Добрый день друзья, пожалуйста подскажите.
Это правильный статут (не знаю, подходит ли сюда такой термин) для летных классностей ВВС Советской Армии образца 1966 г.?
3-й класс.
Несколько десятилетий в ВВС существовало неписанное правило - выпускник должен сдать на 3-й класс на следующий год после прибытия в часть к Дню авиации (есть ли такие среди наших читателей, которые не знают, что до 1972 года День Воздушного флота СССР был 18 августа?). То есть на подготовку отводилось около 10 месяцев. Для ИА это было довольно трудно, как мне помнится, я по аэродрому, пока не получил 2-ой класс вообще не ходил, а только бегал, кто бегать ленился безнадежно отставал.
По КБП ИА-65 для сдачи на третий класс было необходимо отработать технику пилотирования и навигацию (самолетовождение, как тогда говорили) одиночно, парой и в составе звена, в простых и сложных метеоусловиях (только за облаками). Боевое применение по воздушным целям (перехваты) одиночно и в составе звена от нижнего предела работоспособности РП до потолка, воздушные бои с истребителями одиночно. Боевое применение по наземным целям целям со стрельбой НАР, пушки, бомбометанием с простых и сложных видов маневра одиночно и в составе пары. Ночью необходимо было отработать технику пилотирования и навигацию.
2-й клас
Летчики, получившие этот класс, были самые "рабочие лошадки" в полках, практически все уже умеют, но впереди еще заветная мечта - знак военного летчика 1-го класса.
Подготовка днем сводилась к отработке сложных видов боевого применения по воздушным целям: перехват и атаки скоростных воздушных целей (перехват осуществлялся без наведения с земли, свободным поиском) и нескоростных воздушных целей (типа вертолетов, атака их выполнялась по методике атаки наземных целей). Но главное днем - подготовка в СМУ при минимуме погоды (300 на 3 он тогда был для 21-го). Подготовка ночью сводилась к боевому применению по воздушным целям, естественно на всех высотах от нижнего предела РП до потолка.
Но что было в те года уникальными и очень сложным для сдачи на второй класс, но не по исполнению, а по организации, так это перехват ночью в составе звена в РЦ (радиолокационная цепочка). Звено выстраивалось на ВПП, взлетало с интервалом 20 секунд, по радиолокационным прицелам выстраивалось в боевой порядок и наводилось на цель.
Соискатель звания второклассного летчика, как правило, телепался крайним ведомым, но это было очень удобно, - никто не видит сзади, как ты стоишь и что делаешь, а ты видишь по прицелу всех, начиная с цели, и творишь свою тактику, что-то не получается, можешь отработать по любому из своего звена и сделать зачетную пленку.
Почему этот полет (а их, по-моему два надо было выполнить) было трудно организовать? Летать надо было, естественно, в составе штатного слетанного звена, но всегда то один дежурит, то другой, то ты сам, то КЗ - сидит ПРП на аэродроме или на полигоне, то вроде все получается, но у кого-то из звена отказ авиатехники.
]1-й класс
Но рано или поздно, все эти трудности преодолевались, прикалывался значок 2-го класса, а в кабинете планирования ты с удовольствием видел себя в списке готовящихся на 1-й класс. Это было уже не трудно. Отрабатывались перехваты в облаках ночью, тоже на всех высотах и посадки ночью при минимуме погоды (350 на 4).
Сказал "не трудно", но выполнить перехват цели, идущей в облаках на высоте 1000 м (а ты, естественно, метров на 500 ниже, с теми прицелами можно было перехватывать только в ЗПС с принижением, перехват на фоне земли был еще делом далекого будущего) было довольно сложно и опасно. Но к периоду, когда летчик готовился на 1-й класс, он, как правило, был очень хорошо "влетан".
Летчик-снайпер
Требования простые: быть готовым в полном объеме Курса боевой подготовки, то есть по всем видам (даже таким экзотическим как бомбометание с углом кабрирования 105 градусов) и при любой погоде по минимуму самолета, а за последние 12 месяцев иметь средний балл за боевое применение не менее 4,6.