7 июля 2000 года на борту Ан-72, летевшего из Моздока в Москву, находились экипаж и представители силовых ведомств: четыре генерала, 24 полковника (среди них сам Шалагин) и два прапорщика.

На 27-й минуте полета на высоте около 4000 метров в кабине пилотов загорелись табло «Пользуйся кислородом». Как оказалось, из-за отказа техники произошла разгерметизация салона. Но летчики во главе с командиром Михаилом Фенько на сигнал не отреагировали. Их отвлекли сложные метеоусловия (экипаж как раз обходил грозовые облака). К тому же пилоты решили, что сигнал сработал ложно... Когда самолет набрал высоту 8600 метров, все люди на борту потеряли сознание. Из-за гипоксии - кислородного голодания.

...Шалагину на ноги упал потерявший сознание пассажир. Поэтому Валерий Геннадьевич и очнулся. В салоне кто-то еще двигался, кто-то лежал без сознания, на полу валялись вещи... В полуобморочном состоянии Шалагин направился в кабину и там сначала растолкал бортинженера и бортмеханика. Последний пошел в салон приводить в чувство пассажиров. А Шалагин с механиком стали «будить» летчиков. Самолет же к тому моменту перешел в крутую спираль, стремительно приближаясь к земле. Вместе с командиром Шалагин штурвалом вывел машину из крена и снижения, и на высоте около 2600 метров самолет перешел в горизонтальное положение. Еще минут десять, пока экипаж приходил в себя, Ан-72 летел неупорядоченно, не реагируя на команды земли. А потом на аэродром Ростова борт повели диспетчеры, где он и сел.

В результате проведенного расследования командир корабля был уволен в запас. Самолету после исследования на заводе позволили летать. Авиация внутренних войск - одна из самых летающих. И вопросам безаварийных полетов ее командующие всегда уделяли большое внимание...

Увы, мне не удалось найти летчика Фенько. Если он позвонит в редакцию, я буду рад...
http://spb.kp.ru/daily/23017/3199/

http://fsfi.avia.ru/awards/awards3.shtml
Номинация: "За героизм, мужество и находчивость"
Шалагин Валерий Геннадьевич полковник запаса, ОКБ "МВЗ имени М.Л. Миля"