Хотелось бы затронуть тему безопасности полетов, а в часности, эту довольно редкую ситуацию. Знает ли кто случаи, когда удавалось посадить машину, после отказа путевого управления, без повреждений? Может кому нибудь приходилось лично сталкиваться? И как частный случай потери управляемости - рарушение хвостовой или концевой балок, есть ли шанс у экипажа произвести аварийную посадку?
Знаю несколько случаев отказа путевого на Ми-8 и Ми-24. Экипажи действовали по разному - на Ми-8 это посадка "на РСНВ", на Ми-24 посадка "по самолетному". Наиболее характерный пример - уже затрагивался в теме "авиа ДТП":
18 августа 2005 года, ДПМУ, на аэродроме Хабаровск-Центральный произошла авария вертолета Ми-8МТВ №41 (зав.96134) 825-го овп (п.Гаровка) пилотируемого экипажем к-на Иваненко. В соответствии с заданием на полет экипаж выполнял десантирование 8 парашютистов. На 5-й минуте полета (взлет 10:30), при выходе на боевой курс (Н=1200м, V=120 км/ч) произошло разрушение лопасти хвостового винта. Экипаж ощутил интенсивную вибрацию, а затем хлопок в хвостовой части, после чего вертолет начал заваливаться в правый крен с опусканием носа. Командир, пытаясь удержать вертолет в горизонтальном положении отклонил РУВ на себя и увеличил шаг НВ. Вертолет резко перешел в набор с углом до 12 град. и потерей скорости менее 50 км/ч. Командир отдал РУВ от себя и уменьшил шаг НВ, вертолет энергично перешел в снижение с правым креном и развитием неуправляемого левого вращения с переменными углами крена и тангажа. От водействия знакопеременных нагрузок произошло разрушение хвостовой балки с отделением хвостового редуктора с хвостовым винтом. Угловая скорость составлявшая 60 град/сек резко возросла до 90 град/сек. Оценив обстановку командир дал команду на покидание вертолета, после чего парашютисты в полном составе покинули борт. Борттехник, находясь на рабочем месте с ненадетой подвесной системы парашюта, в момент развития аварийной ситуации получил черепно-мозговую травму и потерял сознание, поэтому экипаж решил выполнить посадку на режиме самовращения несущего винта. Командир сбросил шаг НВ до минимума и перевел вертолет на РСНВ. Угловая скорость уменьшилась до 45-60 град/сек скорость возросла до 50-60 км/ч. Вертолет начал снижаться по крутой спирали с вертикальной 15 м/с. В нарушение инструкции командир не выключил двигатели, что не позволило исключить энергичное вращение, увел общий шаг до 10 град. на Н=15 м и произвел посадку с повышенной вертикальной скоростью. Руководитель Полетов аварийной ситуации не наблюдал и помощи экипажу не оказал. Вертолет списан, командир доставлен в госпиталь с переломом ног.
Отредактировано skw (2009-01-17 08:25:45)