Представляю полк которому 1 октября 2011 года исполняется 30 лет. Солидная дата которую пытаемся отпраздновать.
Всю информацию касающуюся службы в этом полку прошу располагать.
Отредактировано Леонид2908 (2011-08-18 10:58:39)
ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » ОВП, ОСАП, ОАЭ, АВИАОТРЯДЫ. » 162 ОТБВП г.Каган
Представляю полк которому 1 октября 2011 года исполняется 30 лет. Солидная дата которую пытаемся отпраздновать.
Всю информацию касающуюся службы в этом полку прошу располагать.
Отредактировано Леонид2908 (2011-08-18 10:58:39)
Если океан складывается из капель, то история является следствием повседневной жизни, труда многих людей, стечения обстоятельств - причудливых, а порой необъяснимых с точки зрения логики. Каган - небольшой город на границе пустыни в 80-х годах прошлого века был знаком едва ли не каждому вертолетчику армейской авиации. Эта точка на географической карте стала точкой отсчета в судьбе многих людей. С историей авиагарнизона Каган непосредственно связаны 280 ОВП, 162 ОТБВП, 262 ОВЭ, которая формировалась для войны в Афганистане, 254 ОВЭ, выведенная из Афганистана, 396 гв. ОВП.
…
В 1981 году, выполнив задачу на территории соседней страны, личный состав Каганского 280-го отдельного вертолетного полка, "чисто каганский", на своих вертолетах вернулся в СССР на место прежней своей дислокации - аэродром Каган, где был начат процесс формирования 162 отдельного транспортно-боевого вертолетного полка. Номер части и Знамя 280-го ОВП остались в Кандагаре.
…
В каждом военном округе были ВВС или воздушная армия (ВА), а в боевом составе авиаобъединения, как правило, находились 1-2 вертолетных полка. Их количество определялось предназначением округа и его расположением. Так в ТуркВО, до событий в Афганистане, был один 280 овп состоявший из двух ВЭ на Ми-8т и двух ВЭ на Ми-6. После ввода 280 овп в Афганистан и включения его в состав 40-й армии, в ТуркВО не осталось вертолетного полка, а так как 280 овп надолго остался в 40-й армии, то было решено сформировать в Кагане новый полк, но уже в другом качестве и составе. В Кагане, на момент формирования полка, находилось недостаточно летчиков и борттехников, поэтому основной костяк, вновь создаваемого полка, должны были составить экипажи 280 полка вернувшиеся по замене из Кандагара (280 ОВП остался в составе ВВС 40 армии и был пополнен, по принципу ротации, экипажами из составов вертолетных полков, дислоцированных в Союзе). Осенью 1981 года из Афганистана на аэродром Каган вместе с "чисто" каганскими экипажами перелетели и экипажи из Нерчинска и Могочи, которые входили в первый "афганский" состав 280 ОВП. Полк перелетел на аэродром на своих вертолетах. Так был сформирован 162 отдельный транспортно-боевой вертолетный полк (73 ВА). Официальная дата формирования полка - 1 октября 1981 года. Полк получил открытое наименование - в/ч 14159. Полк имел в своем составе четыре эскадрильи. Первая ВЭ на Ми-6 (командир подполковник Кукушкин Борис Сергеевич), вторая ВЭ на Ми-8МТ (командир подполковник Сидоров Виталий Григорьевич), третья ВЭ на Ми-8Т (командир подполковник Оскордин Владимир Алексеевич Константин Алексеевич), четвертая ВЭ на Ми-24в (командир ВЭ майор Очиров Валерий Николаевич). Эта эскадрилья боевых вертолетов Ми-24 прибыла из Германии.
Немаловажное обстоятельство, повлиявшее на формирование полка в таком составе, заключалось в том, что полк должен был решать очень важную задачу по подготовке экипажей, готовящихся к отправке на войну в Афганистан. Для этого была разработана специальная программа "Эстафета", состоявшая из трех этапов. Первый - проходил в своих частях. Второй - на базе того полка, где формировалась эскадрилья. Третий - проходил уже на аэродромах Средней Азии, в Чирчике и Кагане. Здесь экипажи летали в географических и климатических условиях, максимально приближенных к условиям Афганистана. Накопленный боевой опыт полетов в Афганистане должен был передаваться экипажам, следовавшим в Афганистан для замены. На базе двух полков - Каганского и Чирчикского - был организован Центр по подготовке летного состава. В полк прибывали летчики из разных регионов и военных округов для прохождения горно-пустынной подготовки. Такая подготовка была крайне необходима, так как посадки и взлёты с высокогорных или запылённых площадок, при высоких температурах являются одними из самых сложных элементов в летной подготовке пилота-вертолетчика. Вот что пишет об этом Герой Советского Союза, лётчик-испытатель Василий Петрович Колошенко: "...двигатели, выбрасывая из жаровых труб раскалённые газы, раскручивают несущий винт. Несущий винт отбрасывает вниз горячий воздух и перемешивает его с раскалёнными газами, выходящими из двигателей. Эта смесь, опускаясь до земли, растекается в стороны, поднимает пыль, а затем поднимается вверх и вновь попадает в винт . Вокруг вертолета образуется настолько плотная пелена из воздуха, раскаленных газов и пыли, что еще до взлёта вертолёт оказывается в нисходящем потоке воздуха . Подняться вертикально вверх вертолёт с тяжёлым грузом не может, для этого недостаточно его многих тысяч лошадиных сил".
Вначале подготовку проходили в Кагане, а затем на полигоне в районе Чирчика, где отрабатывали навыки огневой подготовки в условиях гор. Важную составляющую в подготовке экипажей к работе в Афганистане занимали так называемые "провозы" - летчикам показывали боевое маневрирование на основе опыта полетов в Афганистане. Каким бы опытным не был пилот, он определенное количество часов перед отправкой в Афганистан должен был "налетать" с инструктором. Такими инструкторами и стали, имеющие опыт боевых полетов в Афганистане, летчики 162 ОТБВП.
Еще одной важной задачей, которую решал полк, была перегонка новых вертолетов из Казани и после ремонта из Горелова, Энгельса, Паневежиса Каунаса и других авиаремонтных заводов.
Работу полка обеспечивали ПАРМ - в/ч 22003, ТЭЧ полка, дивизион связи и отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения, который был сформирован из офицеров и прапорщиков сменившихся из 475 ОБАТО. По крайней мере, в 1983 году среди командного состава ОБАТО их было подавляющее большинство. Батальон имел открытое наименование "в/ч 18306" и включал в себя три роты - охраны, автотранспортную и аэродромно-техническую.
… Отдельные экипажи из состава 162 полка в 1985-1986 годах шли на доукомплектование кабульского 50 осап.
Весной 1985 году на аэродроме Каган, … были размещены Ми-26. Появление пяти "гигантов" расширяло возможности полка, особенно его транспортную составляющую, но аэродром не был рассчитан на эксплуатацию таких машин и первое время вертолеты находились на стоянках 1 ВЭ, напротив ТЭЧ, и не летали. В1986 году после взрыва на Чернобыльской АЭС вся 1транспортная ВЭ, состоявшая из Ми-6 и Ми-26, ушла в Чернобыль.
В 1987 году (8 марта и 9 апреля) экипажи полка участвовали в ликвидации прорыва на Пяндже.
Первым командиром 162 ОТБ полка стал Папанов Виктор Анатольевич, командовавший 280 ОВП в 1980-1981 годах в Кандагаре. Его сменил Михайлиди Владимир Иванович Валерий Ригович, прибывший из Германии по замене в начале 1982 года. В 1986- начале 1987 годах временно исполняли обязанности командира полка подполковник Иванов (вскоре ушел командиром полка в Чирчик) и подполковник Игнатов Е.И., занимавший до этого должность заместителя командира полка. В 1987-1988 годах Игнатов Е.И. командовал Кандагарским 280 ОВП. Игнатов стал, как говорят у пилотов, "крайним" афганским командиром 280-го ОВП и выводил его в 1988 году из Кандагара на остров Сахалин (аэродром Леонидово). Перелет в полном составе вертолетного полка из Афганистана на Сахалин - это уникальная, по своей сути операция, был выполнен без замечаний. На сегодняшний день Евгений Иванович Игнатов - мэр г. Торжок. По его инициативе во второй половине сентября 2008 года в Торжке, в ЦПЛС состоялась встреча ветеранов 280-го полка, на которую собрались те, кого в разное время судьба связала с этим подразделением. В 1988-89 годах командовал 162 ОТБВП подполковник Антипов.
…
В середине 80-х годов на авиабазе порою одновременно находились экипажи для осуществления плановых замен сразу в нескольких "афганских" полках. Летали активно, но аккуратно, хотя и не без происшествий. Так при заходе на посадку, из-за замыкания в электрооборудовании, Ми-24 расстрелял взлетную полосу из спаренной пушки; сгорел вертолет, разбившийся в результате провала при резком наборе высоты. В обоих случаях обошлось без человеческих жертв. 31марта 1987 года потерпел аварию Ми-8 (№ 38) второй ВЭ, который вылетел в качестве разведчика погоды на Майданак и при заходе на вершину не добрал оборотов. В результате вертолет "провалился" и с высоты почти 700 метров и на авторотации рухнул на склон горы и завис над ущельем, задержавшись на "балконе" из снега. Лопасти отлетели, но одна, согнувшись, разрубила кабину летчиков слева. И на этот раз обошлось без человеческих жертв. Разбитый борт потом принес на базу Ми-26, зацепив за редуктор. Майданак - это высокогорное плато, с двумя пологими вершинами. На северной вершине расположилась военная станция, отслеживающая космические аппараты, а западную вершину горы Майданак (высота 2650 м) занимает Майданакская высокогорная астрономическая обсерватория.
Основные полетные маршруты пролегали по направлениям Карши-Майданак, Карши-Гузар-Майданак, Кокайды-Майданак, Айни. Даже какое-то время для стрельб и бомбометания использовали исключительно свой полигон. Хотя горный полигон в Чирчике больше соответствовал реальным условиям, с которыми летчики сталкивались в Афганистане. На запасном пустынном аэродроме и на озере Кую-Мазар осуществлялась и парашютная подготовка с приводнением. Программа доподготовки личного состава к полетам и условиям ДРА, кроме стрельб, включала отработку навыков и умений по высадке десанта, эвакуации людей с точек и вершин.
И хотя большинство экипажей и пилотов перед оправкой в Афганистан имели летный опыт, зачастую внушительный, все без исключения отмечали высокий профессионализм летчиков - инструкторов 162 полка, с которыми им пришлось летать перед отправкой в ДРА.
С 1988 года начинается вывод техники с территории Республики Афганистан на авиабазу Каган. Необходимость в Центре подготовки летного состава отпала, и, по официальным данным, 29 декабря 1988 года 162 ОТБВП перестал существовать. Экипажи были перераспределены по частям ТуркВО и САВО. Часть экипажей Ми-6, Ми-26 и Ми-8 были переведены в Джамбул, несколько экипажей Ми-8 ушли в Тузель. Ми-24 большей частью ушли в Чирчик, а оставшиеся вертолеты Ми-24 перешли в отдельную эскадрилью в г. Душанбе.
http://zhurnal.lib.ru/k/koshman_w_m/kag … arte.shtml
P.S. 280 ОВП, 162 ОТБВП, 262 ОВЭ, которая формировалась для войны в Афганистане, 254 ОВЭ, выведенная из Афганистана, 396 гв. ОВП. Если про всех про них писать в теме Каганский гарнизон, то получится вавилонское столпотворение. ИМХО лучше воспоминания "разносить" по полкам (эскадрильям).
Отредактировано Redav (2010-12-16 20:24:09)
Что то я не помню,чтобы МИ-24 прибыли из Германии. Вот после того как сформировали пришли сначала 2 звена из Германии, а на следующий год ещё 2 звена. Михайлиди звать Валерий Ригович, а Оскордина - Константин Алексеевич. И что то я не помню,что бы я возвращался на своих вертолётах.Наша Сидоровская ВЭ в июле 1981 на АН12 благополучно прибыли в Бухару. Очень много не точностей в этой статье.
Очень много не точностей в этой статье.
За неимением лучшего, надо же с чего-то начинать
Исправления внес.
При формировании где получала технику Ваша эскадрилья?
Что то я не помню,чтобы МИ-24 прибыли из Германии. Вот после того как сформировали пришли сначала 2 звена из Германии, а на следующий год ещё 2 звена.
1. Машины были получены при формировании?
2. Откуда взяли технику и экипажи?
3. Из Германии звенья прибывали на вертолетах или как обычно для дальнейшего прохождения службы?
Отредактировано Redav (2010-12-16 00:40:08)
Ми6 получали по всему бывшему Союзу. Это Грузия, Торжок, Прибылово и др. аэродромы. Но ещё одно не упомянуто. Экипажи Ми6 часто прикомандировывали в Кундуз и Кандагар для выполнения боевых задач, на подмену л.с. В 1984 году и я получил такое удовольствие. Но на то время уже был изменён стиль полётов. Часто вертолёты прилетали с пробоинами. Наш экипаж состоял полностью из старых кадров. И все задания мы выполняли как прежде. Может быть по этому у нас не было пробоин. Хотя нареканий от руководителей было море. Особенно по Кабулу когда уходили на Баграм.
Экипажи Ми6 часто прикомандировывали в Кундуз и Кандагар для выполнения боевых задач, на подмену л.с.
Это были "краткосрочные" командировки на неделю - пару месяцев без исключения из списков 162 полка?
По поводу кратковременных отлучек из Кагана за речку. Я только уйдя на пенсию узнал (по записям в личном деле) что был в ДРА с 1980по 1985. Вот вам и короткие отлучки. ИНТЕРЕСНО: а кто деньги за нас получал????? Ладно за 80 и 81 мы их в большей части благополучно пропили, а за остальные годы????
Нифинасе Поставлю вопрос по другому, а на каком основании вам финик деньги в Кагане платил, а командир в наряды ставил?
Не "прокатывает" вариант, что в записях где-то имеются справки про короткосрочные с указанием периодов, а там где смотрели просто какая нибудь общая запись не имеющая юридической силы? На пенсии при подсчете выслуги эти "лишние" года засчитали?
У нас была открытая виза в Афган в течение 3 лет. В любой день и час по зелёному свистку - колёса в воздух. Однажды супруга с сыном летели из Москвы в Бухару. Так вот пока летели я успел улететь за речку и жену встречал мой замечательный друг Толя Ночевной. На вопрос жены: - а где???? Толя сказал:-А то ты не знаешь. Прилетел только ч-з 10дён. Нам один раз должны были заплатить, когда гнали 16 вертолётов для ОВЭ Очирова (кстати нас всех пустили через Саланг, вот тупость). Но поприбытию в Джелалабад срочно на следующий день улетели на самолёте командующего в Бухару, т.к. случилось землетрясение(Газлинское). А так только за большое человеческое спасибо!!!
И что то я не помню
перегонка новых вертолетов из Казани и после ремонта из Горелова, Энгельса, Паневежиса и других авиаремонтных заводов.
И я что-то не помню ...про Паневежис Видимо -КАУНАС
Однозначна Каунас
Исправил.
В Казани практически жили 2 года.С 82 по 84.Брали новые МТ, собирали ихв кучу в Кагне, а потом в Кундуз. А оттуда дрова в Энгельс и Каунас.Весёлое было время.Ещё чуть-чуть и начали бы говорить по татарски!!!!
Эскадрилья Белова Г. А. вернулась в Каган на своих вертолетах
Вы по татарски. А мы в Конотопе больше проводили времени, чем на основной базе. Почти вся эскадрилия МИ6 находилась иногда на рем базе. А по маршруту перелёта можна было встретить почти ввесь лётный состав полка. Кто то гнал восьмёрки , кто то двадцать четвёрки.А мы дедушки -шестёрки. Хорошо когда обратно. Уже отремонтирован. А когда туда? Мама моя! Одно отваливается , второе отломано, третье прострелено или разбито. Документация на должном уровне - ничего не найдёшь при сдаче. В Пугачёве когда то ко мне на вертолёт зашёл инженер училища. Посмотрел документацию и сказал, что он вертолёт аристовывает. Не было в формуляре записи об экипаже. Нам это стало даже смешно. Какое могло быть закрепление? Если даже на полётах в Кагане на одного борттехника приходилось по 2-4 машины. А когда залез на верх, он нам ничего не сказал. Спокойно слез . сел в УАЗик и уехал. А мы благополучно в этот день полетели дальше. А что можно было сказать? Трапы открывались через один. Капот гидроблока привязан швартовочным тросом. Но это для нас привычно. А что для человека который привык выполнять и требовать выполнения?
были размещены Ми-26. Появление пяти "гигантов"
только три птички.
и среди них "10" -червончик! Лёнечкин! правда , Лёнь?
Да Володя. По этому вопросу надо целую тему открывать. Когда первый борт пригнали в Каган это было что то.Так получилось, что первый борт был 10, но в связи с тем, что был обнаружен непроклей лопастей ХВ. Первым ушёл в Каган 11 борт. Гнали его к нам Торжковцы. Все знают как встречают новую технику в полках. Торжественное построение л. с. Представление техники. Награждение первых за успешное переучивание и т. д. Так вот в Кагане всё было так как нигде. По прилёту первого вертолёта подъехал УАЗик. Это был командир полка. Спросил как дела и уехал. Экипаж успешно заправил вертолёт топливом и на дежурной машине(хорошо что не пешком) уехал в гарнизон. По возвращению в Ростов мужики сильно удивлялись организации встречи. Такого эксклюзива как в Кагане они не видели нигде.
А в это время... я в отпуске был, после эпопеи с желтухой. Помнишь? Воронеж и Иосиф Гореев на рынке....
Поставлю вопрос по другому
Ставь вопрос хоть по третьему. Для того что бы понять нашу службу надо было там послужить.Потому что многих так теряли. Наземники тоже числились по несколько лет в Афгане хотя служили в Кагане. Это начало выясняться когда начали уходить на пенсию. А многих наоборот . Потеряли. Хотя люди успешно проходили службу, а нигде не числились по несколько месяцев а то и лет. Ротация личного состава была очень большая. Кто то уезжал , кто то приезжал, а приказы с Ташкента возили на старом ослике. Вот пока приказ придёт один , а человек уже где то в другом месте. Так мне дважды присваивали капитана. Часто наши экипажи перемещали в Чирчик или Ташкент и возвращали обратно, а приказы были только по части.
находились на стоянках 1 ВЭ, напротив ТЭЧ, и не летали. В1986 году после взрыва на Чернобыльской АЭС вся 1транспортная ВЭ, состоявшая из Ми-6 и Ми-26, ушла в Чернобыль.
Дело в том что на первых вертолётах ресурс был всего ничего- 300 часов. И возможно у кого то сложилось впечатление что МИ26 не летали. Работали вертолёты пока не выбили ресурс, а потом экономили. А на Чернобыль эскадрилия не уходила. А по мере потребности у нас отправляли экипажи и то только с МИ26.
Потому что многих так теряли.
Зато нынешнему поколению вертолетчиков наука. Надо как положено, регулярно заглядывать в свои личные дела, проверять даты приказов назначения, снятия... присвоения, наличие соответствующих справок, командировочных"литерных" командировок типа Дегестана, Чечни, Южной Осетии, Абхазии с правильными печатями дабы потом не услышали от кадровиков: "Этот командировочный пропечатан в части не входящей в перечень частей подтверждающих участие в наведении конституционного порядка и контеррористических операциях, а поэтому указанная командировка день за три не засчитывается". Потратив на это один день теперь не придется через десятилетие бегать по инстанциям, писать письма в Подольск и тратить годы на доказательства...
Лёня,господин Кошман служил у нас срочную!!!!! И поэтому думает, что имеет право писать про нашу работу с "высоты своей колокольни"
В Казани практически жили 2 года.С 82 по 84.Брали новые МТ, собирали ихв кучу в Кагне, а потом в Кундуз. А оттуда дрова в Энгельс и Каунас.Весёлое было время.Ещё чуть-чуть и начали бы говорить по татарски!!!!
Сергей,из Казани это еще не так страшно.А ведь в самом начале в 1970-71-х гг Ми-8Т тянули своим ходом аж из Улан-Удэ.Как вам такая география?
Всем большой привет!!!Я по моему личному делу-до сих пор в Афгане и ничего,живой!!!Нет штампа вывода из Кандагарского полка,ляпсусов у кадровиков много было.
Да нормальная география. А что вы скажете на то, что вылетели из Кагана на Ми-6 30 декабря 1981г. и вернулись из Хабаровска 27-го февраля 82г. И это с учетом того, что обратно вернулись Аэрофлотом на Ил-62.
Кольша, я помню эту эпопею. За эту командировку Вовочка Артюхов успел жениться в Барнауле!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
только три птички.
vd412, интересно было бы узнать фамилии экипажей первыми переучившимися на них, занявшие штатные должности и если не в Торжке, то где это переучивание проходило?
Переучивались в Кагане.А вывозил Миша Сорокин.А Фарид Ахмедзянов был первым,кого вывезли.
Вот как появляется дезинформация. Переучивались в Торжке на МИ26. Переучивалось сначала 3 экипажа.И командир эскадрилии на то время м-р Ванчиков А.Н. Первые полёты на Ми26 в Торжке.
Первые экипажи МИ 26;
Ком отряда м-р Котылев Сергей, пр. лётчик л-т Матросов Александр, штурман к-н Шайхулин Салават, б/т. к-н Довбня Николай,б/м. пр-к Моринец Владимир
Ком. экип. к-н Зуйков Александр, пр. лётчик ст. л-т Илюничев Пётр, штурман к-н Нурмиев Олишер, б/т. ст.л-т Шпилевой Валерий, б/м. пр-к Харитонов Сергей.
Ком. экип. к-н Шунин Иван, пр. лётчик л-т Барышников Александр, штурман ст. л-т Борисов Владимир, б/т. ст. л-т Шкарупа Леонид, б/м. пр-к Бондаренко Юрий
Ком экип. Ахмедзянов Фарид, пр. лётчик ст. л-т Лебедев Владимир, штурман ??? б/т.??? б/м.пр-к Резвон Сергей
Отредактировано Леонид2908 (2022-12-19 02:49:12)
Вы здесь » ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » ОВП, ОСАП, ОАЭ, АВИАОТРЯДЫ. » 162 ОТБВП г.Каган