ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ

Объявление

ВНИМАНИЕ!!!!!!!!!!!!!!!! ЕСЛИ ВЫ ЗАРЕГИСТРИРОВАЛИСЬ И НЕ МОЖЕТЕ ВОЙТИ ПИШИТЕ НА АДРЕС, kirill83s-pb@mail.ru ПРОБЛЕМУ РЕШИМ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. С УВАЖЕНИЕМ, АДМИНИСТРАЦИЯ ФОРУМА ВЕРТОЛЕТЧИКОВ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » МАТЧАСТЬ » Из хлама - в небо!


Из хлама - в небо!

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

АО "Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ" - ведущее предприятие по ремонту и обслуживанию авиационной техники малой авиации. Согласно данным статистики, 90% вертолетов Ми-2 и 70% самолетов Ан-2, эксплуатирующихся в России, были отремонтированы именно здесь.
За 75-летнюю историю на заводе был освоен ремонт более 29 типов летательных аппаратов и силовых установок. Первыми самолётами, ремонт которых был освоен в 1939 году, были По-2.

МАРЗ расположен в Балашихинском районе Московской области, близ деревни Федурново. Подробную экскурсию нам провел директор завода, Павел Николаевич Ненастьев, о самом заводе можете почитать здесь, а сегодня речь пойдёт об одной интересной машине...

https://i.postimg.cc/QxTjfQ5V/01.jpg

Во второй половине 1960 годов предприятие вступило в "вертолётную эру", начавшуюся с Ми-1, Ми-4 ремонтировался с 1974 по 1982 год.

https://i.postimg.cc/vZwbk4Lh/02.jpg

Темп работ был высокий – ежемесячно ремонтировали до 30 машин.

https://i.postimg.cc/9X44jqZH/03.jpg

Один из вертолётов поступил на ремонт несколько десятков лет тому назад, да так и остался на задворках.

https://i.postimg.cc/3rPkrJF4/04.jpg

https://i.postimg.cc/V5QQxhMv/05.jpg

Первоначальное впечатление было так себе.

https://i.postimg.cc/CKL1rZSt/06.jpg

Лопастей нет, под слоями краски местами видна ржавчина, остекление частично уничтожено...

https://i.postimg.cc/sXbg2w7d/07.jpg

https://i.postimg.cc/3Rkw7PyF/08.jpg

Внутри разруха.

https://i.postimg.cc/TY6THyc9/09.jpg

Впрочем, если есть Мечта, то все преграды нипочём.

https://i.postimg.cc/zXFqmJt1/10.jpg

Павел Николаевич загорелся идеей восстановить и поднять Ми-4. А почему нет-то? Если в Америке это могут и делают, то мы чем хуже?

https://i.postimg.cc/HkWddfR8/11.jpg

Для того, чтобы ответить на вопрос "Быть или не быть", в смысле – "Летать или не летать", нужно собрать воедино огромный массив информации. Для начала – найти документацию. К счастью, в архиве нашлась пусть и не актуализированная, но действующая, никем не отменённая ремонтная документация.

https://i.postimg.cc/nV7HkKqr/12.jpg

Первый поверхностный осмотр выявил хорошее состояние элементов конструкции планера (фюзеляжа).

https://i.postimg.cc/Bnj7Tp1w/13.jpg

Хвостовая балка внутри как будто только с завода.

https://i.postimg.cc/76kByytp/14.jpg

Для более детального изучения состояния вертолета и восстановления агрегатов Ми-4 переместили в цех.

https://i.postimg.cc/B6TV8v1S/15.jpg

Больше всего переживали за состояние топливного бака, но он оказался в полном порядке.

https://i.postimg.cc/Sx47sGfM/16.jpg

https://i.postimg.cc/rsWxyddj/17.jpg

Слой за слоем смывали краску. Начали эту работу в августе прошлого года, и только к зиме завершили.

https://i.postimg.cc/Zq7rwzt8/18.jpg

Состояние планера (фюзеляжа) – лучше, чем казалось.

https://i.postimg.cc/cLdwZLd7/19.jpg

Конечно, местами есть вмятины, царапины, встречается и коррозия. Но всё это поправимо.

https://i.postimg.cc/nc4B6Dfc/20.jpg

Восстановление идёт медленно, ведь финансирование происходит за счет собственных средств. Ответом на письма в КБ и вертолетный холдинг приходит только молчание. Не приходится сомневаться, что кое-кто объявится уже ближе к завершению проекта по восстановлению Ми-4.

https://i.postimg.cc/fTnY2vFr/21.jpg

А пока всё сами, своими силами...

https://i.postimg.cc/vBx6X1vy/22.jpg

Выглядит страшно, но это всё отмоется.

https://i.postimg.cc/qvmhTcb0/23.jpg

Сердце вертолёта – двигатель АШ-82В (В – вертолётный). Изначально это был Wright Cyclone, семейство двигателей разработки американской компании Curtiss-Wright. В 1930 годах по лицензии его собирали в СССР как М-25, ставился он на И-15, И-153, И-16 и другие истребители. Конструкторы последовательно увеличивали мощность и ресурс мотора, так появился М-62. Наконец, вместо однорядной 9-цииндровой "звезды" сделали двухрядный мотор (два ряда по семь цилиндров), который получил название М-82, переименованный в честь конструктора Аркадия Швецова в АШ-82.

https://i.postimg.cc/KYHMn7BQ/24.jpg

К слову, вертолёт получит новое "сердце". Где-то на складах удалось найти двигатель первой категории: совершенно новый, в упаковке, законсервированный. Состояние такое, что "достал, тряпочкой протёр – и можно работать".

https://i.postimg.cc/YqrCCGmS/25.jpg

Исторических самолётов в состоянии лётной годности во всём мире летает больше, чем вертолётов.
С точки зрения физики вся конструкция намного сложнее, чем в самолёте. Если там все держится на подъёмной силе на крыле и нагрузки разносятся, то здесь все нагрузки сконцентрированы на редукторной раме. А ещё много вращающих моментов и большие вибрации...

https://i.postimg.cc/HWSfbVhn/26.jpg

Впереди – разборка, дефектация и ремонт шасси.

https://i.postimg.cc/gj0QfWnG/27.jpg

За прошедший год удалось отремонтировать часть трансмиссии и часть редуктора.

https://i.postimg.cc/LsM7mfnC/28.jpg

Хвостовая балка.

https://i.postimg.cc/XvcPqJ5V/29.jpg

Валы хвостовой балки даже ремонтировать не пришлось - как новые.

https://i.postimg.cc/26kKZDdn/30.jpg

Проблема, которую пока не удаётся решить – ремонт или изготовление лопастей. Первые вертолёты были с деревянными лопастями, сейчас таких не найти. На крайних сериях уже применялись металлические, но и их тоже не выпускают.

https://i.postimg.cc/FsMCxcgr/31.jpg

Завод сам лопасти не производит, но ребята из Киржача, узнав, что восстанавливается Ми-4, предложили подогнать новые лопасти рулевого винта, законсервированные.

https://i.postimg.cc/sg56HXwp/32.jpg

Сейчас основная задача – снять лопасти несущего винта с памятника в Торжке и отремонтировать их.

https://i.postimg.cc/bJV3S2wj/33.jpg

Для того, чтобы восстановить вертолёт, пришлось привлекать мастеров, которые работали с ним в 1970-1980 годы.
"В какой-то момент мы поняли, что сами не можем продолжать вести восстановление вертолёта. Привлекли старых ветеранов, которые здесь работали. Старшему бригады, бывшему мастеру ОТК этого цеха, 76 лет. Он пришёл, говорит: "Вы что, это не можете найти? Да это вот так, а это тут, а это вот отсюда". Деды у нас что надо, дай ему автомат, в бой пойдёт!"

https://i.postimg.cc/7b81S1vj/34.jpg

Ну и молодёжь тоже увлечённо занимается восстановлением Ми-4.

https://i.postimg.cc/fRspNm3H/35.jpg

Цель всего проекта – довести машину до лётного состояния. Главные эксперты по авиареставрации работают в новосибирском СибНИА. Они подтвердили, что после восстановления деталей и агрегатов проверят системы и выдадут разрешения на пробный запуск.

https://i.postimg.cc/bYK4mKqf/36.jpg

Пилотов-испытателей, которые поднимут машину в первый полёт, тоже ещё предстоит найти.
Не каждый сядет в машину, которая простояла 30 лет. Для этого нужно быть немного безбашенным...

https://i.postimg.cc/FsyCDzP0/37.jpg

Когда вертолёт будет готов к полётам – сказать сложно, слишком много непредсказуемых факторов. Но в том, что коллектив МАРЗ доведёт эту сказку до счастливого конца, сомневаться не приходится.

https://i.postimg.cc/nhnR5x5g/38.jpg

Мы продолжим следить за состоянием процесса восстановления Ми-4 и периодически будем показывать его здесь и здесь.
Больше фоток Ми-4 тут.

Автор материала: Марина Лысцева
Источник: http://fotografersha.livejournal.com/840442.html

Отредактировано host13 (2019-09-26 04:17:55)

+4

2

host13 написал(а):

Когда вертолёт будет готов к полётам – сказать сложно


Хороший репортаж. Хочется продолжения. (имел честь пользовать сей аппарат)

0

3

Первый вертолёт на который ступила моя нога лет в 10 в Бузулукском УАЦ. Очень увлеченно смотрел, спасибо. Продолжайте.

0

4

Новый репортаж от 22.02.2018 о процессе восстановления Ми-4 в выпуске №78 Flight TV

0

5

Новости о проекте!

Состоялся контрольный запуск Ми-4, во время которого мы проверили, что все системы работают. Запускали вертолёт Николай Михайлович Григорьев - лётчик-испытатель МАРЗ, ведущий лётчик-испытатель ГосНИИ ГА и Иван Васильевич Анисимов - участник проекта реставрации, пенсионер и в прошлом работник завода МАРЗ.
Чтобы мы смогли увидеть единственный работающий вертолёт Ми-4 трудился практически весь завод. О планах на будущее и о том, как происходило восстановление легенды рассказывает директор завода Павел Николаевич Ненастьев.

Вертолёты Ми-4 выпускались серийно с 1953 года. На МАРЗе вертолёты ремонтировали с 1974 по 1982 год, пока их не прекратили эксплуатировать. На заводе сохранился экземпляр, который решено было отреставрировать.
! Мы ждём лопасти несущего винта, чтобы продолжить наземные испытания и поднять единственный лётный вертолёт Ми-4 в небо.

Видео со страницы МАРЗ в Facebook:

+3

6

host13 написал(а):

и поднять единственный лётный вертолёт Ми-4 в небо.

:flag:
молодцы парни!, удачи вам и успехов!!!

0

7

Колоссальный труд!!!! Молодцы!!!!!!

0


Вы здесь » ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » МАТЧАСТЬ » Из хлама - в небо!