С выходом "Книги Памяти о советских воинах погибших в Афганистане" мы получили информацию о наших авиаторах погибших в ходе боевых действий, но жизнь есть жизнь - ветераны уходят и после войны. Предлагаю вспомнить их на этой страничке...
Ветераны ушедшие после войны
Сообщений 1 страница 8 из 8
Поделиться22008-09-23 17:48:41
Кучаев Петр Григорьевич. Проходил службу в должности летчика-штурмана вертолета Ми-8 (Афганистан декабрь 1979 - сентябрь 1980). Трагически погиб в Лодейном Поле 29.06.1994
Поделиться42008-10-02 20:21:46
Чекалдин Геннадий Леонидович
Поделиться52008-10-05 16:09:59
Анатолий, спасибо хоть ты меня поддержал! Думал ветка уже умерла...
МУСАТОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
Летчик-инструктор учебного авиационного полка. Родился 31.01.1955 г. В г.Щецин (Польша). После окончания Борисоглебского ВВАУЛ в 1977 служил в г.Чернигов.
В Республике Афганистан с марта 1980 по август 1981 в в/ч 97978. Награжден медалями «За боевые заслуги» и «Воину интернационалисту». После Афганистана продолжил службу в г.Чернигов. Погиб 3.06.1982 при выполнении учебного полета с курсантом на самолете Л-39.
Награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен на кладбище г.Чехов Московской области.
Поделиться62013-01-28 00:37:37
МУСАТОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧЛетчик-инструктор учебного авиационного полка. Родился 31.01.1955 г. В г.Щецин (Польша). После окончания Борисоглебского ВВАУЛ в 1977 служил в г.Чернигов.В Республике Афганистан с марта 1980 по август 1981 в в/ч 97978. Награжден медалями «За боевые заслуги» и «Воину интернационалисту». После Афганистана продолжил службу в г.Чернигов. Погиб 3.06.1982 при выполнении учебного полета с курсантом на самолете Л-39.Награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен на кладбище г.Чехов Московской области.
Я хотел бы внести некоторые незначительные поправки в информацию в адрес Александра Мусатова:
В Борисоглебском училище мы учились в соседних классных отделениях. Выпустились на МиГ-17-х и судьба нас разнесла по разным уголкам белого света. В 1977 году более 50% наших выпускников попали на вертолеты. Лично мне в штабе Московского ВО предложили Ми-8 или Ми-24. Мусатов по выпуску попал в Киевский ВО. Судьба нас свела заново в Афганистане в Кабуле (50 ОСАП). Только я на Ми-24 (л/оператор), Александр - на Ми-8 (л/штурман). Их эскадрилья прибыла из Александрии. По жизни Сашка был юморным, веселым и жизнерадостным парнем. Его афоризмы, которыми он "сыпал" тогда (нам чуть больше 20-ти) я вспоминаю иногда и сейчас. (например: "... раньше как подумаю, так встает, а сейчас сколько ни думаю не встает - что-то с головой стало"). Знали ли мы тогда, что после 50-ти это так актуально...". Летали как и все, смело и бесшабашно... У каждого была своя работа. Знаю только что, часто ему в экипаже приходилось ходить на караваны, на десантирование и тд. Не вам вертолетчикам рассказывать, кто там был и как работали. В душе у нас у каждого все равно оставалась мечта вернуться к той летной работе, которой нас научили в "альма-матер". И я и Потемкин и Храмов и Мусатов, да и многие другие наши однокашники искали и предпринимали все возможное чтобы вернуться назад на самолеты. В один из первых своих прилетов в Афганистан тогдашний Главком ВВС Павел Степанович Кутахов привез с собой большую свиту из Главкомата. Собрал наш гарнизон для вручения орденов и медалей личному составу. Тогда мне и Потемкину удалось обратиться с просьбой к Начальнику Управления кадров ВВС о переводе . Кроме того мне удалось вручить письмо-просьбу о переводе в летное училище (и это решение, как оказалось, было верным) на Л-39 инструктором, генерал-лейтенанту Мадяеву. Нам пообещали, что с нами при случае побеседует направленец по кадрам. Если кто помнит, тогда Нач. Армейской авиации был Павел Данилович Новицкий, он будучи еще полковником (1978г.) сказал короткую но очень мудрую фразу, которая красной нитью прошла по моей жизни "... ЛЕЙТЕНАТ, УМЕЙ ЖДАТЬ". Мы ждали. Спустя несколько месяцев был порученец из Москвы. Нам порекомендовали составить списки желающих вернуться на самолеты. Нами тогда занимался Полунин, должность не помню. Мусатов в это время был в отпуске в Союзе, Храмов - в госпитале. Составляя список претендентов, я тогда обошел всех наших однокашников кто был в Кабульском гарнизоне. Помню подошел к Жене Сатманову, спрашиваю его, а он задумался немного и отказался. Во втором походе в Афган, уже командиром вертолета Ми-24 - Сатманов погиб. Мусатова я внес в списки своим решением, зная его желание вернуться на самолеты. Кода Сашка прибыл в часть, то выдал фразу "... если бы ты меня не внес, я бы тебе морду набил". Я это воспринял как его благодарность. По замене из Афгана второго августа 1981г, мы все пятеро - Пономарев, Мусатов, Федорин, Потемкин и Храмов, были направлены в Черниговское ВВАУЛ. В последствии я понял почему нам это удалось. Когда мы выпускались в 1977 году, то в Министерстве Обороны было уже решение расширять Армейскую авиацию и интенсивно создавались отдельные вертолетные эскадрильи и полки. Два вертолетных училища и ДОСААФ с трудом справлялись с поставкой кадров летного состава. Где брать? А вот Борисоглебское ВВАУЛ, тем более МиГ-17 в то время был снят с вооружения и летный состав- выпускников все равно нужно было переучивать. Так большая часть нашего выпуска попала в Армейскую авиацию. Вернуться обратно на самолеты вышеназванной пятерке удалось спустя 4 года и как ни странно почти такая же ситуация нам помогла и в этот раз. В начале 80-х годах в летных училищах стали создавать в полках шестые авиационные эскадрильи. Пять летчиков не составляли особой значимости для Армейской авиации и 17 июня 1981 года, Приказом Министра Обороны были назначены на должности летчиков инструкторов в Черниговское ВВАУЛ. (Заменились, как выше сказано вместе со всеми 02.08.1981г). В сентябре мы все пятеро собрались в Городне (полк Черниговского ВВАУЛ). Мусатов приехал из отпуска самым последним. Показывая свой безымянный палец правой руки, на котором было обручальное кольцо. Мы приступили к полетам, после теоретического переучивания на базе Чернигова. Мы практически разучились летать на самолетах, но после небольшой вывозной программы быстро вошли в строй согласно КУЛПа. Наши командиры говорили, вот придут курсанты, они вас научат летать. Саше досталась группа в которой один из курсантов (Александр Тронин) уже прошел несколько училищ, где его летная судьба не сложилась по разным причинам. Как оказалось в процессе их отношений оба были "кремнями". От их отношений "искры" летели в разные стороны. Сашка много раз в "кулуарах" говорил, если что, выпрыгну не задумываясь. В тот день (3.06.1982) погода была не более 5-6-ти баллов. Я находился в зоне с курсантом по упражнению "вывозной полет на сложный пилотаж" недалеко от города Чернигова. Облачность в зоне была 5-6 баллов. Стояли столбы облачности верх 3500м, нижний край в пределах 900 метров. Я с курсантом практически закончил в зоне задание, когда услышал Сашин голос. Вместо курсанта на взлетную в зону, запросил Мусатов . РП им дал номер зоны и Мусатов опять сам запросил на взлет. Я запомнил это потому что "резало" слух, что инструктор ведет радиообмен вместо курсанта. Зону им дали рядом с моей зоной. Мусатов доложил позывным курсанта о занятии зоны и разрешение на выполнение сложного пилотажа. По методике при занятии зоны в вывозном или контрольном полете сначала инструктор выполняет весь комплекс упражнения, затем обучает курсанта (совместно, либо сам курсант). Я уже подходил к аэродрому после выполнения задания, когда РП стал настойчиво вызывать курсанта и самого Мусатова. Сердце конечно заколотилось так, словно готово было выскочить. К сожалению горький и печальный опыт потери своих товарищей из летной братии был немаленьким, если считать со времен аэроклуба до поступления в училище. Предчувствие не обмануло. К ним в зону был направлен командир эскадрильи, Виктор Андреевич Гончаров, верхним эшелоном на пяти тысячах метров со снижением в зоне, ведя поиск самолета. Первая информация дала надежду на лучшее. Командир эскадрильи доложил, что видит на земле самолет и рядом два парашюта. Я уже был на стоянке с выключенным двигателем, не выключая радиостанцию с нетерпением слушал что же дальше. Следующая информация "... рядом ходят люди...". Я с облегчением вздохнул, выключив р/станцию и прыжками побежал на СКП. После посадки ПСС мы узнали печальную весть, что оба Александра погибли. По опросу очевидцев выяснилось, что самолет с ревом, то нарастающим, то затихающим в перевернутом состоянии вошел в землю. Эксперты потом сказали, что самолет вошел в землю вниз кабиной под углом 70 градусов. Парашюты выбросило от удара самолета о землю. Когда комэска "пришел" в зону, то он доложил что погода в зоне "безоблачно".
Мое мнение: Очевидно граница "фронта" была рядом и когда Мусатов, по приходу в зону, начинал показывать курсанту упражнение, а оно начиналось с показа "штопора", попали в облако. Выводить из штопора, когда не видно горизонта довольно сложно. Возможно они попали в своих действиях, при попытке вывода из штопора в облаке в перевернутый или в плоский штопор. А нас этому не обучали, да и высоты на вывод требуется в этом случае более чем 900 метром. (Мне курсант ввел однажды в такую штуку, потеряли при выводе 2500 метров). Когда Мусатов с курсантом "вывалились" на 900 метров из облака, то продолжали пытаться вывести самолет. Спустя полчаса, когда в эту же зону прилетел комэска, антициклон сместил облачность из района полетов.
Мы все пятеро ходили в белых лавсановых комбезах, что привезли с собой когда летали на вертолетах. Так жена мне потом рассказывала, что когда неожиданно в период полетов прекратился гул самолетов, она встретила кого то из гарнизона, который ей сказал, что разбились курсант с инструктором, и в испуге на вопрос кто, ответили - кто то в белом комбезе. Состояние описывать не стоит.
Останки обоих привезли из Киевского госпиталя после экспертизы в двух небольших пакетиках. У Мусатова семья авиаторов, отец был летчик. Я с Храмовым сопровождал останки Мусатова до Чехова и мы констатировали родным факт гибели, с просьбой не требовать вскрывать гроб. Через некоторое время после гибели Александра Мусатова, у него родилась дочка, которую назвали Сашей. Боевыми наградами Мусатов был награжден в Афганистане.
Отредактировано В.Пономарев (2013-01-28 01:40:36)
Поделиться72019-02-16 17:37:03
Памяти легендарного штурмана Сергея Косицына: приземлиться над пропастью и поймать встречный ветер
14-02-2019 13:54
15 февраля 2019 года — 30 лет вывода советских войск из Афганистана. Вертолет Ми-8, установленный в Кобрине на территории бывшего военного городка – один из негласных символов той афганской войны.
40 лет жизнь Кобрина была неразрывно связана с судьбой размещенного здесь вертолетного полка. В прошлом - это особый лидерный вертолетный полк ВВС союзного государства и старейший вертолетный полк в Беларуси. В Кобрине несли воздушную вахту опытные пилоты-профессионалы, в числе лучших – майор Сергей Косицын. Лётчик 1-го класса, он освоил и летал на вертолётах Ми-1, Ми-4, Ми-8. Общий налёт – 4 600 часов. Лётчик-ас нёс боевую вахту в Афганистане в рядах воинов легендарного 50-го отдельного смешанного авиационного полка.
Майор Сергей Косицын, лётчик 1-го класса
Встречный ветер самый желанный для вертолета в горах
В октябре 1987 года газета «Во славу Родины» опубликовала очерк майора В. Подделкова «Встречный ветер – желанный», главным героем которого стал штурман вертолёта Сергей Косицын, именно благодаря этой публикации появилась возможность составить подробную картину о подвиге легендарного летчика:
Штурман Сергей Косицын (крайний слева в нижнем ряду) в окружении сослуживцев. Афганистан
– Счет боевым операциям штурман майор Косицын открыл на третий день после прибытия в состав ограниченного контингента советских войск в ДРА. Их экипаж в числе первых доставил продовольствие, боеприпасы и письма постам, находившимся на высоте нескольких тысяч метров. Тут многое зависело от штурмана – расчеты, оценка метеоусловий. Особенно тяжелы расчеты по ветру – в горах он меняет своё направление очень быстро. Попробуй подобрать встречный ветер, самый желанный для вертолета в горах.
Сели на горную вершину одним колесом… Два остальных висели в воздухе
– Когда впервые садились на горную вершину, тщательно готовились. Первым заходом изучили площадку, подобрали место. И наконец – сели … одним колесом, а два остальных висели в воздухе. Больше места не было. Так и стояли, пока не высадили десант, не выгрузили продукты. И облегченный вертолёт стремительно левым разворотом помчался в пропасть, чтобы набрать нужную скорость и вновь подчиниться воле человека. Сейчас такой приём стал обычным для многих вертолётчиков и свидетельствует о высоком мастерстве тех, кто идёт путём, проторенным майором Косицыным и его боевыми друзьями.
… Винтокрылая машина резко снижалась, не давая вести прицельную стрельбу.
«В горах долго светает» – роман в память о легендарных летчиках
Боевой путь вертолётной эскадрильи, в которую вошли Сергей Косицын и его товарищи описывает военный журналист Владимир Возовиков в романе «В горах долго светает». Прототипом главного героя стал сослуживец Сергея Косицина – Леонид Белицкий. 27 августа 1984 года капитан Белицкий совершил четыре боевых вылета для высадки десанта, во время последнего – вертолет был сбит. Выполнив задание, он не вернулся из полёта, ему оставалось служить в Афганистане две недели. Майор Косицын летел следом - в том бою он выжил.
Леонид Белицкий, Валерий Платонов, Александр Кузуб, Сергей Косицын, Сергей Каукалов, Николай Обухов, Антон Береславский, Олег Тувальский, Юрий Солодкий, Анатолий Котельников, Анатолий Лукьяненко, Сергей Баула, Анатолий Суханов, Виктор Жигадло, Геннадий Кожанов – вместе они составили героическое подразделение, которому стали доступны и высокогорья у границы снегов, где машина висит над пропастью, лишь одним колесом цепляясь за скальную площадку, и ущелья, задёрнутые зимним туманом, и раскалённые пески, где выплеснутая вода высыхает на лету – пишет автор.
В основу сюжета книги легли реальные истории о воинах, сражавшихся в Афганистане. Эти лётчики шефствовали над приютом «Родина», в котором жили дети погибших афганцев, каждая встреча с летчиками – была праздником для осиротевших ребят, воины оказывали гуманитарную помощь жителям афганских селений.--Боевые товарищи майора Косицына. Афганистан
Летать уже не будет… И не надо расстраиваться
Основной накал боевых действий в Афганистане пришелся на 1984 год, пилоты 50-й ОСАП в этот год совершили 37 600 боевых вылетов. В этом же году при выполнении задания по высадке десанта Сергей Косицын получил тяжелые осколочные ранения рук и ног. Командир экипажа полковник Александр Герцев и борттехник Владимир Текутов вывезли истекающего кровью штурмана из-под обстрела и передали медикам. Майор Косицын около года провёл в госпиталях и санаториях, врачи настаивали на завершении лётной карьеры. Военкор Подделков так описывает эти события:
– Он не мог помнить, сколько длилась операция. Врачи потом сказали, что долго. Одного боялся Косицын – отнимут руку. Вернее, кисть, изуродованную осколком пули. Владимир Кузьмич Николенко, хирург, успокоил: руку ампутировать не придётся. Но что касается будущих полетов, то, видимо, Сергей Юрьевич летать уже не будет. И не надо расстраиваться – кавалер ордена Красной звезды должен уметь держать себя в руках.Сергей Костцын с боевыми товарищами (слева в верхнем ряду)
«К полётам допускается»…
– Не было ещё такого в их династии: дядя воевал в Великую Отечественную лётчиком, отец был лётчиком, Валерий, старший брат – тоже летает. Неужели он, Сергей, должен расстаться с мечтой?
После госпиталей, санаториев остались шрамы не только на теле, но и в душе. Они не давали майору покоя, заставляя вновь и вновь идти к врачам и командирам: убеждать, уговаривать, требовать. Настал момент, когда инструкторы, которые проверяли его способность управлять вертолётом дали «добро», а медики, заручившись мнением вертолётчиков, сделали долгожданную запись в истории болезни: «К полётам допускается»…Газета «Во славу Родины» очерк В. Подделкова «Встречный ветер – желанный», октябрь 1987 года.
Вернувшись на Родину, Сергей Косицын в 1985 году продолжил службу в Кобрине в должности начальника разведки полка. Участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, там сослуживцы дали ему прозвище «Шерлок Холмс», – Косицын принял участие в задержании вооруженного бандита. Выполнял особое задание в должности командира смешанной авиационной группы в Приднепровской Молдавской Республике. С 1989 по 1992 год Сергей Косицын начальник разведки полка, Группа советских войск в Германии. С 1992 по 1993 год начальник разведки полка, Московский военный округ, г. Курск.Майор Косицын с сослуживцами (крайний слева)
Сергей Косицын был награждён орденом «Красной Звезды», «Знаком Почета», 5-ю медалями СССР, Грамотой Президиума Верховного Совета СССР и знаком «Воину-интернационалисту», Почётными грамотами вышестоящего командования. На его счету тысячи боевых вылетов и сотни спасённых жизней.Легендарный штурман – майор Сергей Юрьевич Косицын
Службу майор Косицын закончил в Кобрине, в должности заместителя командира отряда здесь же и остался с супругой жить, выйдя в отставку. Несколько лет тому назад легендарного штурмана Сергея Косицына не стало – до последних дней он поддерживал добрые отношения с товарищами, хранил верность боевой дружбе.
Сегодня в Кобрине о том времени напоминают лишь сквер, памятник и вертолет Ми-8 на постаменте в бывшем военном городке. Борт установлен в сквере воинской славы — авиаторам 65 отдельной транспортно-боевой вертолетной базы и 397 отдельного штурмового авиационного полка. Композиция из камней, символизирует горы Афганистана. Гул винтокрылых машин над Кобрином теперь можно услышать довольно редко. О существовании аэродрома в райцентре, сегодня напоминает лишь улица Вертолетная. Там, где раньше взлетали и садились воздушные судна — сегодня строят дома…
Автор: Наталия Жук / kobrincity.by
В материале использованы фотографии из семейного архива