Вторая родина Милана Настасича
МАРИНА ЗАГОРСКАЯ, ОЛЬГА ТОМАШЕВСКАЯ
ФОТО ИЗ АРХИВА ГЕОРГИЯ НАСТАСИЧА
15 сентября 1948 года на аэродроме украинского города Станислав (сейчас Ивано-Франковск) приземлился
обыкновенный советский самолет-бомбардировщик Пе-2. С несоветскими опознавательными знаками.
— Кто вы? — спросил напуганный и недоумевающий дежурный.
— Югославы.
— А, заблудились...
— Нет. Прилетели навсегда.
Бегство
В сторону Советского Союза самолет повернул серб Милан Настасич. 0 своем решении покинуть Югославию, охваченную репрессиями и кровавыми расправами, он сообщил командованию открытым текстом, едва поднявшись в воздух. Милан дорожил своей честью. А еще свято верил в непререкаемый авторитет Советского Союза, сумевшего противостоять Гитлеру. Если 6ы кто-то намекнул тогда югославскому летчику, что тот меняет одного диктатора на другого, Милан решил бы, что это провокатор. В СССР, считал он, нет даже тюрем.
За столь дерзкий поступок Милана Настасича на родине заочно приговорили к расстрелу. Потом «смягчились» — 20 лет тюрьмы. А в 1965 году Тито лично отменил приговор. Случилось это через три года после того, как Настасич возглавил первый вертолетный полк в Беларуси. 0 Милане говорили: «У советских истребителей есть Чкалов, у вертолетчиков — Настасич».
Сын югославского летчика живет в Минске. Георгий Настасич убежден, что судьба его отца могла сложиться совсем иначе, не решись летчик, в совершенстве освоивший один из лучших по тем временам пикирующих бомбардировщиков, сделать самый крутой вираж в своей жизни.
— Не сегодня-завтра отца должны были арестовать, — рассказывает Георгий Настасич. — Тогда компартия Югославии раскололась на две большие группы: за Тито и против него. А все потому, что во время визита югославского лидера в Советский Союз между ним и Сталиным «пробежала большая черная кошка». Тито стал арестовывать тех, кто мог лояльно относиться к его противнику. Отец, окончивший в 1944 году по заданию партии летное училище в городе Энгельс на Волге, был к тому времени крупной величиной — командиром эскадрильи. Его могли, должны были арестовать. Возможно, сослать, как всех политических, на Голый остров.
Голый остров — действительно голый: на нем ничего не растет, есть только камни. Летом все вокруг испепеляет невыносимая жара. Зимой с расположенной напротив, на материке долины дуют довольно сильные холодные ветры. В конце сороковых годов Голый остров был аналогом российской Сибири конца тридцатых: туда ссылали политических противников. Там политзаключенные из больших камней делали маленькие. Жили в бараках в нечеловеческих условиях. Сбежать оттуда не представлялось возможным, настолько сильным было течение. Милан Настасич решил не дожидаться худшего. Были запланированы обычные полеты. Он оставил открытым сейф со всеми югославскими наградами, захватив с собой лишь удостоверение, оружие, фуражку и шлемофон. Правда, заменил одного члена экипажа: взял секретаря комитета комсомола, который тоже хотел бежать в Советский Союз. Третьему члену экипажа об изменении маршрута сообщили уже в воздухе, предложив два варианта. Хочешь — прыгай с парашютом, нет — полетели с нами, а пожелаешь вернуться — никто держать не будет. «Я обещаю», — твердо сказал Милан.
—Откуда такая уверенность? Ведь он сам летел в неизвестность, не мог предугадать, что будет дальше...
— Ему было всего 24 года. Юношеский максимализм в какой-то мере оказался оправданным. Хотя шансы погибнуть у отца были не меньшими. В СССР его могли обвинить в шпионаже и расстрелять. Он ведь не вел никаких предварительных переговоров. Просто поднялся в воздух и полетел в страну, которую считал оплотом свободы. У отца был выбор. Он мог отправиться, к примеру, в Англию, так как во время войны он воевал вместе с английскими летчиками в Италии и Северной Африке. Мои институтские друзья, знавшие эту историю, даже шутили, спрашивая, не сломался ли у отца компас.
После сообщения отца югославское командование подняло в погоню эскадрилью истребителей. Но достать они его не смогли. Или не захотели. Впрочем, «пешка» — скоростной бомбардировщик. К тому же он мог отстреливаться.
— Как он нашел дорогу?
— У него даже карты толковой не было. Она обрывалась где-то на Венгрии. Судя по времени и местности, предположил, что прилетел в Советский Союз. Решил узнать, что за город внизу. Пролетел на бреющем полете над вокзалом, прочитал — «Станислав». Нашел военный аэродром, где никто ничего не понял. Между тем дежурный поставил в известность свое командование, а также начальника КГБ Станиславской области.
Однорукий человек, подошедший к машине, спросил у Милана: «Оружие есть?». — «Конечно, есть. Я же офицер». — «Сдайте!». — «Вы что, с ума сошли?! Я что — пленный?! Тогда разоружайте!». Начальник КГБ развернулся и ушел. Все сделали так, как просил Милан Настасич. Даже третьего члена экипажа отправили в Югославию. А главного перебежчика поселили в Киеве в генеральской гостинице. Через много лет, решив по дороге посетить знакомые места, Милан Георгиевич увидел на бывшей гостинице югославский герб. Там разместилось югославское консульство.
А оружие летчик Настасич все же сдал — подарил его при встрече генералу Гречко. Коллекция будущего маршала и министра обороны СССР пополнилась боевым трофеем Настасича, захваченным во время партизанской операции у гитлеровского генерала. Этот пистолет был изготовлен в Германии специально для награждения командиров и начальников штабов «именных» дивизий: «Мертвая голова», «Великая Германия», «Адольф Гитлер»...
Дальнейшее место службы выбирал Настасичу лично Никита Хрущев, предложивший отправиться в формирующийся на Урале из югославов летный полк. А в Югославию Милан Настасич попал в следующий раз только через 19 лет. В1967 году получил телеграмму о том, что его отец смертельно болен раком. Попросил разрешения у командования. Стали наводить справки через советское посольство в Югославии, что угрожает перебежчику на родине. Тогда и выяснилось, что в 1965 году Милана амнистировал сам Тито, но об этом не сообщили даже родственникам. Домой Милан Настасич на несколько дней опоздал — отца уже похоронили.
Спасение Машерова
В летном деле Настасич был асом. Иначе в мирное время он не был бы награжден орденом Боевого Красного Знамени. Такие награды не дают лишь за то, что вверенный ему полк был признан лучшим. Подробности того, что совершил во время тех учений Милан Настасич, не разглашались. 0 них он не рассказывал даже сыну. Газета «Красная звезда» (22 июня 1965г.) выпустила большую статью, в которой хвалила Милана Настасича, но о том, что именно произошло во время учений, не сообщалось.
Настасич был знаком со многими партийными боссами. На аэродроме его полка прилетавшие в Беловежскую пущу самолеты совершали посадку и взлетали — в Кобрине была единственная металлическая взлетная полоса. Из Кобрина в пущу партийные боссы добирались уже на автомобилях.
Однажды — это было в середине 60-х — среди ночи раздался телефонный звонок командующего. Машерову стало плохо в Беловежской пуще, срочно требовалась медицинская помощь. Командующий хотел посоветоваться с Настасичем, что делать. Он считал, что лететь невозможно — был сильный туман и снегопад. А ведь и без этого в пуще ориентироваться ночью практически невозможно. Такое было под силу лишь Милану Настасичу.
— Обнаружив с воздуха здание музея — только оно и было освещено, — отец летел, ориентируясь по верхушкам деревьев на приграничную контрольную полосу. Нашел-таки домик, затерявшийся в пуще. Садиться пришлось на волейбольную площадку — более подходящего места не нашлось. Когда выскочила охрана, никто ничего не мог понять: на площадке стоял вертолет, а один из членов его экипажа валил столбы, на которых крепилась сетка для игры в волейбол. Столбы могли повредить опускающиеся при остановке двигателя лопасти винта. После такой аварии вертолет никогда бы не взлетел.
Вопросы напуганного начальника охраны Настасич пресек приказом: «Вали второй столб, быстро! Ты — майор, я — полковник» — «Какой еще полковник?» — «Можешь посмотреть «звездочки» на рубашке под курткой. Выполняй приказ старшего по званию!». Решительность Милана Настасича в тот раз спасла Машерову жизнь — Петру Мироновичу срочно сделали операцию.
Благодарность США
Одним из самых рискованных поступков Милана Настасича было спасение американского пассажирского самолета. В конце 50-х Настасич служил в Грузии. Политическая обстановка была нервная — все ждали третьей мировой войны. Когда неподалеку от военного аэродрома загорелось и взорвалось несколько железнодорожных цистерн с нефтью, ни у кого даже не возникло сомнений, что аэродром бомбят.
Милан Настасич тогда был заместителем командира полка бомбардировочной авиации, который базировался под Кутаиси. Аэродром был сверхсекретным—на нем стояли бомбардировщики-носители ядерных боеголовок. Однажды Настасичу позвонил дежурный по полку и попросил срочно приехать. Ситуация была нестандартная — запросил посадку американский пассажирский самолет.
—Отец сказал: «Я сейчас приеду, держи с ними связь». На борту американского самолета было несколько десятков пассажиров и экипаж. Когда они находились над Черным морем, что-то случилось с двигателями. Пилоты сказали, что смогут продержаться в воздухе максимум 15 – 20 минут. Посадить в те времена американский самолет на суперсекретном аэродроме — не знаю, с чем можно сравнить такое решение. Или погибнут люди, или аэродром будет практически дешифрован. Решение отец принимал под свою ответственность.
На аэродроме была объявлена боевая тревога. Дежурные экипажи увели самолеты. Спрятали или замаскировали все, что возможно. Американскому экипажу дали все нужные для посадки данные и приказали завесить все окна в пассажирском салоне. Американцев предупредили, что по открытым окнам будут стрелять без предупреждения. Для острастки вдоль полосы поставили два взвода солдат с автоматами. Через несколько минут американский самолет сел с дымящимися двигателями. Его поставили таким образом, что пилотам был виден только один ангар и пейзаж Большого кавказского хребта.
Лучшим техникам полка Настасич приказал, чтобы за два часа самолет был как новенький. Самолет действительно быстро отремонтировали — двигатели не сильно отличались от советских. Американский «борт» благополучно вернулся в США.
— Отец больше недели ждал, что предпримет начальство. Насколько я знаю, американское правительство поблагодарило советское руководство за спасенный самолет. После этого отца наказать уже не могли и даже вынесли ему благодарность.
Человек-легенда
0 мастерстве Настасича слагались легенды. За каждой из них стоял реальный факт. Вертолетчик номер один в Беларуси обладал необыкновенным чутьем. В Грузии он сумел забрать с высокогорного плато женщину с диагнозом «внематочная беременность». Совершить посадку на это плато можно было лишь теоретически, да и то в фантастическом сне. Вертолет с нуждавшейся в срочной медицинской помощи женщиной Настасич посадил в снег во дворе больницы. И спас этой женщине жизнь.
Генеральный конструктор опытного КБ по вертолетостроению Миль хотел заполучить Настасича испытателем. Летчик отказался. Он отклонил даже суперлестное предложение — уйти на учебу в академию Генштаба. После этого Милан Георгиевич обязательно получил бы генеральские погоны. Но он остался в Беларуси, а поскольку вертолетных дивизий в нашей республике не было, вырасти выше полковника не представлялось возможным.
Военный летчик Настасич обожал «гражданские» задания. В Телави на горе Циви до сих пор стоит установленная благодаря его стараниям телевизионная вышка-ретранслятор, в Ивацевичах — водонапорная башня. На военном вертолете, не оборудованном специальными приспособлениями, этого не мог сделать никто, кроме Настасича. В Кобрине именем Милана Настасича названа улица. Его имя будет внесено в справочник «Лексикон знаменитых сербов XX столетия в диаспоре», который сейчас готовится к изданию.
Милан Настасич умер в феврале 1999 года, немного не дожив до бомбардировок Югославии. Он бы не пережил такой удар. Он всегда любил родину.
БЕЛОРУССКАЯ ДЕЛОВАЯ ГАЗЕТА №86 (624) №876 24 ноября 2000 года