ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ

Объявление

ВНИМАНИЕ!!!!!!!!!!!!!!!! ЕСЛИ ВЫ ЗАРЕГИСТРИРОВАЛИСЬ И НЕ МОЖЕТЕ ВОЙТИ ПИШИТЕ НА АДРЕС, kirill83s-pb@mail.ru ПРОБЛЕМУ РЕШИМ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. С УВАЖЕНИЕМ, АДМИНИСТРАЦИЯ ФОРУМА ВЕРТОЛЕТЧИКОВ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » МАТЧАСТЬ » Из хлама - в небо!


Из хлама - в небо!

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

АО "Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ" - ведущее предприятие по ремонту и обслуживанию авиационной техники малой авиации. Согласно данным статистики, 90% вертолетов Ми-2 и 70% самолетов Ан-2, эксплуатирующихся в России, были отремонтированы именно здесь.
За 75-летнюю историю на заводе был освоен ремонт более 29 типов летательных аппаратов и силовых установок. Первыми самолётами, ремонт которых был освоен в 1939 году, были По-2.

МАРЗ расположен в Балашихинском районе Московской области, близ деревни Федурново. Подробную экскурсию нам провел директор завода, Павел Николаевич Ненастьев, о самом заводе можете почитать здесь, а сегодня речь пойдёт об одной интересной машине...

http://storage8.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476726855_4023682_853014097a.jpeg

Во второй половине 1960 годов предприятие вступило в "вертолётную эру", начавшуюся с Ми-1, Ми-4 ремонтировался с 1974 по 1982 год.

http://storage8.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476726931_1587116_30bc6a8347.jpeg

Темп работ был высокий – ежемесячно ремонтировали до 30 машин.

http://storage4.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476726990_8635539_a8bb62e0e6.jpeg

Один из вертолётов поступил на ремонт несколько десятков лет тому назад, да так и остался на задворках.

http://storage2.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476727087_6563803_8e3372357a.jpeg

http://storage2.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476727159_9698662_c325ec6e94.jpeg

Первоначальное впечатление было так себе.

http://storage9.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476727212_5489552_0608a0fc02.jpeg

Лопастей нет, под слоями краски местами видна ржавчина, остекление частично уничтожено...

http://storage8.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476727257_9598764_1ba281b262.jpeg

http://storage3.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476727290_4977068_94621d765b.jpeg

Внутри разруха.

http://storage7.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476727327_3978584_9270911edb.jpeg

Впрочем, если есть Мечта, то все преграды нипочём.

http://storage1.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476727371_1218734_da178f4769.jpeg

Павел Николаевич загорелся идеей восстановить и поднять Ми-4. А почему нет-то? Если в Америке это могут и делают, то мы чем хуже?

http://storage3.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476727419_8890160_7d68c55252.jpeg

Для того, чтобы ответить на вопрос "Быть или не быть", в смысле – "Летать или не летать", нужно собрать воедино огромный массив информации. Для начала – найти документацию. К счастью, в архиве нашлась пусть и не актуализированная, но действующая, никем не отменённая ремонтная документация.

http://storage3.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476727608_2299537_2d016ac519.jpeg

Первый поверхностный осмотр выявил хорошее состояние элементов конструкции планера (фюзеляжа).

http://storage6.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476727655_7666793_575cf073f0.jpeg

Хвостовая балка внутри как будто только с завода.

http://storage1.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476727730_3984114_42102f8d32.jpeg

Для более детального изучения состояния вертолета и восстановления агрегатов Ми-4 переместили в цех.

http://storage7.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476727771_3267547_d0ad2b47fb.jpeg

Больше всего переживали за состояние топливного бака, но он оказался в полном порядке.

http://storage4.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476727934_6175318_b2437bb836.jpeg

http://storage7.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476727962_3148887_4afc00a2ba.jpeg

Слой за слоем смывали краску. Начали эту работу в августе прошлого года, и только к зиме завершили.

http://storage9.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476728020_5972780_19766939c9.jpeg

Состояние планера (фюзеляжа) – лучше, чем казалось.

http://storage2.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476728082_7893852_4fb02d7295.jpeg

Конечно, местами есть вмятины, царапины, встречается и коррозия. Но всё это поправимо.

http://storage5.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476728131_2326803_50413225b6.jpeg

Восстановление идёт медленно, ведь финансирование происходит за счет собственных средств. Ответом на письма в КБ и вертолетный холдинг приходит только молчание. Не приходится сомневаться, что кое-кто объявится уже ближе к завершению проекта по восстановлению Ми-4.

http://storage1.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476728185_8072399_0188e4e3b8.jpeg

А пока всё сами, своими силами...

http://storage3.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476728216_4440045_fa358d4c16.jpeg

Выглядит страшно, но это всё отмоется.

http://storage5.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476728258_6581249_a52b1a8b0d.jpeg

Сердце вертолёта – двигатель АШ-82В (В – вертолётный). Изначально это был Wright Cyclone, семейство двигателей разработки американской компании Curtiss-Wright. В 1930 годах по лицензии его собирали в СССР как М-25, ставился он на И-15, И-153, И-16 и другие истребители. Конструкторы последовательно увеличивали мощность и ресурс мотора, так появился М-62. Наконец, вместо однорядной 9-цииндровой "звезды" сделали двухрядный мотор (два ряда по семь цилиндров), который получил название М-82, переименованный в честь конструктора Аркадия Швецова в АШ-82.

http://storage9.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476728337_3475500_d942d10d68.jpeg

К слову, вертолёт получит новое "сердце". Где-то на складах удалось найти двигатель первой категории: совершенно новый, в упаковке, законсервированный. Состояние такое, что "достал, тряпочкой протёр – и можно работать".

http://storage2.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476728389_9250047_111884db39.jpeg

Исторических самолётов в состоянии лётной годности во всём мире летает больше, чем вертолётов.
С точки зрения физики вся конструкция намного сложнее, чем в самолёте. Если там все держится на подъёмной силе на крыле и нагрузки разносятся, то здесь все нагрузки сконцентрированы на редукторной раме. А ещё много вращающих моментов и большие вибрации...

http://storage6.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476728441_1877824_f723a73790.jpeg

Впереди – разборка, дефектация и ремонт шасси.

http://storage2.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476728480_1815153_ddb7b6a1ef.jpeg

За прошедший год удалось отремонтировать часть трансмиссии и часть редуктора.

http://storage6.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476728511_6584368_06586b4820.jpeg

Хвостовая балка.

http://storage5.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476728548_4428370_a70c09cf65.jpeg

Валы хвостовой балки даже ремонтировать не пришлось - как новые.

http://storage1.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476728594_4954337_d34b251708.jpeg

Проблема, которую пока не удаётся решить – ремонт или изготовление лопастей. Первые вертолёты были с деревянными лопастями, сейчас таких не найти. На крайних сериях уже применялись металлические, но и их тоже не выпускают.

http://storage2.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476728642_3185245_6c08617e5b.jpeg

Завод сам лопасти не производит, но ребята из Киржача, узнав, что восстанавливается Ми-4, предложили подогнать новые лопасти рулевого винта, законсервированные.

http://storage3.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476728675_6545691_ffeb6080c0.jpeg

Сейчас основная задача – снять лопасти несущего винта с памятника в Торжке и отремонтировать их.

http://storage6.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476728717_3252747_702436a7c8.jpeg

Для того, чтобы восстановить вертолёт, пришлось привлекать мастеров, которые работали с ним в 1970-1980 годы.
"В какой-то момент мы поняли, что сами не можем продолжать вести восстановление вертолёта. Привлекли старых ветеранов, которые здесь работали. Старшему бригады, бывшему мастеру ОТК этого цеха, 76 лет. Он пришёл, говорит: "Вы что, это не можете найти? Да это вот так, а это тут, а это вот отсюда". Деды у нас что надо, дай ему автомат, в бой пойдёт!"

http://storage4.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476728804_6410901_b5f267ac85.jpeg

Ну и молодёжь тоже увлечённо занимается восстановлением Ми-4.

http://storage1.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476728836_7527341_d41c439456.jpeg

Цель всего проекта – довести машину до лётного состояния. Главные эксперты по авиареставрации работают в новосибирском СибНИА. Они подтвердили, что после восстановления деталей и агрегатов проверят системы и выдадут разрешения на пробный запуск.

http://storage2.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476728877_4057468_bf4c8a7708.jpeg

Пилотов-испытателей, которые поднимут машину в первый полёт, тоже ещё предстоит найти.
Не каждый сядет в машину, которая простояла 30 лет. Для этого нужно быть немного безбашенным...

http://storage4.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476728922_1005113_727fd729e4.jpeg

Когда вертолёт будет готов к полётам – сказать сложно, слишком много непредсказуемых факторов. Но в том, что коллектив МАРЗ доведёт эту сказку до счастливого конца, сомневаться не приходится.

http://storage1.static.itmages.ru/i/16/1017/h_1476728963_3550220_baf0773b45.jpeg

Мы продолжим следить за состоянием процесса восстановления Ми-4 и периодически будем показывать его здесь и здесь.
Больше фоток Ми-4 тут.

Автор материала: Марина Лысцева
Источник: http://fotografersha.livejournal.com/840442.html

+4

2

host13 написал(а):

Когда вертолёт будет готов к полётам – сказать сложно


Хороший репортаж. Хочется продолжения. (имел честь пользовать сей аппарат)

0

3

Первый вертолёт на который ступила моя нога лет в 10 в Бузулукском УАЦ. Очень увлеченно смотрел, спасибо. Продолжайте.

0


Вы здесь » ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » МАТЧАСТЬ » Из хлама - в небо!


Создать форум Помощь