Выжимка про Ми-14 из книжки Парахина "Испытатели-"Альбатросы" В объятьях двух стихий" (Винница, 2004 г. )
В конце шестидесятых, начале семидесятых годов в 3 Управлении проходил совместные государственные испытания новый противолодочный комплекс - базовый вертолет-амфибия В-14 (Ми-14пл) с ППС «Кальмар». Этап «А» испытаний вертолета В-14 был проведен в период с января 1968 года по июнь 1972 года. Это была машина, за основу которой был принят вертолет Ми-8, с размещением в нижней части фюзеляжа лодки с грузолюками. (Первый экземпляр для снятия летно-технических характеристик). В ходе этапа «А» в 1971 году было выдано предварительное заключение с рекомендацией о запуске вертолета в серийное производство.
Испытательную бригаду от 3 Управления возглавляли инженеры-испытатели В.П. Комаров, П.К. Олейник. Ведущим инженером по ППС «Кальмар» был назначен инженер-испытатель Г.В. Казанцев. На этапе «А» в испытаниях участвовали летчики-испытатели О.В. Ефимов, Ю.Н. Иглин и штурманы-испытатели Р.И. Субаев, Р.Д. Юмагузин.
Этап «Б» совместных государственных испытаний был проведен в период с 24 октября 1973 года по 20 октября 1974 года на четырех опытных машинах В-14. В отличии от других предшествующих вертолетов ПЛО, В-14 имел большую насыщенность сложной современной поисковой и навигационной аппаратурой. На борту были установлены опускаемая гидроакустическая станция, прицельно-вычислительное устройство, авиационный поисковый магнитометр, радиолокационная станция и ряд других систем, предназначенных для целей поиска и обнаружения подводных лодок в любых гидрометеорологических условиях.
Проверка всего этого сложного комплекса потребовала от личного состава испытательной бригады глубоких специальных знаний, творчества, инициативы. Существенным фактором было также и то, что вертолет В-14 был первым отечественным вертолетом, предназначенным для посадок на воду в аварийной ситуации. Это потребовало провести большую подготовительную работу по изучению особенностей мореходности вертолета при разработке новых методик испытаний, провести эти летные эксперименты, связанные с посадками в море. А эксперименты эти были далеко не простыми и не всегда безопасными (интенсивное забрызгивание морской водой остекленения кабины и двигателей, а при посадках ночью создавался световой экран от посадочных фар, что значительно ухудшало обзор и видимость закабинного пространства). Еще более сложными и опасными были посадки вертолета на море с одним выключенным двигателем. Многое здесь зависело от опыта и мастерства летчиков-испытателей (возникла реальная опасность касания лопастями хвостового винта о воду и из-за появления в момент приводнения тенденции к «зарыванию» носа вертолета).
Летчики-испытатели О.В. Ефимов, А.А. Тимохин, Ю.Н. Иглин, В.Н. Баракин, инженер-испытатель Б.Ф. Левченко вложили много умения, труда в разработку методов безопасного пилотирования вертолета на различных этапах полета при отказах автопилота. Наиболее сложными и небезопасными были испытательные полеты при посадках на воду на режиме самовращения несущего винта с выключенными двигателями (крайне затруднено определение высоты начала увеличения общего шага несущего винта, для уменьшения вертикальной скорости снижения вертолета и создания необходимого угла тангажа в момент приводнения, опасность касания поверхности воды хвостовым винтом. Создавалось впечатление, что вертолет стремится выполнить глубокое погружение). Поэтому все эти полеты повышенной сложности и опасности выполнялись сокращенным экипажем.
Особенно много полетов на испытания вертолета В-14 было выполнено в районе глубоководного полигона «Меганом» с задействованием комплекса внешне траекторных измерений и морского обеспечения (корабли, подводные лодки).
За время испытаний вертолета В-14 было выполнено 310 полетов с налетом 365 часов. Испытания были завершены успешно без летных происшествий и поломок в декабре 1974 года.
Большой вклад в испытания вертолета Ми-14пл внесли: начальник Управления А.В. Пресняков; летчики-испытатели А.С. Сушко, О.В. Ефимов, Ю.Н. Иглин, А.А. Тимохин, В.Н. Баракин, С.Д. Полуйчик, М.К. Панфилов; штурманы-испытатели Р.И. Субаев, Р.Д. Юмагузин, А.А. Данилин, В.Ф. Незамаев, В.Н. Парахин, Г.А. Щёткин; инженеры-испытатели М.С. Суханов,
В.А. Брыков, А.К. Кирюхин, Ю.А. Кольцов, В.Д. Курчев, И.И. Третяк, В.П. Комаров, Г.В. Казанцев, В.Г. Разгуляев, В.И. Дробышев, В.Е. Мизин, П.С. Пономаренко, В.Г. Веревочников, В.Д. Еремин, А.П. Морозов, НА. Походенко, Г.И. Иванов, М.А. Зайцев, П.К. Олейник; инженерно-технический состав А.И. Березин, Н.Е. Шаламов, В.Н. Плющ, М.А. Шарипов, Н.Л. Петровский; бортовые техники-испытатели А.А. Бабак, А.В. Самсонов, В.И. Дубинкин.
На базах предприятий разработок комплексов в 1970 году были проведены государственные лабораторные испытания ППС «Кальмар» для базового противолодочного вертолета В-14 под руководством руководителя испытательной бригады инженера-испытателя П.И. Воронова. В испытаниях принимали участие инженеры-испытатели Г.В. Казанцев, В.Я. Еремин, В.Г. Веревочников, М.А. Кияновский, В.И. Глазков, М.И. Романовский, Л.И. Маукин.
Продолжалось совершенствование опускаемых гидроакустических станций (ОГАС) для противолодочных вертолетов. В 1970 году на вертолете В-14 прошли государственные испытания и была принята на вооружение ОГАС «ОКА-2». Испытательную бригаду возглавлял инженер-испытатель В.Г. Разгуляев. Участвовали в испытаниях инженеры-испытатели А.А. Токарев, В.И. Коляков, штурманы-испытатели Р.И. Субаев и Р.Д. Юмагузин.
В 1973 году был разработан АПМ «Ладога» предназначенный для установки на самолетах Ил-38 и Ту-142. Испытания магнитометров все эти годы проводили инженеры-испытатели И.А. Пирог, А.Л. Андреев, Б.И. Дмитренко, В.А. Данилов и В.П. Пахомов. В испытательных полетах принимал участие весь летный состав авиационного полка на самолетах Бе-12, Ил-38, Ту-142 и вертолетах Ка-25ПЛ, В-14ПЛ.
В марте 1976 года под руководством инженера-испытателя И.Н.Смородского( на базе авиации Балтийского флота, были проведены специальные испытания вертолета Ми-14пл в сложных метеорологических условиях, днем и ночью, по определению метеорологического минимума вертолета. Полеты в этих условиях выполнили летчики-испытатели Ю.Н. Иглин, В.Н. Баракин, М.К. Панфилов, штурман-испытатель В.Н. Парахин. В испытаниях принимали участие инженеры-испытатели Б.Ф. Левченко, Л.И. Тютюрин, С.В. Ключник.
В период с 7 сентября 1977 года по 22 апреля 1978 года были приведены контрольно-серийные испытания базового противолодочного вертолета Ми-14пл, ведущий инженер по испытаниям.И.Н.Смородский, ведущий летчик-испытатель Р.Н.Нечаев. Большой объем полетов по программе испытаний выполнили: летчики-испытатели Ю.Н. Иглин, В.Н. Баракин, М.К. Панфилов, О.В. Ефимов, А.А. Ти- мохин, штурманы-испытатели А.А. Данилин, Р.Д. Юмагузин, Г.А. Щеткин, В.Ф. Незамаев, В.Н. Парахин, бортовые техники П.Ф. Осипенко, В.И. Дубинкин, А.А. Бабак, А.В. Самсонов. Большой вклад в дело проведения испытаний вертолета внесли инженеры-испытатели: Г.В. Казанцев, И.Н. Смо- родский, В.Г. Веревочников, В.И. Дробышев, Н.С. Бойко, А.А. Андреев,
A.К. Иванов, М.Ф. Галкин, Б.Ф. Левченко, Н.А. Лящук, В.А. Сушко, М.И. Романовский, В.Г. Кузнецов, Г.Г. Романюк, В.И. Поляков, А.А. Токарев, АД. Бочаров, О.В. Арзамасцев, О.П. Дмитриев. Полеты обеспечивали инженерно- технический состав Н.Е. Шаламов, М.А. Шарипов, Н.П. Петровский, В.Н. Плющ.
Во второй половине 70-х годов поступили на государственные испытания об¬разцы нового противолодочного оружия торпеда «Орлан» и ракета-торпеда «Ястреб-М». На испытания были представлены и эталонные образцы авиационных носителей Ту-142м, Ил-38, Ка-25пл, Ми-14пл, Бе-12Н, Ка-252ПЛ. Испытания организовали и проводили инженеры-испытатели А.А. Тарасов, Л.В. Ренке, В.Т. Ал- тунин, Л.Г. Голубов, В.А. Столяров, В.А. Бобков, Г.Н. Зайчиков, А.И. Суббота, М.А. Казаков, В.П. Баранов, В.П. Ушаков, С.Т. Квасовцев, В.И. Лавров, B.Ф.Кузнецов, В.М. Игнатенко, B.C. Солонинкин, М.А. Зайцев, А.С. Лошаков, В.В. Мининский, В.А. Батов, Б.И. Бобков, Г.А. Борисов. Полеты на испытание нового вооружения и эталонных образцов авиационных носителей выполнили: летчики-испытатели Н.И. Фокин, Ю.Д. Урядов, Н.Г. Рыжков, В.В. Святошнюк, Е.Г. Мухин, Ю.Н. Иглин, В.В. Торубаров, М.И. Туркин, Н.К. Шкурко, В.Н. Ба¬ракин, штурманы-испытатели: В.В. Давыдов, С.С. Старостин, Р.Б. Воронов, Р.Д. Юмагузин, А.А. Данилин, В.Н. Парахни, В.Ф. Незамаев, М.И. Мешков, В.Л. Сокол-Кутыловский, А.С. Кудрявцев, Н.А. Лицман и Г.П. Мисюра.
Во второй половине 70-х годов в 3 Управлении были продолжены испыта¬ния вертолетов противоминной обороны. Важнейшим объектом испытаний был вертолет Ми-14БТ. Этап «А» совместных государственных испытаний вертоле¬та проводился в период с 23 января по 9 октября 1975 года, после чего испыта¬ния были прерваны для проведения доработок, связанных с перекомпоновкой кабины экипажа и перестановкой рулевого винта на винт обратного направле¬ния вращения. Испытания были продолжены в период с 18 мая по 13 августа 1976 года. В апреле 1978 года было выдано Предварительное заключение на запуск вертолета в серийное производство.
Испытания возглавил инженер-испытатель И.Н. Смородский. Полеты вы¬полняли летчики-испытатели В.Н. Баракин, А.И.М. Рахматулин, Е.С. Кобяков, Ю.Н. Иглин, бортовые техники В.И. Дубинкин, А.А. Бабак. В испытаниях уча¬ствовали инженеры-испытатели A.M. Яковчик, В.Т. Веревочников, В.Н.Евлашов В.И.Никитин, М.И.Романовский, В.П.Чеботаев, О.П.Дмитриев, В.А.Сушко.
Для поисково-спасательного обеспечения полетов космичес¬ких и авиационный летательных аппаратов в прибрежных районах моря, внут¬ренних водоемов и в труднодоступной местности, а также для выполнения ава¬рийно-спасательных работ и транспортировки, перевозки грузов на море Мос¬ковским вертолетным заводом им. М.Л.Миля на базе противолодочного верто¬лета Ми-14пл был разработан и построен опытный базовый поисково-спаса¬тельный вертолет Ми-14пс (В~14пс) с двумя двигателями ТВЗ-117 III серии.
Решение поисково-спасательных и эвакуационных задач предусматривалось днем в простых и сложных, ночью - только в простых метеорологических усло¬виях над сушей и над водной поверхностью, при волнении моря до 5 баллов. Выполнение спасательных работ на море в указанных условиях предусматри¬валось как с режима висения, так и с посадкой на воду с работающей несущей системой (волнения моря до 2 баллов).
В период с 14 ноября по 27 декабря 1978 года специалисты 3 Управления провели специальные летные испытания вертолета Ми-14пс по выдаче предва¬рительного заключения о возможности запуска его в серийное производство до завершения государственных испытаний вертолета. По результатам испыта¬ний вертолет был рекомендован для серийного производства до завершения государственных испытаний, при условии устранения недостатков по Перечню № 1 Акта испытаний, начиная с первого серийного вертолета.
Этап «Б» совместных государственных испытаний вертолета Ми-14пс про¬водился с 5 декабря 1978 года по 29 июня 1979 года на базе 3 Управления. По программе испытаний было выполнено 109 полетов, 68 подъемов и 54 спусков экспериментаторов-спасателей на воду, в различных гидрометеорологических условиях. Программа испытаний была выполнена полностью, вертолет был ре¬комендован для принятия на вооружение авиации ВВС и ВМФ. Однако, в Акте испытаний было отмечено, что выполнение задач, возложенных на вертолет, обеспечивается слетанными экипажами, прошедшими подготовку и трениров¬ку, при наличии в экипаже штурмана.
По окончании испытаний летные экипажи испытателей 3 Управления за¬вершили подготовку инструкторов Поисково-спасательных служб ВВС и ВМФ. Испытательную бригаду вертолета Ми-14пс возглавлял инженер-испытатель П.К.Олейник. Большое количество полетов на испытания выполнили летчики-испытатели В.Н.Баракин, М.К.Панфилов, Е.С.Кобяков, Э.М.Колков, В.А.Мастеев, Ю.Н.Иглин, Р.Н.Нечаев, Н.Г.Рыжков, В.И.Ефимов, штурманы-испытатели A.А.Данилин, В.Н.Парахин, В.Ф.Незамаев, бортовые техники-испытатели B.И.Дубинкин, П.Ф.Осипенко, испытатели-парашютисты К.Г.Анашкин, Е.А.Турлаков, А.Н.Свиридов, В.Т.Гаман, Н.М.Ашмуленко, В.Миронов, А.Илларионов. В проведении испытаний вертолета участвовали инженеры-испытатели Н.С.Бойко, Г.Г.Романюк, И.А.Юдин, М.И.Романовский, В.А.Петров, В.Д.Мельник, А.П.Рындяев, В.Д.Никитин, Н.А.Мазур, В.А.Паршин, Е.Губарев, А.П.Скиба, Л.В.Соболевский, В.Н.Лаврушко, О.Д.Арзамасцев, Н.В.Макаров, Н.Д.Погодин, А.И.Удалов, А.Н.Курилко, А.Стумиков, инженерно-технический состав В.П.Рябинин, В.Н.Плющ, М.А.Шарипов, Н.А.Петровский.
После ввода в строй второго образца опытного вертолета-тральщика Ми-14бт (первый опытный вертолет потерпел аварию в феврале 1977 года на аэродроме «Кировское») были продолжены его испытания по этапу «Б». Испы¬тания проводились с 10 июня 1978 года по 4 мая 1979 года. Полеты выполнялись экипажами 3 Управления в составе четырех человек (левого летчика, правого летчика, бортового техника, оператора буксировочного оборудования). Для оценки эксплуатационных характеристик радиолокатора, навигационного ком¬плекса и вооружения в экипаж дополнительно включался дополнительный член экипажа - штурман.
В период испытаний было выполнено 68 полетов с буксировкой различных типов тралов. По окончании программы испытаний вертолет-тральщик Ми-14бт был рекомендован для принятия на вооружение авиации ВМФ. Испы¬тательную бригаду возглавлял инженер-испытатель И.Н.Смородский. Полеты на испытания выполняли летчики-испытатели Ю.Н.Иглин, Е.Г.Мухин, Е.М.Ни¬китин, А.И.Яковенко, Е.С.Кобяков, В.С.Авершин, М.К.Панфилов, В.Н.Баракин, Р.Н.Нечаев, бортовой техник П.Ф.Осипенко, оператор буксировочного оборудовапия В.В.Бубукин. В испытаниях принимали участие инженеры-испытатели по специальностям А.П.Скиба, А.М.Яковчик, В.А.Сушко, Н.В.Макаров, Н.А. Походенко, М.И.Романовский, В.А.Туголуков, А.Д.Бочаров, О.П.Дмитриев, Р.З.Манюров, В.А.Петров, Г.Г.Романюк, А.Васильев, В.Е.Подгорный, В.Ф.Куз¬нецов, А.М.Курбатов, Н.Л.Белый, В.Т.Веревочников, И.В.Биссараб, В.Шабанов; экспериментаторы-испытатели К.Г.Анашкин, Е.А.Турлаков, А.М.Свиридов.
С целью определения возможности базирования и безопасности выполне¬ния полетов поисково-спасательного вертолета Ми-14пс в горных условиях в период с 2 сентября по 14 октября 1980 года в районе города Телави бригадой испытателей 3 Управления были проведены специальные летные испытания. Выполнено 28 полетов на вертолете Ми-14пс с двигателями ТВ 3-117М третьей серии с высокогорных неподготовленных площадок ограниченных размеров, расположенных на высотах от 1000 до 2000 м над уровнем моря. Программа испытаний была выполнена полностью. Полеты на вертолете Ми-14пс выпол¬няли летчики-испытатели Ю.Н.Иглин, А.Ильичев (МАП). Испытания обеспечи¬вали инженеры-испытатели И.И.Третяк, П.К.Олейник, А.М.Яковчик, В.Н.Нови¬ков и А.Щербань.
В период с 29 октября по 23 декабря 1980 года испытательной бригадой 3 Управления проводились специальные летные испытания по определению характеристик устойчивости и управляемости при прерванном и продолжен¬ном взлетах на вертолете Ми-14пл. Испытания проводились на базе аэродрома «Кировское» с БВПП и с грунтовой полосы на полигоне «Чауда».
За время испытаний выполнено 38 полетов, в процессе которых 58 раз вык¬лючали двигатели во время взлета (31 левый и 27 правый).
Старшим испытательной бригады был назначен ведущий инженер-испыта- тель по вертолету Г.И.Мелехин. Полеты на выключение двигателей выполняли летчики-испытатели В.Н.Баракин, Р.Н.Нечаев, Н.Г.Рыжков, А.К.Смирнов, Ю.Н.Иглин, бортовой техник В.И.Дубинкин. Испытания вертолета проводили ведущие инженеры-испытатели по специальностям Б.Ф.Левченко, А.П.Скиба, П.И.Анурьев, И.И.Третяк, А.П.Рындяев, Л.И.Ярамышев, А.Н.Скудин, В.А.Ми¬щенко. Испытания были проведены в установленные сроки без поломок и ава¬рий вертолета.
По заявке Авиации ВМФ проводились специальные лётно-морские испыта¬ния вертолёта Ми-14пс по оценке возможности и безопасности полётов с палу¬бы корабля проекта 1123 (ПКР «Москва»). Испытания проводились на Черном море испытательной бригадой 3 Управления с 21 по 26 октября 1981 года. Было выполнено 25 полётов днём и ночью, на «стопе» и на «ходу» корабля при ре¬зультирующем воздушном потоке над полётной палубой до 15 м/с и бортовой качке до - 5°. Программа испытаний была выполнена полностью без замечаний. Полеты выполняли лётчики-испытатели В.В. Святошнюк, А.В. Поглазов, Н.Н. Трушков, А.К. Смирнов, В.М. Артемьев, бортовой техник П.Ф. Осипен¬ко. Испытания проводили инженеры-испытатели В.Ф. Сильвейструк (ведущий инженер), А.И. Удалов, В.И. Багрий, Б.Ф. Левченко, Г.Т.Гуцол, инженерно-техни¬ческий состав авиационного испытательного полка В.П.Лиховидов, В.В. Гуйга, В.Р.Наплёков.
По заявке Авиации ВМФ, до полётов на ПКР «Москва», были проведены специальные лётно-морские испытания вертолёта Ми-14пс по оценке возможно¬сти и безопасности полётов с палубы корабля проекта 1143 (ТАКР «Киев»). Ис¬пытания проводила в Черном море испытательная бригада 3 Управления с 7 по 14 июля 1981 года. Выло выполнено 32 полёта со всех взлётно-посадочных пло¬щадок корабля днем и ночью, на «стопе» и на «ходу», при результирующем воздушном потоке над ВППл корабля до 15 м/сек и бортовой качке до ±3°. Программа испытаний была выполнена полностью с хорошим результатом. По¬лёты на испытания выполняли В.М.Артемьев, В.В. Святошнюк, бортовой техник вертолёта П.Ф. Осипенко. Испытания возглавили начальник отдела Г.И. Мелёхин, помощник ведущего инженера по испытаниям В.Ф. Сильвейструк.
В испытаниях участвовали инженеры-испытатели В.Н. Баранов. Б.Ф. Лев¬ченко, Г.Т. Гуцол, инженерно-технический состав В.П.Лиховидов, В.Р.Наплё¬ков, В.В. Гуйга.
Во исполнение Директивы Главного Штаба ВС СССР от 28 марта 1981 года испытательными бригадами 3 Управления были проведены специальные лётные испытания вертолётов Ми-14пл, Ми-24В( Ми-8Т, Ка-25пл, Ка-252плпо оценке воз¬можности обнаружения и уничтожения малоразмерных воздушных шаров (МРШ). Испытания возникли в связи с массовыми запусками МРШ с территорий зару¬бежных государств в сторону СССР, из-за чего создавались ложные цели на эк¬ранах радиолокационных станций в сетях ПВО и ВВС. На испытаниях в качестве воздушной цели применялись МРШ диаметром 2 метра, для заданной эффектив¬ной площади рассеивания на поверхности шара наклеивалась металлическая фоль¬га. Испытания проводились днём в простых метеорологических условиях на вы¬соте дрейфа МРШ до 4000 метров. После наведения вертолётов на МРШ опера¬торами РАС ПВО и КП аэродромов, экипажи переходили на инструментальный (радиолокационный, оптический) и визуальный поиск.
В качестве средств поражения МРШ использовались:
- Ми-14пл, ручной пулемёт Калашникова (РПК) и автомат Калашникова 'АК/, размещавшихся на специальных кронштейнах в дверном проёме;
- Ми-24В, штатный пулемёт калибра 12,7 мм и блоки УБ-32 для стрельбы НАР типа С-5;
- Ми-8Т, ручной пулемёт Калашникова (ПМК) модернизированный, ручной пу¬лемёт Калашникова /РПК/, автомат Калашникова /АК/, размещавшихся на штат¬ных кронштейнах, обеспечивающих ведение стрельбы через дверные проёмы или блистер (для РНК и АК), а также блоки УБ-16, для стрельбы НАР типа С-5;
- Ка-252пл, Ка-25пл, ручной пулемёт Калашникова (ПМК), модернизированный размещавшийся на специальном кронштейне в двери проёма грузовой кабины.
Испытания были проведены в период с 15 июня по 12 августа 1981 года в районе сухопутного полигона «Чауда» и акватории Черного моря.
Выполнено на вертолётах: Ми-8Т - 30 полётов, Ми-14пл - 28 полётов, Ми-24В - 23 полёта, Ка-252пл - 19 полётов, Ка-25пл - 22 полёта. Программа испытаний была выполнена полностью. Полёты на испытания выполнили лётчики-испыта¬тели Ю.Н.Иглин, А.К.Смиронов, Н.Н.Трушков, В.Е.Овчаров, В.Н.Баракин, В. .Костин, В. .Голубев, штурманы-испытатели В.Н. Парахин, Ю.П. Бахарев и B.И. Шкуревских, воздушные стрелки В.В. Бубукин, B.C. Рубан. Ведущими ин¬женерами по испытаниям были назначены инженеры-испытатели В.М. Грицина и В.И. Новиков. В испытаниях принимали участие инженеры-испытатели C.Н. Крисанов, В.Ю. Поверенов, В.В. Мининский, Б. Сидоров. В. Вороной, О.Н.Рыбак, В.В. Ракуленко, С.Б. Бражкин, И.Е. Зайцев, В.П. Горобинский, Н.С. Баранов, Н. Брызгалин.
В целях расширения возможностей Авиации ВМФ по обеспечению транс¬портных перевозок на море в период с 29 августа по 14 сентября 1983 года испытательной бригадой 3 Управления были проведены специальные лётно- морские испытания вертолёта Ми-14пс по определению возможности выполне¬ния посадок и взлетов на корабле проекта 1134Б ВПК «Азов» (в 1981 году ана¬логичные испытания были проведены на вертолётоносцах группового бази¬рования проекта 1123 и 1143). ВПК имел одну вертолётную площадку, предус¬матривающую выполнение полётов вертолётами Ка-25 и Ка-27. Испытания про¬водились на Черном море, выполнено 14 полётов.
Ведущим инженером по испытаниям был назначен инженер-испытатель А.И. Удалов. Полёты выполняли лётчики-испытатели В.В. Святошнюк, А.К. Смирнов, бортовой техник П.Ф. Осипенко. В испытаниях участвовали ин¬женеры-испытатели С.И. Филиппов, Г.М. Попов, Е.И. Стельмашенко, Г.И. Милёхин, В.Ф. Сильвейструк, Б.Ф. Левченко. По результатам испытаний верто¬лёт был «прописан» на корабле для выполнения полётов с ВППл на «стопе» и на «ходу» днём при результирующем воздушном потоке на ВППл до 15 м/сек и Ю.Д. Урядов, Н.Г. Рыжков и Р.Н. Нечаев, бортовой техник П.Ф. Осипенко. Ведущим инженером был назначен инженер-испытатель А.Н. Курилко. В испытаниях участвовали инженеры-испытатели И.И. Третяк, О.Д. Арзамас¬цев, М.И. Закурдаев, С.А. Повага, С.В. Баронов, спасатели A.M. Свиридов, Г.А. Холодный, В.И. Найда, В. Таранов.
В целях расширения боевых возможностей базового противолодочного вер¬толёта Ми-14пл по борьбе с подводными и наземными целями (типа ЗРК «Хок» и ПУ «Ланс») вертолёт в экспортном варианте был дооборудован для примене¬ния ракеты Х-23М класса «воздух-поверхность» с аппаратурой радиокомандной линии наведения «Дельта-НГ». Ракета размещалась в бомботорпедном отсеке, запуск её двигателя осуществлялся после сброса с вертолёта в свободном паде¬нии с последующим наведением её на цель с помощью аппаратуры «Дельта-НГ».
Испытания проводились с 24 февраля по 11 апреля 1983 года бригадой 3 Управления с участием специалистов МАП без материальной приёмки верто¬лёта. Полёты выполнялись на полигоне «Чауда», выполнено 38 полётов (25 с пусками ракет Х-23М). Ведущим инженером по испытаниям был назначен ин¬женер-испытатель Р.А. Хафизов. Полёты на испытания выполнили лётчики- испытатели В.Н. Баракин, Н.Н. Трушков, В.А. Пухватов, В.М. Артемьев, штур¬маны-испытатели В.Н. Парахин, А.А. Данилин и В.Ф. Незамаев. В испытаниях принимали участие инженеры-испытатели Г.М. Попов, И.Е. Зайцев, В.А. Тугулков, В.В. Ракуленко, В.Г. Тягний, А.А. Пуздря, В.И. Прокопов и С.Н. Крисанов. Испытаниями была подтверждена возможность применения вертолёта для борьбы с малоразмерными наземными и морскими целями ракетой Х-23м.
Во исполнение Решения ВВС и МАП от 19 апреля 1984 года серийный про¬тиволодочный вертолёт Ми-14пл был дооборудован для применения 4-х ракет Х-23М. Увеличение количества ракет до четырёх было выполнено в целях даль¬нейшего расширения боевых возможностей вертолёта Ми-14пл по борьбе с наземными и надводными целями (типа ЗРК «Хок», ПУ ОТР «Ланс», самолёт¬ные обвалования, катера типа Рым-1 «Решеф», переправа»). 4 ракеты с актив¬ным стартом размещались на пусковых устройствах, закреплённых вместе с держателем на внешних (левой и правой) фермах. Специальные лётные испы¬тания проводились бригадой 3 Управления с участием специалистов МАП, без материальной приёмки вертолёта.
Испытания проводились в период с 7 августа по 7 сентября 1984 года. Вы¬полнено 29 полётов, 23 пуска ракет, в 14 полётах участвовал вертолёт-фотограф Ми-8Т. По результатам испытаний было сделано заключение, что применение 4-х ракет расширяют боевые возможности ПЛО вертолёта Ми-14пл по борьбе с надводными и наземными целями, вероятность поражения целей увеличи¬лась в 1,5 раза по сравнению с 1-3-мя ракетами. В испытаниях участвовали лётчики-испытатели Р.Н. Нечаев, В.А. Пухватов, ведущий инженер-испытатель Р.А. Хафизов, инженеры-испытатели С.Н. Крисанов, В.В. Ракуленко, Г.М. Попов, В.И. Прокопов, О.Н. Рыбак, В.Л. Щетина, П.М. Селезнёв, В.Г. Тяг¬ний, С.Н. Баранов.
В целях выполнения противоминных операций в условиях Севера (при об¬леденении буксировочных устройств и тралов) в период с 3 февраля по 14 апреля 1984 года бригадой испытателей 3 Управления были проведены специ¬альные лётно-морские испытания вертолёта Ми-14БТ. В испытаниях определялась возможность траления днём в сложных метеорологических условиях с работой буксировочного оборудования в условиях обмерзания, на базах 3 Уп¬равления и авиации ВМФ Севера (г. Североморск). В испытаниях было опреде¬лено, что выполнение полётов на траление вертолётом Ми-14БТ днём в СМУ при отсутствии парения моря возможно и безопасно, траление в условиях об¬мерзания буксировочных устройств при отрицательных температурах до - 15° С обеспечивается. Полёты на испытания выполняли лётчики-испытатели А.К. Смирнов, Е.Г. Мухин, бортовой оператор В.В. Бубукин.
В испытаниях участвовали ведущий инженер-испытатель А.Н. Курилко, инженеры-испытатели И.П. Маслов, В.Г. Тягний, Г.М. Шабан.
В целях расширения возможности береговой авиации ВМФ по обеспече¬нию транспортных перевозок на море, на вертолёте Ми-14БТ были проведены специальные лётные испытания на большом противолодочном корабле «Сдер¬жанный», проекта 61М в акватории Чёрного моря. Испытания проводились под руководством инженера-испытателя А.И. Удалова в период с 5 сентября по 3 октября 1984 года, с участием инженеров-испытателей по специальностям А.П. Скиба, В.А. Мищенко, Б.Ф. Левченко. Полёты на корабле выполняли лёт¬чики-испытатели Ю.М. Тишковг В.А. Пухватов, Н.Н. Трушков. Аналогичные специальные испытания были проведены на вертолёте Ми-8т в период с 13 августа по 3 сентября 1984 года, под руководством инженера испытателя А.И. Удалова. Полёты выполняли лётчики-испытатели Н.Г. Рыжков, Е.А. Пригодин, Н.Н. Трушков, В.А. Пухватов. В испытаниях участвовали инженеры-испы¬татели А.П. Скиба, В.А. Мищенко. По результатам проведенных испытаний вертолёты Ми-14бт и Ми-8т были «прописаны» на корабле проекта 61М для выполнения полётов днём при бортовой качке до ±3° (ранее вертолёты были допущены к полётам на кораблях проектов 1123, 1143, 1144В).
В 1970 году на вертолёте Ка-25пл были проведены государственные испыта¬ния авиационного поискового магнитометра АПМ-73в. Для повышения боевых возможностей противолодочного базового вертолёта Ми-14пл, в части обнару¬жения подводных лодок, на нём в замен АМП-60 был установлен АПМ-73вЗ. Магнитометр АПМ-73в3 был предназначен для обнаружения подводных лодок в безаномальных районах моря по локальным изменениям магнитного поля Земли, вызванных их наличием. В 1981 году магнитометр АПМ-73вЗ прошёл контрольные лётные испытания на вертолёте Ми-14пл с положительными ре¬зультатами. Испытания проводились с глубинами моря более 800 метров в бе¬заномальных районах Чёрного моря. Специальные летно-морские испытания АПМ-73вЗ на вертолёте Ми-14пл по оценке его эффективности в реальных условиях боевого применения проводились бригадой испытателей 3 Управле¬ния на Северном флоте, при проведении учений ВМФ в период с 10 сентября по 4 ноября 1986 года. Было выполнено 13 полетов на поиск подводных лодок (5 полётов в составе пары). Программа испытаний была выполнена полностью. Полёты выполнялись в районах боевой подготовки авиации Северного флота на Баренцевом море, с глубинами более 300 метров. По результатам испытаний был сделан вывод, что применение магнитометра АПМ-73вЗ по сравнению с АПМ-60 повышаются поисковые возможности вертолёта Ми-14пл в 2,3 раза. Полёты выполняли лётчики-испытатели В.А. Пухватов, В.Е. Половинкин, В.А. Лавров, штурманы-испытатели А.Г. Волчков, В.И. Шкуревских. Испыта¬ния проводили: ведущий инженер-испытатель А.М. Кротов, инженеры-испы¬татели по специальностям В.И. Дробышев, А.А. Зеленин, Г.Н. Шеша, Ю.А. Ко¬валевский, А.Д. Мартыненко, А.В. Москаленко.
В соответствии с техническим заданием ВВС, ВМФ 1982 года вертолёт Ми- 14пс был дооборудован в целях обеспечения десантирования парашютистов. Специальные лётные испытания вертолёта Ми-14пс, доработанного для десан¬тирования парашютистов, проводились в 1984-85 годах. В процессе испытаний были выявлены недостатки:
- неудовлетворительное расположение троса, принудительного введения па¬рашютной системы;
- недостаточная надёжность ограждения проёма входной двери вертолёта по обеспечении десантирования парашютистов и др.
В дальнейшем на вертолете были выполнены доработки. Контрольные лёт¬ные испытания вертолёта Ми-14пс по обеспечению учебно-тренировочного десантирования проводились бригадой 3 Управления в период с 20 января по 25 февраля 1987 года. Было выполнено 32 прыжка парашютистами-испытателя- ми и 6 десантирований манекенов. В процессе десантирований проводилась кинорегистрация с борта вертолёта Ми-8т. В результате испытаний было опре¬делено, что с вертолёта Ми-14пс обеспечивается выполнение учебно-тренировочных, одиночных и групповых прыжков. Полёты на испытания выполняли лётчики-испытатели В.Е. Половинкин, А.И. Бобырь, Н.Н. Наумов. Прыжки выполняли парашютисты-испытатели В.П. Данилов, В.К. Безверхний, Ю.А. Кудряшов, Е.И. Костенков.
Испытания проходили, под руководством ведущего инженера-испытателя В.И. Багрий.
В 1981 году но техническому заданию ВВС-ВМФ был разработан комплекс¬ный учебный имитатор авиационной противолодочной ракеты АПР-2 (шифр «Желтушник») для самолётов Ту-142МГ Бе-12Н (вертолётов Ка-25ПЛМ, Ми-14ПЛМ. В 1982 году имитатор прошёл государственные лабораторные ис¬пытания в 3 Управлении - ведущий инженер-испытатель С.П. Зотько. Комп¬лексный учебный имитатор был предназначен для обучения и тренировки лёт¬ного состава по отработке задач боевого применения АПР-2 самолётов и верто¬лётов противолодочной обороны авиации ВМФ. Имитатор допускал многократ¬ную (не менее 15 раз), имитацию подготовки АПР-2 к сбросу. Специальные лётные испытания проводились с 11 ноября по 16 декабря 1985 года испыта¬тельной бригадой 3 Управления на самолётах Ту-142МГ Бе-12Н и вертолётах Ка-25ПЛМ, Ми-14ПЛМ под руководством ведущего инженера-испытателя С.П. Зотько. Полёты на испытания выполняли лётчики-испытатели В.К. Нико¬лаев, В.Е. Половинкин, А.К. Смирнов, штурманы-испытатели А.А. Шишка, С.В. Боричко, А.А. Данилин, В.Ф. Незамаев. Имитатор успешно прошел испы¬тания и был рекомендован для принятия на вооружение авиации ВМФ.
В середине 1987 года серийный вертолёт Ми-8МТ производства Казанского вертолётного завода был доработан под установку специального устройства СУ-Р и устройства безпарашютного десантирования УСПЧ-4. Испытания прово¬дили специалисты 3 Управления без материальной приёмки вертолёта и при техническом обслуживании МАП в период с 20 ноября 1987 года по 16 января 1988 года. Было выполнено 44 полета, 296 спусков экспериментаторов и 34 спуска грузов с вертолёта на режиме висения. Испытания проводились в районах Феодосийского залива, аэродрома «Кировское» и лесах г. Старого Кры¬ма (гора Агармыш). Испытания показали, что безпарашютное десантирование группы до 8-ми человек днем над сушей, водой и кустарниками особенностей не имеет, над лесом требует точного выдерживания режима висения для исключе¬ния травмирования десантников, в горах - затруднено, из-за наличия нисходя¬щих и восходящих воздушных потоков, приводящих к болтанке и раскачиванию вертолёта. Пилотирование вертолёта при десантировании ночью над сушей, ку¬старником и лесом, по сравнению с дневными условиями усложнено, но воз¬можно, а над водой и в горах небезопасно. Безпарашютное десантирование с помощью УБД-4 десантников в составе группы 8 человек, штатном вооружении ВДВ общей массой до 120 кг каждого с режима висения вертолёта Ми-8МТ на высоте 8-35 метров обеспечивало в частях ВДВ за 20-67 секунд, с помощью СУ-Р с высоты 45 метров обеспечивало десантирование 6-ти человек в полётном об¬мундировании массой до 100 кг каждого за 45-68 секунд. Полёты на испытания выполняли лётчики-испытатели В.В.Святошнюк, Ю.М.Тишков, Н.Г.Рыжков, Е.Г.Мухин, Н.Н.Трушков, В.А.Пухватов, А.К.Смирнов, бортовой техник-испытатель В.Г.Бунов. Испытания проводились под руководством инженера-испытате¬ля П.П.Богданова при участии инженеров-испытателей М.И.Ложкина, В.И.Багрия, В.И.Унгуряна, М.И.Закурдаева, И.И.Куржумова, Г.А.Хододного. Без¬парашютное десантирование выполняли парашютисты-испытатели А.А.Рогов, И.И.Куржумов, А.М.Свиридов, В.В.Смирнов, М.И.Ложкин, Г.А.Холодный.
В начале 1987 года базовый поисково-спасательный вертолёт Ми-14пс был доработан в целях обеспечения беспарашютного десантирования спасателей при помощи спускового устройства СУ-Р. Специальные летные испытания дообору¬дованного под спусковое устройство СУ-Р для спуска людей и грузов на воду, лес, горы, землю проводились бригадой 3 Управления в период с 20 октября по 7 декабря 1987 года. Было выполнено 39 полётов, 5 спусков экспериментаторов. Испытания проводились под руководством ведущего инженера-испытателя И.И.Куржумова. Полёты выполняли лётчики-испытатели А.К.Смирнов, В.А.Лавров, бортовой техник-испытатель В.Г.Бунов. В испытаниях участвовали инженеры-испытатели по специальностям В.И.Унгурян, В.М.Сета, В.Ф.Жданов, В.И.Багрий, О.Б.Арзамасцев, парашютисты-испытатели В.П.Данилов, А.М.Свиридов, Г.А.Холодный, В.В Смирнов, Г.С.Кудря, В.К.Таранов, И.И.Куржумов.
В сентябре 1988 года в 3 Управлении был предъявлен на специальные лёт¬ные испытания вертолёт Ми-14пл с радиоакустической аппаратурой (РГА) «Изум¬руд». РГА «Изумруд» представляла собой аппаратуру приёма, обработки ото¬бражения информации от пассивных ненаправленных буев РГВ-16 и пред¬назначалась для обнаружения подводных лодок по излучаемым ими шумам в звуковом диапазоне частот или по отражённым от подводной лодки сигналам взрывных источников звука (ВИЗ).
Государственные испытания РГА «Изумруд» были проведены на самолёте Ил-38, а вертолёт Ми-14пл с РГА «Изумруд» был предъявлен на специальные испытания. Испытания проводила бригада 3 Управления в период с 21 сентября 1988 года по 28 февраля 1989 года на полигонах «Чауда» и «Меганом» в Черном море. Бригадой руководил ведущий инженер-испытатель И.П.Меняев. Полёты на испытания выполнили ведущий лётчик-испытатель В.А.Лавров и ведущий штурман-испытатель В.В.Сунгуров. В полётах на испытания участвовали все лётчики и штурманы-испытатели второй вертолетной эскадрильи. В испытани¬ях участвовали инженеры-испытатели В.И.Дробышев, Д.И.Осовский, В.Е.Ковальчук, В.М.Ионин, С.Г.Зобнин, B.C.Панков, К.Л.Петерин, В.М.Сета, В.И.Багрий, В.Ф.Бучельников, В.В.Золин, О.В.Огурцов, Л.А.Гуляев.
По результатам испытаний был сделан вывод, что эффективность вертолёта Ми-14пл с РГА «Изумруд» по обнаружению подводных лодок возросла в два раза.
В период с 24 октября 1983 года по 30 июня 1989 года проводились Государ¬ственные испытания опытной авиационной противолодочной ракеты (АПР) «Орел-М». Ракета (торпеда) предназначалась для поражения современных и перспективных подводных лодок вероятного противника, идущих в подводном положении на глубине до 800 метров, со скоростью до 80 км/час и в подводном положении или под перископом со скоростью до 30 км/час.
Испытания проводились бригадой 3 Управления на глубоководном полигоне «Меганом». Полёты выполнялись на самолётах Ту-142М, Ил-38, вертолетах Ка-27ПЛ, Ми-14ПЛМ, сброс ракет производился по подводной лодке-мишени проекта 690 в различных тактических ситуациях. Ведущим инженером по ис¬пытаниям опытной АПР (торпеда) «Орел-М» был назначен инженер-испыта¬тель А.И.Суббота. Полёты выполнили экипажи испытателей первой и второй испытательных эскадрилий (ведущие лётчики-испытатели В.Е.Половинкин, Н.Н.Трушков, С.П.Андреев, ведущие штурманы-испытатели А.Г.Волчков, Ю.П.Бахарев, В.Н.Парахин, Н.В.Выдрин, В.Л.Сокол-Кутыловский, М.И.Мешков). В испытаниях принимали участие инженеры-испытатели В.В.Никитин, М.И.Горонов, В.А.Столяров, В.В.Леонов, С.Д.Исаев, С.П.Зотько. Испытания ракеты прошли с положительными результатами.
В соответствии с Решением Государственной комиссии СМ СССР по во¬енно-промышленным вопросам от 25 апреля 1984 года РГА «Изумруд» была установлена на противолодочном вертолёте Ми-14пл, вместо аппаратуры А-100 («Пахра»). Унифицированная радиоакустическая аппаратура «Изумруд» была разработана и изготовлена концерном «Ленинец» по Тактико-Техническому Заданию ВВС 1984 года. Поручением Государственной комиссии предусматри¬валось вместо государственных совместных испытаний (этап «Б») вертолёта Ми-14пл с РГА «Изумруд», провести государственные совместные испытания самолёта Ил-38 с РГА «Изумруд» (испытания были проведены в 1990 году) и специальные испытания вертолёта Ми-14пл с РТА «Изумруд» в пассивном и активном режимах её работы. Специальные лётно-морские испытания верто¬лёта проводились бригадой 3 Управления в период с 2 апреля по 12 августа 1991 года на базе Феодосийского Филиала МВЗ им. М.Л.Миля (ФФМВЗ) и по¬лигонах 3 Управления. Целью испытаний было - определение эффективности поиска и обнаружения подводных лодок вертолётом Ми-14пл с РГА «Изумруд» и взрывными источниками звука (ВИЗ). Испытания возглавлял ведущий инже¬нер-испытатель И.П.Меняев. В испытаниях участвовали инженеры-испытатели С.А.Кондратенко, Д.И.Осовский, К.Л.Петерин, В.В.Золин, В.А.Туголуков, В.В.По¬пов, Г.Н.Шеша, В.М.Сета, Е.В.Ануфриев, С.Г.Зобнин, В.С.Сотников, В.Н.Ряза¬нов. Полёты выполняли лётчики-испытатели В.А.Лавров, Н.Н.Трушков, штурманы-испытатели Ю.П.Бахарев, С.Б.Баричко, М.И.Мешков.
Результат испытаний был отрицательным - поиск и обнаружение подводной лодки на вертолёте Ми-14пл с РГА «Изумруд» при работе с ВИЗ «Примечание» не эффективны, предлагалось использовать РГА в пассивном режиме вместо аппаратуры «Пахра».
По поручению Кабинета Министров МЧС Украины, на основании Приказа ГК ВВС Украины бригадой и на базе ГАНИЦ были проведены государственные испытания модифицированного вертолёта Ми-14ПЖ с 13 по 22 декабря 1999 года. Модифицированный пожарно-спасательный вертолёт Ми-14ПЖ создан на основании Постановления Кабинета Министров Украины по Техни¬ческому Заданию, утвержденному Начальником Украинской Государственной базы авиации по охране лесов в 1996 году. Модификация вертолёта Ми-14ПЖ была разработана на базе серийного вертолёта буксировщика тралов Ми-14БТ государственным предприятием /ГМП/ «Пассат», г. Севастополь. Вертолёт Ми-14ПЖ выполняет следующие задачи:
- гашение и ликвидация пожаров с воздуха;
- перевозка членов пожарных команд;
- поисково-спасательные операции по оказанию помощи терпящим бедствие на земле и на воде.
Государственные испытания вертолёта Ми-14ПЖ проводили: инженеры- испытатели В.А.Дмитриев (ведущий), В.П.Зинченко, Е.Ю.Рашевский, С.М.Куринный, И.В.Телевный, В.И.Яблоков, А.Н.Походенко, С.В.Парахин, А.В.Коваленко, В.К.Дымченко, М.А.Чемоданов, С.Н.Козловский, В.В.Кузин, Б.П. Петров, О.В.Гнивицкий, В.Л.Мартынян, Ю.Б.Шаморкин, С.И.Филиппов, С.Н Авдеев, А.В.Захаренко, С.Н.Яковлев, С.А.Шерстков, И.М.Сила, В.В.Крашилин; лётчики-испытатели Ю.М.Тишков, С.М.Тишков, Ю.Н.Гладкий, А.В.Лихо- та; штурман-испытатель И.В.Плахотник; бортовой инженер-испытатель Н.А.Второв. Вертолёт Ми-14ПЖ испытания выдержал и был рекомендован для запуска установочной серии. Летом 2000 года он нашёл своё применение по тушению пожаров лесов Турции, Крыма, в районе Ялты - командир экипажа лётчик-испытатель С.М.Тишков.
Отредактировано commanderm (2011-07-06 14:41:15)