Оставь свой свет везде, где ты бывал:
В домах, в сердцах родных и незнакомых...
Ты так живи, чтоб каждый вспоминал,
Наперекор забвения законам...
Ты так живи, чтобы тепло души
Не иссякало, вопреки невзгодам.
Живи, твори, не уставай, спеши, -
Летят за днями дни, за годом - годы.
Пройди по жизни весело, легко,
Не отвечай на зависти иголки.
Будь выше недругов. Поверь, никто
Не соберёт твоей судьбы осколки.
Она твоя, лишь нужно так прожить,
Чтобы к твоим лучам сердца тянулись.
Судьбу такую надо заслужить
Чтоб вспомнив о тебе, все улыбнулись!
Людмила Митяева
© Copyright
e_gleb@mail.ru
Из истории формирования
68 отдельного боевого вертолетного полка
в/ч 23313.
Полк формировался в г.Броды Львовской области на базе 55-го Севастопольского отдельного вертолетного полка в соответствии с директивой МО СССР от 22 июля 1967 г. и состоял в основном из летчиков вертолетных полков и отдельных эскадрилий Прикарпатского Военного округа, из городов Калинов, Овруч, Броды, Житомир. Но были и из других округов. Замполит полка Борзенков Н. М. прибыл из Сызранского училища, Бондаренко А. А. из г.Телави Закавказского военного округа...
В апреле в Броды начали прибывать первые летчики. В мае началось формирование полка в/ч 19018.
Пятнадцатого июля 1968 года в торжественной обстановке полку было вручено полковое знамя.
Этот день стал официальным днем рождения части. Полк получил наименование 68 ОБВП п/п в/ч 23313.
Запись в трудовой книжке служащей советской армии Глебовой Лидии Александровны:
Войсковая часть 19018 получила новое условное
наименование: войсковая часть полевая почта 23313.
Пом. нач. штаба по строевой части и кадрам
Капитан Хансон
Из Ростова с завода летчики Бродовского полка пригнали четыре вертолета МИ-6. Три из них вошли в состав 68 ОБВП. Недостающие семь МИ-6 были переданы из 55 ОБВП. Нумерация бортов "шестерок" была двухзначная с окончанием на пятерку.
С Каунасского ремонтного завода получили МИ-4 АВ. Таким образом, в 68-м ОБВП были сформированы три эскадрильи личного состава и только две были укомплектованы вертолетами.
После окончания формирования, вертолеты своим ходом были перебазированы на аэродром Налайх.
"Держитесь девчонки - завтра вас встретим".
В середине июня 1968 года из небольшого городка Броды Львовской области в направлении Монголии отправились первый эшелон с техникой полка и отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения ...
Из воспоминаний Козедуб Ирины Антоновны и Анатолия Ивановича:
«В г. Броды на Украине из летных частей на базе 55-го Севастопольского полка был сформирован воинский эшелон с имуществом и личным составом. Я был назначен замполитом эшелона из 16 товарных вагонов, на котором поехали около 20 офицеров и порядка 200 человек солдат.
Везли все - технику, оборудование связи продукты, военное имущество, электрогенераторы и даже дрова. Ехали около 10 дней, долго стояли в Слюдянке, купались в Байкале, но вода была очень холодная, хотя был уже конец июня. Летчики и борттехники перебрасывались на своих самолетах и вертолетах...» (Козедуб А.И.)
Двадцать пятого июля в направлении города Налайх МНР отравился второй эшелон с личным составом и техникой. Кроме военнослужащих в Монголию в этом эшелоне следовали и женщины.
Многие жены офицеров в составе эшелона направились за своими мужьями, которые в дальнейшем обеспечивали работу летных столовых, медсанчастей, трудились в штабах.
В эшелоне женщины ехали с "комфортом", в переоборудованных солдатами вагонах–теплушках. Были установлены солдатские кровати, которые занимали одну половину вагона. По центру находился стол и "буржуйка". В другой части вагона была сделана небольшая загородка, за которой находился санузел. Туалет – отверстие в полу вагона и рукомойник.
В одном из вагонов ехали: Паустовская Ангелина Ивановна, Глебова Лидия Александровна, Губанцева Галина Васильевна, Троянова Жанна Владимировна, Фиалка Валентина Михайловна, Попова Наталья, Шлякова Любовь Митрофановна, Кудинова Раиса Васильевна, Панфилова Нина.
На фото:
крайняя слева Глебова Л. А., четвертая слева Лапина В.Ф., наклонила голову Кудинова Р.В., крайняя справа Панфилова Н.,
в дверях вагона слева Шлякова Л. М., справа Фиалка В. М..
(фото из архива Лапиных)
В эшелоне так же ехали: Бондаренко Зинаида Васильевна, Дорошенко Раиса Георгиевна, Гущина Антонина Ивановна, Кладова Валентина Алексеевна,Ткачева Ольга Ивановна, Митяева Зоя Дмитриевна, Дросенко Валентина, Проскурина Изабелла, Кандакова Раиса, Самойленко Татьяна Алексеевна, Степанова Лилия Николаевна, Габулаева Галина, Милованова Зина, Лапина Валентина Федоровна и многие другие... Дети остались с бабушками, родственниками. Были и те, кто рискнул взять детей.
Мне тогда исполнилось восемь лет. В детскую память отчетливо врезалось, состав стоял у рампы с правой стороны от железно-дорожного вокзала. Пока эшелон формировался, мы с пацанами бегали вдоль эшелона, залезали в теплушки. Для нас было все в диковинку. Воинские эшелоны с таким количеством техники на платформах мы видели только в кино про войну. Офицеры и солдаты суетились, слышались громкие команды и распоряжения, женщины обустраивали свои вагоны, разговаривали, шутили. В какой-то момент послышался гул, нарастающий с каждой минутой. Вначале в небе показались точки напоминающие рой пчел, которые с каждой минутой приобретали черты винтокрылых машин. Первыми летели "четверки", следом за ними тяжело ухая и посвистывая шли МИ-6.
"Наши, наши... Закричали женщины". В боевом строю экипажи пролетали над городом, направляюсь в неизведанную страну Монголия.
И вот наступило 25 июля. Прозвучала команда: "По вагонам". Через несколько минут рампа опустела.
В открытых дверях теплушек, облокотившись на ограждение проема, стояли наши мамы. И тут до нашего детского сознания дошло, что наши мамы уезжают от нас и надолго. К горлу подкатился комок, в глазах появились слезы. Звякнув буферами, эшелон тронулся, медленно набирая скорость. Мы еще долго бежали за ним вслед, пока последний вагон не скрылся из вида...
Маршрут следования эшелона пролегал через всю территорию Советского Союза.
В Омске эшелон сделал остановку. Личный состав помыли в бане. В это-то же время полк приземлился на аэродроме для дозаправки и обслуживания вертолетов. Паустовская, Глебова и Губанцеа предприняли попытку проведать мужей. Готовы были бежать на аэродром, но все попытки были пресечены майором Козловским. Ограничились передачей записок через солдат, приехавших с аэродрома к эшелону.
В Иркутске, пока эшелон стоял на запасных путях, появилась возможность пройтись по магазинам. В магазинах купили продуктов, некоторые закупили водку, т.к. кто-то сказал, что в Монголии с ней проблемы.
Полк так же сделал промежуточную посадку в Иркутске. При обслуживании МИ-6 (бортовой номер 95, экипаж Троянова) обнаружилось, что произошло попадание постороннего предмета во входном сопле на одном из двигателей. На лопатках образовались вмятины. Доложили инженеру полка Паустовскому. По регламенту требовалась замена двигателя, но это время, а сидеть желания не было. Решили проверить целостность лопаток специальной краской. Трещин не обнаружили. Полк после дозаправки и обслуживания уже улетел и взял курс на Джиду. Приняли решение продолжить полет. Экипажи взлетели догонять полк. Еще два года этот вертолет отлетал без проблем.
В очередной раз встреча произошла на станции Джида. Из эшелона наблюдали, как вертолеты заходили на посадку. Садились на тот пресловутый аэродром, с которого впоследствии, в 1971 году спасали людей.
Станция Наушки
На пограничной станции Наушки эшелон проходил пограничный и таможенный контроль. Последняя станция Советского Союза. Дальше была только граница и неизвестная страна Монголия. На этой станции и произошла очередная встреча эшелона и вертолетов полка. Увидев летящие вертолеты женщины, повыпрыгивали из вагонов и начали махать простынями. Все наперебой начали кричать друг другу – "Это мой летит, а это мой".
Из общего строя отделился один из вертолетов и на малой высоте прошел над эшелоном. На землю из вертолета упала записка. Это был экипаж Самойленко Ивана Дмитриевича, в котором летел штурман полка - капитан Шляков Виктор Михайлович.
Михаил Шляков: " Мама часто с улыбкой вспоминала эту историю. Записка была не подписана и кому-то из женщин показалось, что это именно ее муж сбросил ей весточку. Они все так ждали и волновались за своих мужей, наши милые мамы. А когда мама посмотрела записку, то сразу узнала батю по почерку. Там было что-то типа: "Держитесь девчонки - завтра вас встретим".
После того как полк приземлился на аэродроме, уже на следующий день мужья на станции Налайх встречали своих жен, прибывших с эшелоном.
За двенадцать дней следования эшелона дорога подружила женщин. Многие дружат и поддерживают отношения до сих пор, называя себя «вечными подружками».
На фото: Сметанина Н.И., Губанцева Г.В., Глебова Л.А.
(Фото из архива Губанцевых)
В дальнейшем женщины работали в различных службах полка и ОБАТО. В штабе работали Губанцева Галина Васильевна, Глебова Лидия Александровна, Милованова Зинаида, Сметанина Нина Ивановна, Козедуб Ирина Антоновна. Библиотекой заведовала Елгина Вера Григорьевна. Летно-техническую столовую возглавляла Зинаида Васильевна Бондаренко. В летных столовых работали Попова Наталья, Степанова Лилия Николаевна, Никифорова Людмила Ильинична, Гущина Антонина Ивановна, Кладова Валентина Алексеевна, Шаболтас Галина, Габулаева, в медсанчасти Чернышева Фаина. Паустовская Ангелина Ивановна руководила КЭЧ ОБАТО вертолетного полка. Там же работала Троянова Жанна Владимировна, Лапина Валентина Федоровна.
Отредактировано Глеб Питерский (2023-03-18 22:05:01)