Забыли а может присвоили славу другим. Крен 90 пикирование 90. Взаимозаменяемость в экипаже. Чем был спасён экипаж и вертолёт выведен из под обстрела. Это я про случай с Пожарищенским. Борттехник пилотировал. Харитонов был зам. ком. полка а работал на ровне со всеми. Кто служил под руководством Харитонова и первыми набирал боевой опыт просьба рассказать об этом человеке.
Харитонов Владимир Иванович
Сообщений 1 страница 30 из 75
Поделиться22010-10-22 20:14:37
ЛЁНЯ, МАЛЕНЬКОЕ ДОПОЛНЕНИЕ. КРЕНЫ БЫЛИ И БОЛЬШЕ 90 (БОРТ 47 ЗАБРАЛ В ЛЮБЕРЦЫ НА ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНО ТИЩЕНКО,КОГДА БЫЛ В КАНДАГАРЕ). А В СЛУЧАЕ С ГРИШЕЙ ПОЖАРИЩЕНСКИМ - ТАМ БОРТАЧ РАБОТАЛ ТОЛЬКО Ш-ГАЗОМ, Т.К. У АНВЯРА(ПРАВАКА)БЫЛА РАНЕНА ЛЕВАЯ РУКА. А ХАРИТОНОВ - ВЕЛИКИЙ ЛЁТЧИК!!!!!!!!!!!!!!!!!ЭТО ОН,ЮСОВ И СИДОРОВ ПРИДУМАЛИ ЭТУ КАРУСЕЛЬ С КРЕНАМИ,КОТОРАЯ СПАСЛА МНОГИЕ ЖИЗНИ. У С.АШУРОВА СПРОСИ - ТОТ УЧАСТВОВАЛ В ЭТОЙ КОТОВАСИИ ТОЖЕ. А ОТ КРЕНОВ БЫЛИ ТАКИЕ ПЕРЕГРУЗКИ,ЧТО ВЫВАЛИВАЛИСЬ АВАРИЙНЫЕ ЛЮКИ И ШАГ-ГАЗ ДЕРЖАЛИ В ЧЕТЫРЕ РУКИ ВМЕСТЕ С БОРТАЧЁМ.
Поделиться32010-10-25 09:01:06
Привет, дорогие. Крен 118, зафиксирован был на Юсовском борту, вроде так.
Поделиться42010-10-25 12:07:47
Всем большой привет!Насколько мне известно,Харитонова назначил Будников в 1977/78 гг на должность к-ра 3-й вэ Ми-8 после гибели комэски майора Анатолия Вакуленко.До этого он летал на Ми-6 в 1-й или 2-й вэ?
Поделиться52010-10-26 00:06:10
Да , я пришёл в 76 году вместе с Иваном Алексиным на МИ6, Я попал в экипаж Негреева М.М. А Алексин к Харитонову В.И. В это время его ставят во второй эскадрилии командиром отряда. Кличка "Володя строгий выговор". Распределял выговора очень быстро. За тем после смерти Вакуленко уходит на МИ8. Комэской во второй эскадрилии сначала был Самсонов( дед Самсон) потом Дерябин. Потом Крохмаль.Затем меня после скандала с Крохмалем перевели в первую В.Э. А может просто так совпал мой перевод. Командиром уже был Кукушкин. Какие это были года не помню.
Поделиться62010-10-26 14:01:06
Комэской во второй эскадрилии сначала был Самсонов( дед Самсон) потом Дерябин.
Леня,а ты ничего не путаешь.Дерябин вместе с Валенцевым были замами к-ра 3-ей вэ А.Вакуленко (Ми-8).По крайней мере с 1972/73 гг по 76/77 гг.Я уточняю данные по ЛК отца.Позже Валенцев уехал принимать ОВЭ в Ашхабаде.А Дерябин стал замкомполка (Будникова).До последнего времени жил в Одессе.Давно уже нет его в живых.Многие ветераны уходят.Возраст...
Поделиться72010-10-26 21:01:24
Нет я ни чего не путаю. Дед Самсон ушёл на дембель в1976 году. Вместо него стал Дерябин. Потом Дерябин перешёл зам ком полка а вместо него комэской 2ВЭ стал Крохмаль. Если надо уточнить даты я посмотрю лётную книжку и напишу точно.
Поделиться82010-10-26 22:07:33
ЛЁНЯ,А ТЫ В КУРСЕ, ЧТО КРОХМАЛЬ УМЕР.
Поделиться92010-10-26 22:50:44
. Вместо него стал Дерябин. Потом Дерябин перешёл зам ком полка а вместо него комэской 2ВЭ стал Крохмаль.
Леня,зайди ко мне на Одноклассниках в фотоальбом "280-й полк.Каган" и посмотри на фото,где сняты 2 вэ Ми-8,получающие задание перед вылетом на учения.Там на переднем плане стоят комполка и начштаба Мироненко и Горбунов.А слева направо лс 3-й вэ.Так вот,Дерябин стоит 2-м между Валенцевым и моим отцом как замкомэска.Крайние справа-это к-р 4-й вэ Л.Трунилов и его зам В.Плещенко (с ним я общался,он живет в Кобрине).
Насчет В.И.Харитонова.Мне лично не все понятно с его кончиной.На авиафоруме его брат С.И.Харитонов (он летал в Кагане с 1979 по 89 гг) сообщил о его смерти.Последние годы жизни он был прикован к инвалидному креслу,поэтому ни с кем из однополчан не общался.Иконников говорил,что он подхватил какую-то костную болезнь еще в ДРА.Кто-то рассказывал,что это следствие укуса пиндинки.Кунчикалеев сообщал,что его мучили ужасные головные боли (может как следствие запредельных перегрузок при кренах).Младший брат его живет в Москве,но на связь на форуме,к сожалению,больше не вышел и ничего дополнительно не объяснил.
Поделиться102010-10-27 01:45:28
Еще пару слов к портрету В.И.Харитонова:
Средний уровень подготовки экипажей, удовлетворительный для мирного времени, в Афганистане оказался совершенно недостаточным: многие летчики не имели допуска на самостоятельный выбор места посадки, не могли удержать свою машину в строю, отставали и терялись, даже при полетах в группе. Штурманам часто не хватало выучки в полетах над местностью, лишенной четких ориентиров и привычных радиомаяков.
Другой причиной проблем стали многочисленные наставления и предписания, регламентировавшие выполнение полетов. Ограничения, разработанные с благой целью обеспечения безопасности, сковывали летчиков в бою, а то и оказывались совершенно невыполнимыми. Установленные для Ми-8Т пределы крена до 30 и пикирования не свыше 15° могли привести к гибели вертолета в горных теснинах. Растянутый во времени пилотаж позволял противнику спрятаться, сменить позицию или открыть ответный огонь, а «безопасный» разворот «блинчиком» подставлял под огонь борт машины.
Учиться пришлось буквально на лету, перенимая опыт классных летчиков. Одним из наиболее известных пилотов, открывавших афганскую кампанию, был майор Владимир Харитонов, занимавший должность замкомандира 280-го полка по летной подготовке. Он вывозил молодых пилотов, раскрывая возможности машины и демонстрируя великолепную технику пилотирования, в том числе на режимах, которые едва ли предполагали сами создатели Ми-8. Все члены его экипажей могли подменить друг друга, любой из летчиков должен был уметь сам устранять неисправности и даже техники получали необходимые навыки пилотирования вертолета.
Лучшим учителем была каждодневная работа: в день экипажи выполняли по 5-6 вылетов, проводя в воздухе до 8 часов. В практику вошли маневры с большими перегрузками, категорически запрещенные дома: виражи с креном до 90°, «истребительные» боевые развороты, горки с отрицательными перегрузками (теоретически для вертолета недопустимыми!) и крутые пикирования, при которых в кабине темнело от земли, заполнявшей весь обзор. Многие летчики впоследствии говорили, что летать по-настоящему их научил Афган, однако «там» о своих достижениях в пилотаже предпочитали не распространяться – запреты оставались запретами. Харитонова неоднократно вызывали «на ковер», подвергая взысканиям и грозя снятием с летной работы, втихую, впрочем, поощряя «виновника наших побед». В связи с возникшей потребностью ОКБ провело работу по расширению области допустимых режимов полета Ми-8, а совместно с ЛИИ -по увеличению предельного взлетного веса за счет изменения техники пилотирования и выполнения взлета с разбегом.
«Крутой пилотаж» был необходим, но и рискован: энергичные маневры с закритическими углами атаки приводили к срывному флаттеру несущего винта и тряске, поэтому пилотирование на крайних режимах требовало от летчика особого внимания. 9 апреля 1980 года в Кандагаре капитан Харин на Ми-8Т с десантом на борту заложил крутой вираж сразу после взлета, не имея высоты и скорости, и не справился с управлением (это был его первый боевой вылет на «восьмерке»). В упавшем вертолете погибли все, кроме штурмана, на свое счастье не успевшего пристегнуться и при ударе выброшенного через блистер. Отработка методики пилотирования на крайних режимах стоила жизни опытнейшим испытателям ЛИИ В.Е.Туровцу и Н.А.Бессонову, разбившимся в Жуковском 8 февраля 1982 года при имитации посадки подбитого Ми-8 – с выключенными двигателями на предельных углах тангажа и снижения.
Полностью статья здесь
И еще один курьезный (если не сказать анекдотический) случай произошел с Харитоновым в Афгане:
В августе 1980 г. экипаж заместителя командира 280-го вертолетного полка майора В.Харитонова, возвращаясь с задания, решил поправить продовольственное снабжение, разнообразив стол ко Дню авиации. Отыскав подходящую бахчу, штурман с борттехником принялись набивать арбузами вместительный лопастной чехол. Вдруг командир, оставшийся у Ми-8, свистом велел им возвращаться и тут же кинулся запускать двигатели. Поднявшись в воздух, за ближайшим холмом экипаж увидел большой незнакомый аэродром, откуда к месту их посадки уже выезжали машины. Обратно возвращались со всей возможной скоростью, по пути разобравшись: их занесло к пакистанской авиабазе Кветта в 20 км за "ленточкой".
Отредактировано olegin (2010-10-27 01:54:31)
Поделиться112010-10-27 09:49:51
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ПОПАЛ В УЖАСНУЮ АВТОКАТАСТРОФУ ВОДИТЕЛЬ УАЗИКА ПОГИБ.УДАР БЫЛ ТАКОЙ СИЛЫ,СТО ХАРИТОНОВ ЛЕТЕЛ БОЛЕЕ 20 МЕТРОВ.ПОСЛЕ ЧЕГО ОН БЫЛ,ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ-ЖИВОЙ ТРУП. ЭТО СО СЛОВ СЕРЁГИ - ЕГО БРАТА. Я СНИМ РЕГУЛЯРНО СОЗВАНИВАЮСЬ(КСТАТИ, У СЕРЁГИ ЖЕНА УМЕРЛА).ВОТ ТЕЛЕФОН СЕРЁГИ 8 4999003430
Поделиться122010-10-27 11:17:41
C Сергеем я тоже поддерживаю отношения. Дело в том что крайний раз я видел Владимира в Сергея в гостях. Он был с женой на коляске. Состояние конечно его здоровья в тот момент было плачевное. Сергей находится или находился в Жигулёвске. А квартиру он отдал квартирантам. По этому перед встречей я ему звонил поднял трубу кто то с квартирантов и объяснил ситуацию. За жену я ничего не слышал.
Поделиться132010-10-27 13:25:23
Всем привет, а когда всё это произошло-авария?
Поделиться142010-10-27 13:40:02
ИМЕЕТСЯ ВВИДУ ТА ЖЕНА,КОТОРАЯ БЫЛО В КАГАНЕ, А НЕ НОВАЯ. В ЭТОМ ГОДУ ОН ЕЩЁ БЫЛ В МОСКВЕ И РАБОТАЛ В ОХРАНЕ.
Поделиться152010-10-27 21:30:57
произошло-авария?
Когда он был в ДОСААФ в Ивано Франковске.Там ещё его обвиняли что вроде бы он был за рулём. Его спасла шинель и удача.
Поделиться162010-10-27 21:33:51
ИМЕЕТСЯ ВВИДУ ТА ЖЕНА,КОТОРАЯ БЫЛО В КАГАНЕ
У него жена одна Людмила. Но он жил отдельно, а с кем я не знаю.
Поделиться172010-10-27 22:05:56
ЛЁНЯ,ТА КОТОРАЯ БЫЛА В КАГАНЕ.
Поделиться182010-10-27 22:14:54
Я знал её хорошо. Часто у Сергея бывал в гостях. Последнее время имеется ввиду на МИ26 он был у меня бортмехаником.С 1985 года по 90год. В Москве я его тоже нашёл через адресное бюро.Приезжал несколько раз к нему в гости. А когда работал я в Москве, он ко мне приходил часто.
Поделиться192010-11-04 20:41:28
Когда говорил по тел. с земляком со Львова Ходжиевым Хикматулло (по наводке Сергея Ашурова),то он вспомнил как целый день провел с Харитоновым в воспоминаниях.Он приехал в штаб ПрикВО получать новое назначение для прохождения службы в Житомире.После этого больше он на связть с ним не выходил.Какое время он еще прослужил на Украине?Кто знает?
Говорят,что на этом фото снят вертолет Харитонова,делающий "полубочку".Летчики утверждали,что и мертвая петля ему была по плечу.Однако на одном из авиафорумов скептики утверждали,что данное фото лишь фотошоп,приписываемый Харитонову.Кто-то знает правду?
Отредактировано olegin (2010-11-06 23:14:42)
Поделиться202010-12-03 19:47:35
Всем участникам привет. Я летал командиром в-та МИ-8 в Кандагаре, в ВЭ Сидорова, с августа 80-го по сентябрь 81-го. Да , все хорошее, что говорят о Харитонове подтверждаю.
Поделиться212010-12-03 23:10:19
Очень жаль, что не осталось ни одного ролика с записью где проводились учебные полёты. Смотреть со стороны как перегибается траектория полёта и восьмёрка уходит в 90 градусное пикирование. А потом идёт её вывод с пикирования. Это класс! А крен 90 это уже никого не удивляло. Это как работа. Практически все его делали и о фотошопе разговора нет. Да на снимке и нет такого крена. Это самый обычный проход над стартом. Жаль что при нашей работе не было кинокореспондентов. Я когда то был ретранслятором на операции и поверьте мне, такого по телевизору не показывают, что делали Каганские лётчики. До чего были отработаны пары. Ходили как привязанные друг до друга. И на боевой заходили так что бы отработать под вертикальную скалу в рассчелину. Я всё собирался сфотографировать след восьмёрки на скале от основного шасси. А скала градусов 90 точно.Только вот сейчас уже не помню кто это оставил след так удачно.
Поделиться222010-12-04 09:55:05
Смотреть со стороны как перегибается траектория полёта и восьмёрка уходит в 90 градусное пикирование.
Лёня, в данном случае ты видимо "загнул малёк"! С таким углом пикирования никто там не летал, были большие углы, но не до такой степени. Такое на вертолете возможно на траектории выполнения петли "Нестерова" и кратковременно. А вот углы крена достигали 110-120 градусов, сам неоднократно делал на простом Ми-8т.
Поделиться232010-12-04 10:09:54
Я спорить не могу, потому что нет доказательств. Но видел когда отрабатывали пикирование в учебных целях. Почему то всегда с выхлопных труб при перегибе шёл чёрный дым. Было довольно впечатлительно.И по рассказам Негреева М.М. Я этому человеку верил.Он никогда не был хвастуном.И когда он рассказывал как его в Ростове задел комэска и что он в зоне продемонстрировал ему пикирование в 90 градусов. Как тот сначала сидел а потом начал хвататься за ручку боясь что при выводе отрубят себе хвост.
Поделиться242010-12-04 15:18:23
Говорят,что на этом фото снят вертолет Харитонова,делающий "полубочку"...
Олег, привет!
Над данным фото еще никто "не издевался" с целью монтажа, а крен порядка 60-70 градусов, но никаких признаков продолжения маневра до "полубочки". Вообще-то я, как истинный самолетчик по образованию, что-то прежде не встречал такого термина (может он "родился" в период моего отсутствия на форуме???). А так первое время (несколько месяцев) летал ведомым с Владимиром Ивановичем и не видал "полубочек", петель "Нестерова" - тоже!!!
Теперь еще некоторое замечание, дело в том что "вираж" по определению должен быть законченным, а значит надо "провернуться" на 360 градусов в горизонтальной плоскости (не зря существует авиапоговорка: "Взлет, посадка, виражи - на остальное ... ложи!"). Вообще выполнить вираж с большими углами крена (больше 60 градусов) даже на самолете очень непросто (выдержать постоянными скорость, высоту, углы крена и перегрузку). Поэтому, мне как-то не верится, что В.И. мог такое употребить в своих воспоминаниях (он был педант в таких вопросах, что делало его уважаемым). У меня был такой же 1-й зам.ком.полка на самолетах, он тоже слыл кличкой "Строгий выговор!", но он никогда не вызывал сомнения его некомпетентности в знании инструкций, НПП и др. РД!
Еще маленький штрих, а как это горку сделать с отрицательной перегрузкой? Вот пикирование - ДА!
На вертолете нет таких усугубляющих положительных и, тем более отрицательных, перегрузок, которые могут оказать существенный подрыв здоровья летчика. Вот различного вида вибрации могут оказывать "невидимую подлость" многим органам и частям тела, в том числе и недонос до рта полного стакана водки-спирта!!!!!!
Пардон, если кому-то не понравилось!
Отредактировано Sergey-149 (2010-12-05 09:03:21)
Поделиться252010-12-04 20:11:46
Кем и в каких условиях осваивались крены и углы тангажа участники в общем-то обсудили . Единственное что бы хотелось сказать , это чтобы летчики не путали понятия "крен" и "вираж с креном". На в-те можно было заложить крен , но в свободном или почти в свободном падении , но никак не возможно было выполнить вираж с креном 90 и тем более больше 90 градусов. Для в-та тяжело выполнять вираж с креном 45, и очень сложно с креном 60. Если фигуры выполнялись правильные , т.е. с перегрузками , (что нужно было считать грубой ошибкой в технике пилотирования), то для в-та это являлось большой бедой. Из личной практики : преобрел на службе рефлекс , после осмотра в-та и перед посадкой в кабину справлял нужду по легкому под ХБ и обязательно ударял ногой по костылю на балке. В один из таких ритуалов оказалось что костыль свободно болтается (были трещины шпангоутов и стрингеров в хвостовой балке) Концевая балка держалась исключительно за счет обшивки. Так что мой вылет мог бы закончиться боевой потерей. По команде инженера ВЭ Сан Саныча были осмотрены все в-ты и такие дефекты были выявлены еще. Если кому интересно можно будет продолжить.
Поделиться262010-12-05 09:03:48
Вова, согласен! "Крутить баранку" можно, но на Земле, а в воздухе на вертолете...очень опасно! Я в первые моменты освоения "крутого пилотажа" на Ми-8т в горах под Газни с большой опаской это воспринимал (гены самолетчика), даже В.И.Харитонов пытался меня пристыдить или еще как-то невольно оскорбить. Но я тогда говорил, что не понял еще суть поведения вертолета, шел к этому освоению мелкими шажками более осознанно, без слепого подражания. Удивить меня большими углами крена и тангажа было трудно. Позже мне мое "самолетное прошлое" очень пригодилось при освоении посадки по-самолетному на больших скоростях, чем это было установлено Инструкцией.
Гена Харин, по-моему, так и пытался "потянуться" за мной (более подготовленному к тому моменту для подобных маневров), но видимо не совсем усвоил в контрольных полетах на другой высоте динамику поведения вертолета и движения органами управления. А в том трагическом полете 9.04.1980 г. взлетали (Харитонов, Ашуров, Харин, Мухитдинов) с МРД с курсом 53 градуса и первый разворот выполнили после набора высоты 30-40 метров на траверзе РСП с креном 60-70 градусов, а выводили вертолеты из маневра уже над ВПП с обратным курсом. Жаль, конечно, но этого не скрыть!
Поделиться272010-12-05 21:20:10
Сергей,привет! (И всем остальным также).Я вот не летчик,но пилотирование в-том мне интересно.Кто-нибудь из "профи" объяснит мне термин "сесть на флажок"?А насчет здоровья в-ков,то вычитал из мемуаров афганцев,что у многих из-за перегрузок происходило отслоение плевры на легких,т.ч. здесь вредность налицо.И еще.Как удавалось в-кам в Афгане,бросая борт в пропасть (в частности Майданову) набирать необходимые обороты НВ и вытягивать груженый вертолет из ущелья?А если бы не хватило глубины?
Поделиться282010-12-05 22:45:25
Уважаемые, о каких перегрузках вы говорите , если это касается вертолетов? Думаю в-т может начать разваливаться при перегрузке в 4G. И вообще дискутировать о перегрузках может летчик - истребитель,кем и является Ашуров Сережа. А вред здоровью вертолетчика приносят вибрации , но вред не существенный. Поэтому такая тема не стоит обсуждения.(На качелях в парке отдыха перегрузки больше и по времени действия и по величине).
Поделиться292010-12-06 11:32:11
Уважаемые, о каких перегрузках вы говорите
Плохо что когда не знал да ещё и забыл. Не надо думать . Для этого в описании написано что вертолёт (и его тип)расчитан на перегрузку при посадке ?? При выполнении виражей и кренов в полёте с перегрузкой ?? Я этих данных для МИ8 не знаю по этому в спор не вступаю. Только одно могу сказать, что не 4G это точно. И перегрузка вертолёта в полёте ограничивается из за запаса прочности НВ, а точнее лопастей. Аэродинамика вертолёта вещь сильно отличающаяся от самолёта.
Поделиться302010-12-10 23:56:53
Говорят,что на этом фото снят вертолет Харитонова,делающий "полубочку". ... Однако на одном из авиафорумов скептики утверждали,что данное фото лишь фотошоп,приписываемый Харитонову.Кто-то знает правду?
1. НЕ правду говорят.
2. Снимок сделан путем ФОТОмонтажа.
3. Правду знают на http://vertoletciki.forumbb.ru/
Отредактировано Redav (2010-12-10 23:57:20)