Монголия - страна ветров, голубого неба и кочевников.
Расквартировали полк в долине в 14 километрах от шахтерского города Налайх.
Личному составу и их женам первое время пришлось жить в спартанских условиях. Палатки и сборно-щитовые общежития. Экипажи после приземления первые пять дней жили в вертолетах, пока достраивали сборно-щитовую казарму. Казарму разделили на две части. В одной жили мужчины, а во второй половине женщины.
На фото: Губанцев и Лапин в офицерском общежитии.
(Фото из архива Губанцевых)
Так прожили до конца 1968 года. К этому времени в жилом городке полным ходом шло строительство домов для семей военнослужащих. Первый пятиэтажный в декабре 1968 дом построил Улан-Баторский строительный трест (ДСК СУ 82). В январе 1969 года еще два дома построили военные строители.
Местность в долине представляла собой степь, поросшую редкой порослью. Часто можно было наблюдать как ветер гонит по степи верблюжьи колючки. Долину окружали вокруг небольшие пологие сопки. Чуть дальше за руслом реки Тола возвышалась гряда невысоких скалистых гор.
Жилой городок расположился в полутора километрах от реки Тола. Место было выбрано очень удачно.
Жилой городок. За сопками река Тола.
(Фото Евгения Кулакова )
Позволю себе небольшое лирическое отступление. На мой взгляд, оно имеет место быть, так как это была частичка нашей жизни - река Тола. Райский уголок, доставлявший небольшие радости в повседневной рутине армейской жизни летчиков гарнизона и их семей.
Пологий спуск и через пятнадцать минут ты на реке.
Своенравная горная река. Летом, весело журчащая на перекатах речушка, размеренная и не глубокая в основном русле, разбрасывала свои воды по долине, разливаясь по всей равнинной части.
В мае Тола сбрасывала с себя ледяной панцирь, оставляя по берегам ледяные уступы, а начале лета, когда в горах начинал таять снег, превращалась в коварную бурлящую потоками, выходившую из берегов реку, сносившая все на своем пути.
Под такой поток однажды попал монгольский детский лагерь, остатки фундаментов которого находились недалеко от жилого городка.
Мост через речку Тола к разрушенному детскому лагерю.
(Фото из архива Козедуб)
Пойма реки в отличие от долины, где располагался гарнизон и постоянно дули ветра, имела очень комфортный микроклимат. Располагаясь в низине и прикрытая сопками и горами, она была насыщенна разнообразной флорой и фауной. Создавалось такое ощущение, что ты находишься совсем на другой стране. Для нас это был маленький райский уголок. Все свое свободное время мы проводили там.
Река Тола
(фото из архива Кладовых)
Гарнизон
"Гарнизон уже был подготовлен военными строителями - стояли 3 сборно-щитовые казармы и барак - штаб, развернуты насколько больших палаток. В двух из них были столовые, питание было в несколько смен, мест не хватало - выходили на улицу. Порывы ветра - явление постоянное, офицеры шутили - что сегодня на второе – «пшенная каша с песком». (Из воспоминаний Козедуб)
Офицерская столовая образца 1968 г.
(Фото из архива Козедуб)
Вот так все начиналось. Строительство жилого городка.
Слева на право: начальник по вооружению Артюх Иван, делопроизводитель
инженерного отдела Глебова Лидия Александровна, инженер по вертолету и двигателю Фокин Алексей Иванович.
(Фото из архива Глебовых)
Вначале построили три деревянных двухэтажных жилых дома. Первых два пятиэтажных панельных дома построили рядом с деревянным домом у школы, третий рядом с котельной у въезда в городок. К первому сентября 1969 г. достраивали первый корпус школы. С этого момента начали завозить детей в гарнизон.
Из воспоминаний Светланы Андреевой (отец начальник связи вертолетного полка):
"Нас привезли в Налайху первыми. Школу торопились сдать к новому учебному 1969 году. Построен был первый барак, и достраивали второй. Третий появился года через два - на месте катка, который был за вторым корпусом. А клуб только строился - был фундамент и стали возводить стены. Сдали его на Новый 1970 год."
Ст. лейтенант Глебов А. А. 1969 г. На заднем плане жилой городок.
(Фото из архива Глебовых)
В квартирах размещались семьями в зависимости от комнат в квартире. В двух комнатной две семьи, в трех комнатной три. Четырех комнатные квартиры отдали холостякам. Помню в нашем подъезде жили летчики двухгодичники из ДОСААФ(летчики из ДОСААФ начали прибывать в 1970-71 году). ). Один пятиэтажный дом стоял рядом с котельной, у въезда в городок, два напротив деревянного, который находился ближе к школе. К первому сентября 1969 г. достраивали первый корпус школы. Всю инфраструктуру гарнизона с аэродромом, в том числе и жилого городка, строил инженерный батальон под командованием Шапакидзе.
Начало строительства гарнизона.
(фото из архива Драчининых)
Командование полков, оказывало огромное значение досугу семей военнослужащих, пока создавалась инфраструктура жилого городка. Надо отметить, что это был не формальный подход для галочки, а действительно забота о людях. В одной из квартир на первом этаже седьмого дома открыли продовольственный магазин Военторга. В выходные прямо на улице демонстрировали художественные фильмы. Фильмы для детей демонстрировали прямо в школе после уроков. Школа имела свою столовую.
Из воспоминаний Олега Козедуба: "Надо сказать, что снабжение городка было налажено очень хорошо. Все свежее и только лучшего «московского» качества. Офицерский коллектив был просто замечательный и дружный. Праздники офицеры отмечали весело, пели песни «Черемшина», «Червона рута», народные песни и песни о Родине, патриотизм был огромный. Были свои поэты и музыканты, женщины готовили замечательный стол. Правда, патриотическая «Столичная» стоила тогда 45 тугриков(100 тугриков - 25 рублей), а местную водку «Орхи» пить было невозможно. Поэтому после полетов сливался антиобледенитель, спирт-ректификат высшего качества, который и шел на праздничный стол.
Вечерами приезжала машина - кинопередвижка, экран вешали на кочегарку, зрители приносили стулья, одеяла и тулупы и смотрели большое кино. Когда пленка кончалась, и надо было поставить другую часть, или она рвалась, все свистели и кричали - «на мыло». Кино крутили до постройки офицерского клуба почти до июня 1970 г.
Когда открылся клуб - жизнь забурлила, были собраны из офицеров, солдат и жен офицеров, духовой оркестр из двенадцати музыкантов и эстрадный из шести человек. Очень хорошо пели Саша Цибульский с женой, а Габулаев исполнял песни, почти как Магомаев. По праздникам и выходным устраивались балы и танцы. Дети бегали в кино на все сеансы, а на «Песни моря» с друзьями я сходил больше десяти раз..."
На фото: Рая Кондакова, Жанна Троянова, Ткачева Ольга, Любовь Ширшова, Наталья Попова, Зинаида Милованова, Шеболтас Галина(в центре), рядом Панина, Глебова Лидия.
Так начиналась новая для нас эпоха, наша жизнь мальчишек и девчонок - детей летчиков направленных для службы в Налайх. Фактически мы прошли ее вместе с родителями с самого начала становления жилого городка, до момента, когда на месте пустынного участка степи вырос оазис с зелеными газонами, деревьями и бетонными дорожками. Этот городок стал для нас родным домом, в котором мы жили не чувствуя себя ущемленными в чем либо. Командование полков и наши родители старались создать все условия для полноценного проживания.
На фото с трубой начальник гарнизонного
клуба капитан Козедуб А.И.
(Фото из архива Козедуб)
Отредактировано Глеб Питерский (2012-12-10 19:17:58)