Хочу выразить слово благодарности сотрудникам госкомитета архивов Минобороны Украины Л.Г. Коноводу и В.М. Юрийчуку за предоставленную информацию подтверждающую мое участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году.
Я был откомандирован в 30 км зону будучи курсантом ШМАС в г. Новоград-Волынск Житомирской области. Служил в составе авиационных групп дислоцированных в г.Овруч. В то далекое жаркое лето, будучи 19 летним молодым парнем, я ничего не знал о радиации. Живя в казарме среди людей одетых в одинаковые черные спецовки без погонов, я о последствиях даже не думал. Да и все почти обходили разговоры о радиации и об ее вреде. Может остерегались быть заклейменным ярлыком провокатора, то ли был официальный запрет свыше, вообщем не помню. А мне было даже интересно летать на вертолете каждый день. Помню мы хвастались солдатам соседней части, что мы никому, даже Язову честь не отдаем. А вертолет, к которому нас прикрепили, считался в то время самым большим в мире. В нем вмешалось два или четыре огромные цистерны с липкой жидкостью. Экипаж состоял, если не изменяет мне память, из пяти человек.
Я как борт механик в основном находился в отсеке с цистернами. Вертолет облетал загрязненные районы и сливал эту жидкость. Мы разбрасывали жидкость над Чернобылем и близлежащими деревнями, а потом возвращались на базу. Один вылет длился примерно час. На базе нас ждали ЗИЛы заправщики. Иногда мы с их водителями вступали в разговор, и как я узнал, они назывались партизанами. После заправки мы снова вылетали на зону заражения. Обед привозили на вертолете. Помню люди хорошо узнавали вертолет-столовую, потому что мы все его с нетерпением ждали и когда он появлялся над нами, среди сотен других вертолетов мы его узнавали. Обедали прямо в вертолете.
После нескольких вылетов, с нас снимали спецодежду и мы проходили спецконтроль. Спецодежда менялась часто и почти каждый день нам выдавали новую спецодежду и респиратор, чтобы защититься от радиационной пыли в воздухе. Однако в вертолете летом бывало очень жарко, так как военные вертолеты не имели ни звуко и ни теплоизоляцию. Поэтому мы часто снимали респиратор и даже иногда открывали иллюминатор. А вертолет летал как трактор, не так как пассажирские лайнеры. Но нам юнцам то было забавно. Помню в хвостовой части вертушки обычно лежали матрацы как в спорт залах, и после выполнения задания к концу дня на пути к базе я обычно там спал. Путь иногда занимал довольно долго полчаса, может час. Десятки вертолетов как на параде везли нас уставщих обратно в базу.
Вообщем, желаю всем участникам работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской Атомной Станции крепкого здоровья и счастья.
Отредактировано Askarbek (2010-09-01 10:10:59)