Транспортно-боевой вертолет Ми-24
Вертолет Ми-24, ставший первым в отечественной авиации винтокрылым штурмовиком, получил в вoисках прозвище "Крокодил". В ходе афганской войны и многих региональных конфликтов, полыхавших на территории распавшегося СССР, этот летательный аппарат стяжал заслуженную славу надежного воздушного бойца и стал этапной машиной в авиационной истории страны.
Высокая мобильность вертолетов, возможность базирования на грунте и уникальная способность взлетать и садиться на ограниченные неподготовленные площадки привлекли к ним внимание военных еще в начале 1950-х годов. Однако лишь десятилетием позже накопленный полигонный опыт позволил применять с них средства поражения.
В 1968 году десантно-транспортный Ми-4А был оснащен комплексом вооружения К-4В, включавшим ПТУР "Фаланга" неуправляемые авиационные ракеты (НАР) калибра 57 мм, бомбардировочное вооружение и подвижную крупнокалиберную пулеметную установку НУВ-1. После всесторонних испытаний в ГК НИИ ВВС строевыe части получили около 150 машин.
В структуру сухопутных войск (СВ) они в то время не вписывались, поэтому сначала их приняла военно-транспортная авиация (ВТА). И для ВТА такой вертолет оказался "инородным телом", поэтому его передали в состав фронтовой, поскольку она осуществляла поддержку СВ. Позднее в СССР появилась армейская авиация, структура и задачи которой будут полностью соответствовать концепции боевого применения вооруженных вертолетов. На рубеже 1970-х годов в СССР отсутствовал единый подход к формированию облика боевой винтокрылой машины Многие специалисты счита ли, что вертолет должен воплощать черты исключительно штурмовика, их оппоненты ратовали за универсальную машину, включающую вооружение и обладающую возможностью перевозить отделение десантников. Примечательно, что сторонником второго подхода был тогдашний министр обороны маршал А.А. Гречко.
В 1968 году главнокомандующие СВ и ВВС утвердили тактико-техничеcкие требования к новому боевому вертолету, и было принято решение создавать его на конкурсной основе фирмами М.Л.Миля (МВЗ) и Н.И.Камова (УВЗ). Командование ВВС и руководство МАП отдали предпочтение аппарату Московского вертолетного завода, получившему кодовое обозначение Ми-24. Немалую роль в этом выборе сыграла его унификация с хорошо отработанным в серии Ми-8, от которого "новичок" заимствовал лопасти несущего винта, автомат перекоса, трансмиссию, главный редуктор и рулевой винт.
Тактико-технические требования на разработку и постройку Ми-24 оказались настолько высокими, что реализовать их сразу промышленность оказалась не в состоянии. Вследствие этого на самом высоком уровне было принято решение о поэтапном наращивании летно-технических характеристик.
Для развертывания серийного производства и освоения нового вертолета в строевых частях на первом этапе предполагалась постройка Ми-24А, оснащенного комплексом вооружения, аналогичным К-4В. Через два года на смену должен был прийти Ми-24Д с новым полуавтоматическим комплексом управляемого противотанкового оружия и скорострельным четырехствольным пулеметом. Еще через полтора - два года планировалось появление Ми-24В, полностью отвечающего требованиям Министерства обороны. Для его вооружения создавались сверхзвуковые ПТУР и другие средства поражения.
Основная тяжесть работ по созданию Ми-24 легла на плечи заместителя главного конструктора В.А.Кузнецова, прекрасного конструктора, имевшего опыт проектирования и строительства автожиров ЦАГИ. Благодаря его способности воплотить в металле научные идеи М.Л.Миля появились такие без преувеличения выдающиеся вертолеты, как Ми-1, Ми-4 и Ми-8. Помощниками Кузнецова были ведущие конструкторы А.Х.Серман и В.М.Ольшавец, за комплекс вооружения отвечал заместитель главного конструктора Е.В.Яблонский.
Концепция применения вертолетов в интересах СВ продолжала совершенствоваться. Отметим, что в 1980-е годы в составе ВВС появилась армейская авиация. Ее основу составляли боевые, вооруженные десантно-транспортные и транспортные вертолеты. В начале 90-х годов эти вертолеты были переданы в авиацию СВ, ставшую новым родом войск.
На роль транспортного аппарата в указанной триаде несомненно претендовал серийно выпускавшийся Ми-6, а вооруженного - Ми-8Т с турбовальными двигателями ТВ2-117. Чтобы Ми-8Т стал "вооруженным", на нем достаточно было разместить комплекс К-4В, но без ПТУР. Позднее Ми-8Т заменили на модернизированный вертолет Ми-8МТ.
Заслуга генерального конструктора МВЗ М.Л.Миля в создании первого армейского боевого вертолета Ми-24 бесспорна. Всей силой своего таланта и авторитета он способствовал быстрому появлению такой машины. Однако Милю не суждено было увидеть воплощение своих идей и замыслов. После смерти Михаила Леонтьевича в 1970 году МВЗ возглавил М.Н.Тищенко, успешно завершивший работы по созданию семейства боевых Ми-24.
Особая роль в претворении в жизнь идеи создания боевого вертолета принадлежит главнокомандующему ВВС Главному маршалу авиации П.С. Кутахову. Под его непосредственным руководством получили путевку в жизнь все модификации Ми-24 и вооруженные Ми-8, а также тяжелый транспортный Ми-26, пришедший на замену ветерану Ми-6.
Главком ВВС лично возглавил группу военных экспертов по обследованию испытательной базы боевых вертолетов и приведению ее в состояние, соответствующее требованиям времени. Он прекрасно знал боевые и летные характеристики Ми-24, считал его своим детищем и иногда сам докладывал о нем на показах авиационной техники руководству Минобороны и страны.
Существовала определенная последовательность работ по созданию летательного аппарата, включающая, в частности, разработку аванпроекта, эскизного проекта, изготовление натурного макета аппарата и подготовку плана мероприятий по устранению выявленных макетной комиссией недостатков, постройку опытных экземпляров и их испытания. Руководство МВЗ (М.Л.Миль в то время был тяжело болен) при создании Ми-24А пошло на опрометчивый шаг: опытный образец вертолета, с согласия высоких инстанций, был построен на основе аванпроекта и эскизного проекта, получивших отрицательное заключение институтов Минобороны.
Вместо макета летательного аппарата Государственной макетной комиссии был предъявлен готовый опытный вертолет, первый полет которого состоялся 15 сентября 1969 года. Высокая комиссия, собравшаяся на свое первое заседание, была шокирована преподнесенным ей сюрпризом. Попытка таким образом обогнать США по срокам в создании боевого вертолета и ускорить начало его серийного производства едва не обернулась полным крахом. Специалисты Министерства обороны выявили большое количество недостатков, высказали ряд замечаний и предложений. Их общее число поражало воображение даже опытных испытателей ГК НИИ ВВС. Имелись и существенные недостатки, устранить которые на построенном вертолете не представлялось возможным. Словом, по результатам рассмотрения "макета" назревало отрицательное заключение.
Летчики-испытатели ГК НИИ ВВС, летчики Центра боевого применения и боевой подготовки ВВС пришли к единому мнению о том, что компоновка рабочих мест экипажа и фонаря кабины Ми-24А не обеспечивают требуемый обзор воздушного пространства в боевой обстановке. Авторитетность данного вывода подтверждалась фронтовым опытом полковников Ф.Ф.Прокопенко и В.С.Елисеева, каждый из которых имел на своем счету более десятка лично сбитых в годы Великой Отечественной войны немецких самолетов.
Специалисты Научно-исследовательского института эксплуатации и ремонта авиационной техники (НИИ ЭРАТ) отметили низкий уровень эксплуатационной технологичности вертолета. Неудовлетворительные подходы к блокам оборудования, агрегатам и узлам значительно затрудняли их техническое обслуживание. Продолжительность оперативных видов подготовок оказалась неприемлемой для боевой машины.
Драматичность сложившейся ситуации усугублялась тем, что уже в начале 1970-го, без проведения государственных испытаний, Ми-24А был запущен в серийное производство на Арсеньевском механическом заводе "Прогресс". Руководство ВВС и МАП приложило немало усилий, чтобы Госкомиссия, отметив выявленные недостатки, пошла на компромиссный вариант заключения. Устранение недостатков, требующих значительных конструктивных изменений, переносилось на последующие модификации вертолета.
В последний день работы макетной комиссии состоялся запланированный показ Ми-24 в полете на площадке опытного завода в подмосковном поселке Панки. Пилотировал вертолет летчик-испытатель ОКБ М.Материальный, который к этому моменту уже освоил ряд сложных фигур пилотажа на предельно малых высотах. Пилот, естественно, стремился продемонстрировать высокие маневренные качества Ми-24. Перед сборочным цехом на вертолете Ми-24 был выполнен ранверсман, при этом на высоте 50 - 60 м в верхней точке фигуры пилотажа аппарат имел угол тангажа на пикирование около 70 град.
На выводе из пикирования вертолет Ми-24 столкнулся с душевой соседней с МВЗ текстильной фабрики.
Модификация Ми-24, вертолет Ми-35, широко экспортировался за рубеж. Он испытан в многих войнах и военных конфликтах (Афганистан, Ирак, Ангола, Мозамбик, Сирия, Ливия, Йемен, Эфиопия), где зарекомендовал себя надежным средством огневой поддержки сухопутных войск.
Выпуск Ми-24 прекращен, но он еще надолго останется в строю.
ТТХ Ми-24
Экипаж, чел 3
Скорость, км/ч Максимальная - 330
Крейсерская - 217/270
Потолок, м Статистический - 1500
Динамический - 5000
Дальность, км Перегоночная - 1000
Действия - 160-290
Масса, кг максимальная взлетная - 11500
Нормальная взлетная - 8200
пустого вертолета - 8500
Максимальная боевая нагрузка, кг 2500
Число перевозимых людей, чел - десантников 8
Число перевозимых людей, чел - раненых 4
Габариты вертолета, м Диаметр несущего винта - 17,1
длина - 18,8
высота - 4,173
Двигатели, тип ТВД ТВ3-117 - 2 по 2200 л.с.
Вооружение
1 х 12,7-мм пулемет или 1 х 12,7-мм четырехствольный пулемет ЯкБ-12.7 или 23-мм двухствольная пушка ГШ-23Л или 30-мм пушка ГШ-30. Боевая нагрузка - до 2400 кг на 6 узлах подвески: 4 ПУ УВ-32-57 32х55-мм НАР С-5 или 2 ПУ УБ-20-8 20х80-мм С-8 НАР, и 4 ПТУР М-17П Скорпион. или 12 ПТУР Штурм-В или УР "воздух-воздух" Р-60, или ПУ УВ-20-57 20х55-мм НАР С-5 или 240-мм НАР, или контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23Л и 250 патронами, контейнеры с пулеметами или 30-мм гранатометами, или 1500 кг бомб малого калибра в том числе кластерные, напалмовые, дымовые. Возможно установка поставщика мин ПФМ-1.