15 сентября 1969 года состоялся первый полет боевого вертолета Ми-24. При его разработке были максимально использованы основные агрегаты и системы хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации Ми-8 и Ми-14. Вертолет отличался удачными аэродинамическими обводами фюзеляжа. Достаточно большое крыло применялось не только для подвески вооружения, но и для разгрузки несущего винта. Каждая из пяти цельнометаллических лопастей несущего винта крепилась к втулке посредством шарниров. Профилированная концевая балка разгружала рулевой винт в полете, убирающееся трехопорное шасси обеспечивало большую скорость полета. В отличие от зарубежных боевых вертолетов, в Ми-24 можно было разместить не только мощное вооружение, но и 8 десантников с полным боекомплектом. На Ростовском и Арсеньевском вертолетных заводах построено свыше 3500 вертолетов Ми-24. Они состоят на вооружении 30 государств, приняли участие в почти 50 вооруженных конфликтах и являются в настоящее время самыми «повоевавшими» боевыми вертолетами мира.
МИ-24
Сообщений 31 страница 60 из 1000
Поделиться322007-11-26 23:10:27
Вот нашел ссылку на такое грустное фото...
http://www.jetphotos.net/viewphoto.php?id=95106
Говорят, что это -- в Кундузе. http://photofile.ru/users/uaforce/20163 … full_image
Отредактировано Сергеич57 (2007-11-26 23:12:54)
Поделиться332007-11-26 23:33:46
Сергеич!
А я на гугле, т.е. на http://maps.google.com/ давно это место пристально рассматриваю.
Похоже он там точно стоит - перед модулем (местом, где был модуль) штаба полка.
Постаментик в 84 - 85 , правда был другой, там были написаны фамилии ГСС
Гайнутдинова и Зельнякова. Этот поизящней будет. М-дя! Пожалуй, выпью...
Поделиться342007-11-26 23:51:05
wenzel
Это все тот же борт. Вернее то, что от него осталось. http://photofile.ru/users/uaforce/20112 … 3/#breadcr
Нашел коментарии автора к этому снимку
Олегs:
Перерыл тонну старых фоток, но все-таки нашёл снимок на фоне памятника Ми-24 в Кундузе на плацу напротив штаба полка. Сфоткались тогда, насколько я помню, исключительно для того, чтоб в письме на Родину показать, что и в Афганистане бывает снег. И так Кундуз, зима 1985-1986
Отредактировано Сергеич57 (2007-11-26 23:59:57)
Поделиться352007-11-27 19:50:26
Ребята, я втречал фото этой двадцатьчетвёрки уже без балки.
Поделиться362007-11-28 00:39:31
Привет Анатолий, походу мы вместе с тобой служили в Леонидово. В то время я был комэской 1 вэ на Ми 24, а ком полка- Игнатов Евгений Иванович. Да и к тому же я сам родом из Казани. В 1972г закончил школу № 99 и поступил в Саратовское ВАУЛ, а потом блуждания по Европе и Азии от Германии до Курил. А Игнатов Евгений Иванович после командования ЦБП и ПЛС в Торжке стал мэром г Торжок. А на 24 мне больше всего нравился лазерный дальномер. У нас в Кабуле было таких штук 7. Наложил марку на цель сделал замер, БЦВМ посчитал понижение и все снаряды из пушки в ЦЕЛИ. Правда эти дальномеры сделали из обыкновенного морского бинокля и всунули его справа вместо блистера . Морской бинокль замерял дальность до 20 км , а на 24 до 8 км. Еще у меня случай был в Норе при пуске фаланги сначала шла нормально а потом пошла вверх на самоликвидацию но почемуто не взорвалась. Попала к немцам на край деревни. Все шишки посыпались на меня, а вооруженики потом выяснили, что в блок управления попала вода и сигнал на ракету действовал до 1 км. Потом штурман полка неделю пил с бургомистром канистру спирта , чтобы корреспондентов выгнал и все было шито крыто. Хорошо никто из немцев не пострадал. Только пастух который пас овец обо....
Поделиться372007-12-04 14:08:28
Уважаемые формчане!
Вопрос у меня вот какой: я уже более года собираю информацию для создания комплекта декалей для моделистов на Ми-24. С вариантами окраски более-менее определился, благо инфы не мало. А вот с техническими надписями.. Ведь вся двадцатьчетверка была испИсана техническими надписями. Не поможет-ли кто восстановить техничку? А то моделисты, знаете-ли народ дотошный, ежели что не так или не полное, заклюют, и табуретками забросают.
Поделиться392007-12-04 17:22:27
Зуфар! Действительно, не видел, твоего (Не против, что на Ты и без отчества?) сообщения , а ведь не был на форуме всего несколько дней, как раз в конце ноября.
Будешь смеяться,...я ведь тоже 99-ую школу закончил только в 77-ом. Ё, п, р, с, т . Надо же!!!Аж дух захватило... Надо посмотреть фотографии класса старшего брата. Вот фишка будет, если ты еще и с братом моим учился в одном классе! Слушай, так мы еще и одни улицы топтпали. Я жил на 12-ой союзной, около ДК Урицкого, А ты?..
Очень рад, что нашел однополчанина. Что-то с большим трудом это получается. Первый раз "окунулся" в это в июле. С тех пор от 280 ОВП нашел инженера по АО, зам по ИАС полка (Львова АН помнишь?) и двух борттехников с Ми-8МТ. Кроме этого троих ребят, которые пришли после нашего расформирования...
Админ с Модераторами нас зашугают, наверное, за то, что не по теме. Мужики, не сердитесь! Уверен, что поймете. Все, успокоился. Зуфар, до встречи на ветках форума. Загляни на Афганскую, подключайся к подготовке сайта http://skywar.ru.
С уважением,
Поделиться402007-12-04 18:12:55
Анатолий привет! Оказываются сослуживцы могут быть еще и земляками. Когда учился в 99 жил на Короленко напротив Океана. У меня товарищ по классу Воскресенский жил в пятиэтажке который стоял первым за спортзалом. После того как отец разменял квартиру в 95 он жил за ДК рядом с магазином. Я туда приезжал только в гости, да там еще жил мой сын пока не закончил КАИ. Както пытался написать письмо Игнатову когда его избрали мером Торжка , что то не получилось. Я свою фото разместил в однокласниках 99шк. Звездной болезнью никогда не болел поэтому и общаюсь на ты.
Поделиться412007-12-05 07:54:46
Друзья! Не зря говорится: ищите - да обрящите!
С уважением,
Поделиться422007-12-06 00:48:15
Без коментариев
Поделиться432007-12-06 23:58:07
Лучезарная улыбка
Поделиться442007-12-07 13:17:38
Первенец ....А-шка
Отредактировано Бортовой (2007-12-07 13:19:42)
Поделиться452007-12-07 16:35:15
Птичка в полете смотриться, наверно, здорово.
Прикольно, просто Боди-Арт какой-то по вертолетному телу.
Первенец ....А-шка
И где это она сейчас?
С уважением,
Поделиться462007-12-07 17:11:25
Уважаемые формчане!
Вопрос у меня вот какой: я уже более года собираю информацию для создания комплекта декалей для моделистов на Ми-24. С вариантами окраски более-менее определился, благо инфы не мало. А вот с техническими надписями.. Ведь вся двадцатьчетверка была испИсана техническими надписями. Не поможет-ли кто восстановить техничку? А то моделисты, знаете-ли народ дотошный, ежели что не так или не полное, заклюют, и табуретками забросают.
Это вам только чертежи смотреть. Всю то машину обфотографируешь.
Поделиться472007-12-08 00:38:36
Еще одно фото оригинальной раскраски я подсмотрел в Спасской ветке avia.ru у gvair
Поделиться482007-12-08 01:13:16
Советского Союза больше нет, но его смертоносное оружие осталось. Знакомьтесь - Ми-24 http://www.airforce.ru/articles/mi24usa/mi24usa.htm
Отредактировано Сергеич57 (2007-12-08 01:13:45)
Поделиться492007-12-29 01:36:36
Обычно вертолетный полк состоял из трех эскадрилий: двух на Ми-24 и одной на Ми-8, насчитывавших по 20 машин в каждой. Кроме того, Ми-24 включались в состав ОВП боевого управления (ОВПБУ), а с формированием структур армейской авиации и в состав отдельных вертолетных эскадрилий боевого управления (ОВЭБУ), укомплектованных Ми-бВКП, Ми-22, Ми-8ТБ, Ми-8ППА, Ми-24Р и Ми-24К, при общевойсковых дивизиях.
С 1973 года боевые вертолеты ВВС ГСВГ стали будить по утрам граждан форпоста социализма в Европе: 172-й ОВП, 439-й ОВП в Пархиме и 178-й ОВП Стендале. К моменту разрушения "берлинской стены" усовершенствованными "будильниками" и их модификациями обзавелись:
1-я гвардейская танковая армия - 225-м ОВП в Алынтедте, 485-м ОВП в Мерзебурге и 6-ой ОВЭБУ в Хеллерау; 2-я гвардейская танковая армия -172-м ОВП в Пархиме и 41-ой ОВЭБУ в Вернеучене; 3-я гвардейская ударная армия - 337-м ОВП в Магдебурге, 439-м ОВП в Пархиме, 178-м, 440-м ОВП в Стендале, 9-ой ОВЭБУ в Нейрюпине и 113-ой ОВЭБУ в Сперенберге; 8-я гвардейская армия - 336-м ОВП в Ногре, 486-м ОВП в Ютеборге, 296-ой ОВЭБУ в Магдебурге и 298-ой ОВЭБУ в Эрфуте; 20-я гвардейская армия - 487-м ОВП в Вернеучене.
При освоении первых серийных Ми-24А строевые летчики обратили внимание на его хорошую маневренность и управляемость. Машина послушно выполняла развороты на горке, боевые развороты с креном, превышающим 60 град., и набирала высоту с углом тангажа до 50 град., что существенно превышало установленные ограничения. Освоение Ми-24А не обходилось без курьезов: пилоты забывали убирать шасси после взлета и выпускать его перед посадкой.
Главный редуктор, втулка и лопасти несущего винта, использовавшие отработанные на предыдущих машинах и стендах конструктивные решения, не вызывали особых замечаний. Но не все радовало обладателей далеких от совершенства Ми-24А: много нареканий вызывали "сырые" двигатели ТВЗ-117 с ресурсом, не превышавшим 50 ч, плохой обзор с места пилота, кроме того, во время ночных полетов вблизи земли в плоских стеклах фонаря отражались наземные огни, что приводило иногда к потере летчиком пространственной ориентации. Из-за высокой удельной нагрузки на площадь, ометаемую несущим винтом, при отказе обоих двигателей вертолет не обеспечивал безопасную посадку в режиме авторотации в условиях высокогорья и при повышенных температурах воздуха.
Превращение Ми-24 в полноценный боевой вертолет заняло около пяти лет с момента поступления машины в строевые части. Законченный облик машина приобрела после поступления на вооружение Ми-24В. К этому времени ресурс и надежность двигателя ТВЗ-117 значительно возросли. С 1973 года серийные Ми-24 комплектовались двигателями ТВЗ-117 серии 2 с ресурсом 300 ч, к 1975 году ресурс этих ТВД возрос до 500 ч, при назначенном - 1000 ч. В 1977 году запорожские моторостроители освоили серийный выпуск ТВЗ-117 серии 3 с ресурсом 750 ч и назначенным ресурсом 1500 ч. Этот двигатель продолжал нормально работать даже при попадании в компрессор мелких птиц и посторонних предметов при полетах на предельно малых высотах.
По мере освоения "двадцатьчетверки" и практической отработки тактики боевого применения строевыми полками окончательно определился круг задач: оперативное усиление противотанковыми средствами на танкоопасных направлениях, прикрытие и поддержка сухопутных войск в наступательных и оборонительных операциях, сопровождение на маршруте и огневая поддержка тактических десантов, высаживаемых с транспортных вертолетов.
Унаследованный Ми-24А от Ми-4АВ противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) "Фаланга - М" имел низкую эффективность. Вероятность попадания одной ракеты в танк не превышала 30%. С принятием на вооружение Ми-24Д с усовершенствованным ПТРК "Фаланга-ПВ" с полуавтоматической радиокомандной системой наведения "Радуга-ПФ", когда от оператора требовалось лишь удерживать марку прицела на цели, этот показатель превысил 80%. У Ми-24В с ПТРК 9К113 "Штурм-В" с системой наведения "Радуга-Ш" вероятность попадания в цель превысила 92%.
По результатам анализа боевых действий и проводившихся учений с участием "двадцатьчетверки" постоянно совершенствовалось встроенное бортовое стрелковое вооружение боевого вертолета: подвижный высокотемпный четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 сменила неподвижная двухствольная пушка ГШ-ЗОК с удлиненными стволами, а в конечном итоге предпочтение отдали двухствольной подвижной пушке ГШ-23Л. То же можно сказать о разработанных в этот период подвесных контейнерных системах вооружения: УПК-23-250 оказались весьма эффективным средством поражения живой силы и полевых укреплений. Во время афганской войны более мощные НАРы С-8 и С-13 постепенно вытеснили малоэффективные С-5.
На рубеже 1980-1990-х годов, после оснащения боевых машин новым вооружением выяснилось, что применять на "двадцатьчетвертках" тяжелые НАРы С-24 из-за неприспособленности к ним прицельного комплекса могут лишь опытные экипажи. Кроме того, пуск С-24 мог вызвать помпаж двигателей при попадания в них пороховых газов. Во время боевых действий в Чечне в 1994-1996 годах вертолетчики отработали методику пуска С-24 с кабрирования, выполнив более 200 пусков.
Довольно успешно применяли советские боевые вертолеты бомбы, зажигательные баки и разовые бомбовые кассеты калибра 500 кг.
Советскими военными специалистами в середине 1970-х оценивалась боевая эффективность воздушного боя ударных вертолетов. Проводились и натурные эксперименты МВЗ им. М.Л.Миля совместно с коломенским Конструкторским бюро машиностроения на Ми-24В с ракетами ПЗРК "Стрела-2".
Эти работы продолжены во второй половине 1980-х годов на Ми-24 с ракетами "воздух-воздух" Р-60 и Р-73. Специалисты 344-го Центра боевой подготовки армейской авиации доработали вертолет и выполнили на нем экспериментальные работы по изучению возможностей машины в 1038-м Центре подготовки летного состава в Туркестанском военном округе. Пуски ракет выполнял летчик, прицеливаясь с помощью АСП-17В и доворачивая машину до момента захвата цели инфракрасной головкой самонаведения (ИК-ГСН) ракет. Пробные пуски по САБам прошли достаточно успешно. Отработка атак по вертолетам, оснащенным экранно-выхлопными устройствами (ЭВУ), в переднюю полусферу показала, что ИК-ГСН захватывают цель с расстояния не более 600 м, для поршневых самолетов получили еще более удручающие результаты. Среднеазиатский климат внес свою лепту: при полете на малой высоте ИК-ГСН реагировали на нагретую солнцем свыше 60°С землю, выдавая ложный сигнал. И все же некоторые вертолетные эскадрильи Ми-24 Советской Армии оснастили ракетами Р-60, в том числе в ГСВГ. Ракетами "воздух-воздух" ближнего боя вооружались иракские Ми-24.
После угона 27 мая 1987 года бывшим гражданским пилотом Свистуновым Ан-2 в Швецию и скандальных посадок спортивных самолетов М.Руста (28 мая 1987 года) на Васильевском спуске в Москве и Г.Шнайдера в аэропорту Батуми (9 июня 1990 года), на "двадцатьчетверку" обратило внимание руководство ПВО СССР, включившее в свой состав несколько эскадрилий боевых вертолетов.
Экипажам "двадцатьчетверок" не пришлось скучать. Они неоднократно перехватывали любителей "воздушных приключений", а в ряде случаев принуждали самолеты-нарушители к посадке. Вечером 15 июля 1991 года в сопровождении эскорта из двух истребителей и боевого вертолета ПВО в аэропорту "Пулково" совершил "промежуточную" по садку гражданин ФРГ на туристском самолете М-20, регистрационный номер D-EMOH, нарушивший госграницу. К сожалению, при защите воздушных рубежей не удалось избежать трагического инцидента. В сентябре 1995 года экипаж: Ми-24 белорусской ПВО неправильно опознал и сбил воздушный шар с двумя американскими аэронавтами в районе города Береза Брестской области, принимавший участие в международных соревнованиях по воздухоплаванию.
Использование Ми-24 в качестве "универсального армейского транспортно-боевого вертолета" - летающей БМП свелось к эпизодической доставке диверсионных групп: на учениях "Запад-81" две эскадрильи 181-го "пружанского" вертолетного полка десантировали беспосадочным способом группы спецназа, захватившие мосты и КП аэродромов условного противника.
В ноябре 1990 года СССР подписал международный Договор об обычных вооруженных силах в Европе, заявив о наличии в Вооруженных Силах 1338 ударных вертолетов (в том числе в ВВС - 225 единиц) и приняв на себя обязательства иметь не более 1500 ударных вертолетов, а также 100 Ми-24К и Ми-24Р.
Еще до развала СССР ослабление центральной власти в стране привело к резкому обострению назревавших десятилетиями межнациональных конфликтов. Едва закончившаяся война в Афганистане эхом отразилась в южных союзных республиках, породив несколько "Афганистанов районного масштаба". Первой "горячей точкой" на территории СССР стал Нагорный Карабах. Экипажи Ми-24 армейской авиации привлекались для патрулирования над очагами боевых действий, сопровождения автоколонн и транспортных вертолетов, подавления огневых точек. Обе враждующие стороны обстреливали пролетающие армейские вертолеты из всех, имеющихся в их распоряжении, видов оружия. За промахи политиков пришлось отдуваться армии. В январе 1990-го Ми-24 привлекались при вводе войск в Баку, а под Гянжой один вертолет подбили из противоградовой установки. В июле-августе 1991 года появились сообщения об участии армейской авиации на стороне Азербайджана в карабахском конфликте. В ряде случаев машины получали боевые повреждения. Так, 20 июля в ходе штурмовки армянских позиций возле села Бузулук Шаумяновского района получили повреждения три Ми-24 и получил ранение штурман-оператор.
Суверенный Азербайджан путем захвата национализировал эскадрилью Ми-24 на аэродроме Сангачалы. 19 февраля 1992 года эти машины впервые участвовали в бою у села Карагалы. Ими управляли бывшие советские летчики, подписавшие контракт с азербайджанской стороной. 27 февраля, несмотря на достигнутую договоренность о прекращении огня в Нагорном Карабахе, азербайджанская армия со стороны Агдамского района предприняла крупномасштабное наступление с использованием большого количества бронетехники и боевых вертолетов на райцентр Ас-керан и близлежащие армянские села. При отражении атаки четырех азербайджанских вертолетов Ми-24А один из них был сбит армянскими силами самообороны. В дальней шем Азербайджан широко использовал боевые вертолеты для борьбы с армянской бронетехникой, укрепрайонами и огневыми точками. По заявлениям армянской стороны, силы самообороны сбили три Ми-24 в марте 1992 года, и по одному - в сентябре 1992-го и в сентябре 1993 г. При этом погибли экипажи нескольких машин.
18 апреля 1992 года из аэропорта Эрибуни в Ереване была угнана со стоянки пара Ми-24П, принадлежавшая ОВЭ 7-й гвардейской армии, и посажена на досаафовскии аэродром Арзни в 8 км северо-восточнее Еревана. Через сутки, когда российская мотопехота, спешившись с бронетранспортеров, провела разъяснительную работу среди "национализаторов" военного имущества, машины вернули прежним владельцам на аэродром Аштарак.
Вскоре в армянской армии появились свои Ми-24, подключившиеся с августа 1992 года к боевой работе. Вертолеты использовались по своему прямому назначению практически во всех крупных операциях, например, в Кель-боджарской. Чаще всего Ми-24 использовались для ведения разведки.
Не все боевые вылеты завершились благополучно. По заявлению азербайджанского командования, в сентябре и ноябре 1992 года Армения потеряла два Ми-24. К началу 1993 года по данным западной прессы, у Армении имелось одиннадцать, а у Азербайджана - восемь Ми-24. Как ни старалось командование российских войсковых частей в Закавказье соблюдать нейтралитет в Нагорном Карабахе, полностью избежать вооруженных столкновений не удалось. 3 февраля 1992 года группа Ми-24, сопровождавшая Ми-26 с армянскими беженцами, отразила атаку неизвестного Ми-8, но довести своего подопечного к месту назначения не удалось - его сбили ПЗРК.
Невозможность дальнейшего пребывания российского 336-го мотострелкового полка в Степанакерте вынудило Министерство обороны России с 27 февраля по 7 марта 1992 года эвакуировать личный состав и технику. Боевые вертолеты прикрывали транспортные Ми-6 и Ми-26. В ходе эвакуации огнем с земли подбили один Ми-24, совершивший вынужденную посадку.
Не обошли стороной межнациональные конфликты и Грузию. Первой "горячей точкой" стала Южная Осетия. Местные экстремисты не могли спать спокойно, видя боевые вертолеты цхинвальского полка, сохранявшего нейтралитет в разгоравшемся конфликте. В ответ на постоянные обстрелы из стрелкового и крупнокалиберного оружия вертолетных стоянок и жилого городка в июне 1992 года вертолетчики совершили вылет на штурмовку бронетехники провокаторов, подбив БТР.
Экстремисты пригрозили отомстить вертолетчикам, но не успели: вскоре полк расформировали, а вертолеты передали грузинской армии. Через два месяца грузинская армия применила Ми-24 в грузино-абхазской войне для подавления очагов сопротивления, уничтожения бронетехники и судов абхазов при вводе своих войск в Сухуми, а также против абхазских партизан. В ночь на 27 декабря Ми-24, отражая высадку абхазских диверсантов, повредили их катер. От ударов грузинских боевых вертолетов пострадали и объекты Мини стерства обороны России в Абхазии, в том числе военная сейсмологическая лаборатории и здание санатория. В октябре 1992 и июле 1993 годов абхазские стрелки-зенитчики сбили ПЗРК два грузинских Ми-24. После абхазской войны эти же машины применялись правительственными войсками в боевых операциях против вооруженных формирований сторонников звиадистов.
В грузино-абхазском конфликте пострадали и Ми-24 российских миротворческих сил, сопровождавшие транспортные вертолеты с беженцами и гуманитарными грузами. При этом им доставалось от обеих враждующих сторон. Периодически Ми-24 использовались для разблокирования российских автоколонн в зоне конфликта. 11 июня 1998 года при подлете к населенному пункту Гали огнем с земли повредили Ми-24 Коллективных сил по поддержанию мира, совершивший вынужденную посадку. 3 января 2000 г. в районе города Гудаута был сбит российский вертолет Ми-24П.
Осенью 1994 года боевые вертолеты появились над Чечней. Четыре Ми-24 с ветеранским сроком службы принадлежали Временному Совету Чеченской республики - руководящему органу антидудаевской оппозиции. В России, где охотничий нож: не купишь без справки из милиции и где подняли невероятный шум из-за нескольких выслуживших свой срок Ми-8, перегоняемых коммерсантами в Северную Корею, "сельсовету" удалось приобрести боевые вертолеты и танки, полностью укомплектованные оружием и подготовленными экипажами.
В ходе "незамечаемого" вооруженного конфликта количество Ми-24, действовавших довольно успешно, увеличилось. Осенью 1994 года они совершили налеты на аэродромы Республики Ичкерия, уничтожив и повредив немало самолетов и вертолетов. В результате удара 10 октября ряды сторонников Дудаева уменьшились на 24 человека. При совместной штурмовке 23 ноября "двадцатьчетверками" и федеральными Су-25 расположения чеченского танкового полка в Шали среди догоравших 21 танка и 14 БТР нашли свою смерть около двухсот человек. Через три дня семерка Ми-24 прикрывала с воздуха бездарный танковый рейд сил чеченской оппозиции на Грозный, в котором погибли все танки и один Ми-24. Дальнейшее лечение конфликта "народными" средствами стало невозможным.
К вечеру 29 ноября 1994 года на нескольких аэродромах Северо-Кавказского военного округа (СКВО) сосредоточилась "оперативно-необходимая и боеготовая авиагруппировка" из 140 боевых самолетов фронтовой авиации. Армейскую авиацию представляла группа из 55 вертолетов (Ми-24, Ми-8, Ми-26 и Ми-9 в специальном звене управления и связи). Две вертолетные эскадрильи этой группы, вооруженные Ми-24, сформировали из состава трех вертолетных полков СКВО.
В начале декабря Ми-24, по официальным заявлениям, принадлежавшие чеченской оппозиции, сбили неопознанный транспортный самолет, направлявшийся в Азербайджан. 11 декабря "сказочке пришел конец": в Чечню вошли части российской армии - началась война.
Перед началом боевых действий ПВО Чечни располагала 105-ю ЗУРами к ЗРК С-75, 10 ЗРК "Стрела-10", 20 ЗСУ-23-4, 40 мобильными установками ЗУ-23 на КамАЗах, 80 ДШК на "Тойотах" и УАЗ-469, семью ПЗРК "Игла-1" и около 80 ПЗРК "Стрела-2". Арабские и афганские наемники, воевавшие на стороне Д. Дудаева, были вооружены "Стингерами". В ходе развернувшихся боев дудаевцы для борьбы с низколетящими воздушными целями довольно успешно использовали крупнокалиберные пулеметы, стрелковое оружие и реактивные гранатометы. В отдельных случаях вертолеты обстреливались из школьных зданий, после чего боевики быстро покидали позицию, а в результате ответного огня страдали мирные жители, в том числе и дети. На эффективности чеченской ПВО сказывалось отсутствие у нее современных средств обнаружения воздушных целей, что несколько обезопасило действия федеральной авиации.
В штурме Грозного Ми-24 участия не принимали, но активно участвовали в боевых в действиях в Ичкерии, где каждый экипаж совершал ежедневно до шести вылетов, продолжительностью по 40-45 мин. Армейская авиация работала с аэродромов Моздок, Беслан и Кизляр. Большинство командиров экипажей федеральных Ми-24, воевавших в Чечне 1994-1996 годах, имели опыт войны в Афганистане. 10 февраля 1995 года по командному пункту в укрепрайоне боевиков "Черноречье" на юго-востоке Грозного федеральные войска нанесли тремя волнами комбинированный удар. Его наносила артиллерия, РСЗО, Су-25 и Ми-24.
22 марта при отражении наступления боевиков, попытавшихся при поддержке танков разблокировать Аргун со стороны Шали и Гудермеса, Ми-24 с помощью ПТРК "Штурм-В" сожгли 9 танков и бронемашин. После чего боевики отступили от города. Боевое применение Ми-24 ограничивалось неприспособленностью их бортовых навигационных систем полетам в сложных метеорологических условиях. Авиационная поддержка боевых действий сухопутных войск осуществлялась преимущественно днем и в хорошую погоду при дальности прямой видимости не менее 1,5 км. Основным оружием вертолетов были НАР и ПТУР 9М114 "Штурм-В". Первые применялись только по площадям, ПТУРы - складам боеприпасов и бронетехнике.
Для взаимодействия с наземными войсками авиаторы выделили несколько десятков опытных офицеров-авианаводчиков, обеспечивших непосредственную авиационную поддержку войск. Их работа на переднем крае была сложной и опасной из-за отсутствия средств связи с защищенными каналами. Работа в открытом эфире демаскировала авианаводчика. Во время боев за Аргун, как только авианаводчик выходил в эфир, он подвергался обстрелу со стороны дудаевцев, располагавших радиопеленгаторами. Это вынудило отказаться от работы в прямом эфире. Обработанные специальным подразделением на аэродроме Ханкала данные, полученные от передовых авианаводчиков, передавались в Моздок, где принимались окончательные решения о применение армейской и фронтовой авиации.
В ходе боев зафиксированы случаи обстрела армейской авиацией собственных войск. Основными причинами этого явились резкое сокращение объема боевой подготовки летного состава, что привело к потере навыков применения оружия в непосредственной близости своих войск на передовой. Из-за этого экипажи вертолетов осуществляли пуск НАР в спешке и с максимальных дистанций.
Отмечались случаи незапуска или несанкционированного схода ракет, когда ракеты падали буквально под вертолет на свои войска и частое нежелание пехотных командиров обозначать свой передний край, так как противник мог воспользоваться такой демаскировкой.
К началу марта 1995 года армейская авиация потеряла два Ми-24. 30 апреля в районе населенного пункта Гиляны огнем из зенитного пулемета боевики повредили еще один боевой вертолет, совершивший вынужденную посадку в Дагестане. 24 мая при выполнении полета над селением Чечен-Аул дудаевцы сбили третий Ми-24. Три члена экипажа погибли.
Во время весеннего наступления федеральных сил в горах пара "двадцатьчетверок" 31 мая с первого захода уничтожила клуб в Ведено с находившимися в нем штабом и мощной радиостанцией боевиков. Сделав еще два захода, они разрушили здание особого отдела и военной комендатуры.
Вечером 4 июня на юго-востоке Чечни в районе населенного пункта Ножай-Юрт боевики сбили четвертый Ми-24. Оба члена экипажа погибли.
Кроме первоначально привлеченных к боевым действиям вертолетчиков СКВО, в этой войне участвовали и авиаторы других округов. В частности, с августа по октябрь 1995-го и с июля по сентябрь 1996-го в ней участвовали экипажи Ми-24 319-го ОВП, провоевавшего в Афганистане "от звонка до звонка" - с марта 1980-го до февраля 1989 года.
После июля 1995 года интенсивность боевых действий авиации значительно снизилась, а в сентябре 1996 года, после хасавюртовских переговоров, начался вывод федеральных сил из Чечни.
Летом 1999 года в истории чеченской войны появилась очередная страница - дагестанско-чеченская: в августе федеральные войска приступили к освобождению территории Ботлихского и Новолакского районов Дагестана, незадолго до этого занятой чеченскими вооруженными формированиями. Эта операция не закончилась вытеснением чеченских экстремистов с территории Дагестана, а плавно переросла в крупномасштабную войсковую операцию на территории Чечни. Для этой операции характерно более широкое, по сравнению с предыдущей чеченской кампанией, использование авиации и высокоточного оружия для уничтожения малоразмерных целей в интересах Сухопутных войск. На долю авиации пришлось до 70% задач по огневому поражению боевиков.
В составе авиационной группировки на 23 сентября 1999 г. насчитывалось 32 вертолета Ми-24, 26 Ми-8, 2 Ми-9 и 8 Ми-26. Из них 12 вертолетов действовали с аэродрома Каспийск в интересах восточной группировки федеральных сил, 16 - с площадки Большеб-редихинская поддерживали северную, 10 - западную с аэродрома Гизель и 30 машин на аэродроме Моздок выполняли задачи командования объединенной группировки войск и привлекались для усиления других направлений в случае необходимости. В отличие от первой операции в Чечне, когда вертолетные группы состояли из экипажей одного полка, для этой операции пришлось формировать группы из экипажей армейской авиации округов. Это связано с постоянным недофинансированием Вооруженных Сил, что отрицательно сказалось на уровне летной подготовки летных экипажей.
Во время контртеррористической операции федеральные силы потеряли один эки паж Ми-24 при спасении командира штурмового полка, катапультировавшегося 13 декабря 1999 года в районе населенного пункта Ярыш-Марды Шатойского района Чечни. Остановимся подробнее на этом случае, характеризующим еще одно назначение Ми-24.
К месту аварии штурмовика направился дежурный вертолет поисково-спасательной службы Ми-8 майора Вячеслава Христофорова с десантниками. Всего 31 человек. При подлете вертолет обстреляли боевики. Получив серьезные повреждения гидросистемы Ми-8 пошел на вынужденную посадку.
К месту аварии из Моздока тотчас вылетело звено вертолетов под управлением командира полка Героя Советского Союза полковника Н. С.Майданова. В состав смешанного звена, как и вовремя афганской войны вошли два Ми-24 и два Ми-8. Они в сложных погодных условиях вышли в заданный район, нашли полуразрушенный вертолет. В это время его экипаж и десантники вели бой с наседавшими боевиками. По команде Майданова майор Алимов на Ми-8 под огнем противника зашел на посадку на крошечную площадку и забрал людей. Вертолет Алимова прикрывала огнем пара Ми-24. После отхода от места промежуточной посадки все вертолеты звена имели повреждения от огня стрелкового оружия. Чтобы вертолеты не добили с земли они ушли в облака, но продолжить выполнение боевой задачи смогли только три машины: Ми-24 командира майора Совгиренко и штурмана-оператора капитана Иванова загорелся и рухнул на землю. Экипаж погиб. Поиски летчика штурмовика продолжались. На следующий день сигналы аварийного радиомаяка запеленговал экипаж самолета поисково-спасательной службы Ан-12. К месту аварии направилась поисково-спасательная группа на Ми-8, которая и спасла летчика.
За время проведения операции с 9 августа 1999 г. по 19 июня 2000 г. армейские вертолетчики израсходовали 1708 ПТУР, 85269 НАР типа С-8, 89850 30-мм снарядов и 12,7-мм патронов. Боевые потери составили 22 машины, из которых на долю Ми-24 приходится 9.
Несмотря на сложные метеоусловия на Северном Кавказе с сентября 1999 г. по апрель 2000 г., ежедневно экипажи вертолетов находились в воздухе от 4 до 6 ч. При среднем количестве 180 вылетов на один вертолет Ми-24, некоторые экипажи совершили за этот период до 310 вылетов с налетом 170 ч. Огневое противодействие экипажам армейской авиации, при проведении боевых вылетов, оказывалось в основном стрелковым оружием калибра 5,45 и 7, 62 мм: в результате которого вертолеты получали от 1 до 56 пробоин. Наиболее часто при обстрелах земли повреждалась как и в Афганистане центральная часть фюзеляжа - до 38%, несущий и рулевой виты до 24%, хвостовая и концевая балки до 15 %. Анализ боевых повреждений не выявил существенных различий в распределении боевых повреждений между Ми-24 и Ми-8. Наиболее опасными повреждениями Ми-24 были: повреждения остекления экипажа (19 случаев); повреждение трубопроводов топливной и гидравлической систем (7 случаев) и тросов управления рулевым винтом (7 случаев). Недостаточная живучесть топливной системы Ми-24 привела к тому, что попадание одной 7,62-мм пули в трубопроводы основной и вспомогательной гидросистем в районе грузовой кабины привело к потере вертолета. Зафиксировано 10 случаев боевых повреждений топливных баков Ми-24, проектирование которых ни в одном случае предотвратило течь топлива даже при попадании 5,45-мм пули. Одно боевое повреждение приходилось в среднем на 186 боевых вылетов Ми-24, а наработка его на отказ или боевое повреждение в полете составила 45 ч. Интенсивное применение оружия боевыми вертолетами привело к возрастанию количества отказов авиационного и радиоэлектронного оборудования на 10-12%. При боевом применении оружия зафиксировано 9 аномальных пусков ПТУР (в т.ч. 5 отказов стартового двигателя и 4 случая самоликвидации) и 8 отказов стрелково-пушечного вооружения при нерасчетных случаях его использовании экипажами в экстремальных ситуациях.
В отличие от российских экипажей Ми-24 авиаторам армейской авиации Украины и Белоруссии не пришлось гасить горячие точки на своей территории. Весной 1996 г. в течение нескольких месяцев украинские вертолетчики 8-й ВЭ в составе международных миротворческих сил ООН участвовали в разрешении югославского конфликта. В составе российского контингента KFOR в Югославии в июле 1999-го на авиабазе Слатина находилась вертолетная группа из 11 вертолетов, включавшая 4 Ми-24П.
Российская вертолетная группа, сформированная в ЦБП и ПЛС армейской авиации в Торжке, входит с весны 2000-го в состав миротворческих сил ООН в Сьерра-Леоне. Группа общей численностью 108 человек под командованием полковника Николая Сафронова базируется в аэропорту Фритауна. Пять вертолетов Ми-24П этой группы патрулируют дорогу Фритаун-Кенема, обеспечивая перевозку гуманитарных грузов.
Поделиться502008-01-02 12:43:29
На территории МАИ в ангаре стоит Ми-24. Ещё с "верандой". Помню, что идентифицировал её как один из опытных Ми-24Б с ЯкБ-12.7. В принципе, и по сей день должна там находиться. Найти бы фото...
Поделиться512008-01-13 20:10:18
С тем бортом, что на памятнике в Кундузе , у меня была интересная история... Пришел горбатый из Файзабада с оторванной законцовкой РВ, при заходе на посадку камень попал... А мы в это время в Кундузе, готовили пару вертолетов на капремонт, в Гиссар, хороший винт отдали на файзабадский борт. А себе поставили поврежденный, законцовку решили временно позаимствовать на памятнике !!! Она однако не прижилась - только Миша Белокобыльский вышел на правую коррекцию, улетела бедолага в космос, она по весу и по форме слегка отличалась?!
Поделиться522008-01-14 14:40:44
А себе поставили поврежденный, законцовку решили временно позаимствовать на памятнике !!!
АО-шники!!!
Поделиться532008-01-14 17:38:37
Colonel Shall , а как Миша Белокобыльский оказался в Кундузе он по моему бороздил небо с приключениями в Джалабаде и временами для увеличения пребывания в воздухе (экономии топлива) выключал один двигатель.
Поделиться542008-01-14 20:14:16
Аркан , тебе ли про войну рассказывать ? Там много чего такого было...
Поделиться552008-01-14 20:24:57
Губайдуллину, он в Джелаллаббаде отлетал , а потом с нами в июне 1987 в Кундуз пошел, но топливо уже не экономил...
Поделиться562008-01-14 20:46:09
Про матчасть :
Свой первый летный подвиг ( самостоятельный полет) я совершил 23 сентября 1977 года,в 331 овп, на аэродроме Бердичев. Вертолет Ми- 24А, бортовой №20 , который мне достался , решил облетать командир эскадрильи Александр Ивашкин, с собой взял летчика - оператора лейтенанта Сергея Мригу, списанного из истребительной авиации, я то хоть вертолеты видел на стажировке , а оператор только на картинке...
Посадил нас командир как двух котят и прокатил по полной программе, тогда еще ПКП не было, стояли два УКТ, тот полет помню до сих пор, сколько он крутил крены,сказать трудно, на УКТ было две риски на 45 и 60 градусов , больше было за 60...
Когда сели Мрига сказал - что теперь он зауважал вертолетную авиацию. А потом мне пригнали из Германии Ми-24У, бортовой № 44, " спарка" - этот аппарат летал ая-яй-яй, 350 выдавал легко - но это совсем другая история. Вот фото отцифрую и сделаю выкладку.
Поделиться572008-01-14 22:31:48
Я с Мишей Белокобыльским летал с момента формирования полка в Бердянске. Он тогда пришел с МИГ-17 из Закавказья. А там был любителем подрывать пруды и озера да так , что насосные станции останавливал. Потом с ним встречался в Спасске Дальнем. Спасские на авиафоруме говорят, что он сейчас где-то под Москвой.
Поделиться582008-01-14 22:48:53
Когда полк после формирования в Бердянске пошел в Германию прозошел курьезный случай. У моего ведомого Саши Локаленкова на Ми-24д ни как не сходились стрелки вилка до 10%. Как не трудились инженеры ничего не получалось. Весь полк улетел, а у него никак не получается. Короче он говорит долитим как нибуть. И долетели, а когда сели в Норе он и рассказал , что всю дорогу вилку убирал РУДами а рулил оператор который всего полгода как пришел из ДОСААФ, а летели в составе эскадрильи колонна звеньев. Потом было несколько представителей с Запорожья для выяснения причин вилки в оборотах. И только один ,крайний выяснил что в двигателе стоял какойто штуцер с жиклером на котором было написано "учебный". Как потом выяснилось его закрутили с учебного макета двигателя из класса В и Д.
Поделиться592008-01-15 18:29:36
2 Губайдуллин : За рассказ про Вилку + 5 !!!
Да ребята говорили про Мишу, что в Подмосковье работает шофером на Камазе, на встречу полка не приезжал, хотя обещал... А вообще он и летчик и человек отличный!!!
Поделиться602008-01-15 18:49:25
2 Аркану и Анатолию : Львович, вот это про настоящих АО-шников !!!
Из материалов расследования АП, пишет заинтересованная сторона про средства ОК:
... устройство для снятия параметров ( БУР ) отлетело, замок открылся и вследствии обратного действия замка, он вернулся в исходное закрытое положение, усилитель таходатчика отсоединился от лицевой панели ЛИМ, ШР Х1Х2 отсоединились вследствии сильной вибрации , запись параметров прекратилась из-за рассоединения ШРов;
... П-503 выскочил с места установки вследствии тряски вертолета и произошел обрыв провода М24А2 ШРН14 , после отключения питания , кассеты накопителя по инерции продолжали крутиться, далее магнитофон перевернулся и вернулся в исходное положение... При этом на качество записи полетной информации не повлияло. Запись информации прекратилась из-за обрыва провода...
Сегодня читая этот Шедевр думал умру со смеха !!! А Вам слабо ?