Из журнала "Мир авиации" №2 за 2004 год.
12 июля 1954 года Командующий ВВС СФ издал приказ № 001120 о формировании 2053 отдельной авиационной эскадрильи вертолётов с базированием на аэродроме Арктика.
11 августа командиром эскадрильи назначен майор Попков А.Н.
К 1 сентября того же года формирование завершилось, и этот день стал годовым праздником части. К 23 декабря на вооружение эскадрильи поступили первые 9 базовых противолодочных вертолёта Ми-4м. Комплектование личным составом завершено к 31 декабря.
Начались интенсивные тренировочные полёты. 17 ноября 1955 года командиром эскадрильи стал майор Коваленко П.И.
27 июня 1956 года из состава эскадрильи выделено 3 экипажа с вертолётами для формирования от-ряда вертолётов 232 специальной авиаэскадрильи.
В 1957 году на базе эскадрильи прошло обучение полётам по приборам экипажей 111 оаэв ВВС СФ и звена 918 ап.
В 1957 году на вооружение эскадрильи поступили вертолёты Ка-15. Наряду с боевой подготовкой, наиболее подготовленных лётчиков привлекали для выполнения правительственных заданий. Экипаж лей-тенанта Санникова осуществлял ледовую разведку на дизель-электроходе «Лена» при походе в Антаркти-ку.
19 декабря командир эскадрильи майор Ковалёнок и зам по лётной подготовке майор Коваленко вы-полнили первый ночной полет.
Приказом Командующего ВВС СФ № 023 от 19.12.1957 года определяется главное назначение авиа-части – противолодочная оборона. 2053 оаэв именовалась впредь 2053 оаэ базовых вертолётов ПЛО.
Согласно приказа Командующего ВВС СФ № 097 от 8.03.1958 года 2053 оаэв базовых вертолётов ПЛО была переформирована в 830 отдельный авиационный полк вертолётов смешанного состава (оапв) и к 30 апреля ему предстояло поменять дислокацию: управление и 2 эскадрильи переводились на аэродром Шонгуй, и ещё одна на аэродром Ягодник. С 22 апреля майор Коваленко становится командиром полка.
Состав полка был трёхэскадрильским. 1-я противолодочная на Ми-4м, 2-я корабельная на Ка-15, 3-ятранспортная на Ми-4сп. Боевая подготовка шла полным ходом. В ДПМУ Ми-4м отрабатывали поиск ПЛ, на Ка-15 тренировались полётам с корабля на ходу и на стопе. Ми-4сп осваивали ночные полёты. Рос на-лёт в полку и средний налёт на лётчиков с95 в 1958 до 115 в 1959 году.
20 мая 1960 года 830 оапв передислоцирован на аэродром «Североморск-2»,а на о. Кильдин органи-зовано боевое дежурство Ми-4м. с этого момента полк стал именоваться 830 отдельным противолодочным вертолётным полком (оплвп).
4 августа командиром полка стал полковник Пшеничников.
В 1962 году транспортная эскадрилья получила первые тяжёлые транспортные Ми-6. 16 мая про-изошла катастрофа Ка-15, экипаж погиб. Это происшествие стало формальным поводом снятия Ка-15 с вооружения и передачи его в ДОСААФ.
Но уже в 1964 году в Североморск для испытаний прилетел опытный Ка-25ц. Лётчик испытатель фир-мы Камов Е.И. Ларюшин выполнил полеты в различных МУ днём и ночью, а так же несколько посадок на палубу крейсера «Грозный». В этом же году в транспортной эскадрильи был сформирован отряд Ми-6.
5 июня 1965 года командование полком принял полковник Маслов Г.П.
В 1967 году спустя четыре года после снятия с вооружения Ка-15, 2 эскадрилья перевооружается на Ка-25. в этом же году транспортный отряд был преобразован в 3 транспортно-боевую вертолётную эскад-рилью и доукомплектован вертолётами Ми-8.
18 декабря 1969 года полку было вручено боевое знамя части.
В 1970 году началось поистине массовое поступление в полк Ка-25. Вертолёты поступали разобран-ными в контейнерах и техсостав ударно трудился по их сборке. К концу года было собрано около 40 верто-лётов. Ими было укомплектовано 2 эскадрильи по 25 вертолётов в каждой.Ка-25 были в основном модифи-кации ПЛ, но имелись и ЦУ, а так же переделанные из ЦУ спарки. С появление Ка-25 в 1970 году началось планомерное освоение больших противолодочных кораблей (БПК). Уже в декабре 1970 года впервые в ис-тории корабельной авиации была поставлена задача по подготовке авиагруппы к несению многомесячной боевой службы на БПК «Вице-адмирал Дрозд».
13 января 1971 года БПК « Вице-адмирал Дрозд» с вертолётом на борту вышел из Североморска в направлении Кубы. На обратном пути зашёл в Средиземное море. Весь поход длившейся до 28 апреля вертолётчики отрабатывали методику несения БС. На БПК пройдено 20000 миль, налёт составил 24 часа 11 минут.
22 июля примерно по тому же маршруту вышел БПК «Севастополь»В Средиземном море экипажу Ка-25пл к-ну Занегину В.Г., ст. л-ту. Колмыкову В.И., л-ту Желудкову Б.Л. впервые удалось засечь и просле-дить за американской ПЛАРБ типа «Джордж Вашингтон». Всего за 1971 год экипажами полка проведено 5 БС.
17 января 1972 года БПК « Вице-адмирал Дрозд» пересёк экватор, а Ка-25 провёл полёты по линии экватора. В этом же походе вертолётчики поучаствовали в спасении подводников с К-19.
Боевая служба на кораблях постепенно стала делом обыденным. В походе на БПК «Адмирал Исаков который длился с 20 марта по 24 ноября экипаж майора Петрука впервые выполнил посадку на БПК ночью на ходу.
10 мая 1973 года командиром полка стал полковник Логачев Н.Ф.
18 августа 1975 года командиром полка назначили подполковника Чеснокова Ю.И.
21 июня 1976 года группа из 10 вертолётов 4 – й эскадрильи вылетели в Севастополь где находился ТАКр «Киев». Оттуда на борту ТАКр предстоял межфлотовской переход. 10 августа «Киев» прибыл на СФ, и уже там продолжилось его освоение. Но так как на борту ТАКр базировались СВВП Як-38, у вертолётчи-ков появилась ещё одна «обязанность» - во время полётов «вертикалок» дежурство ПСС.
В ноябре 1976 года в полк поступили первые Ми-14. С них началось формирование отряда во 2 эс-кадрильи.
23 ноября 1977 года командование полка принял подполковник Мандрык И.А.
1979 год стал годом освоения полком нового противолодочногоКа-27пл. Во 2-ю эскадрилью поступали единичные экземпляры. С 1980 года поступление Ка-27 приняло массовой характер. Летчики полка перего-няли их с завода в Кумертау своим ходом.
Авиапарк полка был настолько велик, что 1 декабря 1980 года произошло деление полка. В 830 полку осталась 1-я ВЭ на Ми-14пл, 2-я ВЭ на Ми-14пс, Ми-14бт, а так же транспортные Ми-6, Ми-8. Все камовские вертолёты перешли во вновь образованный 38 отдельный корабельный противолодочный вертолётный полк (окплвп). 1-я ВЭ на Ка-27, 2-я и 3-я ВЭ на Ка-25. БС теперь несли экипажи 38 окплвп. Его командиром был назначен подполковник Акифьев Н.И.
В 1984 году командиром 38 окплвп назначен подполковник Соловьёв В.В.
6 августа 1986 года командиром 830 оплвп был назначен подполковник Шкулёв Л.П., который 2 авгу-ста 1988 года стал командиром 38 окплвп.
В 1986 году в составе 38 окплвп была сформирована эскадрилья штурмовых вертолётов Ка-29. В 1990 году в связи с увеличением кораблей вертолетоносцев 1-я ВЭ 830 полка перевооружилась на кора-бельные Ка-27, 11 марта 830 полк был переименован в корабельный.
Именно в этот момент противолодочные вертолёты достигли пика своей эффективности и стали ре-альной силой. Но произошло крушение СССР.
5 января 1991 года командиром 38 полка стал полковник Масютин В.А. В 1991 году экипажи 1-й ВЭ участвовали в приёмке и государственных испытаниях ТАВКр «Адмирал флота Советского Союза Кузне-цов».
29 января 1992 года 830 полком стал командовать подполковник Степанов Г.И., а с февраля полк под-чинили 57 Смоленской Краснознамённой смешанной корабельной авиадивизии. Под флагом этой дивизии была собрана вся корабельная авиация СФ. Началось сокращение, как личного состава, так и техники. Число полётов и налёт резко сократился.
25 декабря разделённые некогда 830 и 38 полки снова были слиты под обозначением 830 кплвп 57 скад ВВС СФ.
29 декабря командование полком принял полковник Хистяев А.М.
В последующих годах боевую деятельность полка нельзя назвать активной, хотя план БП существо-вал и ДС находились в готовности.
С 1996 по 1998 годы прошли в условиях недостаточного и неритмичного финансирования. Число пол-ков продолжало сокращаться. ОШМ сопровождались переименованием,слиянием, трансформацией частей.
25 июля 1996 года командиром полка назначен полковник Куклев Н.В.
1 мая 1998 года полк перебазировался аэродрома Североморск-2 на Североморск-1, 57 скад была расформирован, а полк стал 830 отдельным кплвп. Налёт в 1998 году составил 972 часа.
Основной задачей тех лет было поддержание натренированности, в меньшей степени восстановле-ние ранее боеготовых экипажей и уже по возможности подготовка новых экипажей.
Но ДС продолжали находиться в боевой готовности. Периодически требовалась их помощь. Налёт начал увеличиваться в 1999 году составил 1348 часов. Полк продолжал выполнение поставленных коман-дованием задач. Наиболее сложные полёты с кораблей, перевозка грузов на внешней подвеска, выполне-ние ПСР, стрельба НАР, УР.
В 2000 году экипажи 830 полка принимали активное участие в обеспечении спасательной операции при аварии на АПЛ «Курск». Выполнено 240 полётов, произведено более 40 посадок на различные корабли.
В 2001 году лётчики обеспечивали экспедицию по подъёму «Курска». За неполные три месяца выпол-нено432 полёта вертолётами Ка-27 и 10 полётов вертолётами Ми-8, выполнена 251 посадка на корабль.
7 января 2003 года командование полком принял полковник Чечеров С.В.
С 2002 года положение дел начало постепенно выправляться. Вводятся в строй молодые лётчики, повышают класс действующие пилоты. В полку всегда есть экипажи готовые днём и ночь в любых МУ вы-полнить поставленные задачи.
За более чем 50-ти летнюю историю существования полка лётчиками полка освоено 8 типов вертолё-тов, 21 модификация. Выполнено 78 дальних морских походов на БС, из них на кораблях одиночного бази-рования 66,группового базирования 12.В БС участвовало более 350 экипажей, обнаружено более 150 под-водных лодок противника, оказана помощь по спасению более 1000 человек.
Отредактировано Tom (2010-01-22 18:11:28)