Первое «поучительное» перебазирование в Газни эскадрильи Ми-8т.
Руководству нашей эскадрильи была поставлена задача на перебазирование всем составом с аэродрома Кандагар на площадку Газни (около 350 км на северо-восток). До нашего прибытия на эту площадку вертолетами Ми-6 нашего же полка перебросили подразделение тыла для организации приема нашей эскадрильи. Там же в Газни уже находилась десантно-штурмовая рота из состава того самого дшб, что всем полком «привезли» из Чирчика при вводе войск в Афганистан. Рота расквартировалась в придорожном мотеле, куда нас также поселили.
С утра 31 января 1980 года стояла морозная погода под минус 10 градусов, ярко светило Солнце и ни облачка на небе. До вылета все знали, что площадка грунтовая и ровная на высоте 2230 метров, но на момент постановки задачи на перебазирование, была засыпана толстым слоем снега (почти по пояс человеческого роста) и у нас не было полной уверенности, что ее расчистят к прилету. Собрали весь имеющийся в эскадрилье и личном пользовании барахло, наивно думая, что были готовы к убытию в новый для нас район в достаточной степени. В последствии такое сомнение подтвердилось, мы классически рассчитывали на «надежный» советский тыл, поэтому и оказалось, что собрали и погрузили в Кандагаре только по летнему варианту и это можно описать отдельно, в качестве «довеска» к приключениям.
Взлетали одиночно с небольшим интервалом так, чтобы в воздухе дистанция между вертолетами была около 1000 метров, высота полета около 4000 метров. Все шло штатно, впереди летящие вертолеты были хорошо видны и всех слышно, ведущий (1-й зам. ком. 280 овп, м-р В.И.Харитонов) уверенно вел группу. Замыкал боевой порядок зам. командира ВЭ м-р Б.Б.Реджепов (до ввода войск был советником в афганском авиаполку в Кабуле), уже пролетели Калат и крепость Мукур (2/3 пути).
Первые вертолеты уже начали снижаться перед Газни и строили маневр для захода на посадку. Если смотреть с высоты полета и на фоне «пятнистых гор» от снега, то издалека создавалось впечатление, что вертолеты, снижаясь, как будто залетают за хребет в районе Газни. Это явление с обманом зрения после полета многие высказывали, а некоторые сильно поверили в обман. Уже подлетая к площадке, нас стали ориентировать по радио с Земли и это, безусловно, помогло. Площадка была на удивление расчищена и даже подготовили несколько карманов для стоянки вертолетов.
После посадки крайних вертолетов, все рванули на обед, столовая была развернута под открытым небом, а повар нас очень порадовал горячей пищей. Сидя за солдатским столом все обменивались первыми впечатлениями и увиденными красотами. Тут неожиданно кто-то спросил: «А где экипаж Б.Б.Реджепова?» (замыкающий экипаж при перелете) и наступила небольшая пауза! М-р Харитонов сообразив, что этого экипажа на Земле еще нет, рванул к своему вертолету и быстро взлетел в направлении на Кандагар, предполагая о возможной вынужденной посадке на маршруте перелета. Остальные также быстро прервали трапезу и «позасели» в свои вертолеты, чтобы прослушивать эфир. Спустя минут 30, к-н Ю.Лямцев услышал звук летящего вертолета на значительной высоте, но не со стороны Кандагара, а противоположной! Кто именно начал связываться с подходящим к точке вертолетом не помню, но экипаж начали ориентировать для точного выхода на площадку. Потом остальные увидели летящий в небе вертолет «пропавшего», но подлетавший к точке на команды не реагировал, экипаж только докладывал о том, что площадки ему не видно. После пролета над нами экипаж все же рассмотрел площадку и вертолеты на Земле, после чего начал маневр влево со снижением для дальнейшей посадки. Через некоторое время вернулся экипаж В.И.Харитонова, уже знавшего о последних подвигах «пропавших». Сразу после посадки «пропавшего» вертолета все ринулись к нему, стали расспрашивать экипаж о случившемся и подкалывать штурмана л-та Н.Коломейца, предлагая ему радикальное решение - остудить НЛ-10 в снегу!
Как я уже описывал в начале рассказа, временно «пропавший» экипаж поддался зрительному обману и пролетел вдоль дороги мимо Газни в направлении на Гардез. Над аэродромом Гардез они снизились до малой высоты ни о чем не подозревая, но не услышав никаких команд по радио и заметив, что на стоящих на Земле вертолетах бортовые номера имели красный цвет (базировалась эскадрилья Ми-8т из состава 181 овп, которая прибыла из Кундуза), летчики засомневались? Куда же они прилетели и туда ли? Экипаж «тихим сапом» набрал высоту и взял курс в направлении Гардез-Газни-Кандагар, не отвечая на команды РП по радио на неизвестной частоте.
При подлете к Газни экипаж Б.Б.Реджепова вновь не смог распознать площадку на фоне заснеженной Земли и продолжал полет с курсом 260-280 градусов на высоте более 1000 метров. Уже над Газни экипаж оказался в «мертвой зоне» (за счет накрытия носовой частью фюзеляжа пространства под собой), поэтому не смог увидеть, что находится под ними и поэтому не смог реагировать на команды по радио. Только после пролета вертолета площадки, экипажу все же удалось увидеть вертолеты на Земле.
Вот так благополучно закончился этот «комичный» полет. Все же Б.Б.Реджепова сильно журить начальство не стало, так как ему на тот момент было уже 46 годков, он уже не только плохо видел без очков, но и слышал через раз! Экипаж честно признался, что прокололся и имели место элементы паники после неудачного снижения над Гардезом.
P.S. ...К сожалению Б.Б.Реджепов умер в Санкт-Петербурге в 1999 году, Николай Петрович Коломеец - погиб под Ростовом-н/Д. Земля им пухом и наша память!
Отредактировано Sergey-149 (2010-11-04 10:30:25)