ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ

Объявление

ВНИМАНИЕ!!!!!!!!!!!!!!!! ЕСЛИ ВЫ ЗАРЕГИСТРИРОВАЛИСЬ И НЕ МОЖЕТЕ ВОЙТИ ПИШИТЕ НА АДРЕС, kirill83s-pb@mail.ru ПРОБЛЕМУ РЕШИМ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. С УВАЖЕНИЕМ, АДМИНИСТРАЦИЯ ФОРУМА ВЕРТОЛЕТЧИКОВ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » ОВП, ОСАП, ОАЭ, АВИАОТРЯДЫ. » 68 отдельный боевой вертолетный полк Налайх


68 отдельный боевой вертолетный полк Налайх

Сообщений 31 страница 60 из 132

31

Не стало еще одного ветерана-налайхинца.
7 октября ушел из жизни подполковник в отставке
Ушаков Н.Н.

УШАКОВ НИКОЛАЙ НИКИТОВИЧ
Окончил в 1958 году Казанское военное авиационное техническое училище дальней авиации по специальности техник самолета Ту-16. После окончания училища был направлен для прохождения дальнейшей службы в город Александрия. Службу проходил в 51-м  ОТБВП борттехником на МИ-4 с 1951 по декабрь 1958. Далее переведен в Черновцы в 340-й ОВП, служил в нем до 1959 г. С 1960 по 1964 год в составе этого же полка в Калинове.  С 1964 по 1968 в 55 ОВП Броды. С 1968 по 1971 в 68-й ОБВП Налайх борттехником МИ-6 (экипаж Сметанина), МИ-6А (комполка Елгин). С 1972 инженером эскадрильи у Губанцева.
В июле 1973 по замене ушел в Телави инженером эскадрильи 793-го ОТБВ. С 1974 по 1978 заместитель инженера полка.
В сентябре 1978 года ушел в Тбилиси инженером 326 отдельной смешанной авиационной эскадрильи.
Уволился в запас в 1985 году в звании подполковника.

Отредактировано Глеб Питерский (2013-04-21 15:32:18)

0

32

http://s14.radikal.ru/i187/1208/64/b5915855305dt.jpg

Бондаренко и Паустовский на рыбалке.

(Фото из архива Бондаренко)

Отредактировано Глеб Питерский (2012-12-07 15:07:09)

0

33

Я, Мелинчук Андрей Владимирович, также служил в 68 ОВП (1968-1973гг.), бортовым техником. Более того, через 7 лет (1980-1984гг.) повторно побывал в МНР, в Арбай-Хэрэ в качестве инженера ОВЭ.
В 1985-1986гг. побывал в Афганистане Щинданд. Сегодня на пенсии подполковник в отставке, проживаю в  г. Кобрине, Брестской обл.
В г. Кобрине проживают Бирюков Игорь Тимофеевич, майор в отставке, Кудинов Валентин Николаевич, майор в отставке, Шкутник Аркадий Сидорович, майор в отставке.
Прошу отозваться Довку Альберта Андреевича, который служил вместе с нами и был мне хорошим другом.

0

34

Андрей Мелинчук написал(а):

Я, Мелинчук Андрей Владимирович, также служил в 68 ОВП (1968-1973гг.), бортовым техником.

Отправил Вам сообщение на mail...

0

35

25 ноября ушел в свой последний полет заместитель командира 68 ОБВП по летной работе полковник в отставке
БОНДАРЕНКО АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ
"КНЯЗЬ"


http://s017.radikal.ru/i425/1111/db/3bac7801df8ct.jpg

  28 апреля 1933 г – 25 ноября 2011г.
       Окончил Пугачевское военное летное училище в 1955 году.
Проходил службу в Закавказском военном округе в 793 ОТБВП в/ч 78544, в должности командира эскадрильи - майор. В июне 1968 г прибыл в г.Броды для формирования 68 ОБВП на должность заместителя командира полка по летной подготовке. В составе полка совершил перелет Броды – Налайх. В 1971 присвоено звание подполковник. В этом же году принимал участие в спасении людей от наводнения в Джиде. По замене из Налайх в сентябре 1973 убыл в в Сокол, Владимирской области, на равноценную должность. Через год переведен в Торжок в 344 Центр боевого переучивания.. После списания с летной должности стал начальником штаба ВП, С 1980 по 1984 начальник Офицерских курсов созданных при Центре в 1980 году. Квалификация - Летчик первого класса.

Отредактировано Глеб Питерский (2011-11-27 23:18:21)

0

36

http://s002.radikal.ru/i199/1112/99/e36271fe309ct.jpg

Начальник связи полка Андреев Г.С.

http://i003.radikal.ru/1112/b1/745099c417a3t.jpg

"Кормилицы". Работники летной столовой.

http://s017.radikal.ru/i434/1112/51/38f50f45cce6t.jpg

Капитан Никифоров Г. И. с молодыми штурманами.
(Фото из архива Никифоровых)

http://s019.radikal.ru/i634/1601/fb/3f1e937f05a3t.jpg
Ст. лейтенант Кудинов Н. с бойцами
(Фото из архива Кудиновых)

Отредактировано Глеб Питерский (2016-01-07 20:10:32)

0

37

Простите, что вторгаюсь в ваш форум. Но сам отслужил 21 год в армии. Вот на нашем сайте мои фотографии военного городка и аэродрома Налайх (2008 год). Путешествуя по Монголии по возможности фотографиую бывшие наши объекты. Тяжкое впечатление. Хотя тоже самое видел и в России и Германии.
Вот ссылочка http://www.legendtour.ru/rus/mongolia/r … ures.shtml

0

38

Приветствую всех служивших в Монголии. Ваши коллеги обитают в массовом количестве тут - http://mongol.su/
Это не реклама сайта, это приглашение к общению - жизнь разбросала всех по миру, и мы собираемся там повспоминать.

0

39

http://s017.radikal.ru/i424/1201/4d/4c9b7a06f7d5t.jpg

Начальник политотдела подполковник Борзенков вручает партийный билет нового образца капитану Глебову
(Фото из архива Глебовых)

Отредактировано Глеб Питерский (2012-02-08 20:50:13)

0

40

1969 год. На реке Тола. Присвоение очередного звания Гущину

http://s54.radikal.ru/i146/1202/4a/f815c5c2b199.jpg

На фото: Кудинова Рая, Пасынок, Никифорова Л.И., Глебов А.А., на заднем плане с ребенком стоит Гущина Антонина

http://i051.radikal.ru/1202/d9/c9f7b9d138a0.jpg

На фото: сидят Гущина Антонина, Глебов Александр, Кудинова Рая, Никифорова Л. И.
стоят: Шеболтас, Глебова Лидия,

Отредактировано Глеб Питерский (2012-04-27 22:42:26)

0

41

Командир.
Командовать полком даже в обычной ситуации, когда в гарнизоне налажена инфраструктура - дело не легкое.  Не каждый сможет справиться. А когда чистое поле. Когда надо налаживать не только техническую сторону, но и бытовую.
Личный состав  разместили в палатках. Для летного и технического состава развернули  ПКС полевую кухню-столовую, в которой и осуществлялось приготовление и прием пищи. Начали налаживать систему управления полетами и обеспечения аэродрома. ВПП, места стоянок для Ми-6, рулежные дорожки к тому времени была построены инженерным батальоном. Сложность обеспечения полетов заключалась еще и в том, что на аэродроме кроме вертолетного , базировался еще полк истребителей и эскадрилья "Монгольский арат". С одной стороны ВПП находились стоянки вертолетов, с другой капониры для истребителей. Планирование полетов вертолетного  приходилось разрабатывать с учетом планов летной подготовки истребителей. Все это с первых дней легло на плечи командира полка Проскурина.
  В августе 1970 в полк прибыл новый командир подполковник Елгин.
https://forumupload.ru/uploads/0000/d0/8c/1798/t618642.jpg

На фото слева на право: 1974  год,  лётно-тактические  учения.  Командиру  полка  полковнику  Ёлгину Александру Степановичу представляют  партийно - политическую  работу командир  1-й вертолётной  эскадрильи  подполковник  Тиняев Анатолий Алексеевич и  его  замполит  капитан  Корнеев Борис Михайлович. По  правую  сторону  командира  полка   его  первый  заместитель  майор  Степанов Валентин Дмитриевич.

Суровый, строгий, но справедливый. Требовательный не только к подчиненным, но и в первую очередь к себе.
Однажды на совещании в дивизии устроили просмотр только что вышедшего на экраны фильм "Офицеры". После приезда из Улан-Батора, под впечатлением от просмотра фильма, Елгин построил полк и сказал: "Вот таким и должен быть настоящий офицер" и настоятельно порекомендовал всем посмотреть этот фильм.
Многим не нравилась строгость и требовательность командира. В кулуарах часто обсуждали его и ругали.
  В последствии Елгину неоднократно пришлось пересекаться со своими бывшими подчиненными. По прошествии многих лет, тогда еще не оперившиеся молодые летчики, а в последствии матерые асы, благодарили командира за науку.
Вот как о нем вспоминает Александр Медведев: " Александр Степанович Елгин очень многому нас , молодых салажат, научил. Большое ему за это спасибо!!!"
    Владимир Федотов - "...Сильный мужик. Таких очень мало, и офицеров тоже. Он ведь и профессионал был хороший.  И тогда и сейчас таких не сразу понимают и не сразу воспринимают, но по прошествии времени почему-то остается тоже очень мало тех, кто не хотел бы следовать его примеру..."

"Александр Степанович Елгин - эталон, образец Советского Офицера, Летчика и Человека" - Сергей Иванченко.

Заменщик, есть такое понятие в войсках.

   Жизнь каждого в маленьком городке была у всех на виду. За пять лет служба в Налайх многих сплотила. У многих летчиков завязалась крепкая дружба. Дружили не только между собой, но и целыми семьями.
1973 год был годом массовой замены. Летчики, которые были у истоков образования полка, покидали гарнизон. Уезжая, шутили.  На вопрос «Куда?» – отвечали: « Мой адрес Советский Союз». Песня с таким припевом была очень популярна в этом году. Жизнь начала разбрасывать всех по разным уголкам нашей необъятной Родины и в Группы войск Варшавского договора.   
    Многие офицеры и прапорщики подходили к пенсионному возрасту. Это были летчики и техники из первой волны специалистов, которые одними из первых начинали осваивать летательный аппарат под названием ВЕРТОЛЕТ.
    Молодые летчики уходи на повышение во вновь создаваемые полки, отдельные эскадрильи и авиаотряды. В Налайх стали уже приходить выпускники авиационных училищ с высшим образованием. Это уже было началом новой эпохи  в истории вертолетных частей связанной с поступлением в войска вертолетов нового поколения. Вертолеты боевого применения МИ-24. Многие летчики полка, кто переучивался на новые типы вертолетов, так и не дождавшись их, уходили на пенсию.
    68 Отдельный Боевой Вертолетный Полк в период с 1968 по1973 год ничего выдающегося не совершил, но это был особенный полк. Полк, сформированный из лучших летчиков, которые одни из первых поднимали в воздушное пространство наши первые вертолеты. Они стали теми отцами-командирами, наставниками, которые воспитали и передали свой опыт молодым летчикам. Поколение, которое впоследствии подняло престиж вертолетчика на совершенно другой уровень

Авиации Огневой Поддержки Войск.

Как-то на просторах интернета увидел одну замечательную фразу:

" Судьба разбросала нас всех по большой стране потом, но познакомившись в таких "благоприятных условиях" дружим семьями до сих пор и ни о чем, не жалеем. С удовольствием вспоминаем Налайху, как лучшее время нашей жизни"…

И этим сказано все…

      В Налайху мы (я, Борис Ляпустин и Юра Кузнецов - все из Новосибирского УАЦ ДОСААФ) прибыли 27.11 1973 г. Ляпустин попал в 1-ю эскадрилью к ТиняевуА.А.
     Я и Кузнецов были направлены во 2-ю эскадрилью. Командиром ВЭ был на тот момент еще капитан Бондаренко, зам. командира ВЭ - капитан Елисеев Борис Прокопьевич, замполит капитан Мещеряков Юрий Алексеевич. Начальником штаба ВЭ был капитан Милованов Юрий. Это была, пожалуй, самая молодая эскадрилья ОВП - руководящий состав одни капитаны. Я был сначала определен в звено управления, которым командовал Елисеев, в экипаж лейтенанта Потапенкова Виктора, затем в звено капитана Пинчук Владимира Ильича, в экипаж лейтенанта Чмырева Юрия, с которым летал летчиком-оператором до 1975 года, до переучивания на Ми-24. После переучивания был переведен в звено капитана Бухарина Владимира Васильевича, в экипаж лейтенанта Артамонова Славы, с которым и летал до замены, до осени 1978 года,

(из воспоминаний Юрия Маевского)

Отредактировано Глеб Питерский (2023-05-13 22:40:35)

0

42

Сообщение для А.Меленчука и Глебова А.: Вас разыскивает Довка З.Б. Ее можно найти в "Однокласниках или Skype "

0

43

Андрей Владимирович Мелинчук! Обратите внимание на выделенный фамилии-это те кто выполнил свой полет в последний раз.

0

44

С 1973 по 1975
Командир полка полковник Елгин А.С.
Зам. командира полка
подполковник Степанов Валентин Дмитриевич
Зам. по летной подготовке
подполковник Сметанин Сергей Сергеевич,
(майор)подполковник Шиткин Вячеслав Васильевич с 1974
Зам. по ИАС - старший инженер полка
подполковник Никитин А.Н.
подполковник Солдатенко
Штурман полка
(майор)подполковник Каретников Вильям Сергеевич
Начальник штаба полка
подполковник Шитов
майор(подполковник) Асламов
подполковник Биль Марк Семенович ;
ЗНШ
майор Шеин
майор Ромин Владимир Ильич (с 1978-79гг.)
Начальник разведки
капитан(майор) Бухарин Владимир Васильевич
Начальник строевой части
капитан Вягин Анатолий Иванович
Начальник политотдела
подполковник Могила А.Н.(1973-1977)
подполковник Разенков Владимир Фёдорович с 1977
Зам. начальника политотдела
майор Гаврилов Николай Денисович(1973-1977)
Врач полка
майор Мамедов
Начальник воздушно-огневой
и тактической подготовки полка

майор Садовой Александр Николаевич (1972 - 1974)
Начальник ПДС
капитан Гуменюк

https://forumupload.ru/uploads/0000/d0/8c/1798/t223736.jpg

Начальник политотдела полка подполковник Могила Анатолий Васильевич
Фото из архива Телушкиной(Могила) Ларисы

Командиры эскадрилий 1972 год
1-я ВЭ Ми-6 майор Сметанин С.С. 
2-я ВЭ Ми-8 майор Яковлев К.П.,

Командиры эскадрилий 1973 г.
1-я ВЭ майор Сметанин С.С.,  летали на Ми-4,
2-я ВЭ майор Губанцев Ю.Ф. по июль. Летать начинали на Ми-8, со второй половины года перешли на Ми-4;
3-я ВЭ майор Яковлев К.П. до 1сентября 1973 года. Ми-8 и летали во всю прыть на них;
Звено корректировщиков на Ми-2
Командир звена ст. лейтенант Погомий Г.И.   

Командиры эскадрилий  1973-1974 г. 
1-я ВЭ  майор Бондаренко Анатолий Николаевич, Ми-4,
зам. командира ВЭ капитан Елисеев Борис Прокопьевич
штурман ВЭ капитан Ангелович

https://forumupload.ru/uploads/0000/d0/8c/1798/t988821.jpg

Елисеев Борис Прокопьевич  Фото из архива Елисеевых.

2-я ВЭ  подполковник Тиняев Анатолий Алексеевич, Ми-4
зам. командира ВЭ капитан Карпачев Юрий Андреевич
замполит ВЭ капитан Корнеев Борис Михайлович
штурман ВЭ капитан Морозов Виктор Николаевич
зам.по ИАС, инженер ВЭ капитан Прозоров Николай Никифорович
 
3-я ВЭ  майор Шиткин Вячеслав Васильевич, Ми-8
майор Гафиатуллин Ильгиз Фатхулович(Шиткин ушел зам. по летной)
зам.по ИАС, инженер ВЭ капитан Соколик
         

Перегон 17-ти вертолетов Ми-4 по маршруту  ТЕЛАВИ – НАЛАЙХА, июнь-июль 1974 года 
или
Мастера Боевого Применения

    Вначале 1970 года начались поставки вертолетов МИ-8 в страны Ближнего Востока и арабы стали отказываться от вертолетов МИ-4. К середине 1973 они были сняты с вооружения в ряде арабских стран, в частности в Египте и Сирии.
      Большое количество новеньких "четверок" подготовленных для этих стран скопилось в Телави. Вертолеты были с камуфляжной раскраской, без номеров и опознавательных знаков.
     Так как в Налайхе вертолеты уже были со значительно выработанным ресурсом, часть "четверок" из Телави были выделены для их замены.

    Для получения вертолетов в Телави в июне 1974 года отправилась эскадрилья подполковника Тиняева А.А..
   По прибытии в Телави расположились в гостинице на первом этаже. В первый же день решили сходить в ресторан. Часть летчиков осталась в гостинице, а остальные во главе с комэском отправились в ресторан. Заказали шашлык, но и соответственно вино. Принесли бутылки с вином, а шашлык положили в одну общую большую тарелку.
   В это время по телевизору транслировали матч на кубок страны.
Играли Динамо(Тбилиси) и Динамо(Москва). Это был второй матч одной четвертой  розыгрыша Кубка СССР. Динамо(Тбилиси) проигрывало. Грузины не отрывая глаз от  телевизора. В ресторане чувствовалась напряженная обстановка. И вот тогда балагур и весельчак Владислав Радченко встает, берет бокал с вином и громко на весь ресторан говорит:
- Хочу сказать тост…
- За Родину, за Сталина!!!
Все дружно подняли бокалы, и выпили за произнесенный тост. Когда же потянулись за шашлыком, его не оказалось на столе. Буквально через несколько десятков секунд у каждого сидящего за столом, в руках был ароматный шампур с шашлыком. Пиршество продолжалось до двух часов ночи. Радушные грузины проводили летчиков до самого городка.
Вот такая любовь у грузин к Сталину.

(Из воспоминаний Довганюк Н.)

Боевой расчет на перелете Телави–Налайха
(с 25 июня по 22 июля 1974 г.)

1. п/подполковник Тиняев А.А.– капитан Морозов В.Н.                         
1-е звено: 
2. ст. лейтенант Корнеев Б.М. – лейтенант Балдин В.
3. капитан Карпачев Ю.А. – лейтенант Аржаев В.А.
4. лейтенант Черепанов В.С. – лейтенант Довганюк Н.В.
2-е звено:
5. ст. лейтенант Крыжановский В.Ф.- лейтенант Пушков Ю.
6. ст. лейтенант Истомин О.В. – лейтенант Жук В. Г.
7. ст. лейтенант Шаповалов В.А. - лейтенант Журавлев Г.( Журавлик)
3 звено:
8. ст. лейтенант Винников В. - лейтенант Косенков С.В.
9. лейтенант Окулов В.А.- лейтенант Петроченко Е.
10. ст. лейтенант Медведев А.В. – ст. лейтенант Смирнов Ю.   
4 звено:
11.  майор Братковский Г.В.- ст. лейтенант Юрк Ю.     
12. ст. лейтенант Концевой В. - лейтенант Кононенко В.                         
13. лейтенант Радченко В.М.- лейтенант Бутавичус А.
5 звено:
14. ст. лейтенант Тойбис С.Д.- лейтенант Ляпустин Б.
15. ст. лейтенант Воротников В.М. - лейтенант Сербин А.
16. ст. лейтенант Склянкин А.С. – лейтенант Друзяк В.И.

https://forumupload.ru/uploads/0000/d0/8c/1798/t886233.jpg

Эскадрилья Тиняева 9 мая 1974 года. Эскадрилья еще не вся возвратилась из отпуска

Слева на право
Верхний ряд:
1.  Довганюк Николай, 2. Корнеев Борис, 3. Журавлев Геннадий, 4. Черепанов Виктор,
5. Юрк Юрий, 6. Иванов Юрий, 7.???, 8. Печоный Вячеслав(Доктор), 9.???, 10. Пушков Юрий, 11.???,  12.??? 13. Павленко Сергей, 14. Окулов Владимир, 15.???, 16. Истомин Олег, 17. Храмов,
18. Григорович Алексей, 19.Свитнев Виктор, 20.???,  21.???, 22. Боровец Вячеслав, 23. Петроченко Евгений, 24.???, 25.  Друзяк Виктор,
Средний ряд:
26. Лукин Геннадий, 27. Винников Владимир, 28. Виноградов Анатолий, 29. Ляпустин Борис,
30. ???, 31. Тупица Александр,
Нижний ряд:
32. Бруль Александр, 33. Марчук Борис, 34. ???, 35. Медведев Александр, 36. Охрименко Петр,
37. Кононенко Василий, 38. Сербин Александр, 39. ???, 40. Карпов Владимир, 41. Радченко Владислав, 42. Власенко Виталий,
На переднем плане "аксакалы":
43."Папаня"- Залукаев Юрий Антонович, 44. Прозоров Николай Никифорович.

https://forumupload.ru/uploads/0000/d0/8c/1798/t971984.jpg

Третье звено 1-й эскадрильи
На фото слева на право:Тупица Александр, Медведев Александр, Воропаев Владимир, Косенков Сергей, Окулов Владимир, Винников Владимир, Кириллов Александр, Федоренко Алексей, Петроченко Евгений (погиб в ДРА), Радченко Владислав, сидит Бутавичус Александр.

(Фото из архива Медведева А.)

"Фотография снята 7 ноября 1974г, после Телавского перелета. Саня Тупица еще с нами. На фотографии нет Юрика Смирнова и Виталика Лагутина. Они в это время "поздравлялись" у ибашников. Я бегал за ними, но не нашел. Поэтому оказался на заднем плане, плохо узнаваем" - из воспоминаний Александра
Медведева

https://forumupload.ru/uploads/0000/d0/8c/1798/t21277.jpg

Инженерно-авиационная мощь 1 вэ во главе майром ПРОЗОРОВЫМ НИКОЛАЕМ НИКИФОРОВИЧЕМ
(фото из архива Петра Клевацкого)

"Николай Никифорович - прекраснейшей души человек, инженер и воспитатель, как отец родной был для летного и технического состава эскадрильи". - Довганюк Николай.

Отредактировано Глеб Питерский (2023-05-13 22:49:39)

0

45

Большая работа Братик-ценю!

0

46

женя у меня есть некоторые фото по Налайхе.Выставить?

0

47

Здравствуйте! Сообщаю номера телефонов
1) Шкутник Аркадий Сидорович моб. тел. +375296723023, дом. +375164231325
2) Жук Анатолий Иосифович моб. тел. +375298230152, дом. +375164232719
С наилучшими пожеланиями, Андрей Владимирович!!!

0

48

Ночными называются полеты, которые выполняются в период между заходом и восходом солнца (включая сумерки).

В ноябре 1974 года полк приступил к выполнению групповых полетов ночью на Ми-4.

   15 ноября в полку выполняли задание на групповую слетанность в ночное время в ПМУ. Руководство полетами осуществлял заместитель командира по ЛП п/подполковник Сметанин С.С.
   В воздухе находилась пара вертолетов. Ведущий пары капитан Карпачев Юрий Андреевич и в качестве ведомого, командир звена, летчик 1-го класса майор Братковский Геннадий Викторович, выполнявший тренировочный полет с инструкторского сидения. На левой чашке сидел ст. лейтенант Юрк Юрий, бортовой техник ст. лейтенант Тупица Александр (бортовой номер 62).
  На втором развороте на Улан-Батор (по другим данным на третьем) произошел отказ двигателя у борта 62. Отказ произошел над горами. Одной из версий было то, что контроль за высотой, возможно, осуществлялся по высотомеру ВД, а не ВР. Из-за этого могло произойти столкновение с землей. Вертолет при столкновении с землей разбросало в разные стороны, экипаж погиб.
   Я в это время был готов к выруливанию для выполнения такого же полета с левого сидения. Проверяющим у меня был командир полка Елгин А.С.. Командир приказал мне выключить двигатели и ждать, а сам же взлетел на Ми-8 дежурного экипажа. Уже где-то через час, мы узнали о катастрофе. 
Расследование проводилось долго, но уже из Москвы мы узнали, что в маслобаке и маслорадиаторе обнаружены фрагменты спортивной майки, которые и попали в двигатель.
   Этот борт перегонял из Телави Владик Радченко. Уже в Кировабаде при запуске у него задымил двигатель. Экипажи Братковского, Концевого и Радченко остались до выяснения причины, мы остальные 14 экипажей улетели. В Кировабад прилетели инженеры из Телави(а принимали мы вертолеты в Телави у бывшего нашего налайхинского инженера ВЭ Ушакова Н.Н). Двигатель долго проверяли. Дефект не проявился. Вертолет перегнали в Налайху. Он был, определен в экипаж Радченко В.М. Много на нем летали и примерно в конце лета, в начале осени у меня на нем произошла серия отказов. Один из них ночью, при взлете произошел сбой в работе двигателя. Мы зарулили вертолет на стоянку и опять долго его проверяли, гоняли на разных режимах, но ничего не проявилось.
          И вот 15 ноября катастрофа.
      Хоронили членов экипажа на Родине: Братковского Гену в Голой Пристани Херсонской области, Юрк Юру в Перми, Тупица Сашу в Заветинске Амурской области. От полка в Заветинск поехали штурман эскадрильи капитан Морозов В.Н., я и  друг Саши Гена Лукин.

(Из воспоминаний Александра Медведева)

Отредактировано Глеб Питерский (2013-06-16 23:19:47)

0

49

С 1973 по 1978 год в полку было три эскадрильи. Первая и вторая на МИ-4 с 1975 на Ми-24, а третья была МИ-8. Укомплектованы были полностью и вертолетами и экипажами, так же было звено управления.

http://i011.radikal.ru/1401/fe/00b1560cbb1ct.jpg

Ми-4 КВ
На фото Сергей Иванченко. 1974 год.

Из воспоминаний командира вертолета Александра Медведева:
  "До июля 1975г. летали на Ми-8 и Ми-4. В июле первые 12 экипажей убыли в Липецк для переучивания на Ми-24Д. Первые вертолеты МИ-24Д во главе с полковником Воробьевым В.А. перегнали экипажи из г. Броды.
    В ноябре летчики полка приступили к перегону новой авиационной техники из Приморья, г. Арсеньева.
    21ноября 1975г. мы взлетели с аэродрома Арсеньев в составе шести МИ-24, ведущим был подполковник  Шиткин В.
   29 ноября после 37 минут полета нас по команде с КП 1КВА г.Хабаровска посадили на аэродроме Вазжаевка. Причиной принудительной посадки было обвинение меня и Витора Черепанова в воздушном хулиганстве.
   4 декабря продолжили перелет.
   8 декабря совершили посадку в Чите. Здесь произошел первый отказ, не захотел запускаться АИ-9. Температура воздуха была утром около минус 55 градусов. Пришлось ждать представителя от ГВФ из г. Иркутска по АИ 9(они так же стоят на самолетах ЯК-40). Дождались мы его только 13 декабря. Вся группа к этому времени уже давно была в Налайхе, а я прибыл только 15 декабря. В дальнейшем мне пришлось принимать участие в перегоне с Арсеньева еще трех вертолетов Ми-24".

Из воспоминаний Довганюка Николая Васильевича
По вопросу переучивания на Ми-24Д... Этого дня ждали. И вот он июнь 1975 года. Было отобрано 12 экипажей из эскадрильи подполковника Тиняева А.А. , он в том же числе. Группу возглавил зам ком. полка подполковник Степанов В.С.. Когда Елгин А.С. нас провожал, пожал на прощание всем руки и сказал - Как жаль, что мне не удаться на них полетать - и мы поняли, что он уходит из полка.
   Переучивание проходило в Липецке.
В свободное время играли с местными командами - футбол, волейбол, баскетбол. Равных нам не было, спорт в НАЛАЙХЕ ЛЮБИЛИ...
   Когда начали осваивать Ми-24Д в небе Монголии, грудь нашу распирало от гордости за новую технику и ее возможности. Результаты на полигоне были поразительные. Ни одно учение в ЗабВО не проходило без привлечения наших экипажей. А когда старший штурман полка Каретников В.С. рассчитал эффектный прием ухода с боевого курса после атаки, а мы усвоив его, то разворот звеном "все вдруг" - стал визитной карточкой эскадрильи Тиняева. Мне посчастливилось первым пустить управляемую ракету, до сих пор помню этот пуск.

http://s018.radikal.ru/i512/1212/cb/a93799e18214t.jpg

На фото
Слева на право: Золотиков Федор, Довганюк Николай, Черепанов Виктор
(фото из архива Довганюк Н.В.)

http://s019.radikal.ru/i632/1307/26/9084b797fa95t.jpg

На фото Александр Бруль
(фото из архива Галины Бруль)

Эскадрилья №1
состав 21 экипаж МИ-4КВ на начало 1974 года
Командир эскадрильи - подполковник Тиняев Анатолий Алексеевич
Заместитель командира ВЭ - капитан Карпачев Юрий Андреевич
Штурман эскадрильи - капитан Морозов Виктор Николаевич
Замполит эскадрильи - ст. лейтенант Корнеев Борис Михайлович

Инженер эскадрильи - капитан Прозоров Николай Никифорович

командир вертолета - подполковник Тиняев Анатолий Алексеевич
летчик-оператор  - капитан Морозов Виктор Николаевич
бортовой техник - лейтенант Карпов Александр       

1 звено:        
1. командир звена - капитан Карпачев Юрий Андреевич
летчик-оператор-капитан Виноградов Анатолий
бортовой техник - лейтенант Трифонов Геннадий
2. командир вертолета -
летчик-оператор  -
бортовой техник -
3. командир вертолета - ст. лейтенант Корнеев Борис Михайлович
летчик-оператор -лейтенант Балдин Владимир Иванович
бортовой техник -
4. командир вертолета - лейтенант Черепанов Виктор Серафимович
летчик-оператор - лейтенант Довганюк Николай Васильевич
бортовой техник - лейтенант Золотиков Федор
     
2 звено:
5.командир звена - ст. лейтенант Крыжановский Владимир Федорович до 1975
С 1975  стал Шаповалов В.А.
штурман звена - лейтенант Пушков Юрий А.
бортовой техник-
6.командир вертолета - ст. лейтенант Истомин Олег Викторович
летчик-оператор -лейтенант Жук Виталий Григорьевич
бортовой техник -
7. командир вертолета - ст. лейтенант Шаповалов Владимир Александрович
летчик-оператор - лейтенант Журавлев Геннадий (Журавлик)
бортовой техник - лейтенант Лукин Геннадий Николаевич
8. командир вертолета –
летчик-оператор - ст. лейтенант Артамонов Вячеслав Васильевич
бортовой техник -
                                                 
3 звено:           
9. командир звена - капитан Винников Владимир Андреевич
после ухода Винникова, командиром звена стал капитан Иванов Юрий
летчик-оператор - лейтенант Косенков Сергей Валентинович
бортовой техник - лейтенант, ст. лейтенант Федоренко Владимир
10. командир вертолета - ст. лейтенант капитан Радченко Владислав Михайлович
летчик-оператор -лейтенант Бутавичус Александр
бортовой техник – лейтенант, ст. лейтенант Тупица Александр
        лейтенант__________________
11. командир вертолета - ст. лейтенант Медведев Александр Васильевич
летчик-оператор -  ст. лейтенант Смирнов Юрий
бортовой техник - ст. лейтенант Лагутин Виталий
12. командир вертолета - ст. лейтенант Окулов Владимир
летчик-оператор - лейтенант Петроченко Евгений
бортовой техник - ст. лейтенант Охрименко Петр

4 звено:
13. командир звена - ст. лейтенант Тойбис Сергей Давыдович
летчик-оператор - лейтенант Адуллин  Виктор Гатиуллович
бортовой техник - Карпов Владимир
14. командир вертолета - ст. лейтенант Семенов Владимир
летчик-оператор – лейтенант Ляпустин Борис
бортовой техник -
15. командир вертолета - капитан Цепков Павел Дмитриевич
летчик-оператор - лейтенант Григорович Леонид Мелентьевич
бортовой техник - лейтенант Задорожный Михаил
16. командир вертолета - ст. лейтенант Воротников Виктор Михайлович
летчик-оператор - лейтенант Сербин Александр
бортовой техник-

5 звено:
командир звена - майор Братковский Геннадий Викторович
летчик-оператор - ст. лейтенант Юрк Юрий
бортовой техник - ст. лейтенант Тупица Александр
погибли 15 ноября  1974 г. на втором развороте в сторону Улан-Батора
С ноября командир звена - капитан Пинчук В.И.

17. командир звена - капитан Пинчук Владимир Ильич
летчик-оператор-лейтенант Аржаев Василий Анатольевич
бортовой техник-
18. командир вертолета - ст. лейтенант Концевой Валерий
летчик-оператор - лейтенант Кононенко Василий
бортовой техник-
19. командир вертолета - ст. лейтенант Склянкин Александр Сергеевич
летчик-оператор - лейтенант Боровец  Вячеслав
20. командир вертолета - ст. лейтенант Волков Юрий Валентинович???
летчик-оператор – лейтенант Павленко Сергей
бортовой техник-

http://s019.radikal.ru/i619/1204/f2/74f45fc0e9e9t.jpg

1975 год.
Слева на право: Елгин А.С., Степанов В.Д., Кудряшов В. И.- командир ИБП
(фото из архива Елгиных)

1975 – 1979 год

Командир полка
полковник Волков Роберт Николаевич
Зам. командира полка
подполковник Степанов Валентин Дмитриевич
Зам. по летной подготовке
(майор)подполковник Шиткин Вячеслав Васильевич
Штурман полка
майор Каретников Вильям Сергеевич
Начальник штаба полка
подполковник Биль Марк Семенович
ЗНШ
майор Ромин Владимир Ильич (1978-79гг.)
Начальник политотдела
подполковник Разенков Владимир Федорович
Врач полка
майор Вербицкий
Начальник воздушно-огневой
и тактической подготовки полка

Командиры эскадрилий 1975 год
1-я  ВЭ майор Тиняев Анатолий Алексеевич, Ми-24
2-я  ВЭ майор Бондаренко Анатолий Николаевич, Ми-24
3-я  ВЭ майор Гафиатуллин Ильгиз Фатхулович, Ми-8

Командиры эскадрилий 1976 год 
1-я ВЭ подполковник Тиняев А А  Ми-24,   
2-я ВЭ подполковник Бондаренко Анатолий Николаевич,  Ми-24,
3-я ВЭ майор Гафиатуллин И.Ф., Ми-8;
замполит ВЭ капитан Мещеряков Юрий Алексеевич

Командиры эскадрилий 1977 год
1-я ВЭ майор (подполковник ) Бухарин Владимир Васильевич,  Ми-24,
2-я ВЭ подполковник Бондаренко А.Н., Ми-24, 
3-я ВЭ майор Крылов А.,  Ми-8,

Отредактировано Глеб Питерский (2014-01-06 14:10:51)

0

50

http://s019.radikal.ru/i639/1205/52/4d3a95322902.jpgрадикал

Вечер добрый! Служил в в/ч пп 23313 с 1976 по 1979гг.Слева направо-Командир полка полковник Волков,нач.штаба подполковник Биль Марк Семенович и нач.политотдела(фамилию не помню к сожалению) Еще запомнился знш Ромин Владимир Ильич.Это где то 78-79гг.

0

51

gljk56 написал(а):

лева направо-Командир полка полковник Волков,нач.штаба подполковник Биль Марк Семенович и нач.политотдела

Волков Роберт Николаевич прибыл из Нерчинска. Там был зам. по летной и уже кавалером ордена Красной звезды(Африка). После Афгана он преподавал в 1983 в Монино.

Биль Марк Семенович пришел из Могочи. Выпускник Армавирского ВАУЛ 1959 года.
НачПо скорее всего подполковник Могила.

http://s016.radikal.ru/i337/1412/86/2d2d345b1bbct.jpg

Буяшкин Виктор

Отредактировано Глеб Питерский (2014-12-07 23:35:39)

0

52

Глеб Питерский написал(а):

НачПо скорее всего подполковник Могила.

Начальником политотдела был подполковник Разенков.

0

53

gljk56 написал(а):

Глеб Питерский написал(а):

    НачПо скорее всего подполковник Могила.

Начальником политотдела был подполковник Разенков.

Спасибо за информацию...

0

54

http://s019.radikal.ru/i621/1205/f7/2c51ff6a9232.jpg

23 мая 2012 на 75-м году жизни ушел в свой последний полет ГУБАНЦЕВ ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ

Родился Юрий Федорович в 1938 году.
  Окончил в 1958 г. Пугачевское военное летное училище. Службу начинал в Александрии в 51-м ОТБВП на МИ-4 (по декабрь 1958).
Далее Черновцы 340-й ОВП по осень 1959 г.
Калинов 1959-1968 г.
  С 1968 по 1972 68-й ОБВП Налайх, командир звена на МИ-4. С 1972 командир эскадрильи майор (МИ-8). По замене 1973 ушел в Прибылово 332-й ОВП. В этом же году был переведен в Торжок.
В апреле 1973  в составе двух эскадрилий на вертолетах МИ-24 совершил перелет по маршруту Торжок-Кубинка-Воронеж-Ворошиловград-Краснодар-Гудаута-Цулукидзе на аэродром Дирби. В Целукидзе – командир 3-й ВЭ эскадрильи 325-й ОВП. В Цхинвали в должности заместителя командира по летной подготовке 292-го ОБВП. Бортовой номер 301.
ГСВГ г. Стендаль – 78-й ОБВП, подполковник, заместитель командира полка.
В 1984 уволился из ВВС.

Отредактировано Глеб Питерский (2012-05-28 21:57:51)

0

55

ОТЕЦ ЗВОНИЛ.Светлая память дяде Юре!

0

56

http://s60.radikal.ru/i168/1207/d8/8714d73ff5d8t.jpg

Руководитель слепой посадки на станции РСП капитан Рябчиков Н.П.
(фото из архива Рябчиковых)

Отредактировано Глеб Питерский (2012-10-28 12:42:03)

0

57

Здравствуйте уважаемые форумчане!
Прошу Вас о помощи.
Ищу информацию об одном человеке,приблизительно в 90м г. его перевели в в/ч 07132 , которая ,как мне сказали, входила в состав 68 овп.
Меня правильно направили?
Если нет,не подскажете где искать,в каком направлении?
Человека зовут Панчев Виктор Анатольевич, в часть прибыл в звании прапорщика.
Спасибо.

0

58

http://s019.radikal.ru/i642/1207/07/963252a87eeft.jpg

капитан Рябчиков Николай и ст. лейтенант Криворот Анатолий1969-1974
(фото из архива Рябчиковой Татьяны)

Отредактировано Глеб Питерский (2013-01-07 19:18:46)

0

59

Глеб Питерский написал(а):

Эскадрилья № 3 (МИ-6) 1968 - 1972 г.

Командир эскадрильи
Борт № 55 - майор Стариков Николай Петрович 1968-1968,
                     майор Троянов Эдуард Витальевич 1968-1971,
                     майор Сметанин Сергей Сергеевич 1971-1972,
Заместитель командира эскадрильи:
Борт № 105 - капитан Сметанин Сергей Сергеевич, до 1971,
Борт № 80  - майор Айзенберг Ефим Борисович 1971 - 1972,
Замполит эскадрильи
                    капитан Хоролец Алексей Петрович,
Штурман эскадрильи:      
                    капитан Никифоров Георгий Иванович,
Инженер эскадрильи:
                    капитан Михайлев Иван Наумович,
Начальник связи эскадрильи
               ст. лейтенант Волков Анатолий
Командиры отрядов, экипажей, летчики:
Борт № 95 - командир отряда - капитан Троянов Эдуард Витальевич,
                   командир отряда - капитан Рудников Вячеслав Яковлевич,
Борт № 55   командир отряда - капитан Бутко Анатолий Иванович,
Борт № 80   командир экипажа - капитан Айзенберг Ефим Борисович,
Борт № 60 - командир экипажа - капитан Богачев Владимир Васильевич,
                   командир экипажа - капитан Габулаев Анатолий,
                   командир экипажа - капитан Мордовченко Лев Петрович,
                   командир экипажа - капитан Шаболтас  Алексей  Петрович (убыл в Чойбалсан),
Борт № 85 - командир экипажа - капитан Гущин Анатолий Александрович,
                   командир экипажа - капитан Ильченко Евгений Максимович (убыл в Арвай –Хэрэ),
Борт № 80   правый летчик - ст. лейтенант Неволин Александр,
                   правый летчик - ст. лейтенант Гринченко Юрий,
                   правый летчик - ст. лейтенант Гречкин,
                   правый летчик - ст. лейтенант Наумов Сергей,
Борт № 105 правый летчик - ст. лейтенант Жижеря Александр (убыл в Чойбалсан),
Борт №80 штурман экипажа -ст. лейтенант Добрынин Анатолий Николаевич,
               штурман экипажа - ст. лейтенант Шавырин Иван Афанасьевич,
               штурман экипажа -      лейтенант Резван Николай.
               штурман экипажа -      лейтенант Тартамышев Григорий

Борттехники:
Борт № 95 - ст. лейтенант Глебов Александр Алексеевич, до 1970 г.
                   ст. лейтенант Денисюк Александр Васильевич,
Борт № 85   ст. лейтенант Ширшов Виктор   
Борт № 55   ст. лейтенант Деркаченко Андрей Иванович, до 1972 г.
                   ст. лейтенант Ладанюк Владимир Михайлович,
Борт № 80   ст. лейтенант Букакин Юрий,
Борт № 105 ст. лейтенант Ушаков Николай Никитович до 1972 г.,
                   ст. лейтенант Ляшенко Дмитрий Прохорович
                   ст. лейтенант Китов Алексей Анатольевич,
Борт 100   - ст. лейтенант Пасынок Адам Петрович,
                   

Бортмеханики:
Борт № 95   -  прапорщик Вакуленко Александр,
Борт № 105 -  прапорщик Жук Анатолий Иосифович,
                      прапорщик Круган Евгений
                      прапорщик Бышляго Анатолий
Борт № 55  -  прапорщик Белоусов Николай
                      прапорщик Салий Олег
                      прапорщик Воронков Иван
                      прапорщик Масюкевич

Бортрадисты:
Борт № 80  -   прапорщик  Калинин Анатолий,
                      срочная служба Кеслер,
                      срочная служба Жаков.
Техники отрядов
                     ст. лейтенант Гридасов Лев Григорьевич,
                     ст. лейтенант Кладов Юрий Васильевич,
                     капитан Колыхалов Николай Андреевич

Эскадрилья № 3 1972 год.
(Фото из архива Деркаченко)

В 1971 году из Воронежа экипаж в составе Айзенберга, Ушакова и Жука перегнали из Воронежа новый модернизированный МИ-6А.

Справка. wwwcombatavia
Ми-6А. Многочисленные доработки, проведенные за первые десять лет эксплуатации Ми-6, послужили основой для создания в 1971 г. модернизированного вертолета Ми-6А. Он отличался от ранее выпускавшегося главным образом увеличенным ресурсом основных частей и новым приборным оборудованием. В гидросистему вертолета был введен единый гидроблок. Ми-6А мог перевозить до 90 десантников внутри грузовой кабины и до 9 т на внешней подвеске. Допускаемая максимальная взлетная масса увеличилась с 42,5 до 44 т. Серийный Ми-6А послужил базой для последующих модификаций.

Отредактировано Глеб Питерский (2012-04-25 13:13:07)

В составе ВЭ на МИ-6 был летчик Александр Склянкин ,в 73г ст. ком. в-та Ми-24  вэ Губанцева и Тиняева

+1

60

bajun написал(а):

Здравствуйте уважаемые форумчане!
Прошу Вас о помощи.
Ищу информацию об одном человеке,приблизительно в 90м г. его перевели в в/ч 07132 , которая ,как мне сказали, входила в состав 68 овп.
Меня правильно направили?
Если нет,не подскажете где искать,в каком направлении?
Человека зовут Панчев Виктор Анатольевич, в часть прибыл в звании прапорщика.
Спасибо.

По моему это номер соседнего полка ИБА

0


Вы здесь » ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » ОВП, ОСАП, ОАЭ, АВИАОТРЯДЫ. » 68 отдельный боевой вертолетный полк Налайх