Формирование 440-го Отдельного Вертолётного Полка началось 1 марта 1987 года на аэродроме города Стендаль из отдельных вертолётных эскадрилий авиации 3-й Краснознамённой Общевойсковой Армии Группы Советских Войск в Германии, которые базировались:
341-я ОВЭ ? в Цербсте;
348-я ОВЭ ? в Мальвинкеле "войсковая часть полевая почта 23303";
336-я ОВЭ в Нейрупине "войсковая часть полевая почта 77937";
343-я ОВЭ в Кётене;
25 марта формирование было завершено, полк получил Боевое Знамя и условное наимено-вание "войсковая часть полевая почта 36659".
На вооружении стояли:
- 40 вертолетов Ми-24;
- 20 вертолётов Ми-8т/мт/взпу, 4 вертолёта Ми-9.
Первым командиром стал полковник Василий Григорьевич Плугарь. Первыми летчиками час-ти приступившими к боевому дежурству стали подполковники Голощапов, Затинщиков, Мокренко, Яшин, майоры Слухай, Шентеряков, капитаны Дзюбен, Карелин, Кривец, Мезенцев, Хворов, старшие лейтенанты Дудихин, Пахомов.
Части обеспечения:
- 492-й ОБАТО "войсковая часть полевая почта 36736".
- 1518-я ОРС и РТО "войсковая часть полевая почта 03442";
К концу того же года полк стал лучшим в 3-й Краснознаменной Общевойсковой Армии;
В апреле 1988 года 440-й Отдельный Вертолетный Полк был включен в состав 16-й Воздушной Армии ГСВГ.
С октября 1990 года на основании Приказа МО СССР от 30.07.1990г. №0028 полк снова во-шел в состав 3-й Общевойсковой Армии, но уже Западной Группы Войск — так стала именоваться ГСВГ.
По штату 15/614-52 в полку числилось 588 человек (372 офицера, 100 прапорщиков).
По результатам 1991 года 440-й ОВП признан лучшим среди частей армейской авиации объединения последним вертолетным полком №1 и награжден Переходящим вымпелом и почетной грамотой Командующего АА ВС СССР. Вымпел тот навечно остался в музее части, как олицетворение ушедшего в историю боевого могущества великой армии великой державы.
В соответствии с договором между СССР и ФРГ от 12 октября 1990 года "Об условиях временного пребывания и планомерного вывода советских войск с территории ФРГ" и во исполнение директив МО СССР частям обеспечения была поставлена задача передислоцироваться в ЗакВО на аэродром Сальяны (Азербайджан). В июне была проведена рекогносцировка аэродрома Сальяны. В сентябре в Сальяны убыла сначала передовая команда в составе 13 человек, а затем оперативная группа в составе 43 человек во главе с заместителем командира полка по летной подготовке подполковником В.А. Голощаповым. 26 сентября в Сальяны отправили 11 контейнеров с имуществом личного состава и 43 члена семей военнослужащих. В октябре в Азербайджан ушел железнодорожный эшелон с 78 единицами автотехники полка.
Закавказье стремительно превращалось в "горячий регион", поэтому вывод всех частей и подразделений ЗГВ в южные республики Советского Союза был прекращен приказом министра обороны. Вывод полка из Германии перенесли на 1992 год.
В декабре 1991 года новым местом дислокации была определена Вязьма — аэродром "Двоевка". Перебазирование следовало завершить к 30 июня 1992 года.
14 июля 1992 года согласно Директивы МО РФ личный состав и техника 440-го ОВП пере-дислоцированы на аэродром "Двоевка" в город Вязьма Смоленской области с присвоением ново-го условного наименования "войсковая часть 31412".
Нельзя сказать, что полк выводился в "чистое поле". В Вязьме существовал УАЦ, в состав которого входила пилотажная эскадрилья "Русь". Но, на первых порах личному составу и семьям офицеров пришлось непросто.Жилищный вопрос... Проблему жилья удалось решить после сдачи в эксплуатацию построенного немцами жилого городка.
На новом месте вертолетчики приступают к продолжению боевой подготовки и уже в 1993 году выполняют 18 летных смен, из них 5 ночью.
С момента передислокации в Вязьму и до октября 1992 года полк находился в непосредственном подчинении управления авиации МВО, в октябре часть передали в состав авиации 1-й гвардейской ОА. В конце 90-х годов началась череда переподчинений. В 1998 году полк вновь вернули в непосредственное подчинение управления авиацией МВО. С 1 сентября 2000 года полк вошел в состав 20-й гвардейской армии. Наконец, в связи с упразднением АА, с 31 декабря 2002 года 440-й ОВП входит в состав 16-й ВА ВВС России.
С апреля по июль 1993 года 27 человек личного состава в составе двух звеньев, три экипажа вертолетов Ми-8 и два — Ми-24, под командованием майора А. Цыганова выполняли миротворческие задачи в зоне Приднестровского конфликта. Отряд выполнял задания по перевозкам представителей трехсторонней комиссии (Россия, Молдова и Приднестровская молдавская республика) вдоль линии разграничения конфликтующих сторон, обеспечивал нормальную жизнедеятельность блокпостов российской армии. Весь личный состав группы отмечен государственными наградами.
С 15 мая по 18 ноября 1995 года личный состав полка выполнял задания в Таджикистане на авиабазе Айни в 8 км от Душанбе. Обязанности командира 41-й ОВЭ исполнял подполковник С.В. Костиков. Эскадрилья вошла в состав 201-й мотострелковой дивизии. На эскадрилью возлагались следующие задачи: перевозка грузов и личного состава в интересах коллективных миротворческих сил, доставка гуманитарной помощи, минирование отдельных участков Государственной границы, поисково-спасательное обеспечение, боевое дежурство для усиления частей 201-й мсд и погранвойск, сопровождение колонн автомобильной и бронетехники, учебно-тренировочные полеты по подготовке молодых летчиков.
При выполнении боевых заданий с мая по ноябрь 1995 года в республике Таджикистан выполнено 748 боевых вылетов. Расход боеприпасов: 120 патронов калибра 12,7 мм, 368 снарядов калибра 30 мм, 150 НАР.
К сожалению, именно тогда полк понес и первые потери. В Таджикистане погибли капитан Е.Н. Усиков и старший лейтенант С.Р. Куреев, оба были убиты в Душанбе бандитами.
Вторая командировка в Таджикистан состоялась в августе 1998 феврале 1999 года. За этот период было выполнено 860 боевых вылетов. Расход боеприпасов — 170 неуправляемых ракет, 480 снарядов калибра 30 мм.
В период с января по июль 1996 года экипажи полка выполняли боевые задачи в Чеченской Республике. За время командировки выполнено 5 562 боевых вылета с налетом 4 104 часа, пере-везено 6 000 тонн грузов и 46 217 человек личного состава.
180 офицеров и прапорщиков удостоены орденов и медалей. Экипаж майора С. Лягуши, в состав которого входили капитан Р.Азизов и капитан В.Терехин, сумел посадить подбитый террористами вертолет Ми-8, все трое награждены "Орденами Мужества".
С июля 1999 года вертолетчики 440 ОВП вошли в состав 27-й авиагруппы направленной для выполнения миротворческих задач в Косово. Действуя с аэродрома "Слатина", занятого в свое время после броска наших десантников они налетали 700 часов, перевезли 1600 человек.
Авиационную технику доставили в Косово "Антеями", а большая часть личного состава группы. Автотехника и другое имущество прибыли на Балканы до Белграда по железной дороге. Из Белграда до Косова группа совершила 200-км марш по горным дорогам.
Личный состав поместили в разрушенные авиацией НАТО казармы. Кроватей, и тех не было. Сами латали крышу, заделывали выбитые окна, выметали осколки бомб. Вскоре обустроились….
С мая 2000 года группу возглавил полковник С.Г. Бондаренко.
В сентябре 1999 года экипажи полка под командованием подполковника С. Захарова выполняли задачи по уничтожению бандформирований в Дагестане и Чечне. До декабря 1999 года вертолетчики 440-го ОВП налетали 1300 часов, уничтожили 25 огневых позиций, 5 зенитных установок, 12 огневых точек, 1 НП, 39 грузовых и легковых автомобилей, одну нефтяную вышку, перевезли более 8 000 человек и 53000 тонн различных грузов. Более 100 человек личного состава были отмечены государственными наградами.
13 декабря 1999 года над Аргунским ущельем, неподалеку от чеченского селения Старые Атаги был сбит штурмовик Су-25. Пилот катапультировался. Оперативно поднятый в воздух дежурный вертолет ПСС авиации МВД летчика не обнаружил. Поисково-спасательная операция растянулась на сутки. В ней принимало участие несколько вертолетных поисково-спасательных групп: "восьмерки" с десантом спецназа на борту и боевые Ми-24.
Ведущим пары Ми-8 был экипаж подполковника Алимов В.Р. Его сопровождала пара Ми-24 экипажи подполковника Ковалева и майора Совгиренко А.В.
При эвакуации был сбит ведомый Ми-8. Майор Алимов выполнил посадку рядом с подбитым вертолетом. 22 минуты продолжалась эвакуация экипажа, десантников и ПСГ сбитого вертолёта. Всего на вертолете Алимова был 31 человека, на взлете шестеро из них получили ранения. Поврежденный и перегруженный вертолет все-таки взлетел. В Моздоке в "восьмерке" Алимова насчитали 54 пробоины.
Вертолеты Ми-24 прикрывали эвакуацию десантников и экипажа, подбитого в этой операции, вертолёта нанося удары по наземным целям. В ответственный момент майор Совгиренко закрыл бортом своей машины, впереди летящие вертолёты и принял основной удар противника на себя. Его вертолёт, прошитый пулями, упал на землю. Экипаж в составе командир экипажа майора Совгиренко А.В. и лётчик-оператор капитан Иванов А.А. погибли спасая жизни трёх экипажей вертолётов, проявив лучшие качества воинского товарищества.
Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2000 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в ходе контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе, майору Алимову Владимиру Ришадовичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда".
Указом Президента РФ № 663 от 5 июня 2000 года майору Совгиренко Андрею Викторовичу за мужество и героизм, проявленные при защите конституционного строя в Чеченской Республике, посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
За проявленный героизм в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2000 года капитану Иванову Александру Александровичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
С октября 2000 года личный состав полка снова принимал участие в контртеррористической операции в Чечне.
В середине 90-х годов в Анголу был направлен миротворческий контингент сил ООН, в состав которого вошла российская авиагруппа (РАГ) – семь вертолетов Ми-8мтв. Личный состав 440-го полка находился в командировке на севере Анголы в 1996…1997 годах. Вертолетчики полка выполняли миротворческие задания в Анголе, действуя в операциях ООН "UNTAC", "UNAVEM-III", "UNIKOM". В период со 2 июля 1996 по 15 января 1997 года группа налетала более 400 часов, выполняя задания по перевозке военных наблюдателей, специалистов по разминированию, врачей, больных и раненых, вела воздушную разведку позиций противоборствующих сторон.
В авиакатастрофе самолета ООН погиб капитан Сергей Савин.
С 2006 года личный состав полка принимал участие в Миротворческой миссии ООН в республике Судан в городе Джуба, и с 2009 по 2011 года в республике Чад в городе Абеше.
В новом облике армии в 2009 году, на аэродроме "Двоевка" в городе Вязьма на базе 440 ОВП БиУ была развёрнута 6965-я Авиационная База, "войсковая часть 31412". В состав Авиабазы так же вошли личный состав и авиационная техника 45-го ОВП БиУ базировавшегося на аэродроме "Орешково" посёлка Воротынск и 490-го ОТБВП с аэродрома "Клоково" города Тулы.
В качестве авиагруппы в состав Авиабазы вошла 4-я ВЭ - эскадрилья РЭБ, "войсковая часть 31412-2" базировавшаяся на аэродроме "Орешково".
Авиационная База подчинялась 1-му Командованию ВВС и ПВО.
К 1 декабря 2010 года Директивой МО РФ от 18.07.2010г., Директивой ГШ от 19.07.2010г., Приказом Командующего ЗВО от 13.09.2010г., Директивой штаба ЗВО от 20.09.2010г. на аэродроме "Двоевка" сформирована 378-я Авиационная База Армейской Авиации (2 разряда) "войсковая часть 41687".
В составе авиабазы числились:
- 1-я ВЭ на вертолётах Ми-24в/п;
- 2-я ВЭ на вертолётах Ми-8мт;
- 3-я ВЭ РЭБ на вертолётах Ми-8смв/ппа/мтпр/мтш/мтя (перебазированная из Воротынска).
В 2015 году в часть начали поступать вертолёты Ми-8мтв-5.
В 2018 году 378-я АвБ была переформирован в полк...
Полк летает, есть кому летать и есть на чем летать.
Сегодня костяк части составляют ветераны многих "горячих точек". Одна беда — в наше не простое время лейтенанты быстро сами становятся ветеранами горячих точек. Полк по-прежнему продолжает выполнять боевые задачи.
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiKO … ovp001.htm
Отредактировано Tom (2019-11-28 17:51:53)