20 апреля 1978 года, южнокорейский «Боинг-707» совершил вынужденную посадку на покрытое льдом озеро Корпиярви в Карелии.
Внизу Шпицберген
В тот день всё начиналось как обычно. «Боинг-707» южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines выполнял рейс 902 по маршруту Париж-Сеул с посадкой в Анкоридже.
Его путь пролегал над Великобританией, далее по восточному побережью Исландии, Гренландии и арктического архипелага Канады. Самолёт вылетел из аэропорта Орли 20 апреля в 14 часов 40 минут. На борту находились граждане шести государств: 97 пассажиров, включая 26 женщин и 5 детей, и 12 членов экипажа.
Спустя несколько часов полета командир спросил штурмана:
— Где мы находимся?
— Все нормально. Под нами Шпицберген.
Никто из них пока и не предполагал, что самолет к тому времени уже существенно отклонился от курса и пересек границу Советского Союза. Понял экипаж это лишь тогда, когда за бортом показался истребитель с красными звездами на фюзеляже. Он покачивал крыльями, приказывая зайти на посадку. Спустя какое-то время слева прозвучал взрыв. Лайнер стал резко снижаться. С высоты десяти тысяч метров опустился до трех, а потом и ниже. После взрыва южнокорейский «Боинг» некоторое время еще сохранял способность продолжать полет, кружить над тайгой и озерами. До самой посадки на «брюхо» на лед озера Корпиярви южнее Лоухи близ Кеми он находился в воздухе, вырабатывая остатки горючего. В 23 часа 05 минут «пропахав» метров триста, самолет выскочил на болотистый мысок, развернулся на 90 градусов и замер у самого берега.
…Какая Корея?
— Поздно ночью от дежурного поступил звонок. Я не сразу понял его смысл: «Ты соображаешь, где Карелия, а где Корея?!» — вспоминает бывший следователь КГБ Карелии Валерий Десятков. — Собрались мы и вылетели на вертолете на место происшествия большой бригадой во главе с заместителем председателя карельского КГБ. Прилетели на озеро продолговатой формы. Оценили обстановку сначала с воздуха. Самолет лежал на фюзеляже, на болотистом мыске. Правой плоскостью он сбил несколько сосен. В последствии, когда на месте вынужденной посадки побывали специалисты, они оценили её как очень сложную, и отдали должное командиру корабля, которому удалось посадить столь тяжелую машину на лед. Тем более что в двух местах лед всё-таки проломился.
Первыми к «Боингу» на лыжах добрались военные и сотрудники Лоухского районного подразделения КГБ. Самолет взяли под охрану солдаты. Пассажиры были эвакуированы в Кемь, где их разместили в Доме офицеров местного полка ПВО.
— После того как пассажиров эвакуировали, мы поднялись на борт. Мое первое впечатление: здесь было много погибших, — рассказывает Валерий Михайлович. — Весь салон был залит кровью. Однако, как потом выяснилось, не от ран, а от перепада давления. Когда экипажу резко пришлось снижаться с высоты десять тысяч метров, у пассажиров пошла кровь носом, через уши. От ран погибли два человека. Были также раненые.
Дважды осмотрев место происшествия, следственная бригада отправилась в Кемь.
Виноват компас?
— Интересно и приятно было наблюдать, как люди постепенно отходили от шока. Они осознали, что находились на волосок от смерти. От стресса и выпить успели: благо в самолете был бар со спиртными напитками. Потом даже довольно сложно было их организовать для разговора, — говорит Валерий Десятков. — Я допрашивал бортмеханика, старшего стюарда, некоторых пассажиров. Кроме того, специально выезжал в учебный класс подразделения ПВО, где оценивал порядок и правильность действий нашего истребителя-перехватчика.
При допросах корейцев вскрылся ряд интересных обстоятельств. В частности, когда этот рейс шел еще из Анкориджа в Париж, бортмеханик слышал разговор от предыдущего экипажа, что в самолете обнаружена неисправность гирокомпаса. Но на это никто тогда, видимо, не обратил внимания. И когда новый состав экипажа вылетел из аэропорта в Орли, бортмеханик во время полета заметил, что штурман несколько раз вносил поправки в гирокомпас. Почему? Потому что рейс проходит в северных широтах (так как воздушного коридора через СССР тогда не было), а у гирокомпаса в северных широтах увеличивается погрешность в показаниях. Именно это обстоятельство — неисправность гирокомпаса — и привело к значительному отклонению от курса.
— Во всяком случае, экипаж самолета давал именно такие показания, — отмечает бывший следователь КГБ. — Была и версия шпионажа. Но в ходе осмотра самолета специалистами никакой разведывательной аппаратуры обнаружено не было. Да экипаж «Боинга» и не был обвинен в шпионаже.
«Боинг» не слышно
— Во время полета над территорией Карелии, как утверждали допрошенные, они некоторое время не видели нашего истребителя-перехватчика (самолет Босова. — Прим. авт.). То есть поначалу он держался сзади и сверху, вне поля зрения пассажиров и экипажа, — говорит Валерий Десятков. — Но как только экипаж разглядел советский самолет, то сразу же начал представляться по международной волне: номер рейса, южнокорейская компания и т. д. Но как не странно, и в этом мне пришлось убедиться лично, советские ПВО не работали тогда на международной волне. Эти переговоры ловили даже норвежские станции, но наши корейцев не слышали.
Впоследствии я также убедился, что наши ПВО действовали, скажем, не совсем так, как то предписывают международные правила поведения в подобных ситуациях. Дело в том, что самолет-перехватчик, обнаружив нарушителя и не сумев установить с ним радиосвязь, должен лечь на курс впереди, а затем покачать крыльями, что означает требование следовать за ним для наведения на посадку. Далее, если нарушитель не подчиняется, должна быть дана зеленая ракета. Это первое предупреждение. Если и оно игнорируется, то дается уже красная ракета. И лишь после этого допустимо применение силы. В случае с южнокорейским «Боингом» — гражданским самолетом — эта последовательность действий соблюдена, видимо, не была.
Премия за рекламу
Через два дня пассажиры «Боинга-707», совершившего вынужденную посадку на лед озера Корпиярви, были отпущены. Из Кеми их доставили сначала в Мурманск, а затем в Хельсинки.
Командир корабля и штурман были задержаны в связи с проводимым расследованием в Союзе. В ходе следствия они полностью признали свою вину в нарушении воздушного пространства СССР. Учитывая их признания и раскаяние было решено ограничиться выдворением «горе-шпионов» за пределы СССР. Говорят даже, что потом летчик южнокорейского самолета получил от авиационной фирмы «Боинг» солидное вознаграждение за подобную рекламу лайнера. Сложность и уникальность посадки, как уже упоминалось, отметили и советские специалисты. Стали разбираться, кто дал команду на уничтожение, и выяснили, что записи переговоров стерты. Никто ничего конкретного сказать не может. «Стрелочников», к счастью, не очень-то и искали. Все-таки пассажиров удалось спасти.
Что же касается советских летчиков-истребителей, которые участвовали в перехвате, то их не поощрили, но и не наказали. Как, впрочем, так и не стали выяснять до конца: кто же отдал приказ на уничтожение лайнера. Ну, а сам южнокорейский самолет «Боинг-707» был разобран на части — авиакомпания отказалась от него, чтобы не оплачивать операцию по эвакуации.
Хронология
В 20 часов 54 минуты «Боинг» был впервые зафиксирован советскими РЛС.
В 21 час 19 минут он вторгся в воздушное пространство СССР в районе Кольского полуострова. На перехват с аэродрома Африканда в Мурманской области был поднят Су-15, пилотируемый капитаном Александром Босовым. Приблизившись к «Боингу», Босов покачал крыльями. В ответ на это нарушитель развернулся и стал уходить в сторону Финляндии. Босов получил приказ уничтожить нарушителя.
В 21 час 42 минуты перехватчик выпустил ракету Р-98, которая взорвалась возле крайнего левого двигателя лайнера, оторвав часть крыла длиной около четырех метров. Осколками от взрыва посекло левый борт самолета, произошла разгерметизация пассажирского салона, самолёт начал резко снижаться. Оторвавшийся кусок крыла был зафиксирован наземными радарами и принят за контейнер или крылатую ракету. Сам же повреждённый «Боинг» на некоторое время перехватчики потеряли, но потом вели вплоть до посадки.
Из числа пассажиров «Боинга» от осколков ракеты погиб 1 человек, ещё один умер от ранений по дороге в больницу. 13 человек получили несмертельные ранения.
в эвакуации учавствовали зкипажи из Апатитской АЭ, среди них штурман Зайцев Анатолий, который поведал мне об этой истории в 81-м, в Кандагаре служили.