В 1993 г. на Казанском вертолетном заводе было создано конструкторское бюро. Цель создания - разработка легкого многоцелевого вертолета "АНСАТ", что на татарском языке означает "простой", "несложный".
Незадолго до этого большое количество российских авиационных компаний было опрошено для определения требований к таким вертолетам. Проведенные казанскими вертолетостроителями маркетинговые исследования показали целесообразность разработки нового вертолета грузоподъемностью 1000-1300 кг, находящегося по классу между распространенными в стране Ми-2 и Ми-8. Попытки договориться о создании нового вертолета с традиционными отечественными разработчиками не увенчались успехом, а иностранцы предлагали лицензии на кабальных условиях. Было принято решение начать разработку вертолета с макс. взлетным весом 3,3 т, который должен отвечать авиационным требованиям ФАР-29.
В 1994 году было сформировано техническое задание на разработку легкого многоцелевого двухдвигательного вертолета, и начались научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию вертолета АНСАТ. Все работы по проекту велись за счет внутренних средств КВЗ, получаемых от поставок на экспорт вертолетов Ми-8/17, при некоторой финансовой поддержке республиканского руководства Татарстана.
В июне 1995 г. полноразмерный макет фюзеляжа «Ансата» впервые был продемонстрирован на авиасалоне в Ле-Бурже. Через два года на той же выставке демонстрировался макет всего вертолета и в том же 1997 г. закончилась сборка первого опытного экземпляра. В дальнейшем первый прототип «Ансата» использовался для наземных ресурсных испытаний.
В феврале 1997 ОАО Казанский вертолетный завод получает официальный сертификат от Авиационного Регистра МАК, позволяющий производить разработку вертолетов.
17 августа 1999 г. второй прототип вертолета «Анаст» впервые оторвался от земли под управлением летчика-испытателя В.М.Русецкого и совершил 12-минутный полет над летно-испытательной станцией КВЗ. Испытания сопровождались доводкой и усилением конструкции вертолета.
Результаты испытаний первых двух «Ансатов» были учтены при постройке третьего экземпляра. 27 декабря 2001 г. Он отличался от первых двух прототипов новыми «облагороженными» аэродинамическими формами фюзеляжа сделанными по рекомендациям ЦАГИ по результатам продувок модели «Ансата» и другими изменениями выработанными в ходе испытаний предыдущих прототипов. О совершенстве Ансата свидетельствует тот факт, что его внешние формы повторены на современном «хите сезона» - американском Bell-429, весьма близком к российскому вертолету по массо-габаритным параметрам.
При проектировании «Ансата» было решено не злоупотреблять внедрением в конструкцию всех новинок мировой вертолетной техники, а рационально сбалансировать применение новаторских и традиционных технических решений, конструкционных материалов и технологий и этим обеспечить конкурентоспособность машины по эксплуатационным свойствам и цене.
Впервые в истории мирового вертолетостроения в вертолете такой весовой категории удалось разместить десять пассажиров. Один из них располагается рядом с пилотом, слева, и еще девять мест находятся в грузопассажирской кабине. Загрузка производится через четыре двери: две в кабине пилота и еще две в грузопассажирском салоне. В задней части фюзеляжа предусмотрен также люк для загрузки багажа или носилок.
Втулка несущего винта «Ансата» - бесшарнирная и «безуходная». Шарниры заменены упругим элементом - стеклопластиковой балкой-торсионом. Четырехлопастная втулка представляет собой две такие перекрещивающиеся балки, к каждой из которых крепится по две лопасти. Бесшарнирная система подвески лопастей не только увеличила управляемость и маневренность вертолета, уменьшила стоимость и массу конструкции, но и значительно снижает эксплуатационные расходы. Замена частей втулки может производиться вне баз обслуживания и выполняться «по состоянию» и по показаниям системы сбора объективной информации. Бесшарнирная торсионная конструкция втулки впервые разработана в нашей стране, имеет огромные перспективы дальнейшего развития.
На «Ансате», впервые в России, внедрена КСУ. Надежность работы систем управления обеспечивается четырехкратным резервированным цифрового и аналогового вычислителей и двухкратно резервированным независимым электрическим питанием. В качестве исполнительных механизмов используются двухкамерные гидравлические бустера, которые крепятся к картеру главного редуктора и непосредственно изменяют положение тарелки автомата перекоса. На «Ансате» установлен новейший пилотажно-навигационный комплекс, обеспечивающий пилотирование в автоматическом и ручном режимах управления в простых и сложных метеоусловиях, а также полную автономность при подготовке к полетам и при обслуживании вертолета.
Вместо использовавшихся на первых двух «Ансатах» двигателей Pratt&Whitney PW-206 на третьем прототипе были установлены PW-207K с увеличенной мощностью на чрезвычайном режиме, предназначенные также для эксплуатации при более высоких температурах воздуха. Конструкторы установили на «третьем летном» новый рулевой винт и некоторые другие агрегаты. Внесены изменения в шасси - вместо композитного оно стало металлической конструкции. Повышено удобство размещения пилота.
Третий экземпляр «Ансата» был использован для прохождения в 2003-2006 гг. сертификации соответствии с требованиями российского авиарегистра и послужил эталоном для разворачивания серийного производства.
«Ансат» с самого начала проектировался в соответствии с новыми нормами летной годности АП-29, гармонизированными с международными FAR-29. В них одним из главных условий сертификации вертолета по основной категории А является требование обеспечения продолжения взлета при одном отказавшем двигателе. Это требование во многом определило выбор конструкции машины и, в частности, выбор типа двигателей с большим запасом по мощности.
В 2004-2005 годах КВЗ выпустил установочную партию «Ансатов», которые участвовали в заключительных этапах сертификационных испытаний. Вертолет «Ансат» серийно выпускается на КВЗ с 2006 года.
Транспортно-пассажирская модификация вертолета предназначена для перевозки до 10 пассажиров или груза (1000 кг – в кабине, 1200 кг – на внешней подвеске). «Ансат» располагает самой вместительной в своем классе грузопассажирской кабиной – 6,7 куб.м. В соответствии с современными требованиями по безопасности все пассажиры в кабине размещаются лицом вперед.
В поисково-спасательном варианте на вертолете предусмотрены места для двух медработников и пары носилок. В задней части фюзеляжа расположен люк для погрузки носилок.
По правому борту устанавливается лебедка грузоподъемностью 300 кг для подъема грузов и людей. Под фюзеляжем расположен поисковый прожектор. Модификация вертолета может быть адаптирована к полетам в ночных условиях. Возможна установка дополнительного оборудования: аппаратуры поиска и обнаружения, а также средств пожаротушения.
Модификация вертолета повышенной комфортности предлагается VIP-вариант компоновки пассажирской кабины с креслами повышенного комфорта и безопасности для перевозки двух VIP-пассажиров и двух сопровождающих. В пассажирской кабине дополнительно могут быть установлены аудио- и видеоаппаратура, кондиционер, мини-бар и туалет. VIP-модификация «Ансата» создается с учетом опыта, накопленного при создании вертолетов-салонов на базе вертолета Ми-17.
персон, для оперативных служебных поездок и для активного отдыха.
Основным отличием VIP-варианта от базового является повышенная комфортность салона и улучшенная шумо- и виброизоляция.
В санитарном варианте предназначен для срочной доставки медицинской бригады к месту происшествия при чрезвычайных ситуациях и оказания оперативной медицинский помощи пострадавшим на месте.
Казанский вертолетный завод в тесном сотрудничестве с Главным военным медицинским управлением Министерства обороны РФ, МЧС и Министерством здравоохранения проводил работы по формированию состава оборудования, разработке методики оказания экстренной медицинской помощи с использованием вертолета «Ансат».
Предлагаемая версия вертолета имеет полный набор необходимого оборудования, по своему функциональному составу близкого к оборудованию автомобилей скорой медицинской помощи, и адаптирована к применению в российских условиях. Базовый вариант предлагает размещение двух носилок с тяжелыми больными, одного пострадавшего в сидячем положении и двух медработников.
Учебная модификация предназначена для обучения пилотированию вертолета курсантов летных училищ и гражданских лиц, а также для переучивания пилотов и повышения их квалификации. Оснащение вертолета двумя газотурбинными двигателями в сочетании с дублированием основных наиболее важных агрегатов и систем обеспечивает высокий уровень безопасности полета в специфических условиях летного обучения.
Наличие цифровой системы управления двигателями позволяет имитировать режим выключения двигателя без его остановки.
Учебно-тренировочная модификация вертолета «Ансат» оснащается колесным шасси и сдвоенным управлением. В апреле 2004 года завершилась сборка первого прототипа учебной модификации «Ансат-У».