ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ

Объявление

ВНИМАНИЕ!!!!!!!!!!!!!!!! ЕСЛИ ВЫ ЗАРЕГИСТРИРОВАЛИСЬ И НЕ МОЖЕТЕ ВОЙТИ ПИШИТЕ НА АДРЕС, kirill83s-pb@mail.ru ПРОБЛЕМУ РЕШИМ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. С УВАЖЕНИЕМ, АДМИНИСТРАЦИЯ ФОРУМА ВЕРТОЛЕТЧИКОВ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » МАТЧАСТЬ » Ми-28


Ми-28

Сообщений 1 страница 30 из 1000

1

ОКБ Миля, Ми-28
1982

Вертолет может использоваться для огневой поддержки сухопутных войск, сопровождения десантно-транспортных вертолетов, поражения воздушных целей и решения многих других боевых задач, однако основным назначением его является уничтожение бронетанковой техники противника, так как согласно некоторым исследованиям, боевые вертолеты этого класса при борьбе с танками в 10-20 раз эффективнее танков, решающих аналогичную задачу.

Разработка Ми-28 велась на Московском вертолетном заводе им. М.Л. Миля с 1980 года в условиях творческого соревнования с ОКБ им. Н.И. Камова, создавшего альтернативный боевой вертолет Ка-50. Опытный образец Ми-28 впервые поднялся в воздух 10 ноября 1982 года. По итогам проводившихся в 1984 году сравнительных испытаний Ка-50 выиграл конкурс у еще "сырого", недоведенного Ми-28, что, впрочем, не означает, что у этой машины нет будущего.

Ми-28 представляет собой вертолет одновинтовой схемы с пятилопастным несущим и Х-образным рулевым винтами, прямым крылом малого размаха и трехстоечным неубирающимся в полете колесным шасси с хвостовым колесом.

При создании конструкции вертолета в целом использован принцип взаимного экранирования агрегатов и защиты наиболее важных его элементов менее ответственными. В передней части узкого цельнометаллического фюзеляжа полумонококовой конструкции находится двухместная кабина экипажа с тандемным расположением кресел. Переднее кресло предназначено для штурмана-оператора, а несколько приподнятое заднее — для летчика. Особенностью кресел является смонтированная на них и срабатывающая автоматически в аварийных ситуациях система притягивания летчика для придания ему наиболее безопасной при жестком приземлении позы. Наряду с энергоемким колесным шасси с двухкамерной амортизацией это позволяет снизить возникающие в аварийных ситуациях нагрузки до переносимого организмом человека минимума. Наибольшая допустимая вертикальная скорость падения вертолета — 12м/с.

Система катапультирования экипажа на вертолете отсутствует, однако члены экипажа могут покинуть его с парашютами, для чего предусмотрен отстрел лопастей несущего винта, аварийный сброс дверей кабины и надув пневматических камер, расположенных ниже порога дверей (для предотвращения соударения с шасси). В конструкции кабины применена вы со к о стойкая броня, полностью броневое плоскопараллельное остекление выдерживает прямые попадания пуль калибром до 12.7мм и осколков 23-мм снарядов. Непрозрачная же броня выдерживает и попадания 23-мм снарядов. За кабиной экипажа находится закрывающийся большим люком технический отсек, в котором в случае необходимости могут разместиться два человека.

По обе стороны фюзеляжа в отдельных мотогондолах установлены турбовальные газотурбинные двигатели ТВ3-117ВМА. Между двигателями смонтированы главный редуктор и вспомогательная силовая установка АП-9В. Благодаря такой схеме силовой установки одним снарядом практически невозможно вывести из строя оба двигателя, а автоматическая электронная система регулирования, которой оснащена силовая установка, позволяет продолжать полет на одном двигателе при выходе из строя одного из двигателей. Для защиты от зенитных ракет с тепловыми головками самонаведения на двигателях установлены экранно-выхлопные устройства, в которых поток раскаленных отработавших газов от двигателей смешивается с холодным окружающим воздухом. Это позволяет снизить тепловую заметность вертолета более чем в 2.5 раза по сравнению с Ми-24. Воздухозаборники двигателей оборудованы пылезащитными устройствами.

Запас топлива в протектированных мягких топливных баках составляет 1900л. Для увеличения дальности полета возможна установка четырех дополнительных топливных баков.

Несущий винт вертолета имеет пять выполненных из стеклопластика лопастей, снабженных титановыми противоабразивными накладками. Лопасти имеют прямоугольную форму в плане, высоконесущие профили и стреловидные законцовки. Размеры и сечения их лонжеронов выбраны таким образом, чтобы средства поражения наиболее вероятного калибра (12.7—23мм) при попадании не приводили к недопустимой потере прочности лопастей. Титановая втулка несущего винта выполнена по упрощенной технологии с эластомерными подшипниками и гидравлическими демпферами.

Х-образный рулевой винт образован двумя двухлопастными винтами, лопасти которых установлены под углами 45 и 135°. Такая схема позволяет существенно снизить уровень шума и уменьшить, таким образом, заметность вертолета в акустическом диапазоне.

Установленное на вертолете пилотажное и прицельно-навигационное оборудование включает в себя прицельно-пилотажно-навигационный комплекс ПрПНК-28 и комбинированную обзорно-прицельную систему, установленную на гиростабилизированной платформе и позволяющую управлять как стрельбой из пушки, так и пуском противотанковых ракет. Для снижения психофизических нагрузок на летчика сокращен до минимума объем выдаваемой ему информации (за счет исключения количественной информации о работе систем, не влияющих на выполнение боевой задачи): информация обрабатывается бортовой ЭВМ и выводится на индикатор на лобовом стекле кабины летчика. Летчик имеет нашлемный прицел, с помощью которого он может взять управление пушкой на себя или перенацелить обзорно-прицельную систему.

При работе обзорно-прицельной системы в дневном варианте штурман-оператор может использовать два оптических канала с широким и узким полями зрения и оптико-телевизионный канал с узким полем обзора. При работе в ночном варианте используется телевизионный канал для низких уровней освещенности. Члены экипажа могут также пользоваться очками ночного видения. Входящий в состав системы лазерный дальномср-целеуказатель используется для внесения поправок в автоматическом режиме при стрельбе из пушки и неуправляемыми ракетами, а также для выбора оптимальной траектории противотанковых ракет в момент их пуска. Информация обзорно-прицельной системы выводится на установленный в кабине штурмана-оператора индикатор.

Вертолет вооружен 30-мм одноствольной пушкой 2А42, установленной несъемно на турельной установке под передней частью фюзеляжа. Пушка имеет скорострельность 300-900 выстрелов в минуту и отличается большой массой снаряда и дальностью стрельбы. С помощью турельной установки пушка может поворачиваться по азимуту на ±100°, а по углу места — от +13° до -40°. Подвесное вооружение размещается на четырех пилонах, установленных под консолями крыла (по два под каждой консолью). Для борьбы с танками здесь подвешивается до 16 ракет "Штурм" с радиокомандной системой наведения или "Атака-В" с радиолокационной системой наведения, а также практически вся номенклатура подвесного вооружения, используемого на транспортно-боевых вертолетах Ми-24: пусковые установки неуправляемых ракет калибром 57,80 и 122 мм, универсальные вертолетные гондолы с пулеметами или гранатометами, подвесные установки с 23-мм авиапушками, авиабомбы и баки с зажигательной смесью.

Для ведения радиоэлектронной борьбы на вертолете установлен комплекс радиопротиводействия "Витебск". В контейнерах на концах крыла смонтированы автоматы для сбрасывания тепловых ловушек.

Важным режимом, обеспечивающим высокую боеспособность вертолета, является удобство и простота его технического обслуживания. Доступ к большей части агрегатов обеспечивается без использования приставных стремянок, капоты и люки отсеков оборудования открываются быстро, имеются встроенные системы контроля. Удельная суммарная трудоемкость техобслуживания снижена по сравнению с Ми-24 в 3 раза, а по отдельным агрегатам и системам — в 3-9 раз. Вертолет подготовлен для эксплуатации в автономных условиях. Необходимое для этого оборудование размещено на самом вертолете.

В.Н.Шунков "Боевые вертолеты", 1999

0

2

В связи с созданием за рубежом усовершенствованных боевых вертолетов нового поколения (в 1975 году начали проходить летные испытания опытные боевые вертолеты Bell АН-63 и McDonnell-Douglas АН-64) в МВЗ им. М.Л.Миля в конце 1970-х годов также началась разработка усовершенствованного боевого вертолета нового поколения Ми-28 с высокоточным мощным вооружением с большой дальностью действия и обзорно-прицельной системой с высокой разрешающей способностью и мобильностью. Для нового вертолета на основе опыта боевого применения вертолетов Ми-8 и Ми-24 была разработана оптимальная концепция по критерию стоимость — эффективность и использованы передовые технические решения, обеспечивающие высокие летные и эксплуатационные характеристики при допустимом техническом риске.

Полномасштабная разработка вертолета началась в 1980 году, а 10 ноября 1982 года совершил первый полет первый экспериментальный образец вертолета Ми-28 (летчик-испытатель Г.Р.Карапетян). Вертолет был меньше боевого вертолета Ми-24, но несколько больше американского вертолета АH-64А "Apache". Экипаж вертолета, как и у всех боевых вертолетов, состоял из двух человек: летчика в задней кабине, обеспечивающего пилотирование вертолета и применение неуправляемого оружия, и штурмана-оператора в передней кабине, обеспечивающего поиск, обнаружение, распознавание и уничтожение малоразмерных целей на предельных дальностях с применением управляемого высокоточного оружия и пушечной установки, а также вертолетовождение. В отличие от зарубежных боевых вертолетов, на Ми-28 предусмотрен специальный отсек, в котором могут разместиться при необходимости два человека, если потребуется срочно эвакуировать экипаж пострадавшего вертолета или самолета.

Для повышения живучести вертолета использовано не только бронирование кабины экипажа и отдельных агрегатов, но и конструктивно-компоновочные решения, обеспечивающие взаимное экранирование агрегатов и защиту более важных агрегатов менее важными, а также выбор материалов и размеров элементов конструкции, чтобы при их повреждении не происходило катастрофическое разрушение за время, достаточное для выполнения задания и возвращения на базу, широко применяется дублирование наиболее важных систем.

Использование системы катапультирования экипажа было признано нецелесообразным, поэтому, учитывая, что большая часть полетов происходит на малых высотах, был применен ряд решений, позволяющих экипажу выжить, не покидая вертолет, при аварийном приземлении со скоростями и перегрузками, значительно превышающими нормальные.

Большое внимание было уделено улучшению эксплуатационных характеристик, для чего сокращено число точек смазки благодаря использованию тканевых и эластомерных подшипников, применены встроенные средства автоматизированного контроля и облегчен доступ к силовой установке и отсекам оборудования. В результате общая трудоемкость технического обслуживания по сравнению с вертолетом Ми-24 уменьшилась в три раза, а по отдельным системам и агрегатам — в девять раз. Предусмотрена возможность быстрого перебазирования вертолетов с помощью военно-транспортных самолетов Ан-22 и Ил-76 при минимальной разборке: снимаются только лопасти несущего и рулевого винтов.

Разработка вертолета Ми-28 задержалась из-за недостаточного финансирования, испытания первого из четырех опытных вертолетов, оснащенного всеми системами и оборудованием, начались только в январе 1988 года, а в мае 1989 года вертолет Ми-28 впервые был продемонстрирован за рубежом на 38-й международной авиационно-космической выставке в Париже, а затем и на других международных выставках, вызвав большой интерес специалистов и посетителей.

Обладая мощным вооружением и большим статическим и практическим потолком, вертолет Ми-28 может с большой эффективностью применяться частях специального назначения и для борьбы с террористами, скрывающимися в труднодоступных местах, для уничтожения их техники и оборонительных сооружений.

Разработан вариант для круглосуточного всепогодного применения Ми-28Н (ночной) с надвтулочной РЛС миллиметрового диапазона и системой "FLIR" в носовой части фюзеляжа, постройка которого была завершена в 1995 году; поступит в эксплуатацию после 2000 года. Разрабатываются также морской вариант палубного базирования для огневой поддержки десантов и вариант, вооруженный УР класса "воздух—воздух".

КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя ГТД, трехопорным шасси и вспомогательным крылом.

Фюзеляж цельнометаллический, полумонококовой конструкции из алюминиево-литиевых сплавов с широким использованием КМ, имеет значительно меньшие размеры, чем у вертолета Ми-24. В носовой части размещена двухместная кабина экипажа с отдельными кабинами штурмана-оператора и летчика, сиденья которых расположены уступом, как на Ми-24. Кабина экипажа образована плоскими поверхностями и полностью бронирована с использованием облегченной титановой брони с керамическими наружными плитками и малобликующего броневого остекления, выдерживающего прямое попадание пуль калибром 12.7мм. Поврежденные керамические плитки брони могут заменяться. Между кабинами штурмана-оператора и летчика имеется бронированная перегородка. Система спасения экипажа на малых высотах включает энергопоглаощающие кресла, снабженные системой притяжения экипажа к креслам для создания необходимой изготовочной позы: на больших высотах экипаж может покинуть вертолет с помощью парашютов через большие

боковые двери, открывающиеся влево у штурмана-оператора и вправо у летчика. За кабиной экипажа расположен специальный технический отсек, в котором в случае необходимости могут разместиться два человека, доступ в отсек осуществляется через люк и откидной трап с левого борта.

Крыло малого удлинения, размахом 4.88м среднерасположенное, с отрицательным поперечным V, имеет кессонную конструкцию из алюминиевых сплавов, носок крыла и хвостовая часть изготовлены из КМ. Крыло обеспечивает разгрузку несущего винта и используется для подвески вооружения и контейнеров с оборудованием или подвесных топливных баков на четырех узлах под крылом и двух на концах крыла.

Шасси трехопорное, с хвостовым колесом, неубирающееся, главные опоры имеют амортизаторы с увеличенным ходом амортизации, обеспечивающие снижение перегрузок при ударе о землю с вертикальной скоростью 12м/с до уровня, который физиологически может переноситься экипажем; колеса главных опор имеют давление 0.53МПа. Колея шасси 2.29м, база шасси 11м.

Несущий винт пятилопастный, такого же диаметра, как на Ми-24, но с новыми лопастями, имеющими профили с увеличенной кривизной, создающие большую подъемную силу. Лопасти прямоугольной формы в плане, хорда лопасти 0.67м. Концевые части лопастей имеют стреловидность по передней кромке. Лопасти имеют стеклопластиковый лонжерон, изготовленный методом спиральной намотки на станках с ЧПУ, к которому присоединены стеклопластиковые секции с сотовым заполнителем; вдоль носка лопасти проходит противоэрозионная титановая накладка с электрической противообледенительпой системой. Титановая втулка несущего винта имеет эластомерные шарниры и гидравлические демпферы. Скорость вращения несущего винта 242 об/мин, окружная скорость концов лопастей 216м/с.

Рулевой винт диаметром 3.84м, четырехлопастный, образован двумя двухлопастными винтами с эластомерными горизонтальными шарнирами. Лопасти рулевых винтов установлены под углами 45° и 135° для уменьшения уровня шума. Лопасти прямоугольной формы в плане, из стеклопластика, хорда лопасти 0.24м.

Силовая установка состоит из двух турбовальных ГТД со свободной турбиной ТВЗ-117ВМ Санкт-Петербургского научно-производственного объединения им. В.Климова (главный конструктор С.А.Саркисов) взлетной мощностью 1620кВт, установленных в отдельных гондолах по бокам фюзеляжа и снабженных модернизированной электронной системой регулирования. Вспомогательная силовая установка — ГТД, расположенный за редуктором несущего винта сверху фюзеляжа, обеспечивает подачу сжатого воздуха для запуска двигателей и привода систем. Воздухозаборники ГТД снабжены пылезащитными устройствами, а сопла охлаждаются потоком воздуха, поступающего через воздухозаборники по бокам мотогондол и смешиваемого с потоком газов ГТД для уменьшения ИК-излучения.

Топливо содержится в мягких топливных баках общей емкостью около 1900л с латексным самозатягивающимся протектором. Для перегоночных полетов возможна установка подвесных топливных баков.

Система управления механическая, с гидроусилителями, предполагается разработка электродистадионной системы управления. Управление вертолетом максимально скомплексировано: в кабине летчика размещены органы управления полетом, в кабине штурмана-оператора — управление вооружением.

Гидравлическая система дублированная. Рабочее давление в системе 15.2МПа.

Электрическая система переменного тока с напряжением 208В получает питание от двух генераторов с приводом от главного редуктора.

Оборудование: комбинированная обзорно-прицельная система с высокими разрешающими способностями и уровнем автоматизации на гиростабилизированной платформе с подвижностью +110°-110° по азимуту и +13°-40° по углу места для наведения ПТУР и стрельбы из пушки. В дневном варианте система имеет два оптических канала с широким и узким полями зрения (3-кратное увеличение и 13-кратное соответственно). Для действий в темное время суток может использоваться оптико-телевизионный канал (с ТВ-системой для низких уровней освещенности и 20-кратным увеличением). Установлен лазерный дальномер-целеуказатель, определяющий текущую дальность до цели и выдающий ее ЭВМ для вычисления поправок при стрельбе из пушки и пуска НАР, а также для пуска управляемых ракет. Возможно использование экипажем очков ночного видения. Приборное оборудование кабины летчика включает ИЛС и нашлемный прицел для управления пушкой. Кабина штурмана-оператора оснащена индикатором на ЭЛТ — для отображения данных оптико-электронной системы. Установлен вертолетный комплекс РЭП "Витебск", имеются устройства подавления ИК-излучения и автоматы сбрасывания ЛТЦ, установленные в контейнерах на концах крыла.

Вооружение. Состоит из модифицированной танковой пушки 2А42 калибром 30мм с большой начальной скоростью снаряда, скорострельность 900 выстр/мин по воздушным целям и 300 выстр/мин по наземным целям; боекомплект 300 снарядов размещается в двух патронных ящиках. Пушка размещена на турельной установке под фюзеляжем, работает синхронно с прицелом и имеет такую же подвижность. Специально для вертолета Ми-28 разрабатывается новая одноствольная пушка (30мм, 500 и 600 выстр/мин, 250 снарядов).

Под крылом могут подвешиваться до 16 ПТУР "Штурм" с радиокомандной системой наведения или "Атака-В" с радиолокационной системой наведения и два блока НАР калибром 57мм, 80мм и 130мм. Возможна установка ПТУР "Вихрь" с лазерной системой наведения. Управляемое оружие (пушка, ПТУР) применяется штурманом-оператором из передней кабины, НАР могут запускаться из обеих кабин. В пределах визуальной видимости, без использования увеличивающей оптики, летчик также может наводить пушку и вести из нее огонь с помощью ИЛС либо нашлемного прицела. На четырех точках подвески могут также крепиться контейнеры с гранатометами и пушками калибром 23мм, бомбы калибром до 500 кг. Вертолет оснащен приспособлениями для постановки мин.

Е.И.Ружицкий "Вертолеты", 1997

0

3

Во время операции «Буря в пустыне» только по причине ошибок в пилотировании ночью вблизи земли американская армейская авиация потеряла минимум пять экипажей вертолетов «Апач» с системами ночного видения. Интересно, что 98% применения огневых средств было в простых метеоусловиях. Еще ранее блестяще задуманная ночная операция по освобождению служащих американского посольства в Тегеране, захваченных в качестве заложников, сорвалась из-за столкновения на земле сразу нескольких транспортных вертолетов. И, наконец, в Чечне авиация применялась почти исключительно днем и в сравнительно простых метеоусловиях. Горько вспоминать сводки сообщений: «Днем федеральные войска берут ситуацию под свой контроль, а ночью практически на всей территории хозяйничают незаконные вооруженные формирования...»

«КР» уже сообщал о том, что ОКБ имени М.Л.Миля разработало модификацию вертолета Ми-28 - Ми-28Н, основное отличие которого - круглосуточное боевое применение, в том числе в абсолютной темноте, когда отсутствует даже слабая подсветка от звезд, в любых метеоусловиях! Опыт применения авиации в войнах второй половины нынешнего века показал, что чаще всего поражение боевого вертолета наземными средствами ПВО осуществляется при визуальном контакте. Это означает, что вертолет должен совершать полет и вести боевые действия на малых высотах. Иначе вероятность его поражения очень высока. Он должен огибать складки местности, маскироваться в ущельях и в руслах рек, при необходимости временно скрываться на опушке леса и при этом - проводить необходимые боевые операции автономно или в группе. В одноместной машине выполнить такие задачи при современном уровне техники крайне сложно.

Ведущие вертолеты фирмы США «Макдоннелл-Дуглас», «Белл» и «Сикорский» строили летающие лаборатории и пытались сделать одноместный вертолет. Но даже при уровне развития электроники ничего путного не получилось. Американские фирмы по разным направлениями провели исследования (затратили около 1,5 млрд. долларов) по оценке создания одноместного вертолета и однозначно пришли к выводу, что одноместная боевая машина нецелесообразна. При двухместной схеме один летчик пилотирует и обеспечивает низковысотный полет, уход от атакующих средств и т.д. Второй - работает по целям: обнаруживает их, распознает, прицеливается и производит атаку, в том числе и неуправляемым оружием. При необходимости он может прицеливаться и атаковать, не входя в контакт с целью и даже (такие программы есть) стрелять «из-за угла». Новый боевой вертолет ОКБ Миля создан на базе самого мощного современного боевого Ми-28. Однако сходство у них только внешнее. «Начинка» полностью изменилась. Помимо уникального электронного оборудования, модернизированы многие конструктивные узлы и системы, установлен новый главный редуктор. Агрегаты вертолета успешно прошли всесторонние испытания. В то же время машина сохранила все достоинства Ми-28, в том числе мощное вооружение и бронирование.

Здесь хотелось бы сделать некоторое отступление. В связи с необходимостью обновления парка винтокрылых машин ВВС Швеции был проведен конкурс. Шведские военные из всего парка военных вертолетов мира выбрали два: американский «Апач» и Ми-28А, освоенный в производстве на Ростовском вертолетном заводе. Тендерные испытания проводились в сентябре-октябре 1995 г. на севере и юге Швеции. По мнению шведов, наш Ми-28, который они быстро освоили, благодаря более мощному бронированию и более продуманной конструкции имеет лучшую выживаемость. Его практически не могли засечь радары шведской ПВО, аналогичные НАТО, если полет происходил на высотах менее 20 м. Система наведения ракет у Ми-28 такая, что практически нельзя создать помехи. Шведы считают нашу машину перспективной и приоритетной. Сегодня шведы отрабатывают концепцию оснащения Ми-28 своей авионикой, а мы делаем летательный аппарат. Так шведы решают очень важную для себя задачу - создание рабочих мест. Мы поддерживаем эту идею кооперации для вертолетов, которые будут в шведской и других скандинавских армиях. И что особенно важно, Ми-28 почти в 2 раза дешевле, чем «Апач». Конкурс продолжается.

На «Апаче» установлено эффективное электронное оборудование и, прежде всего, система ночного видения, как для летчика-оператора, так и для командира. Но шведы видимо, знали о том, что при первом же массовом ночном применении «Апачей» в Ираке несколько машин этого типа разбилось, врезавшись в песчаные барханы или столкнувшись между собой в воздухе. Очевидно, система ночного видения не обеспечивает экипажам полной безопасности. Поэтому все следят за новой модификацией AH-64D «Лонгбоу-Апач», которого можно будет с полным основанием назвать ночным вертолетом. Его отличительная особенность - надвтулочный радар миллиметрового диапазона повышенной разрешающей способности «Лонгбоу». Этот комплекс позволяет, помимо ночной охоты, выполнять функции разведывательные и информационные, подобные тем, которые выполняют самолеты «Авакс». Ми-28Н - уникальное явление в мировом вертолетостроении. Эта уникальность определяется рядом обстоятельств, которые вряд ли когда-либо повторятся.

Во-первых, Ми-28Н - это инициативная разработка Московского вертолетным заводом им. М.Л. Миля на базе боевого вертолета Ми-28 (базовый вертолет иногда обозначают Ми-28А). Выкатка из сборочного цеха первого опытного экземпляра состоялась 16 августа 1996 года, 14 ноября 1996 года этот вертолет впервые поднялся в воздух.. После перевода вертолетов из ВВС в подразделения авиации Сухопутных войск милевцы разработали концепцию боевого вертолета для этого рода войск. Прежде чем оформить техническое задание на Ми-28Н, в течение нескольких лет специалисты МВЗ совместно с институтами Министерства обороны формировали облик этого вертолета. Специфические особенности Сухопутных войск (работа в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях, в отрыве от аэродромов и стационарных баз, совместимость горюче-смазочных материалов, боеприпасов, средств связи и управления, простота эксплуатации применяемой техники) потребовали соответствующих качеств от Ми-28Н. Естественно, что, сформулировав столь специфические требования, нужно было найти технические решения для их достижения. И здесь появилась вторая особенность этой разработки. Поиски совпали по времени с конверсией. Многие крупные разработчики, выполнявшие в основном заказы ракетно-космического комплекса и имеющие самые высокие технологические заделы, стали испытывать трудности с заказами и финансированием. Милевцы этим и воспользовались, чтобы использовать эти технологии и заделы.

Было ясно, что ставшие уже обычными очки ночного видения, тепловизоры, телевидение и локаторы маловысотного полета задачу не решат. Нужно создавать не только новое оборудование, но и так его скомбинировать, чтобы получить высокоинтеллектуальную машину. Занялся этим Гиви Ивлеанович Джангджава, доктор технических наук, профессор - главный конструктор приборостроительного конструкторского бюро. Направлением, которое обеспечило решение этой проблемы, была глобальная интеграция бортового оборудования. Сегодня все оборудование Ми-28Н объединено в единый комплекс, за который отвечает один разработчик. В техническом аспекте интеграция затронула организацию взаимодействия, управление, индикацию, контроль, подготовку к вылету.

Все органы управления бортовым оборудованием интегрированы в единую управляющую систему, что позволило сократить их число до разумного минимума и разместить в относительно небольших кабинах летчика и штурмана-оператора. Все текущие параметры, которые необходимо индицировать выводятся на индикацию посредством системы отображения информации, состоящей из шести многорежимных жидкокристаллических индикаторов - по три в каждой кабине. Кроме того, у каждого из членов экипажа имеется группа резервных приборов на случай аварийных ситуаций. На вертолете применена единая вычислительная среда, в составе трех центральных БЦВМ и целого ряда периферийных, совместимых с IBM PC, что резко упрощает разработку бортового программного обеспечения. В комплекс входят современные цифровые вычислительные машины с открытой архитектурой, которая позволяет наращивать функции и вкладывать любой объем интеллекта при появлении новых задач или при адаптации уже заложенных задач к новым конкретным условиям. Кроме того, чтобы пилоты могли работать эффективно и без утомления, тем более в ночных условиях, создан современный комплекс индикаторов, не дающих активного излучения. Компоновка кабины новая, выполнена с учетом последних достижений эргономики.

Связи в таком комплексе сделаны на современных мультиплексных каналах информационного обмена. Этот стандарт имеет аналог в странах НАТО. Следовательно, аппаратура, удовлетворяющая требованиям данного стандарта, позволяет соединять любое оборудование в любом рациональном сочетании и в процессе отработки вертолета подключать новые компоненты, находящиеся на более современном уровне. На Ми-28Н стоит современная инерциальная система, которая способна при любых маневрах определять пространственные координаты вертолета и выдавать необходимую информацию летчику и команды на управляющие органы. Оптические, ИК - тепловизионные датчики и надвтулочный бортовой локатор позволяют видеть, помимо воздушных целей, впереди лежащие препятствия, включая деревья и линии электропередач. Система картографической информации, имеющая банк цифровых данных о рельефе района боевых действий с высокой степенью разрешения, формирует трехмерное изображение участка, в котором находится вертолет.

Интегрированный комплекс бортового оборудования (ИКБО) Ми-28Н при решении боевых задач обеспечивает пилотирование с огибанием рельефа местности как в ручном, так и в автоматическом режиме. На вертолете в шарообразном обтекателе над втулкой несущего винта установлена многофункциональная БРЛС "Арбалет" производства НИИР "Фазотрон".

Она обеспечивает выдачу информации о препятствиях, включая отдельно стоящие деревья и провода линий электропередач, делая возможным круглосуточный полет на предельно малой высоте 5 - 15 метров даже в сложных метеоусловиях. Той же цели служат очки ночного видения и пилотажная тепловизионная станция, которая может давать информацию как инфракрасное "окно в ночь" впереди по курсу или в любом направлении, обозначенном поворотом головы летчика, получая целеуказание от нашлемной системы или бортового компьютера.

На вертолете установлена также система картографической информации с высокой степенью разрешения и банком цифровых данных о рельефе местности в районе боевых действий. Вычислительная система может формировать на основе этих данных трехмерное изображение участка местности, на котором находится вертолет, а это легко уточнить с помощью спутниковой навигации, скомплексированной с инерциальной. Все многообразие информации представляется летчику и штурману-оператору на цветных жидкокристаллических дисплеях, установленных по три в передней и задней кабинах.

Электронное оборудование включает в себя также систему ориентации по физическим полям Земли, и комплекс средств связи и надвтулочную РЛС кругового обзора "Арбалет". РЛС обеспечивает вертолету вести поиск целей, работая вместе с ОПС "Ротор" в обычном режиме. Вертолет может производить поиск целей, укрываясь в складках местности или за деревьями, выставив из-за укрытия только свою "макушку". В этом случае достаточно только использование РЛС. Определив цели и их тип, распределив их по необходимости между вертолетами группы, выбрав объект для атаки, вертолет энергично выходит из засады и "обрабатывает" цели средствами поражения или наводит ударную авиацию или другие вертолеты группы. Кроме того РЛС Ми-28Н в отличие от РЛС AH-64D "Longbow" способна решать пилотажно-навигационные задачи.

Каждое из перечисленных средств может использоваться автономно. Однако в качестве основного режима используется синтез картографической, тепловизионной и радиолокационной информации с выводом на дисплей трехмерного изображения местности и директорией информации в удобном для летчика виде. Точностные характеристики аппаратуры должны, по расчетам, обеспечить условия безопасного пилотирования на предельно малых высотах. Для поиска, обнаружения и распознавания целей разработана новейшая обзорно-прицельная станция с оптическим, телевизионным, тепловизионным и лазерным каналами наблюдения. Все каналы (за исключением оптического) имеют возможность цифрового представления информации с выдачей ее на экран и, в цифровом виде, в систему автоматизации распознавания целей. Вся обобщенная информация поступает на индикаторы штурмана-оператора, который и принимает окончательное решение. Связное оборудование обеспечивает связь с любыми командными пунктами сухопутных войск (СВ), передачу информации на них, а также между вертолетами в группе и другим потребителям, располагающим необходимым приемным оборудованием. Соответственно вертолет имеет аппаратуру для получения внешнего целеуказания от командования. Все это в комплексе позволяет машине работать на малых высотах 5-15 м, в боевых порядках, проводить штурмовые операции с посадкой на промежуточных площадках, решать боевые задачи, стрелять как бы из-за угла, не входя в прямой контакт с целью и не подвергая вертолет риску уничтожения.

Благодаря наличию надвтулочной РЛС, экипажу Ми-28Н не обязательно «показывать» весь вертолет противнику, достаточно выставить «макушку» из естественного укрытия-засады и осуществлять поиск целей, причем не только для себя, а для всех летательных аппаратов, участвующих в атаке. Определив объекты для удара, Ми-28Н выполняет энергичный «подскок» и «обрабатывает» их сверхзвуковыми управляемыми ракетами «Атака», с радиокомандной системой наведения. Эта система обладает наивысшей помехозащищенностью, а ракета пробивает танковую броню с «динамической» защитой всех танков, находящихся на вооружении современных армий. Дальность поражения существенно выше, чем у современного противотанкового оружия.

Вооружение вертолета Ми-28Н во многом унаследовано от дневного варианта и по прежнему состоит из пушечного, управляемого и неуправляемого ракетного вооружения.

Подвижная пушечная установка оснащена пушкой 2А42 калибра 30 мм. Пушка разворачивается по горизонту на ±110 град., то есть почти назад, в горизонтальной плоскости и +13 и -40 град. в вертикальной и соответствуют углам отклонения ОПС. Применение пушки на Ми-28Н осуществляет оператор, хотя прицеливание может производить летчик при помощи нашлемной системы целеуказания. Что очень важно - пушка имеет полную унификацию по боекомплекту с обычной пушкой сухопутных войск. По своим параметрам (большая масса снаряда и его начальная скорость) это пушка превосходит пушку «Апача».  Эта же пушка установлена на Ка-50, -52 и Ми-28А, а также на БМП-2, БМП-3, БМД-2 и БМД-3. Привод пушечной установки - электрический. Питание пушки - ленточное, двухстороннее из двух патронных ящиков, закрепленных на турели. Это значительно повышает надежность работы системы (отсутствуют гибкие перекручивающиеся рукава). Благодаря селективному питанию экипаж может выбрать тип снаряда (бронебойный или осколочно-фугасный) непосредственно во время боя.

Опыт применения пушек на различных вариантах Ми-24 показал, что подвижная пушка гораздо удобнее в эксплуатации: разворот счетверенного пулемета на турели Ми-24Д занимал в 3-4 раза меньше времени, чем разворот всего вертолета Ми-24П с неподвижной пушкой. К тому же вертолету с подвижной пушкой не надо разворачиваться, гася при этом скорость до 100 км/ч, что делает вертолет более уязвимым для противника.

По непроверенным данным в настоящее время специально для Ми-28Н ведется разработка пушки калибра 30 мм с боезапасом 250 патронов. Конструкторы хотят увеличить точность стрельбы, т. к. она пока оставляет желать лучшего. Дело в том, что тяжелая "танковая" пушка установлена далеко от центра масс вертолета, и отдача сильно влияет на точность стрельбы. Особенно это заметно при больших углах отклонения ППУ. Снижение массы орудия сможет значительно повысить точность стрельбы и быстроту поворота пушки.

Управляемое ракетное вооружение состоит из УР "Игла", ПТУР 9М120В "Атака-В" и ее "прародителя" - ракеты 9М114"Штурм", которая устанавливались на поздних модификациях вертолетов Ми-24, Ка-29. Сверхзвуковая высокоточная управляемая ракета "Атака-В" имеет радиокомандную систему наведения повышенной помехозащищенности, которая имеет ряд преимуществ перед лазерной: например она больше приспособлена к работе в дыму, пыли, сильном тумане. "Атака-В" поражает танки с динамической защитой брони, а также воздушные цели. Сверхзвуковая УР "Игла" относится к ракетам класса "воздух - воздух". Она предназначена для обороны вертолета от самолетов и вертолетов противника. Благодаря БРЛС "Арбалет", эти ракеты круглосуточно применяются в режиме "пустил - забыл", то есть являются полностью автономными после пуска. Ракеты всех трех типов унифицированы с боеприпасами Сухопутных войск. Их пуск осуществляется оператором. Радиус применения всех типов управляемого вооружения - 6 км.

В настоящее время на Ми-28Н планируют поставить новые ПТУР 9М-120Д "Атака-Д" с увеличенной до 8 км дальностью пуска. Применение этой ракеты на Ми-28А было невозможно из-за низкой разрешающей способности ОПС, не позволяющей вести поиск и обнаружение целей на дальностях более 6 км. Новая РЛС "Ротор" вместе со станцией ночного видения обеспечивает поиск точечных подвижных и групповых целей на удалении до 10 км.

Средства пассивной обороны включают в себя системы выброса ИК-ловушек и дипольных отражателей УВ-26. Эти системы предназначены для "сбивания с толку" ГСН ракет противника.

В состав вооружения входят также неуправляемые авиационные ракеты (НАР) С-57, С-80 и С-13 калибра 57, 80 и 122 мм соответственно. Максимальное количество НАР на точках подвески составляет 128 шт. для С-57, 80 шт. для С-80 и 20 шт. для С-13. Из неуправляемого вооружения можно отметить еще и 23-мм авиационные пушки ГШ-23 в неподвижных универсальных пушечных контейнерах УПК-23-250. На вертолете может устанавливаться две таких гондолы с боезапасом по 250 снарядов в каждой. Применение всей номенклатуры неуправляемого вооружения может осуществляться летчиком.

Может показаться, что НАР является устаревшим видом вооружения, но в случае группового применения вертолетов этот вид вооружения может оказаться незаменимым. Например, в случае группового налета на авиабазу противника, сначала вооруженные ПТУРами вертолеты устраняют очаги ПВО с безопасного расстояния и, израсходовав весь боекомплект призывают на помощь вертолеты с НАРами, которые уничтожают с близкого расстояния ангары, склады, наземные сооружения. Применение по этим видам целей ПТУР неоправданно дорого. Кроме того НАР очень эффективны при стрельбе по живой силе, автомобилях и т.д., поэтому НАР обязательно должны быть в составе вооружения даже чисто противотанковой машины. Именно НАР в основном применяются в Чеченской кампании с Ми-24 и Ми-8.

Вооружение вертолета может быть дополнено за счет управляемых ракет типа Р-73 класса "воздух - воздух", способных эффективно поражать воздушные цели, маневрирующие с перегрузкой до 12g в диапазоне скоростей от 0 (вертолет на висении) до 2500 км/ч. и ракет класса "воздух - поверхность". Возможно оснащение противорадиолокационными ракетами типа Х-25Л. Их наведение может осуществляться как с помощью БРЛС самого вертолета, так и с помощью других вертолетов и самолетов фронтовой авиации для достижения большей дальности применения этих ракет.

Вертолет может использоваться и как постановщик минных заграждений, для чего под крыло подвешиваются контейнеры малогабаритных грузов КМГУ-2. Также необходимо отметить, что помимо новейших образцов вооружения Ми-28Н может нести всю номенклатуру подвесного вооружения Ми-24, что повышает эффективность их совместного использования в строевых частях.

Во время боевого применения Ми-28Н в составе группы осуществляется автоматизированное распределение целей и многосторонний обмен информацией о целях между летательными аппаратами и пунктами. На вертолете применена разветвленная система встроенного контроля, что позволяет производить подготовку к вылету, послеполетное обслуживание и поиск отказавшей системы без применения специальной контрольно-поверочной аппаратуры. Это обстоятельство дает также возможность эксплуатировать вертолет вдали от аэродромов и оборудованных необходимых баз.

Ми-28Н - современная машина, имеющая на борту все органы ощущения и все мыслительные свойства, характерные для человека. Короче - это современный комплекс авионики, соответствующий пятому поколению. Как сказал вновь избранный генеральный конструктор Георгий Александрович Синельщиков, у Ми-28Н планер 5-го поколения. Здесь новые несущая система, трансмиссия, рулевой винт, подход к бронированию, дублирование и разнос главных систем, подбор материалов и комплектующих (на 98% отечественных). Все это подчинено живучести вертолета. Более того, на Ми-28Н сделаны новые цельнокомпозиционные лопасти, Х-образный рулевой винт для уменьшения шума и повышения эффективности, втулка с несмазывающимися шарнирами для удешевления эксплуатации, улучшены летные характеристики. На лопастях несущего и рулевого винтов применены новейшие аэродинамические профили. Установлен новый редуктор, имеющий больший ресурс и позволяющий установить новые двигатели 4-го поколения ТВ-3-117ВМ мощностью на 300 л.с., т.е. на 10% больше, чем на Ми-28. Они имеют достаточную мощность чрезвычайного режима для возврата на базу на одном двигателе. На двигателе установлены новый вентилятор и некоторые другие системы. Двигатель ТВ-3-117СБЗ - еще более форсированный с улучшенными характеристиками, сейчас находится на «горячих» испытаниях.

Конструкторам пришлось столкнуться с проблемой сохранения летно-технических характеристик вертолета в условиях резкого увеличения функциональной нагрузки. При этом милевцы были ограничены следующими обстоятельствами. Вертолет Ми-28А дневной, как летательный аппарат имел к этому времени большую статистику по эксплуатации. На нем неоднократно выполнялись фигуры высшего пилотажа, в том числе петля Нестерова. Специфические вертолетные фигуры - бочки и перевороты с последующим разворотом - позволяют летчику уходить от противника. Летчики Ми-28 имеют возможность в зависимости от складывающейся боевой ситуации выбрать из пилотажного арсенала этой машины тот или иной элемент и применив его в нужный момент неожиданно для противника, выиграть бой.

Известно, что перегрузки выше «3g» считаются для вертолетов очень большими. И в мире немного вертолетов, которые достигают таких перегрузок. У Ми-28 «3g» - нормальная эксплуатационная перегрузка. Необходимо было сохранить и другие важнейшие данные (взлетная масса Ми-28А - 10500 кг, максимальная скорость полета 300 км/ч, статический потолок 3600 м, динамический потолок 6000 м и может нести боевую нагрузку более 2000 кг). И второе обстоятельство: Ростовский вертолетный завод к моменту зарождения Ми-28Н заканчивал подготовку к серийному выпуску Ми-28А, затратив на эту работу много собственных средств. Важно - не меняя стапелей, не ухудшая летно-технических характеристик, обеспечить решение вышеперечисленных новых функциональных задач и, соответственно, разместить на вертолете много новых сложных систем. Подготовка производства Ми-28Н проведена на Ростовском заводе, и он может начать серийный выпуск, (вторая опытная машина строится уже в Ростове). Кстати, на первой машине стоит редуктор серийного завода.

При выполнении полетов над полем боя с высокой плотностью огня значительно возрастает вероятность поражения. Поэтому проблеме защиты экипажа здесь уделено самое пристальное внимание. В целях повышения боевой живучести на Ми-28Н реализован комплекс мероприятий, включающий:
разнос ГТД по бортам фюзеляжа и разделение их главным редуктором, что исключает возможность поражения обоих двигателей одним выстрелом, что часто происходило в боевых условиях на Ми-24 и Ми-8
обеспечение полета на одном двигателе с автоматическим выводом его на максимальный режим при отказе или поражении второго
возможность работы важнейших систем вертолета некоторое время без смазки
широкое применение пневматических приводов вместо пожароопасных гидравлических
круговое бронирование кабины экипажа, дублирование и взаимное экранирование важнейших систем и агрегатов вертолета
дублирование и разнесение по бортам проводки системы управления и электросети

Бронекабина экипажа, так называемая "ванна", выполнена из 10-мм листов алюминия, на которые наклеены 16-мм керамические плитки. Двери кабины выполнены из двух слоев алюминиевой брони и слоя полиуретана между ними. Лобовые стекла кабины представляют собой прозрачные силикатные блоки толщиной 42 мм, а боковые стекла и стекла дверей - из таких же блоков, но толщиной 22 мм. Кабина летчика отделена от кабины оператора 10-мм алюминиевой бронеплитой, что сводит к минимуму поражение обоих членов экипажа одним выстрелом.

Огневые испытания, проведенные в ГосНИИАС показали, что борта выдерживают попадание пуль американского 20-мм пулемета "Вулкан", лобовое стекло - пуль калибра 12,7 мм, а боковые стекла и стекла дверей - 7,62 мм.

Защиту от поражения управляемыми ракетами на Ми-28Н обеспечивают: аппаратура для постановки помех радиолокационным станциям и ракетам с инфракрасной системой наведения; аппаратура предупреждения об облучении вертолета радиолокационными станциями и лазерными целеуказателями противника, при этом экипаж оповещается об инфракрасном и радиолокационном облучении с помощью речевой индикации (набор некоторых фраз типа "противник сзади!"), блоком контрольных ламп и сообщений на МФД (многофункциональный дисплей); устройство отстрела патронов УВ-26 для защиты от ракет с тепловым наведением.

Рассматривая различные системы спасения экипажа, милевцы поначалу отказались от катапультирования с отстрелом лопастей несущего винта, но на Ми-28Н все-таки установили пироболты крепления лопастей. Система спасения работает по одному из двух алгоритмов, которые на данный момент отработаны и всесторонне испытаны:

При возникновении нештатной ситуации или катастрофического разрушения конструкции на высоте более100 м сначала отстреливаются лопасти винта, консоли крыла и двери обеих кабин, затем специальными резаками перерезаются ремни принудительного притяга, надуваются специальные "трапы" - баллонеты, которые не дают экипажу при покидании задеть шасси или повернутую пушку, и экипаж покидает машину с помощью парашютов.

При такой же ситуации, но на высоте менее 100 м срабатывает система принудительного притяга ремней, надежно фиксирующая экипаж в энергопоглощающих креслах "Памир-К" разработки КБ "Звезда". Сначала энергию удара гасят основные стойки шасси, которые, деформируясь, поглощают ее. Далее в работу вступают кресла, которые способны погасить вертикальную перегрузку 50-60 g до 15-17 g, обеспечивая травмобезопасность пилоту и штурману-оператору.

Шасси вертолетов семейства Ми-28 выполнено неубирающимся, что обусловлено малым запасом времени при аварийной посадке. В этой ситуации убирающееся шасси, а тем более шасси, которое закрывается створками, может не успеть выйти из ниш, передав тем самым всю энергию на фюзеляж, что неизбежно приведет к катастрофическим разрушениям. К тому же неубираемое шасси позволило вертолету "сбросить вес" за счет отсутствия механизмов складывания и уборки шасси. Основные стойки шасси на Ми-28Н выполнены энергоемкими, они специальным образом деформируются при грубой посадке, гася значительную часть энергии удара.

Испытания Ми-28Н будут совмещены в один этап летно-конструкторских и государственных испытаний. Окончание их планируется закончить в 1998 году. Для их ускорения закладываются новые средства бортовых измерений, которые позволят мгновенно обрабатывать результаты испытаний и, соответственно, должны ускорить получение необходимых заключений. После этого машина будет готова поступить на боевое снабжение. Есть еще одно направление деятельности ОКБ имени Миля: улучшение боевых характеристик Ми-24, который сейчас находится на вооружении, за счет установки на него новинок, применяемых на Ми-28Н, включая несущую систему и рулевой винт. У Ми-28Н есть конкуренты: параллельно делается машина на фирме «Камов», создаются аналогичные вертолеты и у американцев, и у французов. Однако Ми-28Н опережает западные разработки. Представляя новый вертолет, Георгий Синельщиков с особой теплотой говорил о значительном вкладе в разработку этой машины талантливого конструктора Марка Владимировича Вайнберга, недавно ушедшего из жизни.

В настоящее время МВЗ считает программу Ми-28 и его модификаций приоритетной, отдавая предпочтение Ми-28Н, не жалея на него своих скудных средств. К сожалению государственного финансирования программа не получает. Ход программы летных испытаний можно сравнить с движением автомобиля с постоянно глохнущим от нехватки бензина двигателем: Конкретных заказов от армии нет. Там денег не хватает даже на полноценные закупки победившего в конкурсе Ка-50, что же говорить о проигравших: Грустно это все: грустно, что стране не нужна такая перспективная и долгосрочная разработка. МВЗ приходится ориентироваться на внешний рынок. Но большинству государств, заинтересованных в покупке Ми-28А и -28Н нужен полностью испытанный (желательно "в деле"), доработанный, надежный и "доведенный до ума" вертолет. Если в ближайшее время не будет предпринято со стороны государства никаких мер по продвижению программы Ми-28Н, то страна лишится почти готового всепогодного круглосуточного вертолета, который мог бы с успехом обеспечить паритет со странами Запада и США. Кроме того, вертолет способен приносить прибыль государству и МВЗ за счет экспортных поставок (как показывают исследования, спрос на боевые вертолеты растет). Пока остается надеяться на экспортный потенциал вертолета, который оказался немалым при проведении в Швеции сравнительных испытаний Ми-28А и AH-64A "Apache".

Итак, из всего выше написанного видно, что Ми-28Н практически во всем превосходит AH-64D. Это касается и летных данных, и характеристик оружия , и боевой живучести, и удобства эксплуатации. Но здесь необходимо отметить два факта: во-первых AH-64D "Longbow" производится серийно. Это дает ему колоссальное преимущество. Ведь именно в процессе серийного, а не штучного производства, и последующей эксплуатации в строевых частях высматриваются и устраняются недостатки, которые могли быть незамечены во время летных испытаний. Во-вторых, Ми-28Н проектировался не с нуля, как "Apache", а с оглядкой на последний. Это давало некоторое преимущество программе российского вертолета. Я не хочу чернить наших конструкторов и обвинять их в плагиате, но перед ними стояла несколько более простая с технической точки зрения задача. С другой стороны, если вспомнить размеры финансовых вливаний в российский и американский проекты, то можно предположить, что Ми-28Н мог бы начать производиться серийно около десяти лет назад.

Еще можно отметить, что ни один из вертолетов семейства Ми-28 не участвовал в боевых действиях. "Apache" же активно применялись и применяются во многих локальных конфликтах, и выявленные недостатки были учтены и устранены на вертолетах последующих серий. Пока же можно сказать, что Ми-28Н превосходит "Apache Longbow" лишь на бумаге. И дай Бог, чтобы эти два "заочных противника" никогда не встретились в реальном бою, как всегда, по глупости политиков.

ЛТХ:   
Модификация   Ми-28Н
Диаметр главного винта, м   17.20
Диаметр хвостового винта, м   3.84
Длина,м                                     17.01
Высота ,м                           3.82
Масса, кг  
  пустого                           7890
  нормальная взлетная               10500
  максимальная взлетная   11700
Внутренние топливо, л               1500
ПТБ                                       4 х 500
Тип двигателя                          2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА
Мощность, кВт                          2 х 1660
Максимальная скорость, км/ч   324
Крейсерская скорость, км/ч   265
Перегоночная дальность, км   1105
Практическая дальность, км   500
Скороподъемность, м/мин   816
Практический потолок, м   5700
Статический потолок, м               3700
Экипаж, чел                           2
Полезная нагрузка:               до 2 пассажиров
Вооружение:                          одна 30-мм пушка 2А42 с 300 патронами
Боевая нагрузка                    - 1605 кг на 4 узлах подвески:
                                                4х4 ПТУР Штурм или Атака-В и
                                                2 ПУ УВ-20-57 20х55-мм или УВ-20-80 20х80-мм НУР или
                                                2 ПУ с 130-мм НУР
Возможна установка 2х2 УР воздух-воздух Р-60, контейнеры с 23-мм пушками или 30-мм гранатометами или 12.7-мм или 7.62-мм пулеметами, или 500-кг бомбы, или постановщики мин
По крыльями - 16 ПТУР Вихрь

0

4

Список источников:   
Крылья Родины. Лев Берне. "Ночной пират"
Анатолий Калинцев. AH-64D, Ми-28Н, Ка-52 - бойцы видимого фронта
Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля. Ми-28Н
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Миль Ми-28Н
Вестник воздушного флота. В. Сокольников В. Боевые вертолёты Ка-50 и Ми-28
Вестник Авиации и Космонавтики. Н. Валуев. Ми-28Н - ночной охотник
Техника и вооружение. Михаил Никольский. Заочный бой: Ми-28 Vs АН-64
Виктор Литовкин. "Разрушитель" взлетает после поражения

Уголок неба. 2004  (Страница:  "Миль Ми-28Н"

0

5

22 января 2008
/Газета.Ru/
ВВС России получат во вторник два новых боевых вертолета круглосуточного действия Ми-28Н ('ночной охотник').

Как сообщил помощник главкома ВВС по информационному обеспечению полковник Александр Дробышевский, 'главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин сегодня утром вылетел с аэродрома Чкаловский в Ростов-на-Дону, где в торжественной обстановке проведет прием двух новых вертолетов Ми-28Н, которые будут направлены в одну из строевых частей в Тверской области'.

По его словам, после передачи пройдет заседание госкомиссии ВВС по испытаниям вертолета, где также будут присутствовать представители военно-промышленного комплекса.
http://www.youtube.com/watch?v=33yRJqyKPuo

+1

6

А какая система использует его надвтулочный радар? БРЛС "Арбалет" или "Ротор"?

Отредактировано 77 (2008-05-10 15:31:02)

0

7

"Арбалета" на Ми-28Н нет... на нев вообще нет БРЛС
Про енто остается только мечтать

Электронное оборудование включает в себя также систему ориентации по физическим полям Земли, и комплекс средств связи и надвтулочную РЛС кругового обзора "Арбалет". РЛС обеспечивает вертолету вести поиск целей, работая вместе с ОПС "Ротор" в обычном режиме. Вертолет может производить поиск целей, укрываясь в складках местности или за деревьями, выставив из-за укрытия только свою "макушку". В этом случае достаточно только использование РЛС. Определив цели и их тип, распределив их по необходимости между вертолетами группы, выбрав объект для атаки, вертолет энергично выходит из засады и "обрабатывает" цели средствами поражения или наводит ударную авиацию или другие вертолеты группы. Кроме того РЛС Ми-28Н в отличие от РЛС AH-64D "Longbow" способна решать пилотажно-навигационные задачи. ...

Вооружение вертолета может быть дополнено за счет ... ракет класса "воздух - поверхность". Возможно оснащение противорадиолокационными ракетами типа Х-25Л. Их наведение может осуществляться как с помощью БРЛС самого вертолета, ...

...Благодаря БРЛС "Арбалет", эти ракеты круглосуточно применяются в режиме "пустил - забыл", то есть являются полностью автономными после пуска. ...

0

8

http://www.wartechnic.ru/rus/aviation/m … mi28_1.jpg
http://www.wartechnic.ru/rus/aviation/m … mi28_4.jpg
http://www.wartechnic.ru/rus/aviation/m … mi28_5.jpg
http://www.wartechnic.ru/rus/aviation/m … mi28_6.jpg

0

9

http://foto.corbina.net/data/users/1792 … 5faf.1.jpg

0

10

Кстати, 30 января лично в 12-ти кратный бинокль с трёх километров с балкона наблюдал, как кувыркался над "Роствертолом" этот аппарат. Трудно недооценить и возможности машины и пилотаж лётчика.. Это просто нужно разок увидеть.

0

11

.

0

12

.

0

13

.

0

14

.

0

15

.

0

16

.

0

17

.

0

18

.

0

19

.

0

20

.

0

21

Фотографий много с БРЛС, только все это - макеты, БРЛС еще испытания по прочности никак не пройдет, и все остальное относительно "воздух-воздух" и "выстрелил-забыл" - тоже пока нереализованные планы. Атака, НАРы и пушка - это реально, очень "летучая" машина.

0

22

может кто подскажет где можно посмотреть схему трансмиссии ми-28(интересно как передается вращение от двигателя к редуктору)
и опять-же почему РВ справа,может кто объяснит мне неграмотному(ми-28 и ми-38 оба правый Х-образный винт)

0

23

/

0

24

фулюганют?

0

25

http://savepic.ru/228122m.jpg

Посидел я в операторской и честно сказать не понял я разработчиков, у оператора нет управления как так? или до следующей модификации?

http://savepic.ru/229146m.jpg

0

26

Кириллов Кирилл написал(а):

Посидел я в операторской и честно сказать не понял я разработчиков, у оператора нет управления

Ми-24 изначально таким же был...

0

27

Сергеич57 написал(а):

Ми-24 изначально таким же был...

У МИ-24А там джостик был, а в 28 я не что такого не увидел.

0

28

Ми-28Н с управлением от летчика и оператора только в разработке, в железе еще ничего нет, как в Торжке будут переучивать????

0

29

Учения "Щит Союза-2006"

0

30

Первоначально на вертолетах Ми-24 рулевой винт устанавливался справа. Однако при таком расположении РВ при направлении ветра справа и скорости ветра 5-7м/с запасы управления уменьшались настолько, что вертолет самопроизвольно входил в левый разворот. Поэтому в 1974г. были проведены испытания с РВ обратного направления, при котором лопасти РВ «набегают» на несущий винт. При изменении направления вращения РВ на обратное расходы путевого управления уменьшились, путевая устойчивость улучшилась. Конструктивно выполнить изменение направления вращения РВ было проще переносом РВ с правого борта на левый, что и было выполнено на вертолетах Ми-24 и Ми-8. Таким образом, толкающий РВ превратился в тянущий обратного направления. Однако, для вертолетов, имеющих киль  (Ми-24, Ми-28 и Ми-38) толкающий РВ имеет преимущества по тяговым характеристикам. Это было учтено при разработке РВ Ми-28 и Ми-38. На этих вертолетах установлены толкающие РВ обратного направления, кроме того, трехлопастные РВ заменены на 4-х лопастные Х-образные малошумные винты с расширенным диапазоном угловой скорости вращения.  Для Ми-28 – толкающий Х-образный РВ обратного направления вращения  при выполнении разворотов днем угловая скорость должна быть не более 450/с. Для Ми-35М – тянущий Х-образный РВ обратного направления – ограничения по угловой скорости вращения - 30град/с. Для Ми-24 – тянущий трехлопастной РВ обратного направления вращения - 18град/с.

0


Вы здесь » ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » МАТЧАСТЬ » Ми-28