Абхазия.
АБХАЗИЯ
Сообщений 1 страница 5 из 5
Поделиться22007-09-07 19:41:38
Еще кого нибудь теряли? http://www.skywar.ru/AbchaziyaPamyat.html
Поделиться32007-09-19 16:25:12
Конечно теряли. навскидку не скажу, но по моему еще два экипажа были потеряны.
С уважением Михаил
Поделиться42007-12-29 09:50:07
Потери описиваемые с грузинской стороны.
18 января 1993 года в Гульрипшском районе Абхазии был обстрелян с земли и совершил вынужденную посадку в с. Сакени вертолет Ми-8, принадлежавший адлерскому авиапредприятию. Вертолет совершал незаконный рейс из г.Теберда (Карачаево-Черкессия, РФ) в г.Ткварчели, захваченный апсуйским сепаратистами, и тем самым нарушил государственную границу. На его борту оказались три члена экипажа (россияне), министр правительства сепаратистов Зураб Лабахуа (в довоенное время – зам. председателя Совмина Абхазии), девять воооруженных апсуйских боевиков и несколько журналистов. Там же был обнаружен и солидный груз оружия. В документах экипажа имелась запись о том, что с 7 по 18 января этот вертолет совершил 12 рейсов в Абхазию.
19 января, подчиняясь требованию грузинской стороны, в Сухумском аэропорту совершил посадку и был задержан Ми-8, принадлежавший Краснодарскому НПО. Как выяснилось, он летел на поиски вертолета, подбитого днем раньше.
26 мая, в день независимости Грузии в окрестностях с.Сакени Гульрипшского района грузинские гвардейцы сбили российский транспортный вертолет Ми-6, осуществлявший переброску оружия в г. Ткварчели. Погибли: Л. Чубров, В. Касимов, А. Савельев, В. Царев, Э. Федоров.
1 апреля самолеты ВВС России подвергли ракетно-бомбовому удару жилые кварталы Сухуми. Восемь горожан погибло, 12 получили ранения. Ответным огнем из зенитных орудий один из самолетов был подбит. Поврежденный самолет, оставляя за собой шлейф дыма, ушел в сторону моря.
21 сентября апсуйская сторона сбила из ПЗРК пассажирский самолет ТУ-154 (бортовой №65893), следовавший из Сухуми в Сочи. В результате этой бесчеловечной акции погибло 22 мирных пассажира и 6 членов экипажа. Тепловая ракета была выпущена с корабля, находящегося в море (с берега заснят на видеопленку момент пуска ракеты), сам самолет упал в море.
22 сентября в 18.37 вспомогательный самолет Ту-154 (бортовой №369931), выполнявший рейс Тбилиси-Сухуми был сбит гудаутскими сепаратистами из ПЗРК. Спасая гибнущий самолет, экипаж пытался посадить его, но от удара о землю взорвались топливные баки, и лайнер распался на несколько частей. 104 сотрудника полиции заживо сгорели в салоне самолета. Семнадцати (в том числе и летчикам), находившимся в носовой части, удалось выжить
23 сентября в результате обстрела с моря в Бабушерском аэропорту был уничтожен пассажирский Ту-154. Имелись убитые и раненые среди пассажиров. В тот же день был сбит Су-25 ВВС Грузии. Подробности выяснить не удается, но известно, что в то утро одиночный Су-25 был замечен летящим на низкой высоте с юго-востока в направлении горы Бирцха (Сухумский район).
1 самолет Су-27
(1 подбит)
4 вертолета Ми-8
1 вертолет Ми-6
Грузинская сторона (включая гражданские самолеты):
4 самолета Су-25
3 самолета Ту-154
(2 подбито)
2 вертолета Ми-24
1 вертолет Ми-8
/Андриа Заркуа/
Отредактировано walter (2007-12-29 09:51:24)
Поделиться52008-01-14 12:51:39
Грузино-абхазский конфликт
Грузино-абхазский конфликт имеет свои исторические предпосылки: два народа проживали по соседству с древних времен и отношения между ними издавна были весьма непростыми. Основы современного конфликта были заложены в 80-х годах XIX века, когда из Абхазии в Турцию была выселена значительная часть абхазов. В результате массового переселения представителей разных народов на опустевшие земли этническая структура местного населения приобрела сложный характер. Острота имевшихся грузино-абхазских противоречий наглядно проявилась после распада Российской империи, когда в 1918-1921гг. имели место столкновения между грузинской армией и вооруженными абхазскими ополченцами.
Абхазская Советская Социалистическая Республика была образована 4 марта 1921г. С 16 декабря 1921г. республика находилась в составе Грузинской ССР, а с 1931г. - на правах автономии. С декабря 1990г. - Абхазская Автономная Республика, а с июля 1992г. - Республика Абхазия.
Напряженность обстановки в Грузии начала проявляться во второй половине марта 1989г., когда по инициативе Народного фронта Абхазии стали выдвигаться предложения о предоставлении Абхазской АССР статуса союзной республики СССР. Это вызвало острую реакцию со стороны грузинского населения, проживающего в Абхазии и во всей Грузии; последовали митинги и массовые демонстрации протеста. Кроме основных требований митингующих об упразднении советской власти в Грузии, выхода ее из состава СССР, объявлении Грузии независимой страной и др., раздавались призывы к упразднению автономии Абхазской АССР и усилению борьбы с проявлениями сепаратизма и антигрузинскими настроениями среди лиц абхазской национальности.
Меры, предпринимаемые партийными, советскими и правоохранительными органами Грузии, не смогли разрядить ситуацию, которая становилась крайне угрожающей. Участились случаи открытого противодействия органам власти, факты унижения достоинства военнослужащих, обеспечивающих общественный порядок. Для поддержания общественного порядка в столице Грузии союзное руководство, так же как и во время бакинских событий 1988г., приняло решение использовать части ВДВ. Первым 6 апреля 1989г. получил задачу 345-й парашютно-десантный полк 104-й воздушно-десантной дивизии с пунктом постоянной дислокации в Гяндже (бывший Кировабад). За сутки полк совершил 320-километровый марш и, войдя в Тбилиси, сосредоточился на подступах к Дому правительства. А через сутки в Тбилиси были переброшены и три полка 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.
Все последовавшие события были связаны с требованием выхода Абхазской АССР из состава Грузинской ССР. Так, 8 апреля 1989г. у здания Совета Министров Грузинской ССР сосредоточилась многотысячная толпа демонстрантов. На проспекте Руставели сооружались баррикады. На все обращения командования внутренних войск с просьбой покинуть площадь митингующие отвечали отказом.
В 4 часа утра 9 апреля 1989г. подразделения МВД и войск ЗакВО, преодолев баррикады, приступили к вытеснению демонстрантов в направлении площади Республики. Наиболее ожесточенное сопротивление воинским подразделениям было оказано у Дома правительства. Демонстранты применяли холодное оружие, камни, бутылки, заточенные стальные прутья, цепи, куски кабеля и т.п. Со стороны военнослужащих появились раненые и травмированные, что вынудило их использовать против нападавших табельные спецсредства (защитные щиты, дубинки) и малые саперные лопатки.
В результате давки, возникшей при вытеснении демонстрантов с площади, по официальным данным грузинских властей, из числа демонстрантов погибли (задавлены толпой) 17 человек, из них 16 женщин, 1 человек убит при нападении на пост; травмированы 286 человек, из них 198 госпитализированы. Среди военнослужащих и сотрудников милиции получили ранения 172 человека, из них тяжелые (с эвакуацией в госпиталь) - 22 человека.
Со второй половины апреля обстановка в Тбилиси постепенно стабилизировалась, но в целом в Западной Грузии она оставалась крайне напряженной. Не прекращались вооруженные столкновения между группами лиц грузинской и абхазской национальностей, при этом росло число жертв среди мирного населения. Народный фронт Грузии и другие неформальные организации по-прежнему призывали к продолжению противостояния, ликвидации абхазской автономии, выходу Грузии из СССР и созданию независимого грузинского государства. В Западной Грузии полностью или частично была парализована работа промышленных предприятий, городского транспорта и сферы обслуживания населения. В пригородах Очамчира и Гали стали создаваться вооруженные группы.
В июле 1989г. наиболее взрывоопасная обстановка сложилась в Поти, где на митинге (до 10 тыс. человек) было принято решение вооружиться и двигаться на Сухуми. С целью захвата оружия и боеприпасов группами грузинских экстремистов была организована блокада военно-морского склада боеприпасов, а также совершены бандитские нападения на военкоматы и отделения милиции. В результате подобных действий только 19 июля было похищено более 1400 единиц огнестрельного оружия. Не менее напряженной была ситуация у моста через реку Галидзга в районе Очамчира, где более 200 боевиков грузинской национальности противостояли примерно такому же числу вооруженных абхазцев. В это же время около 600 восставших блокировали учебный центр зенитной артиллерии ЗакВО.
С августа 1989г.в Грузии сохранялась внешне спокойная обстановка, происшествий и столкновений на национальной почве не отмечалось. Однако впоследствии отношения между грузинами и абхазами вновь обострилась, что повлекло массовую миграцию населения и разрушение инфраструктуры республики.
В марте 1991г. в Абхазии был сформирован политический блок, который объединил общественные движения, ставившие целью недопущение посягательств на суверенитет Абхазии со стороны Тбилиси. Непосредственной же причиной вооруженного конфликта между Грузией и Абхазией стало решение абхазского парламента от 23 июля 1992г. о восстановлении в автономной республике конституции 1925г., что фактически означало независимость Абхазии. В тот же день Госсовет Грузии признал это решение недействительным. Подобный шаг был крайне отрицательно встречен в абхазских политических кругах. Через месяц регулярные грузинские войска под предлогом охраны железнодорожных путей вступили на территорию автономной республики.
Почти два года (с августа 1992г. по июнь 1994г.) продолжались ожесточенные бои между воинскими формированиями обеих сторон с многочисленными жертвами и разрушениями. В боевых действиях (до 1994г.) активное участие принимал чеченский добровольческий батальон во главе с Ш.Басаевым. В подготовке батальона принимали участие российские инструкторы, а сам Ш.Басаев нередко в российских сводках и донесениях характеризовался как «талантливый полевой командир». Через два года свой «талант» он уже демонстрировал против федеральных сил в Чечне.
Возникший конфликт между Абхазией и Грузией около двух лет протекал в форме прямого вооруженного противоборства. Несмотря на то что 4 апреля 1994г. было подписано Заявление о мерах по политическому урегулированию конфликта, обстановка продолжала оставаться сложной и требовала немедленных действий по вводу в зону конфликта миротворческих сил. Правовой основой размещения миротворческих сил в зоне конфликта явилось грузино-абхазское «Соглашение о прекращении огня и разъединении сил» от 14 мая 1994г.
Правительство Российской Федерации с возникновением абхазского кризиса, следуя принципу беспристрастности и объективно взвешивая ситуацию, осудило попытки силового разрешения политических разногласий и применения вооруженных сил против населения, приведшие к массовым и грубым нарушениям прав человека. Исходя из сложившейся неблагоприятной обстановки и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 1994г. постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июня 1994г. миротворческие силы Российской Федерации были размещены в зоне конфликта для проведения операции по поддержанию мира и создания благоприятных условий политического урегулирования этой проблемы.
Следует подчеркнуть, что в соглашении от 14 мая 1994 г. речь шла о миротворческих силах СНГ. Официальное же решение о проведении операции по поддержанию мира было принято Советом глав государств только в октябре 1994г., то есть фактически через три месяца после ввода в зону конфликта миротворческих сил России. В соответствии с подписанным 21 октября 1994 г. главами семи государств «Решением Совета глав государств об использовании Коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта» КСПМ должны быть представлены воинскими контингентами заинтересованных государств - участников Содружества в количестве 2,5—3 тысяч человек. Однако реально по настоящее время КСПМ представлены только российскими миротворцами.
Состав российской группировки в зоне конфликта периодически уточняется. Так, по состоянию на начало 2001г. в состав Коллективных сил по поддержанию мира входили: парашютно-десантный батальон 10-го отдельного парашютно-десантного полка; два мотострелковых батальона и отдельная минометная батарея 131-й отдельной мотострелковой бригады; отдельный вертолетный отряд; отдельные инженерно-саперная и ремонтная роты из состава 67-го армейского корпуса Северо-Кавказского военного округа. Общая численность группировки войск с учетом органов управления составляла 1769 человек, в том числе 241 офицер, 137 единиц боевых бронированных машин, 179 автомобилей и 4 вертолета.
В июне 2003г. в зоне конфликта находились объединенный штаб командования, отдельный вертолетный отряд 55-го отдельного боевого вертолетного полка, полевой узел связи, два мотострелковых батальона 131-й отдельной мотострелковой бригады Северо-Кавказского военного округа (СКВО) с подразделениями обеспечения и обслуживания. Всего группировка насчитывала 1803 человека личного состава, 128 единиц боевых бронированных машин, 253 автомобиля и 4 вертолета.
В соответствии с решением от 21 октября 1994г. на Коллективные силы по поддержанию мира были возложены следующие задачи:
обеспечение строгого соблюдения прекращения огня, установление мира и предотвращение возобновления военных действий в зоне конфликта путем разъединения вооруженных формирований конфликтующих сторон;
создание условий для безопасного и достойного возвращения людей, покинувших зону конфликта, в районы их прежнего постоянного проживания;
наблюдение за выполнением сторонами достигнутых договоренностей, а также соглашений, к которым стороны придут в процессе всеобъемлющего политического урегулирования;
содействие в восстановлении районов, пораженных конфликтом, в том числе в оказании гуманитарной помощи, проведении разминирования, воссоздании основных систем жизнеобеспечения населения;
содействие обеспечению соблюдения норм международного гуманитарного права и прав человека;
тесное сотрудничество с персоналом Миссии ООН по наблюдению в Грузии и другим персоналом, находящимся в регионе.
Последующими решениями Совета глав государств СНГ Коллективным силам по поддержанию мира в Абхазии был определен ряд дополнительных задач, среди которых:
обеспечение безопасности таких ключевых систем жизнеобеспечения, как Ингури ГЭС и другие;
осуществление контроля за расформированием и выводом всех добровольческих вооруженных формирований, состоящих из лиц, прибывших из-за пределов Абхазии;
осуществление во взаимодействии с Миссией ООН по наблюдению в Грузии контроля над тяжелой боевой техникой;
проведение работ по обозначению минных полей и разминированию на территории Абхазии при содействии ООН и во взаимодействии с местными властями;
принятие мер совместно и во взаимодействии с местными органами власти конфликтующих сторон по пресечению действий террористических, диверсионных формирований –и др. вооруженных групп;
обеспечение безопасности персонала Миссии ООН по наблюдению в Грузии, ОБСЕ и других международных организаций в случае их обращения и по согласованию с местными органами власти'961.
С целью обеспечения решения задач, стоящих перед миротворческим контингентом, в зоне ответственности КСПМ было развернуто:
контрольно-пропускных пунктов - 4;
наблюдательных постов - 32;
базовых лагерей - 12;
пунктов управления - 7;
узлов связи - 5.
Кроме того, в наиболее опасных районах проводится совместное патрулирование с представителями Миссии ООН в Грузии (МООНГ) и местных правоохранительных органов.
За период пребывания КСПМ СНГ в зоне конфликта проведен и проводится комплекс мероприятий, способствующих стабилизации обстановки. Среди них:
не допущено серьезных нарушений Московского соглашения сторон от 14 мая 1994 г. «О прекращении огня и разъединении»;
организовано тесное сотрудничество с представителями МООНГ и другими международными организациями, находящимися в регионе, а также с представителями местной власти;
создаются условия для возвращения беженцев и перемещенных лиц в места постоянного проживания;
проводится гуманитарная деятельность и обеспечение поставок гуманитарной помощи;
осуществляются мероприятия по ликвидации последствий боевых действий 1992-1993 гг.;
ведется активная работа по созданию условий для переговорного процесса. Так, по инициативе командующего КСПМ СНГ с 1995 г. на главном мосту через реку Ингури, где расположен контрольно-пропускной пункт КСПМ №201, дельно проходят четырехсторонние встречи представителей администраций, правоохранительных органов и силовых структур Гальского и Зугдидского районов с участием представителей МООНГ и под председательством командующего КСПМ СНГ. На этих встречах происходит обмен информацией и оперативно решаются вопросы, связанные с деятельностью незаконных вооруженных формирований, организованной преступности, о случаях захвата заложников.
Кроме того, выполняется большой объем и других задач в целях обеспечения нормальных жизненных условий населения в зоне конфликта.
За время выполнения миротворческих задач воинским контингентом Вооруженных Сил Российской Федерации в зоне грузино-абхазского конфликта проделана большая работа по недопущению эскалации вооруженного конфликта, частичному разминированию местности, оказанию помощи местному населению в налаживании жизни и быта после окончания боевых действий. Только за первые три года было задержано и разоружено 1042 нарушителя, изъято 346 единиц стрелкового оружия и большое количество боеприпасов, обнаружено и выведено за пределы зоны безопасности около 90 единиц тяжелого вооружения и техники, подорвано на месте 11 боевых бронемашин и 6 орудий, изъято и уничтожено 22 580 взрывоопасных предметов, очищено от мин 4159 кв. км и 154 административных здания, восстановлено более 25 км дорог и 3 моста, один из которых (в Кодорском ущелье) практически построен заново.
В зоне грузино-абхазского конфликта определенные задачи выполняли и силы российского Черноморского флота. Так, моряки 30-й дивизии надводных кораблей решали задачи по доставке гуманитарной помощи в район конфликта и эвакуации беженцев, осуществляли вывод сил, вывоз имущества и эвакуацию гражданского населения из Поти - места дислокации бригад Охраны водного района (ОВР) и других частей Черноморского флота.
28 июля 1993г. с использованием малого десантного корабля на воздушной подушке (МДКВП-93) был эвакуирован из Сухуми президент Грузии Э.Шеварднадзе. В сентябре 1993г. в соответствии с договоренностью между Россией и Грузией была осуществлена операция по вывозу людей и техники из Сухуми, которую обеспечивали сторожевые корабли «Пытливый», «Сдержанный» и «Красный Кавказ». Черноморцы эвакуировали только из пылающего Сухуми около 30 тысяч беженцев. В операции отличились командиры кораблей капитаны 2 ранга П.Пилипчук, И.Гавриш и А.Подложнов. Управление силами, участвовавшими в операции, осуществлялось с большого десантного корабля (БДК-69), на котором находился походный штаб командующего флотом вице-адмирала Э.Балтина. В ходе эвакуации кораблями флота было выполнено 19 рейсов и перевезено более 10 тыс. тонн различных грузов и 359 единиц техники.
Несмотря на достигнутые договоренности о прекращении огня и разъединении сторон, обстановка в зоне ответственности российских миротворцев в Абхазии была и остается сложной и нестабильной. Так, за 2000г. силами КСПМ было зарегистрировано:
11 случаев обстрела постов, в том числе миротворческих сил;
несколько случаев захвата заложников с обеих сторон, в том числе 16 января 2000 г. двоих наблюдателей ООН с автомашиной, а также в августе месяце -группы сотрудников внеправительственной организации ХЭЛО-ТРАСТ, занимавшейся разминированием в Кодорском ущелье Абхазии;
свыше 20 случаев нападений с целью ограбления и захвата личного имущества, в результате которых ранены 17 и убиты 24 мирных жителя.
Эти и другие факты свидетельствуют о том, что правоохранительные органы конфликтующих сторон пока еще не способны взять ситуацию под контроль и вести успешную борьбу с бандформированиями, а российский миротворческий контингент остается пока единственным фактором относительной стабильности в зоне конфликта.
За поддержание стабильности в зоне конфликта российским миротворцам порой приходится платить собственными жизнями. Одним из наглядных примеров честного выполнения своего долга является подвиг рядового воздушно-десантных войск Дмитрия Миронова. В ночь с 17 на 18 октября 1998 г. при несении боевого дежурства на огневой позиции сторожевого охранения 108-го поста Коллективных сил по поддержанию мира в Гальском районе Абхазии в дождливую безлунную ночь ему удалось обнаружить и отразить нападение диверсантов. Будучи трижды раненым, он до последнего патрона вел бой и не допустил нападения бандитов на пост. За мужество и героизм, проявленные при исполнении миротворческой миссии в зоне грузино-абхазского конфликта, командование воздушно-десантных войск представило рядового Миронова Дмитрия Олеговича к званию Героя России (посмертно).
Миротворческая миссия Россия в грузино-абхазском конфликте имеет определенную специфику, что обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, российским военнослужащим приходится действовать в условиях, когда конфликтующие стороны, имея непримиримые позиции, вместо поиска политического компромисса стремятся повысить (по крайней мере в средствах массовой информации) уровень конфронтации и недоверия между соседними народами.
Во-вторых, отсутствует какой-либо надконтрольный орган над противостоящими сторонами. Не учреждена должность главы миссии по поддержанию мира, который нес бы всю полноту ответственности за политические аспекты операции и осуществлял бы контроль за исполнением выработанных лидерами СНГ решений.
И, в-третьих, отсутствует нормальный переговорный процесс между сторонами на «высоком» уровне. Подавляющее большинство встреч и контактов осуществляется на так называемом «местном» уровне, а внешнеполитические ведомства конфликтующих сторон остаются в тени.
Несмотря на вышеуказанные особенности операции по поддержанию мира и ряд трудностей «внутреннего» характера (отсутствие централизованного обеспечения материально-техническими средствами, ограничения в поставках горюче-смазочных материалов, недостаток технических средств массовой информации, сложности с финансовым обеспечением и др.), российский воинский контингент в Абхазии продолжает выполнять свои обязанности в полном объеме, являясь единственной силой, способной контролировать ситуацию. При этом российские миротворцы опираются на доверие местного населения, большая часть которого видит в них единственный гарант мира, спокойствия и стабильности в регионе.