ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ

Объявление

ВНИМАНИЕ!!!!!!!!!!!!!!!! ЕСЛИ ВЫ ЗАРЕГИСТРИРОВАЛИСЬ И НЕ МОЖЕТЕ ВОЙТИ ПИШИТЕ НА АДРЕС, kirill83s-pb@mail.ru ПРОБЛЕМУ РЕШИМ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. С УВАЖЕНИЕМ, АДМИНИСТРАЦИЯ ФОРУМА ВЕРТОЛЕТЧИКОВ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » АФГАНИСТАН, ЧЕЧНЯ И ДРУГИЕ ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ » ЗАБЫТАЯ ЗА 40 ЛЕТ ИСТОРИЯ ПСО на МИ-8 СБИТЫХ ЛЕТЧИКОВ В АФГАНЕ


ЗАБЫТАЯ ЗА 40 ЛЕТ ИСТОРИЯ ПСО на МИ-8 СБИТЫХ ЛЕТЧИКОВ В АФГАНЕ

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

С началом развития военной авиации и участие ее на войне "спасение утопающих было делом рук самих утопающих". Со временем усовершенствовались парашюты, которые стали применяться в обязательном порядке - всем хотелось выжить даже после таранного удара или когда подбитый самолет ставал неуправляемым. Выживание приземлившихся НА СВОЕЙ ТЕРРИТОРИИ летчиков было проще, НА ТЕРРИТОРИИ ПРОТИВНИКА все очень усложнялось - летчикам грозил плен и гибель уже на земле в бою до преодоления линии фронта. В обоих случаях большинство спасшихся пилотов требовали медицинской помощи: освещенность днем и ночью, сила ветра у земли, рельеф местности, водоемы, лесистая местность и искусственные препятствия вносили фактор "внезапности" для травматизма. С ростом скоростей самолетов уменьшалась возможность подбора летчиков с  потерпевших крушение летательных аппаратов своими "братьями по-разуму": не на каждую площадку могла приземлиться более технически совершенная скоростная техника. С появлением нового класса воздушных машин - вертолетов, эта задача стала решаема на 100%. У летчиков появилась уверенность в "завтрашнем дне". Под конец 2-й мировой войны (с 1944г.) армия США стала использовать геликоптеры Сикорского на суше и на море для ПСО сбитых и аварийных самолетов. С началом корейской войны 1950-53г. спасательная служба была узаконена и внесла свой весомый вклад в сохранение жизней летных экипажей и продолжения их пригодности для повторного использования на летных должностях.
Первым случаем спасения на войне ( в советско - японском конфликте у реки Халхин - Гол 2 июня 1939г.) сбитого командира полка майора  Забалуева на И-15бис другим скоростным для тех годов самолетом И-16, не приспособленным для этого, можно считать геройский поступок летчика-истребителя  ВВС СССР майора Сергея Ивановича Грицевца (http://airaces.narod.ru/spane/gricev1.htm). В декабре 1938 года Грицевцу было присвоено внеочередное воинское звание майор - за 23 года до  летчика-истребителя майора Ю.Гагарина, впервые побывавшего в космосе. А вскоре, 22 февраля 1939 года за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство на войне в Испании майор С. И. Грицевец был удостоен звания Герой Советского Союза. Об этом почетном звании свидетельствовала специальная грамота - медаль Золотая Звезда еще не была утверждена, На фото тех лет высокорослый Грицевец выглядит великаном по сравнению с Забалуевым - куда он мог "поместиться" в узком одноместном И-16? Слева от сидящего летчика, возле рычага управления двигателя (мотор чуть не заглох - запустить самим уже было бы невозможно), держась за заголовник правой рукой. Но факт неоспорим - они ВЕРНУЛИСЬ ВДВОЕМ "домой" на свой аэродром из-за линии фронта (60км на вражеской территории) на одном И-16. 29 Августа 1939 года за образцовое выполнение боевых заданий и выдающийся героизм, проявленный при их выполнении, майор С. И. Грицевец первым в СССР был удостоен звания дважды Герой Советского Союза ( тем же Указом звание дважды Героя Советского Союза было присвоено и майору Г. П. Кравченко, но по алфавиту фамилия Грицевец была первой в списке). Только после этого указа о первых дважды Героях был утвержден указ о медали Золотая Звезда в дополнении к ордену Ленина.

Отредактировано Александр Гордиюк (2021-08-22 23:14:47)

0

2

Последующая война за этим (с японцами на Дальнем Востоке) уже с фашистской Германией показала, что призыв Суворова "сам погибай, но товарища выручай" продолжал спасать боевых товарищей за линией фронта уже на других типах самолетов - штурмовиках Ил-2. Двухместный вариант Ила (летчик и бортовой стрелок) "летающего танка" позволяли более "широкие" возможности размещения "лишних" членов летного экипажа по летной специализации "кто на что учился" без существенного изменения центровки самолета и взаимодействия моментов аэродинамических сил. Матчасть надо не только УЧИТЬ, ЗНАТЬ, но и грамотно ИСПОЛЬЗОВАТЬ для безопасности выполнения взлета с грунта и успешного возвращения "домой". Об этих случаях в своих воспоминаниях в книгах писали известные авиаторы - дважды Герой Советского Союза (за 100 боевых вылетов на Ил-2 летчикам присваивалось это звание - на одного авиатехника в среднем приходилось 8 не вернувшихся из полета пилотов) маршал авиации Александр Николаевич  Ефимов (288 боевых вылетов на штурмовку) и популярный артист театра и кино  Владимир Леонидович Гуляев (60 боевых вылетов, в 1977г. - "На полевых аэродромах", в 1985г. -  "В воздухе Илы").

0


Вы здесь » ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » АФГАНИСТАН, ЧЕЧНЯ И ДРУГИЕ ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ » ЗАБЫТАЯ ЗА 40 ЛЕТ ИСТОРИЯ ПСО на МИ-8 СБИТЫХ ЛЕТЧИКОВ В АФГАНЕ