом радиостанция включается на передачу автоматически. Для исключения дезинформации летных экипажей и наземных командных пунктов при передаче этого сообщения в эфир, перед ним передается бортовой (заводской) номер вертолета.
Речевые сообщения по каналам 1, 10, 11, 12, 13, 16, 17 18, 19, 20, 25, 26 - для АЛМАЗ-УП и по каналам 1, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 17 - для П-591, подтверждают-ся световой индикацией.
Отличие изделия П-591-Б от АЛМАЗ-УП-48 со-стоит в количестве и содержании речевых сообщений, по принципу действия, органам управления и их назначе-нию изделия идентичны.
Перечни речевых сообщений приведены ниже.
7.4. ОСНОВНЫЕ ТТД
1. Число каналов записи ……………………….… 48.
1. Число записанных речевых сообщений ….. 22(19).
2. Время воспроизведения одного цикла (двукратное
повторение сообщения), …………….……… 10-12 с.
3. Скорость протяжки ленты ………4,76 и 19,05 см/с.
4. Потребляемая мощность ………… не более 35 Вт.
5. Напряжение питания ………………………… 27 В.
6. Масса ………………………………………….. 7 кг.
7.5. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
Основным органом управления является пульт управления. Общий вид пульта управления показан на рис. 7.1.
На пульте управления расположены:
1.Кнопка ПРОВЕРКА предназначена для проверки ра-ботоспособности аппаратуры по 48 каналу. При нажа-тии на кнопку, выдается сообщение: РЕЧЕВОЙ ИН-ФОРМАТОР ИСПРАВЕН.
2. Кнопка ПОВТОР для повторного прослушивания те-
кущего речевого сообщения.
Рис. 7.1. Пульт управления
3. Кнопка ОТКЛ. для отключения прослушиваемой ин-формации и перевода радиостанции БАКЛАН-20 из режима ПЕРЕДАЧА в режим ПРИЕМ.
4. Кнопка ВКЛ. ДАТЧ. служит для проверки аппаратуры при прохождении информации по каналам 25 и 26(если топлива меньше 460 кг) и по каналам 13,14,15,16,17.
7.6. ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ
1.Включить питание СПУ-8 и АЛМАЗ-УП-48.
2. Нажать кнопку ПРОВЕРКА на пульте управления. В телефонах должно прослушиваться речевое сообщение: РЕЧЕВОЙ ИНФОРМАТОР ИСПРАВЕН.
3. Нажать кнопку ВКЛ. ДАТЧ. и прослушать сообщения по каналам №№13 (при наличии в баках 9 и10 топлива не более 460л), 14, 15, 16, 17.
4. Выключить аппаратуру.
7.7. ПЕРЕЧЕНЬ СООБЩЕНИЙ.
Сообщения, выдаваемые аппаратурой АЛМАЗ-УП-48:
1канал – «ПОЖАР.БОРТ…ВНИМАНИЕ НА ТАБЛО»;
2…7 каналы – резервные;
8 канал – «ВНИМАНИЕ! ЛЕВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВЫ-КЛЮЧЕН СПО»;
9 канал - «ВНИМАНИЕ! ПРАВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВЫ-КЛЮЧЕН СПО»;
10 канал – «ПОВЫШЕННАЯ ВИБРАЦИЯ ЛЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ»;
11 канал – «ПОВЫШЕННАЯ ВИБРАЦИЯ ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ»
12 канал – «ОСНОВНАЯ ГИДРОСИСТЕМА НЕ РА-БОТАЕТ»;
13 канал – «ДУБЛИРУЮЩАЯ СИСТЕМА НЕИС-ПРАВНА»;
14 канал – «НЕИСПРАВНОСТЬ МАСЛОСИСТЕМЫ. ПРОВЕРЬ ДАВЛЕНИЕ МАСЛА ЛЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ»;
15 канал – «НЕИСПРАВНОСТЬ МАСЛОСИСТЕМЫ. ПРОВЕРЬ ДАВЛЕНИЕ МАСЛА ПРАВОГО ДВИГАТЕ-ЛЯ»;
16 канал – «ПРОВЕРЬ ТЕМПЕРАТУРУ МАСЛА В ЛЕВОМ ДВИГАТЕЛЕ»;
17 канал - «ПРОВЕРЬ ТЕМПЕРАТУРУ МАСЛА В ПРАВОМ ДВИГАТЕЛЕ»;
18 канал – «ВЫСОКА ТЕМПЕРАТУРА ГАЗОВ ЛЕ-ВОГО ДВИГАТЕЛЯ»;
19 канал – «ВЫСОКА ТЕМПЕРАТУРА ГАЗОВ ПРА-ВОГО ДВИГАТЕЛЯ»;
20 канал – «КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ. ВНИМАНИЕ»;
21 канал – «ОТСУТСТВУЕТ ДАВЛЕНИЕ МАСЛА В ГЛАВНОМ РЕДУКТОРЕ»;
22 канал – «ОТСУТСТВУЕТ ДАВЛЕНИЕ МАСЛА В ПРОМЕЖУТОЧНОМ РЕДУКТОРЕ»;
23 канал – «ОТСУТСТВУЕТ ДАВЛЕНИЕ МАСЛА В ХВОСТОВОМ РЕДУКТОРЕ»;
24 канал – «ВНИМАНИЕ! ВХОДНАЯ ДВЕРЬ ОТ-КРЫТА»;
25 канал – «БАК-9. ОСТАТОК ТОПЛИВА 460кг»;
26 канал – «БАК-10. ОСТАТОК ТОПЛИВА 460кг»;
27 канал – резервный;
28 канал – «ПЕРЕГРЕВ ПОДШИПНИКОВ ОПОР ХВОСТОВОГО ВАЛА ТРАНСМИССИИ» (Для вертоле-тов, оборудованных КТП);
29…47 каналы – резервные;
48 канал – «РЕЧЕВОЙ ИНФОРМАТОР ИСПРАВЕН».
Сообщения, выдаваемые аппаратурой П-591-Б:
1канал – «ПОЖАР.БОРТ…ВНИМАНИЕ НА ТАБЛО»;
6 канал – «ПОВЫШЕННАЯ ВИБРАЦИЯ ЛЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ»;
7 канал – «ПОВЫШЕННАЯ ВИБРАЦИЯ ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ»
8 канал – «ВЫСОКА ТЕМПЕРАТУРА ГАЗОВ ЛЕВО-ГО ДВИГАТЕЛЯ»;
9 канал – «ВЫСОКА ТЕМПЕРАТУРА ГАЗОВ ПРА-ВОГО ДВИГАТЕЛЯ»;
10 канал – «КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ. ВНИМАНИЕ»;
11 канал – «ВНИМАНИЕ! ПРАВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВЫКЛЮЧЕН СПО»;
12 канал - «ВНИМАНИЕ! ЛЕВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВЫ-КЛЮЧЕН СПО»;
13 канал – «РЕЗЕРВНЫЙ ОСТАТОК ТОПЛИВА. БОРТ…»;
14 канал – «ОСНОВНАЯ ГИДРОСИСТЕМА НЕ РА-БОТАЕТ»;
15 канал – «ДУБЛИРУЮЩАЯ СИСТЕМА НЕИС-ПРАВНА»;
16 канал – «ПРОВЕРЬ ДАВЛЕНИЕ И ТЕМПЕРАТУРУ МАСЛА В ЛЕВОМ ДВИГАТЕЛЕ»;
17 канал - «ПРОВЕРЬ ДАВЛЕНИЕ И ТЕМПЕРАТУРУ МАСЛА В ПРАВОМ ДВИГАТЕЛЕ»;
18 канал – «МАЛО ДАВЛЕНИЕ МАСЛА В ГЛАВНОМ РЕДУКТОРЕ»;
19 канал – «ВЫСОКА ТЕМПЕРАТУРА МАСЛА В ГЛАВНОМ РЕДУКТОРЕ»;
20 канал – «МАЛО ДАВЛЕНИЕ МАСЛА В ПРОМЕ-ЖУТОЧНОМ РЕДУКТОРЕ»;
21 канал – «МАЛО ДАВЛЕНИЕ МАСЛА В ХВОСТО-ВОМ РЕДУКТОРЕ»;
22 канал – «ПЕРЕГРЕВ ПОДШИПНИКОВ ОПОР ХВОСТОВОГО ВАЛА ТРАНСМИССИИ» (Для вертоле-тов, оборудованных КТП);
24 канал – «РЕЧЕВОЙ ИНФОРМАТОР ИСПРАВЕН».
* * *
8. АВТОМАТИЧЕСКИЙ РАДИОКОМПАС
АРК-22
8.1. НАЗНАЧЕНИЕ
Автоматический, средневолновый радиокомпас АРК-22, предназначен для вертолетовождения по при-водным и широковещательный радиостанциям.
АРК-22 позволяет решать следующие задачи:
- выполнять полет на радиостанцию и от нее с визуаль-ной индикацией курсового угла и пеленга радиостан-ции на ПНП-72-12 и РМИ-2;
- выполнять заход на посадку по системе ОСП;
- работать в качестве резервного связного приемника.
8.2. СОСТАВ КОМПЛЕКТА И РАЗМЕЩЕНИЕ
В состав комплекта АРК-22 входят:
- приемник на амортизационной раме, распредели-тельная коробка, блок АСУ – установлены в перед-нем радиоотсеке;
- пульт управления и пульт предварительной настрой-ки на пульте №1 штурмана;
- блок рамочной антенны установлен в нижней части грузовой кабины;
- блок РСУ – в заднем радиоотсеке;
-антенна АСМ-УД, является общей антенной, с антенной радиокомпаса АРК-УД – установлена в нижней перед-ней части фюзеляжа, первая по полету.
- Выключатель РАДИОКОМПАС СВ расположен на пульте №1 штурмана. Фрагмент пульта №1 штурмана показан на рисунке 8.1.
Питание радиокомпаса АРК-22 осуществляется по-стоянным током напряжением 28,5В от шины ВУ одно-фазным переменным током напряжением 115В 400Гц от шины генератора и трехфазным переменным током напряжением 36В 400Гц от шины трансформатора.
8.3. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ
В АРК-22 вращающаяся рамочная антенна заменена системой, состоящей из двух взаимно перпендикулярных обмоток неподвижной рамочной антенны и специального устройства - гониометра. Гониометр состоит из двух взаимно перпендикулярных неподвижных полевых катушек, которые через кабель сопряжены с обмотками неподвижной рамочной антенны. В электромагнитном поле полевых катушек размещается подвижная иска-тельная катушка.
Величина электродвижущей силы, наводимой в обмотках рамки, пропорциональна электродвижущей силе (ЭДС) в полевых катушках.
В зависимости от направления прихода сигнала от радиостанции относительно нулевого пеленга в полевых катушках наводимая ЭДС будет иметь различную вели-чину, а значит, и различную величину будет иметь элек-тромагнитное поле вокруг каждой полевой катушки. При этом в искательной катушке, в зависимости от ее ориен-тации в электромагнитном поле, появится разностный сигнал, который поступает в компасную часть АРК, где формируется управляющее напряжение для вращения двигателя. Двигатель поворачивает искательную катушку до устранения в ней разностного сигнала, при этом стрелка КУР прибора ПНП-72-12 укажет курсовой угол радиостанции, так как она сопряжена через следящую систему с искательной катушкой.
8.4. ОСНОВНЫЕ ТТД
1. Диапазон рабочих частот …………… 150-1750 кГц.
2. Точностью настройки………………… ±30 Гц.
3. Дискретностью настройки …………… 0,5 кГц.
4. Дальность действия при работе с радиостанцией
ПАР-10 при Нпол. = 1000 м …………не менее 180 км.
5. Время перестройки с канала на канал ……..…. 2,5 с.
6. Погрешность определения курсового угла … не более 1,5°.
7. Время готовности к работе ………..……….. 1-2 мин.
8. Чувствительность в режиме АНТ ………..... 7 мкВ.
9. Электропитание:
- постоянным током напряжением ………….. 28,5 В;
- переменным током напряжением ……………. 115 В и 36 В 400 Гц.
10. Масса ……………………………………………. 9,8 кг.
8.5. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
Для управления работой радиокомпаса предназна-чен пульт дистанционного управления. Общий вид, ко-торого показан на рис. 8.2.
Рис. 8.2. Пульт управления
На пульте управления расположены:
- переключатель ТЛФ-ТЛГ - устанавливается в положе-ние, соответствуют характеру работы приводной ра-диостанции (основное положение ТЛФ);
- переключатель режимов работы АРК с положениями - КОМ., АНТ..
В режиме КОМ. (КОМПАС) работают все схемы ра-диокомпаса, это положение является основным по при-воду вертолетов на радиостанции
В режиме АНТ. (АНТЕННА) рамочная антенна от-ключается, а приемник АРК работает на ненаправлен-ную антенну и используется как широковещательный, средневолновый приемник;
- ручка ГРОМК. - для регулировки громкости сигналов;
- кнопка КОНТР. Для проверки работоспособности;
- переключатель КАНАЛЫ АРК для переключения частотных каналов радиокомпаса.
Рис. 8.3 Пульт предварительной настройки.
- На пульте №1 штурмана размещены:
- Выключатель РАДИОКОМПАС СВ для включения питания;
- Переключатель Д - Б для ручного переключения ра-диокомпаса на ближнюю и дальнюю приводные ра-диостанции.
На пульте предварительной настройки размещены :
- табло для отображения набранной частоты; (рис. 8.3)
- три ручки набора частоты, крайняя левая и средняя для набора сотен и десятков кГц, а правая – единиц и 0,5 кГц;
- переключатель КАНАЛЫ АРК для установки номера канала, при предварительной настройке и для обеспечения использования пульта предварительной настройки в качестве пульта плавной настройки (при любом положении П переключателя);
- кнопка ЗАПИСЬ, при нажатии которой происходит запись в «память» пульта предварительной настройки набранной на табло частоты.
8.6. ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ,
НАСТРОЙКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРК-22.
1. Включить питание СПУ-8 и АРК-22.
2. На абонентском аппарате СПУ-8 установить переклю-чатель режима работы в положение РК 1, а переключа-тель СПУ-РАДИО в положение РАДИО. Регуляторы громкости - в крайнее правое положение.
3. На пульте управления переключатель КАНАЛЫ АРК установить в одно из положений ППН;
4. На пульте предварительной настройки переключатель КАНАЛЫ АРК установить в положение IД;
5. Набрать с помощью наборных ручек , необходимую для данного канала частоту, контролируя ее отобра-жение по табло;
6. Записать набранную частоту в память пульта предва-рительной настройки, нажав кнопку ЗАПИСЬ;
7. Аналогично набрать и записать в память частоту на других каналах.
Проверить радиокомпас встроенным контролем, для чего установить переключатель КОМП - АНТ на пульте управления в положение КОМП, а переключатель ТЛФ – ТЛГ в положение ТЛГ, и нажать кнопку КОНТР. При этом стрелка указателя курса должна установиться на контрольный угол (для каждого вертолета контрольный угол определяется во время проведения установочных и радиодевиационных работ), а в телефонах должен про-слушиваться звуковой тон частотой 400 Гц.
Кроме этого, установить на наборном устройстве ППН контрольную частоту 1777,5 Кгц, при этом должно наблюдаться круговое вращение стрелки указателя КУР на ПНП, а в телефонах прослушиваться тон звуковой частоты 400 Гц. Правильность отработки этих контроль-ных задач говорит о исправности радиокомпаса.
Проверить правильность набранных и записанных частот на пульте предварительной настройки и работо-способность радиокомпаса, для чего:
- убедиться, что переключатель КАНАЛЫ АРК на пульте предварительной настройки не установлен в положение П;
- установить переключатель Д -Б на пульте №1 штур-мана в положение Д или Б, в зависимости от того, по какой приводной радиостанции будет производиться проверка;
- установить переключатель КОМП – АНТ на пульте управления в положение КОМП, переключатель КАНАЛЫ АРК – в положение проверяемого канала. При этом стрелка указателя курса должна показывать направление на радиостанцию;
- убедиться в работе переключателя ТЛФ-ТЛГ по по-явлению в телефонах фона звуковой частоты в режи-ме ТЛГ и пропаданию его в режиме ТЛФ;
- вращая регулятор громкости ГРОМК, убедиться в его исправности в положениях АНТ и КОМП.
Для использования пульта предварительной настройки необходимо:
- установить переключатель КАНАЛЫ АРК на пульте управления в одно из положений ППН;
- установить переключатель КАНАЛЫ АРК на пульте предварительной настройки в одно из положений П;
- набрать с помощью ручек необходимую частоту.
Радиокомпас готов к работе на набранной частоте.
8.7. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Влияние горного эффекта на точность показаний
радиокомпаса АРК-22.
Сущность горного эффекта состоит в том, что электромагнитные волны, встречая на пути своего рас-пространения неровности земной поверхности, наводят в них электрические токи, которые создают около этих неровностей вторичное электромагнитное поле, которое может достичь вертолета и, взаимодействуя с основным, электромагнитным полем, исказить его. Величины оши-бок АРК, вызванных горным эффектом, зависят от высо-ты гор и расстояния до них, длины волн пеленгуемой радиостанции, истинной высоты полета.
При Нгор=300…1500 м ошибка сказывается на рас-стоянии 8…10 км от гор. Особенно велики ошибки, при полете на высоте менее 300 м (величина ошибки может
достигать 90°).
Для повышения точности измерения КУР в горной местности необходимо использовать радиостанции с бо-лее короткой длиной волны и при высотах полета менее 500 м брать среднее значение.
Влияние ночного эффекта на точность
показания радиокомпаса АРК-22.
На антенную систему АРК днем обычно воздей-ствует только поверхностная волна с вертикальной поля-ризацией.
Ночью или в сумерки на нее воздействует либо сумма поверхностной и пространственной, либо только поверхностная волна (в зависимости от удаления ЛА от источника радиоволн). Все это вызывает появление по-ляризационных ошибок. Наиболее интенсивно ночной эффект проявляется за 1-2 часа до восхода солнца. В эти часы ошибки в определении КУР могут достигать 30°, ночью ошибки пеленгования составляют 10-15°.
При влиянии ночного эффекта точность пеленго-вания зависит от мощности радиостанции и длины волн: чем больше мощность и длина волны, тем выше точность определения пеленга.
На удалении 100 км от радиостанции ночной эф-фект почти не сказывается на работе АРК.
8.8. ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА ПРИ ОТКАЗЕ АРК-22
Признаки:
- стрелка указателя радиокомпаса при изменении направления полета остается неподвижной;
- не прослушиваются позывные и работа радиостанции, на которую настроен радиокомпас;
- непрерывное вращение стрелки указателя радиокомпаса в прямолинейном полете, или большие ее колебания.
Действия летчика:
- убедиться в том, что АЗСы РАДИОКОМПАС СВ, СПУ-8 включены, переключатель рода работы радио-компаса установлен в положение КОМ., а переключа-тель на абонентском аппарате СПУ летчика - в поло-жение РК1;
- запросить у руководителя полетов, работает ли привод-ная радиостанция, и проверить настройку радиокомпа-са;
- доложить руководителю полетов об отказе радиокомпа-са и действовать по его указаниям;
- заход на посадку выполнять по командам руководителя полетов;
- для определения местоположения вертолета использо-вать другие бортовые средства навигации.
* * *
9. АВТОМАТИЧЕСКИЙ РАДИОКОМПАС
АРК-УД
9.1. НАЗНАЧЕНИЕ
Автоматический УКВ радиокомпас АРК-УД пред-назначен для привода вертолета на радиостанции (ра-диомаяки) непрерывного и импульсного излучения в це-лях поиска экипажей вертолетов и других летательных аппаратов, оборудованных аварийными УКВ и ДЦВ ра-диостанциями (радиомаяками), а также для сбора группы вертолетов в воздухе.
Радиокомпас АРК-УД обеспечивает:
- круговое автоматическое курсоуказание и привод поис-ковых вертолетов на УКВ и ДЦВ радиостанции (ра-диомаяки);
- индикацию момента пролета вертолетом радиостанции (радиомаяка) за счет изменения показания индикатора КУР на 180°;
- опознавание летчиком сигналов радиостанции (радио-маяка), на которую осуществляется привод вертолета.
9.2. СОСТАВ КОМПЛЕКТА И РАЗМЕЩЕНИЕ
В состав комплекта АРК-УД входят:
- антенный блок (рамочная и ненаправленная антенна) установлен в нижней части фюзеляжа;
- антенна обнаружения АСМ-УД (она же – ненаправ-ленная антенна радиокомпаса АРК-22) установлена в нижней части фюзеляжа, первая по полёту;
- пульт дистанционного управления размещен в ка-бине экипажа на пульте №2 штурмана и выключатель БЛОКИР. АРК-УД на пульте №1;
- приемо-пеленгаторное устройство, генератор встро-енного контроля и распределительная коробка - установлены в переднем радиоотсеке.
Индикаторами курса служат приборы навигацион-ные плановые ПНП-72-12 левого и правого летчиков, а также радиомагнитный индикатор РМИ-2 штурмана.
Питание радиокомпаса осуществляется постоянным током напряжением 28,5В от шины ВУ, однофазным переменным током напряжением 115В 400Гц от шины генератора и трехфазным переменным током напряжением 36В 400Гц от шины трансформатора.
9.3. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ
Радиокомпас АРК-УД представляет собой авто-номный автоматический радиокомпас УКВ-ДЦВ диапа-зонов.
Приемное устройство содержит два независимых канала:
- канал обнаружения;
- канал привода.
В приемнике применено устройство поиска и ав-топодстройки частоты, применена кварцевая стабилиза-ция частота.
Аппаратура работает по сигналам маяков и радио-станций непрерывного излучения в широкой и узкой по-лосе частот и по сигналам импульсных маяков в широкой полосе частот.
Кроме пеленгования и привода радиокомпас АРК-УД решает задачи обнаружения и опознавания работаю-щего радиомаяка, сигнал которого принимается специ-альной антенной обнаружения, имеющей действующую высоту в несколько раз больше, чем действующая высота антенны радиокомпаса.
Обнаружение маяка осуществляется прослушива-нием позывных сигналов, принимаемых антенной обна-
ружения, подключенной непосредственно к каналу обна-ружения приема.
Кроме прослушивания сигналов в телефонах, предусмотрена индикация (появление в зоне приема ан-тенны обнаружения) излучающего маяка, работающего в режимах непрерывного или импульсного излучения, с помощью сигнальных лампочек, установленных на пуль-те управления.
Работа радиокомпаса в УКВ и ДЦВ диапазонах имеет отличительную особенность от работы в средне-волновом диапазоне:
1. В диапазоне УКВ и ДЦВ металлические части фюзе-ляжа вертолета в большей мере влияют на точность по-казания, т.к. они соизмеримы с длиной волны. Вслед-ствие этого радиокомпас АРК – УД показывает только ориентировочное направление на пеленгуемую радио-станцию (радиомаяк), которое не может быть использо-вано для штурманских расчетов, но облегчает летчику задачу привода на радиостанцию (радиомаяк).
2. В УКВ диапазоне радиоволны не огибают препятствия, а отражаются от них. В результате возникают ин-тенсивные переотраженные сигналы, которые вызывают большие колебания стрелки при приближении вертолета к радиомаяку.
В АРК-УД предусмотрена возможность проверки его работоспособности с помощью генератора встроен-ного контроля (ГВК) и проверка параметров с помощью централизованной системы автоконтроля (АК).
9.4. ОСНОВНЫЕ ТТД.
1. Диапазон частот УКВ……….….… 114,166-124, 1 МГц.
Состоит из 6 фиксированных частот:
- 114,166 МГц; - 121,5 МГц;
- 114,333 МГЦ; - 123,1 МГц;
- 114,583 МГц; - 124,1 МГц.
2. Диапазон частот ДЦВ………………..… 243-248 МГц.
Используется 1 фиксированная частота …... 243 МГц, на первом канале.
3. Дальность действия по приводу на радиостанции типа Р-855УМ, при высоте полета:
на Н=3000 м…………………. Д=55 км;
на Н=1000м………………….. Д=35 км;
на Н=500 м………………….. Д=25 км;
на Н=300 м………………….. Д=15 км.
4. Точность пеленгования на нулевом КУР при горизон-тальном полете ………………………….. не хуже ±3°.
При кренах возможны дополнительные ошибки.
5. Точность выхода на аварийную радиостанцию по бо-ковому уклонению на Н=1000м ………. не более ±200м.
.
6.Масса …………………………………………….18,4 кг.
9.5. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
Для управления работой служит пульт дистанци-онного управления. Общий вид пульта дистанционного управления показан на рис. 9.1.
На пульте управления расположены:
1. Переключатель режимов на 5 положений ВЫКЛ., УП., ШП, И, РПК.:
- в положении ВЫКЛ. радиокомпас обесточен;
- УП (узкая полоса) - принимается непрерывный сигнал узкополосной частью приемника;
- ШП (широкая полоса) - принимается непрерывный сигнал широкополосной частью приемника;
- И (импульсный режим) - канал привода включен для работы со схемой преобразования при приеме импуль-сных сигналов маяков с длительностью импульса 40 мкс и частотой повторения 300 Гц, а телефонный выход канала обнаружения подключен к широкополосной ча-сти приемника.
- РПК (радиополукомпас) - этот режим на вертолете не используется.
2. Переключатель ЧУВСТВ. Б-М для переключения чувствительности (инерционности) следящей системы канала привода:
- Б - максимальная чувствительность;
- М - минимальная чувствительность.
3. Переключатель УКВ-ДЦВ для переключения диапазо-на частот.
4. Переключатель КАНАЛЫ на 6 положений для пере-ключения фиксированных настроенных частот.
5. Регулятор громкости - для регулировки громкости.
6. Кнопка КОНТР, для проверки работоспособности ап-паратуры.
Рис. 9.1. Пульт управления
7. Кнопки АНТ. Л. - П. служат для вращения антенны АРК во всех режимах.
8. Сигнальные лампочки УП, ШП, И – предназначены для сигнализации принятого сигнала.
9.Выключатель БЛОКИРОВКА АРК-УД, расположен-ный на пульте №1 штурмана, служит для обеспечения блокировки входа приемника АРК-УД при работе ра-диостанции БАКЛАН-20 на передачу. Работа с отклю-ченной блокировкой допускается при разносе частот БАКЛАН-20 и АРК-УД не менее 5 МГц.
Рис. 9.2 Фрагмент пульта №1 штурмана.
9.6.ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ
1. Включить ПНП, РМИ и СПУ;
2. Установить переключатели СТРЕЛКА КУР на при-борной доске летчиков в положение АРК-УД;
3. Переключатель рода работы на абонентском аппарате СПУ-8 установить в положение РК 2, а переключатель СПУ-РАДИО на абонентских аппаратах в положение РАДИО.
4. На пульте управления АРК-УД установить переклю-чатель режимов в положение ШП, переключатель КА-НАЛЫ в положение 4, переключатель диапазонов в положение УКВ, при этом должны прослушиваться шумы приемника.
5. Для проверки цепи блокировки радиокомпаса при ра-боте радиостанции БАКЛАН-20 включить питание ра-диостанции БАКЛАН-20. Включить переключатель БЛОКИРОВКА АРК-УД, установить переключатель рода работы на абонентском аппарата правого летчика в положение УКР, нажать курок кнопки СПУ-РАДИО на ручке управления вертолетом правого летчика в по-ложение РАДИО, при этом в телефонах левого летчика внешние шумы должны исчезнуть.
6. Нажать кнопку КОНТР. На пульте управления АРК-УД и удерживать пока на указателе ПНП-72-12 стрелка КУР не установится в положение 180° ±13°, при этом должны гореть лампы УП и ШП, а в телефонах про-слушиваться тон частотой 1000 Гц.
7. Нажатием кнопки АНТ. Л (или П) отвести стрелку указателя на КУР=О. Нажать кнопку КОНТР. и убе-диться, что стрелка возвращается в положение 180° ±13°.
8. Произвести аналогичную проверку в режимах УП (должна загореться дампа УП), И (должна загореться лампа И, возможно загорание лампы УП), при этом в телефонах прослушивается пониженный тон 300 Гц.
9. Установить диапазон ДЦВ, 1-канал. Проверить ра-диокомпас в режимах ШП, УП и И описанным выше методом.
* * *
10. ДОПЛЕРОВСКИЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ
ПУТЕВОЙ СКОРОСТИ И УГЛА СНОСА ДИСС-32
10.1. НАЗНАЧЕНИЕ
ДИСС-32 предназначен для автоматического не-прерывного измерения и индикации путевой скорости, угла сноса, составляющих вектора путевой скорости и счисления ортодромических координат местоположения вертолета.
ДИСС-32 совместно с другими бортовыми устрой-ствами позволяет решать следующие навигационные за-дачи:
- вывод вертолета в точку с заданными координатами;
- висение и точное управление движением по индикатору висения и малых скоростей;
- посадку вертолёта по данным составляющих путевой скорости.
10.2. СОСТАВ КОМПЛЕКТА И РАЗМЕЩЕНИЕ
В состав комплекта входят следующие блоки и узлы:
- высокочастотный блок (ВЧ), включающий в себя пе-редатчик, антенную систему и устройство обработки доплеровской информации, установлен в нижней но-совой части фюзеляжа;
- блок питания (НП-2); низкочастотный блок (ВСС) и соединительная коробка (КС) установлены в перед-нем радиоотсеке;
- вычислитель координат (БВК) установлен на потолке кабины сопровождающих с правой стороны;
- индикатор висения и малых скоростей (МС) уста-новлен на левой панели приборной доски летчиков;
- два индикатора путевой скорости и угла сноса (УС ПС); один индикатор на приборной доске правого летчика, а второй – на приборной доске штурмана;
- два индикатора: один географических (ГК), другой ортодромических координат (ОК) – установлены на приборной доске штурмана;
- рядом с индикатором ОК установлен галетный пере-ключатель ОРТОДРОМИЯ с положениями I- ПОД-ГОТОВКА- 2, который необходим штурману при подготовке и установке нового ЗПУ на ПНП; в по-ложении ПОДГОТОВКА информация поступает с ПНП левого летчика;
- кроме того, на приборной доске штурмана установ-лено табло желтого цвета СЧИСЛ. ДВС, которое го-рит при работе БВК по данным ДВС (ДСПМ-1) в случае отказа высокочастотного блока или при пере-ходе в режим ПАМЯТЬ на время более 10 с.;
- пульт контроля установлен на пульте №4 штурмана;
- картографический индикатор размещен на централь-ном пульте летчиков, рядом с ним установлен вы-ключатель ПОДСВЕТ КАРТЫ для регулировки подсвета картографа;
- табло ГРАНИЦА КАРТЫ и ПОДЛЕТ К ППМ рас-положен на средней панели приборной доски лётчи-ков.
- Выключатель питания ДИСС-32 установлен на пуль-те №1 штурмана.
10.3. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ
Работа ДИСС-32 основана на использовании эф-фекта Доплера, сущность которого заключается в том, что при взаимном относительном перемещении источни-ка и приемника электромагнитных колебаний частота принимаемых электромагнитных колебаний отличается от излучаемых на величину Fд, называемую доплеров-ской частотой.
Для измерения путевой скорости на вертолете установлены передатчик (источник излучения) и прием-ник, который принимает отраженные от земли сигналы, несущие информацию о частоте Доплера.
Так как вертолет перемещается в трех плоскостях, то при измерении путевой скорости с помощью однолу-чевой диаграммы направленности неизбежны ошибки. Поэтому в аппаратуре ДИСС-32 используется антенная система с трехлучевой ДН, что необходимо для измере-ния угла сноса и вычисления трех составляющих вектора путевой скорости.
Вычислитель составляющих вектора путевой ско-рости состоит из двух основных решающих схем. Снача-ла определяются составляющие путевой скорости в пря-моугольной, связанной с вертолетом системе координат. Затем решается задача пересчета составляющих вектора скорости, из прямоугольной, вертолетной, в прямоуголь-ную горизонтальную систему координат, с учетом вели-чин углов крена и тангажа.
Вычисленные значения выдаются в виде посто-янных напряжений, пропорциональных этим составляю-щим на индикаторы:
- на индикатор висения и малых скоростей (бл.6) посту-пают и индицируются все три составляющие вектора путевой скорости;
- на индикаторы путевой скорости и угла сноса выдают-ся продольная и поперечная составляющие скорости, где вычисляются и индицируются текущие значения путевой скорости и угла сноса;
- на приборы ПНП-72-12 с индикатора путевой скорости и угла сноса поступает для отработки угол сноса УС;
- в канал вычисления, отработки и индикации координат.
Вычислитель координат производит вычисление и выдачу сигналов пройденного пути и бокового уклоне-ния от заданной ортодромии (от ЛЗП) на индикатор ор-тодромических координат (ОК) и на ПНП.
Кроме того, в вычислителе производится вычисление пройденного пути и бокового уклонения в географиче-ской системе координат.
Для этого в вычислитель координат подаётся продольная и поперечная составляющие скорости, текущий курс Ψ из курсовой системы ГРЕБЕНЬ-2, заданный путевой угол (угол карты) с индикатора ОК (устанавливается в ручную штурманом).
При переходе аппаратуры в режим ПАМЯТЬ на индика-торах сохраняются данные предыдущего измерения. При отказе передатчика, приемника или блока ВСС, а также при переходе ДИСС-32 в режим ПАМЯТЬ на время бо-лее 10 сек., на блок БВК автоматически поступают дан-ные от датчика воздушной скорости. При этом загорается табло СЧИСЛ. ДВС.
По напряжению, пропорциональному воздушной скоро-сти, происходит отработка и индикация блоками 8 и 10 только пройденного пути на индикаторах координат и картографе, а входы каналов, по которым производится счисление бокового уклонения, обнуляются.
10.4. ОСНОВНЫЕ ТТД
1. Вид излучения ……………… непрерывные колебания
2.Частота излучения............................................F ±9 МГц
3. Мощность излучения ……………… не менее 125мВт
4. Рабочий диапазон высот:
- в режиме навигации над сушей и морем ……10-3500 м
- в режиме висения:
а) над сушей ………………………….….4-3500 м;
б) над морем (при волнении > 1 балла) ….4-300 м.
5. Диапазон измерения путевой скорости .... 0-400 км/ч.
6. Диапазон измерения углов сноса ………………...± 30°
7. Диапазон измерения составляющих вектора скорости в режиме НАВИГАЦИЯ:
- продольной ………………………50-360 км/ч;
- поперечной...................................…. ±108 км/ч;
- вертикальной.......................................... ±10м/с,
в режиме ВИСЕНИЯ:
- продольной...........................от -25 до +50 км/ч;
- поперечной ............................................±25км/ч;
- вертикальной...........................................±10 м/с.
8. Диапазон счисления ортодромических координат:
- вдоль ортодромии...................................±999км;
- боковое уклонение от ортодромии........±499км.
9. Масштаб отработки координат картографом -........................................................1: 1000000 и 1:200000.
10.Переход в режим ПАМЯТЬ:
- при углах крена...................................более ±30°;
- при углах тангажа..................................более±7°.
-при волнении водной поверхности менее 1 балла.
11. Время готовности аппаратуры к работе …..…. 3 мин.
12. Время непрерывной работы ………………… 6 часов.
13. Электропитание:
- постоянным током напряжением ……....... 28,5В.
- переменным током напряжением …………… 115В и
36В 400 Гц.
14. Масса без амортизационной рамы............ .... 70 кг.
10.5. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ИНДИКАЦИИ
К органам управления и индикации относятся:
Бортовой пульт контроля.
Пульт контроля предназначен для выдачи в аппа-
ратуру сигналов контрольных задач и для индикации сигналов отказа аппаратуры, поступающих из системы встроенного контроля.