С началом развития военной авиации и участие ее на войне "спасение утопающих было делом рук самих утопающих". Со временем усовершенствовались парашюты, которые стали применяться в обязательном порядке - всем хотелось выжить даже после таранного удара или когда подбитый самолет ставал неуправляемым. Выживание приземлившихся НА СВОЕЙ ТЕРРИТОРИИ летчиков было проще, НА ТЕРРИТОРИИ ПРОТИВНИКА все очень усложнялось - летчикам грозил плен и гибель уже на земле в бою до преодоления линии фронта. В обоих случаях большинство спасшихся пилотов требовали медицинской помощи: освещенность днем и ночью, сила ветра у земли, рельеф местности, водоемы, лесистая местность и искусственные препятствия вносили фактор "внезапности" для травматизма. С ростом скоростей самолетов уменьшалась возможность подбора летчиков с  потерпевших крушение летательных аппаратов своими "братьями по-разуму": не на каждую площадку могла приземлиться более технически совершенная скоростная техника. С появлением нового класса воздушных машин - вертолетов, эта задача стала решаема на 100%. У летчиков появилась уверенность в "завтрашнем дне". Под конец 2-й мировой войны (с 1944г.) армия США стала использовать геликоптеры Сикорского на суше и на море для ПСО сбитых и аварийных самолетов. С началом корейской войны 1950-53г. спасательная служба была узаконена и внесла свой весомый вклад в сохранение жизней летных экипажей и продолжения их пригодности для повторного использования на летных должностях.
Первым случаем спасения на войне ( в советско - японском конфликте у реки Халхин - Гол 2 июня 1939г.) сбитого командира полка м-ра  Забалуева на И-15бис другим скоростным самолетом И-16, не приспособленным для этого, можно считать геройский поступок летчика-истребителя  ВВС СССР майора Сергея Ивановича Грицевца. На фото тех лет высокорослый Грицевец выглядит великаном по сравнению с Забалуева - куда он мог "поместиться" в узком одноместном И-16? Но факт неоспорим - они прилетели "домой" оба на одном И-16.

Отредактировано Александр Гордиюк (2021-06-30 23:20:44)